Танатотерапия инструкция по применению в психотерапии читать. Танатотерапия как средство психологической поддержки при посттравматическом стрессовом расстройстве

  • 06.02.2022

Увидев в списке предлагаемых психотерапевтических методов слово "танатотерапия ", вспоминается греческая мифология, согласно которой Танатос — это греческий бог смерти . А в нашем мире на смерть существует некое табу . Обычно мы не говорим об этом ни за чашечкой кофе, ни на домашней кухне на ужином, с детьми обычно не обсуждаем эту тему. И на протяжении жизни в нашем организме нарушается баланс существования человека: ум — чувства — телесные ощущения. Доминирует ум, при этом чувства замораживаются и блокируются в теле. Человек контролирует себя, свои чувства, но в определённый момент, когда сила чувств достигает своего переизбытка, человек теряет контроль, "взрывается ". А ведь этого могло и не произойти, — и внутреннее состояние могло быть стабильным, умей человек полноценно выражать свои эмоции через физическое расслабление.

Владимир Баскаков предложил свой метод эффективной релаксации — танатотерапию, или излечение смертью. В основу терапии положена модель тотального расслабления . Танатотерапия — это авторский метод, включающий приёмы установления или восстановления контакта человека с различными видами смерти и умирания. В качестве базового принципа автор метода выделяет "минимальные по силе и амплитуде воздействия ", приводящие "к максимальным по силе чувствам и переживаниям ". Танатотерапия — один из интереснейших методов телесно-ориентированной психотерапии , который изучает соединение сознания человека с разными видами умирания.

Метод танатотерапии позволяет решать психологические проблемы, исцелять душу и разум человека приведением в норму его энергетического баланса. Автор метода делает акцент, что танатотерапия не имитирует смерть, а лишь моделирует через символическое представление .

Только в момент испытания сильных чувств, когда человек перестаёт контролировать своё сознание, он способен отпустить телесные импульсы. Интересны результаты применения танатотерапии при лечении бесплодия и невынашивания беременности .

Когда наступает смерть ? Когда человек полностью теряет контроль над телом. А умирать человеку страшно, потому что тело в этом случае перестанет ему принадлежать. Помогая расслабить тело, а значит, и психику, танатотерапевт моделирует смерть человека. И смерть уже не пугает, не вызывает болезненных переживаний; можно эмоционально "умереть " и родиться заново.

С помощью таких упражнений можно избавиться от эмоционально-мышечных напряжений. Очень интересна в танатотерапии работа с нижней челюстью, — если сделать хороший вдох грудью, то автоматически пойдет вверх голова, а челюсть — вниз. Расслабленная нижняя челюсть — это необходимое условие расслабления всего организма. То есть, чтобы выжить физически, просто необходимо уметь расслабляться .

А возможен и такой сценарий танатотерапии. Приходит человек к терапевту. Что его тревожит?

"Жить не хочется совсем. Депрессия" .

Терапевт предлагает ему попробовать умереть, раз в этой жизни его ничего не радует, ничего не хочется и единственное желание — закончить с этой жизнью.

Смерть выполняет роль активизатора сильных чувств. Человека вывозят в поле и предлагают попробовать умереть. Он согласен. Из автомобиля выкатывают настоящий гроб. Вообще, всё по-настоящему. Он ложится в него. Гроб закрывают. Подвешивают на дерево и говорят, что приедут за ним через 20 часов. Все уезжают. Человек лежит в гробу.

Лежит час, лежит два, уже отдохнул, что называется, все мысли передумал, даже вздремнул, если такое возможно в гробу. Гроб раскачивается, ночь приближается. Дышать всё труднее, хотя естественная вентиляция присутствует. Человек не можете ни повернуться, ни встать, ни присесть, ноги и руки затекают, его охватывает ужас и единственное желание меняет своё направление — жить!

Когда человек говорит, — "я хочу умереть ", "я не хочу жить ", он может себе представлять что-то из области "не жить ", но у него нет опыта проживания смерти. Поэтому, можно рассуждать о смерти, можно жаловаться на жизнь, говорить о том, что всё не так, а можно, попробовать умирать в искусственно созданных условиях.

Какова же была реакция человека, за которым приехали через двадцать часов?

Как только открыли крышку гроба, он выскочил из гроба человека со словами: "Я люблю жизнь… Я люблю свою жену… У меня замечательная работа… Я ещё столько дел хочу сделать… Ещё столько мест, в которых я не бывал… Отвезите меня домой скорее ". Человек осознал ценность жизни.

Стоит отметить, что в медицине есть отдельный раздел "танатология" , который изучающет состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, а так же причины смерти и проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Это учение и послужило возникновению такого направления в психотерапии, как танатотерапия.

Метод танатотерапии даёт мощный динамический эффект. Имея переживания смоделированного опыта умирания, человек начинает ценить жизнь как таковую.

Нерешенные психологические проблемы человека, его отрицательные эмоции, вызванные неумением справиться со стрессами, нередко приводят к болезням и подчас становятся серьезной помехой на пути к выздоровлению. Со временем возникающие под воздействием стресса негативные эмоциональные установки закрепляются в виде отрицательных психологических реакций. Все системы человека - центральная нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая - приходят в дисбаланс, нарушается адаптация организма. Давно уже замечено, что наши эмоции напрямую влияют на работу внутренних органов. Так, например, нетерпимость губит легкие, уныние - печень, ярость - желчный пузырь, чрезмерная сексуальная озабоченность - почки, злость - сердце, разочарование - желудок, депрессия - щитовидную железу, чувство вины - толстый кишечник. Но самые большой удар по организму наносит страх.

Прививка от страха

Как объяснить человеку, что страх - это разрушительное чувство, и заставить его перестать бояться? Необычный метод борьбы со страхами предложил в конце 80‑х годов психотерапевт Владимир Баскаков. Он назвал его танатотерапия (от греч. thanatos - «смерть» и therapia - «лечение»). По мнению Баскакова, в основе всех наших страхов лежит страх смерти. Он порождает и другие страхи: боязнь за близких, страх заболеть, потерять работу. Это иррациональное состояние забирает у человека огромное количество энергии и вызывает болезни.

Танатотерапия - это один из видов телесно ориентированной терапии. Суть метода - установление контакта человека с различными видами смерти и умирания через моделирование этого состояния. При помощи особых приемов работы с телом пациента удается достичь его тотального расслабления - состояние, похожее на смерть. Прохождение через этот опыт меняет сознание человека, помогает ему найти выход из тупика, решив его основные психологические проблемы. И в итоге - по-иному взглянуть на собственную жизнь и окружающий мир. Он примиряется с неотвратимыми обстоятельствами, а его организм включает целительные биологические реакции, которые корректируют и восстанавливают энергетический баланс.

Танатотерапия напоминает некоторые йогические и тибетские практики переживания смерти, которые позволяют человеку снять психологические рамки, ограничивающие свободу бытия, переосмыслить жизненные ценности, расширить сознание. Свой опыт познания смерти и примирения с ее неизбежностью существовал и у православных монахов. Для того чтобы избавиться от всего несущественного и суетного, что мешает сконцентрироваться на истинно духовных ценностях, многие из них нередко спали в гробу или добровольно заточали себя в гроб на какое-то время.

