Коренные малочисленные наро­ды. Кто относится к коренным малочисленным народам? Президент РФ дал указание решить проблему

  • 14.04.2019

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Малочисленные народы России (рассказывает Александр Матвеев)

    Коренные малочисленные народы Севера

    Ритуальные практики народов Севера (рассказывает Дмитрий Опарин)

    Субтитры

Перечень малочисленных народов Севера

Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся (разбивка по языковым группам по родному языку, сортировка по численности народа в России согласно переписи 2010):

Тунгусо-манчьжурские языки

Всего: 76 263 человека

Финно-угорские языки

Всего: 50 919 человек

Самодийские языки

Всего: 49 378 человек

Тюркские языки

Всего: 42 340 человек

Палеоазиатские языки

Всего: 37 562 человека

Славянские языки

Сино-тибетские языки

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации . Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни , крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове .

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство , в том числе кочевое (оленеводство , коневодство , яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства .
  • Бортничество , пчеловодство .
  • Современное состояние малочисленных народов Севера

    В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20-70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.

    В конце XX - начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

    Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации, общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.

    В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

    Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет в Российской Федерации были реализованы три федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счёт средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства.

    В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

    В издательствах по государственному заказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

    Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством - членом ООН, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

    За последние годы в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами - владельцами «родовых угодий», что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

    Сдерживающие факторы устойчивого развития

    Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

    Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5-2 раза превышает средний по Российской Федерации.

    Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

    Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

    См. также (в целом России)СФУ , 2015. - 183 с.

Ссылки

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» на сайте Консультант Плюс

Только на территории России проживает 65 малочисленных народов, и численность некоторых из них не превышает тысячи человек. Подобных народов на Земле сотни, и каждый бережно хранит свои обычаи, язык и культуру.

В нашей сегодняшней десятке представлены самые малочисленные народы мира .

Этот маленький народ проживает на территории Дагестана, а его численность составляет всего 443 человека по данным на конец 2010 года. Долгое время гинухцев не выделяли в отдельный этнос, так как гинухский язык считали лишь одним из диалектов распространенного в Дагестане цезского языка.

9. Селькупы

До 1930-х годов представителей этого западносибирского народа называли остяко-самоедами. Численность селькупов – чуть более 4 тысяч человек. Проживают они в основном на территории Тюменской, Томской областей, а также ЯНАО

8. Нганасаны

Этот народ живет на Таймырском полуострове, а его численность составляет около 800 человек. Нганасаны – самый северный народ в Евразии. До середины XX века народ вел кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей на огромные расстояния, сегодня нганасаны живут оседло.

7. Орочоны

Место проживания этого малочисленного этноса – Китай и Монголия. Численность народа – около 7 тысяч человек. История народа насчитывает более тысячи лет, орочоны упоминаются во многих документах, относящихся к ранним китайским императорским династиям.

6. Эвенки

Этот коренной народ России проживает в Восточной Сибири. Этот народ – самый многочисленный в нашей десятке – его численность вполне достаточна, чтобы населить небольшой городок. Эвенков в мире около 35 тысяч человек.

5. Кеты

Кеты живут на севере красноярского края. Численность этого народа – менее 1500 человек. До середины XX века представителей этноса называли остяками, а также енисейцами. Кетский язык относится к группе енисейских языков.

4. Чулымцы

Численность этого коренного народа России – 355 человек по состоянию на 2010 год. Несмотря на то, что большая часть чулымцев признает православие, этнос бережно хранит некоторые традиции шаманизма. Проживают чулымцы преимущественно в Томской области. Интересно, что чулымский язык не имеет письменности.

3. Тазы

Численность этого народа, проживающего в Приморье – всего 276 человек. Язык тазов – это смесь одного из китайских диалектов с нанайским языком. Сейчас на этом языке говорит менее половины тех, кто относит себя к числу тазов.

2. Ливы

Этот крайне малочисленный народ проживает на территории Латвии. Основными занятиями ливов испокон веков были пиратство, рыбалка и охота. Сегодня народ практически полностью ассимилировался. По официальным данным ливов осталось всего 180 человек.

