Правовые основы стандартизации рф установлены законами. Правовые основы стандартизации

  • 16.06.2024

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг их техническую и информационную совместимость взаимозаменяемость качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйствующих субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны. Закон «О стандартизации» регламентирует:

1. Организацию работ по стандартизации

3. Информационное обеспечение работ по Стандартизации

4. Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдение гостребований за соблюдением

5. Финансирование работ госстандартизации госконтролю и надзору


Органы и службы по стандартизации

Деятельность по стандартизации в РФ осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом занимающимся Стандартизацией подразумевается орган, деятельность которого в области Стандартизации общепризнанна на международном, федеральном или региональном уровне. Основные функции - разработка и учреждение нормативных документов доступных широкому кругу потребителей.

Национальным органом по Стандартизации РФ является комитет РФ по МСС (Госстандарт РФ), который осуществляет госуправление Стандартизацией в стране, формирует и реализует госполитику в области Стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

Координирует деятельность госорганов управления, касающеюся вопросов МСС;

Взаимодействует с органами власти субъектов Федерации в составе РФ в области ММС;


Руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

Осуществляет госнадзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательных сертификаций;

Представляет Россию на международных организациях, занимающихся вопросом ММС, а также международном совете СНГ;

Сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран. Руководит работой НИИ и территориальных органов выполняющих функции;

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов и правил обязательной сертификации;


Участвовать в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ), межгосударственной стандартизации;

Устанавливает правила применения в РФ международных региональных и межгосударственных стандартов, норм, рекомендаций. При разработке госстандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хоздеятельности, как между собой, так и с госорганами управления, которые будут включены в нормативный документ;

Организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области Стандартизации.

В структуре предусмотрены подразделения для реализации значительного объёма указанных работ: 19 НИИ, 13 опытных заводов, издательство стандартов, типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центов ССМ. На базе ЦССМ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории.

Технические комитеты по стандартизации (ТК)

С развитием информационных технологий приобрели актуальное значение методы классификации и кодирования информации. В РФ принято госпрограмма перехода страны на принятую в международной практике систему учёта и статистики соответствия с требованиями развития рыночной экономики. Без общероссийской классификации невозможно решение проблемы согласованности вневедомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов в различных федеральных органов управления и международных организационных, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В РФ создаётся единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Её составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их введения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению объектами классификации и кодирования ЕСКК выступают: статистическая информация, финансовая информация, правоохранительная деятельность, макроэкономическая деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля, внешняя экономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстандарт. Ведение информационных форм, федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии; прежде всего требуется своевременное внесение изменение классификаций и доведение этой новой информации до пользователя. Основная информация об изменении публикуется издательством стандартов в информационном указателе стандартов. В РФ в настоящее время действует следующая классификация:

11. ОК стандартов (ОКФ)

12. ОК профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов (ОКПДТР)

13. ОК основных фондов (ОКОФ)

14. ОК валют (ОКВ)

15. ОК изделий и конструкторских документов в машиностроении и приборостроении (ЕСКД)

16. ОК единиц измерения (ОКЕИ)

17. ОК специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК)

На сегодняшний день на стадии внедрения находится более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. В составе Госстандарта РФ имеются информационные фонд, который составляет ядро федерального фонда стандартов. В нём хранятся стандарты гос и др категорий (около 22 000) действующих в РФ и СНГ и более 30 000 международных стандартов, а также более 250 000 национальных стандартов зарубежных стран, общероссийские классификаторы, документы по ММС. Передача информации возможно по Российским и международным телекоммуникационным сетям ROSPAS, RELCOM, SPRINT и Интернет.

Ключевые слова и понятия: правовое обеспечение, правовое регулирование, правостосовна деятельность, правоохранительная деятельность, техническое законодательство, юридическая ответственность: гражданско-правовая, административная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Правовое обеспечение стандартизации

Право - это управляющий фактор, который регулирует широкий круг общественных отношений, связанных с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией продукции. Право является важным инструментом управления хозяйством страны, регулирующего поведение участников производства на всех этапах. Оно влияет на развитие производства, ускорения технического прогресса и улучшения качества продукции. Это влияние определяется путем предоставления техническим нормам силы норм права.

Государство в соответствующем НД предоставляет технической норме обязательную юридическую силу, превращает ее в правовую норму. Правильное, умелое использование правовых норм способствует развитию инициативы и предприимчивости предприятий к удовлетворению потребностей промышленности, сельского хозяйства и граждан продукцией высокого качества, закреплению законности и повышению ответственности за качество продукции, обеспечению надежной защиты интересов потребителей. Закрепляя в правовых нормах (НД) определены требования к качеству товаров и услуг в целом или к отдельным его свойств, государство тем самым регулирует общественные отношения, связанные с производством, оборотом и потреблением продукции надлежащего качества. В правовых нормах закрепляются такие требования, которые отвечают потребностям общества и могут быть выполнены на данном этапе развития науки и техники.

