Идейная и моральная победа Чацкого в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Сочинение по направлению: Победа и поражение Горе от ума тема победы и поражения

  • 23.06.2020

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:

Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Он не признает чинопочитания и подхалимства:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий полон искреннего патриотизма:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»

«Горе от ума» - одно из величайших драматургических произведений. Знаменитая комедия Грибоедова была создана спустя несколько лет после завершения Отечественной войны и незадолго до Главный вопрос, который волнует литературоведов и критиков относительно этого творения: «Кто такой Чацкий - побежденный или победитель?»

Отцы и дети

Когда Грибоедов задумал создать комедию, впоследствии вызвавшую резонанс в культурной жизни России, в обществе происходил существенный подъем, который был вызван прежде всего очевидным расколом среди представителей дворянства. Главный герой пьесы стал олицетворением живого ума и передовых стремлений, особенно заметных на фоне устаревших патриархальных нравов, приверженцами которых являются прочие персонажи. Автор изобразил в комедии борьбу поколений. Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий: побежденный или победитель?», необходимо разобраться в общественной ситуации, которая сложилась в России в двадцатые годы девятнадцатого века.

Зарождение декабристского движения

Французские просветители оказали огромное влияние на мировоззрение молодых дворян, многие из которых становились участниками тайных обществ. Нередко дискуссии на политические темы ничем не заканчивались. Однако особенно рьяно настроенными молодыми людьми было сформировано оппозиционное движение. Действия декабристов, а именно так назывались самые активные участники тайных организаций, привели к трагедии. 14 декабря 1825 года произошло восстание. Многие члены обществ были сосланы в Сибирь. Главные зачинщики - казнены.

Революционные идеи

Каким образом эти события могут помочь ответить на вопрос: «Кто такой Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение «Горе от ума» было задумано автором за пять лет до восстания. В комедии идет речь о молодом образованном человеке, беззаветно любящем девушку, критически относящемся к московскому обществу и, главное, не понятом окружающими. Дело в том, что Чацкий - представитель того самого молодого поколения дворян, среди которых так много было противников старого реакционного строя. Он воплотил в себе лучшие качества декабристов, выразил свой взгляд на общественные порядки, царившие в России, отчего в некоторой степени пострадал.

Единственным представителем молодого поколения дворянства в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Побежденный или победитель герой Грибоедова? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Чацкому противопоставил автор так называемое Ему противостоит не просто мировоззрение одного-двух персонажей, но целый жизненный уклад, совокупность предрассудков и привычек.

Грибоедов и его современники

Как написать работу по теме «Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение по вызвавшему в свое время массу споров в московском обществе, доставляет немало проблем современным учащимся. Прежде всего, нужно иметь представление о том, как восприняли пьесу современники. Комедия была некоторое время запрещена. Затем жители столицы увидели ее в сокращенном цензурой виде. В оригинале же комедия произвела на театральных зрителей неизгладимое впечатление. В пьесе были впервые затронуты чрезвычайно острые вопросы. К тому же героя, подобного Чацкому, в русской драматургии ранее не было.

Революционные идеи героя

Для того чтобы понять, в чем уникальность образа, созданного Грибоедовым, следует обратить внимание на то, что в комедии были затронуты важнейшие вопросы воспитания и образования. Автор поднял тему гражданского долга, высказал свое мнение относительно истинной службы Отечеству. И все это он сделал с помощью главного героя. Именно в уста Чацкого он вложил свои мысли, с его помощью высказал передовые взгляды на закостенелость общества. Единственный героем, который осознает необходимость коренных социальных изменений, является Чацкий. Побежденный или победитель он в этом споре, имеющем в комедии весьма скрытый и сатирический характер, не так важно. Чацкого не понимают Фамусов, Софья и другие действующие лица. Такова судьба каждого человека, высказывающего свежие идеи. Особенно если эти идеи расходятся с привычным образом жизни. Героям комедии проще принять Чацкого за безумца, нежели прислушаться к его словам. И в глазах этого социума он всегда будет побежденным.

