Московский государственный университет печати. Классицизм как художественное течение XVII века Классицизм искусстве западной европы 17 века

  • 29.08.2019

Знать: 1. Особенности классицизма как литературного направления: концепция человека, картина мира, концепция прекрасного в культуре эпохи классицизма. 2. Основные правила классицизма. 3. Классицизм в живописи, архитектуре, скульптуре, садово-парковом искусстве.


















ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА: 1. Строгое деление на жанры. 2. Логическая стройность произведения: три единства. 3. Основной конфликт: личные и гражданские интересы, чувство и долг. 4. Наследование античности как образцу. 5. Герои «одной страсти», образы без лиц. Они не меняются, являясь выразителями общих истин. 6. Исключалось использование простонародного языка.


Иерархия жанров классицизма: Иерархия Жанры Темы ИдеиГерои Язык Высокие Ода, трагедия, героическая поэма События выдающегося государственно го значения Прославление монархии, служение государству Цари, выдающиеся деятель, придворные Величав и торжественен Средние Научные произведения, элегии, сатиры Наука, природа, человеческие пороки Познание мира и человеческой природы Представите ли средних классов Общеупотребит ельная лексика Низкие Комедия, песни, стихи в прозе, эпиграммы Социальные пороки, негативные черты характера Обличение человеческих пороков Простые люди Разговорный стиль


ГЕРОИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЙ УРОК ЧИТАТЕЛЯМ Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.


1. Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать. 2. Бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство. 3. Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести. Единство места в нем вам следует блюсти. Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.


Классицизм – стиль в искусстве XVIIначала XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Особенности: обращение к античной культуре как к образцу; декларирование идеи совершенного общества; преимущество долга перед чувством; возвеличивание разума и рациональности; подчинение человека государственной системе.




Версаль – резиденция французских королей Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей. Версаль – абсолютная власть красоты




Классицизм в архитектуре Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма. Пожалуй, именно в архитектуре и садово-парковом искусстве традиции классицизма сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18- начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира. Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.




Скульптура классицизма Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого символизируют: Вздыбленный конь. Россию, которую реформы Петра превратили в мощное государство. Цельный камень в виде огромной волны. Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю. Змея, которую попирает конь Петра. Противники петровских реформ. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость. Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь. Этьен-Морис Фальконе. Памятник Петру Первому


Обратите внимание на один из основных художественных приемов классицистов – аллегоричность (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ) В основе самого крупного Петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Победить льва ему помогает Бог. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: скульптуры олицетворяют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра.


Садово-парковое искусство Сады и парки, подобные Версалю и Петергофу, называются регулярными: их удивительная красота сотворена по законам гармонии, симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого. Проверь себя Кому принадлежат эти слова: Государство – это я? Назовите автора утверждения Мыслю, следовательно, существую Под каким именем в романе Дюма изображен Арман Жан дю Плесси? Кого называли Королем-Солнцем? Кто считал, что задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки? Почему аллеи версальского парка соотносятся не под прямыми углами, а расходятся от центра, как спицы колеса? Кто так писал о рифме «Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно»?


Проверь себя: 1. Классицизм – искусство строгой дисциплины формы и содержания. 2. Исторические рамки классицизма: 17-начало 19 века. 3. Причины появления нового направления в искусстве: кризис гуманистических идей; потребность в новой идеологии, которая способствовал бы созданию мощного государства. 4. Родина классицизма: Италия –Франция. 5. Теоретик классицизма: Николо Буало 6. В каком произведении воплощены художественные принципы классицизма? «Поэтическое искусство»

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. Правда, с учетом того обстоятельства, что расцвет науки еше только начинался, тогда как искусство уже достигло своего апогея. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Его престиж в обществе необычайно высок. По числу великих художников XVII в., видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII в. искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.

Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится все более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией заметно ослабляется. Вследствие этого религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики, наполняются глубокой жизненностью и естественностью.

Другим следствием дифференциации является то, что среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи . был не только гениальным художником, но и великим ученым, мыслителем, изобретателем. Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Оно проявляется в возрастающем числе ярких индивидуальностей, в большей творческой свободе и смелости, широте взгляда на вещи.

Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567-1643), написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в 1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи, но является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене. Помимо оперы в музыке также возникают кантаты и оратории.

Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возникает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тенденции признается.

Барокко

Барокко возникает в конце XVI в. в Италии. Само слово «барокко» означает «странный», «причудливый». Для стиля барокко характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры.

Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и живописец Л. Бернини (1598-1680). В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля — и сильные, и слабые. Многие его произведения оказались сосредоточенными в главном памятнике католического Рима — соборе св. Петра. Под его куполом, сооруженным великим Микеланджело, возвышается грандиозное монументально-декоративное сооружение — тридцати метровая сень, а в алтаре — столь же величественная мраморная кафедра Петра, украшенная золотом и фигурами, изображающими ангелов и амуров, отцов Церкви и святых.

