Двойник каменной головы из Петергофа – в Индии. Славяно-арийские Мыслители и Воины

  • 20.06.2020


Людей всегда интересовали древние цивилизации и их невероятные способности создавать мегалиты. Одной из таких тайн являются резные каменные головы цивилизации ольмеков, обнаруженные в Мексике. Эти древние гигантские скульптуры изображают головы людей с плоскими носами, слегка раскосыми глазами и пухлыми щеками. На данный момент раскопано семнадцать загадочных каменных голов, но никто не знает, почему они расположены в том или ином месте, зачем их делали и как их доставили в места, где сейчас находят.


Первые археологические исследования цивилизации ольмеков датируются 1938 годом. Как ни странно, эти экспедиции начали проводить через довольно длительное время после открытия первой гигантской головы в 1862 году в Трес-Сапотес.


Семнадцать гигантских каменных голов ольмеков были найдены в четырех местах вдоль побережья Мексиканского залива, в местах, в которых когда-то процветала цивилизация ольмеков.


Большинство каменных голов ольмеков были вырезаны из круглых валунов, кроме двух огромных голов из Сан-Лоренцо Теночтитлан, которые были вырезаны на гигантских каменных тронах. Любопытно, что еще один памятник, массивный каменный трон, который расположен в Такалик-Абах в Гватемале, возможно, был вырезан наоборот - из колоссальной головы.


Этот монументальный трон является единственным известным примером подобной резьбы, которую нашли не в 4 местах, где обнаруживали каменные головы. Точный возраст этих колоссальных голов до сих пор полностью не установлен. Ученые изучили четыре места, где находили головы ольмеков - Сан-Лоренцо, Ла-Вента, Трес-Сапотес и Ранчо-ла-Кобата, чтобы получить представление о том, как они связаны между собой.


Монументальные головы в Сан-Лоренцо были захоронены около 900 г. до н.э., но есть четкие свидетельства того, что их создавали намного раньше. Что интересно, несмотря на то, что (как считают ученые) головы с Сан-Лоренцо самые старые из всех, они поражают своей идеальной резьбой.


С датировкой в других местах раскопок все сложнее - скульптуры в Трес-Сапотес были перемещены из места их первоначального создания, прежде чем они были исследованы археологами, а головы в Ла-Венте были частично раскопаны и извлечены из земли, когда их обнаружили. Таким образом, фактический период создания гигантских голов ольмеков может охватывать как сто, так и тысячу лет.


Все ольмекские каменные головы относятся к раннему доклассическому периоду Мезоамерики (1500 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.), хотя две головы в Трес-Сапотес и одна голова из Ранчо-ла-Кобата признаны как относящиеся к середине доклассического периода (1000 г. до н.э. - 400 г. до н.э). В основном цивилизация ольмеков располагалась на побережье Мексиканского залива на участке примерно в 275 км вдоль побережья и на 100 км вглубь территории (сейчас на этом месте находятся два современных мексиканских штата Табаско и Веракрус.


Цивилизация ольмеков считается первой «крупной» культурой в Мезоамерике - она существовала в этой области Мексики между 1500 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Будучи одной из «Шести колыбелей цивилизации» в мире, цивилизация ольмеков является единственной, которая развивалась в тропическом лесу. Считается, что вырезание и размещение каждой колоссальной каменной головы должно было быть одобрено и скоординировано ольмекскими правителями.


Также строительство нужно было тщательно спланировать, принимая во внимание усилия, связанные с получением необходимых ресурсов и рабочей силы. Таким образом, кажется, что только самые влиятельные ольмеки могли позволить себе подобное. Что касается рабочей силы, то нужны были далеко не только скульпторы, но и лодочники, плотники, надзиратели и другие ремесленники, которые помогали создать и переместить скульптуру.


В дополнение к этому также нужен был персонал, необходимый, чтобы кормить всех работников. Также нужно было учитывать сезонные циклы и уровень воды в реках, чтобы планировать производство огромных скульптур. На самом деле, на весь проект, от начала до конца, могли потребовались годы. Археологическая экспертиза ольмекских творений позволяет предположить как именно делали эти каменные головы.