Фамусовское общество

В доме Фамусова царят ложь и лицемерие. Они настолько прижились здесь, что на них строится практически все. Фамусов читает лекции своей дочери о чистоте нравов и ставит свой монашеский образ жизни ей в пример, несмотря на то, что за пять минут до этого заигрывал с Лизой. Молчалин изображает перед Софьей влюбленного человека, в то время как в его душе есть место лишь для честолюбивых помыслов. Дочь Фамусова способна видеть вранье, но не желает этого делать, поскольку жить в привычной лжи комфортнее и спокойнее. И на этом фоне ярко выделяется Победитель или побежденный этот герой в мире лжи и лицемерия? Чацкий воодушевлен передовыми идеями. Он готов пойти против общества во имя своих идеалов. Но лицемерие настолько въелось в уклад жизни Фамусова и его приближенных, что любой спор об истине и чести может привести лишь к поражению.

Софья и Молчалин

В основе произведения лежит любовная история. Когда Чацкий узнает о том, что Софья предпочла его недалекому, однако чрезвычайно целеустремленному Молчалину, начинает развиваться социальный конфликт, а вместе с этим раскрывается и характер главного героя. На вопрос о том, кто же Чацкий - победитель или побежденный, Грибоедов не дает ответа. У зрителей формируется мнение о герое по ходу действия пьесы. Их возмущают заблуждения Софьи, девушки, не лишенной благородных душевных качества, но неспособной полюбить Чацкого, поскольку он оказывается слишком чужим в ее окружении.

Обман Молчалина кажется грубым и очевидным. Но обманщиком секретарь Фамусова в начале пьесы предстает лишь в глазах главного героя. Софья не видит лжи в силу своего воспитания, французских романов, которые она читает запоем, и нежелания воспринимать всерьез правдивые и острые слова, которые произносит Чацкий. В характеристике героя не самое большое значение имеют его отношения к Софье. Но именно благодаря противопоставлению героя услужливому Молчалину проясняется ответ на главный вопрос, который ставит перед собой автор сочинения по комедии «Горе от ума». Кто такой Чацкий? Победитель или побежденный? Ответ таков: в извечном споре о лжи и истине способен одержать победу лишь этот персонаж. Он не заискивает перед высокопоставленными лицами, не уподобляется Молчалину. Он остается самим собой даже тогда, когда его отвергает Софья, которую он любит с детских лет. И пусть фамусовское общество не принимает его взглядов, предпочитая и дальше довольствоваться лживыми рассуждениями, Чацкий не меняет своих взглядов. Дальнейшая судьба героев неизвестна зрителю. Но о том, что лживый мир будет разрушен рано или поздно, можно лишь догадаться.

Вон из Москвы!

Чацкого волнуют общественные проблемы. Он осознает ужас крепостничества, при котором уничтожается всякая искренняя мысль. В таком обществе комфортно себя чувствует Молчалин. Чацкому места в нем нет, и он уезжает.

И если рассматривать конфликт с внешней точки зрения, ответ на вопрос: «Кем является в комедии Чацкий? Победитель или побежденный?» кратко можно дать таким образом: он не смог бороться за свои идеалы до конца, а потому проиграл. Чацкий уехал, оставив в недоумении и раздражении Фамусовых. Настоящий же победитель должен был остаться и оказать более существенное противостояние реакционному обществу. Хотя, быть может, столкновение во взглядах, изображенное Грибоедовым, стало первым толчком к серьезной революционной деятельности, и прообразом Чацкого был один из будущих участников оппозиционного движения? Но вопрос о том, был ли декабристом герой Грибоедова, является темой другой статьи.


