Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: Морские рыбки. Конспект занятия по рисованию "рыбки в аквариуме"

  • 24.04.2019

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в старшей группе с ЗПР Тема: «Золотая рыбка»

Описание работы: предлагаю конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром и рисованию для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Материал будет полезен воспитателям коррекционных образовательных учреждений

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);
  • развитие связной речи;
  • закрепить умение детей рисовать рыбку различными материалами, дополнять работу деталями (камни, водоросли и т. д.)
  • закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
  • Коррекционные:

  • активизация познавательной деятельности
  • развитие наблюдательности, мышления, внимания;
  • развитие общей, мелкой моторики;
  • · развивать эстетическое восприятие красоты обитателей аквариума;

    Воспитательные:

  • формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
  • Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

    Этот дом не деревянный,

    Не из камня этот дом,

    Он прозрачный, он стеклянный

    Нету номера на нем.

    И жильцы в нем не простые

    Не простые, золотые.

    Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

    Дети: Аквариум.

    Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

    Воспитатель показывает детям картину и предлагает внимательно её рассмотреть. На картине изображена золотая рыбка в аквариуме.

    Воспитатель: Кто это?

    Дети: рыбка.

    Воспитатель: Как она называется?

    Дети: Золотая рыбка

    Воспитатель: Какого цвета рыбка?

    Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

    Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

    Дети: Она плавает, дышит…

    Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

    Дети: Она очень красивая, сказочная, большая….

    Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на рыбку.

    У рыбки есть туловище, голова, длинный хвост, плавники.

    У рыбки есть жабры. Они помогают рыбке дышать.

    У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик.

    Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.

    Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

    Дети: Чтобы плавать.

    Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

    Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

    Дети: Она питается кормом.

    Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом для рыб.

    Воспитатель: Где живет рыбка?

    Дети: В аквариуме.

    Воспитатель: А сейчас выходите, давайте покажем, как плавают рыбки в воде.

    3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева).

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело гулять.

    (легкий бег врассыпную, по залу)

    Рыбка, рыбка, озорница,

    (Погрозить указательным пальцем)

    Мы хотим тебя поймать.

    (хватательные движения руками)

    Рыбка спинку изогнула,

    (показываем, как рыбка ныряет на глубину))

    Крошку хлебную взяла.

    (Показать руками хватательные упражнения)

    Рыбка хвостиком махнула,

    (показываем руками плавные движения)

    Очень быстро уплыла.

    Воспитатель предлагает ребятам «поиграть»: пойти в зоомагазин, купить аквариум, налить воды и запустить в него «Золотую» рыбку.

    (Дети идут в магазин, покупают по желанию аквариум (заранее заготовленные, различные формы аквариумов: большой или маленький, круглый, квадратный, овальный…)

    На столе у каждого акварельные краски, кисти, восковые мелки, фломастеры)

    Воспитатель просит ребенка показать мелом на доске, как правильно рисовать рыбку, комментирует образец:

    напоминает детям, что рыбку надо начинать рисовать с туловища, потом хвост, плавники, отчертить голову, нарисовать круглый глаз, покрыть тело чешуёй.

    Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать материал для изображения рыбки.

    Воспитатель уточняет, что разукрасить рыбку надо желтым, оранжевым или красным цветом, тогда она будет похожа на «Золотую».

    Предлагает подумать детям, куда будет плыть рыбка.

    Дети приступают к рисованию. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

    В конце занятия воспитатель предлагает детям, которые быстро справились с заданием, дополнить работу: нарисовать зеленые водоросли,

    разноцветные камушки, ракушки на дне аквариума, пузырьки воздуха, которые выпускает рыбка.

    Окончание занятия

    В конце занятия дети выкладывают свои аквариумы на один стол, любуются рыбками.

    Воспитатель просит детей рассказать о своей работе:

    что мы сегодня рисовали, какая получилась рыбка, куда она плывет, где живет «золотая рыбка», какой формы аквариум, что еще есть в твоем аквариуме,

    Воспитатель отмечает, что все ребята молодцы, справились с заданием: нарисовали настоящих «золотых» рыбок.

    Рыбки получились яркие, красивые, сказочные.

    Предлагает ребятам дома с родителями нарисовать других рыбок и сделать альбом «Аквариумные рыбки».