Во-первых, валуны сначала грубо обрабатывали, откалывая как крупные, так и небольшие фрагменты породы. Затем производилась более тонкая резьба с помощью скульптурного молотка. В завершающей стадии использовали абразивные материалы для шлифовки. Каменные головы ольмеков отличаются тем, что обычно у них были тшательно вырезаны лица, и намного менее скрупулезно подходили к деталям головных уборов и украшений на ушах.


Все семнадцать каменных голов были вырезаны из базальтового камня, который добывали в горах Сьерра-де-лос-Тукслас в штате Веракрус. Эти валуны находили в районах, пострадавших от крупных вулканических оползней, которые «спускали» огромные валуны вниз по горным склонам. Ольмеки тщательно отбирали валуны, которые изначально имели сферическую форму, чтобы им было легче придавать вид человеческой головы. Затем валуны перевозили от горных склонов на расстояние до 150 км.


Современные ученые недоумевают, как ольмеки могли транспортировать такие огромные массы базальта, тем более, что у них не было тягловых животных, а также эта цивилизация не использовала колесо. Головы ольмеков различаются по весу от от шести до пятидесяти тонн, а высотой примерно от 1,5 до 3,65 метров. Заднюю часть этих каменных памятников часто делали плоской.


Это заставило ученых предположить, что первоначально головы прислоняли к стене во время работы резчиков. Все гигантские каменные головы ольмеков имеют уникальные головные уборы. Предполагается, что ольмеки делали (естественно, в жизни, а не на скульптурах) подобные головные уборы из шкур животных или ткани.


На некоторых из каменных голов даже виден завязанный узел на задней части головы, а у других головные уборы украшены перьями. Также у большинства голов есть большие серьги в мочках ушей. Все головы являются реалистическими точными копиями мужчин. Вполне вероятно, что они были скульптурами известных правителей ольмеков. Все 17 каменных голов находятся на постоянной основе в Мексике, в основном в музеях антропологии.

По маиериалам: thevintagenews.com

В продолжение темы для всех, кому интересна история древних цивилизаций .

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме

Парк усадьбы Сергиевка имеет статус Государственного памятника природы, но не одними только прекрасными дубравами и живописными прудами знаменит.

В конце восемнадцатого века усадьба стала собственностью императорской семьи. В 1839 году Николай I подарил её своей дочери Марии Николаевне по случаю её бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Чтобы придать усадьбе облик, достойный новых хозяев, был приглашен архитектор А. И. Штакеншнейдер, уже успевший хорошо себя зарекомендовать на строительстве дворцов для членов царской семьи. В результате в Сергиевке появился дворцово-парковый ансамбль, радующий глаз по сей день, хотя и далеко не в той степени, как это было при жизни Марии Николаевны.

Однако вернемся к камню. Откуда он взялся в овраге, никто не знает. А вот насчет того, как превратился в голову, кое-что известно. Сделал скульптуру неизвестный мастер по проекту архитектора Франца Броуэра в 1799 или 1800 году. Того самого Франца Броуэра, который участвовал в создании Римских фонтанов в Петродворце. По свидетельству разных источников, камень должен был изображать голову спящего воина и называться "Русич".

Считается, что когда-то на нём был шлем как у русского богатыря, скорее всего - металлический. Это подтверждает отверстие на носу - якобы оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для шлемов воинов-русичей. Впоследствии, когда шлем исчез, первоначальное название скульптуры тоже было забыто.

Сейчас у каменной головы несколько имен. Разные авторы называют камень "Воин", "Старик", "Голова Самсона", "Мужская голова". Сотрудники БиНИИ и студенты обычно именуют камень Адамом.