Стандартизация является регулирующим видом деятельности для упорядочения, введение определенных правовых норм технического прогресса, науки, техники, управления производством. Она является лучшим методом прямого, непосредственного воздействия права на технический прогресс, обеспечение качества позволяет повышать эффективность производства и общественного труда. Стандартизация как средство государственного нормирования требований к техническому уровню составляет административно-правовую основу управления качеством продукции. Поэтому стандартизация занимает прочные позиции в экономике страны, в решении узловых ее проблем и фактически является техническим законодательством.

Важное место в системе стандартизации занимает правовое обеспечение. С помощью правовых средств осуществляется влияние на общественные отношения, связанные со стандартизацией товаров и услуг. Правовое обеспечение стандартизации является одной из функций государственной системы управления качеством товаров и услуг.

Правовое обеспечение включает следующие виды деятельности:

Правовое регулирование;

Правостосовну деятельность;

Правоохранительную деятельность.

Правовое регулирование - это разработка и утверждение правовых норм (НД, образцов и т.д.). Правостосовна деятельность - это обеспечение эффективного применения действующих норм и правил, которые приводятся в ВС, их внедрения и соблюдения. Правоохранительная деятельность - это юридическая ответственность за соблюдением норм, утвержденных законодательным путем.

НД, утвержденных в установленном порядке, является формой выражения правовых норм, следствием правостосовнои деятельности. Особенность правовых норм ВС заключается в том, что они составляют технико-юридические нормы и в них не заложена мера ответственности за несоблюдение этих норм. Мера ответственности предусмотрена в нормативных актах действующего законодательства Украины. Это обусловлено тем, что всё и технические требования являются частью единого механизма регулирования и действуют только в совокупности с другими нормативными и законодательными актами. их разработка, утверждение, использование и государственная охрана обеспечиваются с помощью различных норм права: административного, гражданского, финансового, трудового, уголовного.

На практике и в научной литературе проблема стандартизации рассматривается главным образом в технико-экономическом аспекте. Значение правового аспекта стандартизации недооценивается. Предусмотрена только ответственность предприятий и рабочих за выпуск недоброкачественной продукции. Однако правовой аспект этой проблемы значительно шире и не ограничивается вопросами ответственности. Недооценка правового аспекта ВС привело к тому, что правовые средства обеспечения качества продукции применяются на практике неэффективно. Установившийся в экономике "правовой нигилизм", преувеличение роли правового запрета и недооценка права как конструктивного, творческого, регулирующего фактора является тормозом для развития отечественного производства. Предприятия в основном только платят штрафы и не возмещают убытков, причиненных в результате поставки и использования недоброкачественных товаров и услуг.

Рассматривая вопросы правового регулирования стандартизации, следует учитывать, что роль права не исчерпывается только установлением и закреплением технических требований. Значение правового регулирования заключается также в воздействии на поведение отдельных людей в обществе, которое обеспечило бы осуществление и соблюдение закрепленных в правовых нормах технических требований. Для этого:

Устанавливается общий порядок приема сырья, материалов и готовой продукции определенного уровня качества;

Регулируются отношения, возникающие в связи с использованием измерительной техники;

Предусматривается ответственность за нарушение ВС и метрологических правил;

Регулируются отношения по качеству товаров и услуг.

Роль правового регулирования в этом аспекте проявляется в закреплении в правовых нормах определенных технических требований и обеспечении правовыми средствами их соблюдения при изготовлении и обороте продукции. При соблюдении технических требований промышленность производит и поставляет в торговые организации качественную продукцию. А доброкачественная продукция - это соответствие совокупности свойств продукции требованиям стандартов и другой НД, а также условиям договора поставки.

Совершенствование правовой основы стандартизации является непременным условием для успешного решения важных социально-экономических задач страны.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединений. Общие положения”;

ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентноспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

Правовые основы



Задачи:

Контроль качества при кровельных работах.

Материалы, применяемые для кровельных работ, должны удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов и техническим условиям на их изготовление. На них должны иметься паспорта.

При устройстве кровель из рулонных и мастичных материалов производят промежуточную проверку с приемкой отдельных законченных элементов (пароизоляции, теплоизоляции, стяжки, грунтовки и обделки мест примыканий) и окончательную приемку кровли в целом. Промежуточной приемке подлежат также отдельные слои гидроизоляционного ковра. Кровли из штучных материалов принимают только в законченном виде.

Узлы конструкций примыканий выполняются гладкими и ровными, без острых углов. Части водоприемной колонки внутренних водостоков не должны выступать над поверхностью основания, а водосточные трубы должны быть прочно соединены между собой.

Не допускается отклонение от проектного числа усилительных (дополнительных) слоев кровли в местах примыкания.

При устройстве кровельных покрытий оплавлением битуминозного слоя рулонов открытым пламенем необходим тщательный контроль, так как при пережоге битум горит и основа прогорает, а при недогреве происходит вздутие ковра.

При контроле качества мастичной кровли проверяют толщину гидроизоляционного ковра и прочность его сцепления с основанием.

Кровельные покрытия из штучных материалов должны без видимых просветов (при осмотре из чердачных помещений) прилегать к обрешетке. У асбестоцементных листов, плиток и других штучных материалов не должно быть отколов, трещин и коробления. Обязательной проверке подлежит выполненная промазка фальцев в соединениях металлических картин.

