Крепостное право в России: было ли оно рабством. Крепостное право в России: миф и реальность (5 фото)

  • 17.10.2019

Во сколько начнется Церемония закрытия Универсиады 2019, где смотреть:

Начало Церемонии закрытия Универсиады 2019 - 20:00 по местному времени, или 16:00 по Москве .

В прямом эфире шоу покажет федеральный телеканал "Матч!" . Начало телевизионной прямой трансляции - 15:55 мск.

Также прямая трансляция будет доступна на канале "Матч! Страна" .

В интернете прямую онлайн-трансляцию события можно запустить на портале Спортбокс .

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чехословакии - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Традиции и обычаи Масленицы:

Суть праздника Масленицы в христианском понимании состоит в следующем:

Прощение обидчиков, восстановление добрых отношений с ближними, душевное и дружеское общение с близкими и родными людьми, а также благотворительность - вот что является главным в эту Сырную седмицу.

На Масленицу уже нельзя есть мясные блюда, и это тоже является первым шагом к посту. Зато блины пекутся и поедаются с великим удовольствием. Они пекутся пресные и квасные, на яйцах и молоке, подаются с икрой, сметаной, сливочным маслом или медом.

В целом, на протяжении Масленичной недели следует веселиться и посещать праздничные мероприятия (кататься на коньках, лыжах, сноутюбах, с горок, на лошадях). Также, надо уделять время семье - веселиться совместно с родными и близкими: вместе куда-нибудь сходить, "молодые" должны посетить своих родителей, а родители, в свою очередь, приехать в гости к детям.

Дата Масленицы (православная и языческая):

В церковной традиции Масленицу отмечают на протяжении 7 дней (недели) с понедельника по воскресенье, перед самым главным православным постом, поэтому событие также называют "Масленичная неделя".

Время проведения Масленичной недели зависит от начала Великого поста, претворяющего Пасху, и каждый год сдвигается в соответствии с церковным православным календарем.

Так, в 2019 году православная Масленица проходит с 4 марта 2019 года по 10 марта 2019 года, а в 2020 году - с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года .

Что касается языческой даты Масленицы , то древние славяне отмечали праздник по солнечному календарю - в момент наступления астрономической весны, который происходит в . Древнерусское празднование продолжалось на протяжении 14 дней: начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия, а завершалось неделей позже.

Описание празднования Масленицы:

Традиция отмечать Масленицу веселым гулянием сохранилась до сих пор.

В большинстве российских городов проводятся мероприятия под названием "Широкая Масленица" . В столице России городе Москве центральной площадкой праздничных гуляний традиционно является Васильевский спуск Красной площади. За рубежом также проводят "Русскую Масленицу", для популяризации российских традиций.
Принято, особенно в последнее воскресенье, когда работающие и учащиеся могут отдохнуть, устраивать массовые праздники как в старину, с песнями, играми, проводами и сожжением чучела Масленицы. В масленичных городках организуются сцены для выступлений, места продажи еды (блины обязательны), и сувенирной продукции, аттракционы для детей. Проводятся маскарады с ряженными и карнавальные шествия.

Какие есть дни Масленичной недели, как они называются (название и описание):

Каждый день Масленицы носит свое название и имеет свои традиции. Ниже приводим название и описание для каждого дня.

В понедельник - Встреча . Поскольку первый день является рабочим, вечером свекор со свекровью приходят в гости к родителям невестки . Пекутся первые блины, которые можно отдать бедным на помин усопших. В понедельник наряжается соломенное чучело и выставляется на возвышенности в месте проведения гуляний. В танцах и игрищах проводятся стилизованные кулачные бои "стенка на стенку". Выпекается и торжественно поедается "первый блин" на помин души.

Во вторник - Заигрыш . Второй день традиционно является днем молодых. Гулянья молодежи , катание с гор ("покатушки"), сватовство являются приметами этого дня. Следует заметить, что церковью запрещены свадьбы на Масленицу, как и в пост. Поэтому во вторник Масленицы сватают невесту, чтобы сыграть свадьбу после Пасхи на Красную горку.

В среду - Лакомка . В третий день зять приходит к тёще на блины .

В четверг - Разгул, Разгуляй . В четвертый день народные гуляния приобретают массовый характер. Широкая Масленица – так называются дни с четверга до конца недели, а сам день щедрых угощений зовут "разгульный четверток".

В пятницу - Тещины вечерки . В пятый день масленичной недели теща с подругами или родственницами приходит в гости к зятю на блины . Блины, конечно, должна напечь ее дочь, а зять проявить гостеприимство. Помимо тещи, в гости приглашается вся родня.