Как проходит сеанс

В танатотерапии практикуются как групповые, так и индивидуальные сеансы. Человека, пришедшего за помощью, не принято расспрашивать о болячках и проблемах. С ним просто начинают работать, создавая наиболее благоприятные условия, способст-вующие успокоению и расслаблению. Иногда работа проводится сразу с несколькими людьми.

Приглушается свет и включается релаксирующая музыка. Во время процедуры пациент укладывается на пол в позу звезды (позу витрувианского человека, отображенного на известном рисунке Леонардо да Винчи), и работа начинается. При помощи специальных приемов психотерапевт добивается тотального расслабления пациента, которое проводит его через опыт умирания.

Сеанс танатотерапии - это какое-то необыкновенное магическое дейст-во, не похожее ни на что. Массажные движения - точечные надавливания, прикосновения ладонями - очень мягкие, еле ощутимые и производятся в сильно замедленном темпе. Все манипуляции с телом пациента бережны и деликатны: плавное-плавное растягивание мышц, небольшие по амплитуде вращения, сгибания-разгибания конечностей также невероятно медленные. Вплоть до того, что одно вращательное движение по кругу может занять до 5 минут. Кажется, что мастер, который работает с телом пациента, засыпает на ходу. На самом деле все идет своим чередом. Такие очень бережные, едва ощущаемые человеком воздействия рассчитаны на получение у него максимальных по силе чувств и переживаний - этот прием называется «телесная гомеопатия», поскольку его эффект очень похож на действие этих маленьких шариков: лечение достигается за счет малых доз лекарств.

Такие воздействия приводят к тому, что тело человека, с которым проводят все эти манипуляции, становится очень тяжелым, глаза широко открываются, нижняя челюсть отпадает, дыхание замедляется, конечности холодеют. Что при этом ощущает пациент? Он полностью абстрагируется от своего тела, перестает чувствовать его. У него появляется ощущение парения над землей, отделения души от тела - состояние похоже на то, что описывают люди, пережившие клиническую смерть. В то же время это состояние не имеет ничего общего с глубоким трансом.

На заметку

Где помогает танатотерапия: для психологической помощи тяжелобольным людям, стоящим на пороге смерти; при решении психологических проблем; для личностного роста; при хронической бессоннице; при депрессивных и стрессовых состояниях; при невротических и психических расстройствах; при нарушениях опорно-двигательного аппарата; для снятия мышечных напряжений при детском церебральном параличе; при снижении иммунитета; при синдроме хронической усталости; для избавления от наркотической и других видов зависимости; при лечении бесплодия; в программах коррекции фигуры.

После встречи со смертью

Близкое знакомство человека с состоянием, похожим на смерть, освобождает его от многих комплексов и страхов, дает ему новый импульс жить. И, осознав быстротечность нашего земного сущест-вования, он начинает радоваться каждому прожитому дню. Танатотерапия позволяет избавиться от многих заболеваний, в первую очередь имеющих психосоматическую природу. Кстати, этот метод лечения с успехом используют для лечения табачной, алкогольной, игровой и наркотической зависимости.

  • Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Танатотерапия помогает достичь этого баланса.
  • Мы не умеем расслабляться, наш ритм жизни не позволяет это делать. Но этому можно научиться.
  • Танатотерапия избавляет от страха смерти. Умение принимать свою смерть избавляет от многих психологических проблем.

Думаю, каждый, кто хоть раз удачно сходил на тренинг, со мной согласится: такой объем чувств, мыслей, образов и просто чистой энергии в обычной жизни получить невозможно. Ну разве что занимаясь экстремальным туризмом. Как бы то ни было, однажды я поняла, что скучаю по группе. Пора было куда-нибудь идти. Но куда? Я обратилась к знакомому психологу. «Сходи к Баскакову. Может быть, тебе понравится». Что значит «может быть»?

Владимир Баскаков ведет тренинги по танатотерапии. Ах вон оно что! Лечение смертью…

«В землю закапывают?» – осторожно полюбопытствовала я. «Нет! – поморщился мой знакомый. – Которые закапывают – самозванцы. А Баскаков – создатель оригинального метода».

Выяснилось, что танатотерапия – раздел телесной психотерапии. И что танатотерапевт Баскаков когда-то служил на флоте. Подводником. По какой-то загадочной причине меня это успокоило.

И в один прекрасный осенний день я записалась на тренинг. Еще меня порадовало, что предоплаты с меня не спросили. «В конце дня отдадите», – махнул рукой усатый мужчина, в котором угадывался ведущий. «Отлично! – подумала я. – Не понравится – сбегу!» И осталась.

«Вся наша цивилизация построена на энергии ян», – ведущий обращался ко всем нам, рассевшимся в кружок на «пенках». – Мы все торопимся, стараемся стать лучше всех, завоевать, захватить, достичь…»

«Это все равно что пытаться постоянно вдыхать и не делать выдоха. Попробуйте, может, получится?»

В кругу засмеялись.

«Вот видите, вы понимаете, что это невозможно. Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Мы сейчас попробуем поработать с энергией инь».

Я начала было вспоминать все, что мне известно о двух видах энергии в традиционной китайской философии… Впрочем, в начале Баскаков предупредил, что не собирается излагать теорию, а пользуется разными терминами, чтобы обозначить направление своей мысли.

В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться

«Обычно массажист работает как? – он изобразил утрированно-энергичные движения. – Так, что он устает и потеет, а от клиента во все стороны летят куски плоти. Это ян. Мы будем делать другое… Но мне нужен доброволец».

Все медлили. Тут я подумала, что раз уж я пришла… и подняла руку.

«Ложитесь», – пригласил ведущий, указывая в центр круга. «И что делать?» – «Ничего, просто ложитесь».

И тут выяснилось, что мое тело не разделяет моей решимости. Казалось бы, что сложного – ложись и ничего не делай. Но укладываясь на глазах у всех, я чувствовала себя до крайности неловко. Чтобы избавиться от скованности, я приняла максимально непринужденную позу: вытянулась на спине, закинув руки за голову, и уставилась в потолок.

«С таким клиентом работать, конечно, нельзя, – раздался надо мной голос ведущего. – Посмотрите, все тело зажато. Ноги скрещены, руки скрещены…»

Вот это да! А я-то думала… Я расплела ноги и вытянула руки вдоль тела. Теперь он будет доволен? Ведь я в классической шавасане – позе йоги для расслабления. Ведущий словно услышал мои мысли.