Водонепроницаемость кровли проверяют после дождя. Плоские кровли (с уклоном до 3%) можно проверить, поливая их водой при закрытых воронках.

Приемка готовой кровли оформляется актом с выдачей заказчику гарантийного паспорта.

Контроль качества отделочных работ.

Малярные работы.

1. Качество подготовленных под окраску оснований должно удовлетворять следующим требованиям:

Поверхности при окраске масляными, клеевыми, водоэмульсионными составами должны быть сглаженными, без шероховатостей;

Поверхостные трещины раскрыты, грунтованы, заполнены шпатлевкой на глубину не менее 2 мм и отшлифованы;

Раковины и неровности огрунтованы, прошпатлеваны и сглажены;

Отслоения, потеки раствора, следы обработки затирочными машинками удалены.

2. Поверхность основания должна быть гладкой, без шероховатостей; допускаются местные неровности высотой (глубиной) до 1,0 мм - не более двух на площади 4 м2.

3. Поверхность после подготовки должна быть огрунтована (клеевым составом, олифой и т.д.). Огрунтовку необходимо выполнять сплошным равномерным слоем, без пропусков и разрывов. Высохшая грунтовка должна иметь прочное сцепление с основанием, не отслаиваться при растяжении, на приложенном к ней тампоне не должно оставаться следов вяжущего. Окраску следует производить после высыхания грунтовки.

4. При производстве малярных работ должны быть соблюдены следующие требования:

Допускаемая толщина слоёв малярного покрытия:

· шпатлёвки 0,5 - 1,5 мм

· окрасочного покрытия не менее 25 мкм

Поверхность каждого слоя малярного покрытия при улучшенной и высококачественной внутренней окраске неводными составами должна быть ровной, без потёков краски, не иметь зубчатого строения.

5. При окраске дощатых полов каждый слой, за исключением последнего, необходимо прошлифовывать до удаления глянца.

Требования к готовым покрытиям.

6. Приёмку отделочных покрытий необходимо производить после высыхания водных красок и образования прочной пленки на поверхностях, окрашенных безводными составами. Поверхности после высыхания водных составов должны быть однотонными, без полос, пятен, подтёков, брызг, истирания (омелования) поверхностей. Местные исправления, выделяющиеся на общем фоне (кроме простой окраски) не должны быть заметны на расстоянии 3 м от поверхности.

7. Поверхности, окрашенные малярными безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность. Не допускаются просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, морщины, потеки, видимые крупинки краски, сгустки пленки на поверхности, следы кисти и валика, неровности, отпечатки высохшей краски на приложенном тампоне.

8. Поверхности, окрашенные лаками, должны иметь глянцевые покрытия, без трещин, видимых утолщений, следов лака (после высыхания) на приложенном тампоне.

9. В местах сопряжений поверхностей, окрашенных в разные цвета, искревления линий, закраски высококачественной окраски (для других видов) на отдельных участках не должны превышать:

· для простой окраски 5 мм.

· для улучшенной окраски 2 мм.

Искривления линий филенок и закраска поверхностей при применении разных колеров (на 1 м поверхности) - 1 мм.

Штукатурные работы.

1. Поверхности, подлежащие оштукатуриванию, должны быть тщательно очищены от пыли, грязи, жировых и битумных пятен, от выступивших на поверхности солей.

2. Выступающие архитектурные детали, места сопряжений оштукатуриваемых конструкций, выполненных из разных материалов, должны быть оштукатурены по прикрепленной к поверхности основания металлической сетке или плетеной проволоке; деревянные поверхности - по щитам из драни.

3. При производстве штукатурных работ должны быть соблюдены следующие требования:

Допускаемая толщина однослойной штукатурки:

· при применении всех видов растворов, кроме гипсового - до 20 мм;

· из гипсовых растворов - до 15 мм.

Допускаемая толщина каждого слоя при устройстве многослойных штукатурок без полимерных добавок:

· обрызга по каменным, кирпичным, бетонным поверхностям - до 5 мм,

· обрызга по деревянным поверхностям (включая толщину драни) - до 9 мм,

· грунта из цементных растворов - до 5 мм,

· грунта из известковых, известково-гипсовых растворов - до 7 мм,

· накрывочного слоя штукатурного покрытия - до 2 мм,

· накрывочного слоя декоративной отделки - 7 мм,

4. Отклонения оштукатуренных поверхностей от вертикали (на 1 м):

· при простой штукатурке - не более 3 мм (не более 15 мм на всю высоту помещения);

· при улучшенной штукатурке - не более 2 мм (не более 10 мм на всю высоту помещения);

· при высококачественной штукатурке - не более 1 мм (не более 5 мм на всю высоту помещения).

5. Отклонения оштукатуренных поверхностей по горизонтали на 1 м):

· при простой штукатурке - не более 3 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 2 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 1 мм.