Еще более величественным творением Бернини стала грандиозная колоннада, состоящая из 284 колонн, поставленных в четыре ряда и обрамляющих огромную площадь перед собором св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз св. Терезы».

Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). Его с полным правом можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности — Плутархом. Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Больше всего он любил саму человеческую жизнь.

Рубенс воплотил приверженность гуманизму в своем творчестве. Он стал великим поэтом жизни, наполненной счастьем, наслаждением и лиризмом. Он остается непревзойденным певцом человеческой — мужской и особенно женской плоти, чувственной красоты человеческого тела. Только Рубенс мог с такой смелостью и любовью передавать прелесть самой плоти, ее нежную теплоту, мягкую податливость. Ему удалось показать, что плоть может быть прекрасной, не обладая прекрасной формой.

Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок как естественный и прекрасный плод любви. Данную сторону его творчества можно увидеть и почувствовать в таких картинах, как «Венера и Адонис». «Юнона и Аргус», «Персей и Андромеда», «Вирсавия».

Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу. Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Известно, что итальянские мастера отдавали предпочтение равновесию, спокойствию и гармонии, что позволяло им создавать вечную красоту. Рубенс нарушает все это в пользу движения. Изображаемые им человеческие фигуры нередко напоминают сжатую пружину, готовую мгновенно развернуться. В этом плане ему ближе всех Микеланджело, скульптуры которого полны внутреннего напряжения и движения. Его произведения также наполнены бурным динамизмом. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана».

В произведениях Рубенса цвет и живописность преобладают над рисунком. Здесь ему примером служит Тициан. Рубенс не любит слишком четкие контуры. Он как бы отделяет материю от формы, делая ее свободной, живой и плотской. Что касается цвета, то художник предпочитает яркие, чистые и насыщенные тона, наполненные здоровой жизненной силой. Он стремится не столько к их гармонии, сколько к оркестровке, к созданию цветовой симфонии. Рубенса по праву называют великим композитором цвета.

Классицизм

Родиной классицизма стала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Согласно классицизму, предметом искусства должно быть возвышенное и прекрасное, героическое и благородное. Искусству налле- жит выражать высокие нравственные идеалы, воспевать красоту и духовное богатство человека, прославлять торжество сознательного долга над стихией чувств. Судьей искусства является не только вкус, но и разум.

Классицизм разделяет основные положения рационализма и прежде всего идею о разумном устройстве мира. Однако в понимании отношений между человеком и природой он расходится с ним, продолжая линию ренессансного гуманизма и считая, что эти отношения должны строиться на принципах согласия и гармонии, а не господства и подчинения. В особенности это касается искусства, одна из задач которого — воспевать гармонию человека с прекрасной природой.

Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н. Пуссен (1594-1665). В своем творчестве он целиком полагается на рационализм Р. Декарта, считая, что ощущение всегда частично и односторонне, и только разум может охватить предмет всесторонне и во всей его сложности. Поэтому обо всем должен судить разум.

Пуссен почти всю жизнь провел в Италии, однако это не помешало ему стать истинно французским художником, создавшим одно из глазных направлений в искусстве, существующее до наших дней. Из итальянских мастеров наибольшее влияние на него оказал Рафаэль. произведения которого являют собой идеальные образцы законченного совершенства, а также Тициан, у которого все последующие художники берут уроки чистой живописности.

Хотя Пуссен отдает предпочтение разуму, его искусство никак нельзя назвать сухим, холодным и рассудочным. Он сам отмечает, что целью искусства является удовольствие, что все усилия художника направлены на то, чтобы доставить зрителю эстетическое наслаждение. Его произведения уже содержат в себе два главных элемента искусства, когда оно становится вполне самостоятельным и самодостаточным явлением.

Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией линий и цвета, что и составляет источник особого, эстетического удовольствия. Второй связан с экспрессией, выразительностью, с помощью которой художник воздействует на зрителя и вызывает в нем то состояние души, которое испытывал сам.

Наличие этих двух начал позволяет Пуссену объединить интеллект и чувство. Примат разума сочетается у него с любовью к плоти и чувственности. Об этом свидетельствуют его картины «Венера и Адонис», «Спящая Венера», «Вакханалия» и др., где мы видим совершенного телом и духом человека.

В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы. Им посвящены такие произведения, как «Похищение сабинянок», «Взятие

Иерусалима», «Аркадские пастухи». Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы. Она представлена в картинах «Триумф Флоры», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» и др. Природа при этом выступает не просто местом пребывания человека. Между ними устанавливается глубокое чувственное согласие, некая общность душ, они образуют единое целое. Пуссен создал настоящие симфонии человека и природы.