Умереть можно в любой позе, значит, в любой позе можно расслабиться

«Шавасана, – сказал он, – поза трупа. Но знаете что? Ведь покойники так не лежат. Их потом так укладывают. И еще иногда складывают руки на груди… (Не поддамся на провокацию! – решила я и не пошевелилась.) ...и закрывают глаза, придавая вид спящего. Это способ избежать мыслей о смерти, сделать вид, что человек всего лишь уснул… А настоящая поза трупа – это максимально раскрытая поза, с раскинутыми руками и ногами…»

«Витрувианский человек, как на рисунке Да Винчи?» – уточнил кто-то из круга. «Примерно. Смерть – максимальное расслабление. Глаза раскрыты, нижняя челюсть отвисла…» По сдержанным смешкам я поняла, что ведущий показывает, как это выглядит. «Так что если вы кого встретите в таком виде, знайте, что это – наш человек! После танатотерапии…»

Смех усилился. (Никогда бы не подумала, что разговоры о смерти могут так пробуждать веселье.)

«В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться… Только вы дышите, пожалуйста. И вы тоже дышите», – обратился он ко мне, и я поняла, что задерживаю дыхание...

Многие упражнения начинались с присутствия.Которое странным образом ощущалось, даже когда не было телесного контакта.

То есть раньше, чем ко мне прикасались, я чувствовала тепло приближающейся руки. Были и другие упражнения, «янские». Например, один из участников тренинга ложился, изображая покойника, а четверо старались его «расшевелить» без помощи рук, например сказать что-то такое, чтоб он засмеялся.

Я всю жизнь считала себя интровертом – а тут выяснилось, что мне не так-то легко уйти в себя! Как ни странно, легче было отрешиться не от слов, а от физического воздействия: в другом упражнении другие четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь, оставляя свое тело на далекой поверхности.

…По кругу из рук в руки передают большие фотографии: замерзший в горах альпинист сидит, привалившись к камню; желто-белое тело Далай-Ламы, оказавшееся нетленным... Стоит тишина, и вдруг девушка рядом со мной не выдерживает: «Сколько можно?! Зачем вы это все нам показываете?» После короткой паузы раздается сразу несколько голосов: «А что тут такого? Если не нравится, не смотри. А мне любопытно!»

Четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь

Интересно, думаю я, как поступит ведущий. Спросит девушку, как часто спрашивают в группах: «А что вы чувствуете?». Но он отвечает ей прямо на поставленный вопрос:

«У меня две цели. Я хочу, чтобы вы увидели, что настоящая смерть выглядит совсем не так, как поддельная, которую каждый день показывают на экранах. И производит совсем другое впечатление. Какое – вы сейчас почувствовали. Вторая цель – посмотреть, насколько быстро вы можете переключаться, восстанавливать равновесие».

Да уж, встреча со смертью (даже на фото) способна выбить из колеи. Но восстанавливать равновесие – как? В смятении я обвожу взглядом круг и вижу, что все переглядываются. Фотографии тем временем возвращаются к ведущему, он невозмутимо откладывает их в сторону.

«Есть еще вопросы? Если нет – обеденный перерыв!»

И надо же, все тут же поднимаются, начинают как ни в чем не бывало переговариваться, собирать вещи… Ну что же, обед – контакт с пищей, с собственным телом. Может, это и есть восстановление равновесия?

Я многое перепробовала за эти два дня и потихонькугордилась своей открытостью новому опыту и способностью переключаться. Но на этом упражнении я почувствовала, что где-то внутри меня есть грань, которую мне страшно переходить. Называлось оно невинно – «Ковер-самолет». Я выбрала себе в пару Ирину – невысокая рыжеволосая женщина, которая в чем-то, как мне показалось, была похожа на меня.

Сначала все участники заняли свои места – и я уже предвкушала, как лягу и закрою глаза и почувствую еще какие-то необыкновенные вещи… Но тут оказалось, что наш «ковер-самолет» собирался лететь через опасную область, где в живых мог остаться только один «летун». Нам предстояло решить, кто из двоих.

«Я чувствую растерянность, не знаю, что делать», – сказала я Ирине. «А я знаю!» – решительно откликнулась она и толкнула меня в плечо.

И тут одна за другой мне пришли в голову три быстрых мысли. Первая: наши силы примерно равны, не факт, что мне удастся ее столкнуть. Вторая: вместо этого я могу дернуть ее за щиколотки, чтоб она упала. Третья: возможно, падая, Ирина ушибется головой. И тут она заехала мне локтем в грудь. И я решила – нет, все-таки это игра. Не стоит она ни моей груди, ни ее затылка. И я сошла с коврика.


Был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать

Когда упражнение кончилось и все расселись в круг, ведущий спросил: «Ну, кто погиб?»

«Я, – ответил молодой мужчина. – Я не мог столкнуть женщину».

«А мы обнялись, чтоб быть как один человек!» – радостно откликнулись две девушки.

«Так, – сказал Баскаков, – у нас три мертвеца. Кто еще?»

Я подняла руку.

Так я и не знаю – может, я в тот раз обманывала себя? Может, просто у меня недостаточно воли к жизни? И еще я вспоминаю тот мимолетный холодок, когда я поднимала руку... и странное чувство свободы: да, умерла – и что теперь с меня взять?

На танатотерапию я пошла не ради терапии, а ради группы. И получила то, чего хотела: это было настоящее приключение. Но был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать. Помню, как однажды маялась на автобусной экскурсии с долгими переездами. А недавно летела восемь часов и половину времени проспала, хотя кресло не назовешь самым удобным ложем на свете.

Мой метод может показаться мрачным, но для меня он работает.

Я думаю так: неудобная поза? Но ведь умереть можно в любой позе, правда? Значит, в любой позе можно расслабиться. И я расслабляюсь – и просыпаюсь уже в другой точке времени.

«Чтобы жить, нам нужно уметь легко возвращаться в состояние равновесия»

Владимир Баскаков, танатотерапевт

Psychologies:

Почему вас как психолога заинтересовала смерть?

Я помню, как и когда это началось. В Одессе, мне было 5 лет. И вдруг я понял, что я умру. Меня так мощно накрыло это осознание, что я рыдал всю ночь напролет. Мне было страшно, но еще больше обидно.

Все кончится – ведь это такая несправедливость! И я решил победить смерть. Сначала я захотел стать врачом. Родители боялись ходить мимо аптек – я сразу требовал купить самое большое и блестящее (как сейчас я понимаю, это был шприц для промывания желудка).

Потом я понял, что медицина не отменяет смерть. Тогда я задумался о бессмертии. И решил стать психологом.

А почему нельзя об этом не думать вообще?

Тот, кто вытесняет реальность смерти из своего сознания, лишает себя жизненности. Жизнь и смерть связаны, как вдох и выдох, встреча и прощание. Если не попрощаться, у нас не будет следующей встречи. Если мы не можем выдохнуть, не будет вдоха. Пытаясь не думать о смерти, мы замираем, застываем – и наша жизнь останавливается. Помните, как выглядят инь и ян? В центре белого – черная точка. И наоборот. Максимально усиливая один компонент, мы оказываемся в точке другого.

В центре смерти начинается жизнь. И важно понять это, чтобы ощутить баланс. Это одно из ключевых понятий в танатотерапии.

Мы считаем, что в основе всех психологических проблем и соматических заболеваний – нарушенный баланс активности и пассивности. Если баланс нарушен, человек становится неустойчивым. Нас постоянно что-то выводит из равновесия – стрессы, микробы, разные события.