6. Отклонения оконных и дверных откосов, пилястр, столбов, лузг и т.п. от вертикали и горизонтали на 1 м:

· при простой штукатурке - не более 4 мм (до 10 мм на весь элемент);

· при улучшенной штукатурке - не более 2 мм (до 5 мм на весь элемент);

· при высококачественной штукатурке - не более 1 мм (до 3 мм на весь элемент).

7. Отклонения радиуса криволенейных поверхностей, проверяемого лекалом, от проектной величины (на весь элемент):

· при простой штукатурке - не более 10 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 7 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 5 мм.

7. Отклонения ширины откоса от проектной:

· при простой штукатурке - не более 5 мм;

9. Отклонения тяг от прямой линии в пределах между углами пересечения и раскреповки:

· при простой штукатурке - не более 6 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 3 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 2 мм.

10. Неровности поверхностей плавного очертания (на 4 м2) допускаются:

· при простой штукатурке - не более 3 неровностей глубиной (высотой) до 5 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 2 неровностей глубиной (высотой) до 3 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 2 неровностей глубиной (высотой) до 2 мм.

11. Трещины, бугорки, раковины, дутики, грубошерстная поверхность, пропуски на оштукатуренной поверхности не допускаются.

Обойные работы

1. Качество подготовленных под оклейку обоями оснований должно удовлетворять следующим требованиям:

· поверхности должны быть сглаженными, без шероховатостей;

· поверхностные трещины раскрыты, огрунтованы, заполнены шпатлевкой на глубину не менее 2 мм и отшлифованы.

2. Перед оклейкой обоями поверхности должны быть огрунтованы клеевым составом сплошным равномерным слоем, без пропусков и потеков и выдерживаться до начала загустения.

По периметру оконных и дверных проемов, по контуру и в углах отделываемой поверхности следует дополнительно нанести слой клеящей прослойки шириной 75-80 мм в момент начала загустевания основного слоя.

3. При стыковании полотнищ внахлестку, оклейку поверхностей обоями необходимо производить в направлении от световых проемов без устройства стыков вертикальных рядов полотнищ на пересечениях плоскостей.

4. Вертикальные кромки смежных полотнищ текстовинита и пленок на тканевой основе должны при наклейке перекрывать по ширине предыдущее полотнище с нахлесткой 3-4 мм. Обрезку перекрывающихся кромок следует производить после полного высыхания клеевой прослойки и после извлечения кромки дополнительно нанести клей в местах проклейки кромок смежных полотнищ.

5. При оклейке не допускается образования воздушных пузырей, пятен и других загрязнений, а также доклеек и отслоений.

Требования к готовым покрытиям

6. При оклейке обоями поверхности должны быть выполнены:

с кромками нахлесток полотнищ, обращенных к световым проемам, без теней от них (при наклейке внахлестку);

· из полотнищ одинакового цвета и оттенков;

· с прочной пригонкой рисунка на стыках. Отступления кромок должны быть не более 0,5 мм (незаметными с расстояния 3 м);

· не допускаются воздушные пузыри, пятна, пропуски, доклейки и отслоения, а в местах примыкания к откосам проемов перекосы, морщины, заклейки обоями плинтусов, наличников, розеток, выключателей.

Стекольные работы

1. Стекольные работы должны выполняться при положительной температуре окружающей среды. Остекление при отрицательной температуре допускается только в случае невозможности снятия переплетов, при условии применения замазки, подогретой не менее чем до +20° С.

2. Стекло должно перекрывать фальцы переплетов не более чем на 3/4 ширины; замазка должна наноситься равномерным сплошным слоем, без разрывов, до полного уплотнения фальца переплета

3. Стыкования стёкол, а также установка стекол с дефектами (трещины, выколы более 10 мм, несмывающиеся пятна, инородные включения) не допускаются.

4. Установку стеклоблоков на растворе следует выполнять со строго постоянными горизонтальными и вертикальными стыками постоянной ширины по проекту.

5. При производстве стекольных работ:

· - замазка после образования на поверхности твердой пленки не должна иметь трещин, отставать от поверхности стекла и фальца;

· - обрез замазки в месте соприкосновения со стеклом должен быть ровным и параллельным кроме фальца, без выступающих крепежных приборов;

· - наружные фаски штапиков должны плотно прилегать к внешней грани фальцев, не выступая за их пределы и не образуя впадин.

6. Стеклоблоки, установленные на растворе, должны иметь ровные, строго вертикальные и горизонтальные швы одинаковой ширины, заполненные заподлицо с поверхностями стеклопакетов; вся конструкция, после установки стеклопакета должна быть вертикальной, с допусками, не превышающими 2 мм на 1 м, но не более + 10 мм по всей высоте.

7. Поверхность стекол и стеклоконструкции должна быть без трещин, выколов, пробоин, без следов замазки, раствора, краски, жировых пятен.

Правовые основы стандартизации и ее задачи.

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг их техническую и информационную совместимость взаимозаменяемость качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйствующих субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны. Закон «О стандартизации» регламентирует:

1. Организацию работ по стандартизации

3. Информационное обеспечение работ по Стандартизации

4. Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдение гостребований за соблюдением

5. Финансирование работ госстандартизации госконтролю и надзору.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Задачи:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СТАНДАРТИЗАЦИИ»

Деятельность в области стандартизации в современном мире направлена на выполнение трех социально-экономических функций:

Упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;

Установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований;

Правоприменение, т. е. использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.