Суббота - Золовкины посиделки . На шестой день в гости приходят сестры мужа (можно также пригласить и остальных родственников мужа). Хорошим тоном считается не только обильно и вкусно накормить гостей, но и подарить золовкам подарки.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье . В крайний (седьмой) день, перед Великим постом, следует каяться и проявлять милосердие. Все родные и близкие просят друг у друга прощения. В местах общественных празднований устраивают карнавальные шествия. Чучело Масленицы торжественно сжигается, превращаясь таким образом в прекрасную Весну. С наступлением темноты запускают праздничный фейерверк.

В храмах также в воскресенье на вечерней службе совершается чин прощения, когда священник просит прощения у церковных служителей и прихожан. Все верующие в свою очередь просят прощения и кланяются друг другу. В ответ на просьбу о прощении говорят «Бог простит».

Что происходит по окончании празднования Масленицы:

А по окончании праздника Масленицы у православных верующих начинается один из самых важных постов. Все мы помним высказывание: "Не всё коту Масленица - будет и Великий пост" .

“Прежняя система отжила свой век” — таков приговор одного из идеологов этой системы М.Н. Погодина, вынесенный им спустя три месяца после смерти Николая I.

В 1855 г. на престол вступил 37-летний .

В отличие от отца, он был подготовлен к управлению государством, получил прекрасное образование и готов был сразу приступить к решению государственных вопросов . А.И. Герцен писал: “Государь! Ваше царствование начинается под удивительно счастливым созвездием. На Вас нет кровавых пятен, у Вас нет угрызений совести. Весть о смерти отца Вам принесли не убийцы его. Вам не нужно было пройти по площади, облитой русской кровью, чтобы сесть на трон. Вам не нужно было казнями возвестить народу Ваше восшествие” (“Былое и Думы”).

Начал новый Российский император с заключения Парижского мира. Поражение в Крымской войне (1853 — 1856 гг.) показало не только несостоятельность внешнеполитического курса, но и поставило самодержавие перед выбором: либо империи как европейской державе сойти со сцены, либо в спешном порядке догонять соперников. Нужно было восстановить реноме России в общеевропейском общественном мнении. Это вынуждало Александра II и его правительство искать новые пути и принимать нестандартные решения.

В 1855 — 1856 гг. появилась значительная рукописная литература: записки П.А. Валуева, А.И. Кошелева, К.Д. Кавелина, Ю.Ф. Самарина, Б.Н. Чичерина, А.М. Унковского и др. Они были опубликованы в Вольной типографии А.И. Герцена в Лондоне в “Полярной звезде” (1855 г.), в “Голосах из России” (1856 г.) и в “Колоколе” (1857 г.). Авторы записок и проектов не только обличали пороки системы, но и предлагали различные варианты реформ, побуждали правительство к действию.

Первым документом, с которого принято начинать историю отмены крепостного права, был рескрипт царя 20 ноября 1857 г. виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову. В рескрипте предлагалось наделить крестьян правом выкупа только усадьбы и пользования полевым наделом за повинности; вся земля оставалась в собственности помещиков, и сохранялась вотчинная власть. Дело подготовки проектов реформы правительство поручило самому дворянству. С этой целью в течение 1858 — начале 1859 гг. прошли дворянские выборы в 46 губернских комитетов для подготовки реформы.

Особую роль в изменении взглядов Александра II и правительства на реформу оказали крестьянские волнения в апреле 1858 г. в Эстляндии, где крепостное право было отменено за 40 лет до этого. Волнения были подавлены, но “остзейский вариант” (освобождение крестьян без земли) был развенчан в глазах царя. Позиции сторонников этого варианта в правительстве ослабли.

На этом фоне в правительственной политике начинает завоевывать приоритет новое направление, которое поставило цель — превратить крестьян в собственников своих наделов, уничтожить вотчинную власть помещиков и приобщить крестьянство к гражданской жизни.

17 февраля 1859 г. было создано новое, нетрадиционное учреждение — Редакционные комиссии под председательством Я.И. Ростовцева. В составе Редакционных комиссий большинство состояло из либерально настроенных деятелей и бюрократии, в возрасте в основном от 35 до 45 лет. Душой комиссии был Н.А. Милютин. Среди ее членов известный славянофил Ю.Ф. Самарин, западник К.Д. Кавелин, вел. кн. Константин Николаевич, крупные ученые П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.Х. Бунге, Д.А. Милютин, общественные деятели В.А. Черкасский, А.М. Унковский и др. Безусловно, в комиссиях были и крепостники, но они оказались в меньшинстве и не смогли остановить ход ее подготовки.

