Тюремное служение. Что такое тюремное служение и кому оно нужно

  • 20.09.2019

На днях в Москве в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами состоялась конференция, посвященная проблемам тюремного служения. В ней приняли участие общественные организации и церковные приходы Москвы и разных регионов России, которые оказывают поддержку заключенным. Что же такое тюремное служение, нужно ли оно и зачем, и чего уже добились те, кто самоотверженно им занимается.

Подобные конференции проходят два раза в год в Синодальном отделе Московского Патриархата. Тема тюремного служения будет обсуждаться и в рамках предстоящих Рождественских чтений. Значит, тюремное служение сегодня набирает силу? - именно с таким вопросом я обратилась к руководителю Центра духовного просвещения и миссионерства сектора по взаимодействию с Уголовно-исполнительной системой Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Наталье Пономаревой :

"Тюремное служение в России именно сейчас вышло на достаточно стабильный уровень действия. Показателем этого является то, что в уголовно-исполнительной системе не просто возникла идея о тюремном священстве, но в нескольких епархиях эта идея реализуется уже полным ходом. Практика тюремного священства была широко распространена до революции, но потом ее упразднили. И вот сейчас тюремное священство восстанавливается.

Показателем является и то, что на этих конференциях собирается все больше и больше представителей разных приходов Москвы и областей России. Начиная это служение 6 лет назад, мы видели, как тяжело оно идет, как редко священники посещают тюрьмы. Потому что, во-первых, раньше их не часто туда пускали; во-вторых, священники настолько заняты, что у них часто даже не бывает возможности доехать до тюрьмы, чтобы там послужить. Если на территории колонии нет храма, Церковь должна сама идти к человеку, который там находится. И когда она не могла попасть туда в лице священника, она приходила в виде катехизаторско-миссионерской переписки. С этого, собственно, тюремное служение и началось".

Так что же такое тюремное служение, в чем оно заключается? Об этом рассказывает член группы милосердия по тюремному служению Храма Успения Пресвятой Богородицы Маргарита Ломова :

"Тюремное служение - это служение тем людям, которые попали в затруднительное положение. Да, разумеется, большинство из них преступники. Но в каждом человеке заложены зерна добра. Если эти зерна не взращивать с малых лет, то со временем человек озлобляется и в результате, как правило, становится преступником. Наше служение заключается в том, чтобы взращивать эти зерна добра. Если относиться к человеку по-доброму и с любовью, можно искоренить все злое, что было заложено в него обществом на протяжении всей его жизни, начиная с малого возраста, и возрастить семена добра.

Поэтому, тюремное служение - это очень сложный процесс. Принимать человека-преступника, очень злого, видеть в нем эти крупицы добра и прежде всего добро, а не зло, которое мы замечаем и которое действительно является его внешним проявлением, - вот наша основа. Не отторгнуть человека, а принять его таким, какой он есть и верить в то, что он возродится.

Наше тюремное служение в основном заключается в том, что мы, во-первых, ведем духовную переписку с осужденными. Во-вторых, собираем и отправляем посылки. Сейчас обозначился еще и третий пункт - реабилитация осужденного после его освобождения. Это новый для нас этап, еще не опробованный. У нас есть один такой осужденный, который в настоящее время находится в туберкулезной больнице в Сокольниках.

Здесь мы находимся на правильном пути. Это подтверждается и тем, что со стороны общества мы никакого сопротивления не испытываем. Я считаю, что это тот путь, который мы должны проделать. Этого человека могли просто-напросто поместить в больницу для бомжей, то есть в ту же среду, из которой он вышел. А человек начинает реабилитироваться только в нормальной среде, где живут нормальные люди, а не такие как он. Он еще очень слаб и нуждается в духовном лекарстве. Ему нужны нормальные условия для того, чтобы он смог увидеть этот свет, общаться с нами, выйти на новый уровень общения. Другой среды быть не должно".

Нормальные условия нужны не только тем, кто уже вернулся из мест лишения свободы, но и тем, кто находится за решеткой, - считает председатель Карельской региональной общественной организации "Равновесие", председатель Попечительского совета УФСИН России по Карелии Александр Гезалов :

"Посещая исправительные учреждение в первый раз, мы отправились туда со священником. С лязгом открылась дверь следственного изолятора, и мы увидели темную камеру с зарешеченными окнами, едва освещенную тусклой лампочкой. Камера, рассчитанная человек на десять, была до отказа набита около полусотней заключенных. И я вдруг осознал всю глубину проблемы, не только духовной, но в том числе и материальной. Тогда мы со священником договорились, что он будет питать их по своей программе, а мы материально.

Начали мы с ремонта камер, установили душевые кабины , унитазы. Одновременно с этим стали насыщать литературой, не только духовной, но и светской, среди которой произведения Достоевского и других писателей. Со временем стала осуществляться поддержка новорожденных, женщин, подростков следственных изоляторов. В двух учреждениях, в том числе в СИЗО N1, открыты классы для обучения подростков школьным программам. Потому что им предстоит возвращение обратно в социум. И они, зная, как креститься, не будут знать, как вернуться в свой класс".

Но не решат ли в таком случае заключенные, что нас, мол, и здесь неплохо кормят, не пропадет ли у них ощущение наказания, расплаты за совершенное ими преступление?