Переход экономики России на рыночные отношения, расширение прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание правовой базы для формирования технического законодательства, широко применяемого в промышленно развитых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации.

Принятый впервые в нашей стране Закон Российской Федерации «О стандартизации»(1993г.)устанавливаетосновныеположения, принципы, понятия, порядок организации работа области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан - предпринимателей), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, атакже общественных объединений.

Положения и требования Закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проектные, конструкторские, транспортные и другие организации и предприятия.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей (отдельных граждан и производственных потребителей), а также

158

Часть 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КА ЧЕСТВОЯ

государства в целом, посредством разработки и применения норматив ных документов по стандартизации, устанавливающих оптимальн! требования к объектам стандартизации - продукции, работам (прои водственным процессам) и услугам (услугам населению и произведу венным услугам), порядок осуществления государственного контроля \ надзора за соблюдением обязательных требований государственны! стандартов. Краткая структура и содержание Закона «О стандартиза ции» приведены в табл. 3.1.

Рассмотрим и кратко прокомментируем основные положения За кона.

1.1. Понятие стандартизации. Цели стандартизации

Определение стандартизации в Законе не содержит общепринятых | теории стандартизации определений, указывающих на такие важные дл| практики обстоятельства, как оптимальность принимаемых решений, и| всеобщность, многократность применения, в том числе длярешения су1од ствующих или могущих возникнуть в будущем задач. Оно указываетлиш] на существо деятельности - установление норм, правил и характеристи! в целях обеспечения безопасности продукции (работ, услуг), технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, безопасности хозяйственных объектов, обеспечения единства измерений" качества продукции (работ, услуг) и экономии всех видов ресурсов, обей печения обороноспособности и мобилизационной готовности страны..)

Цели стандартизации, указанные в законе, отражают двуединый щ рактер стандартизации в настоящее время. С одной стороны, это устанон ление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаи^ мозаменяемости, а с другой стороны, разработка рекомендаций п!.. потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономию ресурсов. При этом необходимо иметьввиду,чтоесливсоответствиисзакономсоблюдениетребованийп^ безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда является обяЦ зательным для субъектов хозяйственной деятельности, то соблюдение иных требований к продукции (работам, услугам) становится обязатель ным, если на это указывается в договоре или технической документаци! изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Цели стандартизации, установленные законом, полностью гармони зированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в разви тых зарубежных странах, а также в документах международных орга низаций по стандартизации.

1.2. Законодательство Российской Федерации о стандартизации. Международные договоры

К законодательству Российской Федерации, регулирующему отношения в области стандартизации, относятся законы Российской Федер ции, содержащие те или иные требования к объектам стандартизации:


/два 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ____________159

Таблица 3.1

Закон Российской Федерации «О стандартизации». Структура и содержание


Преамбула

Правовые основы стандартизации Сфера правоотношений

Общие положения

Понятие стандартизации Законодательство о стандартизации. Международные договоры Организация работ по стандартизации. Функции и права Госстандарта России

Нормативные документы по стандартизации и их применение

Нормативные документы по стандартизации и требования к ним Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты общественных объединений Информатизация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор Органы Государственного контроля и надзора Осуществление государственного контроля и надзора должностными лицами Госстандарта России - государственными инспекторами Государственные инспектора, их права и ответственность

Ответственность за нарушение положений Закона

Уголовная, административная, граж-данско-правовая ответственность юридических и физических лиц, органов государственного управления

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору

Государственное финансирование работ по стандартизации, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов Источники финансирования работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору за соблюдением стандартов

Стимулирование применения государственных стандартов

Меры экономической поддержки и стимулирования производства продукции (оказания услуг), в соответствии с государственными стандартами Гарантии государства по экономической поддержке и стимулированию

160

постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации, регулирующие организационно-правовые вопросы стан. дартизации в стране;

Отношения, связанные с государственными образовательным стандартами, регулируются Законом РФ «Об образовании».

Приоритет международно-правовых норм перед национальными ят ляется общепризнанным правилом международного права. Если межд) народным договором, заключенным Российской Федерацией с другим] государствами, установлены правила, отличающиеся от тех, что содержатся в законодательстве Российской Федерации по стандартизации, то применяются правила международного договора. Под международными договорами следует понимать договоры, заключенные на высшем, правительственном уровне, а также международные договоры, заключенные министерствами и ведомствами в пределах их компетенции.

1.3. Организация работ по стандартизации. я Права и функции Госстандарта России

Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в положении об этом Комитете, оно утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. № 1020. В частности, на него возложено: установление порядка и правил проведения работ по стандартизации; методическое руководство и координация деятельности технических комитетов по стандартизации; государ-

161

, здд, /.

твенная регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт России утверждает все государственные стандарты, кроме стандартов в области строительства и строительных материалов, которые находятся в ведении Госстроя России. Госстандарт России наделен правом установления в государственных стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) общих, то есть Единых для всей страны организационно-технических правил проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного управления.