Чтобы жить, мы должны легко возвращаться в состояние равновесия, быть устойчивыми. Как неваляшка, которая возвращается в точку равновесия, как ее ни толкай в разные стороны.

В чем задача танатотерапии?

Говорят, что вид пропасти у одних вызывает отчаяние, а у других желание строить мост. Моя задача – чтобы люди не впадали в отчаяние. Размышляя о смерти, очень многие представляют себе длинное, мучительное угасание, беспомощность, болезни, страдания. Почему, интересно? В

едь когда останавливаются часы, это происходит в одну секунду. Стрелки не бьются в агонии. А как гаснет свеча? Вот так выглядит правильная смерть. Это легкая смерть, на пике здоровья.

В традиционной культуре люди предчувствовали свой срок задолго, иногда за годы. И спокойно готовились, понимая, что это событие – часть жизни, ее естественное завершение, а не что-то ужасное и враждебное. У нас эта культура утрачена, но ее можно восстановить.

На занятиях мы создаем такие условия, в которых можно безопасно соприкоснуться с мыслью о своей смертности. Есть четыре вида психологических проблем, которые мы решаем через работу с телом.

  1. Проблема избытка контроля – в телесной проекции это голова.
  2. Нарушение контактов – это область груди и рук.
  3. Сексуальные отношения – область паха.
  4. Проблема опоры, устойчивости – ноги и ступни.

Как это происходит? Разговаривать об этом бесполезно, можно только пробовать и делать.

(Баскаков В.Ю. Танатотерапия ® : теоретические основы и практическое применение/Институт общегуманитарных исследований, с.)

В отличие от классической танатотерапии («танатотерапии-классики»), прикладной характер данного вида танатотерапии заключен в возможности работать с проблемами человека (клиента, пациента) адресно, «точечно». Не путем применения отдельных или всех базовых приемов и «создания условий», ведущих к запусканию глубинного (почти клеточного!) механизма балансировки процессов «активизации» и «абсорбции», лежащего в основе всех без исключения проблем и заболеваний, а с возможностью целенаправленного включения в эту работу чувств клиента, его процессов осознания. Такой вид работы ближе классической психотерапии с ее «интервенциями» (слово-то какое!).

Работа со страхом смерти

Предлагаемый способ работы со страхом смерти в прикладной танатотерапии покажется несколько странным для области работы с телом или через тело человека.

Традиционно, например, для телесной психотерапии, - вначале вычленяются паттерны страха, своеобразные телесные представительства страха. Это - дыхание (замирает или учащается), ноги (подкашиваются колени, «ноги стали ватными»…), желудок («феномен бойца перед боем»), потеря контактных каналов глаз («у страха глаза велики» или закрытие глаз) и голоса («не смог произнести ни слова», «завопил как резанный»…). Из внутренних органов - это почки. У мужчин - часто сердце. Почему у мужчин? В культуре мужчина - это тот, кто без страха и упрека зайдет «в горящую избу», «на скаку остановит коня» и т.д.

Те, кто не такие, - переживают это¸ а главное «переживалище» в нашем теле - это сердце.

Вычленив телесные паттерны страха, приступают к работе через моделирование страха. Важно отметить, что в данном моделировании страх клиента не привлекается «в лоб»: никто из терапевтов не угрожает клиенту припасенным для этих целей топором, никто из терапевтов с этим топором не гоняется за клиентом. Это, во-первых, не гуманно! Но, главное, - другое: в таком моделировании тело клиента просто «рассыпется» на части и терапевт не успеет «встроиться» в эти паттерны. Это - не технологично. Поэтому в телесной психотерапии применяются модели, в которых страх «не узнан», но при этом проявляют себя все перечисленные выше паттерны страха. Если, к тому же, данные паттерны проявят себя поочередно, в какой-либо последовательности, то, телесный психотерапевт, видя включение паттернов, - успеет оказывать помощь клиенту в выведении последнего из паттерна.

Замирает клиент дыханием - терапевт помогает ему дышать, теряет клиент контакт глазами - терапевт помогает ему восстановить этот контакт, «уходит земля» из под ног клиента - терапевт помогает восстанавливать связь с землей. Это в телесной психотерапии.

В классической танатотерапии, осуществляя применение отдельных приемов или их «сборку», танатотерапевт тотально расслабляет, а это значит, и «заземляет» своего клиента. Страхи клиента (энергия этих сильных чувств) также «заземляются» через расслабленное тело клиента и, как результат, страхи лишаются позитивного смысла и теряют привлекательность для клиента. Это необходимо пояснить еще раз. Выше указывалось, что для современного «шизофренизированного» цивилизованного человека, у которого максимум энергии - в голове, страхи, особенно страх смерти, - приобретают позитивный смысл, поскольку восстанавливают утраченный в таком случае баланс между «шибко умностью» и подавленными чувствами. В этом смысле не может быть «попыток суицида». Суицид бывает только один раз! А вот коснуться оголенных проводов своих сильных чувств, «подтвердить себя живым» (Марк Захаров «Тот самый Мюнхаузен»), - в этом смысл «русского экстрима», попыток суицида, всплеска насилия и особенно обилия показа насилия в современном мире. Чем более заземлено тело, - тем лучше заземлены чувства, - тем меньше энергии идет в голову. А это значит, - тем меньше страхов и беспокоящих мыслей о смерти. Смерть и страх не изгоняются, а теряют свой позитивный смысл и привлекательность.

В прикладной танатотерапии мы к страху смерти обращаемся «через голову», через процессы осознания. И первое, что бросается в глаза: страх смерти - это нонсенс. Получается, что человек боится того, чего не знает. Как в том фильме про разведчиков, в котором один разведчик дает другому яд со словами: «Спрячь - идеальный яд. Действует быстро и безболезненно!». На что другой разведчик вполне резонно замечает «А кто сказал, что безболезненно? Тот, кто пробовал?» Разве Ваш клиент испытал на себе смерть, чтобы судить об этом, и даже бояться этого? Ведь у тех, кто прошел через, например, клиническую смерть, - другие, в основном, - позитивные впечатления (Р.Моуди, Э.Кюблер-Росс, К.У. Пэрриш-Хара и др.). В «Повести об Иване Ильиче» Льва Толстого герой до последнего момента испытывает не просто страх, - ужас перед смертью. И вот он в «канале». И вдруг читаем: «Какое счастье! А смерть? Где ты смерть? » (Л.Толстой). В этом позитивность сеансов танатотерапии-классики.

Проходя через модель смерти* наши клиенты зачастую восклицают как толстовские Иваны Ильичи «Так, вот оно что…». Второе удивление связывается у наших клиентов с глубинным смыслом того, что они делают с этой «механикой смерти». Они включают, транслируют в этот механизм свои проблемы! Что за проблемы? Ответ на этот вопрос кроется в ответе на вопрос «Есть ли те люди, кто не боятся смерти?». И таких не боящихся смерти - три категории.

