Виды профессиональной этики кратко. Основные категории профессиональной этики

  • 22.09.2019

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката». Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы. В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи. Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д. Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки. Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности. Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.



14. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, "должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной"

В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

15.Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика юриста или юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики. Рассуждая о сущности юридической этики, необходимо коснуться вопроса о ее задачах. Их можно выделить несколько, как это делают Л.Д. Кокорев и Д.П. Котов. Так, по мнению учёных, к задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести:

1. Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге.

2. Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм.

3. Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса.

4. Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве.

5. Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц.

6. Изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе.

7. Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе. В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было А. Ф. Кони в 1902 г. Его по праву можно назвать отцом судебной этики в России. В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Вышинский. Идейное «обоснование» ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» (такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге «Адвокат в советском уголовном процессе», изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного. Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции. Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем. Принятый в 2004 году Кодекс судейской этики Российской Федерации вполне определенно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную деятельность. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике. Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на работников юридической профессии, так и соответствующая отрасль знания, наука, изучающая эти правила. В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката). Таким образом, юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники - правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др.

Профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества – юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста. В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специальностей научная разработка их нравственных принципов находится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно складываются и соблюдаются на основании единых для всех нравственных норм. Значение профессиональной этики юриста состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием. Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Профессиональная этика юриста способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

16. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

Соотношение целей и средств морали - практическая проблема, которую каждый из нас должен решать применительно к сферам жизнедеятельности. В отношении этой проблемы, так же, как и природы морали, дискуссии с годами не утихают. Всем знакома ставшая широко известной негативная формула « Цель оправдывает средства», согласно которой утверждается, что для достижения благой цели могут быть использованы любые пути, способы, средства и формы, которые оказываются оправданными. Безусловно, данное высказывание является ошибочным, что так же подтверждено многими учеными и философами. Ведь цели не менее важны средств их достижения, следовательно, исходя из достигнутого результата, будут определяться необходимые и нравственно допустимые пути, формы.

Участники нравственных отношений, вступая в них и дей­ствуя соответствующим образом, так или иначе мотивируют свои поступки и поведение. Мотив является основанием поступка. Он представляет собой внутреннее побуждение к действию, заинтересованность в его совершении. Мотив реализуется в цели. Цель же - это желаемый результат предпринимаемого субъ­ектом действия или поступка. Участники уголовно-процессуальных отношений, действуя в пределах установленных зако­ном рамок, преследуют разные цели и, стремясь к их достиже­нию, используют разные средства.

Проблема соотношения цели и средства - одна из важ­нейших в этике. Она приобретает правовой аспект, едва мы кос­немся права и правоприменения. В узкой сфере уголовного про­цесса можно констатировать эволюцию в подходе к ее решению как в праве, так и в нравственном сознании. Если инквизицион­ный процесс был подчинен цели изобличить преступника во что бы то ни стало, чтобы затем жестоко его покарать "в нази­дание другим", то и средства, предназначенные для ее дости­жения, согласовывались с этой целью. Система доказательств "сосредоточилась на показаниях и прежде и главнее всего на собственном сознании и оговоре. Это сознание надо добыть во что бы то ни стало - не убеждением, так страхом, не страхом, так мукою. Средством для этого является пытка... Судья допы­тывается правды и считает за нее то, что слышит из запекших­ся от крика и страданий уст обвиняемого, которому жмут тис­ками голени и пальцы на руках, выворачивают суставы, жгут бока и подошвы, в которого вливают неимоверное количество воды. Этого нельзя делать всенародно - и суд уходит в подзе­мелье, в застенок" *, - так писал А. Ф. Кони о цели и средствах в средневековом уголовном процессе.

В современном уголовном процессе цивилизованного обще­ства проблема соотношения цели и средства решается на иных нравственных и правовых началах.

В этике отвергается принцип: "цель оправдывает средст­ва", мнение, что для достижения благих целей оправданны любые средства. На место этой антигуманной формулы выдвига­ются принципиальные положения о том, что цель определяет сред­ства, но не оправдывает их, что несоответствие цели применяе­мых для ее достижения средств искажает природу самой цели. Нравственно только то средство, которое необходимо и достаточ­но для достижения нравственной цели. Тезисы "цель определяет средства" и "средства определяют цель" взаимодополняются.