1. Питкэрнцы

Этот народ является самым малочисленным в мире и проживает на небольшом острове Питкэрн в Океании. Численность питкэрнцев – около 60 человек. Все они являются потомками моряков британского военного корабля «Баунти», высадившихся здесь в 1790 году. Язык питкэрнцев – это смесь упрощенного английского, таитянского и морской лексики.

Этнограф Дмитрий Функ о конфликтах малых народов с правительством, специальных льготах по спискам и сохранении этнической идентичности

Речь пойдет о такой интересной категории населения Российской Федерации, как коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера - их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков. Шло время, и, несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование - все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х - начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке? В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х - начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация - перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели - не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, - это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год (я как раз был на Алтае, в составе комиссии, которая должна была разобраться, кем люди себя хотят декларировать во время проведения переписи, кем хотят себя назвать), помню очень хорошо, руководители родов - они называются зайсаны, - когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список? Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен. Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства. Кто же виноват, что так сложилось? И тут возникает коллизия: что делать с людьми? Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно - сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех - русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы - КМНсы, мы - КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе.

Коренные малочисленные народы Севера (Сибири)

Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.

Выделение

Определение жителей Севера, Сибири в особую группу берет начало в период прихода советской власти. Тогда удалось насчитать около пятидесяти отдельных групп. Как правило, народы Севера занимались оленеводством, а их кочевой образ жизни значительно отличался от видения новой власти.

Говоря о жителях Сибири, подразумевали малые народы Севера. Что касается языка, то до сих пор некоторым языковым группам так и не удалось обнаружить близких родственников. Советское правительство принимало отдельные законопроекты по экономическому и социальному развитию народов, но из-за вмешательства властей там активно распространялся алкоголизм и другие социальные проблемы.

К 80-м годам оказалось, что коренные малочисленные народы Севера не забыли свой язык, сохранили свою культуру и стремление приумножать и использовать знания своих предков. Они целиком зависят от своих животных и сумели сохранить древний уклад жизни в гармонии с природой.

История

Самыми первыми жителями сибирских просторов считаются племена самодийцев, которые расселились на севере. Они занимались ловлей рыбы и разведением оленей. На юге от них проживали манси, которые в основном трудились на охоте и вели преимущественно кочевой образ жизни. Именно ценные шкурки животных были их основной валютой, за которую они покупали товары или использовали их в качестве откупного перед родственниками своих жен.

В верховьях реки Обь расселились тюркские племена. Главными их занятиями считаются кочевое скотоводство, добыча руды и кузнечество. Западнее Байкала расселились буряты, которые также добывали железную руду и делали изделия из этого металла.

Обширные земли от Охотского моря до Енисея занимали тунгусские племена. В основном они занимались оленеводством, выловом рыбы и охотой, некоторые занимались ремесленничеством.

К концу XVII столетия наиболее развитыми из всех оказались якутский и бурятский народы, а татары даже смогли организовать государство.

Коренные народы Севера

Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.

Якуты

Наиболее многочисленный народ Сибири, его численность достигает 478 тысяч человек. Якутская Республика Саха имеет достаточно внушительную территорию Дальневосточного Федерального Округа. Сами по себе якуты имеют яркую культуру, самобытные обычаи и даже уникальный эпос, народные сказки, предания.

Буряты

Еще один народ севера Сибири с одноименной республикой и такой же численностью, как в Якутии. В сибирских краях очень популярны блюда бурятской кухни. Достаточно интересная история и традиции делают обитателей данных земель особенными. Кроме того, Республика Бурятия является признанным центром буддийского движения в России.

Тувинцы

Республика Тыва - еще одна значительная республика на территории Сибирского Федерального Округа. Общая численность тувинцев достигает 300 тысяч. Традиции населения связаны с шаманскими обрядами и буддизмом.

Хакасы

Древний народ Сибири, который проживает на западе от Байкала. Им тоже удалось создать собственную республику со столицей в городе Абакане. Отличительными чертами хакасов являются небольшая численность, самобытная культура и обычаи.

