Словесные игры для развития мышления. «Словесные игры и упражнения для дошкольников

  • 14.10.2019

Словесной называется игра, заключающаяся в речевом взаимодействии игроков. Подобная игра не требует наличия материальных составляющих или приобретения какого-либо специального реквизита. Чтобы в нее играть, нужно лишь знать буквы русского алфавита. Словесная игра предоставляет детям огромное поле для творчества и самореализации. Педагоги отмечают, что процесс развития речи у детей наиболее бурно происходит именно в дошкольном возрасте — с трех до шести лет. Значительную роль в этом процессе играют родители.

Именно они способствуют обогащению словарного запаса своих детей. Конечно же, делать это желательно ненавязчиво в форме занимательной игры. Развивать детское мышление, фантазию, грамотность и существенно обогатить словарный запас ребенка позволяют словесные игры.

  • Существенно пополнить свой словарный запас.
  • Познакомиться с новыми понятиями.
  • Активизировать процесс извлечения нужных слов из памяти.
  • Развить внимание и .

Не секрет, что обучение и развитие детей результативней всего происходит в процессе игры. А ведь поиграть с ребенком в словесные игры можно где угодно – на улице, дома, в транспорте и даже в очереди к врачу. Для родителей такие игры настоящая находка, ведь увлечь ребенка поиском нового слова можно, не отвлекаясь от мытья посуды, готовки еды, глажки белья. И домашняя работа делается, и ребенок занят полезной игрой. В этой статье мы предложим вниманию родителей 20 словесных игр для детей дошкольного возраста.

10 речевых игр для детей 3-4 лет: как играть в слова с маленькими детьми

Как играть в словесные игры: несколько советов родителям

  • Занятия с малышами начинать нужно с самых простых игр.
  • Не забывайте хвалить ребенка, критика в данном случае не действует.
  • Не затягивайте слишком надолго игру, малыш может утомиться и потерять к ней всяческий интерес.

Три года – это возраст, который является переломным. Ранее детство заканчивается, начинается дошкольный возраст. Ребенок вступает в самостоятельную жизнь. Он уже многое понимает, умеет и знает. Словесные игры призваны помочь ребенку поближе познакомиться с окружающими его предметами. Эти игры направлены на развитие внимания, мышления и воображения.

Словесная игра «Назови слово»

Первый игрок называет любое существительное. Например: ананас. Следующий игрок должен придумать и назвать слово, которое начинается на последнюю букву первого. В данном случае это буква «с». Игрок называет слово «Стол». Цепочка продолжается: лодка, аквариум, магазин, носок, компот, трава и т.д.

В ходе игры ребенок пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает логическое мышление. Родители должны во время игры пояснять ребенку значение незнакомых для него слов.

Детям постарше условия игры можно усложнить. Они могут называть не просто слова, а слова на определенную тематику. Например, названия городов: Москва, Архангельск, Киев, Вологда, Астрахань, Норильск и т.д.

Игра на проверку памяти «Место обитания»

Родитель задает вопрос: «Где живет рыбка?» Ребенок отвечает «В реке, в море, в пруду…» «А где живет птичка?» Ответ: «В лесу, на дереве, в скворечнике и т.д.» Эта игра для самых маленьких. В ходе игры родители могут рассказать ребенку стишок, короткую сказку о том или ином животном, птице.

Игра на логическое мышление

Суть игры заключается в продолжение предложения. Например: «Лимон кислый, а арбуз….», «Кошка мяукает, а собачка…..», «Трава зеленая, а море….», «Зимой мороз, а летом …..».

Знакомим ребенка с глаголами

Задаем вопрос: Что делает мама? Ответ: мама готовит, шьет, гладит, убирает, вышивает, стряпает и т.д.

Что делает папа? Папа работает, ведет машину, красит, ремонтирует, играет, пишет и т.д.

Что делает самолет? Самолет взлетает, летит, приземляется, гудит и т.д.

Что делает кошка? Кошка лакает молоко, мяукает, ловит мышей, мурлычет.

Определяем вкус

Яблоко – кисло-сладкое.

Лимон – кислый.

Перец – горький.

Банан – сладкий.

Лук – горький.

Игра «Назови четвертое слово»

Кровать – спать, стул – сидеть.

Пила – пилить, топор — ….

Песню – петь, танец — …..

Учитель – учит, врач — ….

Певец – поет, танцор — ….

Продолжи предложение

Родитель озвучивает начало предложения, а ребенок его заканчивает.

Тарелка стоит на ….

Котенок сидит на….

Ваза с цветами стоит на …

Мы сегодня пойдет гулять на….

Уронили мишку на….

Мама варит суп в …

Саша попал мячом в ….

Дети пошли в ….

Автобус едет по….

Ребята разошлись по….

Пароход плывет по….

Девочка пошла за….

Папа повернул за…

Игра «Верно – неверно?»

Ребенок должен определить, какое предложение верное, а какое нет.

На березе растут яблоки.

У козы есть рога.

Диван – это домашнее животное.

У кошки шесть лапок.

Собачка лает.

Воробей – это насекомое.

У слона есть хобот.

Петух снес яйцо.

Зубы нужно чистить сто раз в день.

В лесу растут грибы.

Игра «У кого, какой детеныш?»

У кошки – котенок.

У собаки —

У курицы —

У волчицы —

У медведицы —

У белки —

Игра « Поболтаем»

Ребенок должен уточнить, какие звуки издает то или иное животное, птица, насекомое.

Кошка – мяукает.

Кукушка —

Соловей —

Корова —

Курица —

Родители должны понимать, насколько важно развивать речь, память, мышление ребенка с самого раннего возраста. Игры со словами могут оказать в этом процессе огромную помощь. Кроме всего прочего, как показывает практика, эти несложные игры доставляют детям огромное удовольствие.

10 словесных игр для детей 5-6 лет — правила и польза

Игра «Один – много»

Смысл игры заключается в названии предмета во множественном числе. Например: стул – стулья, дом – дома, человек-люди, машина – машины, дерево – деревья и т.д.

Можно изменить задание на противоположное. То есть назвать слово в единственном числе. Например: собаки – собака, мячи – мяч, дома – дом. Затем, ребенку нужно объяснить, что существуют слова, которые не имеют единственного или множественного числа. Например: радио, молоко, брюки, грабли, обои и т.д.

Игра «Наоборот»

Ребенок должен придумать слово «наоборот» — противоположное по значению. Например: маленький – большой, высокий – низкий, теплый — холодный, темный – светлый и т.д.

Кто больше знает слов на определенную букву

Ребенок называет любую букву, и все игроки начинают придумывать слова, которые начинаются на эту букву. Например: буква «М». Слова: море, морковь, мотоблок, мотылек, масло, молоко, мышка, мука, мел. Слова называются по очереди. Выигрывает тот игрок, который назвал последнее слово.

Одно слово

Ребенок должен назвать одним словом группу определенных предметов. Например: юбка, пальто, кофта, свитер, брюки – одежда.

Кукла, машинка, кубики, неваляшка – игрушки. В продолжение игры можно наоборот «расшифровать» слово. Например: транспорт – машина, автобус, мотоцикл, поезд.

Фрукты: яблоко, груша, манго, киви, апельсин.

Школьные принадлежности: ручка, пенал, карандаш, учебники и т.д.

Отыщи лишнее слово

Ребенок должен назвать слово, которое не вписывается в логический ряд.

Например: банан, арбуз, василек , персик, дыня.

Пальто, куртка, брюки, диван , кофта, шапка.

Игра в ассоциацию

Взрослый называет любое слово и просит ребенка озвучить, что он представляет, когда его слышит.

Например: заяц – хвостик или длинные уши, зима – снег или мороз, море – вода или волны.

Попробуй, угадай

Ребенок задумывает слово, а мама (с помощью наводящих вопросов) должна попытаться его угадать. Затем можно поменяться местами – мама загадывает слово, а ребенок пытается его отгадать.

Игра «А они похожи»

Взрослый называет два слова и просит ребенка подумать, что у этих предметов есть общего. Например: Кактус и елка? Яблоко и солнце? Птица и самолет?