Главная достопримечательность парка Сергиевка, которую нам хотелось увидеть, каменная голова, вросшая в землю около тропинки недалеко от дворца.
Таинственный валун Голова, с бьющим у самого ее основания родником, залег в западном овраге парка Сергиевка. В разнообразных документальных и художественных источниках голову называют «Старец», «Старик», «Адамова голова», «Русич», «Голова Самсона», «Воин» и совсем редкое название — скульптура Святогора.
Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты лица лаконичны, глаза выразительны и омрачены глубокой печалью. В переносице видно отверстие, в котором, вероятно, когда-то крепился металлический шлем. Его не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний. Если шлем и был, то в настоящее время эта деталь утрачена.

Никто точно не знает историю этой головы. Но такое большое разнообразие названий говорит о том, что с головой связано много легенд.
Легенда первая:
Сама реальная, она же официальная версия, голову создали из валуна около 1800 г. по велению императора Павла I. Автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя каменотеса осталось неизвестно.
Легенда вторая:
Голова стоит еще с древнерусских времен. Но во времена столь давние, здесь жили многочисленные финно-угорские племена, а Русью тут и не «пахло». Разве что забредали случайные новгородские отряды, сбившиеся с пути в Копорье да Карелу.
Легенда третья:
По другой легенде, в толще земли зарыто изваяние огромного каменного великана. Никто так и не удосужился проверить эту версию.
Легенда четвертая:
Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое — исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.
Легенда пятая:
Это — голова самого императора Петра I. Памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но якобы памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать.
Легенда шестая:
Так же связанная с Петром I. Голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.
Легенда седьмая:
Она гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь (некоторые говорят — сын). Государь Петр I стал крестным отцом ребенка. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.
Легенда восьмая:
Есть версия что голова — это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем. Шведы тащили ее к морю на корабль, но не дотащили и бросили. Так она и осталась в глубоком овраге.
Легенда девятая:
Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским-младшим посетил Сергиевскую усадьбу и побывал в тенистом овраге около «спящей» головы. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года после посещения Сергиевки.
Легенда десятая:
Голову выполнили в середине 19 века почитатели таланта Пушкина, как иллюстрацию к поэме «Руслан и Людмила». Сама голова была гораздо ниже, и из ее рта вытекал ручей, как маленький водопад.

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале «Спартак» была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета — если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.

Парк Сергиевка находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX века.

Если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, то откроется невероятное зрелище – огромная каменная, наполовину вросшая в землю голова.

Это один из самых загадочных скульптур окрестностей Петербурга. Откуда она там взялась и кто её там разместил — тайна. Её называют «Стариком», «Головой Адама», «Русичем».

Точная дата создания каменной головы и ее автор неизвестены. До сих пор его происхождение вызывает множество споров среди историков. Интересно, что этот памятник не упоминается ни в одном из исторических документов, не существует дореволюционных фотографий или рисунков этой головы.

Одним из редких упоминаний памятника в XIX веке является фрагмент в «Дневнике путешествия в Россию в 1867 году» Льюиса Кэрролла: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут - длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли…»

Вероятно, скульптура является оформлением водного источника, впадающего здесь в ручей.

Официальная версия гласит, что голову высекли из валуна в 1800 году по приказу императора Павла I и по проекту архитектора Ф. Броуэра. Она изображала русского витязя, и на ней крепился бронзовый шлем, от которого до сих пор сохранилось крепежное отверстие на переносице головы. По преданию, именно увидев эту голову во время визита в Сергиевку в 1818 году, Пушкин и создал свой бессмертный образ обезглавленного великана.

Есть точка зрения, что это голова Петра I, якобы, сделанная мастером с Петергофской Гранильной фабрики в знак благодарности за то, царь согласился стать крестным отцом его дочери.

Есть и другие легенды, объясняющие появление данного памятника. Согласно одной из них, голову изваяли шведы. Это был образ одного из скандинавских королей. Шведы тащили голову к морю, но не закончили свой путь и бросили камень там где он и лежит поныне.

Все эти версии документально не подтверждены и скорее народного происхождения.

Елена Крумбо́, специально для сайта «Мир тайн»

Другие статьи по теме: