Названия народов представители которых населяют урал. Коренные народы Южного Урала

  • 18.04.2019

Эта дата предназначается для того, чтобы отдать должное богатству культур коренных народов и подумать о решении проблем, связанных с притеснением малых национальностей.

Этнографы сходятся во мнении, что коренным народом Южного Урала являются башкиры. Сегодня башкирскому этносу ничего не угрожает - с точки зрения закона все граждане Российской Федерации равны вне зависимости от национальности. А вот веками создававшаяся культура может со временем раствориться в ритме современной жизни.

Большинство башкир проживают в республике Башкортостан, и лишь небольшая часть - в Челябинской и Курганской областях: по материалам переписи 2010 года башкирами себя считают примерно 163 тысячи южноуральцев.

Самые яркие грани культуры народа - это его легенды, одежда и кухня. С ними и познакомимся.

Скоро сказка сказывается…

Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал-батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт - значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».

Башкир у своего дома (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр - всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.

Пир горой

Башкиры издревле занимались скотоводством, а если был поблизости лес - то и пчеловодством. Поэтому практически во всех блюдах национальной кухни присутствует мясо, предпочтительно баранина или конина, а большинство сладостей и напитков делают на меду. Традиционная башкирская пища очень сытная, к мясу добавляют отваренные кусочки теста разных форм или картофель. Важное место занимают продукты из молока: катык, айран, кумыс, корот (солёный творог).

Айран Фото: Commons.wikimedia.org

Попробовать традиционные блюда башкирской кухни в Челябинске практически негде, однако большинство из них вполне можно приготовить дома. При этом хозяйке не придётся ломать голову над тем, что подать на первое, а что на второе: многие башкирские кушанья «универсальны». Например, для кулламы отдельно варят с приправами нарезанную небольшими кусочками мякоть баранины или говядины, затем из муки, подсоленной воды и яйца замешивают тесто, делят его на маленькие шарики (салма) и отваривают их в готовом бульоне. При подаче на стол в каждую тарелку кладут кусочки мяса, салму и заливают из бульоном. Такое блюдо с успехом заменит привычные нам суп и второе с гарниров вместе взятые.

Но если душа требует более обильной трапезы, можно на первое приготовить шурпу (та же куллама, только с картофелем), а на второе - фаршированное яйцами мясо. Готовится оно так: говяжью вырезку зачищают от сухожилий, прорезают с одной стороны в виде мешочка и начиняют сваренными вкрутую яйцами. Отверстие зашивают, мясо посыпают солью, перцем и обжаривают на сковороде, доводят до готовности в духовке, периодически поливая выделяющимся соком и жиром.

Бэлиш Фото: Commons.wikimedia.org

Дальше - чай. Он должен быть крепким, ароматным (можно добавить к заварке листья чёрной смородины и земляники) и обязательно с молоком. К чаю подают баурсаки (обжаренные в масле кусочки теста) или различные бэлиши (пироги).

По одёжке встречают

Национальная одежда башкир многослойна: под верхний плотный халат полагалось надевать ещё несколько более тонких. У женщин верхняя одежда могла быть приталенной, а вот пояс - с кованой пряжкой и различными украшениями - полагался только мужчинам. Головные уборы делали из войлока и меха и богато расшивали, причём чем моложе человек, там ярче могли быть цвета. Там, где было много скота, практически все могли позволить себе кожаную обувь. Из украшений башкирские женщины особенно любили серебро и кораллы - их выменивали у восточных купцов за мёд и меха. Светлому металлу приписывалась способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Существовала даже пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Кораллы же связывались с плодовитостью и богатством и считались обязательным подарком жениха невесте перед свадьбой.

Башкиры. Картина М. Букаря, 1872 год Фото: Commons.wikimedia.org

Сейчас, когда большинство башкир живут в городах, национальный костюм в традиционном его виде можно увидеть разве что во время выступлений танцевальных коллективов. Однако то же самое можно сказать практически о всех населяющих нашу страну народах, так что ничего необычного в этом нет.

Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.

Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.

Народы Урала и их традиции

Урал - многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.

Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться - препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.

Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.

Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал - это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:

«Все на Урале есть, а если чего нет, то значит - еще не дорылись».

Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.

Уральские самоцветы

Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.

Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции - это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.

Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.

Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.

Каслинское литье из моей коллекции

Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:

  • Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
  • Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала - думаю, объяснять ничего не надо.
  • Но вот про следующую фамилию - хочется подробней. Строгановы - род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века - баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже - внимание! - в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

  • Гостеприимство . Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).
  • Любовь к детям, стремление иметь семью - это также крепкая традиция башкирского народа.
  • Почитание старших . Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось - это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем "оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они оставляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южный удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Территория Среднего и Южного Урала никогда не была «тихим уголком», где в бескрайней горной тайге промышляли зверя лесные жители: остяки, вогулы, самоеды и прочие. Напротив, как нам показывают исторические материалы, здесь повсюду и всегда кипела жизнь.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.

Естественно, тут же встает вопрос об этнической принадлежности скифов, сарматов и т. д. В официальной исторической науке принято считать, что все эти древние племенные союзы состояли в основном из ираноязычных племен. Эта точка зрения начала складываться в середине 19-го века, и существует по сей день. Однако до этого существовала другая точка зрения, и эту теорию поддерживали многие маститые ученые. Теперь она возрождена. Согласно ей, скифы, сарматы и савроматы хотя и состояли из множества племен, но доминирующую роль в них играли тюрки.

Древние племена, населявшие Южный и Средний Урал были тюркоязычными, в северной части среднего Урала были и предками угро-финнов. Об этом свидетельствуют и многочисленные топонимы на татарском и башкирском языках. Географических же названий иранского происхождения практически нет, а угро-финские начинают появляться только за линией Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.


Вогулы , которые считаются коренными жителями Среднего Урала, проживали, очевидно, севернее, в зоне сплошной тайги, то есть за той линией, которая является границей населения Урала тюрками. Это доказывается тем, что русские еще со времен Великого Новгорода проникли на Урал не только на Северный, то есть туда, где проживали таежные племена, которые в силу своей малочисленности, неорганизованности и разбросанности не могли оказать серьезного сопротивления русским дружинам. Вплоть до XVII века, то есть до распада Ногайской Орды, русские не могли попасть южнее линии Пермь - верховья Туры. Это говорит о том, что здесь проживали не малочисленные охотники-вогулы, а мощные земледельческие племена тюрков: татар и башкир, с ними вперемежку - марийцы.

После взятия Казани очередь дошла и до ногайцев, которые путем дипломатических, военных и иных действий со стороны Российской администрации были ослаблены, затем Орда распалась. К этому приложили руку и калмыки, ставшие союзниками России. Ногайские татары, также как и казанские, вынуждены были покориться и жить уже в качестве подданных Российской державы. Кочевая часть ногайцев перекочевала в Предкавказье. На земли ногайцев переселяются русские, чуваши, мещеряки и казанские татары: строится крепость Уфа (1586г.), Оренбург, ставший затем центром губернии.


На севере вдоль дороги, ведущей в Тюмень, были построены крепостцы и городки:


  • Лезьвинский (1593г.),

  • Верхотурье (1598г.),

  • Туринск (1600г.) и т.д.

И только через сто лет, то есть после полной победы над ногайскими татарами, администрация смогла приступить к строительству крепостей, городов будущего горнозаводского Урала:

  • Невьянской (1701г.),

  • Каменский (1701г.),

  • Алапаевской (1704г.),

  • Уктусский (1704г.),

  • Полевской (1727г.),

  • Нижне-Тагильской (1725г.) и т.д.

Для преодоления сопротивления татар императорская администрация применяла разные методы: прямое физическое уничтожение, стравливание одних на других, т.е. политику «разделяй и властвуй». С этой целью были созданы различные сословия местных народностей, крупнейшим из которых было башкирское. Для этого Уфимская провинция была переименована в Башкирию (неофициально). Хотя башкир было в ней не более 35 тысяч, в это сословие постепенно вошло очень много и татар, и чувашей, и марийцев, и даже некоторое количество русских. Это сословие получило значительные льготы и, такими образом, была создана прослойка населения, считавшегося благонадежным. По словам казанского губернатора Волынского А.П. , количество башкир за 20 лет (1710-1730) за счет других народов увеличилось до ста тысяч. Таким образом, множество уральских татар записались тогда башкирами.

Археологические исследования А.Х. Халикова, И.В. Сальникова позволили сделать вывод, что 3-4 тысячи лет назад (и даже раньше, в эпоху изолита) на Южном и Среднем Урале (а также в Предуралье) в результате смешения племен Абашевской, Срубной, Андроновской, Именьковской и других древних культур, которые носили признаки европеоидного и монголоидного антропологического характера, произошло формирование метисного типа, получившего название уральского (сублапоноидного ), который стал характерным для мари, удмуртов, коми , и отмечается также в одной четверти состава татар, чего нет в других тюркских народах. Это тоже показательно, что татары - потомки коренных уральцев.

Данные соображения подтверждает и мнение ученых - лингвистов, отмечающих сильное влияние татарского языка на финно-угорские языки: марийский, удмуртский и коми, в которых очень много татарских слов. Все вышеприведенные выводы и положения ученых-историков, археологов, лингвистов позволяют прийти к заключению, что:


  1. На Южном и Среднем Урале в течение нескольких тысячелетий проживали племенные союзы скифов, сарматов, савроматов, в которых доминировали тюркоязычные племена (скифы в переводе тюркского люди с ножами; сарматы и савромяты — люди с кожаным мешком - сармой). В первом тысячелетии нашей эры их предки входили в государство Биармия , а затем в Волжско-Камскую Болгарию .

  2. В образовавшемся после нашествия хана Батыя государстве все тюркские племена на территории западных скифов сформировались в единый этнос и получили название «татары».

  3. После распада Золотой Орды татары, проживающие на Урале, и башкиры вошли в состав Ногайской Орды , остальные татары - еще в пять татарских государственных образований.

  4. Утверждение официальной исторической науки о том, что татары пришли с востока вместе с монголами, является блефом, так как, чтобы заселить такую громадную территорию, как Золотая Орда, пришлыми людьми или чтобы статарить на этой территории все местное население, создав государство, равносильное тогдашнему русскому, потребовалось бы переселить с востока миллионы людей.

  5. Татары являются коренными жителями Южного и Среднего Урала, это доказывается многочисленными топономическими, археологическими, лингвистическими и другими материалами. Да и само слово «Урал» - тюркского происхождения. Если бы татары пришли с востока, то их язык был бы идентичен языку алтайских, прибайкальских тюрков, а он сильно отличается от них, имея и в лексике, и в фонетике, да и в грамматике элементы, ясно доказывающие тысячелетние контакты с Уральскими языками.


Автор дайной статьи не ученый-историк, но в его распоряжении имеется достаточно трудов, признанных этнографов, лингвистов, археологов и других специалистов, что позволяет произвести вышеприведенные заключения.

Ильдус Хузин

5 847

Всем известна Гардарика — страна городов, обнаруженная в степях на Южном Урале. А что же Средний, Северный Урал, Приуралье, Зауралье? А там археологами также обнаружены раскопы древних поселений. Неожиданно найден целый мир, созданный предками уральских народов в эпоху бронзы (конец 3 тысячелетия — 8-й век до н.э.), железа (по 9-й век н.э.) и раннего средневековья (10-13 века).

И главное — это развитая сеть протогородов, во многих из которых оседлая жизнь велась не одну сотню лет. Археологи доказали, что строительство городов на Урале происходило за тысячу лет до нашей эры.

