Музей кулинарного искусства на таганке часы работы.

  • 04.03.2020

Я, наконец, посетила один из самых недоступных московских музеев. Это музей кулинарного искусства возле Таганской. Недоступность заключается в том, что посещение возможно только с экскурсией и только днем в будни. В интернете крайне мало информации о музее, поэтому сложно решиться ехать наобум.
Теперь, после посещения, с уверенностью скажу, что ехать надо. Конечно, если вы любитель темы - ну, так со всеми музеями.

По сути это музей общественного питания. Экспозиция рассказывает о том, как в России и в Советском союзе было организовано питание людей - пиры, рестораны, кабаки, столовые, военное время, школьное питание, питание в транспорте. Рассказ начинается с пиров допетровского времени и заканчивается только что прошедшей Олимпиадой в Сочи.
Экскурсовод сказала, что это единственный музей в мире. Я попыталась покопаться в памяти - сейчас найду аналог, ну не может в Италии или Франции не быть подобного - но вспомнила только похожий музей в Парме, закрытый уже несколько лет как. Кажется, это, действительно, уникальный музей. Он рассказывает не о конкретных блюдах или кухнях, а о задаче общественного питания и о том, как она решалась в России в разные времена.
Музей основан в 1975 году под эгидой Мосресторан треста. Раньше он назывался "Музей общественного питания", что, конечно, гораздо лучше отражает суть экспозиции.
Посещение музея возможно только с экскурсионной группой. О времени ближайшей экскурсии можно узнать по телефону. Если вы один, вас присоединят к какой-то группе - скорее всего это будет группа учащихся какого-то заведения, которое готовит поваров и кондитеров - они главные посетители музея. Цена входного билета и экскурсии - 50 рублей.
В первых двух залах фотографировать по непонятной причине нельзя, а дальше можно.

Одна картинка до ката - это меню, созданное к парадному обеду в конце XIX века. Такие меню рисовались к каждому мероприятию отдельно. В музее есть, например, меню, нарисованное В.Д. Поленовым.
(Да, и разработка меню, и само бумажное меню, и рассадка людей, и организация раздачи еды, и комплектация кухни - всё это общественное питание).

В первом зале музея представлены сценки из ранней истории российского общепита.

Вот пир горой.
Блюда готовили не порционно, а целыми тушами. Из-за этого в начале трапезы еду выносили, проносили по залу и уносили на нарезку. В конце трапезы людям разносят сыть и кислые щи.
Сыть = есть до сыта, до момента, когда осталось только запить.
Кислые щи - медово-солодовый газированный безалкогольный напиток. Постепенно напиток перестал быть популярным и тех, кто занимался его производством, называли "профессор кислых щей" - тот, кто делает непопулярное и пустое дело.

А вот пир петровских времен. На столах появляются вилки. Также появляются виночерпии - прообразы современных сомелье. Они помогали определиться с напитком и наливали его.


А вот трактиры. Трактиры бывали двух типов - трактир-кабак, где выпивали и, бывало, дебоширили. И просто трактир - сейчас такое заведение назвали бы чайной. В таком трактире собирались какие-то люди - часто по сословному принципу - тут купцы, там извозчики, тут студенты - пили чай и говорили о делах.
Тут же рассказ о толкучках, обжорных рядах, сбитенщиках.
И о том, как готовили поваров и половых, официантов.
(Прямо декорации для книги Гиляровского).

А вот стенд с традиционной выпечкой. Калачи, жаворонки, булки, баранки. Это уже не муляжи, это настоящая выпечка - экспозиция сменяется раз в несколько месяцев.

Еще один зал - кухня XX века.
Это больше похоже на современную кухню. Море, море утвари. И знакомой, и незнакомой.
Паштетницы, формы для сливочного масла, пряничные доски, основы для бордюрных лент, сковороды, сотейники, доски, ножи.
Ужасно жаль, что нельзя фотографировать.

На плакате цитата из записок одного из основателей музея, Гришина С.Ф.: "Доволен: профессией я не ошибся. И вы тоже не ошиблись. Только относитесь к делу своему серьезно, с любовью. Большое в этом счастье найдете".

И, наконец, мы вышли в свободную зону. Вот современная кухня.

На втором этаже рассказ про общественное питание в Росии XX века.
История страны представет в особенном заказе к сфере обеспечения питания.