В последние годы жизни художник отдает все свое внимание воспеванию природы. Он создает поэтическую серию «Времена года».

Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот грандиозный ансамбль включает в себя три величественных дворца и огромный парк с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Ансамбль отличают строгая планировка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.

Реализм

Реалистическую тенденцию в искусстве XVII в. представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606-1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573-1610), оказавшего большое влияние на многих художников.

Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей. В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс. То же самое с классицизмом. Некоторые его черты присутствуют в произведениях Рембрандта, но в них нет чистой, идеализированной красоты, нет ничего величественного и героического. нет патетики и т.д. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее.

Однако главное своеобразие искусства Рембрандта заключается все-таки в другом. Оно состоит в том, что благодаря ему в европейской живописи возникло новое направление - психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа: «познай самого себя». Он обратил свой взор внутрь себя, и ему открылся огромный и неизведанный внутренний мир, соизмеримый с бесконечной Вселенной. Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.

Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неистощимые проявления индивидуального человеческою характера. Отсюда такое изобилие не только портретов, но и автопортретов, на которых он изображает себя в разные периоды жизни — в молодости и старости, в разных состояниях — полным жизненных сил и после болезни. В его произведениях портрет не только становится самостоятельным жанром, но и достигает невиданных высот. Все его творчество можно назвать искусством портрета.

Такой поворот во многом объясняется тем, что Рембрандт — в отличие от католиков Рубенса и Пуссена — был протестантом. До появления протестантизма человек не стремился сознательно отделить себя от других. Напротив, он не мыслил себя вне коллективной общности. В Античности такая общность поддерживалась политическими и моральными нормами. В Средние века христианство усилило прежние основы общностью веры.

Протестантизм нарушил данную традицию, возложив главную ответственность за судьбу человека на него самого. Теперь дело спасения становилось прежде всего личным делом каждого индивида. В сознании западного человека произошел глубокий сдвиг, и Рембрандт первым глубоко почувствовал происходящие изменения, выразил их в своем искусстве.

О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие работы начального периода творчества Рембрандта, и прежде всего его автопортреты. Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета.

В последний период творчества Рембрандт все больше погружается в глубины человеческого сознания. Он вторгается в совершенно новую для европейского искусства проблему — проблему одиночества человека. Примером тому могут служить его картины «Философ», «Возвращение блудного сына».

1.Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

2.Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы

3.Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511). Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784). Холодно рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

4.Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами.Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.

В период классицизма появляется струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра.

    Хронологические рамки существования классицизма в разных европейских культурах определяются как вторая половина XVII - первое тридцатилетие XVIII в., при том, что ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения, на рубеже XVI-XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением метода считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов - Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства - Никола Буало-Депрео.

    Исторические предпосылки возникновения классицизма связывают эстетическую проблематику метода с эпохой обострения взаимоотношений личности и общества в процессе становления единодержавной государственности, которая, приходя на смену социальной вседозволенности феодализма, стремится регламентировать законом и четко разграничить сферы общественной и частной жизни и отношения между личностью и государством. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философию Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность.

    архитектура-Отразился классицизм и в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов

литература-Высокого развития достигли также «низкие» жанры- басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673). Французский писатель Жан де Лафонтен известен как автор сказок, комедий, басен, сатирически отображающих жизнь в абсолютистской Франции.Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.

Единство места в нем вам следует блюсти.

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры.

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

скульптура-Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце. Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций. Стремясь к рациональному применению пространства, занимаемого скульптурой, мастера тем самым следовали еще одному принципу классицизма – отходу от частного. В одном единственном персонаже, чаще всего взятом из мифологии, воплощался дух целого народа. А герои настоящего с той же легкостью изображались в античном окружении, что лишь подчеркивало их историческую роль.

живопись

Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; "идеальные пейзажи" К. Лоррена). Классицизм 18 – начала 19 вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж.А Габриель, Ж.Ж. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. стремление к суровой простоте в творчестве К.Н. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж.Л. Давида.

В театральном искусстве К. способствовал более глубокому раскрытию идеи драматургического произведения, преодолению преувеличенности в изображении чувств, свойственной средневековому театру. Мастерство исполнения классицистской трагедии, поднятое на высоту подлинного искусства, подчинялось эстетическим принципам, вытекавшим из классицистской эстетики Н. Буало. Основным условием творчества актеров становится рационалистический метод, сознательная работа над ролью. Актер трагедии должен был эмоционально выразительно читать стихи, не стремясь к созданию иллюзии подлинных переживаний героя. Но в актёрском искусстве проявлялось характерное для К. противоречие - принцип обращения к природе, разуму, истине был ограничен нормами придворного, аристократического вкуса. Классицистский спектакль в целом отличался помпезностью, статичностью, актеры действовали на фоне декорации, лишенной исторической и бытовой конкретности (так, например дворец по желанию).

    Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

    К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями.

2.градостроительство

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.

Результат архитектурных теорий эпохи Просвещения, изложенных и повторенных во многих трактатах конца XVIII в., можно сжато определить следующим образом: размах градостроительства при полном отсутствии архитектурных шедевров. Возможно, наше суждение покажется поверхностным. Действительно, были архитекторы, которые не хотели создавать шедевры. Архитектура для них не была выражением и утверждением некой концепции мира, религиозных или политических идеалов. Ее задача-служить обществу. Этой задаче с необходимостью подчиняется строительство, декорум, типология. Так как жизнь общества меняется очень быстро, то необходимо соответствовать новым требованиям и новыми типами зданий, то есть строить не только церковь или дворец, а жилой дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт, рынок и так далее.

От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство-это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции.

*Наиболее ярко особенности эпохи, стиля и национальных традиций выразились в главных площадях крупных городов и в площадях столичных. Устройство или реконструкция площадей нередко являлись средством политического утверждения правящего режима. В силу длительности рассматриваемого периода - от укрепления абсолютизма до укрепления буржуазной демократии - социальная роль главной площади постепенно менялась: из архитектурно-пространственного фона статуи короля она превратилась в наиболее развитых странах в гражданский центр капиталистического города.

3.В первой половине XVII века столица Франции постепенно превратилась из города – крепости в город – резиденцию. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей.

В архитектуре переход от замка к дворцу можно проследить, сравнив две постройки. Люксембургский дворец в Париже (1615 – 1621), все корпуса которого расположены по периметру большого внутреннего двора, своими мощными формами еще напоминает отгороженный от внешнего мира замок. Во дворце Мезон – Лаффит под Парижем (1642 – 1650) уже нет замкнутого внутреннего двора, здание в плане имеет П – образную форму, что делает его облик более открытым (хотя он и окружен рвом с водой). Это явление в архитектуре получило поддержку государства: королевский указ 1629 года запретил возводить военные укрепления в замках.

Вокруг дворца архитектор теперь обязательно устраивал парк, в котором царил жесткий порядок: зеленые насаждения были аккуратно подстрижены, аллеи пересекались под прямым углом, цветники образовывали правильные геометрические фигуры. Такой парк получил название регулярного или французского.

Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль – грандиозная парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа.

В культовом зодчестве иезуиты насаждали стиль Контрреформации, но, несмотря на это, Франция не отрешилась от своих национальных традиций, и уже в эпоху правления Людовика XIII попытка полной “романизации” церковной архитектуры потерпела неудачу.

Во времена Генриха IV преобладающую роль играла светская архитектура, большое внимание уделялось планировке гордской среды, и в результате Париж украсили две площади – Вогезов и Дофина. В архитектуре этого времени преобладал маньеризм – тяжеловесная пышность, богато украшенные интерьеры, декоративные расписанные и золоченые панели.

4.Культ разума - одно из основных качеств классицизма, и поэтому ни у одного из великих мастеров 17 века рациональное начало не играет такой существенной роли, как у Пуссена. Сам мастер говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. рационализм сказывается не только в целеустремленном следовании Пуссена этическому и художественному идеалу, но и в созданной им изобразительной системе.

Он построил теорию так называемых модусов, которой старался следовать в своем творчестве.

Под модусом Пуссен подразумевал своего рода образный ключ, сумму приемов образно-эмоциональной характеристики и композиционо-живописного решения, наиболее соответствовавших выражению определенной темы.

Одним из характерных образцов идейно-художественной программы класицизма может служить пуссеновская композиция «Смерть Германика» (1626 - 1627, Миннеаполис, Институт искусств), изображающая на смертном одре мужественного и благородного римского полководца, отравленного по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия.

Очень плодотворным для творчества Пуссена было увлечение искусством Тициана во второй половине 1620-х годов. Обращение к тициановской традиции способствовало раскрытию наиболее живых сторон дарования Пуссена. Велика была роль колоризма Тициана и в развитии живописного дарования Пуссена.

В 1625 - 1627 годах Пуссен пишет картину «Ринальдо и Армина» по сюжету поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», где эпизод из леганды о средневековом рыцарстве трактован скорее как мотив античной мифологии. Пуссен воскрешает мир античных мифов и в других полотнах 1620 - 1630-х годов: «Аполлон и Дафна» (Мюнхен, Пинакотека», «Вакханалии» в Лувре и Лондонской Национальной галерее, «Царство Флоры» (Дрезден, Галерея). Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.

Никогда впоследствии в творчестве Пуссена не появляются такие безмятежные сцены, такие прелестные женские образы. Именно в 1620-е годы был создан один из самых пленительных образов Пуссена - «Спящая Венера» образ богини полон естественности и какой-то особой интимности чувства, кажется выхваченным прямо из жизни.