Александр Гезалов : "Дело в том, что осужденные, оступившись и находясь там, теряют веру в людей, в государство, вообще теряют веру как таковую. По моему глубокому убеждению, веру можно вернуть и таким образом. Чаще всего среди заключенных находятся люди, загнанные в угол, которые совершают преступление в алкогольном опьянении и т.д. И вдруг они видят, что к ним приходят люди, которые начинают относиться к ним иначе, нежели относилось государство и общество, когда они находились на свободе. Когда такой человек к ним приходит, они говорят: "О! у нас камера стала светлее, потому что вы там-то и там-то сделали то-то и то-то...". Я на протяжении 7 лет каждую неделю посещаю исправительные учреждения. Общаясь с женщинами, вижу, как ко многим из них приходит осознание содеянного, и они плачут, понимая, что плачут по своей душе.

Осознав это, мы начали сотрудничать с епархией, создали Фонд Анастасии Узорешительницы. Вместе с нами, с людьми, которые, грубо говоря, дают материальную пищу, исправительные учреждения начали посещать священнослужители, преподавать Закон Божий, давать пищу духовную. То есть сначала человеку нужно на руке что-то подать, а потом уже пытаться приблизить его к тем благам, которые дарует Господь.

"Наказание" - это "наказ" и "покаяние". То есть государство наказывает, а человек сам уже берет на себя ответственность и миссию попытаться покаяться в грехах при помощи священников и своих внутренних переживаний. Государство наказывает и говорит: "Мы тебя наказываем тюремным заключением сроком на 5 лет, попытайся исправиться". Попробуйте покаяться, находясь в каменном мешке. Я думаю, что человек, находясь в таком положении, вряд ли покается. Наоборот, он, скорее, устроит побег, взломает стену и убежит. Или стену равнодушия попытается переломить. А вот когда у него более-менее нормальные условия, то он, мне кажется, готов к исправлению".

Когда у человека есть нормальные условия для выживания, озлобленность становится меньше, и вот тогда он сможет услышать слова, обращенные к нему священником или просто верующими, готовыми помогать. Правда, путь для них не всегда открыт. К сожалению, секте, обладающей финансовыми средствами, порой бывает легче проникнуть в стены тюрьмы, чем православному священнику. И здесь на помощь приходит адвокат. И в наше время находятся юристы, которые готовы помогать безвозмездно. Как соотносится адвокатская деятельность и тюремное служение? - с таким вопросом я обратилась к адвокату Ивану Кузьмину:

"Я думаю, помощь может осуществляться самым непосредственным образом. В наше время, когда адвокатура вынуждена быть частично коммерциалиозованой, то есть когда отношения между клиентом и адвокатом ставятся в силу определенных экономических особенностей на платную основу, должность адвоката, как и любого другого члена общества, обязывает к определенной части благотворительной деятельности.

Очень часто такая помощь бывает нужна, когда возникают препятствия, связанные с контрольно-пропускной системой СИЗО или других исправительных учреждений. Исправительный кодекс как раз и определяет места лишения свободы наиболее закрытыми для посещения. То есть именно те заключенные, наказание которых связано с избранием такой меры наказания как лишение свободы, лишены возможности поучаствовать в общественной жизни.

У каждого адвоката свое представление о благотворительности. По крайней мере, я знаю много своих коллег, которые не чураются подобных мероприятий. Я знаю, что есть адвокаты, которые берут на себя бесплатно категорию дел, кто-то выбирает каждое десятое дело, кто-то каждое двадцатое - кому как позволяют возможности".

Организовать тюремное служение при храме не так уж сложно, - говорит Наталья Пономарева :

"Если найдутся просто двое желающих (не обязательно это должны быть священники или какие-то образованные люди, просто нужна инициатива хотя бы двух людей на приходе), мы готовы им всячески помочь организовывать тюремное служение на приходе, приглашать их еженедельно, обучать, оснастить методически, дать необходимую литературу. По сути дела, ничего особенного от храма не требуется".

Как приходят к тюремному служению люди? Свою историю рассказала Маргарита Ломова :

"У меня это произошло странным образом. Теперь, конечно, когда я читаю литературу, я понимаю, что так действует Господь. В определенный момент жизни у меня возникло такое желание, возможно, это чувство любви, что я должна кому-то что-то давать. У меня трое детей, которым я свою любовь даю и, думаю, что им больше не нужно. Ведь нужно не много, а столько, сколько нужно. А у меня ее было больше, поэтому и возникла потребность кому-то отдавать. В то время у меня в голове созрели два варианта: либо это должны быть дети детских домов, либо, почему-то, - тюрьма. Просто возникли два таких варианта, других и не было. И я выбрала тюрьму. Потому что главное здесь - переписка, здесь есть дистанция. Если бы это были дети, то я могла бы окунуться в детский дом с головой и забыть о своей семье. Для меня это было тяжело, поэтому я выбрала тюрьму. А тюрьма уже привела меня в храм. Я перестала справляться с перепиской, потому что она пошла на другом уровне, на котором это и должно происходить. Я поняла, что-то не так, и обратилась в храм, священник которого как раз и вел тюремное служение. Я стала прихожанкой этого храма, и стала заниматься тюремным служением уже всерьез".