Это дети . До определенного момента ребенок знает, что есть смерть. Он помнит, что у него, например, бабушка умерла. Или любимая птичка. Он птичку похоронил и даже на могилке поставил крестик из палочек. То есть, ребенку до определенного возраста известно слово «смерть». И для него это слово даже наполнено каким-то смыслом. Но смерть не затрагивает ребенка экзистенциально, не имеет отношение к нему лично! И чаще всего ночью ребенок наконец осознает, что смерть коснется и его. И с этим все закончится! Больше ничего не будет! Это колоссальный шок и все мы через него прошли. В этот момент ребенок бросается к спящим родителям, будит их с вопросом «Я что, умру?!!». А проснувшийся родитель, с «высоты» своего опыта, указывая на спящую «половину», часто произносит: «Да, и я умру, и мама, и все умрут!». И это помощь! По крайней мере желательно взять испуганного ребенка в «контейнер» Вашего тела, Ваших объятий.

Он еще долго будет всхлипывать, потом, правда успокоится, и, даже уснет.

Что такое «детский мир»? Это мир отсутствия своеобразного «зазора» между ребенком и окружающим его миром. Если ребенок отвлекается на что-то - он всем своим существом откликается на это. Не по этой ли причине мы теряем своим детей. «Ой, только что был здесь!». А попробуйте потерять взрослого - не удастся! Чтобы отвлечься взрослому - должно что-то произойти немыслимое! Например, рядом должен рухнуть самолет. Тогда мы не только отвлечемся, но у нас и челюсть отпадет. Обратите внимание, что у детей до определенного возраста рот и челюсть открыты всегда! А мы своими «закрой рот!» только и делаем, что закрываем им рот, закрепощаем нижнюю челюсть (см., выше - роль нижний челюсти в подавлении сильных чувств и сексуальной сфере). Итак, «детский мир» - это ПОЛНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ОКРУЖАЮЩИЙ ВАС МИР.

Это влюбленные . Мир влюбленных - это мир отсутствия «зазора» между одним человеком и другим. Не случайно влюбленные презирают смерть и почти что глумятся над ней - хохоча идут на эшафоты, становятся к стенкам. Всем своим видом показывая, насколько им безразлична их судьба. Ведь объект их воздыхания и после их смерти будет жить. И обратно: после смерти или гибели своего любимого - они долго не живут! Или следуют за ним, совершая в той или иной форме суицид, или смерть сама приходит за ними. Как, например, у любящих пожилых людей. Отсюда по-иному прочитывается и выражение «жили долго и счастливо и умерли в один день!». Любовь к Родине, кстати, - тоже вид любви, раз за эту любовь люди бросались под танки, падали грудью на дзоты. Итак, «мир влюбленных» - это мир ПОЛНОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЕМУ, КАК И ОН ВАМ.

Наконец, путь воина . При этом словосочетании сразу всплывают в памяти творения Кастанеды. Я же хотел бы обратить внимание читателя на словосочетание «русская рулетка». Не «немецкая», не «американская»! Это когда в барабане револьвера оставляют один патрон. Потом Вы проводите барабаном по руке - и у Вас случайным порядком остается один шанс из восьми, что при нажатии курка прозвучит выстрел направленного Вам в висок револьвера. Появилась даже «чеченская рулетка», когда не оставляется, а вынимается один патрон из барабана! Путь воина - это не погоня за смертью! Зачем же тогда вынимать патроны?! Да, с одной стороны, - это вариант «русского экстрима», стимуляция сильных чувств. Но истинный путь воина - это НАХОЖДЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОСТИ КАК АКТАХ ЖИЗНИ, ТАК И В МОМЕНТ СМЕРТИ. Это тождественность жизни смерти. Это торжество жизни в момент смерти! Это кульминация жизни.

Когда сандиниста палачи поставили к стенке и навели свои ружья, он решил встретить смерть тем единственным, чем обладал в этот момент - собственным достоинством. На Фото заснят момент его казни. И то, что мы видим - не кураж, не бравада. СПОКОЙСТВИЕ!

Именно такой вид смерти - достойной - поверг на колени солдат из фильма «Последний самурай» в сцене расстрела предварителя самураев. Интересна и заключительная его фраза: «Совершенство! ВСЕ СОВЕРШЕНСТВО!». Какой глубинный жизненный инсайт - и это в момент смерти!

Отмеченные персонажи (пылкий влюбленный юноша, воин Флавий) мы встречаем и в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина - в сцене с Клеопатрой. Ведь, получив ночь с Клеопатрой, в итоге они получают собственную смерть!

Итак, если нам ведом страх смерти (не физиологический страх смерти!), если он держит нас в своих цепких руках, не дает спать, лишает спокойствия, значит мы а)не дети, б)не влюбленные, в)не воины. Значит, мы не принадлежим миру, как он нам (дети), мы не есть одно целое с другим/другими людьми (влюбленные) и, наконец, мы не находим жизненности в каждом акте жизни, как и в акте смерти (воины). А, дальше: как в наших больницах требуется много здоровья, чтобы лечиться, так и в том, чтобы нам не был ведом страх смерти, - требуется то, что дает нам стать «детьми» («станьте как дети…», влюбленными, воинами. В итоге, вечный Пушкин: «Благодарю тебя, чума!». Спасибо, страх смерти, указывающий нам путь к себе. К себе БЕССМЕРТНОМУ!

Поблагодарить страх смерти стоит и за то, что он сохраняет нам жизнь. В данном случае речь идет о физиологическом страхе смерти. Представьте себе, если бы мы оказали помощь в лишении нашего клиента физиологического страха смерти. Понятно, что долго такой клиент не прожил бы - первая машина на улице была бы его! Физиологический (животный) страх смерти принципиально отличается от психологического. Животное, которое пугается, на уровне тела животного реагирует на страх двумя полярными реакциями**: замиранием (сбросом энергии) или бегством (активизацией). То есть, тело и в первом и во втором случае интегрируется, работает как пружина. В отличие от человеческого тела, которое в момент страха, особенно страха смерти, - дезинтегрируется (см., выше, паттерны человеческого страха).

Прием «Ковер-самолет»

Хорошим приемом, моделирующим наше отношение к жизни, а это значит, - и к смерти, можно считать прием «Ковер-самолет»***. Вы предлагаете Вашему клиенту сесть на один с Вами ковер и рассказываете следующую историю:

«Предположим, что мы с Вами смогли на этом ковре-самолете улететь из царства какого-нибудь «гниды» (Кащей Бессмертный, Соловей-разбойник…). Вокруг нас - отвесные скалы. Мы видим, что за нами гонится погоня и у преследующих намерения самые «ясные и точные»! Наше спасение - за этими скалами. Ковер начинает набирать высоту и, вдруг, мы понимаем, что ковер может перенести через эти скалы только одного из нас. Нам отводится 10 минут на выполнение всего задания и когда пойдет последняя минута, Вы предупредите клиента об этом».

Прием интересен тем, что в нем совершенно четко задана дихотомия жизнь-смерть. Перелететь, т.е выжить, может только один. Значит другой - должен умереть. И в этом упражнении содержится еще одна реальность, имеющая непосредственное отношение к теме смерти, - это выбор. Сам выбор предполагает отказ от одного ради другого. Это своеобразная смерть одного ради жизни другого. Как часто мы не доводим ситуации до окончательного выбора, как часто его откладываем, как мучительно осуществляем!