Закон установил, что другие государственные органы управления (как центральные, так и региональные) участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. В этой связи важное значение для определения компетенции каждого органа государственного управления имеет норма, согласно которой разграничение полномочий между Госстандартом России и другими центральными органами Федеральной исполнительной власти определяется положением об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России. Необходимо отметить, что все министерства и ведомства при организации работ по стандартизации руководствуются принципами государственной политики и общими правилами проведения работ по стандартизации, установленными Госстандартом России.

В соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Реализуя это право, Госстандартом России на территории всех субъектов Федерации, а также в крупных промышленных центрах созданы территориальные органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и ^ртификации, Ростест - Москва, Тест - С.-Петербург. Все террито-

160

Часть 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации, регулирующие организационно-правовые вопросы стан|" дартизации в стране;

ведомственные нормативные акты.

Отношения, связанные с государственными образовательны» стандартами, регулируются Законом РФ «Об образовании».

Приоритет международно-правовых норм перед национальными я ляется общепризнанным правилом международного права. Если между"" народным договором, заключенным Российской Федерацией с другими государствами, установлены правила, отличающиеся от тех, что содержатся в законодательстве Российской Федерации по стандартизации, то применяются правила международного договора. Под международными договорами следует понимать договоры, заключенные на высшем, правительственном уровне, а также международные договоры, заключенные министерствами и ведомствами в пределах их компетенции.

1.3. Организация работ по стандартизации. Права и функции Госстандарта России

Законом закреплен правовой статус Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) по осуществлению государственного управления стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности органов государственного управления, взаимодействие с органами власти субъектов Федерации, общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) - объединения специалистов (полномочных представителей заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности), создаваемые на добровольной основе для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации по закрепленным за ними объектам стандартизации, которые в перспективе должны стать основными разработчиками стандартов. По правовому статусу законодатель отнес ТК к общественным объединениям.

В соответствии с Законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.

Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в положении об этом Комитете, оно утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. № 1020. В частности, на него возложено: установление порядка и правил проведения работ по стандартизации; методическое руководство и координация деятельности технических комитетов по стандартизации; государ

161

! »!» I.

ственная регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт России утверждает все государственные стандарты, кроме стандартов в области строительства и строительных материалов, которые находятся в ведении Госстроя России. Госстандарт России наделен правом установления в государственных стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) общих, то есть Единых для всей страны организационно-технических правил проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного управления.

Это право Госстандарт России реализовал, приняв комплекс основополагающих государственных стандартов ГСС РФ:

ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений»;

ГОСТ Р 1.5-92 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

ГОСТ Р 1.8-95 «ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации метрологии, сертификации и информации о них».

Изменения и дополнения, введенные в стандарты ГСС РФ Госстандартом России 15 декабря 1993 г., в настоящее время полностью реализовали в них нормы Закона РФ «О стандартизации».

Закон установил, что другие государственные органы управления (как центральные, так и региональные) участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. В этой связи важное значение для определения компетенции каждого органа государственного управления имеет норма, согласно которой разграничение полномочий между Госстандартом России и другими центральными органами Федеральной исполнительной власти определяется положением об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России. Необходимо отметить, что все министерства и ведомства при организации работ по стандартизации руководствуются принципами государственной политики и общими правилами проведения работ по стандартизации, Установленными Госстандартом России.

Необходимо разъяснить также вопрос о формах и методах взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Реализуя это право, Госстандартом России на территории всех субъектов Федерации, а также в круп-чых промышленных центрах созданы территориальные органы Госстандарта России - центры стандартизации, метрологии и ^ртификации, Ростест - Москва, Тест - С.-Петербург. Все террито-

162

Част, 3. СТАНЦАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КА ЧЕСТНОМ

риальные органы Госстандарта России в своей деятельности руководствуются единым Положением о территориальном органе Госстандар. та России, в соответствии с которым они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся в их ведении.

1.4. Нормативные документы по ^ стандартизации и требования к ним, |

Закон закрепляет на законодательном уровне перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования ко всем нормативным документам. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

Государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

Стандарты отраслей - ОСТ;

Стандарты предприятий - СТП;

Стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

К нормативным документам по стандартизации законодатель отнес также применяемые в установленном порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации. В ГОСТ Р 1.5-92 Госстандарт России установил два варианта применения международных (региональных международных) стандартов:

Первый вариант предусматривает принятие в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации (то есть в форме ГОСТ Р, ОСТ, СТП или СТО) аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта без каких-либо дополнений;

Второй вариант предусматривает принятие в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Таким образом, все другие варианты и вполне реальные случаи ис, пользования, то есть более или менее полного или частичного заимев вования норм и положений международных документов, следует раД сматривать как использование их только в качестве одного и| возможных источников исходной информации при разработке отечественных документов.

Закрепление в Законе перечня нормативных документов по стандартизации означает, во-первых, что он может быть изменен только Законом РФ.