    Буренкова Татьяна Михайловна






    Они бывают большими и маленькими, зелеными и красными, опасными и не очень. Они плавают практически во всех водоемах нашей планеты, в озерах, в реках, в морях и океанах. Да, сегодня мы будем разбираться как нарисовать рыбу.

    Реалистичный пример

    Начнем мы со сложного примера, в конце которого вы поймете как нарисовать рыбу поэтапно за 7 шагов. Это непростой способ рисования и если хотите что-то попроще, то просто можете пролистать страницу вниз. Ниже мы будем разбирать более простые способы рисования.

    Для начала мы должны сделать набросок как на картинке ниже. Он должен получиться максимально симметричным.

    С правой стороны подрисовываем хвост. Его нижняя часть может быть чуть длиннее, чем верхняя.

    Теперь берем ластик и стираем все лишние линии. Также, на кончике подрисуем рот короткой полоской, а чуть выше добавим глаз.

    Изобразим плавники. Обратите внимание, что правые стороны всех трех плавников должны получиться острыми.

    Мы подошли к самому сложному моменты, к наложению светотени и прорисовку чешуи. Если хотите, то можете просто раскрасить получившуюся рыбку в какие-нибудь цвета, а те кто хочет добиться максимального реализма читают дальше.

    Рисуем градиент по всему туловищу. Сверху нужно очень сильно нажимать карандаш, и чем ниже тем слабее. Таким образом вы получите эффект как на картинке ниже.

    Чтобы нарисовать чешую, нужно туловище покрыть перекрестными линиями, а плавники обычными.

    На последнем этапе для придания ещё бОльшей реалистичности можно добавить синего цвета.

    Способ рисования карандашом

    В этом примере мы будем работать над маленькой, но очень красивой рыбкой. Итак, готовьте ластик и бумагу, так как сейчас мы будем учиться как нарисовать рыбу карандашом.

    Первым делом делаем эскиз, на котором будут изображены контуры нашего морского создания.

    Теперь поработаем над головой. Прорисовываем глаз, жабры и рот. Изображается всё это достаточно просто, главное расположить глаз и жабры в нужных местах.

    Детализируем плавники. На месте простейших контуров, которые мы уже нарисовали карандашом на первом шаге, мы рисуем изящные линии плавников. Внутри заштриховываем их полосками.

    Стираем все линии контура, они нам больше не понадобятся.

    Пришло время раскрашивать. Можно взять оранжевый фломастер и сразу всё раскрасить или же пойти по сложному пути. Ниже вы увидите результат профессионального художника. Узнать как он добился такого результата вы сможете после просмотра видеоролика.

    Золотая рыбка

    Мы подошли к достаточно простым примерам, которые подойдут и взрослым и детям. В данном примере мы будем разбираться как нарисовать золотую рыбку, героиню сказки, в которой она исполняла желания.

    В начале рисуем основу, в которой уже должен быть рот и глаз.

    Сверху добавляем гребень, а снизу два небольших плавника. Чешую можно нарисовать тремя вертикальными волнистыми линиями.

    Теперь добавляем длинный хвост, который сначала идет вверх, а потом плавно спускается в самый низ. Это отличительная особенность золотой рыбки.

    Если хотите, то можете добавить в рисунок пузырьки и длинные морские водоросли.

    Берем черный маркер или фломастер и обводим наш эскиз. Линии нарисованные карандашом нужно стереть ластиком.

    Теперь берем любые принадлежности для рисования, цветные карандаши, фломастеры или краски, это не важно. Главное, выберите золотой или желтый цвет и раскрасьте рыбку.

    Рыба для детей

    Этой простой пример рисования, который поможет нарисовать рыбу детям. Она очень добрая, красивая и радужная, поэтому наверняка понравится любому ребенку и взрослому.

    Наша рыба будет готова всего за 4 шага. На данном шаге мы нарисуем ее основу: туловище, голова и хвост.

    Подрисовываем три плавника и гребень. Так как наша рыба плывет в левую сторону, то плавники должны немного откланяться в правую сторону.

    Изобразим чешую по всему туловищу в виде плавных, округлых линий.

    Берем самые яркие фломастеры и раскрашиваем ее. Также, если хотите, то можете подрисовать водоросли и воду.

    Красивый рисунок за 5 шагов

    Рыба имеет достаточно простое строение тела, поэтому всего лишь за 5 шагов вы сможете узнать как нарисовать рыбку. Готовьте цветные маркеры, мы приступаем!

