Л н толстой реализм произведения. Сочинение на тему Реализм романа «Война и мир

  • 29.08.2019

I. «Героем моей повести была правда». Толстой о своем взгляде на войну в «Севастопольских рассказах», ставшем определяющим в изображении войны в его творчестве.

II. Характер изображения войны в романе‑эпопее в общей концепции истории по Толстому.

Война 1805–1807 годов и «народная война» 1812 года.

1. Решающая роль народа в войне 1812 года. Роль массовых сцен в романе как узловых этапов в ходе войны.

2. Противопоставление истинной самоотверженности защитников отечества эгоизму и тщеславию антинародных кругов.

3. «Мысль народная» в выявлении истинного патриотизма главных героев романа.

4. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Величие простоты Кутузова.

5. Конкретность, достоверность, психологическая мотивировка состояния героев. Диалектика души.

6. Героическое и трагическое в войне. Батарея Раевского. Бородинское поле после сражения.

7. Толстой о победе нравственной.

8. Эпический размах массовых сцен. Изображение «дубины народной войны».

III. Гений Толстого и роль личного опыта, определившие бессмертие его романа.

Появляется в России в 20 годах XIX века. Расцвет же этого направления приходится на середину столетия. В России в это время творят Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С. Тургенев, И.А.Гончаров. Конец века отмечен замечательными произведениями А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А. Бунина. Каждый из названных писателей, несомненно, был реалистом. Но реализм Толстого отличен от , – от реализма Гончарова и т.д.

Реализм в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Герои произведения Толстого воплощают типичное и индивидуальное в образах. Ими становятся:

  • не только исторические лица (Александр I, Наполеон, Кутузов),
  • но и дворяне (Болконский, Безухов, Ростовы, Курагины, Трубецкие),
  • крестьяне, солдаты.

Каждый из характеров, с одной стороны, типичен: таких людей, людей таких психологических типов, как старый князь Болконский, Платон Каратаев, Василий Денисов, Капитан Тушин можно было встретить в России, но не только в тогдашней России, психологически эти характеры встречаются и сейчас. Как писал К.И.Чуковский,

«все персонажи Толстого претворены в нас самих».

С другой стороны, каждый из героев «Войны и мира» индивидуален. Одна из особенностей реализма Толстого как раз и состоит в том, что, создавая характер персонажа, автор изображает его мир. Мир этот глубоко индивидуален. Описывая, как Николай Ростов возвращается из похода домой, писатель заставляет читателя на все смотреть, как смотрит Николай Ростов, ощущать все, как ощущает он, понимать все, как понимает герой – словом, словом заставляет нас воспринимать все окружающие вещи сквозь душу Николая Ростова.

Реализм романа «Война и мир» выражается в том, что его герои не бывают ни плохими, ни хорошими. Они не несут откровенно какой-либо одной черты характера. В каждом есть и плохое и хорошее. Так, бретер Долохов оказывается любящим сыном. Даже Анатоль Курагин, испорченный светом, не потому завязывает интригу с Наташей Ростовой, что хочет погубить ее, он просто, как избалованный ребенок, хочет получить то, что ему понравилось, до конца не понимая, что с такой девушкой, как Наташа, в эти игры играть нельзя. (Андрей, Пьер, ) совершают в своей жизни много ошибок. Но то же время основная мелодия человека остается постоянной.

Толстой показывает развитие характера героя, поэтому мы можем говорить об эволюции Андрея Болконского, Пьера Безухова и других персонажей. Писатель как бы говорит, что на жизненном пути человека подстерегают ошибки, опасности, трудности, взлеты и падения, но главное в нем – это поиск истины. Истину в романе ищут и Андрей, и Пьер.

Позиция автора в романах Толстого

В России XIX века взяла на себя обязанность быть общественной трибуной. В произведениях Толстого отчетливо видна авторская позиция.

Толстовская концепция искусства, художественного творчества базируется на тезисе о том, что в подлинном искусстве первенствуют этические ориентиры – критерии добра и зла, но этика находит для себя последовательно эстетическое выражение.

Нравственное у настоящего художника не может быть неэстетичным. Иногда критики упрекали писателя в том, что он излишне моралистичен:

  • писатель не скрывает отрицательного отношения к Наполеону или Александру I
  • исторический Наполеон далек от того, каким его изобразил Толстой.

