Пример достоинства войне и мире. Что такое честь и человеческое достоинство в понимании Толстого (по роману "Война и мир")

  • 30.06.2020

Толстой Л. Н.

Сочинение по произведению на тему: Тема чести и человеческого достоинства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Для Л. Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,- говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», - говорит о нем Кутузов.
А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». Автор знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер. В отличие от его жены, Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется. Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически.
Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», - думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
После возвращения с войны начинается новый этап в жизни героя. После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь».
Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование.
Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей. Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Таким образом, судьба Андрея Болконского – это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.

Проблема благородства во все времена была одной из самых важных для общества. Она по сей день остается значительной и, вероятно, не потеряет актуальности никогда. В каждом человеке есть и честь, и бесчестие, и в зависимости от ситуации и, прежде всего, от самого человека одно из этих противоположных качеств может преобладать над другим. Этот непростой вопрос всегда волновал общественность и поэтому нашел отражение во многих произведениях классической литературы.

Ярким примером такого произведения является роман Льва Николаевича Толстого

“Война и мир”.

Герои Толстого неоднозначны с точки зрения чести и бесчестия. Есть среди них персонажи, для которых благородство не значит ровным счетом ничего. Среди этих героев выделяется Элен Курагина. Ради своего удовольствия и выгоды она готова забыть про честь и благородство. Узнав, что Пьеру Безухову в наследство досталось целое состояние, она буквально заставляет его сделать предложение. Став графиней Безуховой, Элен бесстыдно заводит роман на стороне и не скрывает этого; когда же Пьер говорит жене, что им лучше расстаться, она не прячет своих корыстных интересов: “Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние”. Это ли не бесчестие?

Для некоторых героев честь превыше всего. Это и старый князь Болконский, воспитывающий детей в строгости ради того, чтобы взрастить в них благородство, деятельность, ум, патриотизм; это и Андрей Болконский, воюющий не ради славы, а для того, чтобы защитить Родину, проявляющий великодушие к человеку, которого ненавидел и имел на это вескую причину; это и Пьер Безухов, который, не будучи военным человеком, идет на Бородинское поле просто потому, что не может остаться в стороне.

Но есть в романе и такие персонажи, о благородстве которых сложно сделать однозначный вывод. Федор Долохов – именно такой герой. И честь, и бесчестие уживаются в этом человеке. Он бесчестно заводит роман с женой Пьера Безухова и сам же нагло ему на это намекает. И он же накануне сражения при всех просит у Пьера прощения “со слезами, выступившими ему на глаза”.

На примере своих героев Толстой по-разному раскрывает проблему чести и бесчестия, актуальную во все времена.


Другие работы по этой теме:

  1. Как в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” развивается тема чести и бесчестия? Тема эта задается уже эпиграфом к произведению – рус­ской народной пословицей “Береги честь...
  2. Прочитав повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя:...
  3. С рождения человек обладает врожденными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и...
  4. “Война и мир” явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький. В “Войне...
  5. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы понимаем под словом честь? Об этом в своей публицистической статье рассуждает современный писатель Д. Гранин. Автор поднимает...
  6. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви...
  7. Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надежным. Это значит иметь достоинство, уметь...

Слайд 1

Итоговое сочинение- 2016

Слайд 2

Направление «Честь и бесчестие»
Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Слайд 3

«Война и мир» Л.Н.Толстого
Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л.Н.Толстого. В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого отдельного человека.

Слайд 4

«Силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну. Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского человека, любившего свою родину. цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца.

Слайд 5

Слайд 6

К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа Ростова и Марья Болконская.

Слайд 7

Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты.

Слайд 8

Слайд 9

Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Слайд 10

Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Слайд 11

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии.

Слайд 12

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".

Слайд 13

Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен,однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Слайд 14

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Слайд 15

Слайд 16

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

Слайд 17

Слайд 18

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Вот прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя.

Слайд 19

Духовное оздоровление Андрея происходило долго, трудно (смерть жены,… занятия хозяйством, …встреча с дубом нераспустившимся и распустившимся,… Наташа…) Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

Слайд 20

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды". По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Слайд 21

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца.

Слайд 22

И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла. Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен"

Слайд 23

Слайд 24

В то же время писатель убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни капли истинно патриотического чувства.

Слайд 25

Слайд 26

Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека.

Слайд 27

Он словно бы ставит всех действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них: «Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от вражеского нашествия?»

Слайд 28

Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву», - с иронией пишет Толстой. Военный губернатор граф Ф.В.Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет».

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Тема чести и бесчестья в романе "Война и мир"

В начале XX века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и в искусстве" и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопро-сы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л.Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся веч-ные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л.Н. Тол-стого? Они привле-кают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуаль-ным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представля-ется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое из-мерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой. Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора. герои романов Л.Н.Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души. Да, в его романе "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе". Н.Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л.Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные пере-живания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман "Война и мир" - просто величайшее произведение! В нем с точностью изо-бражен мир человеческой души, ее богатство и недостатки. В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди. потерявшие свое духовное начало. глухие к велениям совес-ти, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучны-ми, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных. Друбецких. А.П.Шерер и ее "важные" гости. Л.Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями со-провождает он почти каждое их слово и движение. Другая группа - это члены старых дворянских семей, сохра-нивших определенные традиции, имеющих богатое духовное на-следие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов - любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А.Болконский и Н.Ростова и- мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский - натура богатая, цельная,волевая.Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели. Мысли Андрея Болконского благородны. хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л.Н.Толстого в изображении души заключаеся в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А.П.Шерер "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно", нам кажется, что он скучный флегматик общества, но пояление Пьера заставляет забыть об этом: Л.Н.Толстой не раз использует слово " добры й", взгляд. улыбка, эти мелкие детали. в наибольшой степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине. Меня, как читат!
еля, поразило, то как Л.Н.Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном. кажутся порой странными, но име
нно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, "началось. вот оно" вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине.Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н.Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой. по-моему. еще не удавалось никому в литературе.Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. "Да! Все пустое, все об-ман, кроме этого бесконечного неба", - думал Андрей. Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кро-ме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям. Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по- другому, она,словно, проткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию.После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены. рождение сына. Он стал совсем другим. изменение в душе героя автор показал диалога х с Пьером, его впечатлениеми "…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый" Толстой часто использует словосочетание "мертвый взгляд", это выражет состояние души героя, он словно замер,не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот. что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то,как человек прелодлевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне.Дуб в мае:"старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами". состояние дуба э!
то состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд", это духовно-нравственное возрождение Л.Н.Толстой открывает через "тот самый дуб"." Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев. ни болячек. ни старого горя и недоверия ничего не было видно". Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру "Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. -Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это"С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека.Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее. наделяя человечески!
ми чертами; глядя на дуб князь Андрй видит не ветви,не кору, не наросты на ней, а " пальцы", "руки"," старые болячки". "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л.Н. Тол-стой очень реально изображает душу героя, его стремление к но-вой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л.Н. Толстого "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе".Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обога-щение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: "Толстой - замечательный русский писатель!" Роман Л.Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью. Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения че-ловеческой души.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.