Пролив Дарданеллы - «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира). Когда турция закроет проливы босфор и дарданеллы

  • 10.10.2019

Пролив Босфор

Отношения между Россией и Турцией значительно накалились в последние дни, после того как турецкие ВВС сбили российский Су-24 в Сирии. Москва уже ввела санкции против Анкары, но турецкие власти могут ответить блокированием важных проливов, обеспечивающих выход в Средиземное море.

30 ноября стало известно, что российские суда испытывают трудности с пересечением пролива Босфор, хотя позднее ситуация нормализовалась. Судя по всему, погодные условия не позволяли судам проходить пролив в установленном порядке.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшими точками с точки зрения торгового и военного флота, и у Турции есть возможности прямого контроля.

Конвенция Монтре

С 1936 г. была принята Конвенция Монтре, согласно которой был восстановлен суверенитет Турции над Черноморскими проливами. Хотя в общем случае все торговые и военные суда имеют право свободного прохода через проливы, Турция может ограничивать проход торговых судов в ночное время и определять маршруты следования, в том случае если определит ситуацию как непосредственную военную опасность. При этом право полного свободного прохода военных кораблей в мирное время имеют только черноморские страны, и даже они должны предварительно уведомлять Турцию. Для других государств действуют более строгие ограничение, касающиеся классов, тоннажа и общего количество кораблей нечерноморских государств в Черном море.

Турция должна запрещать проход через пролив любых военных кораблей в случае войны, в которой она не участвует. В ином случае Турция имеет право сама определять степень опасности и разрешать или запрещать проход.

Грубо говоря, закрыть проход для военных кораблей Турция может только в случае официального объявления войны. При этом ООН может отменить решение при определенной процедуре голосования.

Но это теория, которая достаточно сильно отличается от практики. Турция на протяжении нескольких десятков лет принимала внутренние законы, которые осложняли использование положений конвенции, или пыталась это сделать.

Так, например, сейчас действует турецкий "Регламент судоходства в проливах", который позволяет перекрыть проход, прикрываясь необходимостью технических работ, специальной полицейской операцией и т. п.

В НАТО, как и в России, исключают возможность перекрытия проливов.

Важность Черноморских проливов

Проливы Босфор и Дарданеллы – это единственный выход из Черного моря в мировой океан.

Из портов Новороссийска по этому маршруту прежде всего экспортируются нефть, зерно, металл и удобрения.

Кроме того, по этому маршруту Россия осуществляет большую часть поставок для авиабазы в Сирии.

Основным транспортным узлом, через который проходят поставки по этим маршрутам, является морской порт Новороссийска, который является крупнейшим портом Черного моря. Грузооборот порта Новороссийск по итогам 2014 г. вырос на 8% к уровню 2013 г. до 121,59 млн тонн. Количество судозаходов выросло на 9,8% до 5780 ед. флота.

В целом стоимость товаров, прошедших через Новороссийскую таможню, по итогам прошлого года составила $9,852 млрд, за 10 месяцев текущего года показатель составил $5,641 млрд.

В структуре экспорта, как видно, лидирует Египет, что объясняется огромными объемами поставок зерна и металлургической продукции.

В структуре импорта через Новороссийск лидируют Китай, Турция, Египет, Израиль и Бразилия.

Ввозятся прежде всего фрукты и овощи из Египта, Турции и Израиля, а также машины и оборудование из Китая.

В ненефтяном экспорте злаки и черные металлы лидируют с большим отрывом, тогда как в импорте основную долю занимают овощи, фрукты и оборудование.

Экспортные группы
Товарная группа Наименование товарной группы Стоимость ($ млн) Доля, %
10 ЗЛАКИ 1 270,55 59,67%
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 360,14 16,91%
31 УДОБРЕНИЯ 168,18 7,90%
15 ЖИРЫ И МАСЛА ЖИВОТНОГО
ИЛИ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
133,08 6,25%
7 ОВОЩИ 51,34 2,41%
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 23,4 1,10%
25 СЕРА; ЦЕМЕНТ 14,95 0,70%
29 ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ
СОЕДИНЕНИЯ
12,98 0,61%
11 ПРОДУКЦИЯ
МУКОМОЛЬНО-КРУПЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
11,9 0,56%
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ
НИХ
10,25 0,48%
Импортные группы
Товарная группа Наименование товарной
группы
Стоимость
(млн долларов США)
Доля, %
7 ОВОЩИ 484,42 15,09%
8 СЪЕДОБНЫЕ ФРУКТЫ И ОРЕХИ 468,3 14,59%
84 ОБОРУДОВАНИЕ 328,68 10,24%
85 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ 138,29 4,31%
72 ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 138,25 4,31%
89 СУДА, ЛОДКИ И ПЛАВУЧИЕ КОНСТРУКЦИИ 134,04 4,18%
17 САХАР И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА 133,57 4,16%
20 ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОВОЩЕЙ, ФРУКТОВ, 121,29 3,78%
9 КОФЕ, ЧАЙ, МАТЕ, ИЛИ ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ, И
ПРЯНОСТИ
97,71 3,04%
39 ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 88,77 2,77%

Что касается энергоресурсов, то через проливы Босфор и Дарданеллы ежегодно проходит около 25 млн тонн нефти и еще около 37 млн нефтепродуктов из России. И если сырой нефти таким образом по данному маршруту экспортируется примерно около 5% от всей добычи, а большая часть поставляется с помощью трубопроводов, то доля нефтепродуктов еще выше, так как они транспортируются за счет морских перевозок.