    Как обычно, первым этапом является изображение наброска. В данном случае у нас стандартный рыбий набор: тело, плавники, хвост.

    Основываясь на контурах нашего наброска мы должны прорисовать большой рот и большой глаз. Рисунок будет выполнен в мультяшном стиле, именно поэтому некоторые части должны быть больше, чем обычно.

    Штрихами детализируем конечности нашей рыбки.

    Мы подошли к достаточно интересному моменту, к раскрашиванию. Чтобы добиться эффекта мультяшной объемности нам понадобятся два оттенка оранжевого: первый потемнее, второй посветлее. Это могут быть оттенки не только оранжевого, а вообще любого цвета, который вы только найдете у себя на столе.

    Темным цветом окрашиваем нашего персонажа, как на примере ниже.

    А теперь более светлым цветом закрашиваем всю оставшуюся часть. Таким образом мы сможем добиться мультяшного эффекта.

    Открытое занятие по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе

    Цели:

    Задачи:

    . Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.

    . развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мышление, внимание, исследовательский интерес и познавательную активность детей.

    . Развивать воображение и фантазию;

    . Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание участвовать в совместном труде, учить доводить начатое до конца.

    Оборудование и материалы : демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, лист бумаги для сминания, ватные палочки, печатки из картофеля.

    Ход НОД:

    Организационный момент:

    Воспитатель:

    Воспитатель: -Даша почему ты плачешь?

    Машенька:

    Воспитатель:

    Беседа:

    Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на игрушку. Ребята кого вы видите у меня на ладошке? (Рыбка). А у кого дома есть аквариумные рыбки?

    Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож?(треугольник). Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки?

    Воспитатель:

    Но, прежде чем мы нарисуем рыбку давайте вспомним где она живёт? (в воде)

    А воду мы нарисуем смятыми бумажками, заодно и ручки разомнём. (Дети сминают бумажный лист в комок.Затем, дети макают его в тарелочку с синей краской и пришлёпывающими движениями рисуют воду.)

    Воспитатель

    Физкультминутка

    Рыбки плавают в водице

    Рыбкам весело играть

    То сожмутся, разожмутся

    То зароются в песке

    Рисование:

    Воспитатель:

    Теперь возьмём полоски из картона зачерпнём зелёную краску и рисуем водоросли (держим полоску под наклоном, проводим сверху вниз). Рисуем волнистую линию не отрывая, нажимаем сильно, чтоб прорисовалось хорошо.

    Воспитатель:

    Заходит Дашенька.

    Машенька:

    Просмотр содержимого документа
    «Занятие по ИЗО "Рыбки в аквариуме"»

    Открытое занятие по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Рыбки в аквариуме».

    Цели:

    1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;

    Учить рисовать нестандартной техникой (рисование мятой бумагой, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками)

    2. Развивать эстетическое восприятие;

    Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы;

    Формировать интерес к занятиям ИЗО деятельности.

    3. Воспитывать любовь к комнатным животным;

    Воспитывать доброжелательность к людям, оказывать помощь людям.

    Задачи:

    Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.

    развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мышление, внимание, исследовательский интерес и познавательную активность детей.

    Развивать воображение и фантазию;

    Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание участвовать в совместном труде, учить доводить начатое до конца.

    Оборудование и материалы : демонстрационный материал - игрушки, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, лист бумаги для сминания, ватные палочки, печатки из картофеля.

    Ход НОД:

    Организационный момент:

    Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места. Сели правильно, красиво, ножки вместе, спинки прямые. Улыбнулись мне, потом друг другу.

    Стук в дверь, и в группу заходит кукла Дашенька. Она плачет.

    Воспитатель: -Даша почему ты плачешь?

    Машенька: -У меня рыбка заболела потому что ей скучно одной в аквариуме. А помочь мне некому.

    Воспитатель: -Не плачь Даша мы тебе поможем! Ребята поможем Даше? Давайте нарисуем друзей для рыбки.

    Беседа:

    Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на игрушку. Ребята кого вы видите у меня на ладошке? (Рыбка). А у кого дома есть аквариумные рыбки?

    Посмотрите на рыбку, у неё голова и туловище вместе. Образуют одно единое.

    Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож? (треугольник). Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки?

    Подвижная игра: «Узнай свой цвет».

    Воспитатель раздает детям рыбок красного, желтого, синего цветов. Затем показывает шар и предлагает детям с рыбками такого же цвета, что и показываемый шар, по команде «бегите ко мне!» подбежать к нему.