Анализ применения данного приема показывает самые разные стратегии поведения и действия клиентов, в чем-то напоминающие стадии смерти Э.Кюблер-Росс. Это и торг, и депрессия, и отчаянная борьба, и окончательное принятие данной ситуации жизни-смерти. Представляет особый интерес для танатотерапевта динамика внутри самого упражения, особенно, - его заключительная часть, следующая после Вашей команды «Пошла последняя минута!». Выполнение данного приема часто сопровождается целым спектром неприятных физиологических ощущений и самочувствий, также указывающих на модельность данного приема теме страха смерти. Читаем у того же Л.Толстого в «Иване Ильиче»:

Танатотерапевтическая помощь в данном приеме оказывается, во-первых, в осознании клиента всех нюансов заданных условий (сути или механизма приема), нюансов поведения клиента по ходу выполнения приема. Во-вторых, своими действиями-провокациями танатотерапевт зачастую способен оказать влияние на привычные поведенческие паттерны клиента, например, принудить последнего к схватке. Или, наоборот, уступить, показав клиенту способ «нормального» (достойного) оставления жизни. Упражнение - тонкое, с множеством нюансов, которые невозможно описать, но которые представляют исключительную важность (почти «ключ»!) для решения многих сложных проблем клиента.

«Сальто-мортале»

В гимнастике такой кульбит, когда ноги спортсмена оказываются вверху, а голова внизу, - называется «сальто-мортале», т.е. от morte - «смертельное сальто». Задумывался ли кто-то о происхождении такого названия. Да, в ходе неудачного его выполнения травмы возможны. Серьезные травмы - переломы позвоночников, серьезные ушибы. Но смерть? Почему смерть? Ответ, видимо кроется в русской пословице, которая связывает момент решительности (решиться на что-то) со смертью. «Смерти подобно!». Действительно, решиться на такой прыжок - это «смерти подобно!». В гимнастике такой кульбит изучают обязательно с лонжей (страховкой). Но, даже после безупречного его исполнения с лонжей - все равно, когда страховка снимается, - рядом стоит тренер. Безумно страшно!

Этот танатотерапевтический прием хорошо работает с различными проблемами, например, проблемой избегания конфронтации, конфликта, когда клиент часто в разговоре отводит глаза, не может высказать обидчику свое возмущение. В языке «моторных полей» («Энергия и характер» №2, стр.) - это гиперактивация моторного поля «ротации» (избегания), а, это значит, в той же логике «моторных полей» (если в паре моторных полей гиперактивировано одно поле из пары, это значит, - недоактивировано другое), недоактивировано «поле канализации». Что, в свою очередь, приводит и к недоактивации поля «оппозиции». Нет, этот клиент «после драки - всегда кулаками машет». Но, это - оставшись один, коря себя за невозможность это сделать в жизненной ситуации.

Другой случай применения этого приема - когда при удалении от Вас (и, даже, при повороте к Вам спиной!) близкого, да и вообще любого человека, - у Вас возникает паника (другой вариант - обмирание). При виде удаляющейся спины - немедленный импульс догнать, остановить. В чем здесь проблема? Показывать Вам спину и удаляться может и негодяй. Но если это проблема, если работает паттерн, - Вы всегда будете пытаться остановить этого человека. Или всегда «обмирать»! Близкие и далекие, зная об этом паттерне, могут даже манипулировать Вами. «Дай мне в долг!». «Нет?». «Ну, я тогда пошла!». «Стой, стой! Возьми хоть это!». Узнаете?

Особенно демонстративно этот прием работает со спины. Когда при приближении к Вам со спины любого человека (это может быть и близкий!), у Вас возникает напряжение, паника, страх.

Сам прием выглядит так. Берутся два стула. Вы ставите два стула друг напротив друга на значительном расстоянии (метров 5-6). Предлагаете клиенту встать рядом с одним из стульев лицом к Вам. Вы становитесь рядом с другим стулом лицом к клиенту. Предлагаете клиенту назвать чувство, которое он испытывает исходя из оценки этой ситуации. Пресекайте все попытки говорить «от головы» (« я думаю, что эта дистанция…» или «от ощущений» («я ощущаю скованность в моем теле…»). Только чувства - тревога, беспокойство, страх, радость, интерес…. Придвиньте Ваш стул на метр ближе к стулу Вашего клиента. Спросите о его чувствах. Не задавайте вопрос «А теперь, что Вы чувствуете..», предполагающий изменения в чувствах. Вполне возможный ответ клиента - «Я ничего не чувствую» или «Я ничего не могу сказать о своих чувствах».

Придвиньте стул еще на метр. Спросите про чувства. Продолжайте придвигать стул и задавать вопросы о чувствах. Остановитесь на дистанции одного метра. Теперь внимание! Если у Вашего клиента заявлена проблема «гиперротации» и он не может спокойно выносить взгляды, отвечать обидчикам и т.д. - каждый раз при приближении Вашего стула (и Вас!) беспокойство, тревога (часто страх!) будут нарастать и достигнут максимума в этой конечной позиции. Теперь у танатотерапевта появляется возможность помочь осуществить «сальто-мортале». Для этого Вы предлагаете Вашему клиенту сесть на его стул, сами усаживаетесь на свой. Последний раз спрашиваете клиента о его чувствах. Кульбит в этом месте невозможен. Контекст клиентом по-прежнему прочитывается как «оппозиция-конфронтация». Ваша задача - перевернуть контекст!

Небольшое отступление. Мир, и мир человеческий существует в дуальности (зима-лето, день-ночь, вдох-выдох).. И действительно: «от любви до ненависти - один шаг!». Мы одинаково долго смотрим в глаза и когда любуемся данным человеком и «пьем» его глаза как поля, моря.. И когда ненавидим! «Ну, ты чего?!» - и долго выразительно смотрим противнику в глаза. По наблюдениям Игоря Кона у приматов, ближайшим к нам животным, существуют всего два способа подчеркнуть главенство и статус. Первый из них,- смотреть в глаза. Если другой самец (не вожак!) не отвел взгляд - схватка! Другой способ - демонстрация полового органа. Из второго Игорь Кон выводит смысл и суть матерных выражения типа «иди ты на…».

Итак, Вы как терапевт даже любяще будете смотреть клиенту в глаза, все равно контекст не будет прочитан как доброжелательный и поддерживающий. Необходимо что-то изменить в мизансцене данного телесного взаимодействия. Для этого Вы или предлагаете свои руки Вашему клиенту с тем, чтобы он дал свои. Или, если он по-прежнему Вам не доверяет, берете его руки в свои. Мизансцена есть, контекст задан! Внимание! В этом месте направьте свое внимание на дыхание клиента. Дыхание остановилось! Вот она, «мортальность»! Предложите клиенту дышать. Удерживайте его взгляд! В этом месте часты сильные чувства клиента - не позволяйте ему замирать дыханием или сваливаться в гипервентиляцию. Удерживайте взгляд! И все это сразу! В этом - кульбит.