1. «Болото» незнания и невежества. 2. Бисер для свиней. 3. Победа или поражение. Задумываясь над вопросом, победил ли главный герой «Горе от ума» в описанном автором противостоянии, можно ответить только одно - нет. Александр Андреевич Чацкий проиграл. И такой ответ не безоснователен. Мы понимаем это уже из самого названия комедии: горе, беда от ума. Умные люди не нужны тому обществу, в которое попадает Чацкий. Главенствующую роль там играют не ум или знания, а положение. Потому Фамусов и отзывается так лестно о Скалозубе: «Известный человек, солидный, / И знаков тьму отличья нахватал: / Не по летам; и чин завидный, / Не нынче завтра генерал». И потом Скалозуб сам подтверждает ходячее мнение о вреде учебы, о заболевании людей этой «болезнью». «Но крепко набрался каких-то правил. / Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. / В деревни книги стал читать». Просвещение вредно тем, кто живет во тьме и не хочет преодолеть этого порога. Люди по собст­венной воле погибают в «болоте» незнания и невежества. Понятие чина царит в пьесе, оно словно одушевляется. Только чин может стать той заветной дверцей, что открывает большой мир. Возможно, поэтому у чинов нет собственного мнения. Да и источником информации становятся «дряхлые» новости. В этом ключе начинается знаменитый монолог Чацкого: «А судьи кто? - За древностию лет / К свободной жизни их вражда непримирима, / Сужденья черпают из забытых газет / Времен Очаковских и покоренья Крыма...» Люди, в мир которых попал Чацкий, нисколько не изменились. Он словно вернулся в ту же атмосферу, которую оставил на время. Но если это время ему пошло на пользу, то миру Фамусовых это время ничего не дало. Да и что оно может дать, если у них балом правит Максим Петрович. Одной из тем, которая оказывается в центре всеобщего внимания, становится слух о помешательстве Чацкого. «Нелепость обо мне все в голос повторяют! / И для иных как словно торжество, / Другие будто сострадают... / О! если кто в людей проник: / Что хуже в них? душа или язык!» И кто становится виновником подобных сплетен - любимый человек - София! Можно сказать, что Чацкий бьется головой о глухую стену непонимания и неспособности воспринять что-либо новое и прогрессивное. Он пытается открыть окружающим дверь в другой мир, полный интересного и непознанного. Напрасный труд! «Желаю вам дремать в неведенье счастливом», - так комментирует свое отступление Чацкий. В свой приезд Чацкий сталкивается еще с одной неоднозначной и интересной фигурой - Молчалиным. Само имя выдает сущность данного персонажа. Он нашел свою нишу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». С этим девизом он идет по жизни. А зачем высказывать что-либо, если окружающие все равно все решают за тебя. Надо просто найти соответствующее окружение, и Молчалин этого достиг. Вполне справедливо говорит о нем Чацкий: «Другой найдется, благонравный, / Низкопоклонник и делец, / Достоинствами, наконец, / Он будущему тестю равный». В этом мире и стар и млад идут по одной и той же дороге, которая никуда не ведет. Молодежь даже не пытается сопротивляться этому. Старается изменить ситуацию только Чацкий. Он открыто вступает в борьбу. А надо ли все это хоть кому-нибудь? В данном случае вполне справедливы слова, что вспоминает Кутейкин: «...писано бо есть, не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами». Однако чем дальше углубляешься в произведение, тем больше сомневаешься в категоричности ответа на главный вопрос - победил ли Чацкий? Несмотря на всю картину в целом, которая формируется довольно-таки быстро, можно найти небольшие эпизоды, где ответ на вопрос может быть положительным. Примером может служить облик бывшего друга Чацкого - Платона Михайловича. Когда-то их объединял «шум лагерный, товарищи и братья». Однако теперь приятель Чацкого женат, слаб здоровьем. «Да, брат, теперь не так...» - печально констатирует Платон Михайлович. И впоследствии он несколько раз повторяет, что «теперь, брат, я не тот...» Бывший военный, которому все было по плечу, сожалеет, что славное время прошло. Перед нами - наглядный пример того, что могло бы случиться с самим Чацким, если бы он остался в Москве. Судьба подарила Александру Андреевичу Чацкому возможность не сожалеть о славном житье, а с восторгом его вспоминать. Словами Чацкого рисуется портрет холостого Платона Михайловича. «Не в прошлом ли году, в конце, / В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя / И носишься на борзом жеребце; /Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла». Грибоедов не зря вводит в комедию образ Платона Михайловича. С помощью него автор подсказывает читателям, что ответ на вопрос, победил ли Чацкий, очень неоднозначен. В мире, куда попал главный герой спустя некоторое время, он оказался в проигрыше. Но если вспомнить о Платоне Михайловиче, то в этом случае Чацкого можно назвать победителем. Он не позволил уничтожить себя на бытовом уровне, начинающимся в семейной жизни. Его пытливый ум, который, в конечном счете, ведет к проигрышу, способен воспринимать новые знания. И в данном случае Чацкий, несомненно,победил. Поэтому, наверное, достаточно сложно дать категоричный ответ: победа это или поражение. Общество, в которое попадает Чацкий, оказывается сильнее. Но даже в нем встречаются, которые близки по духу Чацкому. Среди них можно назвать Платона Михайловича. И по сравнению с этим образом видна победа Чацкого. Александр Андреевич не опускается так, как делает это его друг. Он выбирает другой путь - бегство. Мир не готов для новых веяний и, тем более, кардинальных изменений. Поэтому главному герою приходится констатировать: «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет, / Подышит воздухом одним /И в нем рассудок уцелеет». Так что отъезд Чацкого - не бегство в прямом смысле этого слова. Это временное отступление. Когда невозможно идти напролом, существуют обходные пути. И какое бы горе ни было от ума, все-таки только ум движет человека вперед. В комедии Грибоедова победа и поражение находятся на разных чашах весов. И пока приходится констатировать, что чаша «поражение» перевешивает. Но это не окончательный ответ. Хоть Чацкий практически одинок, однако он есть - а значит, есть и надежда на лучшее.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы познакомились со многими героями, одним из которых был Александр Андреевич Чацкий.