Сначала послереволюционное "даешь пролетарок на руководящие посты, освободите женщину от готовки!".
Потом война - обеспечение фронта, обеспечение тыла, питание в условиях жесткого дефицита продуктов, обеспечение питанием больших заводов и предприятий.
Потом налаживание массового питания в масштабах страны.

Питание на борту самолета

Питание во время олимпиад - 80-го года и сочинской-2014.

Отдельный зал посвящен национальным кухням регионов России.

Дивной красоты ковер возле выхода на лестницу.

И последний зал - современные предприятия общественного питания в Москве.
Интересные рестораны с национальной кухней, ударники по округам и прочее.

Достижения:

Музей кулинарного искусства в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

В настоящее время музей закрыт.

В похожем на теремок здании в Большом Рогожском переулке находится один из самых необычных музеев России - Музей кулинарного искусства. Он не столько рассказывает об истории отдельных блюд, сколько позволяет «посетить» необычные обеды, будь то трапеза при дворе Петра I, перекус в трактире 19 века для разночинцев или прием пищи на МКС. Перед визитом на «аппетитную» экспозицию рекомендуется плотно пообедать.

История

Здание музея построено в 1903 г. на фундаменте купеческого особняка, который был возведен на 100 лет раньше и снесен в начале 20 века. С первых дней новый корпус заняла Городская амбулатория, а после Революции здесь разместили еще несколько медицинских учреждений. В этих целях живописное, богато украшенное резьбой двухэтажное строение использовали до конца 60-х гг. - к этому времени его состояние оказалось критическим, здание признали аварийным, а медицинские организации «расселили».

Жизнь в примечательное сооружение вдохнули через несколько лет. В 1975 г. чиновники Главного управления общественного питания Мосгорисполкома добились того, что бывшую амбулаторию вместе с землей под ней передали на баланс «Мосресторантреста». После реконструкции в коридорах особняка снова появились люди, но не врачи и пациенты, а покупатели кулинарии, занявшей первый этаж, и посетители Музея общественного питания, разместившегося на втором. В дальнейшем экспозиция вытеснила магазин, и все здание было отдано музею.

После масштабного обновления коллекций в 2006 г. появилась зона кухни 21 века, оснащенная по последнему слову техники. Новые экспонаты пополнили выставки во всех 12 залах музея.

Что посмотреть

Экскурсии здесь начинаются с «пира горой» - застолий допетровского времени, когда блюда готовились не порциями, а целыми тушами. На огромных подносах их проносили перед собравшимися, а потом возвращали на кухню для нарезки. А в залах, посвященных Петровскому времени, расскажут о европеизации отечественного общепита.

Именно при Петре I появились виночерпии - прообраз современных сомелье. К ним обращались не только за порцией напитка, но и за советом насчет его выбора.