У многих людей, которые сами задумываются о тюремном служении или которым предлагают им заняться, возникают страхи. И страхов этих немало. Ответы на все возникающие вопросы есть в литературе, выпускаемой Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Наталья Пономарева рассказала о самых распространенных заблуждениях и беспокойствах, связанных с тюремным служением:

"Не секрет, что есть люди, которые искренне желают узнать о Боге. А есть и такие, которые спекулируют этим, выпрашивая какую-то материальную помощь. Сейчас мы эту проблему уже научились решать. Мы координируем переписку. То есть каждый приход или каждая организация выбирает себе одну колонию или сразу несколько колоний в своем регионе, с которыми собирается вести переписку. На все остальные письма она не отвечает, а просто передает их по назначению, согласно таблице координат. Со своим регионом люди работают вплотную. Они знакомятся со священниками, с начальниками колоний. Очень часто начальство колоний и как раз и показывают тех людей, которые спекулятивным образом пишут письма во все храмы и организации.

Один из самых распространенных страхов, - как начать переписку. Во всех приходах действует примерно одна и та же схема. На Валаамском подворье, например, под письмами вообще не ставятся личные подписи. Там просто подписываются "братья и сестры" и получают письма на адрес храма. В наш Центр духовного просвещения письма приходят на адрес Свято-Тихоновского института, хотя мы подписываемся именем и фамилией. Иногда, если человек очень беспокоится, он может просто подписать свое имя. Если это, например, мама с двумя детьми, которой трудно ездить в центр за своей корреспонденцией, то она может получать ее на адрес "до востребования". Но, поверьте, ничего страшного в этом нет. Я сама мать троих детей и занимаюсь перепиской почти 7 лет. Слава Богу, Бог миловал, - только положительные плоды. Ребята молятся за нас, за то служение, которые мы несем. И их молитвенная поддержка - это большая сила, потому что их сердце взывает из утесненных обстоятельств, оно кричит к Богу".

Маргарита Ломова занимается тюремным служением уже 4 года. Она по своему опыту хорошо знает, что с находящимися за решеткой людьми ухо надо держать востро:

"Конечно, приходится встречать очень много лукавства. Но это нас нисколько не смущает. Часто нам, как женщинам, приходится проявлять определенную твердость, чтобы не опуститься до отношений на уровне "мужчина - женщина", а держать тот статус, на который благословил нас Господь".

Группа милосердия при храме Успения Пресвятой Богородицы ведет постоянную переписку с 60-70-ю заключенными. Из четверых вышедших на свободу трое опять вернулись в тюрьму. Не заставляют ли такие неудачи бросить все, прекратить это отбирающее немало физических и душевных сил занятие?

"Нет, конечно. Наоборот, это еще больше укрепляет нас и дает возможность искать нужные пути. Трудности закаляют. Я считаю, что 4 года это очень маленький срок. Тюремное служение еще настолько молодо, что настоящий этап можно сравнить с начальной школой. Нас очень мало, всего три человека, и все женщины. И духовный опыт у нас тоже еще очень маленький, но мы растем вместе с ним. Нас как того слепого, который идет и палочкой отмечает свой путь, ведет Господь. И все постепенно развивается".

У тех, кто готов помогать порой опустившимся, порой воспринимаемым как потерянные члены общества людям, обрести твердую почву под ногами, кто готов держать за руку тех, кто уже падает в пропасть, у этих людей есть свой взгляд, почему преступности сегодня становится все больше и больше. Говорит заведующий сектором Отдела по взаимодействию с Управлением исполнения наказаний священник Александр Добродеев :

"Очень большая часть нашего народа находится в местах лишения свободы. Это может показаться парадоксальным, потому что процент очень большой: если население нашей страны занимает одну десятую часть населения всего земного шара, то наши заключенные или как их называют осужденные или подследственные в общей сложности составляют десятую часть всего тюремного населения планеты. Почему такой большой процент преступности? Неужели наш народ действительно такой недостойный? Мне кажется, так считать не правильно. Главная причина кроется в тех условиях, в которых человек существует, и которые способствуют преступности. А следовательно, необходимо менять принципы организации свободного общества".

А то, что это благое дело движется медленно, объясняется многими причинами, - говорит отец Александр.

"Это объясняется нехваткой священников, человеческой косностью, незаинтересованностью государства в этом вопросе. Но мне кажется, что все-таки рано или поздно мы придем к осознанию этого процесса, повернемся лицом к этим людям. Я считаю, что если мы всем миром возьмемся за это, - не за деньги, не за интерес, а по расположению доброго сердца, то картина, конечно, изменится".

Http://www.narodinfo.ru/article/1446

Рассказывает Виталий Новиков, лидер тюремного служения Церкви Святой Троицы:

«Церковь Святой Троицы» участвует в служении христианской миссии «Тюремное братство». С 2000 года мы с руководителем миссии Владимиром Киселевым и другими братьями по вере несем весть о спасении в разные зоны и тюрьмы России.

В «Тюремном братстве» служат верующие разных конфессиий, и многие из них прошли «плохой» жизненный путь. Люди в зонах и тюрьмах больше доверяют тем, кто был, как говорится, в местах не столь отдаленных, но после встречи с Иисусом стал другим человеком.