Чаще всего проблема «гиперротации» формируется в момент получения ребенком сильного отвержения, особенно от значимого взрослого - родителя. Даже слово «ненавидеть» - смотреть, но не видеть. Боясь в дальнейшем получить такой же ненавидящий взгляд, ребенок постепенно вообще перестает смотреть прямо в глаза не только родителю, но и всем людям. Так закрепляется паттерн. Задача «сальто-мортале» в данном случае - пройти через собственное сильное чувство. И это возможно только сразу! Пропасть за несколько прыжков не перепрыгнуть!

Вы как терапевт можете усилить и даже закрепить достигнутый успех, предложив клиенту встать ногами на его стул. Самому же танатотерапевту необходимо встать перед стоящим на стуле клиентом, лицом к нему. Но Вам необходимо стоять на полу. Таким образом Ваш клиент будет вынужден смотреть на Вас «сверху вниз» - в прямом и переносном значении этого выражения. Ведь проблема родительского отвержения мизансценно это - давление, главенство, сила взрослого на фоне слабости ребенка (ребенок не может совладать со своими чувствами в отличие от взрослого!). Если эту ситуацию смоделировать абсолютно точно, - то на стул, конечно, должен встать терапевт и «сверху вниз» смотреть на клиента. Когда Вы, как терапевт, в начале выполнения этого приема приближаете свой стул, - в этом уже главенство! Вы активны, Вы спрашиваете. Не случайно, у клиентов зачастую возникает импульс отодвинуться от Вас своим стулом или отойти самому. Но такое дословное моделирование жизненной проблемной ситуации - это прямой путь к фрустрации клиента! Не обсуждая позитивные и негативные стороны фрустрации нам интересно предложить читателю способ инверсии (тоже своеобразный кульбит!). Когда на решение проблемы Вы выходите не «в лоб», а с обратной стороны!

Стоя перед Вами на стуле, клиент с заявленной проблемой в большинстве случаев испытывает неловкость, реагируя всей палитрой своих телесных реакций. Часто отводит глаза, замирает дыханием, у него потеют руки, он ощущает слабость в ногах, чувствует себя неловко, у него возникает импульс слезть со стула (избегание!). Не узнаете паттерн избегания заявленной клиентом проблемы? Смысл помощи и в данном случае со стороны танатотерапевта заключается в изменении контекста с «доминирование-подчинение» на «сотрудничество». И сделать это возможно аналогичным образом - предложив свои руки клиенту. Взяв его руки в свои, будьте внимательны! Опять дыхание! Контакт глаз! В данном случае, также как и в предыдущем случае, - допустимы и даже показаны директивность с Вашей стороны: «Дыши! Еще дыши! Смотри мне в глаза!».

Рассмотрим случай приближения Вашего стула со стороны спины клиента. Вы ставите свой стул со стороны спины стула клиента на расстоянии нескольких метров. Предлагаете клиенту развернуться и стать так, чтобы последнему было удобно наблюдать за происходящим. Спрашиваете о его чувствах. У клиентов с избыточными страхами, фобиями, беспокойствами - обычно чувства из разряда перечисленных. Приближаете свой стул к стулу клиента на десяток сантиметров. Беспокойство и страх возрастают! Еще ближе - еще страшнее и напряженнее! Когда до спинки стула клиента остается около двадцати сантиметров - останавливаетесь. Задаете вопрос о чувствах. Теперь сам кульбит! Предложите клиенту сесть в его стул, а сами сядьте в свой. Спросите про чувства. Чувства по-прежнему остаются негативные.

И это несмотря на то, что сзади сидите Вы, а не какой-нибудь негодяй. Вот сила паттерна! Ваша задача остается прежней - изменить на противоположный контекст (мизансцену) данной ситуации. Аккуратно (!) положите свои руки на плечи Вашего клиента (мизансцена поддержки). Этого недостаточно! Обратите внимание, что в этот момент (контекст-то изменился на противоположный!) Ваш клиент чаще всего опять замирает дыханием. Не дышит. Не живет! Подведите свои руки под мышечные впадины (подмышки) клиента. На вдох начните активно поднимать свои руки вверх, расширяя таким образом грудную клетку клиента и углубляя таким образом его дыхание. Хорошо этот прием делать перед зеркалом, чтобы еще и отслеживать глаза (взгляд) клиента. Только «раздышав» (но не давая свалиться в гипервентиляцию - прямой путь к истерике!) Вашего клиента, - можно изменить контекст данной позиции (угроза) на противоположный (защита, поддержка).

Усилить последний прием можно следующим образом. Встаньте ногами на стул. Предложите Вашему клиенту встать около Вашего стула к Вам спиной. Если Вы ничего не говорите о дистанции, которую он занимает до Вашего стула, - это тоже значимая для Вас информация. Если он стоит далеко от Вас - попросите его приблизиться. Так, чтобы Вы могли достать его плечи своими руками. Задайте вопрос о его чувствах. Как правило, клиенты с перечисленными выше проблемами испытывают в этой позиции страх, напряжение, ожидают угрозу. При этом реагируют всей палитрой телесных реакций: замирают дыханием или дышат поверхностно, глаза широко раскрыты («у страха глаза велики»), ноги дрожат или ощущаются как «ватные». Очень аккуратно и медленно положите Ваши руки ладонями вниз на плечи клиента. Стоп! Весь перечень телесных реакций - замирание дыхания, импульс податься вперед телом, «пустой взгляд» (желательно работать с зеркалом, в котором отражается лицо клиента), - присутствует и здесь! Снимите свои руки и подведите их под мышки. Начните расширять дыхание, не давая «сваливаться» в гипервентиляцию. В конце задайте вопрос о чувствах.

Применение последнего приема (стоя на стуле) выявило интересную закономерность - у большинства клиентов, с которыми эффективно строилась работа с применением данного приема, имели сложные отношения (это можно назвать проблемой) с отцом. Анализ данной мизансцены - некто большой опекает, поддерживает, защищает сзади, - тоже согласуется с местом «отцовской фигуры». Где мать? Рядом, держа нас за руку - по магазинам, вокзалам… Анализ икон также показывает, что все (!) иконы, на которых присутствуют женские персоны (мадонны, девы…) с младенцами, эти персоны никогда не держат своих чад анфас, - дети всегда сидят полубоком (Рис., Фото….).

Проверьте Вашего клиента еще на одну позицию стульев. Поставьте Ваш стул спиной к стулу клиента. Задайте вопрос о чувствах. Эта позиция также представляет исключительный интерес с позиции дуальности, двузначности, амбивалентности нашего бытия. Сидение спинами - это одновременно и поддержка (если нельзя обо что-то опереться спиной, то так удобно сидеть с партнером, думая о «светлом будущем»; дерутся группами, опять же, защищая спину партнера), и отвержение («он повернулся ко мне спиной и захрапел!»). Терапия в данной позиции осуществляется сидя на полу облокотившись своей спиной о спину клиента.