5.Классицизм начался в эпоху Просвещения Рост свободы общества привел к появлению первых публичных концертов, в главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры. Произошли коренные изменения в оркестрах, не осталось потребности в клавесине или органе, как в основных музыкальных инструментах, духовые инструменты - кларнет, флейта, труба и др. напротив заняли свое место в оркестре и создали новый, особенный звук. Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего типа музыки, по стандарту состоящей из трех темпов - быстрого начала, медленной середины и снова быстрой концовки. Одним из первых композиторов использовавших симфонический формат был сын И.С.Баха - Карл Филипп Эммануил Бах.В эту же эпоху было создано пианино, или фортепьяно (правильное название). Это позволило музыкантам-клавишникам исполнять музыку в различных вариациях как мягко (piano) так и более громко (forte), в зависимости от используемых клавиш.Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Гайдн создал фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку - но самое большое его достижение именно симфонии, которых он написал более ста. Моцарт - гениальнейший композитор всех времен и народов. Прожив короткую жизнь, он оставил невероятно музыкальное наследие - 41 симфония, например. Самым большим его достижением считаются его оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта".В конце восемнадцатого столетия всходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна. Он в конечном счете перерос это, и буквально расколол классический стиль, отмечая зарю новой эпохи, известной как Романтический период в музыке.Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясна и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро, трогательные чувства и безграничный драйв.

Муниципальная школа №8

Среднего (полного) образования

Реферат на тему:

Классицизм (Франция. XVII век)

Выполнил: ученик 11 “Б” класса

Мальцев Н.В.

Воронеж-1999/2000 учебный годСОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………….3

Что такое классицизм?…………………………………………...4

Первая половина XVII века ……………………………………..6

Вторая половина XVII века …………………………………….11

Список литературы ……………………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

XVII столетие – одно из ярчайших эпох в развитии западноевропейской
художественной культуры. Это время наиболее блестящего расцвета ряда
крупнейших национальных школ, множества творческих направлений и
поистине необычайного для одного столетия созвездия великих имен и
прославленных мастеров. Самое значительное и ценное, что было создано
этой эпохой связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран
– Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции.

Мы же остановимся на Франции.

ЧТО ТАКОЕ КЛАССИЦИЗМ?

Классицизм - Стилистическое направление в европейском искусстве,
важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как
эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном
искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы –
использование форм и образцов античного искусства для выражения
современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным
темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение
гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения
классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего
Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а
теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти
авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого
Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и
правил античной эстетики.

Как последовательная система классицизм складывается в первой половине
17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского
долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество
разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и
мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к
скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к
ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма
свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных
образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих
художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и
теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были
характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых
линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к
пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17
века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он
вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в
творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой
принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы
непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также
рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение
жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились
исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет,
пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось
в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне
французской революции возникло новое направление классицизма
противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов –
академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт
реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского
идеала “естественной человечности”.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью,
слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает
формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19
века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и
прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА

В первой половине и середине XVII столетия во французкой архитектуре
складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому
способствует и государственная система абсолютизма.

Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках
государства. Вводится новая должность " архитектора короля " и " первого
архитектора ". На строительство затрачиваются огромные средства.
Государственные учреждения контролируют строительство не только в
Париже, но и в провинциях.

По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Новые
города возникают как военные форпосты или посе-ления близ дворцов и
замков королей и правителей Франции. В большинстве случаев новые города
проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане либо в виде
более сложных полигональных форм - пяти, шести, восьми и т. д.
угольников, образованных оборонительными стенами, рвами, бастионами и
башнями. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или
радиальнокольцевая система улиц с городской площадью в центре. В
качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи,
Анришмон, Марль, Ришелье и т. д.

Ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых
принципов регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали,
возводятся городские ансамбли и геометрически правильные площади на
месте беспорядочной сети средневековых улиц.

В градостроительстве эпохи классицизма главной проблемой становится
крупный городской ансамбль с застройкой, осуществляемой по единому
плану. В 1615 г. в Париже ведутся первые планировочные работы в
северо-западной части города, застраиваются острова Нотр-Дам и Сен-Луи.
Воздвигаются новые мосты и расширяются границы города.

На левом и правом берегу Сены строятся крупные дворцовые комплексы -
Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро-яль (1624, арх. Ж. Лемерсье).
Дальнейшее развитие градостроительных работ в Париже выразилось в
создании двух правильных по форме - квадратной и треугольной - площадей,
включенных в средневековую застройку города, - Королевской площади
(1606-12, арх. Л. Метезо) и площади Дофина (начата в 1605 г.) на
западной части острова Ситэ.