Цель, для достижения которой надо применять безнравст­венные средства,- безнравственная цель. Нравственно то сред­ство, которое необходимо и достаточно для достижения нравст­венной цели, которое не противоречит более высокой и высшей цели, не изменяет ее морального характера, пишет философ В. И. Бакштановский *.

При толковании положений действующего уголовно-процессуального закона (ст. 2 УПК) в процессуальной литературе обсуждался вопрос о соотношении целей уголовного процесса и его задач. Представляется, что нет достаточных оснований ка­ким-либо образом противопоставлять эти понятия, между ко­торыми нет резкого различия. В то же время можно считать, что цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, а задача - это то, что надо сделать для достижения цели *.

Цель уголовного процесса - это защита личности и обще­ства от преступных посягательств путем справедливого право­судия. Задачи же состоят в раскрытии преступлений, изобли­чении виновных, привлечении их к справедливой ответствен­ности, восстановлении нарушенных преступлением прав.

П. С. Элькинд, исследовав виды целей в уголовном процес­се, различала цели перспективные и ближайшие; цели всего уголовного процесса и отдельных стадий; цели всей уголовно-процессуальной деятельности и цели функциональные. Она выделяла цели официальные и неофициальные и отмечала, что "неофициальные цели могут быть результатом как безразлич­ного отношения субъекта к целям судопроизводства..., так и явно отрицательного отношения к таким целям" *.

Классификация целей в уголовном процессе представляет интерес с нравственных позиций. При этом для судебной этики особенно важно рассмотрение соотношения официальных це­лей, определяемых законом или из него выводимых, и неофициальных, то есть тех, которые определяют поведение субъек­тов уголовного процесса в реальной жизни в зависимости от мотивов, которыми те руководствуются на самом деле. Так, за­кон определяет компетенцию судьи, прокурора, следователя, органов дознания, обязанности экспертов, свидетелей и т. д. Но на практике приходится сталкиваться с преступлениями про­тив правосудия, сокрытием преступлений, прекращением уго­ловных дел по надуманным основаниям, уклонением от свидетельствования на следствии и в суде, фальсификацией доказа­тельств и т. п.

Цели же подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего вряд ли вообще можно отрегулировать законодательно. Мотивы, ко­торыми руководствуется каждый из них в каждом конкретном случае, никто заранее определить не может.

Что касается средств в уголовном процессе, то, по мнению П. С. Элькинд, они должны быть дозволены законом; быть этич­ными; быть подлинно научными; быть максимально эффектив­ными; быть экономичными.

Этичность, нравственность целей для работников суда и правоохранительных органов и соответственно избираемых ими средств для их достижения может быть обеспечена при опре­деленных условиях. К ним, в частности, относится научно обос­нованное, четкое формулирование целей в уголовном процессе. Отступление от этого требования влечет за собой негативные последствия. Так, характеристика суда как органа борьбы с преступностью, несущего якобы ответственность за состояние преступности, а не как органа правосудия, означает возложе­ние на суд обвинительных функций.

Требование обеспечить 100-процентное раскрытие всех со­вершенных преступлений, которое не удалось реализовать ни в одной стране, порождало сокрытие преступлений, фальсифи­кацию отчетности и криминальной статистики и другие нега­тивные последствия.

Законодательство и организационно-правовые меры долж­ны создавать условия для постановки только общественно по­лезных нравственных целей и использования соответствующих средств правоприменителями. Этому служат ограждение неза­висимости судей, работников правоохранительных органов, под­нятие престижа их профессии, создание благоприятных мате­риальных условий, отвечающих социальной роли и трудностям деятельности.

Правовое регулирование и организация практической дея­тельности должны создавать гарантии, стимулирующие совпадение официальных и неофициальных целей субъектов уголов­ного процесса. К примеру, критерии оценки деятельности след­ственного аппарата "по проценту раскрываемости", независимо от характера и сложности дела, уже сами по себе могут поро­дить такое несовпадение. Существовавшая до недавнего време­ни обязанность близких родственников обвиняемого под угро­зой уголовной ответственности выступать в роли свидетелей обвинения побуждала искать выход в даче неправдивых пока­заний.