Я сам в прошлом был судим 2 раза за хулиганство, грабежи и разбой. Отсидев в общей сложности 9 лет, я вышел на свободу. Занимаясь старыми делами, я все больше и больше увязал в своих грехах. Воровство, вымогательство, обман, драки, наркотики. Все это было моей жизнью! И были моменты, когда смерть смотрела мне в глаза. Дьявол, поймав тебя в сети один раз, потом не отпустит, и жизнь пойдет по замкнутому кругу. Cамостоятельно выйти оттуда и не заниматься страшными делами невозможно.
Но даже в тех обстоятельствах Господь хранил меня по молитвам моей семьи!
Я точно знаю, что если бы Иисус не дал мне покаяние, то меня бы уже не было в живых. После покаяния жизнь моя полностью изменилась, и я стал жить по законам Божьего Царства. В 1997 году я принял водное крещение и с тех пор нахожусь в церкви Божией. Господь заботится обо мне и,как говорится, дает мне все для жизни и благочестия: дом, семью, детей, работу, здоровье.
А ведь всего этого могло и не быть…

Во время нашей последней поездки по зонам Мурманской области, в зоне особого режима «Мурманск», после служения к нам подходили люди и говорили, что знают нас. Одни встречали нас в Воронеже, другие — в Калужской области, третьи — в Вологодской. Тогда они слышали наши свидетельства о том, что только Иисус может изменить жизнь, но понадеялись на свои силы. Результат не заставил себя долго ждать: один пробыл на свободе 5 дней, другой — месяц, третий — 3 месяца. Вновь, по замкнутому кругу, они пришли уже в эту колонию. На этот раз — особого режима и с большими сроками.
«Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего», — говорит Библия. Побыв на собрании, эти люди поняли, что дьявол не отпустит их, без Бога они пропадут, и все вышли на покаяние.

И как важно поддержать этих людей! Ведь они сделали только самый первый шаг к Иисусу.
Наша с вами обязанность, как христиан, молиться за этих людей и общаться с ними через письма.

В последнее время как-то так сложилось, что мы стали ездить в тюрьмы пожизненного заключения.
«Черный дельфин», «Остров огненный», «Белый лебедь»…
Господь позволил нам не только свидетельствовать, но и преподавать крещение этим людям, которые уже никогда не выйдут на свободу. Мы видели их лица после крещения — они светились! Радости не было предела!
Многие говорили, что даже не могли мечтать о крещении, а здесь — такая радость!
И, как сказал осужденный пожизненно Коровников Игорь, теперь можно и умереть. Не страшно.

Сколько радости приносят наши встречи! Они рассказывают о чудесах, произошедших после наших встреч: одни исцелились, другие бросили курить, хотя раньше считали это невозможным, о третьих вдруг вспомнили родственники — стали писать, приехали на свидание, кто-то не сквернословит, а кто-то уже не мечтает о самоубийстве.
И все понимают, что ЭТО — Господь, которого они приняли в свою жизнь, Он начал заботиться о Своих детях!

Иногда нам говорят, даже служители, мол, зачем ездить к этим страшным людям, они ведь сделали столько зла. Ну ладно малолетки или женские зоны, кто оступился первый раз, им еще можно помогать. А эти? Они сами выбрали свой путь.
Слава Господу за нашего пастора, который не только понимает Божью волю для этих пожизненно осужденных, но и сам готов ехать к ним! Наша церковь не только молится за них — идет переписка. Переписка с братьями из «Вологодского пятака», «Черного дельфина». Посылаем посылки, бандероли, иногда и деньги. Участвуем в поездках в эти зоны.

И Иисус никогда не забывает этих людей! Придя на землю, Он был другом мытарей и грешников. Он говорил: что желающие посетить Господа пусть приходят в тюрьму. (Матф. 25.44-45:» Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? » Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне «)
Господь Сам был в узах, даже закончил жизнь, будучи приговоренным к смерти. Его распяли.
В тот, самый трудный момент Своей жизни, Иисус думал об этих отверженных(вспомните о разбойнике, распятом на соседнем с Иисусом кресте).
Вот воля Господа для этого служения, для этих людей!

Новиков В.В .

Окормление заключенных в нашем храме происходит с декабря 1999 года.

Именно в это время на адрес нашего храма пришло первое письмо с просьбой о помощи и о переписке.

Одна наша прихожанка Нина болела и не могла выходить из дома. Вот и решили, чтоб она не скучала, принести ей письмо. За первым скоро пришло и второе, но уже от другого заключенного. Теперь на наш адрес регулярно пишут около 20 человек.

По Божьему промыслу так сложилось, что один из первых респондентов стал недавно священником. Он сидел в тюрьме и переписывался с нашей Ниной на духовные темы. Нина сама в этот период очень много читала и горела проповедью Слова Божьего. Посылала ему в тюрьму такие посылки с книгами, что иногда их было невозможно за один раз донести от раздаточного пункта до камеры. Ночью под одеялами, чтоб никто не видел, два друга заключенных стали читать молитвы. Потом начали восстанавливать храм в тюрьме. Будущий священник был старостой тюремного храма, помогал на службе. После освобождения стал алтарником, псаломщиком, ездил с батюшкой по тюрьмам и окормлял заключенных, переписывался. Взял несколько адресов для переписки у нашей Нины, чтобы немного облегчить ей работу. Женился, родился ребенок, был рукоположен во дьякона, а в декабре 2014 года в иерея.