Игра «Летает — не летает»

Взрослый игрок просит ребенка быстро называть предметы, которые могут летать, а затем, которые не летают.

Например: Ведущий говорит «Летает» — ребенок называет: птица, ворона, бабочка, ракета, попугай, самолет.

Не летает – цветок, карандаш, кошка, машина, медведь и т.д.

По аналогии с предыдущей игрой можно предложить детям игру в съедобное – несъедобное, в горячее – холодное.

Аналогичные слова

Взрослый игрок называет слово и просит детей найти как можно больше ему аналогов. Например: портфель – сумка, дипломат, рюкзак, мешок и т.д.

Возможен противоположный вариант игры. Ведущий называет несколько слов и просит детей обозначить их одним словом.

Например: а, б, в, г, с – буквы. Стол, стул, шкаф, диван – мебель. Среда, суббота, понедельник – дни недели.

Играя с ребенком в словесные игры, родители должны постараться объективно оценить его индивидуальные особенности. Если ребенок слишком легко и быстро справляется с предложенным ему заданием, игру можно усложнить. Если он испытывает определенные трудности, желательно задержаться на простых играх. Не следует форсировать события, ребенку в первую очередь должно быть интересно. Речевые игры будут максимально полезны для ребенка, если он будет ощущать доброжелательность, поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Игра должна проходить в радостной атмосфере творчества, выдумки и фантазии.

Добренькая Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ д/с №17 г. Алексеевка Белгородская область

«Что круглое, а что овальное?»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру.

Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжов­ник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (По­могает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, каба­чок-яблоко) .

В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок и они вместе раскладывают их на две группы.

«Летает - не летает»

Ход игры: Педагог предлагает детям быстро назы­вать предметы, когда он скажет слово «летает», а затем назы­вать другие предметы, когда он скажет слово «не летает».

Педагог говорит: «Летает».

Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог про­износит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.

«Съедобное - несъедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей.

«Живое-неживое»

Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»

Ход игры: Педагог предлагает детям подумать и на­звать то, что бывает только наверху.

Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна) . А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.) .

После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

«Что бывает сладким?»

Ход игры:

Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»

Педа­гог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».

Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.

«Отвечай быстро»

Ход игры: Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следу­ющему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».

Например «Зеленый», - говорит педагог (делает ма­ленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.

«Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов оди­накового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.

Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.

«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Камен­ный».

«Дом» - отвечает следующий играющий и говорит: «Же­лезный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любо­му играющему.

«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему иг­року.

Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно услож­нить, предложив называть не один, а два или несколько пред­метов.

«Чем похожи?»

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то по­хожи.

Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думае­те, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас на­зовет свои два похожие между собой предмета».

Игры на исключение четвертого «лишнего» слова

«Будь внимательным!»

Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слу­шать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.

После каждого вы­деленного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяс­нить принцип группировки.

«Слушай внимательно!»

Ход игры: Педагог говорит ребенку: «Я буду назы­вать слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».

В случае затруднения он медленно повторяет оп­ределенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому либо признаку.

«Узнай!»

Ход игры: Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши.

Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т. д.

Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

Лимон и груша

Малина и земляника

Яблоко и слива

Смородина и крыжовник

Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?

«Раздели на группы»

Ход игры: "Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".

«Подбери слова»

Ход игры:

  1. Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.) .
  2. Другой вариант этого же задания.

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч | мебель

тополь | цветок

шкаф | насекомые

тарелка | дерево

пальто | одежда

муравей | посуда

щука | игрушка

роза | рыба

«Сходства и различие»

Ход игры: Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

Книга - тетрадь | День - ночь

Лошадь - корова | Дерево - куст

Телефон - радио | Помидор - огурец

Самолет - ракета | Стол - стул

«Найди противоположный объект»

Ход игры: Называя какой-либо предмет (например, сахар) , надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное"и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

«Поиск аналогии»

Ход игры: Называется какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т. е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т. д.)

«Назови одним словом»

Ход игры: Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

Предложите ребенку назвать одним словом:

Стол, стул, шкаф - это...

Собака, кошка, корова - это...

Чашка, блюдце, тарелка - это...

Василек, ромашка, тюльпан - это.

«Найди общее слово»

Ход игры: В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом.

Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
  2. а, б, с, в, н
  3. стол, диван, кресло, стул
  4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
  5. январь, март, июль, сентябрь".

Обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т. д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)

«Слова-близнецы»

Ход игры: Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т. е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

Какое слово обозначает то же самое, что и слова:

1) родник и то, чем открывают дверь;

2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;

3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.

Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению.

Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие) ;

5) часть ружья и часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вода.

«Что чему нужно»

Ход игры: Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт".

Увидев незнакомую машину (например, автокран) , спрашивают: что это? Почему?

Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т. д.

«Почему?»

Ход игры: Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

Кот или кит? Какое больше? Почему?

Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Педагог может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

«Выбери главное»

Ход игры: Взрослый говорит детям: Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может быть.

Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова.

Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т. е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?... Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

«Данетка»

Ход игры: Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

Темы для "данеток"и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

Это листовой овощ? (Капуста, салат)

Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

Это мужское имя?

Имя начинается с гласной?

В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

Это верхняя одежда?

Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

Это русская сказка?

Какую историческую личность я задумал?

Это мужчина?

Какое дело я делаю утром обязательно?

Какой цвет я задумал?

Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?

Какую страну я задумал?

Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?

Какую известную битву я задумал?

«Черный ящик»

Ход игры: Детям показывают "черный ящик"или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

«Перечисли предметы»

Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

«Противоположность»

Ход игры: Ведущий называет группе детей слово. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет.

Например, ведущий говорит слово "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска"(чашка выпуклая, а доска прямая) , "солнце"(чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы) , "вода"(вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Придумай загадку»

Ход игры: Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Кто кем (чем) будет?»

Ход игры: Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш отвечал на вопрос грамотно.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

Цыпленок - петухом;

Мальчик - мужчиной;

Теленок - коровой или быком - бумага - книгой;

Снег - водой;

Вода - льдом;

Семечко - цветком;

Мука - блинчиками;

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

Лошадь - жеребенком

Цветок - семенем

«Третий лишний»

Ход игры: Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

Молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают;

Машина, лошадь, трамвай;

Шапка, платок, сапоги;

Роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

Дождь, снег, река;

Врач, турист, шофер;

Тень, солнце, планета;

Мороз, вьюга, январь;

Камень, глина, стекло;

Дверь, ковер, окно;

Море, река, бассейн.

«Какое что бывает?»

Ход игры: Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) . Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

Что бывает длинным? (коротким)

Что бывает широким (узким) ?

Что бывает круглым (квадратным) ?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т. д.

«Что снаружи, что внутри?»

Ход игры: Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?»

Ход игры:

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: "Кому что нужно?"Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Отгадай предмет по его частям»

Ход игры: Детям называем части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, получает одно очко. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Ход игры: Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

«Подумай и подбери!»

Ход игры: Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не винить ножницы

б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать

в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь - "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец - лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1. Лучше меньше, да лучше.

а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.

б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь - людей насмешишь.

а) Клоун смешит людей.

б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.

в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

3. Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец кует горячее железо.

б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.

в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

в) Зеркало висит криво.

5. Не красна изба углами, а красна пирогами.

а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.

6) О деле судят по результатам.

в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело - гуляй смело.

а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.

б) Мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.

а) Петр Иванович никогда не скучает.

б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

8. Не в свои сани не садись.

а) Если не знаешь дела, не берись за него.

б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге.

в) Езди только на своих санях.

9. Не все золото, что блестит.

а) Медный браслет блестел, как золотой.

б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством.

в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе... Все эти ситуации сильно утомляют наших малышей, они начинают ныть и капризничать. Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) палочкой-выручалочкой станут всевозможные словесные игры. Какие-то из этих игр вы наверняка уже знаете, в какие-то играли с вами ваши родители, ну а что-то может оказаться новым!:).

Игра в слова

Мама называет слово, малыш - слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море - ехидна - акула - айсберг. Мамина задача - не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х...). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.

Усложненные варианты:
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или города.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос - сад (абрикос растёт в саду) - дерево (в саду растут деревья) - орех (растёт на дереве) - халва (её часто делают с орехами)...