Но, по выражению Владимира Набокова, Толстой-писатель неотделим от Толстого- моралиста.

Идейный пафос и художественные особенности романа «Война и мир»

«любил мысль народную».

Свое отношение к событиям и героям писатель и мерит этой мерой. Показывая единение лучших людей России, дворян, мещан, крестьян, офицеров и солдат, мужчин и женщин в борьбе против нашествия Наполеона, писатель именно этой мерой и мерит своих героев. Как и его герои, Толстой мучительно всю жизнь искал Истину.

Впечатляют и художественные особенности романов Толстого. Его реализм черпает свои силы в опыте многих эпох. воскрешает в нашей памяти великий эпос древности, впитывает в себя и опыт эпических жанров нового времени (исторического романа прежде всего). Излюбленный прием Толстого-реалиста – контраст, антитеза. Контраст заявлен в самом названии романа – «Война и мир».

Построена на системе контраста:

  • те, кому близка идея освобождения Родины от захватчиков (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Ростовы, княжна Марья, капитан Тушин, Кутузов, Тихон Щербатый, купец Ферапонтов, неизвестная русская барыня, уехавшая из Москвы « со смутным сознанием, что она Наполеону не слуга» и многие другие),
  • и те, для кого спасение России – не главное , а главное – преуспеть в жизни, получить выгодную должность, ленточку или орден, показать себя патриотом, соблюдая при этом свою выгоду (это прежде всего высший свет, Петербург, который ведет жизнь, полную интриг и сплетен – в то время, когда решается судьба Москвы, в высшем свете заняты тем, за кого выйдет графиня Элен Безухова при живом муже,- Курагины, Друбецкие, Берги, Жюли Карагина).

Эти два мира неразрывно связаны друг с другом социальными, дружескими, служебными узами, но они и противостоят друг другу так же, как красота Элен противостоит красоте Наташи Ростовой.

Еще один прием, характерный для реализма писателя, Виктор Шкловский назвал приемом «отстранения» – этот прием основан на том, что писатель показывает в общем-то обыденную вещь так, как будто мы видим ее впервые. Так он описывает декорации в театре, какими их видит Наташа Ростова после встречи со старым князем. Живые чувства Наташи не позволяют ей увидеть условность декораций и действий артистов. Однако после знакомства с Элен Наташа начинает воспринимать оперу так же, как все: Наташа видит все глазами Элен, Наташа зачарована. Толстой-художник любит использовать повтор детали для характеристики героя, вспомним усики на верхней губе Лизы Болконской, прекрасные глаза княжны Марьи, дряхлость Кутузова.

Огромную роль в романе играет (небо Аустерлица, старый дуб – вехи в осмыслении жизни Андреем Болконским).

В этом романе свыше двухсот действующих лиц и каждое из них играет свою роль в композиции произведения и в замысле автора. Только раз появляется в романе дядюшка Наташи, только в одной сцене мы увидим его и его домочадцев, но эти люди необходимы в жизни романа, в жизни героини для того, чтобы в Наташе пробудилось то особенное русское, что она выражает в танце. Но эта сцена мастерски показывает ту систему отношений, которая складывалась в русских усадьбах между господами и слугами.

Владимир Набоков говорил о том, что

« проза Толстого течет в такт нашему пульсу, его герои движутся в том же темпе, что и прохожие под нашими окнами, пока мы сидим над книгой».

