Современные художники таджикистана.

  • 08.06.2019

© М.Душанбеева «Россия для всех»

«Краски рая». В Москве открылась выставка таджикских художников

16:39 15.04.2016

Открытие выставки редких картин художников из Таджикистана под называнием «Краски рая» прошло в Государственном музее искусств народов Востока в Москве вчера, 14 апреля.

Экспозиция состоит из более чем 60 живописных произведений 1960-2010 годов, которые входят в частную коллекцию российского коллекционера Юлии Вербицкой.

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие посол Таджикистана в России Имомуддин Сатторов и директор музея Александр Седов, который, выступая перед гостями вечера, сказал, что о Таджикистане он может рассказывать долго и много, так как долгое время жил и работал там.

«Я провел лучшие мои молодые годы в Кабодиёне, в Таджикистане. Впервые спустя много лет в наших стенах представлена такая перспективная выставка станковой живописи Таджикистана второй половины XX века. Подавляющее большинство этих работ не известно не только широкой московской публике, но даже узкому кругу московских специалистов, поэтому я думаю, что для нас всех это будет впечатляющим открытием. И за это я благодарен Юлии Вербицкой, которая собрала эти шедевры», — сказал Александр Седов.

Важность и роль Вербицкой, которая на таких выставках показывает россиянам древнюю культуру и историю таджиков, отметил в своей приветственной речи и посол Таджикистана.

«Я думаю, после того как вы посмотрите на эти картины, вы для себя еще раз откроете Таджикистан, а если кто-то не был в Таджикистане, то действительно захочет поехать в этот прекрасный край», — обратился к присутствующим Имомуддин Сатторов и напомнил, что это не первая выставка картин таджикских художников из коллекции Вербицкой в России, а также выразил надежду, что и не последняя.

«Мы уже совместно с Юлей Владимировной организовали несколько выставок. Последняя очень большая выставка прошла в прошлом году в Уфе в рамках саммита ШОС. У Юлии Владимировны этих картин еще больше, и я надеюсь, совместными усилиями мы организуем выставку, где будет представлена уже вся ее собранная коллекция», — сказал дипломат.

Коллекционер и меценат Юлия Вербицкая поблагодарила гостей за то, что те в рабочий день смогли выкроить время и посетить выставку.

«Спасибо музею Востока, который предоставил площадку, чтобы показать вам те сокровища живописи, которые, я убеждена, вы не имели возможности увидеть довольно долгое время. Во-вторых, огромное спасибо художникам и мастерам, которые откликнулись на мой призыв и приехали на открытие выставки, приехали из разных стран мира», — сказал владелица коллекции.

«Я очень хочу, чтобы каждый, кто пришел на выставку, разделил мой восторг и восхищение таджикской живописью и нашел в каждой из представленных работ что-то свое», — добавила она.

На вечере присутствовали не только такие выдающиеся художники, как Владимир Глухов, Акмал Миршакар, Рахим Сафаров, Азам Атаханов и Александр Акилов, но и видные деятели культуры и искусства Таджикистана и России.

Специально для участия в открытии выставки из Душанбе приехал Акмал Миршакар, работы которого тоже были представлены.

«Я в Москве по приглашению Юлии Вербицкой. Буквально вчера приехал из Душанбе, и, как говорится, сразу с корабля на бал. Даже не знаю, сколько своих картин здесь увижу. Мы познакомились с Юлией года два назад. Мне лично и другим художникам было приятно, что нашелся человек, который начал интересоваться этим всем, потому что в какой-то момент все это было забыто. И вдруг вот Юлия с мужем смогли собрать такую великолепную коллекцию. Это очень трудная, тонкая, скрупулезная работа, и не каждому удается все это организовать», — сказал в беседе с корреспондентом «Россия для всех» Акмал Миршакар.

Среди гостей был и известный композитор Толибхон Шахиди вместе с супругой Гулсифат Шахиди.

«Мне очень понравилась эта выставка. Я очень соскучился по своим друзьям, землякам, с которыми я близко знаком, — Сабзали Шарипову, Муривату Бекназарову, Акмалу Миршакару. Это просто потрясающие художники мирового класса. Очень рад за своих друзей, что их работы сегодня можем видеть не только мы, но и российская публика», — сказал Толибхон Шахиди.

Художник Александр Акилов, родившийся и выросший в Таджикистане, но с начала 1990-х проживающий в России, также нашел свои работы среди представленных на выставке.