В музей кулинарного искусства, что в Большом Рогожском переулке, на экскурсию надо записываться. Администратор всех предупреждает – приходить можно только сытым. Были случаи нападения экскурсантов на экспонаты. Хорошо, если на стенде лежит действующая, хоть и немного зачерствевшая, модель пирожка или булочки. А если это пластмассовый или железный муляж? Я своими зубами глазами видел огромную пластмассовую кулебяку с торчащими из нее… Не будем, однако, забегать вперед. Начнем с самого начала.
Открывают экспозицию предметы кухонной утвари разных народов. Тут и ухваты, и сковородки, и шумовки, и загадочные чумички, которые есть не что иное, как самые обычные половники. Когда повар ругает поваренка половником или мокрым полотенцем, то кричит ему в сердцах: «Что встал как чумичка? Давай, работай!». Подобные восклицания встречаются в разных профессиях. К примеру, врач может сказать медсестре… Впрочем, о врачах не стоит и упоминать. Они большие затейники по части сказать медсестрам. Да и вообще это все могут потом дети прочесть. Лучше возьмем аналогичное высказывание из семейной жизни. Жена, бывает, скажет мужу: «Что ты разлегся, как…» и даже ударит его скалкой.
Кстати, о скалках. В музее они расположены на отдельном стенде, в зале семейной кухни. Жемчужина коллекции скалок – скалка красного дерева с тончайшей резьбой и вставками уральских самоцветов. Именно ей встречала Екатерина Великая Григория Орлова из загулов. Надо сказать, что приемы владения боевой скалкой довольно сложные. При музее проводятся специальные мастер-классы, где начинающие жены могут обучиться этому древнему, но вечно современному искусству под руководством опытных стерв наставниц.
Но вернемся к кухонной утвари народов мира. Она представлена в музее с большой полнотой. От микроволновых печей и сложнейших радиоуправляемых чайников до самых простых кухонных принадлежностей папуасов Новой Гвинеи, привезенных в Россию еще в девятнадцатом веке Миклухо-Маклаем. Их всего два, этих предмета. Один из них – тонкая, заостренная палочка для накалывания дождевых червяков и личинок крупных жуков. Палочка эта принадлежала вождю племени и потому украшена искусно вырезанными на ней сценами охоты на дикого новогвинейского вепря. Второй предмет – затвердевший комок обычной глины. Глиной папуасы обмазывали живого вепря и запекали в яме с раскаленными камнями. Считается, что визг, который при этом издает свинья, делает ее мясо не только нежнее, но и полезнее.
Нельзя пройти мимо метровой шпажки для канапе. На самом деле это ее макет, но уменьшенный в три раза. Оригинал шпажки хранится в Лондоне, в Британском музее. В середине восемнадцатого века ее привез из путешествия в Бробдингнег судовой врач барка «Антилопа» по фамилии Гулливер.
В коллекции музея есть и еще один экспонат из Англии. Это портрет Робина Бобина Барабека в старости, кисти Уильяма Ростбифа. Перед нами высохший старик совсем не похожий на того розовощекого бутуза, скушавшего сорок человек и корову, и быка, и кривого мясника. Оказывается, всю жизнь его так мучила и угрызала совесть, что он решил уморить себя непосильной диетой.
Зал русской кухни украшает огромное полотно неизвестного художника «Иван Грозный откармливает своего сына к празднику». Кухонных артефактов того времени сохранилось мало, а потому под картиной находится экспонат из другой эпохи – берестяной короб и в нем надкусанный пирог с зайчатиной. Тот самый, который Меньшиков продал за копейку юному Петру. Удивительна судьба этого экспоната. Долгое время он хранился в частной коллекции, во Франции, в семье потомков эмигрировавших после семнадцатого года князей Сапожищевых-Бутузовых. Лишь в конце девяностых годов прошлого века русский миллиардер-патриот выкупил короб и пирожок, чтобы подарить их музею.
На отдельной стене висят в красивых рамках меню царских торжественных приемов в Кремле. О, эти меню, украшенные виньетками кисти Васнецова, Поленова и Бенуа! Не читать их надо, но раздать участникам какого-нибудь огромного хора с тем, чтобы они пели на разные голоса каждую перемену блюд. Вот басом выпевают жаркое из дичи или бараньи котлеты со спаржей. Рулет из рябчиков – это сопрано. Холодное из рябчиков и гусиной печенки – уже меццо-сопрано. Ветчина на вертеле с мадерой – глубокое, грудное контральто. А уж дисканты поют консоме, прозрачное, точно безмятежный, теплый океан у побережья Сейшел или Багам, на янтарной поверхности которого качается листик петрушки или несколько ресничек укропа. И совсем тонким, захлебывающимся от слюны голоском спеть крошечные, величиной с крупную пуговицу, слоеные пирожки с утиным мясом или ливером, лежащие на тонкой тарелочке с голубой каемочкой рядом с бульонной чашкой.
Надо сказать, что идея желудочных песен не нова. В старину в русских трактирах часто вешали клетки с певчими птицами. Этих соловьев или канареек специально обучали таким трелям, что у посетителей разыгрывался просто волчий аппетит. Теперь это искусство давно утрачено и соловьев не встретишь даже и в лучших московских ресторанах. Поговаривают, однако, что люди очень и очень состоятельные все же имеют таких птиц в своих домах, чтобы возбуждать свой аппетит, утомленный гастрономическими изысками.
В советском разделе у посетителей неизменно вызывает интерес фартук повара столовой общепита, с десятками нашитых карманчиков для обрезков мяса, масла и рыбы уносимых домой. В снаряженном состоянии, после окончания рабочего дня, такой фартук мог весить более десяти килограммов.
Рядом с фартуком висит форменная юбка официанта кремлевской столовой для самых высоких партийных бонз. С виду самая обычная черная строгая юбка, но подбита она сзади толстым слоем простеганной ваты. Нет, вожди наши ничего плохого с официантками не делали. Да и не могли по причине почтенного возраста и многочисленных болезней, но очень любили похлопать или ущипнуть за подлежащее симпатичную официантку. Членов политбюро много, а она одна. Домой придет – хоть лед к одному месту прикладывай – так оно распухло. Ни сесть, ни лечь. И ведь старикам-то не откажешь в их невинных удовольствиях. По морщинистым рукам не дашь – еще не дай Бог отнимутся. Да и сколько им оставалось тех щипков и хлопков… Вот и нашли выход из положения.
В одном из музейных коридорчиков сиротливо притулились несколько экспонатов из раздела «Холостяцкая кухня», подаренных музею частными коллекционерами. В трехлитровой банке лежит нечто серое, бурое и малиновое с белыми включениями шпига. На этикетке перед банкой написано «Еда мужская, два килограмма». Над банкой, на стене висит триптих неизвестного московского художника Маковского-Бублика «С утра и до вечера», котором изображена яичница-глазунья с катарактой на оба глаза, несколько слипшихся насмерть пельменей, и сморщенная от злой горчицы сосиска.
На отдельных столах стоят шедевры современных кондитеров-шоколатье. Нет такого экскурсанта, который не задержался бы возле скульптуры обнаженной девушки из белого шоколада. С ней связана одна из многочисленных примет, в которые так верят москвичи, трущие нос бронзовой собаке на станции метро «Площадь революции» или целующиеся на мостике в Нескучном саду. Уж кто и когда придумал, что лизнувший грудь шоколадной девы будет неутомим в любовных играх – я не знаю. Может быть московский обычай – младший брат веронского обычая подержаться за бронзовую грудь Джульетты. Может и так. Знаю только, что администрации музея приходится чуть ли не раз в квартал уносить скульптуру на реставрацию.
У самого выхода посетителей ожидает сюрприз – маленький ящичек с десятком кнопочек. Нажав наугад какую-либо из них, можно услышать, как из скрытых за стенными панелями динамиков раздастся голос: «Сдачи не надо!» или «Дайте жалобную книгу!», или «Девушка! Уже половина второго, а я все жду первого!». Когда любопытные вдоволь наслушаются, экскурсовод нажмет еще одну кнопочку и зазвучит лучшая запись коллекции: «Чилаэ-э-эк! Шампанского!» в гениальном исполнении Шаляпина и цыганского хора из ресторана «Яр».