Несовпадение официальных и неофициальных целей мо­жет быть обусловлено несовершенством законодательства, ко­гда сама норма закона противоречит представлениям о спра­ведливости, нравственных ценностях, отстает от требований жизни. В этих ситуациях правоприменителям приходится или применять закон формально, или прибегать к различным фор­мам обхода закона, а гражданам, чьи права и интересы так или иначе затрагивает уголовное дело, нарушать свои обязанности, определенные законом. Выход следует искать в максимальном учете нравственных требований при разработке правовых норм, в оперативном их изменении в соответствии с происходящими в обществе процессами, а также в широком внедрении суда присяжных с его правом поступать по справедливости.

Средства, применяемые субъектами уголовного процесса, должны соответствовать его целям, этическим нормам, быть законными. При этом, независимо от своих целей, никто из уча­ствующих в деле лиц не вправе прибегать к средствам, не раз­решенным законом. Что касается обвиняемого и подозреваемо­го, то от них нельзя требовать совпадения целей, к которым они стремятся, с официальными целями, которым подчинен уголов­ный процесс. Но аморальные средства, которые могут быть ими использованы, все равно останутся аморальными. Судья, следо­ватель, прокурор, защитник обязаны правильно определять цели своей деятельности, которые не должны противоречить закону и нравственности, и применять для их достижения лишь нрав­ственно дозволенные

17. Социальный характер моральных норм.

Как вид социальных норм моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.
Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения, человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.
Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.
Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.
Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

18. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

Этикет - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Ритуальные формы этикета имеют место в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение.

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр., решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.) Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2007. С. 106..

Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения).

Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах.

Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие

высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической деятельности такова, что юристу ежедневно приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические принципы взаимоотношений между юристом и иными участниками решения юридического дела:

· чувство такта - чувство эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела;

· чувство такта помогает опреде лить должную меру в выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих Ивакина Н. Н. Профессиональная речь юриста. М., 2008. С. 248..

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе Афанасьева О. В., Пищелко А. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2007. С. 19..

Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

· повседневное служебное общение (прием посетителей, посещение

граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);

· специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

· экстремальные формы общения (во время обыска, задержания и т.п.);

· невербальные и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта.

Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п. Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение. Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела. Высокая самоорганизованность - планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия Кивайко В. Н. Юридическая психология. М., 2008. С. 29..

Формы проявления эстетической культуры юриста - показатель его эстетического вкуса, идеалов. В профессиональной деятельности юриста существенное значение имеют манеры поведения, связанные с его психофизиологическими особенностями и являющиеся невербальными (не словесными) средствами общения: речевые (голос, его тембр, интонация); двигательные (мимика, жесты, движения тела); слуховые (умение слушать и слышать); зрительные (взгляд). Любой человек, придя на прием к юристу, старается психологически оценить своего собеседника. От этого зависит, как правило, его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела. Манеры поведения как форма проявления эстетической культуры (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса1. В процессе рассмотрения юридического дела юристу важно уметь распознавать черты характера различных людей, их вкусы и наклонности, чувства и намерения, доминирующее состояние психики по манерам поведения - мимике лица, жестам и движениям. Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц. По мимике лица можно определить многие эмоции, поэтому юристу, если есть такая возможность, лучше общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика. На межличностное общение в юридической практике очень сильно влияет то, как проявляется в жестах юриста его заинтересованность1. Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции - печаль, гнев, раздражение, отвращение. Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки2. Важной особенностью голоса является то, что многие люди выражая свои мысли, как правило, размышляют над содержанием своих слов, а не над способом их изложения. Поэтому голос следует относить к первичным проявлениям человечеством природы. Скорость речи соответствует господствующему состоян

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Основные категории профессиональной этики

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. В практике повседневной деятельности П.Э. представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек - Среда”. Это:

отношения между социальными работниками как членами коллектива,

отношения “социальный работник - клиент”,

“социальный работник - социальное окружение клиентов”,

“ социальный работник - различного рода учреждения, организации, частные лица”,

отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого

Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме требования, обязанности выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека -- представителей той или иной профессии, например, для представителей законодательной профессии -- это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.

Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.

Добро и зло -- основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро -- все то, что несет благо человеку. Зло -- всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.

Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей.

Совесть -- способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.

Честь -- это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь -- это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих.

Невыдуманные рассказы:

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали -- их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывали в сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.

Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» -- она удивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»

Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность -- это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.

Достоинство -- форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей.

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.

Счастье -- это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности.

Простейшая форма нравственного требования -- моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты -- безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).

Общие этические принципы служебного взаимодействии

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы -- это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность 1 принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

  • 2. Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимум прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.
  • 5. Минимум прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах.
  • 11. При воздействии на коллектив учитывать силу возможного противодействия.
  • 12. Этот принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.
  • 13. Настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.
  • 14. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Виды этики призвана изучать прикладная этика. Она изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни.

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.

Профессиональные виды этики – это разнообразные виды этики, которые раскрывают нормы, правила, требования регулирующие отношения к труду, выполнению обязанностей, между субъектами в специфических отраслях профессиональной деятельности

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются:

1. врачебная этика (биомедецинская этика),

2. педагогическая этика,

3. Экономическая этика,

4. Этика менеджмента,

5. этика предпринимательства,

6. этика ученого,

7. актера,

8. художника,

9. предпринимателя,

10. инженера,

11. юриста, и т.д.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Именно в рамках указных направлении создаются и разрабатываются принципы и правила, регулирующие поведение и деятельность людей в различных специальностях. На основе правил, принципов и норм поведения создаются кодексы этики.

Кодексы профессиональной этики

Кодексы этики существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Они представляют собой совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.

Кодексы этики – это свод норм правильного, подобающего поведения, считающегося уместным для человека той профессии, к которой данный кодекс имеет отношение.

Профессиональные кодексы этики служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой данные кодексы разработаны. Знание кодексов помогает предотвращать неэтичное поведение.

Раздел 4. Этикет в профессиональной деятельности

Тема 9. Понятие, содержание этикета

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Этике́т (от фр. étiquette – этикетка, надпись) – правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Строгое соблюдение правил этикета – важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с контактером, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Виды и принципы этикета

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

· придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

· дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;

· воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

· общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;

· служебный этикет.

Большинство правил дипломатического, воинского, общегражданского или служебного этикета в той или иной мере совпадают.

Мало того, этикет охватывает две сферы взаимоотношений людей в обществе: правовую (уважение законов государства) и нравственную (следование нормам морали и обычаям).

К основным принципам этикета относятся:

· вежливость и сдержанность;

· деликатность;

· тактичность и чуткость;

· скромность.

Тактичность, чуткость – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседника на наше высказывание, поступки.

Особенности этикета служебных отношений

Этикет – это устойчивый порядок поведения, совокупность правил вежливого обхождения в обществе. Этикетные правила представляют собой поведенческий язык культурного общения. В служебном этикете главным является соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона, одежды характеру социальной роли, в которой происходит общение. Это требование приобретает особенную значимость при участии в строго регламентированном церемониале, где определенные официальные формы поведения должностных лиц должны не выходить за пределы жестко установленных рамок, неисполнение требований этикета по причине их незнания или неуважения к ним воспринимаются как оскорбление личного достоинства и часто становится причиной конфликтов или, по крайней мере, вызывает оправданное неодобрение. Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати – без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности – безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Общение представителей юридических профессий как между собой, так и в служебных коллективах может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные: I. Повседневное служебное общение. 1) Беседы, встречи, переговоры. 2) Прием посетителей. 3) Совещания, собрания, заседания, конференции. 4) Посещение организаций, учреждений. 5) Специфические профессиональные обязанности. II. Специфические формы служебного общения. 1) Общение в служебном коллективе: а) Субординированные формы общения; б) общение между коллегами. 2) Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения. III. Экстремальные формы служебного общения 1) общение в условиях конфликтной ситуации; 2) общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей; 3) общение с задержанными, во время обыска; 4) общение со спецконтингентом. IV. Невербальные и неспецифические формы общения 1) Публичные контакты с журналистами, интервью. 2) Выступления по радио, телевидению, в печати. 3) Телефон, телетайп, радиосвязь. 4) Деловая переписка, резолюции. Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Профессиональная этика -- система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она призвана регулировать взаимоотношения больших социальных групп людей в производственно-трудовой, общественно-политической и бытовой сферах жизни.