    Воспитатель: Ребята теперь смотрим внимательно я покажу вам, как мы будем рисовать рыбку.

    Но, прежде чем мы нарисуем рыбку давайте вспомним где она живёт? ( в воде )

    Правильно, поэтому, чтоб наши рыбки не погибли, мы наполним свои аквариумы водой.

    А воду мы нарисуем смятыми бумажками, заодно и ручки разомнём. ( Дети сминают бумажный лист в комок.Затем, дети макают его в тарелочку с синей краской и пришлёпывающими движениями рисуют воду.)

    Воспитатель : Отлично! Вода есть, теперь нарисуем рыбку.

    Ладошку опускаем в тарелочку с краской. Затем прикладываем ладошку на центр листа и хорошо прижимаем. Затем вытираем салфеткой руку.

    Физкультминутка

    Рыбки плавают в водице

    Рыбкам весело играть

    То сожмутся, разожмутся

    То зароются в песке

    Рисование:

    Воспитатель:

    Теперь садимся на свои места. И, что бы наша рыбка ожила, нарисуем ей глазки и ротик. Для этого возьмите ватные палочки, опустите в чёрную краску и нарисуйте рыбкам глазки и ротик.

    Теперь возьмём полоски из картона зачерпнём зелёную краску и рисуем водоросли ( держим полоску под наклоном, проводим сверху вниз ). Рисуем волнистую линию не отрывая, нажимаем сильно, чтоб прорисовалось хорошо.

    На дно аквариума мы можем положить камушки. А их мы нарисуем печатками их картошки.

    Молодцы. Очень красивые рыбки у нас получились.

    Воспитатель: -Ребята внимательно посмотрите на рисунки. Какой рисунок вам больше понравился? Почему?

    Заходит Дашенька.

    Машенька: - Ребятки посмотрите как стало весело моей рыбке ведь у неё сейчас так много друзей! Спасибо вам!

    Цели:

    Создание образа аквариума с уникальными сказочными рыбками. передавая в рисунке форму, части тела;

    Задачи:

      совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

      развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

      закреплять приемы рисования разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию;

      аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур) ватными палочками или пальцем);

      совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;

    Предварительная работа:

      Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

      Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..»..

      Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

      просмотр видеоролика (показать различных аквариумных рыбок, обратить внимание на особенности строения тела) ;

      беседа о рыбах (где живут речные, морские, аквариумные рыбы) ;

      вспомнить сказки, в которых упоминаются рыбы.

    Материалы и оборудование :

    заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, гуашь, акварель, ватные палочки, салфетки, простые карандаши, мягкая игрушка солнышко.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: Ребята мне кажется, что у нас в группе не хватает света. Наверно еще не проснулось солнышко, давайте его разбудим.

    Утром солнышко встает,
    Всех на улицу зовет.
    Выхожу из дома я:
    «Здравствуй, улица моя!»

    Посмотрите, солнышко проснулось и пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем мягкую игрушку – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

    Что у меня в руке? (удочка)

    Гимнастика для глаз (следить глазами за удочкой)

    Дидактическая игра «Удочка» - воспитатель предлагает детям взять из коробки любую рыбку. Дети стоят в кругу с рыбками в руках. Воспитатель забрасывает удочку к ребенку и говорит: «Саша, подари мне рыбку», ребенок отвечает: «Я дарю Вам желтую рыбку» и т. д. (меняется цвет рыбки)

    Беседа

    Где живут рыбки?

    Рыбы живут в реке, в пруду, в море, в аквариуме.

    Аквариумы бывают разными: большие и маленькие, круглые и квадратные, прямоугольные, а могут быть сказочные. Стихотворение «Красивые рыбки»

    Уж я то знаю:

    Не для кошек

    И не для собственной еды

    Разводит дедушка рыбешек...

    Разводит их -

    Для красоты!

    Он сеял рыбок, как рассаду,

    Не поливал (росли в воде) .

    И только взглядом, только взглядом

    К их прикасался красоте.

    Для чего дедушка разводил рыбок?

    Для красоты.

    А вы бы хотели иметь сказочный аквариум?

    Да.

    Кто будет жить в сказочном аквариуме?

    Сказочные рыбки.

    Практическая часть

    У меня на столе лежат разные аквариумы, а вы выберите тот, который вам больше всего понравится.