Музей кулинарного искусства рассказывает историю общественного питания и кулинарии Москвы и народов России. Среди экспонатов музея оснащение, инвентарь и различные приспособления для кухни, пространство одного из залов отдано под экспозицию современной кухни XXI в. Музей располагается в старинном особняке 1806 года постройки.

Музей кулинарного искусства размещается в здании, построенном в 1806 году. Изначально здание принадлежало московскому купцу Григорьеву Петру Григорьевичу.

Музей кулинарного искусства начал свою работу в особняке в 1975 году. На первом этаже здесь располагался магазин «Кулинария», а на втором — экспозиция Музея общественного питания. Экскурсоводами здесь работали старейшие московские кулинары.

В 2006 году здание было реконструировано, а музей переоснащен, залы обновлены и дополнены. В том же году музей был переименован в «Музей кулинарного искусства».

На экспозициях можно проследить историю развития общественного питания, увидеть коллекцию подлинных экспонатов, современную кухню XXI века. Здесь выставлено оснащение, инвентарь и различные приспособления для кухни, характеризующих кулинарное искусство Москвы и народов России.

Согласитесь, глупо отправиться в путешествие и не попробовать местную кухню. Ведь различные блюда помогают нам еще больше изучить культуру той или иной страны.

При этом интересно не только пробовать, но еще и изучать историю местной кухни и ее ключевых продуктов. Для этого лучше всего посещать музеи еды, где можно не только узнать что-то новое, но и продегустировать.

1. Музей подгоревшей еды (штат Виргиния, США)

Для кого-то подгоревший пирог или шницель может стать настоящей трагедией, а кто-то видит в этом произведение искусства. Именно так считает основательница музея подгоревшей еды Дебора Хенсон-Конант, которая не только заботливо следит за каждым экспонатом, но и придумывает ироничные описания к ним.

А началось все с ее собственного неудачного кулинарного опыта. Дебора готовила яблочный сидр и забыла про него. А когда вспомнила, то обнаружила на плите непонятную и совсем неаппетитную субстанцию. Но выбросить ее Дебора не решилась, и создала целый музей, который пользуется большой популярностью у туристов.