Сочиняем сказку

Взрослый начинает свой рассказ по типу жили были..., говорит несколько предложений, а ребенок должен продолжить ваш рассказ. Потом снова вы рассказываете несколько предложений, таким образом вы и сочиняете и по очереди рассказываете сказку/историю. Можно задачу усложнить - пусть каждый игрок начинает свою часть со слов "И вдруг" или "Но" Чем больше участников, тем, как правило, интересней игра.

Дорожные истории.

Истории можно сочинять самые невероятные. А чтобы они получились интересней, надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды... и т.д.

Слова с одной буквы

Называем слова по очереди с одной и той же буквы: Лампочка - лисичка - лимон - лыжи - ласточка

Найди лишнее

Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.

Собака - кошка - яблоко - медведь. Лишнее - яблоко.
Дом - шалаш - тетрадь - квартира. Лишняя - тетрадь.

Находилки

Можно искать за окном предметы, начинающиеся на определенную букву или какого-то определенного цвета. С детками постарше можно делать это на скорость. С детками помладше лучше обойтись безо всякого соревнования. Возможно, даже придется помочь ребенку подсказками, что же начинается на эту букву из того, что находится в настоящий момент в поле его зрения.

Загадалки

Мама (или ребенок) загадывает предмет в зоне видимости, а ребенок его отгадывает. Прямые вопросы задавать нельзя, только наводящие, например: этот предмет большой? он серого цвета? он мягкий? и т.п. Отвечать можно только "да" или "нет"

Описатели:)

Для малышей помладше "загадалки" можно упростить. Например, мама описывает предмет, не называя его, а ребенок должен угадать. Лучше использовать предметы в зоне видимости.

"Кто первый"

Нужно загадать какой-то предмет, который есть шанс увидеть за окном поезда: грузовик, трактор, береза, двухэтажный дом, курица, белая машина и т.д. А дальше нужно просто смотреть в окошко! Кто первый увидит загаданный предмет - тот и победил!

Перевертыши

Возьмите любое слово, например, бабочка, и поменяйте буквы местами, получится баобчак. Предложите ребенку угадать, что это за слово такое странное. Можете писать на листе большими буквами, чтобы у ребенка еще и зрительная память работала. Эта игра очень нравится деткам, т.к. знакомые животные, птицы, насекомые становятся такими смешными. Суслик - лискус, лиса - асил, заяц - цазя, кошка - ашокк и т.д.

"Да и Нет не говорить, черное с белым не называть"

Игра из нашего детства, которая хороша развивает смекалку, память и речь. Ее смысл в том, чтобы заставить соперника сбиться и выбрать все-таки черный или белый цвет и сказать "да" или "нет"

Ведущий говорит: "Вам барыня прислала 100 копеек, 100 рублей. Вы поедете на бал?" Человек по неопытности может сразу ответить "Да" - тут и конец игры. А если он ответил: "Конечно, поеду" или что-то в этом роде игра продолжается. Задаются разные вопросы - цвет платья, машины, даже какими будут зубы, в общем человека запутывают так, лишь бы он сказал то, что нельзя говорить.

Превращалки

Играющий превращает существительное из последнего словосочетания в прилагательное и создаёт новое словосочетание. Например, первый игрок: прозрачное стекло -> следующий игрок: стеклянное окно -> следующий: оконная ручка и т.д.

Совместить несовместимое

Итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии" описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов "выбивает" наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.

1. Бином фантазии.

Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать мини-сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному. Например, один человек загадал "уголек", другой "башня".

Бином: уголек - башня Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например: - Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их. - Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить. - Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. - и т.д.

2. А что произойдет если? Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать "героя" и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].

Например: - А что произойдет, если тело закружится в танце? - А что произойдет, если Москва улетит на небо? - А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?

3. Префикс.

Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать: "не" "анти" "раз", "дву" "трех", "полу", "супер", "мини", "микро", "макро", "недо", "пере", "при", "под", "над", "квази" и др. Можно прибавлять эти приставки к тем предметам, которые вы видите вокруг себя, стоя в очереди или из окна автобуса/машины/поезда.

«Глупые» предложения.

Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложите малышу нарисовать запомнившиеся примеры.