Алтайцы

Народы Севера, проживающие в зоне Алтайской горной системы, создали свои компактные места обитания - Алтайский край и Республику Алтай. Несмотря на небольшую численность - 70 тысяч, это достаточно крупная группа. Ярко выраженная алтайская культура и богатый собственный эпос не позволяют затеряться им среди многочисленных народов Сибири. Многовековое обитание в горах и суровые погодные условия наложили свой отпечаток на быт и традиции алтайцев.

Ненцы

Компактное проживание на территории Кольского полуострова и охраняемая государственным законодательством культура сделали их одними из самых известных миру кочевников-оленеводов. Уникальный язык и богатый устный эпос дают возможность ненцам увеличить свою численность в наши дни.

Эвенки

Они проживают не только на просторах Российской Федерации, а и в Китае, Монголии. Эвенки - известные следопыты и опытные охотники, но из-за некомпактного проживания частично ассимилировались. Эвенкская культура и оленеводство очень интересны для западных СМИ и культурологов.

Ханты

Угорская языковая группа малочисленных сибирских народов. Разбросаны по территориях Уральского и Сибирского Федеральных округов. Хотя традиционной религией считается шаманизм, но постепенно все больше хантов относят себя к христианам, что ведет к утрате самобытной культуры.

Чукчи

Сибирские кочевники, народы Крайнего Севера, проживающие на Чукотском полуострове. Основное мировоззрение - анимизм, а монголоидные корни относят народ к аборигенам.

Шорцы

Один из самых древних тюркоязычных народов Сибири с богатой историей и эпосом. Основная часть шорцев переместилась к большим городам, ассимилировалась и утратила свои корни.

Этнография описывает еще много народов, которые в большей степени утратили свою первобытную культуру и до наших дней дошли лишь некоторые ее элементы. Это: манси, нанайцы, коряки, долганы, сибирские татары, сойоты, ительмены, кеты и другие малочисленные народы Севера. Все они в той или иной мере ассимилировались с другими коренными народностями, говорят на разных местных диалектах и занимаются характерными для них промыслами. А разведение оленей стало прибыльным государственным промыслом.

Современные проблемы

В наши дни современные народы Севера, Сибири обращают на себя пристальное внимание властей и общественности в связи с рядом факторов.

Местности, где проживают малые коренные народы, изобилуют полезными ископаемыми. Это и золото, и нефть, и уран, и газ. Получается, что народы Севера живут на стратегически важных территориях. Поэтому на данном этапе происходит столкновение интересов людей, которые желают жить на земле своих предков, и коммерческих организаций, что преследуют потребительские цели. Государственные компании, которые хотят извлечь любую пользу из этих земель, только вредят своей деятельностью местным жителям - загрязняют водоемы, уничтожают леса. Это негативно влияет на экологическую ситуацию и самобытную жизнь народов Севера.

Чтобы защищать местным поселениям свои земли, права, культуру и образ жизни, необходимо входить в список коренных народов Севера. А если не будет территории, то практически невозможно будет обеспечить сохранность и последующее изучение родного языка наследникам группы. На данный момент много народов утратило свои особенные диалекты, для многих родным стал якутский, и почти все знают русский язык. Поэтому вхождение в одну из групп дает возможность полноценно развиваться и передавать знания приходящим поколениям.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - в РФ особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В Рос-сии од-ним из пер-вых за-ко-но-дательных ак-тов, на-прав-лен-ных на за-щи-ту прав коренных малочисленных народов, был Ус-тав об управ-ле-нии ино-род-цев 1822 года. В 1920-х годах в по-ста-нов-ле-ни-ях и дек-ре-тах советского пра-ви-тель-ст-ва (напр., в дек-ре-те ВЦИК и СНК от 25 октября 1926 года «Об ут-вер-жде-нии Вре-мен-но-го по-ло-же-ния об управ-ле-нии ту-зем-ны-ми на-род-но-стя-ми и пле-ме-на-ми се-вер-ных ок-ра-ин») сфор-ми-ро-ван за-кры-тый пе-ре-чень, пер-во-на-чаль-но вклю-чав-ший 24 эт-нические общ-но-сти.