    (Дети берут и несут свои аквариумы к столам. Воспитатель обращает внимание на средства рисования: ватные палочки, гуашь для пальчиков) .

    Пальчиковая гимнастика

    Жил да был один налим,

    Два ерша дружили с ним.

    Прилетали к ним три утки

    По четыре раза в сутки,

    Один, два, три, четыре, пять!

    Под музыку дети раскрашивают готовые изображения рыб в аквариуме пальцами или ватными палочками.

    Физминутка

    Рыбки весело играют
    В синей солнечной воде,
    То сожмутся, разожмутся,
    То зароются в песке.

    Превращение в чаек.

    Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.
    Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

    Итог

    Рассматривание рыбок, обращая внимание на яркость, красочность, нетрадиционные приемы изображения и аккуратность выполнения работы. Вы сегодня все отлично поработали.. До встречи на следующем занятии.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Вагайская средняя общеобразовательная школа

    Конспект занятия по рисованию для старшей группы

    "Сказочные рыбки в аквариуме"

    «Рыбки плавают в водице»

    (рисование ватными палочками)

    Цели и задачи: вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами; учить обводить контуры по трафарету, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; расширить представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.

    Предварительная работа: беседы о жизни и развитии рыб, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением различных рыб, рисование с помощью трафаретов, тонирование листов бумаги, разучивание стихотворений о рыбах.

    Словарь: рыбы, плавники, чешуя, жабры, речная, морская рыба, аквариумные рыбки.

    Материал: тонированные листы бумаги, трафареты, ватные палочки, краски, стаканчики с водой, простые карандаши, салфетки, картинки с изображением различных рыб, аудиозапись с музыкой, магнитофон.

    Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

    Ход занятия.

    Сегодня наше занятие будет посвящено… А чему или кому узнайте, отгадав загадку:

    В водице живет,

    Нет клюва, а клюет.

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток. (рыбы)

    Беседа.

    А каких вы знаете рыб (ответы детей)

    Игра «Какие бывают рыбы? »- подбор прилагательных, определение видов рыб в зависимости от среды обитания (морские, пресноводные, аквариумные)

    Какие части тела рыбы вы знаете?

    Чем рыбы отличаются от птиц, животных? (Живет в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами.)

    Чтение стихотворений детьми.

    Загляните в водоем,

    Кто хозяйничает в нем?

    Кто в нем плавает, ныряет?

    Рыба – каждый это знает.

    Вы слыхали или нет,

    Что у рыбы есть скелет?

    Есть для гребли плавники,

    Есть костюм из чешуи.

    И предмет мечтания

    Жабры для дыхания.

    Форма рыб бывает разной:

    Круглой, плоской, Т- образной,

    Змеевидной и овальной-

    Абсолютно идеальной.

    Рыбка не затеет спор,

    Не поддержит разговор,

    Ведь для нас они немые-

    И речные, и морские,

    Хищные, ужасные, добрые, опасные,

    Бесцветные, цветные, мелкие, большие.

    Дети рассматривают иллюстрации, картинки с изображением различных рыб. Уточняется названия некоторых рыб, обращается внимание на форму тела рыб, их цвет, форму плавников и хвоста.

    Подвижная игра «На дне»

    Улитки ползут, (Передвигаются по кругу, сложив руки

    Свои домики везут, за спиной.

    Рожками шевелят, Делают «рожки» из пальчиков у головы,

    На рыбок глядят. сложили ладони в кольцо у глаз.

    Рыбки плывут, Передвигаются мелкими шажками.

    Плавничками гребут, двигая только ладонями.

    Влево, вправо, поворот, Плавные повороты туловища влево,

    А потом наоборот. вправо, поворот.

    Продуктивная деятельность. Дети садятся за столы. Наносят рисунок на тонированный лист бумаги, используя трафарет.

    Под спокойную музыку дети рисуют красками с помощью ватных палочек.

    Правила рисования ватными палочками:

    1. Заполните точками сначала контур рисунка.

    2. Затем заполните точками весь рисунок.

    3. Каждую новую краску берите новой палочкой.

    Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

    Подгруппа детей становится в круг, изображая рыбаков. Они берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая подгруппа изображает рыбок, они бегают, «проплывая» между «сетями».

    По сигналу воспитателя или по окончании музыки «рыбаки» опускают сети. «Рыбки», оказавшиеся к кругу, считаются пойманными. Игра проводится 2-3 раза, затем подгруппы меняются ролями.