Во-вторых, какие-либо иные документы по стандартизации, принимаемые государственными органами или предприятиями, не могу? быть отнесены к нормативным.

163

/ дав /. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАИЦАРТИЗАЦИИ

В-третьих, иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и другим объектам, не являются документами по стандартизации.

Вопрос о юридическом статусе и перечне применяемых нормативных документов по стандартизации имеет принципиальное значение, т.к. введение новых или отмена действующих документов, изменение их юридической силы связано со значительными материальными затратами и оказывает непосредственное влияние на работу предприятий, объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных органов и предприятий, эффективность защиты прав потребителей.

В соответствии с международными соглашениями, заключенными российской Федерацией с другими государствами - участниками СНГ, кроме перечисленных в законе нормативных документов по стандартизации в России, могут применяться межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для государств - участников СНГ.

Правила проведения работ по стандартизации в соответствии с соглашением государств - участников СНГ установлены ГОСТ 1.0-92 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения». Порядок разработки и применения междугосударственных стандартов в России установлен ГОСТ Р 1.8-95 «ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов».

Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) и стандарты отраслей (ОСТ) как официальные документы, принимаемые государственными органами управления, в соответствии с Основами гражданского законодательства, действующими на территории Российской Федерации, к объектам авторского права не относятся. Не являются объектами авторского права также и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Стандарты предприятий (СТП) и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), напротив, как утверждаемые (принимаемые) самими субъектами хозяйственной деятельности и общественными объединениями, являются объектами авторского права.


1.5. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации

Правом принятия государственных стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) законодатель наделил два центральных государственных °ргана управления:

Госстандарт России - во всех областях, за исключением области ^оительства и промышленности строительных материалов;

Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России) - только в области строительства и промышленности строительных материалов.

Все государственные стандарты, в том числе и государственные ^андарты, принятые Госстроем России, могут быть введены в действие

164

Части,!. СТАНЦАРТИЗАЦИЯВ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

только после их государственной регистрации в Госстандарте России (в Центральном отделении Федерального фонда государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации).

Первым среди нормативных документов по стандартизации закон называет государственные стандарты Российской Федерации.

Нормативность с юридической точки зрения означает обязательность норм, правил, установленных документами (нормативным актом) для соответствующих субъектов права, круг которых является неопределенным. Нормативные акты, принятые органами власти и управления Российской Федерации, являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Нормативность государственных стандартов не вызывает сомнений: они утверждаются государственными органами, содержат адресованные неопределенному кругу субъектов права обязательные требования, за нарушения которых государством установлены различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

Таким образом, государственный стандарт, являясь нормативным актом Российской Федерации, обязателен для применения и соблюдения на всей территории Российской Федерации.

Однако согласно ст. 7 Закона не все требования государственных стандартов являются безусловно обязательными. Перечень требований, обязательных для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, указан в п. 2 ст. 7 Закона.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам не являются обязательными (нормативными).

Обязательность соблюдения этих требований субъектами хозяйственной деятельности наступает в следующих случаях:

Если на это указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг путем ссылки на соответствующее требование стандарта;

Если имеются ссылки на эти требования стандарта в договоре (контракте) на разработку, изготовление и реализацию (поставку, продажу) продукции (выполнение работ или оказание услуг) между двумя или более субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Соответствие продукции и услуг иным требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности могут подтверждать в порядке, установленном законодательством РФ о доброволь? ной сертификации продукции и услуг, осуществляемой ими | инициативном порядке. 1

Кроме того, в Законе предусмотрено (п. 3 ст. 7), что если продукции (услуга) соответствует всем нормам, предусмотренным государстве» ными стандартами, то это соответствие может подтверждаться путей маркирования специальным знаком соответствия стандартам. Выдач» лицензии на маркирование продукции знаком соответствия стандарт означает признание государством высокого технического уровня качества продукции.

165

^м I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНЦАРТИЗАЦИИ



1.6. Информатизация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация

Важными положениями в Законе являются:

Требование доступности официальной информации о разрабатываемых и принятых государственных стандартах и общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также самих этих документов для пользователей, в том числе зарубежных;

Создание Федерального фонда государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

Обеспечение пользователей информацией и самими документами на договорной основе, что соответствует условиям перехода экономики страны к рыночным отношениям.

1.7. Государственный контроль и надзор

Законом установлено, что государственный контроль и надзор осуществляется только за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, к которым относятся требования, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и единство маркировки, а также иные требования, установленные специальным законодательным актом Российской Федерации. Это соответствует условиям рыночной экономики.

В Законе использованы понятия «контроль» и «надзор». По содержанию эти понятия идентичны. Различие заключается в полномочиях, так как в отличие от контроля надзор всегда осуществляется в отношении объектов, организационно не подчиненных органам, его осуществляющим. Строго говоря, надзор является одной из форм деятельности исключительно государственных органов по соблюдению законодательства в определенной области деятельности, так называемый административный надзор.

Использование в данном Законе терминов «контроль» и «надзор» обусловлено распространением Закона не только на Госстандарт России, но и на иные органы государственного управления, которые уполномочены осуществлять государственный контроль. Госстандартом России контроль используется при проверке соответствия обязательным требованиям государственных стандартов разрабатываемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и общественных организаций. Государственный надзор осуществляется в отношении продукции, работ и услуг.

