Осуждение пороков общества в повести дубровский. Тема сочинения Дворянское общество в повести «Дубровский

  • 03.03.2020


Урок литературы в 6 классе

Тема: Мораль басни И.А. Крылова «Листы и корни»

Цели урока: познакомить учащихся с моралью басни И.А. Крылова «Листы и Корни»

Задачи:
Предметные: знать биографию баснописца И.А. Крылова, сформулировать мораль басни, знать понятия басня, мораль, аллегория.
Метапредметные:

· Коммуникативные: научиться слушать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

· Регулятивные: научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

· Познавательные: уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику текста
Личностные: уметь составлять сообщение, презентации, устные и письменные высказывания на русском языке; сознание необходимости постоянного совершенствования речи, пополнения словарного запаса для свободного выражения мыслей в процессе общения на русском языке; научиться уважать труд других людей; выстроить свое понимание таких нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера человека.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная (фронтальная)

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, учебники

Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные задания каждый из вас выбирает сам. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна.
II. Целеполагание урока учащимися.
Итак, вы знаете, что у каждой работы должна быть цель.
- Какова ваша цель работы на этом уроке?
(познакомиться с И.А. Крыловым, научиться правильно говорить и писать на русском языке, узнать, о чем говорится в басне «Листы и Корни», что такое мораль, басня, аллегория)
- Что вы хотите узнать, сделать на этом уроке?
(Ответы детей)
III. Актуализация знаний.
1. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
2. Разделите страницу на два столбика, запишите в одной колонке слова, характеризующие положительные качества человека, в другой – отрицательные.
Прочитайте то, что вы написали. (Чтение слов, запись на доске)
- Скажите, а где в литературе, в произведениях какого жанра, мы можем встретить пересечение этих человеческих качеств? (Версии детей)
-Совершенно верно, в баснях.
- Ребята, а кого считают главным баснописцем России? (Иван Андреевич Крылов)
- Что нам известно о нем?
-Какие басни Крылова вы знаете?
2. Сообщение заранее подготовленного ученика по биографии Крылова (лучше сопроводить презентацией)
- Какие основные понятия литературы встретились вам в этом сообщении?
3. Работа со словарями, справочниками (теория литературы)
- Найдите значения этих слов и запишите в тетрадь
Басня – короткий, нередко комический рассказ в стихах или в прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
Баснописец - тот, кто пишет басни
Аллегория – иносказание, изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек.
Мораль – нравоучительный смысл.
Вот эти понятия тесно взаимосвязаны, так как все они относятся к жанру басни
IV. Изучение нового материала.
Кто такой И.А. Крылов и что такое басня мы узнали. И сейчас посмотрим и прочитаем, каков жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Жанр басни в творчестве И.А. Крылова:

· - Первую басню И.А. Крылов написал в 11 лет;

· - Книги басен Крылова расходились огромными тиражами, переиздавались 3-4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.

· - Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, а говорил о тех, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся);

· - Персонажи басен – животные, растения, предметы

· - Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики;

· - Строчки разной длины, помогает передать разговорную речь.
Словарная работа.
Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:
Зефир – теплый, легкий ветер
Толковать - говорить
Чтение учителем басни «Листы и корни» (или использование аудиофайла с художественным чтением)
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладой укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами». –
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам», -
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, - им снизу отвечали, -
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы – Корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас».

Обсуждение и анализ басни.
- Кто герои басни?
- Что говорят листья? А корни?
- По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?
- Какие из перечисленных качеств (которые были записаны в тетрадях в начале урока) присущи листьям? Корням?
- Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в басне?
- Какова ее мораль? Чему она учит нас?
(В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия, Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто работает и кто пользуется чужими трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и дворянстве. Сложных сюжетов он не любил и предпочитал простые и ясные позиции. Так и начинается басня:
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали
Крылов отмечает густоту и зеленость листьев. Этого было достаточно, чтобы Листы могли загордиться и говорить о себе «Не правда ли, что мы краса долины всей».
В этой басне Крылов отмечает несомненные достоинства Листов – покрытое листвой дерево дает тень, под ветвями приятно танцевать, слушать пение соловья. Однако нельзя забывать о тех, кто неустанно работает, трудится, надо сочувствовать им и по возможности облегчать их положение.
Листья и Корни – составляющие одного и того же дерева. Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть очевидного.
В басне скрыт глубокий смысл – часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности).