Интересно знать и страшно даже представить суровую действительность этих людей. Попав в тюрьму, человек лишается прописки в родном доме. Хорошо, если он успевает освободиться до того как умрут его родители или по какой-то причине жилье перейдет другим людям, которые не захотят прописать его снова. Если человеку некуда освободиться, часто он так и остается сидеть в тюрьме. Поэтому заключенные старательно ищут место, например, монастырь или храм, которые могли бы их принять после освобождения.

Некоторые люди, находясь в заключении сами пытаются кому-то помогать. Мы знаем одного мужчину, который вяжет носки и варежки и отсылает их в детский дом. Другой заключенный вышивает.

Некоторые из них не представляют себе как жить вне тюрьмы и вне системы. Например, это дети, родившиеся в неблагополучных семьях и выросшие в детских домах. Довольно рано они впервые попадают в колонию или тюрьму. И дальше их жизнь так и идет, возвращая в знакомое и понятное место. Иногда письма от них даже трудно прочитать, так как грамотностью они почти не владеют.

На данный момент нашлось еще трое прихожан кто взял на себя труд по переписке с заключенными, потому что одна Нина уже не справляется. Ведь нужно не просто послать открытку и написать общие слова, а нужно вложить свою душу и сердце, хорошо продумать что и как сказать и не забывать кому и что ты пишешь.

Если среди вас есть желающие разделить это служение помощи тем, кто оказался в темнице, сообщите нам, мы с радостью расскажем вам подробности и поделимся адресами тех, кто всегда ждет ответ.

Свои вопросы можете прислать на адрес: [email protected]

Все фото взяты из Интернет.