166

Часть 3. СТАНЦАРТИЗАЦИЯВ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВО^

1.8. Органы государственного контроля и надзора

Согласно Закону Госстандарт России в соответствии со своим статусом осуществляет государственный контроль и надзор во всех областях деятельности, где применяются утвержденные им государственные стандарты, содержащие обязательные требования.

Вместе с тем полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов даны также органам государственного управления, осуществляющим функции специализированного контроля, к которым относятся комитеты, федеральные службы, инспекции в области экологии, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, атомной энергетики, безопасности воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии, автомобильного транспорта, противопожарной безопасности, охраны труда, геологии, лекарственных веществ и др.

Госстандарт России и специализированные органы контроля вправе создавать свои территориальные органы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах.

Территориальными органами Госстандарта России, на которые возложено осуществление государственного контроля и надзора, являются подведомственные ему центры стандартизации, метрологии и сертификации, Российский центр испытаний и сертификации - Москва (Рос-тест - Москва) и Центр испытаний и сертификации - С.-Петербург (Тест - С.-Петербург). : .

Государственный контроль и надзор проводится только должностными лицами Госстандарта России и других органов государственного управления и их территориальных органов. !

Законом установлено, что от имени Госстандарта России непосредственное осуществление государственного контроля и надзора проводится:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами:

Главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, автономных областей, округов, городов по надзору за государственными стандартами:

Государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

К другим органам, осуществляющим государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, относится, например, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция).

В пределах своей компетенции в соответствии с Положением о Гос-торгинспекции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 501, она вправе осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления. Таким образом, Госторгинспекция может контролировать не все обязательные требования государственных стандартов, а лишь требования по безопасности товара.

167

Г.юва I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНЦАРТИЗАЦИИ



1.9. Осуществление государственного контроля и надзора, государственные инспектора, их права и ответственность

Основным органом, осуществляющим от имени государства контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, является Госстандарт России.

Осуществление государственного контроля и надзора (в дальнейшем - государственный надзор) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов регулируется «Порядком проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)», утвержденным приказом Госстандарта России от 30.12.93 № 239.

Порядок регламентирует специфику проведения государственного надзора, включая проверку состояния измерительного хозяйства, методику отбора образцов (проб) для проведения испытаний и др.

В случае установления нарушений составляется акт, являющийся основанием для принятия соответствующих мер.

Положение о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации утверждено Постановлением Госстандарта России от 02. 09. 97 № 293. Им устанавливаются формы выдаваемых предписаний и порядок их выдачи, а также порядок рассмотрения дел о наложении штрафов.

Указанные документы обязательны для всех субъектов хозяйственной деятельности, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Объектами государственного надзора является продукция, в том числе импортная, услуги, техническая документация на продукцию.

Государственный надзор проводится должностными лицами Госстандарта России - государственными инспекторами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» установлено, что:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений является Председатель Госстандарта России;

Главным государственным инспектором республики в составе РФ, края, области, автономного образования, города- руководитель соответствующего территориального органа Госстандарта России -центра стандартизации, метрологии и сертификации, Ростест - Москва и Тест - С.-Петербург.

Объем полномочий по выдаче предписаний и ряду других вопросов у государственных инспекторов Госстандарта России всех рангов одинаков. Однако главные государственные инспекторы обладают некоторыми дополнительными правами: запрещать реализацию импортной продукции и налагать штрафы на субъектов хозяйственной деятельности за нарушение обязательных требований государственных стандартов.

168

Часть 3. СТАНЦАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КА ЧЕСТВОЦ

В соответствии с Законом государственные инспекторы всех ранге! являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства.

Государственные инспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны руководствоваться действующим законодательством и нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.

1.10. Ответственность за нарушение положений Закона

В соответствии со ст. 14 Закона юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную или гражданско-пра-вовую ответственность.

В действующем законодательстве Российской Федерации (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский Кодекс РФ) установлены соответствующие нормы ответственности в связи с вступлением в силу Закона «О стандартизации».

1.11. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору. Стимулирование применения ^ государственных стандартов |

Закон (ст. 25) предусматривает виды работ по государственной! стандартизации, финансируемых за счет средств Федерального бюджета. Перечень таких работ охватывает все основные общегосударственные функции в области стандартизации и является исчерпывающим.

Работы по государственной стандартизации, не включенные в перечень, могут финансироваться из государственных средств только по специальному решению Правительства РФ.

Источниками финансирования работ по государственной стандартизации, а также государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов могут быть средства, получаемые от реализации государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации и др., а также часть средств, получаемых от взимания штрафов за нарушения настоящего Закона.

В целях повышения заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в производстве продукции (оказании услуг), соответствующей требованиям государственных стандартов, в том числе стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности традиционных технологий, Закон установил, что государство, в установленном порядке, гарантирует им экономическую поддержку и стимулирование производства такой продукции.