    Подведение итогов занятия.

    Дети любуются своими работами, анализируют их.

    Оформляется выставка детских рисунков.

    Занятие по экологии в старшей группе на тему:

    «Рыбы, какие они?»

    Программное содержание:

    1. Продолжать развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д.

    2. Ввести новое понятие – быстро плавающие.

    3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

    4. Использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения.

    5. Воспитывать интерес к природе.

    Ход занятия

    На доске – картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

    Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

    Дети. Нет, Чепухарь, это птица – ласточка.

    Чепухарь. Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники (показывает на крылья, это настоящая рыбка.

    Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.

    Чепухарь. Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы ошибаетесь?

    Эколог. Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На доске – картинки с рыбками) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют)

    Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия, какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

    Эколог. Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей)

    Чепухарь. Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

    Эколог. Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей)

    Эколог подводит итог высказываниям детей. Форма тела у рыб обтекаемая – удобна для плавания. Они очень быстро плавают в воде. Чем рыбы дышат? (Жабрами)

    Чепухарь. Раз они быстро плавают, я буду их называть быстро плавающими. Здорово я придумал?

    Эколог. Да, это ты хорошо придумал. Теперь мы тоже будем рыб называть быстро плавающими. Но разве ты больше ничего не хочешь узнать про них узнать?

    Чепухарь. Конечно, хочу. А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

    Эколог. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

    Чепухарь. А это вот как называется? (Показывает на плавники и хвост). А зачем рыбам плавники? (Ответы детей)

    Эколог. Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

    Чепухарь. Вот это да! Как интересно! Я что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

    Эколог. Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы – перьями, а рыбы… Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей) Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание) Давайте расскажем Чепухарю, почему все рыбы разные. (Ответы детей)

    Эколог. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

    Эколог. Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой воде. А как рыбки рождаются? (Ответы детей)

    Эколог. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята еще раз расскажут тебе по схеме, чем отличаются рыбы или, как ты их назвал быстро плавающие, от других животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме)

    Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

    Чепухарь. Ну, теперь я никогда не спутаю рыб, ой, то есть быстро плавающих. Давайте мне картинки, я выберу всех быстро плавающих. (Чепухарь выбирает рыб, среди птиц и животных. при этом все время называет из быстро плавающими)

    Эколог. Чепухарь, ты молодец! Все очень хорошо запомнил и даже придумал, как по другому называть рыб. Ребята, давайте повторим это новое название. (Дети повторяют – быстро плавающие) А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

    Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа – рыболовы (их меньше, другая – рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

    Рыбы. Что вы вяжете?

    Рыболовы. Невод.

    Рыбы. Что вы будете ловить?

    Рыболовы. Рыбу.

    Рыбы. Какую?

    Рыболовы. Щуку.

    Рыбы. Ловите.

    Рыболовы догоняют рыбу. Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

    ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
    (наблюдение за изменением и развитием рыбок)

    З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.

    П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

    – Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).

    – Уход за рыбками.

    – Беседа «Обитатели аквариума».

    – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

    Ход занятия

    1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.

    Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.

    – Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.)

    – Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.

    2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.

    – Могут ли золотые рыбки жить в озере?

    – Как они будут себя вести в новых условиях?

    – Что с ними может произойти?

    В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.

    3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой.

    В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.

    – Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?

    Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.

    4. К о р м л е н и е р ы б о к.

    Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.

    – Как едят?

    – Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?

    – Как часто нужно кормить? И т. п.

    5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».

    Задание 1. Родителям рекомендуется : - рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); - обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; - ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб; - прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; - рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними. Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. У родителей и детей вся одежда из монеток. Блещут в речке чистой спинкой серебристой. Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая?) - .... Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный. Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.) Задание 6.Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба». Задание 7. Ответить на вопросы. Как называется суп из рыбы? (Уха) Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто такие мальки? (Рыбкины детки) Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками). Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла). Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать. Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу. Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками. Задание 14. Вырезать картинки с изображением морских, пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.

    Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).

    Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

    Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

    Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

    Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

    Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

    Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

    Упражнения на развитие речи:

    Упражнение «Подбери признак»

    Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.

    Упражнение «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... и т. д.

    Упражнение «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.

    Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

    Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).

    Подобрать родственные слова.

    Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.

    Ответить на вопросы:

    Как называется суп из рыбы? (Уха)

    Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

    Кто такие мальки? (Рыбкины детки)