Окормление Исправительной колонии № 1 пос. Ново-Гришино

В условиях современного российского общества все больше внимания уделяется духовной жизни. Особенно важной духовная составляющая становится для людей, находящихся в местах лишения свободы. Христос сказал: в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36). Таким образом, милость, оказанную заключенным, как и вообще всем, находящимся в трудном положении, Он принимает, как оказанную лично Ему. На этих словах Спасителя основывается тюремное служение Православной Церкви. На этом принципе строится работа Попечительского совета при Храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящемся на территории Исправительной колонии № 1 в пос. Ново-Гришино Дмитровского района Московской области и возглавляемым Благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом.
Колония берет свои корни с дореволюционных времен. В 1904 году в районе станции Икша Савеловской железной дороги (ныне поселок Ново-Гришино Дмитровского района), торжественно был открыт филиал Московского Рукавишниковского приюта - колония для малолетних с «земледельческим уклоном» на площади около 200 десятин. В 1902г Архитектор Дритенпреис возвел по именному указу Императора Всероссийского Николая II домовую церковь для обитателей данного учреждения на средства Константина Васильевича Рукавишникова, которая была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены (в честь своего святого покровителя и святой угодницы своей матери Елены Кузьминичны).
В двадцатых годах прошлого века, как и многие другие православные святыни, храм был закрыт, а на его территории разместился литейный цех и водопроводная башня. Впоследствии территория, где располагалась церковь, принадлежала различным пенитенциарным учреждениям. Так, начиная с 1922 года, здесь базировалась колония НКВД для беспризорников, которая в 1940 году была реформирована в Икшанскую детскую колонию, а чуть позже в воспитательную колонию. В настоящий момент здесь находится исправительное учреждение для женщин, ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В 2011 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия руководством УФСИН России по Московской области принято решение о восстановлении этой православной святыни. В храме с более чем вековой историей начались восстановительные и реставрационные работы. В частности, весной 2012 года на куполе храма был установлен православный крест, а в 2013 году на колокольне появились первые колокола. Весь процесс восстановления храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены занял всего лишь два с половиной года. Неоценимую помощь в восстановлении этой православной святыни оказали представители различных организаций, причем не только Московской области. Так, Наталья Девятых, возглавляющая один из акционерно-коммерческих банков Казани, узнав от дочери-студентки одного из московских вузов, что на территории женской исправительной колонии будут восстанавливать храм, не задумываясь, приняла активное участие в его восстановлении.
16 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Храм, а 16 декабря 2014, на базе ИК-1 УФСИН России по Московской области прошла встреча священнослужителей Московской епархии, окормляющих пенитенциарные учреждения региона с руководителями подразделений УИС Московской области. Мероприятие было приурочено к годовщине освящения восстановленного на территории женской колонии Храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены. В храме прошла божественная литургия, которую провел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, кроме этого, его Высокопреосвещенство освятил социально-реабилитационный центр для осужденных женщин. По окончании службы участники встречи возложили цветы к памятнику основателя приюта для беспризорных детей и подростков - Руковишникову, находящимся на территории учреждения. Проведение столь масштабного мероприятия стало возможным благодаря созданию в Епархии Московской области - отдела по тюремному служению, возглавил который с благословления митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия - благочинный церквей Можайского округа, игумен Даниил.
- Служение в местах лишения свободы накладывает особую ответственность на священнослужителей. Это, прежде всего, исполнение одной из божественных заповедей Христа, а именно, посещение человека в узах. Каждый из нас должен не только нести своим прихожанам духовно-нравственное просвещение, но и помочь им направить свою энергию в нужное русло, а именно встать на путь исправления, - отметил Митрополит Ювеналий, обращаясь к священнослужителям. В ходе мероприятия Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил воскресную школу, а также музей учреждения, встретился с осужденными женщинами. На память об этой встрече, каждая женщина получила из рук Высокопреосвященнейшего Владыки икону «Всех скорбящих радостей» и белую розу.
С возрождением храма руководством колонии и Дмитровского благочиния в июне 2015 было принято решение о создании Попечительского совета при храме, цель которого исправление осужденных через духовно-нравственное воспитание. В функции совета входит организация богослужений в храме, работы воскресной школы, оказание духовной и материальной помощи 130 женщинам, находящимся в ПФРСИ и ожидающим приговора суда.
Каждую неделю по воскресениям и праздникам в храме совершается Божественная литургия с участием всех клириков благочиния. В настоящее время приход храм насчитывает от 40 до 70 человек, из 250 осужденных женщин, отбывающих свой срок в колонии. Радостно видеть женщин, исповедовавшихся и причастившихся первый раз, понимая все тяжесть совершивших ими преступлений.
Особенно торжественно прошли праздники равноапостольных царей Константина и Елены, престольный праздник, Преображение, Рождество, Крещение, Сретение. В праздник Преображения Господня состоялось освящение яблок в колонии и раздача их всем осужденным женщинам. Яблоки были собраны прихожанами храма священномученика Серафима в п. Икша, которые передали часть своего урожая заключенным. В праздник Рождества Христова после
Торжественного богослужения осужденные женщины колонии показали спектакль по рассказу Александра Куприна «Чудесный доктор». Костюмы, декорации, сделанные руками заключенных, профессиональное исполнение актерами своих ролей создали рождественское настроение у всех присутствующих. После спектакля протоирей Дмитрий Пономарев вручил подарки от лица митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия всем заключенным и женщинам, а также женщинам, находящимся в ПФРСИ, ожидающим вступления приговора в законную силу, и всем сотрудникам колонии.
10 ноября икона святой Матроны Московской с частицей мощей «посетила» женскую Исправительную колонию. В храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящегося на территории учреждения, благочинный Дмитровского церковного округа протоирей Афанасий Чорногуз отслужил молебен перед прибывшей иконой при большом количестве осужденных. Обращаясь к присутствующим, протоиерей Афанасий сказал: «Сегодня мы молимся святой Матроне и надеемся, что наши просьбы о ее помощи не останутся безответными, что она каждого из нас защитит, каждому из нас поможет». На молебне также присутствовали начальник учреждения подполковник в/с Кириленко М. В., служащие и сотрудники колонии.
Святая блаженная Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых православных святых у осужденных. Более 200 заключенных пришли помолиться перед иконой, передать Матроне свои письма с просьбами, которые были переданы в Покровский женский монастырь, где находятся ее мощи. После молебна всем были розданы цветы от мощей Матроны и небольшие сладкие подарки от Попечительского Совета, возглавляемого, благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом.
30 ноября, в рамках ХIII Московских областных Рождественских образовательных чтений, состоялось собрание отдела по тюремному служению Московской епархии и пастырский семинар с духовенством Дмитровского благочиния. Собрание проходило в женской колонии. Торжественную Божественную литургию совершил председатель отдела по тюремному служению игумен Даниил (Жирнов) в сослужении благочинного Дмитровского округа протоиерей Афанасия Чорногуза, членов отдела и священников, совершающих служение в ФКУ ИК - 1. На богослужении присутствовали: начальник учреждения Кириленко М. В., сотрудники женской колонии и осужденные женщины - постоянные прихожане храма. После службы в храме, состоялось возложение цветов к памятнику Константина Васильевича Рукавишникова - основателя приюта для беспризорных детей, в связи со 100 - летием его памяти, и экскурсия по учреждению. На собрании начальник ФКУ ИК - 1 Кириленко М. В. Марина Вазиховна рассказала о совместной работе с благочинным протоиреем Афанасием и клириками округа, и дальнейших задачах по развитию приходской жизни. В адрес священнослужителей, совершающих служение в учреждении, были сказаны теплые слова, а также подарены вязаные изделия, изготовленные осужденными женщинами.
В один из дней Великого поста более шестидесяти осужденных женщин пришли в Храм, чтобы принять участие в таинстве елеосвящения,
С 2012 года на территории колонии была открыта воскресная школа, в которой преподает основы православного вероучения иерей Александр Рожнов. Силами Дмитровского благочиния в воскресную школу были приобретены телевизор и DVD плейер для просмотра духовных фильмов, заставляющих задуматься о смысле жизни. Особо запомнился заключенным фильм «Фордпост», заставивших два часа плакать осужденных, пришедших на урок в воскресную школу.
Попечительским советом оказывается содействие в улучшении медицинского обслуживания и снабжения медикаментами. По просьбе осужденных женщин в колонию был приглашен врач -окулист и на средства Совета были приобретены 55 пар очков для остронуждающихся. Часть затрат на изготовление очков взяла на себя руководитель оптической компании ООО «Мидель» из г. Дмитрова Егорова Елена Васильевна. Приобретение лекарств, пломбировочного материала, костылей к большим церковным праздникам входит в задачи Попечительского совета.
Силами прихожан храмов Дмитровского благочиния были собраны для осужденных предметы первой необходимости: мыло, шампунь, зубная паста, а также продукты: белый хлеб, чай, сладости. Особенно заключенные остались довольны зимней обувью, которую передали прихожане. На средства Совета были приобретены порядка 30 пар непромокаемой теплой обуви.
На проведение масленицы в колонии Попечительским Советом была оказана помощь в виде муки, масла, сметаны.
Заключенные идут в храм за духовной и материальной поддержкой, и Попечительский совет старается оказать им посильную помощь. Молитвословы, Евангелие, ладанки, иконки, крестики выдаются заключенному по его просьбе. Белый хлеб, чай, сладости получает каждый прихожанин Храма в конце службы.
ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) это охраняемое помещение, в котором содержатся подозреваемые в совершении преступлений лица. При этом приговор суда относительно их дальнейшей участи еще не вступил в силу. В следственном изоляторе пребывают и те, которые в скором будущем должны отправиться в исправительно-трудовые учреждения для отбытия наказания. Попечительский совет один раз в две недели оказывает помощь туалетными принадлежностями, а также раздает белый хлеб, чай, сладости, тетради, ручки и, конечно, практически в каждой камере есть молитвослов, Евангелие, духовная литература. В ПФРСИ у каждого православного есть крестик, а желающие креститься могут обратиться в Попечительский совет.
28 февраля, в неделю блудного сына, в ПФРСИ и крестились 5 подследственных женщин, ожидающих решения суда. Совершил таинство настоятель храма священномученика Серафима епископа Дмитровского протоирей о. Александр (Рожнов). Перед этим со всеми была проведена огласительная беседа, в которой о. Александр, отметил, что с момента принятия крещения человек вступает на новый путь, становится воином Христовым, православным христианином, и что эта жизнь требует от него определенных усилий. Это начало новой жизни, жизни во Христе.
Колония, ПФРСИ - это места особые, и неслучайно именуются они пенитенциарными органами. Слово «пенитенция» это церковное слово, в переводе с латинского означает «покаяние». Обращение к Богу в колонии, следственном изоляторе - явление распространенное, поскольку человек, лишенный главного в жизни каждого - свободы, ищет не только путь к спасению, но и реально обдумывает свои поступки.
Учитывая сложный режим работы ПФРСИ, не так часто удается исповедовать и причащать всех желающих, находящихся в изоляторе, но Попечительский Совет совместно с руководством колонии решает этот вопрос.
В настоящее время Попечительский Совет поставил задачи об организации церковного хора из числа лиц заключенных, находящихся в колонии, создании библиотеки православной литературы, организации богослужений два раза в неделю. Несмотря на медленное сближение тюрьмы и церкви, Попечительский совет, возглавляемый Благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом, делает все возможное, чтобы заключенные чувствовали себя членами церкви.
В преддверии Светлого праздника Пасхи в колонии готовится большой праздничный концерт и спектакль «Господи помилуй маму, папу и разбойника», посвященный воскресшему Христу. А Попечительский Совет готовит на Пасху каждому заключенной и всем женщинам, находящимся в ПФРСИ, по куличу и красному яйцу. Помня, что благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ. Пожелаем и мы всем заключенным обрести спасение души.