Профессиональная этика является составной частью общей теории морали. Она связана с нравственно-правовыми основами жизни. Но при этом она содержит в себе специфические морально-профессиональные требования к представителям различных специальностей, формирует у них определенные представления о смысле жизни, о труде, о долге, чести, достоинстве, гордости, принципах межличностных взаимоотношений коллег.

Профессиональная этика играет большую роль в системе механизмов морального регулирования деятельности специалистов. Связано это, прежде всего, со стремлением общества отвечать потребностям современного разделения и специализации труда, вызванных научно-техническим прогрессом. В настоящее время насчитывается более шести тысяч профессий. Все они основываются на общечеловеческих моральных нормах и принципах, хотя имеют свою специфику и свои моральные коллизии.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которых оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей. Потребность в профессиональном этическом кодексе возникает тогда, когда необходимо конкретизировать моральные требования к специалистам, имеющим дело с судьбами людей, их жизнью, к людям, наделенным особыми полномочиями и ответственностью, обязанным принимать самостоятельные решения, нередко - в экстремальных условиях.

В связи с этим можно выделить традиционные виды профессиональной этики -- такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого -- и сравнительно новые, актуализация которых связана с возрастанием роли «человеческого фактора» в сфере деятельности (инженерная этика) или резонансом в обществе (журналистская этика).

При анализе каждой сферы необходимо учитывать «сверхзадачу» профессии: выделять у специалиста такие качества, которые не просто связаны с добросовестным исполнением своего основного долга, но и развивают чувство повышенной моральной ответственности за результаты его деятельности, за судьбы тех, к кому он сопричастен.

Профессиональная этика охватывает четыре сферы отношений:

Внутрипрофессиональные,

Отношения профессионала и объекта его воздействия,

Межпрофессиональные,

Отношения специалиста (личности) и общества.

Существуют критерии профессии, позволяющие последней претендовать на особые этические характеристики, «кодекс»:

  • 1) глубокое проникновение специалиста в настроение, внутренний духовный мир тех, с кем он соприкасается (учитель, врач, священник);
  • 2) повышенный удельный вес элементов творчества в деятельности;
  • 3) большая самостоятельность и полномочия специалиста, должностного лица в принятии ответственных решений;
  • 4) относительная автономность (независимость) деятельности;
  • 5) умение предусмотреть социально-нравственные последствия своего решения, поступка, труда;
  • 6) высокий общественный статус и моральный престиж профессии;
  • 7) моральное оправдание набора специфических операциональных требований, процедурных моментов (проблема цели и средств);
  • 8) высокая общечеловеческая и гражданская миссия специалиста.

Объектом профессиональной этики является мораль специалиста данного профиля: ученого, медика, юриста, педагога и т. д. Однако строго определить ее границы весьма непросто, поскольку она не выходит за рамки морали вообще, но включает ряд взаимосвязанных моральных кодексов, что можно, например, проследить на этике воспитателя, руководителя.

В профессиональной этике находят специфическое преломление жизненно важные ценности, идеалы, понятия добра, справедливости, долга, чести, товарищеской взаимопомощи, гуманности, культуры поведения, общения, даже мышления и чувствования.

При выделении того или иного вида профессиональной этики важно найти моральное «ядро», важнейшую «клеточку» всего «блока», специфическую особенность этого вида морали.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих норм морали) предполагают:

  • а) профессиональную солидарность;
  • б) особое понимание профессиональных долга и чести;
  • в) форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах -- требованиях по отношению к специалистам.