«Сегодня здесь представлено, по-моему, шесть-семь моих картин, которые были написаны в разные периоды и здесь, в России, и в Таджикистане. Раньше, в советское время, Таджикистан два раза в году представлялся на всесоюзной выставке в Манеже, и скажу, что эти выставки были одними из лучших. Сейчас стараемся нащупать эти связи, и дай Бог, чтобы такие вечера проходили еще чаще», — поделился художник с корреспондентом «России для всех».

На выставке представлено более 60 работ кисти таких выдающихся художников Таджикистана, как Зухур Хабибуллаев, Любовь Фроликова, Владимир Боборыкин, Алексей Бесперстов, Сабзали Шарипов, получивших мировое признание, но мало знакомых российскому зрителю.

Центральное место в экспозиции было отведено произведениям Зухура Хабибуллаева, чья пылкая красочность, необычные пластические решения нередко доводили до скандалов. Например, его картина «Гиджкак» (таджикский струнный музыкальный инструмент) в 1961 году должна была отправиться на всесоюзную выставку, но министр культуры СССР Екатерина Фурцева распорядилась снять картину с показа, так как сочла стиль художника формалистским. На выставке можно будет увидеть авторскую копию полотна, написанную Хабибуллаевым в 1990 году.

Председатель таджикского культурного центра Хуршеда Хамрокулова после осмотра экспозиции заметила, что хотя картины и написаны разными художниками, в том числе по национальности, но все они выходцы из Таджикистана, что заметно в их работах.

«Разные стили, разные краски, разные авторы разных национальностей, но есть общее, что объединяет их всех, - огромная любовь к Таджикистану, которая сквозит в каждой картине. И еще какая-то стилистика, которая характерна только для таджикских художников. Очевидно, что в этих картинах заметно взаимодействие различных стилей — европейского и восточного, старинных традиций восточной живописи. И это сказывается прежде всего в яркости красок, необыкновенном оптимизме и позитиве, которые есть в этих картинах», — заявила Хуршеда Хамракулова.

Станковая живопись Таджикистана органично соединила праздничную декоративность Востока с западной изобразительностью. Этот уникальный феномен художественной жизни СССР, несомненно, привлечет внимание не только знатоков, но и всех ценителей прекрасного.

Выставка «Краски рая» в Государственном музее Востока будет открыта с 15 апреля по 9 мая (вторник — воскресенье) по адресу: Никитский б-р, д.12А.

оценка 0,00 из 5

Оргбюро (аббревиатура СХТ) было создано 19 ноября 1933г. В 1938г. был принят первый устав СХТ. В 1940г. был вновь образован Оргкомитет Союза художников Таджикистана (председатель М. Хошмухаммедов), а 23 декабря 1944 г.- СХТ (председатель М. Хошмухамедов до 1961г.). С 1961г. по 1982г. председателем СХТ Х. Хушвахтов, с 1982г. — по 2012г. Сухроб Курбанов. В 2012г. на внеочередном съезде СХТ председателем СХТ был избран Фаррух Ходжаев.

После отделения Таджикистана от Узбекистана в 1929г в республике развертываются организационные работы по созданию институциональной базы художественной жизни страны на основе новых принципов. Она реализовывалась в соответствии с требованиями культурной революции. В 1932 г. Правительство РТ принимает решение об открытии в Сталинабаде (Душанбе) Республиканской изо-фабрики, прообраз Художественного фонда в советский период. Фабрика оказалась рентабельной, она смогла консолидировать творческие силы страны.

К началу 30-х гг. рост большого количества художественных ассоциаций и организаций с различными, порой прямо противоположными установками не соответствовал задачам культурной политики государства. С целью консолидации творческих сил было разработано Постановление ЦК КПСС (1932г.) «О перестройке литературно-художественных организаций», на основании, которого мастера были объединены в творческие союзы согласно профессиональной квалификации. Они были призваны подчиняться государственному контролю и цензуре. Таким образом, разносторонние индивидуальные поиски мастеров были спаяны в единый управляемый государством поток. В 1932 г. в Москве создается Союз писателей СССР во главе с М. Горьким с подчиняющимися ему филиалами во всех республиках. Вслед за ним был создан Союз художников СССР.