Принципы классицизма, почва для которых была подготовлена зодчими
французского и итальянского Возрождения, в первой половине ХVII века еще
не отличались целостностью и однородностью. Они нередко смешивались с
традициями итальянского барокко, для сооружений которого характерны
раскрепованные карнизы, усложненная форма треугольных и криволинейных
фронтонов, обилие скульптурного декора и картушей, особенно в отделке
итерьеров.

Средневековые традиции были настолько сильны, что даже классические
ордеры приобрели в постройках первой половины века своеобразное
истолкование. Композиция ордера - его расположение на поверхности стены,
пропорции и детали - подчиняется структуре стены, сложившейся в
готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами
несущего каркаса здания (простенками) и расположенными между ними
большими оконными проемами. Полуколонны и пилястры, заполняя простенки,
группируются попарно или пучками. Этот мотив в сочетании с
подразделением фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на
отдельные башнеобразные объемы, перекрытые высокими пирамидальными
кровлями, придает зданию вертикальную устремленность, не свойственную
классической системе ордерных композиций и четкому спокойному силуэту
объема.

Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми
классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые
сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу
базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные
ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками,
скульптурными вставки и волютами. Примером может служить церковь
Сорбонны (1629-1656, архитектор Ж. Лемерсье) - первое культовое здание
Парижа, увенчанное куполом.

Преобладание классицистических тенденций сказалось в таких
сооружениях, как церковь де ла Визатасьон (1632-1634) и церковь
монастыря Минимов (начата в 1632г.), созданных Ф. Мансаром. Для этих
построек типична простота композиции и сдержанность форм, отход от
барочных образцов базиликального плана и трактовки фасадов как пышной
архитектурной декорации.

Одним из ранних дворцовых сооружений был уже упомянутый Люксембургский
дворец (1615-1620/21), построенный Соломоном де БИОСом (после 1562-1626)
для Марии Медичи. Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся
в начале XVII века одним из лучших.

Композиция дворца характеризуется размещением основного и более низких
служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадного дворца
(курдонера). Одна сторона главного корпуса обращена в парадный
внутренний двор, другая - к парку. В объемной композиции дворца четко
проявились характерные для французской дворцовой архитектуры первой
половины XVII века традиционные черты, например выделение в главном
трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального бешнеобразных объемов,
увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего
пространства угловых башен на совершенно одинаковые жилые секции.

Облик дворца, в некоторых чертах которого еще сохраняется сходство с
замками предшествующего столетия, благодаря закономерному и ясному
композиционному построению, а также четкому ритмическому строю
двухъяросных ордеров, расчленяющих фасады, отличается монументальностью
и представительностью.

Массивность стен подчеркивается горизонтальным рустом, сплошь
покрывающим стены и ордерные элементы. Прием этот, заимствованный у
мастеров итальянского барокко, в творчестве де Броса получил
своеобразное звучание, сообщающее облику дворца особое богатство и
великолепие.

Среди других произведений де Броса видное место занимает церковь
Сен-Жерве (начата в 1616 г.) в Париже. В этой церкви, построенной по
плану церквей итальянского барокко, традиционные элементы церковных
барочных фасадов сочетаются с готической вытянутостью пропорций.

К первой половине XVII столетия относятся ранние образцы крупных
ансамблевых композиций. Создателем первого в архитектуре французского
классицизма ансамбля дворца, парка и города Ришелье (начат в 1627 г.)
был Жак Лемерсье.

Планировка ныне не сохранившегося ансамбля была основана на
пересечении под углом двух композиционных осей. Одна из них совпадает с
главной улицей города и парковой аллеей, соединяющей город с площадью
перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Планировка
парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым
углом или расходящихся из одного центра аллей.

Расположенный в стороне от дворца г. Решелье был окружен стеной и
рвом, образующими прямоугольник в плане. Планировка улиц и кварталов
города подчинена той же строгой системе прямоугольных координат, как и
ансамбль в целом, что свидетельствует о сложении в первой половине XVII
века новых градостроительных принципов и преодолении средневековых
приемов застройки города с кривыми узкими улочками, скученными
строениями и маленькими тесными площадями.

Дворец Ришелье, как и его регулярный парк с глубокими перспективами
аллей, обширным партером и скульптурой, создавался как величественный
памятник, призванный прославить всесильного правителя Франции. Интерьеры
дворца были богато украшены лепниной и живописью, в которых
возвеличивались личность Ришелье и его деяния.

Ансамбль дворца и города Ришелье был еще недостаточно проникнут
единством, однако в целом Лемерсье удалось создать новый тип сложной и
строгой пространственной композиции, неизвестной архитектуре
итальянского Возрождения и барокко.

Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был
Франсуа Мансар (1598-1666). Его крупным произведением является церковь
женского монастыря Валь де Грас (1645-1665), построенная уже после его
смерти. В основу композиции плана положена традиционная схема купольной
базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом,
трансептом и куполом на средокрестии. Как и во многих других
французских культовых сооружений XVII века, фасад здания восходит к
традиционному решению церковного фасада архитектурой итальянского
барокко. Приподнятый на высоком барабане купол церкви - один из трех
наиболее высоких куполов Парижа.

В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища
высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под желье
(устройство, получившее по имени автора название "мансарды").

В отделке интерьеров замков и городских отелей в первой половине XVII
века широко применялись резное дерево, бронза, лепнина, скульптура,
живопись.

Таким образом, в первой половине XVII века как в области
градостроительства, так и в формировании самих типов зданий идет процесс
вызревания нового стиля, и создаются условия для его расцвета во второй
половине столетия.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА

Вторая половина XVII века - время наивысшего расцвета архитектуры
французского классицизма.

Одна из причин ведущего значения архитектуры среди других видов
искусства во второй половине XVII века коренилась в ее специфических
особенностях. Именно архитектура с монументальным характером ее форм и
долговечностью могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной
национальной монархии в период ее зрелости. В эту эпоху особенно ярко
проявилась социальная роль архитектуры, ее идеологическое значение и
организующая роль в художественном синтезе всех видов изобразительного,
прикладного и садово-паркового искусств.

Большое влияние на развитие архитектуры оказала организация Академии
архитектуры, директором которой был назначен видный архитектор и
теоретик Франсуа Блондель (1617-1686). Ее членами были выдающиеся
французские архитекторы Л. Бриан, Ж. Гиттар, А. Ленотр, Л. Лево, П.
Мииьян и другие. Задача Академии заключалась в выработке основных
эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны
были руководствоваться зодчие.

Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века
сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных
ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы
эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика
XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов
классицизма.

Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное
применение классической ордерной системы: горизонтальные членения
преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные
кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой;
объемная композиция здания становится более простой, компактной,
соответствующей расположению и величине внутренних помещений.

Наряду с влиянием архитектуры античного Рима усиливается воздействие
архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Это последнее
сказывается в заимствовании некоторых барочных форм (кривые разорванные
фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего
пространства (анфилада), а также в повышенной усложненности и
помпезности архитектурных форм, особенно в итерьерах, где их синтез со
скульптурой и живописью нередко несет в себе в большей мере черты
барокко, чем классицизма.

Одним из произведений архитектуры второй половины XVII века, в котором
уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов
классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт
близ Мелена (1655-1661).

Создателями этого выдающегося произведения, построенного для
генерального контролера финансов Фуке, были архитектор Луи Лево (ок.
1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр,
распланировавший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший
участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

В структуре и облике здания, так же как и в композиции ансамбля в
целом, несомненно, более последовательное применение классицистических
архитектурных принципов.

Это проявляется прежде всего в логичном и строго расчитанном
планировочном решении дворца и парка как единого целого. Большой
овальной формы салон, составляющий центральное звено анфилады парадных
помещений, стал композиционным центром не только дворца, но и ансамбля в
целом, поскольку его положение на пересечении основных планировочных
осей ансамбля (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных,
совпадающих с продольной осью здания) делает его "фокусом" всего
комплекса.

Таким образом, здание дворца и парк подчинены строго централизованному
композиционному принципу, позволяющему привести разнообразные элементы
ансамбля к художественному единству и выделить дворец как главную
составную часть ансамбля.

Для композиции дворца типично единство внутреннего пространства и
объема здания, отличающее произведения зрелой классицистической
архитектуры. Большой овальный салон выделен в объеме здания
криволинейным ризалитом, увенчанным мощной купольной кровлей, создающей
статичность и спокойствие силуэта здания. Введением большого ордера
пилястр, охватывающих два этажа над цоколем, и мощной горизонтали
гладкого, строгого по профилям классического антаблемента достигается
преобладание в фасадах горизонтальных членений над вертикальными,
целостность ордерных фасадов и объемной композиции, не свойственная
замкам более раннего пеиода. Все это придает облику дворца
монументальную представительность и парадность.

Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа
Блондель (1617-1686). В числе его лучших произведений следует отметить
триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже. Большая
заслуга Блонделя заключается в глубокой творческой переработке типа
римской триумфальной арки и создании своеобразной композиции, оказавшей
сильное влияние на архитектуру подобных сооружений в XVIII-XIX веках.

Проблема архитектурного ансамбля, стоявшая почти на протяжении всего
столетия в центре внимания мастеров классицизма XVII века, нашла свое
выражение во французском градостроительстве. Выдающимся новатором в этой
области выступает крупнейший французский архитектор XVII столетия - Жюль
Ардуэн-Мансар (1646-1708; с 1668 г. он носил фамилию Ардуэн-Мансар).
Площадь Людовика Великого (впоследствии Вандомская; 1685-1701) и площадь
Побед (1648-1687) в Париже были возведены по его проектам.