Александр Андреевич Чацкий очень хороший человек, на мой взгляд. Он был хорошо воспитан. Его поведение и его слова подчеркивали какое-то изящество, тонкость и превосходство. Чацкий, в отличие от Фамусова, умен и полон знаний. Также Александр Андреевич все время хотел делать что-то на благо общества и честно служить Отечеству. И это еще раз подчеркивает его благородство и превосходство.

Чацкий всегда был достоин самого лучшего. И когда он полюбил Софию, он, как и все молодые влюбленные люди, считал, что София его любит так же страстно, как и он ее. Но это было не так. Когда Чацкий, приехав, встречает Софию, то начинает вспоминать прекрасное прошлое, не зная, что София уже давно не та, что была раньше. Александр вспоминает их вместе проведенное детство:

Где время то? где возраст тот невинный,
Когда, бывало, в вечер длинный
Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,
Играем и шумим по стульям и столам.
А тут ваш, батюшка с мадамой, за пикетом;
Мы в темном уголке, и кажется, что в этом!
Вы помните? вздрогнем, что скрипнет столик, дверь...

Но Софию это прошлое ничуть не трогает, она считает проведенное вместе с ним время просто ребячеством. Влюбленный Чацкий же этого не понимает. Он по-прежнему прост и наивен в своей слепой любви. Но все же, как бы ни был Чацкий привязан с Софии, ему понадобился лишь один день, чтобы с его глаз «спала пелена». Он узнает, что уже абсолютно безразличен Софии. Это происходит так: Чацкий предлагает Софии свою помощь в любую минуту, в любой беде, а она отказывает ему и говорит: «На что вы мне?». Этим самым она подчеркивает, что он ей просто не нужен. Александр, наконец, это понимает и решает уехать из Москвы, чтобы не видеть всего гнусного и лицемерного, что творится в доме Фамусовых и, в частности, с Софией.