Вслед за Москвой 19 ноября 1933г. в ВКП(б) Таджикистана под председательством А. Лахути был заслушан его доклад о необходимости организации Союза советских художников Таджикистана (ССХТ). Вновь созданное Оргбюро Союза поручило Садыкову и Фальбову представить список художников, которые могли бы стать членами СХТ. Председателем Оргкомитета стал зав. отделом театрально-зрелищных предприятий Наркомпроса Таджикистана Умарджанов, секретерем — Фальбов. Полноценная деятельность СХТ началась только с января 1934 г., когда поступили финансовые средства. Членами Союза стали А. Новик, Фальбов, В. Ткаченко, Розанов, В.Бурцев, В. Бровидовский, Чернозубова и Модаров. Первая выставка художников состоялась 1 мая 1934г., на которой были представлены живописные картины и рисунки.

В дальнейшем Союз претерпевает изменения. В 1936г.в нем состоят 24 человека, в Ленинабадском филиале(Худжанде)- 12 . В 1938г. председателем Оргкомитета стал художник С. В. Жданов, при котором был принят первый устав СХТ. В 1941 г. Председателем Оргкомитета союза становится живописец М. Хошмухамедов. Позднее в 23 ноября 1944 г. вышло Постановление Совнаркома, в котором было высказано «одобрение» организации СХТ и утвержден его Устав. Тогда же Председателем СХТ стал Меджид Хошмухамедов.

До сего дня остается загадкой почему СХТ был создан дважды — в 1933г. и в 1944г. Возможно, в самом начале союз испытывал финансовые трудности и не мог активно работать. Можно предположить, что его члены разъехались, а потому малочисленность состава не позволяла существовать организации как дееспособной и самостоятельной. К тому же военное лихолетье не способствовало развитию союза, а потому после решительного перелома в ходе боевых действий во Второй мировой войне внимание правительства вновь было обращено к СХТ. Пока существуют только предположения и точного ответа на данный вопрос не существует. Именно по этой причине читатель может встретить в различного рода публикациях совершенно разные даты создания союза: 1933 и 1944гг. Первый же съезд Союза художников Таджикистана состоялся лишь в 1958г.

Затем Председателями Союза художников Таджикистана стали Народный художник Таджикистана, Лауреат премии им. А. Рудаки Хушбахт Хушвахтов(1961-1982гг.) и Народный художник СССР и Таджикистана, Лауреат премии им. А. Рудаки Сухроб Курбанов (с 1982г. по 2012г.). На внеочередном съезде СХТ после 30 лет неоднозначного правления С.Курбанова председателем СХТ был избран Фаррух Ходжаев.

Союз художников Таджикистана — член Международной конфедерации союзов художников и Международной ассоциации художников ЮНЕСКО. Имеет 2 областные организации: в Согдийской (г. Худжанд и г. Истаравшан) и Хатлонской (г. Куляб и г. Курган-Тюбе) областях. Имущественные объекты СХТ — выставочные залы в Душанбе и Худжанде. В настоящее время СХТ объединяет 176 мастеров, из них 31 женщина, 145 мужчин являются представителями 10 национальностей.

СХТ действует в целях развития изобразительного искусства, сохранения этнокультурного наследия и расширения творческих связей таджикских художников с мастерами разных стран мира, совершенствования художественного образования, содействия гуманитарной деятельности, обеспечения условий для создания изопродукции на основе обшей материальной базы.

Высшим органом СХТ является съезд.

В составе СХТ имеют звания:
Народный художник Таджикистана- 15 членов, Заслуженный деятель искусств- 19 членов, Звания Лауреата Госпремии им. Рудаки — 5 членов, Действительный Лауреат премии им. Камола Худжанди – 9 членов, Лауреат премии Комитета комсомола РТ — 2 членов, премии ЛКСМ — 3 членов, Заслуженный донор РТ — 1 членов, награды: орден «Шараф»- 3 членов, Медаль ВДНХ – 1 членов, Почетные грамоты Правительства РТ – 2 членов. Ученые степени: профессор — 2 члена, доктор наук –1 член, кандидат искусствоведения — 2 члена.