Для этой позиции хорошо подходят подготовка и комментарий из техники Генриха Вернера (Германия) «Стойка спинами» с ее девизом «Думай только о себе!». Закончить эту практику можно вообще оригинально: предложив клиенту опираясь на Вашу спину - положить голову Вам на плечо. Ваша голова таким образом оказывается на плече у клиента. Аккуратно отодвигаясь друг от друга, но продолжая опираться на спины, - Вы таким образом оказываетесь лежа на полу. Голова каждого из Вас лежит на плече друг друга. Это забавное окончание именуется у туристов «походная подушка». Если под рукой в походе нет подушки, - то так очень удобно лежать - на плече спутника!

Представляет интерес позиция, когда Ваш стул стоит под углом к стулу Вашего клиента. Если у клиента в этой позиции возникает напряжение, неловкость и даже страх, - это имеет отношение к самооценке клиента. Ведь данная позиция - это позиция оценивания. Отсюда и формируется само-оценка! Вы как бы со стороны смотрите, наблюдаете за Вашим клиентом. Классическая для такой позиции ситуация из детства Вашего клиента, когда его заставляли становиться на стул перед гостями и читать ненавистный стишок из Самуила Маршака. Другой вариант - заставляли садиться за пианино и повторять «на бис!» ненавистную Вам мелодию, выслушивая эти «ах, какой мальчик!», или «ах, какая девочка!». Терапией в данной позиции будет оказание помощи клиенту в его повороте «лицом к лицу» к терапевту. В языке «моторных полей», - это поддержание или активизация «поля канализации», когда и Вас оценивают и Вы оцениваете.

Только романтики от психотерапии рассчитывают, что проблему можно решить за один раз. Позитивность и продуктивность применения приемов из разряда «сальто-мортале» - в возможности осуществить хотя бы раз непривычные для них действия, побыть, если хотите, «не собой»! Не только знать, что можно поступить «не так», но и реально поступить не так! А наша жизнь уж точно предоставляет нам бездну возможностей поступать разными способами даже в привычных нам условиях.

«Ботинки смерти»

Название этого приема - метафорическое. Понятно всем, что у Смерти, в ее мифологическом и фольклорном обличье - нет обуви. Она не только «костистая», «безносая», но еще, и «босоногая». Но, все же, если допустить, что Смерть вздумала одеть обувь, то интересно себе представить, как бы она стояла в этой обувке. Можно предположить три позиции ее ног. Первая - ступни ног стоят параллельно. Вторая - носки врозь. Третья - носки внутрь. Третья позиция («я у папы дурачок») ясное дело - отпадает. Остаются - две. Нам представляется, что у стоящей Смерти позиция ног (а, значит, и обуви, в которую она обута) - носки врозь. Только так стоят уверенные люди, знающие себе цену. Смерть еще ни разу не ошиблась! Еще никто не смог увернуться от нее! На картине нашего художника Перова (Рис.) изображена сцена приезда приглашенной из Петербурга гувернантки в дом к купцу. Он наконец достиг такого уровня благополучия, что смог позволить себе эту недешевую трату. Обратите внимание на всю фигуру этого купца, особенно, - на позицию его ступней.

Сам танатотерапевтический прием заключается в том, что Вы ставите свою обувь (ботинки, туфли) в «позицию стоящей Смерти», т.е. с развернутыми носками и предлагаете Вашему клиенту вступить в контакт с этим персонажем. Вы обращаете внимание Вашего клиента на следующие параметры такого контакта: дистанция, положение тела клиента (можно стоять лицом, боком, спиной), положение тела (можно стоять, можно сидеть).

Данный танатотерапевтический прием хорошо работает в случаях, когда у клиента остались какие-либо незавершенные действия по отношению к близким, которых отняла Смерть. Напомню, что Смерть всегда приходит неожиданно! И в этом смысле можно согласиться с мнением священника Александра Кураева, считающего Ад - не местом, где варят, парят и т.д., а состоянием души, которая не завершила окончательно свой земной план. Покинув после смерти тело, душа лишилась важного качества - во-площения (от во-плоть), реализации. Страсти и намерения остались, остались незавершенные действия, а…. ничего сделать нельзя! Действительно адские муки!

Вам при выполнении данного приема, помимо заданных условий, потребуется ряд уже отмеченных умений (расширять дыхание, восстанавливать контакт глаз и др.). Приведу нескольку случае применения данного приема с нашими комментариями.

Женщина 72 лет лишается своей матери. Вы спросите, где так долго живут? В Италии. До смерти матери, это была полная сил женщина. На вид ей нельзя было дать больше 60-ти. Все свое время она посвятила организации и поддержанию работы женского клуба в городе Сьена, где собирались и проводили время такие же как она женщины. После смерти своей матери данная женщина впадает в тяжелую депрессию. Она даже перестает за собой ухаживать. В начале терапии у меня не было идей, относительно того, как ей помочь. Хотя тема депрессии - это чисто танатотерапевтическая тема.

В большинстве языков это слово присутствует в неискаженном виде: депрессо по-итальянски, депрешшн по-английски, депрессия по-русски. Де-пресс! Т.е., организм что-то делает, чтобы справиться с прессом, давлением, стрессом. Что же делает организм? Мы видим, что организм поступает одним из привычных биологическому телу способом - сбрасывает активность, включает гипотермию, по сути - идет иньским путем. Куда? К центру иньской составляющей, в котором находится янская составляющая - активность, жизнь. Что делает с депрессивными больными и вегетососудистыми (в новой классификации болезней, - нейроциркулярными) дистониками традиционная медицина? Правильно! Активизирует, прописывая антидепрессанты! По сути, нарушая логику организма. Почему не помочь организму, усилив ту логику, стратегию, которую выбирает сам организм? Т.е., еще больше усилив иньский компонент, еще больше расслабив применив танатотерапию-классику? Собственно, так и происходит на наших сеансах (см. приложение).

Поскольку данная женщина отмечала чувство отчаяния от того, что смерть матери произошла неожиданно для нее (это в 94-то года!) и она не успела с ней поговорить и попрощаться, я решил применить прием «ботинки». В зале, принадлежащей Женскому клубу, я свои ботинки поставил у стены, развернул их носки правильным образом. Предложил ей вступить со Смертью в контакт, описав параметры, на которые ей следует обращать внимание - дистанция и положения тела (см., выше).

*Справедливости ради надо отметить, что это все-таки модель смерти в другом смысле слова «модель» - как приближение, похожесть. Говоря о смерти, как о том месте, откуда пока еще никто не вернулся (в этом смысле, - клиническая смерть - это не-смерть, раз оттуда возвращаются), мы с достоверностью не можем утверждать, что же происходит с человеком в момент перехода. Автор также оставляет за собой право не вступать в этом месте в дискуссию на религиозные и околонаучные темы.

**Питером Левиным высказывается точка зрения, указывающая на три реакции животного на страх: замирание, бегство и агрессия. Не вступая в дискуссию, отметим, что животные часто проявляют агрессию только от безвыходности. Та же крыса, загнанная в угол, - бросится на человека. Но, если есть возможность - убежит.

***Аналогов такого приема много: «необитаемый остров», «подводная лодка», «воздушный шар» и др.