Чацкий поступил правильно, что не стал вновь закрывать свои глаза на все прихоти и причуды Софии. Он раз и навсегда дал ей понять, что есть на свете девушки благороднее и лучше нее. Чацкий уехал победителем, не дав себя обманывать дальше.

На самом деле, кто же Чацкий: победитель или побежденный в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Такова была Москва того времени, таково было то общество, и Чацкий вышел победителем из этой глупейшей игры, сложенной из обмана и чинопочитания. Он потому победитель, что не захотел уподобиться Молчалину, который только и делал, что подлизывался к высоким людям, за что и получал всякие награды и подарки. Чацкий не захотел уподобиться Фамусову, которому было безразлично все, кроме денег и того, чтобы его уважали. Чацкий жил не чинами и не деньгами, а умом и сердцем. Он искренне любил Софию, некогда интересную и общительную, но за три года его отсутствия превратившуюся в одну из марионеток фамусовского театра, которым управляли деньги и безграничная зависть и одновременно лесть и уважение, столь несопоставимые:

А он в ответ: «Недаром, Лиза, плачу:
Кому известно, что найду я воротясъ?
И сколько, может быть, утрачу!»
Бедняжка будто знал, что года через три...

Победитель Чацкий, может, еще и потому, что он умел ко всему относиться смеясь. Его смешило все, и воспринимал он все как временное явление. Чацкий был оптимистом и искренне не верил в то, что миром будут править Фамусовы, но его надежда только и осталась надеждой. Чацкого не понимают или не хотят понимать. Найди он поддержку среди людей, может, и не сочли бы его сумасшедшим. Но все-таки это случилось. А из-за чего? Из-за правды! Той открытой и ясной, как день, которая была закрыта от взоров других людей облаками лжи и зависти. В этом была главная победа Чацкого. В правде, которую он умел видеть и понимать, но он был один и поэтому должен был уехать. Пускай его не поняли и оклеветали, Чацкий остался собой и стал победителем в этой игре по имени Жизнь:

Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

    Комедия “Горе от ума” была написана в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибоедов воссоздал правдивую картину русской жизни первой четверти XIX века: показал изменения, произошедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, отразил антикрепостнические...

    Замысел «Горя от ума», по-видимому, возник у Грибоедова в 1816 г. Бегичев указывает, что «план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге 1816 г. и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил...

    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак,...

    После заграничных походов русской армии 1812- 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества. Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг...

Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Автор рисует нам живые образы русских людей, отображая реальность такой, какой она действительно была в первой четверти XIX века. С позиции декабристов Грибоедов высмеивает закостенелость, консерватизм и отсталость традиций общества.

Пьеса написана в стиле классицизма. Автор подходит новаторски к теории трех единств. Он соблюдает единство места и времени, но не единство действия, то есть он не закладывает в основу комедии один конфликт, который должен разрешиться в конце традиционной победой добра над злом. Он использует столкновение разума, общественного долга и чувства. Новаторство автора проявилось и во введении внесценических персонажей. Грибоедов как бы раздвигает границы фамусовского дома, показывает нам отца Молчалина, дающего наставления сыну в Твери, Максима Петровича, о котором с благоговением говорит Фамусов. Все это создает впечатление целостности картины, ее собранности и многогранности.

В комедии нет развязки, не хватает так называемого пятого акта, судьбы героев не ясны. Но все это выглядит очень реалистично с точки зрения композиции.

Мы видим удивительно легкий стих, который практически незаметен в диалогах, но с его помощью создается впечатление стремительности действия.

Это комедия одного героя - Чацкого. Позицию самого Грибоедова сложно понять. С одной стороны, он разделяет радикальные взгляды своего героя, но, с другой - не дает ему победить, заранее поместив его в такие условия, когда один Чацкий ничего не может сделать, только разочаровывается в окружающем мире и с достоинством уходит со сцены. Возможно, Грибоедов таким способом показывает нам, что борьба бессмысленна, пока вокруг царят такие порядки. Но и бороться с этими порядками нужно совсем не так резко и категорично, как делает это Чацкий. Стоит обратить внимание, что автор, когда впервые упоминает фамилию главного героя, рифмует ее со словом «дурацкий»:

Простите, право, как бог свят,

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог:

К вам Александр Андреич Чацкий.