Основная мысль басни: часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда из-за скромности
Мораль басни:

· Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных людей не спорится (не делается) ни одно дело;

· Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.
- На кого вы хотели бы быть похожими?
V. Закрепление.
1.Работа с иллюстрациями
Перед нами три картины: дерево, люди светского общества – дворяне, простые люди – крестьяне.
Посмотрите на дерево: здесь герои басни Листы и Корни.
-Кто подразумевается под Листами, а кто под Корнями?
Посмотрите на людей на первой картине.
-Что они делают?
- Посмотрите на вторую картину. Что вы видите в ней?
- Что они делают? Почему они работают? Что они получают за свою работу?
- Кто пользуется их трудом?
Вывод: дворяне, как листья питаются корнями, пользуются трудом крестьян – рабочих. А труд крестьян не виден, как и корни дерева. Как листья не могут существовать без корней, так и дворяне не могут жить без труда крестьян.
2.Чтение басни по ролям (групповая работа):
1 группа: найти слова листьев, при чтении передать хвастливость, высокомерие, надменность листьев.
2 группа: найти слова корней, при чтении передать сдержанность, достойное спокойствие, уверенность корней.
Сделать вывод: кто из героев понравился, а кто не понравился, почему.
VI. Рефлексия.
Оценить свою работу
Продолжить фразу «Сегодня на уроке»
Было интересно
Я понял, что
Мне захотелось

Было трудно
Я научился
Я смог

VII. Домашнее задание.
1. Выучить басню «Листы и Корни», подготовиться к выразительному чтению.
2. Составить синквейн со словами листы и корни(1 существительное,
2 прилагательных,
3 глагола,
пословица
1 существительное)
3.

Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. «Что сказать, - говорил он, - о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: «сие священное чувство, коего благородный пламень» и проч. Тотность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат…»

Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть «Дубровский », в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу. В «Дубровском» среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский отмечал: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью».

Троекуров - богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором. Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он «принимал знаки подобострастия как надлежащую дань». Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, « выказывал все пороки человека необразованного». Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: «..он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. «Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.

Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и «чернильное племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы. неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.

Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского - бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян. Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: «Теперь все ладно».

Тему крестьянских восстаний, начатую в повести «Дубровский», поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.

    А.С. Пушкин написал повесть «Дубровский». В ней главный герой – Владимир Дубровский. Дубровский был высоким, красивым, храбрым. Он носил чин офицера. Очень любил своего отца, ради которого и ушел в отставку. Владимир получил письмо, в котором было...

    Троекуров Кирила Петрович- родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского. Прототип Т. - помещик Козловского уезда гвардии подполковник...

    «Дубровский» (1832-1833). В последние годы жизни Пушкин в ряде своих произведений (и прежде всего в «Дубровском» и «Капитанской дочке») обращается к самой острой и злободневной проблеме русской действительности тех лет проблеме роста крестьянского недовольства,...

    Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие - менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Са-вишна и другие гости...

1 вариант

В своей повести «Дубровский» А. С. Пушкин затронул МЕГОГО острых социальных вопросов, волновавших прогрессивных образованных людей XIX века. Один из них - бесправное положение крепостных крестьян и безнаказанная жестокость, произвол по отношению к ним помещиков.

Кирила Петрович Троекуров - один из главных героев повести. В этом богатом и избалованном «старинном русском барине» соединились невежество и высокомерие, самодовольство и жестокость. Он живет по принципу «прав тот, кто сильнее и богаче». А поскольку в деньгах у него недостатка нет, то и всем соседям приходится смириться с жестокими и глупыми чудачествамтл этого праздного гуляки. Капризный, несдержанный, вспыльчивый, «он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

«У сильного всегда бессильный виноват», поэтому больше всего доставалось от прихотей Троекурова его крепостным. В то время как барских любимцев - собак холили и лелеяли, «с крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно». Наказания часто были несправедливо жестокими, ведь крепостные не были для Троекурова людьми.

Рассказывая на страницах повести о забавах и обычаях властного барина, А. С. Пушкин тем самым обличает и осуждает принятые в богатом поместье деспотизм и произвол, вызывая справедливый гнев и возмущение читателей.

2 вариант

В повести «Дубровский» отражены многие проблемы русского общества, волновавшие Пушкина: произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, беспринципность царского суда, распространение стихийного сопротивления народных масс.