Когда-то это Слово коснулось сердца человека, на тот момент не так давно уверовавшего в Господа. Человека, бывшего до покаяния преступником, наркоманом, и уже одной ногой находившегося в могиле. Этим человеком был пастор нашей церкви Рустам Фатуллаев. Бог многое простил ему, и его сердце горело служить Господу и таким же погибающим людям, на которых общество давно поставило крест.

В 1997 году, Рустам начал посещать колонию №119 в с. Мартусовка Киевской области. Проповедовать заключенным об Иисусе Христе, который пришел освободить мир от греха. Об Иисусе, который пришел путем милости и добра, и цель которого освобождать, а не наказывать!

И Слава Иисусу Христу, это Слово посеялось и проросло в сердцах заключенных. Спустя некоторое время в колонии села Мартусовка организовалась христианская община. Каждый, решивший изменить свою жизнь, независимо от положения в преступном мире, мог туда прийти.

И Бог явил чудо! К удивлению администрации и самих заключенных, многие из тех на ком общество поставило крест, благодаря вере в Бога, начали меняться и менять свою жизнь.

На сегодня, пределы тюремного служения церкви «Скиния» значительно расширились, и более подробно о нем может рассказать Вячеслав Когут, ответственный за служение в тюрьмах:

Почему церковь «Скиния» занимается тюремным служением?

— Наша церковь имеет огромное благословение через тюремное служение:
во-первых, мы исполняем заповедь Иисуса Христа: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матф.25:36);
во-вторых, рукоположенные служители нашей церкви: Владимир Брагарник, Демьян Назаренко, Владимир Михайленко, а также многие другие братья и сестры пришли к Господу в колониях, именно через тюремное служение. И на сегодняшний день, Бог этих людей благословил и обильно использует в различных служениях церкви.

Что включает в себя тюремное служение и какова его цель?