При выделении важнейшей профессиональной нравственной черты, пожалуй, будет правильным утверждать, что, например, для педагога важны и систематическая работа по совершенствованию своих знаний, профессионального мастерства, и стремление привить любовь к учению, познанию своим ученикам, передать им свой жизненный опыт. Учитель должен вырабатывать педагогический такт в общении с учениками и родителями, с коллегами, с администрацией учреждения, в совершенстве владеть основами этики делового общения. Вместе с тем, чувство такта актуально для представителей любой профессии.

Для юриста вопрос чести иметь совершенные знания законодательства, истории и теории права, юридической этики. Однако определяющее значение имеет умение беспристрастно держать себя, соблюдать требование справедливости, законности, презумпцию невиновности. Никто не может считается виновным до тех пор, пока суд не вынесет своего решения. Ж.-Ж. Руссо заметил в свое время, что «опаснейший подводный камень для правосудия - это предубеждение». Это утверждение актуально и в наше время. Требования такта в общении для юриста очень велики.

Вопрос профессиональной чести для спортсмена - честное соревнование в равных условиях, неприятие допинга, уважение к собратьям и противникам в спорте, правильные отношения с болельщиками.

Для медицинского работника основной задачей является всемерное содействие сохранению психического и физического здоровья пациента. В.М. Бехтерев когда-то обоснованно заметил: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач». Например, чувство такта должно подсказать врачу: говорить или не говорить тяжело больному всю правду о его перспективах.

Медицинская этика преобладающее внимание традиционно уделяла правам и обязанностям врача по отношению к пациентам, а также нормативному регулированию взаимоотношений внутри медицинского сообщества. Вмешательство непрофессионалов при этом если и допускается, то сводится к минимуму, к каким-то исключительным случаям. Неявно предполагается, что врач обладает всей полнотой не только специальной, «технологической», но также и этической компетенции.

Ныне ситуация значительно усложнилась из-за актуализации проблем, связанных с вопросами жизни и смерти человека (специфические методы лечения, трансплантации, аборты, эвтаназия, ЭКО). Этические вопросы, например, биомедицины решаются не на корпоративной, а на общественной основе. В невропатологии, психиатрии, психотерапии имеют место свои острые вопросы - возможности применения влияющих на ЦНС препаратов, психотропов, НЛП, психохирургия и т. д. Вспомним «Собачье сердце» М. Булгакова, где показаны все моральные угрозы такого манипулирования.

Немалую актуальность приобрела этика науки . Важнейшими нормами научной этики всегда являлись отрицание плагиата, неприятие фальсификации данных эксперимента, бескорыстный поиск и отстаивание истины, требование, чтобы результат исследования был новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Ученый должен: хорошо знать все, что сделано и делается в его области науки. Публикуя результаты своих исследований, нужно точно указывать, на какие труды других ученых мы опираемся, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано нами. В публикации необходимо приводить доказательства верности полученных результатов. Нужно всегда давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую экспертизу результатов исследования. Большое значение для науки имеет бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». В стремлении к истине ученый не должен руководствоваться своими симпатиями и антипатиями, корыстью или страхом. Русский генетик Н.И. Вавилов, ставший жертвой репрессий, говорил: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся».

В современной науке существует проблема связи свободы и ответственности в деятельности ученых. Возросла необходимость комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки. При оценке результативности науки необходим особый подход к научным идеям, затрагивающим интересы живущих и будущих поколений. А для этого важно широкое и компетентное обсуждение научных решений.

От ученых требуются глубокое осознание и нравственная ответственность за возможные последствия их научных проектов (особенно в биомедицинских и генетических исследованиях). Идея неограниченной свободы исследования, которая была прогрессивной на протяжении многих столетий, ныне не может приниматься безоговорочно. Например, в 1975 г. ведущие ученые мира заключили мораторий, приостановив исследования, потенциально опасных для человека и других форм жизни на нашей планете. Знание не всегда ведет к добродетели. Наука ведь способствует и совершенствованию оружия массового уничтожения людей.

Итак, профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки всех специалистов. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. В любой профессиональной сфере важны принцип гуманизма и принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А. Швейцером.