Пушкин знакомит нас с типичным «старинным русским барином» - Кирилой Петровичем Троекуровым, человеком необразованным, жестоким, высокомерным, избалованным, привыкшим «давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Обычаи, заведенные в его богатом поместье, поистине ужасны. Троекуров, не задумываясь, распоряжается судьбами и душами своих крепостных. Его крестьяне и дворовые живут гораздо хуже собак на псарне. Характерно и то, что барин любит жестоко подшутить над окружающими, поскольку больше всего этого глупого чванливого человека забавляет, когда люди попадают в смешное положение.

Разумеется, что им в таких ситуациях совсем не до смеха, но они вынуждены пересиливать себя, боясь прогневать влиятельного и злопамятного кичливого барина.

Я считаю вполне закономерным, что в конце концов Троекуров получил достойный отпор в лице Владимира Дубровского. Жаль только, что молодой человек-так и не довел дело мести до конца.

Тема: Осуждение пороков общества в повести А.С. Пушкина

«Дубровский».

Цели урока: знать содержание романа; уметь анализировать прозаическое произведение; уметь составлять сравнительные характеристики героев; анализировать поступки героев, самостоятельно делать выводы;
развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;
воспитание нравственных ценностей; на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

выражать положительное отношение к процессу познания:

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

Знают содержание романа, извлекают необходимую информацию из текста.

Коммуникативные :

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

уметь анализировать художественное произведение, составлять цитатную характеристику героев, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы.

Предметные:

Расширить свои знания о творчестве А.С. Пушкина, знать биографию поэта, писателя, уметь анализировать прозаический текст, историю создания романа «Дубровский», составлять характеристику героев.

Тип урока: комбинированный.

Карта урока

Приветствие.

Приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих в классе

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что происходит с человеком, когда с ним поступают несправедливо?

Образ Троекурова. Какие черты воплощены в нем? (пороки)

Сколько было на Руси таких Троекуровых?

Как будет звучать тема нашего урока?

Слушают, определяют тему урока

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

    Целеполагание.

Между кем происходит конфликт в романе?

Дубровский и Троекуров – представители дворянства.

Какие цели мы поставим перед собой?

    Викторина по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

9.Как Троекуров наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер её в доме.

10.Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? – Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди.

11.Как Дефорж-Дубровский расправился с разъярённым медведем? – Убил его.

12.Как называлось село, где жили Дубровские? – Кистенёвка.

13.В каком городе учился Владимир Дубровский? – Петербург.

14.Почему шайка разбойников не мстила Троекурову? – Дубровский влюбился в Машу.

15.Что подарил Владимир Дубровский Маше при последнем свидании? – Кольцо.

16.С помощью каких животных лечили старого Дубровского? – Пиявки, мухи.

17.В чью пользу был решён вопрос об имении Дубровских в суде? – В пользу Троекурова.

18.Куда делись бумаги, по которым имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.

19.Кого спас кузнец Архип во время пожара? – Кошку.

20.Что произошло со старым Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а потом смерть.

21.Кто оскорбил старика Дубровского в гостях у Троекурова? - Слуга-псарь.

22.Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? – Дубровский их отпустил на все четыре стороны.

Целеполагание

Отвечают на вопросы викторины

4. Первичное усвоение новых знаний

    Аналитическая беседа.

Что заставило Владимира Дубровского пойти против Троекурова?

Как он продемонстрировал свой протест?

К какому лагерю примыкает Владимир?

    Рассказ о народных восстаниях.

История народных восстаний, судьба оппозиционно настроенных дворян глубоко волновали Пушкина. Его раздумья о народных волнениях нашли отражение в романе. Владимир Дубровский, дворянин и офицер, в своём протесте опирается на крестьян. Только они его поддерживают. После пожара и гибели приказных Владимир становится отщепенцем, поэтому примыкает к крестьянам.

Слушают.

Выполняют задания учителя,

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

5. Первичная проверка понимания

    Постановка проблемного вопроса?

Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными?

Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров - отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства. Пушкин восхищается тем, что в молодости Дубровский отказался от помощи своего влиятельного и богатого друга Троекурова. Он не захотел вернуть свое состояние таким путем, не захотел потерять своей свободы: «Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выдти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».

    Словарная работа.

Как вы думаете, что такое порок?

Нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

Что такое грех?

действие или помышление, нарушение , нарушение морально-этических правил, норм, установившихся в обществе. Является антонимом слова « ».

Какие пороки имел Троекуров?

Дубровский?

Осваивают навык выразительного чтения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Составляют цитатную характеристику героев.