Кон-сти-ту-ция РФ 1993 года (ст. 69) вве-ла по-ня-тие «коренные малочисленные народы ». В Российской Фе-де-ра-ции дей-ст-ву-ет Еди-ный пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ (2000 год), а так-же Пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ (2006 год). Еди-ный пе-ре-чень ны-не вклю-ча-ет 40 на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка (але-уты, алю-тор-цы, веп-сы, дол-га-ны, итель-ме-ны, кам-ча-да-лы, ке-ре-ки, ке-ты, ко-ря-ки, ку-ман-дин-цы, ман-си, на-найцы, нга-на-са-ны, не-ги-даль-цы, нен-цы, нив-хи, оро-ки, оро-чи, саа-мы, сель-ку-пы, сой-о-ты, та-зы, те-лен-ги-ты, те-ле-уты, то-фа-ла-ры, ту-ба-ла-ры, ту-вин-цы-тод-жин-цы, удэ-гей-цы, уль-чи, хан-ты, чел-кан-цы, чу-ван-цы, чук-чи, чу-лым-цы, шор-цы, эвен-ки, эве-ны, эн-цы, эс-ки-мо-сы, юка-ги-ры), а так-же аба-зин, бе-сер-мян, водь, ижор-цев, на-гай-ба-ков, шап-су-гов и 14 на-ро-дов Да-ге-ста-на.

Со-глас-но российскому за-ко-но-да-тель-ст-ву, для при-зна-ния на-ро-да ко-рен-ным ма-ло-чис-лен-ным он дол-жен: осоз-на-вать се-бя са-мо-стоя-тель-ной эт-нической общ-но-стью (са-мо-иден-ти-фи-ци-ро-вать-ся), со-хра-нять ис-кон-ную сре-ду оби-та-ния (тер-ри-то-рию), нац. про-мыс-лы, т. е. осо-бое эко-но-мич. про-стран-ст-во, са-мо-быт-ную куль-ту-ру, об-щий род-ной язык и иметь чис-лен-ность на тер-ри-то-рии Рос-сии ме-нее 50 тыс. человек. Отеческое за-ко-но-да-тель-ст-во о ста-ту-се и за-щи-те прав национальных мень-шинств ба-зи-ру-ет-ся на ме-ж-ду-народных нор-мах, меж-го-су-дарств. до-го-во-рах Рос-сии о пра-вах че-ло-ве-ка и за-щи-те прав нац. мень-шинств.

Коренные малочисленные народы вы-де-ля-ют-ся в отдельную груп-пу на-ро-дов в це-лях осо-бой за-щи-ты со сто-ро-ны го-су-дар-ст-ва, они на-де-ле-ны осо-бым ста-ту-сом, име-ют ряд за-ко-но-да-тель-но за-кре-п-лён-ных льгот (пре-иму-ще-ст-вен-ное поль-зо-ва-ние био-ре-сур-са-ми, бо-лее ран-ний вы-ход на пен-сию, за-ме-на во-ен. служ-бы аль-тер-на-тив-ной, в пе-ре-чень про-фес-сий ко-то-рой вклю-че-на па-сть-ба оле-ней; ос-во-бо-ж-де-ние от пла-ты за зем-лю и т. п.). Ком-плекс-но во-про-сы в сфе-ре за-щи-ты прав национальных мень-шинств уре-гу-ли-ро-ва-ны Фе-де-раль-ным за-ко-ном «О га-ран-ти-ях прав ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ» (1999 год).

На фе-де-раль-ном уров-не дей-ст-ву-ют так-же фе-де-раль-ные за-ко-ны «Об об-щих прин-ци-пах ор-га-ни-за-ции об-щин ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2000 год), «О тер-ри-то-ри-ях тра-ди-ци-он-но-го при-ро-до-поль-зо-ва-ния ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2001 год); ут-верж-де-на Кон-цеп-ция фе-де-раль-ной це-ле-вой про-грам-мы «Эко-но-ми-чес-кое и со-ци-аль-ное раз-ви-тие ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Во-сто-ка до 2015 го-да» (2007 год). Кро-ме то-го, субъ-ек-ты Фе-де-ра-ции са-мо-стоя-тель-но ре-ша-ют про-бле-мы нац. мень-шинств, про-жи-ваю-щих на их тер-ри-то-ри-ях.