Через реплики героев мы узнаем биографию Чацкого, а также можем проследить, как развивалась его личность. Меняется и Софья. Еще три года назад она была влюблена в Чацкого, а теперь он вызывает у нее раздражение. У нее появляется новая любовь - Молчалин.

Столкновение Чацкого - вдохновенного борца за идею, цельного и волевого человека - с фамусовским обществом неизбежно. Обстановка нагнетается к концу пьесы, все осложняется личной трагедией Чацкого - крушением его надежд на счастье с Софьей. Его реплики становятся более резкими, соответственно, вызывают все более резкую реакцию у окружения.

Конфликт комедии многослоен и многогранен. Чацкий борется с Молчалиным за расположение Софьи, с «веком минувшим», доказывая свою правоту в социальных вопросах. Надо заметить, что открыто ему никто не возражает. На его монологи, преисполненные иронии и горечи, открыто никто из представителей фамусовского общества не отвечает.

Но не стоит недооценивать оппонентов Чацкого. Они хоть и глупее, но и хитрее. Чацкий ведет борьбу честно и открыто, идет до конца и проигрывает противнику, на стороне которого численный перевес.

Само название комедии как бы говорит само за себя. Грибоедов указывает нам, что Чацкий умен и страдает от этого. Пушкин же утверждает, наоборот, что Чацкий вовсе лишен ума, иначе не стал бы метать бисер перед свиньями.

Мы видим, что Чацкий - лишний человек, поэтому его можно сравнить с Печориным и Онегиным, но стоит заметить, что он - натура более деятельная, активная и сильная, чем они. Он появился раньше, положил начало чему-то новому, поэтому он и должен быть ярче и образнее. Чацкий любит и борется за свою любовь, бросая на это все силы, ему еще не успели надоесть все радости жизни, как Печорину или Онегину. Он увлечен наукой, передовыми книгами, идеями. Чацкий -натура страстная. Не добившись Софьи, он горько разочаровывается, и последний его монолог наполнен отчаяньем:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!., летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко.

Пред кем я давеча так страстно и так низко

Был расточитель нежных слов!

А вы! О Боже мой! Кого себе избрали?

Когда подумаю, кого вы предпочли!

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Стоит заметить, что Чацкий видит то, что хочет видеть. Он влюблен в Софью и говорит о том, что она его «надеждой завлекла», но никакой надежды Софья ему не давала. Скорее наоборот:

Убийственны холодностью своею!

Смотреть на вас, вас слушать нету сил.

Больше всего героя задевает то, что она предпочла ему Молчали-на. Этот монолог обращает он скорее к самому себе. Фамусов так и не понял, что Чацкий хотел сказать, они как говорили, так и говорят на разных языках, думают по-разному:

Безумный! Что он тут за чепуху молол?

Софья не является частью старой Москвы, но и не идет с ней на конфликт. Именно отношение к ней становится так называемым слабым местом Чацкого, куда и нанесет удар общество.

Чацкий повержен и не способен больше бороться. Он уезжает из Москвы.

Здесь нет счастливого конца, однако Грибоедов назвал свое произведение комедией. Почему? Наверное, потому, что для Чацкого все сложилось вполне благоприятно, несмотря ни на что. Он не остался с женщиной, которая его не любит, с людьми, которые не понимают и не ценят его, считают сумасшедшим, он не попал в тюрьму за вольные речи, не был вызван на дуэль за оскорбления. Останься Чацкий в Москве, в доме Фамусова, это непременно привело бы к одной из вышеперечисленных и неблагоприятных для Чацкого ситуаций. Такой сильный герой не сможет подстраиваться под кого-то, даже под влиянием самого сильного чувства, поэтому он и уезжает:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!