6.Первичное закрепление

    Словесное рисование. Работа в группах.

1 гр.: Троекуров;

2 гр.: Владимир Дубровский.

Задание: дать словесную характеристику героям, подтверждая свои слова цитатами из текста.

В повести «Дубровский» Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
Андрей Гаврилович Дубровский был очень гордым и честным человеком. Превыше всего он ценил свое честное имя и дворянскую честь. Этот герой никогда и ни перед кем не унижался, всегда говорил правду в глаза. Дубровский держал себя на равных и с Кирилой Петровичем Троекуровым, который был гораздо богаче и знатнее его. Со своими крепостными крестьянами Дубровский обходился строго, но справедливо. Их он считал такими же людьми, как и дворян.

Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но необразован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.

Этот герой был надменным, грубым и жестоким: «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».

Кирила Петрович необразован. Отсюда – все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».

учащиеся работают в группе, составляют характеристику героев, используя цитаты текста

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Для чего Пушкин изображает дворян такими разными?”.

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Составление синквейна «Троекуров» и «Дубровский».

Оценивание.

Выставление оценок.

Составляют синквейн. Ставят оценки, отвечают на вопрос.

Выставляют отметки в дневник

Учатся критично относиться к своей деятельности.

Роман Пушкина "Дубровский" (1833) написан на основе творческой переработки истории с "псковскими преданиями о бунте крестьян помещика Дубровского в 1773 г.", то есть действие должно было происходить на фоне исторических событий, охвативших всю Россию и ставших для нее во многом определяющими в 70-е годы XVIII века. Однако Пушкин создаёт романтический образ молодого Владимира Дубровского, а само действие романа выносится за рамки эпохи, художественному исследованию которой будет посвящена "Капитанская дочка".

Вместе с тем, "Дубровский" Пушкина не может считаться романтическим произведением, скорее, это реалистический роман с элементами романтизма (образы Владимира Дубровского и Марии Троекуровой), синтез реалистического и романтического начал в произведении, которое может быть названо остросюжетным: драматическая судьба Дубровского-отца, роль "благородного разбойника", которую вынужден избрать его сын, история с мнимым французом-учителем, трагический исход любви героев позволяют говорить об этом. А основной конфликт произведения носит сугубо реалистический характер, он определяется средой, в которой действуют герои, тем местом, которое каждый из них занимает в социальной структуре общества.

В основе системы образов романа лежит противостояние грубого произвола по отношению к человеку (образ Троекурова) и чувства собственного достоинства, не позволяющее человеку превратиться в "холопа" (Андрей Гаврилович Дубровский и его сын).

Кирила Петрович Троекуров назван автором "старинным русским барином", и эта характеристика полностью подтверждается описанием того, как "правит" он в своем имении. Здесь мы видим вариант "барства дикого" ("Деревня"), и самым страшным для окружающих является то, что "Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума". "Забавы" Троекурова поражают своей бессмысленной жестокостью, от которой страдают не только его крепостные, но и гости - чего стоит одна шутка с медведем... Пушкин показывает, что такое поведение господина развращающим образом действует на некоторых из его "рабов", которые становятся кем-то вроде двойников его, считая, что положение "холопа Троекурова" дает им основания для пренебрежительного отношения к тем, кто такой "чести" не удостоен. По сути, конфликт Троекурова и Дубровского был спровоцирован поведением "псаря Парамошки", прилюдно оскорбившего дворянина, за что тот, как и положено порядочному человеку, потребовал "удовлетворения". Вот тут-то и проявилась сполна необузданная натура Троекурова: понимая, что он не прав, он всё-таки упорно стоит на своем, не желая считаться с тем, что его "старинный приятель" "беден и независим"... Правда, когда Андрею Гавриловичу стало совсем "худо", в нем пробуждается совесть: "Кирила Петрович смутился. От природы он не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала". О подлинно глубоких душевных переживаниях героя говорит многозначительная деталь: Троекуров отправился в Кистеневку, "сам правя", как бы оставшись в этой поездке наедине со своей совестью. Однако приезд его стал для Дубровского непосильным переживанием, убившим его, тогда как Троекуров, оскорблённый справедливыми, хотя и гневными, словами своего старого друга, "с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом со двора".