19 февраля 1861 г. подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей” и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась:

  1. бесплатно личная свобода. Помещик сохранял право на все земли, но
  2. обязан был предоставить крестьянину в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан ее выкупить. Помещик обязан был дать надел, а крестьянин был обязан этот надел принять.
  3. Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство имели отношения с общиной, которая выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то
  4. посредником между помещиками и крестьянством выступало государство. Правительство единовременно оплатило помещикам 80 % выкупной суммы, а остальные 20 % внесла община, которая получила от правительства кредит под 6 % годовых сроком на 49 лет.

За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять обязанности перед барином. Отсюда и термин: временнообязанные крестьяне. Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина . В среднем по стране норма оброка составляла 10 р. в год, а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Размер выкупа за надел составлял такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий 6 % годовых, давала бы помещику ежегодно сумму оброка. На эти деньги помещик мог купить сельскохозяйственные машины и нанять работников, мог вложить деньги в акции, модернизацию своего хозяйства. В среднем по стране выкуп превышал рыночную стоимость земли. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу. Для прожиточного минимума надо было иметь от 5 до 8 дес. Перспектива разорения значительной части крестьянства стала неизбежной.

В 1911 г., в год 50-летия реформы 1861 г., она была названа Великой. Факт отмены крепостного права, этой унизительной формы состояния человека, был актом великого гуманистического значения.

1842 год

Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разрешалось освобождать без земли, предоставляя ее за выполнение определенных повинностей. В итоге в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек.В период царствования Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: были выработаны основные подходы и принципы ее осуществления, накоплен необходимый материал.

Но отменил крепостное право Александр II. Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. В первые годы царствования на встрече с делегацией московских дворян он сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу». Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался.

1857 год

3 января был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством тогдашнего председателя Госсовета князя А.Ф. Орлова, который говорил, что “скорее даст себе отрубить руку, чем подпишет освобождение крестьян с землёй”. Все представленные до этого времени проекты по отмене крепостного права в России имели общую направленность - стремление сохранить помещичье землевладение.. В состав комитета вошли государственные деятели, которые затягивали рассмотрение крестьянской реформы. Особенно ярыми противниками реформы были министр юстиции граф В.Н. Панин, министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, шеф жандармов князь В.А. Долгоруков, член Государственного совета князь П.П. Гагарин. И лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внёс позитивные предложения, одобренные Александром II: освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет, сохранение крестьянских наделов за повинности.

Позиция правительства и комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

1858 год

Комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян, но крестьянские волнения 1858 года в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Вскоре в Секретный комитет вошёл брат императора великий князь Константин Николаевич, а сам Александр II требовал от Комитета определённых решений. В 1858 году Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, а в течение этого года в стране открылось 45 губернских комитетов.

1859 год

На следующий год, в феврале 1859-го, были образованы Редакционные комиссии, председателем которых стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев - близкий друг царя, который и предложил проект новой правительственной программы: выкуп крестьянами усадебной и надельной земли, учреждение крестьянского самоуправления и упразднение вотчинной власти помещиков. Так были сформулированы основные позиции будущей реформы.

Императорский Манифест от 19 февраля 1861 г.

«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

По этим документам крепостные крестьяне получали личную свободу и право на надел земли. При этом они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались на 20% меньше тех, которыми они пользовались до этого. Величина крестьянского выкупа земли в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне затем в течение 49 лет расплачивались с ним.


1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

3. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее и т. п. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела - от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте.

6. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной - 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков - это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной - 40% земли.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель - чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей - при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности - барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика - исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке - 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

  1. Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;
  2. Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;
  3. Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;
  4. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I , но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.

Инструкция

По мнению известного историка В.О. Ключевского, крепостное право является «худшим видом» неволи людей, «чистым произволом». Русские законодательные акты и правительственные полицейские меры «прикрепляли» крестьян не к земле, как было принято на Западе, а к владельцу, становившемуся полновластным хозяином над зависимыми людьми.

Земля - главная кормилица для крестьянства в России на протяжении многих веков. Собственное «владение» давалось человеку нелегко. В 15 в. большая часть русских территорий была непригодна для земледелия: леса покрывали обширные просторы. На добытой ценой огромного труда пашне основывались заимки. Все земельные владения находились в собственности великого князя, а крестьянские дворы пользовались самостоятельно разработанными пахотными участками.