У каждого человека есть выбор — принять Бога в свое сердце и получить благословенную жизнь в Господе или жить и дальше в проклятии. Цель тюремного служения — рассказать людям, ставшим на преступный путь о Божьей любви и о возможности изменить свою жизнь.

Тюремное служение включает в себя образование поместных общин в исправительных учреждениях и регулярное их посещение. В колониях проводятся евангелизационные концерты и спектакли для осужденных и сотрудников. По просьбе администрации колоний проводится профилактика суицида, конкурсы на знание Библии, и конкурсы изобразительного искусства. Служители нашей церкви занимаются душепопечительством и опекой людей, которые посещают служения, мотивируя их на дальнейшее прохождение курса реабилитации после освобождения. Практика служения людям в местах лишения свободы показывает, что прошедшие курс реабилитации гораздо реже возвращаются к прежнему образу жизни. Именно поэтому служение в тюрьмах неразрывно связано со служением реабилитации.

За желающих пройти реабилитацию в христианских центрах мы ходатайствуем перед администрацией колоний. И Слава Иисусу Христу, нам идут на встречу, досрочно освобождая людей и направляя их в реабилитационные центры. Там им помогают восстановиться не только духовно, но и физически — поправить здоровье, восстановить документы, обучают и помогают с дальнейшим трудоустройством. Особое значение приделяется служению примирения с родными, но самая главная задача тюремного служения – привить этих людей к церкви и служению Господу.

Может ли вся церковь принимать участие в служении, или это делает определенная группа людей?

Безусловно, активное участие в тюремном служении принимает вся церковь. Ведь основой тюремного служения является молитва церкви. Вспомните, как во времена первоапостольской церкви, когда Петр был в темнице, церковь молилась об его освобождении:«Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян.12:5). Как по молитве церкви, Петр чудным образом был освобожден: «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян.12:7).

Пожертвования церкви, благотворительная и гуманитарная помощь осужденным — это большой вклад в тюремное служение. Опять же, каждый желающий может участвовать в служении переписки с заключенными. На сегодняшний день в таком служении задействовано 12 человек, которые ведут переписку с более чем 20 заключенными.

В каких исправительных учреждениях трудиться церковь «Скиния»?

Еженедельные служения проходят в исправительных колониях: БИК-119 и поселке при БИК-119 (с. Мартусовка, Киевской обл.), БИК-95 (г. Березань, Киевской обл.), БИК-35 и поселке при БИК-35 (г. Белая Церковь, Киевской обл.), Киевском СИЗО, ЧИК-44 (г. Чернигов, женская колония), РИК-56 (с. Перекрестовка, Сумской обл.) в нее входят два корпуса для пожизненных заключенных.

Периодически поддерживаем служение в ОИК-14 (г. Одесса), ЧИК-74 (женская, г. Одесса), ОИК-111 (г. Орджоникидзе, Одесской обл.), ЖИК-8 (г. Житомир) в нее входят СИЗО и корпус для пожизненных заключенных, РВК-78 (с. Райковцы, Хмельницкой обл.) и многие другие колонии Украины.

Как относится администрация колоний к служению церкви «Скиния», и с какими конфессиями сотрудничает церковь на сегодня?

На сегодняшний день, 36 служителей нашей церкви имеют разрешения на проведение Богослужений в пенитенциарных учреждениях Украины. Эти разрешения выдает непосредственно управление Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний. Мы получаем благодарственные письма от руководителей исправительных учреждений, в которых отмечается, что наше служение благоприятно влияет на осужденных и на атмосферу внутри колоний. Все это позволяет говорить о том, что сейчас налажено тесное и плодотворное сотрудничество, как с Департаментом, так и с администрациями колоний.

Отвечая на вторую часть вопроса, хотелось бы отметить, что Всеукраинский Союз Церквей ХВЕП, в который входит церковь «Скиния», является одним из основателей Украинской межконфессиональной христианской миссии «Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы», в которую входят 12 христианских конфессий. Миссия сотрудничает со всеми пенитенциарными учреждениями Украины.

С 2008 года, совместно с Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, Украинской межконфессиональной христианской миссией «Духовная и благотворительная опека в местах лишения свободы» и отделом Социального служения Всеукраинского Союза Церквей ХВЕП, впервые в истории Украины было организовано обучение служителей разных христианских конфессий, которые работают в местах лишения свободы. В обучении принимают участие преподаватели Белоцерковского училища профессиональной подготовки персонала ГКИС Украины. Этим было положено начало признания каппеланского служения на государственном уровне.

Что хотелось бы пожелать нашим читателям?

Прежде всего, хочу поблагодарить Церковь за молитвы и пожертвования для тюремного служения. В послании к Евреям 13:3 сказано,что бы помнили узников, как бы и сами находились в узах. Это и есть служение Иисуса Христа, так как Он из любви стал ходатаем за преступников (Ис.53:12).

Тюремное служение церкви «Скиния» открыто для всех любящих Бога. Если вы молились об этом служении, видите себя в нем, или у вас есть предложения для эффективного его развития, я с радостью выслушаю каждого из вас

Пусть Ваши сердца не останутся равнодушными к этому служению!

С любовью и молитвой, пресвитер церкви «Скиния» Вячеслав Когут.