После смерти старика Дубровского Троекуров, наверное, мог бы искупить свою вину перед ним, отказавшись от обманом полученных прав на Кистеневку ("говорящее название" деревни - от слова "кистень", означающего оружие разбойников…), он этого не делает, подталкивая тем самым молодого Дубровского на путь мести, хотя, конечно, решающая роль здесь принадлежит крестьянам, не желающим покориться "новому хозяину". С помощью детали Пушкин показывает человечность кузнеца Архипа, не жалеющего приказных, но спасающего кошку - "божия тварь погибает"...

Самодурство Троекурова проявляется не только в его отношении к подневольным ему людям, он даже единственную свою дочь не считает за человека, решает ее судьбу, отдавая замуж за годящегося ей чуть ли не в дедушки ("Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее") князя против ее воли. Здесь автор не скрывает своего резко негативного отношения к такому произволу, авторская позиция в этом случае выражается достаточно прямо: отец не имеет права губить жизнь дочери, руководствуясь только личными, мелкими и корыстными, соображениями. Можно с высокой степенью уверенности сказать, что образ Троекурова в романе "Дубровский" - это образ негативный, в нём Пушкин показывает, как бесконтрольная власть уродует душу не совсем плохого человека.

Интересно выписан образ Владимира Дубровского. В начале романа он предстаёт молодым человеком, ведущим вполне соответствующий его положению образ жизни, который вполне доволен собой и происходящим. Внезапное письмо из дому, болезнь и смерть отца, осознание, что "всё кончено" заставляют его проявить свои лучшие качества: смелость, чувство чести, готовность быть достойным сыном своего отца. Примечательно, что мысль о мести ("страшные мысли рождались в уме его") приходит к нему тогда, когда он смотрит на портрет матери, который невозможно отдать на поругание, и эти мысли оказываются созвучны мыслям и чувствам его крепостных, что и заканчивается пожаром, уничтожающим Кистенёвку и её новых "хозяев".

"Благородный разбойник" Дубровский, который, как все ждали, должен был расправиться со своим врагом, оказался человеком, не способным принести горе… отцу любимой им девушки. В отношении к Марье Гавриловне проявляется рыцарский характер Владимира Дубровского, его благородство, способность быть великодушным и по-настоящему преданным тем, кто ему дорог. И не его вина в том, что судьба распорядилась так, что он не смог быть счастлив вместе с любимым человеком. В показе поэтического чувства влюбленных большое значение имеют картины природы, на фоне которых происходят и решающее объяснение героев, и последующие важные для них события.

Необыкновенно привлекателен образ Марьи Кириловны Троекуровой, занимающий значительное место в галерее созданных Пушкиным женских образов. Она отличается способностью преодолеть "аристократические предрассудки" и увидеть в учителе, который воспринимался ей вначале как "род слуги или мастерового" и "не казался ей мужчиною", "храбрость и гордое самолюбие... и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее". Далеко не каждая девушка в ее положении согласилась бы на предложенную учителем встречу, даже если учитывать то, что к этому моменту она уже "давно ожидала признания, желая и опасаясь его". Далеко не каждая девушка сможет "вручить свою судьбу" тому, кто сделал ей такое "признание", оказаться верной своему чувству тогда, когда в образе любимого человека перед ней предстает "разбойник"... Наконец, нужно быть по-настоящему сильным человеком, чтобы сказать любимому: "Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною - я буду вашей женой", понимая, что означают такие слова для жизни обоих героев, а после венчания, когда выяснится, что уже поздно что-либо менять, "с твёрдостию" "возразить": "Я согласилась, я дала клятву..., князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно". Очевидно сходство образа Марьи Кириловны и Татьяны, любимой героини Пушкина, которые обе оказались верны данному ими Богу слову...

Роман Пушкина "Дубровский", анализ которого мы провели, остался незавершенным, однако нельзя считать его неоконченным. Сюжетные линии произведения, образы-персонажи, их характеристики, нравственный пафос, нравственно-эстетическая позиция автора, - все эти моменты произведения оказываются разработанными и предстают в достаточно завершенной форме. Можно сказать, что роман "Дубровский" в прозаическом наследии Пушкина занимает свое, особое место, в нем мы впервые встречаемся с развёрнутой социально-психологической характеристикой образа-персонажа (Троекуров), в нём показана эволюция романтического мировосприятия в сторону реальной оценки действительности (Марья Кириловна), в нем создан интересный своими психологизмом и неоднозначностью образ вроде бы негативного героя (князь Верейский), наконец, в нём создан привлекательный образ человека чести, вынужденного отстаивать её всеми доступными ему средствами и не потерявшего при этом человеческого достоинства (Владимир Дубровский).