Города древних уральцев имели одинаковую систему оборонительных сооружений. Они были разной площади от совсем маленьких до 10 квадратных километров. Самый большой пока обнаружен на Северном Урале в бассейне реки Туры. Там жили в 3-2 веках до Рождества Христова. А раскопки возле Сургута поразили весь ученый мир. На небольшом участке в 8-9 километров были найдены 60 древних городищ и сотни поселений, прилегающих к ним! Ученые считают в протогородах могли обитать 1200-3000 человек.

Археологи считают, что на Урале было три волны в строительстве городов. Такие всплески прауральской урбанизации.

Первая — это 8-6 века до н.э.,

вторая — 3-2 века до н.э. и

третья — середина первого тысячелетия н.э.

Установлено, что в эти периоды площадь городов увеличивалась в десятки раз за короткий период времени. Это было очевидно следствием резкого всплеска численности населения. Такие бурные исторические события никак не могли происходить в диком, первобытном обществе. Происходили какие-то серьезные миграции народов, они сопровождались военными столкновениями. Во всех древних захоронениях найдено много оружия. Например, в Прикамье древние воины наиболее часто использовали лук и стрелы, боевые топоры, мечи и кинжалы. Анализ показывает, что древние угры-уральцы были вооружены ничуть не хуже славян и других народов, а в чем-то и получше.

Археолог из Уфы В.Н.Васильев считает, что родина вооружения средневекового европейского рыцаря — степи Южного Урала. Это следует из раскопок «царских» курганов 4 века до н.э. Именно здесь появились первые воины-аристократы, катафрактарии. Металлические чешуйчатые доспехи, двустворчатые железные панцири, щиты со сплошным покрытием из металла. Длинное копье — длиннее трех метров снабжено наконечником, могущим пробивать любую защиту. Меч, лук со стрелами, кинжал довершают вооружение воина. Такое могучее вооружение говорит о наличии серьезного противника, а также о том, что общество могло себе позволить содержание таких дорогих дружин.

Раскопки показывают наличие плужного землепашества, развитого скотоводства — обнаружены остатки хлевов для стойлового содержания скота. Захоронения показывают глубокое расслоение по социальным слоям. например во второй половине I тысячелетия н.э. в бассейне реки Сылвы кроме княжеских выделяются захоронения военной верхушки, которые были профессиональными военными и никакой другой деятельностью не занимались. Уральское общество I тысячелетия н.э. было весьма военизировано. В Прикамье в пяти больших могильниках 5-9 веков н.э. из почти семисот захоронений в каждом шестом найдено оружие. А ведь в могилы укладывали именно те вещи, которыми наиболее всего пользовался умерший.

Повсюду на уральской земле в 10 веке, а кое-где и раньше появились хорошо укрепленные усадьбы. Это такие же феодальные замки как у волжских булгар и русских того времени.

На Урале имелось и сырье, и топливо для самостоятельного производства вооружений. Всем известны металлургические центры страны городов в степях Южного Урала, которым 5 тысяч лет. Но и в Прикамье и в Зауралье имелись древние традиции по добыче и переработке металлов. Уральские металлурги достигали большого мастерства. Они знали отливку в двусторонних литейных формах, ковку, сварку и наварку. Они знали закалку стали, а также могли паять медью… Изделия уральских металлургов обнаружены далеко за пределами Урала, то есть торговали с соседями.

В 12-15 веках определились этнические территории, об этом говорят даже арабские источники. Предки коми — вису, угры Зауралья — юра… В некоторых источниках их называют «страны» — страна и народ Вису.

Интересно, что в отличие от степных южноуральских протогородов эпохи бронзы, в более северных краях в эпоху железа имеется характерная деталь. Вокруг укрепленного городища, где жил вождь-князь с дружиной, строились многочисленные неукрепленные поселения. Так остяцкий князь Лугуй правил шестью городками. Вместе с окружающими селениями это было весьма внушительное по тем временам княжество.