Современный вариант игры «В города».

Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?». Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?» Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду (теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?» Ответ должен быть на В.

Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни. Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту, а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Обзор составила Корнилова А.


Вконтакте

Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко

« Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», -

отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«Кто больше назовет действий?»

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры.

Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии».

Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

« Да - нет»

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?»- «Нет». «На потолке?» - «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». «Лампочка?» - «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» - «На полу». «Нужно было их называть?» - «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», - предлагает воспитатель. «Он квадратный?»- «Да». «В рамочке?» - «Да». «На нем нарисованы цветы?» - «Да». «Картина?» - «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

« Кто больше заметит небылиц?»

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры.

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница» 1 . В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положив фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

« Что кому нужно?»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», - говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Охотник»

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры.

Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медведем»; делает третий шаг: «...волком»; четвертый шаг: «...лисицей»; пятый: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня» и т. д.

«Придумай предложение»

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

«Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

«Подбери слово»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?»-«Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» - «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?»-«Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «Надеть?»-«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

« Не ошибись»

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры.

Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Правильно, - говорит воспитатель. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

« Кузовок»

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Ход игры.

Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

«Только на эту букву».

Цель игры.Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Ход игры.

Каждый выбирает себе одну из букв - А, Б, В, Г, Д и так далее.
Когда у каждого есть своя буква, воспитатель обращается к одному из играющих и спрашивает:
- Какая твоя буква?
- А.
И на все следующие вопросы этот игрок может подбирать ответы только на букву «А». Подбирать надо быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:
- Как тебя зовут?
- Андрей.
- Как твоя фамилия?
- Азбукин.
- Откуда ты приехал?
- Из Архангельска.
- Куда ты едешь?
- В Астрахань.
- На чём ты туда поедешь?
- На автобусе.
- Что там растёт?
- Арбузы.
- А ещё что?
- Абрикосы.
- Какие там птицы водятся?
- Аисты.
- А какие звери?
- Архары.
- Кто тебя встретит дома?
- Алёша.
- Что ты ему привезёшь в подарок?
- Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

Затем воспитатель обращается к другой букве и задаёт ей подобные вопросы.
- Какая твоя буква?

Бывает и так, что тот, кто должен называть все слова на букву «А», на вопрос: «Как тебя зовут?» - назовёт своё собственное имя: Саша или Наташа, или ошибётся в названии города, страны, куда он едет, или дерева, цветка, птицы. Тогда все играющие три раза топают ногами или щёлкают пальцами.

А когда слышат правильный ответ, три раза быстро хлопают в ладоши. Ну а что делать, если какая-нибудь буква ошибётся и второй раз?
Тогда эту букву заставляют что-нибудь сделать: или обскакать стол на одной ножке, или сесть под стол и прокричать три раза «кукареку», или надеть на голову бумажный колпак и сидеть в этом колпаке до тех пор, пока не ошибётся другой: тогда колпак надевают на того.
Играют до тех пор, пока не дадут ответы все буквы.


Предлагаемые словесные игры будут полезны и обычным дошкольникам, и школьникам начальной школы с речевыми и другими проблемами. Да и просто для сокращения времени в путешествиях.

Игры со словом для дошкольников и школьников

  1. помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями,
  2. активизируют навыки словообразования и словоизменения ,
  3. активизируют процесс извлечения из памяти,
  4. будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления,
  5. помогут подготовиться к обучению в школе .

Игр со словом для дошкольников огромное количество. Вы можете с их помощью с детства научить малыша такому владению словом, которому учатся взрослые в бизнесе за большие деньги. Читайте об играх со словом ещё и играйте с удовольствием.

Правила игры со словами

У словесных игр широкий спектр применения.

Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

Каждый раз используйте 1-2 игры. Если вы поменяете задание к игре, то это будет уже другая игра на том же материале (на примере игры 1).

В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.

И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

Собирайте игры со словом. Наклейте каждую игру на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека словесных игр (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

Научите своего малыша играть в словесные и подвижные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему, и будут уважать вашего ребенка.

Словесные игры для развития мышления

Игра 1. Узнай домашних животных

Инструкция. Слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает какое-то животное, показать картинку в Интернете.

Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша и прочее), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

  1. лиса, собака, обезьяна, заяц;
  2. лошадь, тигр, енот, медведь;
  3. петух, индюк, куропатка;
  4. баран, лось, теленок, белка;
  5. жираф, курица, коза;
  6. утка, селезень, журавль;
  7. синица, гусь, кролик;
  8. слон, корова, рысь;
  9. жеребенок, кошка, мышка;
  10. свинья, кабан, землеройка;
  11. крот, ягненок, уж;
  12. цыпленок, волк, козленок;
  13. бизон, сарай, овца.

Игра 2. Какие слова обозначают транспорт?

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

  1. грузовик, велосипед, скамейки;
  2. столб, метро, лодка, вертолет;
  3. автобус, дорога, море, машина;
  4. поезд, дом, самокат, магазин;
  5. трамвай, троллейбус, космос, луна;
  6. пароход, водитель, ракета, комета;
  7. дерево, самолет, балкон, телега.

Игра 3. Смысловые ряды

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

  1. птица-гнездо, собака -...;
  2. куртка-ткань, сапоги-…;
  3. лошадь-жеребенок, корова-…;
  4. книга-обложка, дом -…;
  5. собака- щенок, человек-...;
  6. каша-ложка, мясо-…;
  7. лодка-вода, поезд-…;
  8. белка-дупло, человек - ...;
  9. цветок-стебель, дерево-…;
  10. окно-подоконник, шкаф - …;
  11. береза-листья, сосна - …;
  12. солнце-светло, ночь-...;
  13. шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

Игра 4. Отгадай предмет

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

  1. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
  2. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
  3. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
  4. ручки, зубья, (пила);
  5. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  6. растения, садовник, забор, земля (сад);
  7. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
  8. спинки, матрас, ножки (кровать);
  9. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
  10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
  11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
  12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
  13. пол, стены, обои, потолок (комната);
  14. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
  15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

Игра 5. Что общее у предметов?

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

  1. персик, слива (фрукты);
  2. огурец, морковь (овощи);
  3. стол, стул (мебель);
  4. корова, коза (домашние животные);
  5. шляпа, шапка (головные уборы);
  6. тюльпан, роза (цветы);
  7. кастрюля, сковорода (посуда);
  8. шкаф, кровать (мебель);
  9. платье, юбка (одежда);
  10. дождь, снег (осадки);
  11. сапоги, ботинки (обувь);
  12. коза, свинья (домашние животные);
  13. тарелка, ложка (посуда);
  14. сорока, воробей (птицы);
  15. Москва, …(название родного города) (города);
  16. Волга, Дон (реки);
  17. квас, фанта (напитки);
  18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
  19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
  20. кошка, коза (домашние животные).
  21. катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

  1. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
  2. мяч, солнце, шарик (круглые);
  3. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
  4. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
  5. солнце, одуванчик, круг (круглые);
  6. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
  7. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

Игра 6. Отгадай, о какой группе предметов идет речь

(развивает умение давать определения понятиям).

  1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
  2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
  3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
  4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
  5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
  6. Носят на ногах (обувь).
  7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
  8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или бодее конкретно - шапки).

Словесная игра 7. Отгадай название предмета по описанию

Например: "Что это?"

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

  1. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
  2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
  3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
  4. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
  5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
  6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
  7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
  8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
  9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

Словесная игра 8. Подберите соответствующих животных к следующим словам

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

  1. лохматый, косолапый...;
  2. маленький, звенящий, длинноносый...;
  3. голодный, серый, зубастый, злой...;
  4. большой, рогатый...;
  5. злой, зубастый, зеленый...;
  6. маленькая, ловкая, проворная...;
  7. зеленая, пучеглазая...;
  8. хищный, сильный, полосатый...;
  9. ловкая, шумная, хвостатая...;
  10. яркое, теплое...;
  11. большой, серый, большеухий, толстоногий...;
  12. маленький, черный, трудолюбивый...;
  13. длиннохвостая, стрекочущая...;
  14. серый, колючий....

Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие. Сайт Нестандартные дети желает успехов!