Роман Толстого «Война и мир» обладает удивительным свойством каждого великого произведения: он реалистичен и современен. Он принадлежит мировой литературе, оставаясь удивительно русским. Все это наше родное, русское, вся правда жизни, величайшая простота и мудрость, первобытное влечение к природе, строгая, трезвая, суровая, сдержанная красота.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя.
В “Севастопольских рассказах” на первое место выходят не битвы и сражения, а тяжелая и опасная, уже ставшая привычной, повседневная жизнь. По мнению Толстого, именно в этих бесконечных рутинных днях и проявляется истинный героизм народа, способного дать отпор врагу. Описывая чувства героев в критические моменты их жизни, писатель показывает нам, что война в людях вызывает лишь страх, ужас и отвращение, а никак не восхищение или поклонение. Уже в этом цикле первых военных очерков Толстой проявил себя как тонких психолог, мастер раскрытия “диалектики души”.
Тема народного героизма, реалистическое восприятие войны, начатые в “Севастопольских рассказах”, были продолжены и развиты в романе “Война и мир”.
Эпическое повествование дало возможность писателю показать нам две войны - “чужую” и “свою”, то есть Аустерлиц 1805 года и Отечественную войну 1812 года. Сам Толстой отмечал, что ему было бы стыдно писать о торжестве русской армии, не описав сперва постыдного поражения. Писатель говорит, что основная причина поражения в 1805 году была в отсутствии особого духа в войсках. Ни количество боеприпасов, ни расположение солдат не имеют значения, если в отряде нет душевного настроя, желания победы.
“Своей” же в романе была Отечественная война 1812 года. Ее содержание точно подметил Болконский в разговоре с Пьером: “Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои. Они преступники все по моим понятиям. И так же думаете Тимохин и вся армия. Надо их казнить”.
Писатель почувствовал народный характер войны. Огромный патриотизм и стойкость духа, вера в правильность и необходимость своего дела, - все это помогло русским поискам выдержать нашествие французов. Русские солдаты надевали белые рубахи перед боем, зная, что он может стать последним в их жизни.
Необходимо отметить немаловажную особенность изображения Толстым военных событий. По мысли писателя, не гениальные полководцы выигрывают войну, а простые солдаты и офицеры, вот почему подробно описываются в романе не блестящие штабы и резиденции полководцев, а грязное и кровавое поле боя.
После Бородинской битвы основные силы французской арии были разбиты, ведущее место занимает теперь партизанская война, ее народный характер: “Дубина народной войны все сильнее “гвоздила” французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или плохо будет жить под управлением французов. “Под управлением французов нельзя было жить: это было хуже всего”. Поэтому в ходе всей войны “цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия”.
Главную силу и источник героизма в любой военной кампании писатель видит в народе, в его боевом духе.

Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против "красивого» изображения боя. В "Севастопольских рассказах» на первое место выхо­дят не битвы и сражения, а тяжелая и опасная, уже став­шая привычной, повседневная жизнь. По мнению Толсто­го, именно в этих бесконечных рутинных днях и проявля­ется истинный героизм народа, способного дать отпор врагу. Описывая чувства героев в критические моменты их жиз­ни, писатель показывает нам, что война в людях вызывает лишь страх, ужас и отвращение, а никак не восхищение или поклонение. Уже в этом цикле первых военных очер­ков Толстой проявил себя как тонких психолог, мастер рас­крытия "диалектики души».

Тема народного героизма, реалистическое восприятие войны, начатые в "Севастопольских рассказах», были про­должены и развиты в романе "Война и мир». Эпическое повествование дало возможность писателю показать нам две войны - "чужую» и "свою», то есть Аус­терлиц 1805 года и Отечественную войну 1812 года. Сам Толстой отмечал, что ему было бы стыдно писать о торже­стве русской армии, не описав сперва постыдного пораже­ния. Писатель говорит, что основная причина поражения в 1805 году была в отсутствии особого духа в войсках. Ни количество боеприпасов, ни расположение солдат не имеют значения, если в отряде нет душевного настроя, желания победы. "Своей» же в романе была Отечественная война 1812 года. Ее содержание точно подметил Болконский в разговоре с Пье­ром: "Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои. Они преступники все по моим понятиям. И так же думаете Тимохин и вся армия.

Надо их казнить». Писатель почувствовал народный характер войны. Ог­ромный патриотизм и стойкость духа, вера в правильность и необходимость своего дела, - все это помогло русским поискам выдержать нашествие французов. Русские солда­ты надевали белые рубахи перед боем, зная, что он может стать последним в их жизни. Необходимо отметить немаловажную особенность изоб­ражения Толстым военных событий. По мысли писателя, не гениальные полководцы выигрывают войну, а простые солдаты и офицеры, вот почему подробно описываются в романе не блестящие штабы и резиденции полководцев, а грязное и кровавое поле боя. После Бородинской битвы основные силы французской арии были разбиты, ведущее место занимает теперь парти­занская война, ее народный характер: "Дубина народной войны все сильнее "гвоздила» французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или плохо будет жить под управле­нием французов. "Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Поэтому в ходе всей войны "цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». Главную силу и источник героизма в любой военной кампании писатель видит в народе, в его боевом духе.