Владеющие землей бояре и монастыри зазывали к себе новых крестьян. Для обустройства на новом месте землевладельцы предоставляли им льготы в исполнении повинностей, помогали обзавестись собственным хозяйством. В этот период люди не были прикреплены к земле, имели право искать более подходящие для жизни условия и менять место проживания, выбирая нового землевладельца. Частный договор или «рядная» запись служили для установления отношений между собственником земли и новым поселенцем. Главной обязанностью землепашцев считалось несение определенных повинностей в пользу владельцев, самые важные из них - оброк и барщина. Для помещиков было необходимо удержать рабочую силу на своей территории. Между князьями даже устанавливались договоры о «непереманивании» крестьян друг у друга.

Затем в России наступила эпоха крепостного права, продолжавшаяся достаточно долго. Начиналась она с постепенной потери возможности свободного переселения на другие территории. Обремененные непомерными выплатами земледельцы не могли погасить задолженности, они убегали от своего помещика. Но по закону принятых в государстве « лет» землевладелец обладал полным правом разыскивать беглецов пяти (а позднее пятнадцати) лет и возвращать назад.

С принятием Судебника 1497 г. крепостное право стало оформляться. В одной из статей этого сборника русских законов указывалось, что переход крестьян к другому хозяину разрешается один раз в году ( до и после Юрьева дня) после уплаты пожилого. Размер выкупа был немалый и зависел от продолжительности проживания на земле помещика.

В Судебнике Ивана Грозного Юрьев день сохранился, но плата за пожилое значительно возросла, к ней прибавилась дополнительная пошлина. Зависимость от помещиков усиливала новая статья закона об ответственности хозяина за преступления его крестьян. С началом переписи (1581 г.) в России на отдельных территориях наступали «заповедные годы», в это время для людей существовал запрет на уход даже в Юрьев день. По окончании переписи (1592 г.) специальный Указ окончательно отменил переселение. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», - стали говорить в народе. Для земледельцев оставался один выход – побег с надеждой, что их не отыщут.

17 век – эпоха усиления самодержавной власти и массового народного движения в России. Крестьянство делилось на две группы. На помещичьих, монастырских землях проживали крепостные крестьяне, на долю которых выпадало несение разнообразных повинностей. Черносошных крестьян контролировали власти, эти «тяглые люди» были обязаны платить налоги. Дальнейшее закрепощение русского народа проявлялось в различных формах. При царе Михаиле Романове помещикам разрешалось уступать и продавать крепостных без земли. При Алексее Михайловиче Соборным Уложением 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле. Розыск и возвращение беглых становились бессрочными.

Крепостная неволя переходила по наследству, а право распоряжаться имуществом зависимых людей получал помещик. Долги владельца покрывались имуществом подневольных крестьян и холопов. Полицейский надзор и суд внутри вотчины вершили их хозяева. Крепостные оказались совершенно бесправными. Они не могли без разрешения владельца заключать браки, передавать наследство, самостоятельно выступать в суде. Помимо обязанностей перед своим господином, крепостные должны были исполнять повинности в государственную пользу.

Законодательство возлагало определенные обязательства и на помещиков. Они наказывались за укрывательство беглых, убийство чужих крепостных, платили государству налоги за сбежавших крестьян. Хозяева должны были наделить своих крепостных землей и необходимым инвентарем. Запрещалось отбирать у зависимых людей землю и имущество, превращая их в холопов, отпускать на свободу. Крепостное право набирало силу, оно распространялось на черносошных и дворцовых крестьян, которые теперь лишились возможности покидать общину.

К началу 19 века в связи с доведенными до предела оброком и барщиной между помещиками и крестьянами обострялись противоречия. Работая на своего господина, крепостные не имели возможности заниматься собственным хозяйством. Для политики Александра I крепостничество составляло незыблемую основу государственного устройства. Но первые попытки освобождения от крепостной зависимости были утверждены законодательно. Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах» разрешался выкуп отдельных семейств и целых селений с землей по согласованию с землевладельцем. Новый закон внес мало изменений в положение подневольных людей: выкупиться и договориться с помещиком многим было не по силам. А на значительное количество не имеющих земли батраков указ вовсе не распространялся.

Царем-освободителем от крепостной неволи стал Александр II. Февральским Манифестом 1961 г. крестьянам объявлялись личная свобода и права гражданина. Сложившиеся жизненные обстоятельства привели Россию к этой прогрессивной реформе. Бывшие крепостные становились на долгие годы «временнообязанными», выплачивающими деньги и отбывающими рабочую повинность за пользование отведенными им земельными наделами, и до начала 20 века не считались полноправными членами общества.