2. Музей растворимой лапши (Йокогама, Япония)

И хотя первую лапшу быстрого приготовления придумали в Китае еще в XVI веке, ее второе создание состоялось в 1958 благодаря японцу Момофуку Андо. Чуть позже он основал компанию Nissin Products, которая впервые в мире массово стала производить лапшу со вкусом цыпленка. Японцы очень любят этот продукт, поэтому появление музея растворимой лапши они оценили высоко.

Экспозиция не только рассказывает об истории создания продукта, но и дает возможность посетителям придумать свой собственный вид и вкус.

3. Музей голландского сыра (Алкмар, Нидерланды)

Голландия известна своими сырами, которые начали здесь изготавливать еще с 200 г. до н. э. Традиционно этим занимались женщины.

Сегодня с историей и традициями голландского сыра можно познакомиться в музее в Алкамаре. Он расположен рядом с городским сырным рынком, который называют настоящим раем для любителей этого продукта. В музее представлены инструменты, приборы и технологии изготовления сыра, а также всегда проходит дегустация.

4. Музей банана (Абурн, штат Вашингтон, США)

Банан можно назвать одним из самых популярных фруктов в мире. И хотя растет он в Южной Америке, Африке, юго-восточной Азии и на Карибских островах, музей банана находится в США.

А все благодаря Энн Митчелл Ловелл, которая очень сильно заинтересовалась этим фруктом. Во время поездки на Гавайские острова она купила футболку с названием бара «Анна-Баннанас» и с того времени начала собирать всевозможные вещи, связанные с бананами. Сегодня в ее коллекции насчитывается около 4 000 предметов, многие из них можно увидеть в музее.

5. Музей фуа-гра (регион Беарн, провинция Аквитания, Франция)

Регион Беарн во Франции известен своими кулинарными традициями. Именно его считают родиной всемирно известного деликатеса фуа-гра. Процесс его приготовления достаточно сложен и довольно жесток по отношению к гусям.

Но желающие могут узнать больше об этом процессе, традициях, а также попробовать фуа-гра в музее при семейной ферме, которая работает под брендом Laguilhon.

6. Музей «Карривурст» (Берлин, Германия)

Немецкую кухню невозможно представить без колбасок с кетчупом и соусом карри -curry wurst. Ежегодно жители Германии употребляют более 800 миллионов порций этих колбасок. Поэтому без музея, посвященного этому блюду, никак не обойтись.

Здесь можно не только узнать историю колбасок, но и научиться их готовить. Для этого в музее есть большое количество специй и специальный симулятор.

7. Музей картофеля фри (Брюгге, Бельгия)

Расположенный в старинном особняке музей рассказывает об истории появления картофеля в Европе, его сортах и способах его приготовления. Особое внимание уделено картофелю фри, который под одной из версий, появился в 1700 именно в Бельгии.

Бельгийцы считают, что этот гарнир стали называть «французской картошкой» британские солдаты, попробавшие его в Бельгии во время Первой мировой войны.

8. Музей мясных консервов Spam (Остин, штат Техас, США)

Этот музей посвящен популярным в свое время мясным консервам компании Hormel Foods Corporation, которые она начала производить с 1937 года. Тогда они считались настоящей вкуснятиной и использовались для сэндвичей. В состав консервов входили нашинкованная свинина или говядина с водой, солью и сахаром.

Сегодня Spam уже канули в Лету, но понастольгировать, узнать историю, рецепты, увидеть редкие экземпляры, а также потренироваться в приготовлении тушенки можно в музее в Остине.

9. Римский музей макарон (Рим, Италия)

Кухня Италии в первую очередь ассоциируется у нас с пастой, которую нужно готовить только из итальянских макарон. А узнать историю возникновения и развития макаронных изделий можно в 11 залах музея, расположенного возле знаменитого фонтана Треви в Риме.

Отдельная экспозиция представляет фотографии известных людей, не отказавших себе в удовольствии поесть блюда из макарон.

10. Музей грибов (долина Луары, Франция)

Этот музей стоит посетить всем любителям грибов. Он был построен в виде лабиринта из нескольких рукотворных пещер. Здесь можно узнать о древних и современных технологиях выращивания грибов, а также увидеть более 500 разновидностей. В музее представлен и необычный гриб рода ганодерма (ganoderme), который в азиатских странах используется в медицинских целях.

Делайте свои путешествия не только интересными, но и вкусными! И не переживайте за авиабилеты , визы , отели , страхование и другие технические моменты вашей поездки - мы поможем найти самые выгодные предложения.