Членами Союза художников были такие выдающиеся мастера искусства, как: Алимов Мирзорахмат (1891 — 1971г.), Азимов Рауф Акилович (1943г. — 1995г.), Ашуров Абдулло (1904г. — 1976г.), Жумагазин Кирей (1929г. — 1984г.), Камелин Авксений (1910г. — 1978г.), Кузьмин Григорий Николаевич (1914г. — 1995г.), Лисиков Иван (1927г. – 1986г.), Мансуров Гафур (1884г. — 1977г.), Мавлянов Ашурбой (1908г. — 1969г.), Рахимов Абдурахман (1933г. – 1998г.), Татаринова Елена Алексеевна (1897г. — 1987г.), Сахибов Сайфи (1921г. — 1982г.), Умаров Ахмед (1933г. — 2006г.), Фальбов Порфирий (1906г. — 1967г.), Хайдаров Ашур (1916г. — 1998г.), Хошмухамедов Меджид (1912г. — 1989г.).

Во время гражданской войны в Таджикистане (1992г. -1994г.) почти полностью была разрушена инфраструктура культуры. Те учреждения, фонды, которые сохранились, имеют устаревшую материальную базу, не располагают новыми технологиями. Сказывается на уровне визуальной культуры и утечка интеллектуальных ценностей, замкнутость художественной жизни и рынка, снижение уровня образования, острая нехватка квалифицированных специалистов. Инвестиции в культуру весьма редки, а институт арт-менеджмента и маркетинг, которые способны значительно влиять на развитие искусства и его финансовую поддержку, совершенно не развиты в стране.

Культурная политика, проводимая общественными организациями, например, Союзом художников, уже вышла из-под контроля государственных структур и прежде всего Министерства культуры, хотя контакты сохранились. Последнее ведомство в основном осуществляет идеологическую пропаганду, регулирует деятельность всех государственных институтов, так как владеет почти всей существующей на сегодняшний день инфраструктурой культуры.

Основным законом, которым руководствуются власти, является Закон о культуре, принятый 3 сентября 1997г, который определил культурные права населения, способы использования культурных ценностей. В 1993г. вышел Закон о просвещении, который был доработан в 1994г, в 2003г.- закон «О библиотечной деятельности» и ряд других, непосредственно касающихся развития культуры и его учреждений. В 2005 г. Маджлиси Оли была принята Концепция развития культуры Таджикистана.

Под названием «Потомки Русского Авангарда. Таджикистан» выставлены картины не только мастеров-этнических таджиков, но и других, которые были вынужденно или добровольно перебрались в центральноазиатскую республику в 30-40-е годы прошлого века.

«Лиричные и серьезные, часто с национальным колоритом, образы на этих полотнах являются памятниками определенного периода нашей страны. В то же время многие работы отмечены подчеркнутой декоративностью и гармонично могут войти в любой современный интерьер, отвечая ностальгическим настроениям многих современных собирателей и просто любителей изобразительного искусства», — пишут в описании проекта организаторы.

Куратор выставки Юлия Вербицкая, открывая мероприятие, подчеркнула уникальность таджикской станковой живописи ХХ века и прямую преемственность как традиций Русского Авангарда так и богатейшей древней культуры народа Таджикистана.

«Влияние на творчество таджикских живописцев оказали не только выдающиеся мэтры Фальк и Филонов, Кузнецов, Шагал, но и таджикская миниатюра, средневековое искусство Средней Азии, ее богатейшее наследство, выразившееся в склонности к абстракции в формах и в экспериментах с цветом и светом. Результатом синтеза двух культур стало абсолютно уникальное явление — школа таджикской станковой живописи ХХ века», — сказала она.

Среди основных работ коллекции, которые могут вызвать непосредственный интерес посетителей, организаторы выделили полотна Зухура Хабиббулаева, Муривата Бекназарова, Сабзали Шарипова, Олимхона Ганиева и других.

«Их работы в первую очередь характеризуются цветом и светом, самобытностью и ни с чем несравнимым душевным теплом и изобилием Средней Азии», — пишут организаторы.

В открытии выставки принял участие и посол Республики Таджикистан в Российской Федерации Имомуддин Сатторов, а также депутаты Госдумы Светлана Журова и Олег Савченко.

Также на мероприятии присутствовали потомки двух известных творческих родов России и Таджикистана — писателя Льва Толстого Андрей Толстой и отца таджикской словесности ХХ века Садриддина Айни Эрадж Айни.

Коллекция насчитывает более 300 живописных полотен. Выставка будет работать до 6 июня ежедневно (кроме выходных) с12:00 до 19:00 по адресу город Москва, улица Малая Молчановка, дом 8 стр. 1.