Полное и всестороннее развитие прогрессивные тенденции в архитектуре
классицизма XVII столетия получают в грандиозном по масштабам, смелости
и широте художественного замысла ансамбле Версале (1668-1689). Главными
создателями этого самого значительного памятника французского
классицизма XVII века были архитекторы Луи Лево и Ардуэн-Мансар, мастер
садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) и художник Лебрен,
участвовавший в создании интерьеров дворца.

Первоначальный замысел ансамбля Версаля, состоявшего из города, дворца
и парка, принадлежит Лево и Ленотру. Оба мастера начали работать над
сооружением Версаля с 1668 г. В процессе осуществления ансамбля их
замысел подвергся многочисленным изменеием. Окончательное завершение
ансамбля Версаля принадлежит Ардуэну-Мансару.

Версаль в качестве главной резиденции короля должен был возвеличивать
и прославлять безграничную мощь французского абсолютизма. Однако этим не
исчерпывается содержание идейного и художественного замысла ансамбля
Версаля, а также его выдающееся значение в истории мировой архитектуры.
Скованные официальной регламентацией, вынужденные подчиниться
деспотическим требованиям короля и его приближенных, строители Версаля -
огромная армия архитекторов, художников, мастеров прикладного и
садово-паркового искусства - сумели воплотить в нем громадные творческие
силы французского народа.

Особенности построения ансамбля как строго упорядоченной
централизованной системы, основанной на абсолютном композиционном
господстве дворца над всем окружающим, обусловлены его общим идейным
замыслом.

К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе,
сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих
трезубец. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других - в
королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную
резиденцую короля с различными областями страны.

Помещения дворца отличались роскошью и разнообразием отделки. В них
широко использованы мотивы барокко (круглые и овальные медальоны,
сложные картуши, орнаментальные заполнения над дверями и в простенках) и
дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, ценные породы
дерева), широкое применение декоративной живописи и скульптуры - все это
рассчитано на впечатление ошеломляющей парадности.

Дух официальной торжественности царил в версальских покоях. Помещения
были роскошно обставлены. В Зеркальной галерее в сияющих серебряных
люстрах зажигались тысячи свечей и шумная красочная толпа проидворных
наполняла дворцовые анфилады, отражаясь в высоких зеркалах.

Парковая скульптура Версаля активно участвует в формировании ансамбля.
Скульптурные группы, статуи, гермы и вазы с рельефами, многие из которых
были созданы выдающимися скульптурами своего времени, замыкают
перспективы зеленых улиц, обрамляют площади и аллеи, образуют сложные и
красивые сочетания с разнообразными фонтанами и бассейнми.

Как дворец, так особенно парк Версаля с его широкими променадами,
обилием воды, легкой обозримостью и пространственным размахом служили
своего рода великолепной "сценической площадкой" для самых
разнообразных, необычайно красочных и пышных зрелищ - фейерверков,
иллюминаций, балов, балетных дивертисментов, спектаклей, маскарадных
шествий, а каналы - для прогулок и празднеств увеселительного флота.
Когда Версаль строился и еще не стал официальным центром государства,
его "развлекательная" функция преобладала. Весной 1664 г. молодой монарх
в честь своей фаворитки Луизы де Лавальер учредил серию празднеств под
романтическим названием "Наслаждения очарованного острова". Вначале в
этих своеобразных восьмидневных фестивалях, в которых участвовали почти
все виды искусств, было еще много непосредственности и импровизации. С
годами празднества приняли все более грандиозный характер, достигнув
своего апогея в 1670-е годы, когда в Версале царила новая фаворитка -
расточительная и блистательная маркиза де Монтеспан. В рассказах
очевидцев, во множестве гравюр слава о Версале и его праздниках
расходилась по другим европейским странам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Искусство Франции XVII века. Москва, 1969 г.

Советский энциклопедический словарь. Москва, 1988 г.

В переводе с латинского «classicus» означает — «образцовый». Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм (сочетание классицизма и романтизма) и реализм.

Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Античное искусство Греции и Рима в эпоху Возрождения произвело настоящий всплеск интереса к произведениям искусства и творчества. Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное — формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции и так далее. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать — преувеличенно-неестественно. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Позы людей в классицизме сами за себя говорят, что происходит в данный момент и какие эмоции испытывает тот или иной персонаж — героизм, поражение, горе и так далее. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере.

Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм — это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению.

Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии (античная архитектура, боги войны, любви, музы, амуры и так далее). Мифологические мотивы в картинах художников-классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.

Картины в стиле классицизм

Гро Антуан Жан — Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту

Джованни Тьеполо — Пир Клеопатры

Жак-Луи Давид — Клятва Горациев

Грёз Жан Батист — Избалованное дитя