Как видно, Турция вполне может нанести большой ущерб российской торговле, в том случае если пойдет на крайние меры и закроет проход через проливы. Но если подобное случится, то это будет весьма кратковременным решением.

С очень большой вероятностью НАТО будет давить на Анкару, так как дальнейшей эскалации в регионе никто не хочет. Кроме того, с юридической точки зрения Турция не может закрыть проливы только для российских судов, а значит, они будут закрыты полностью, что вызовет справедливое возмущение очень многих стран.

Также стоит учитывать, что большая часть зернового, нефтяного и стального экспорта осуществляется не под российскими флагами, а под либерийский, кипрскими и т. д. Это распространенная практика, которая снизит эффективность радикальных шагов Турции.

Удобные флаги

Так называемые «удобные флаги» используются повсеместно, по данным ЮНКАД в 2014 г. примерно 73% мирового национального тоннажа приходились на суда с иностранными флагами.

Россия показывает один из самых высоких показателей по использованию «удобных флагов». Статистика ЕСИМО свидетельствует, что по состоянию на 2015 г. из 1387 судов, приходящихся на бенефициаров Российской Федерации, только 1110 плавают под российским флагом. По другим оценкам, доля «удобных флагов» превышает 70% отечественного тоннажа.

Тем не менее действующее законодательство дает возможность Анкаре заметно осложнить и замедлить работу торговых судов, вопрос только в политическом решении со стороны Эрдогана. Нельзя исключать, что ради собственных амбиций президент Турции окончательно решит настроить против себя почти все мировое сообщество.

Перекрыть проливы Бофсор и Дарданеллы Турция может несколькими способами. Во-первых, полностью запретить проход для определенных судов, например, под российским флагом или вышедшим из российских портов в Черном море. Это полностью противоречит действующему законодательству и является грубейшим нарушением, поэтому Россия вполне успешно может действовать через ООН и НАТО. Это практически самоубийственный шаг, который если и будет действовать, то вряд ли дольше нескольких дней.

Во-вторых, проливы могут быть частично перекрыты для всех судов, что Анкара может объяснять необходимостью технических работ или проводящимися специальными операциями. Хотя в этом случае речь не идет о полной официальной блокировке проливов, скорость прохождения по маршруту значительно снизится, что осложнит работу российских компаний. Досмотры, проверки, инспекции - все это турецкая сторона может использовать, но вряд ли подобные действия примут массовый характер. С большей вероятностью на подобные шаги турецкие власти решатся в отношении отдельных судов, представляющий наибольшую важность для России.

Говорить о полном закрытии проливов для всех судов всех стран вряд ли следует. Турция получает неплохие деньги за счет транзита, пользуясь своим уникальным географическим положением. Но если проливы будут закрыты, регион и весь мир окажется на грани коллапса в морских грузоперевозках, а реакция других стран, в том числе партнеров по НАТО, будет очень быстрой и, скорее всего, достаточно жесткой.

Пролив Босфор на карте мира.

Пролив Босфор («Стамбульский пролив») - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным морем. На обеих сторонах пролива стоит турецкий город Стамбул. Пролив обеспечивает доступ к Средиземному морю и морям большей части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы.

Стамбул… Древняя столица трех могучих империй — Римской, Византийской и Османской. Город, который разделяет и одновременно, объединяет западную и восточную цивилизацию и уникальным образом передающий изысканный восточный колорит и культуру современной Европы.

Стамбул, мегаполис с 15 миллионами жителей возник в 7 веке до нашей эры. И даже в то далекое время, когда он именовался еще Византием, город был крупным портом и центром морской торговли. Этому способствовало его стратегически удачное расположение.


Великолепный город Стамбул располагается на границе двух материков, поэтому сердцем города по праву можно назвать Босфор. Удивительной красоты пролив Босфор зачаровывает своими водами и контрастно убранными берегами. По соседству с рыбацкими поселками и современными небоскребами расположились величественные дворцы, которые как нельзя лучше отображают судьбу города - символа сплетения роскоши и нищеты, древности и современности.

Пролив Босфор простирается в длину на 30 километров, его максимальная ширина - 3700 метров, минимальная - 700 метров, а глубина пролива достигает 80 метров.

Зеркальные воды Босфора, предающие очарование старому городу, нельзя ни с чем сравнить, они всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Все величие и убожество Царьграда отражается в сверкающей глади этого пролива. Летние резиденции и изящные дворцы, которые беспорядочно разбросаны по берегам, мирно соседствуют с ветхими деревушками, населенные рыбаками. Только изредка впечатление, создаваемое древними строениями, разрушается стальным блеском от современных небоскребов.

Карта Пролива Босфор на русском языке



Саша Митрахович 21.10.2015 15:39


Босфор окружен множеством легенд, которые имеют свои версии происхождения названия пролива. Одна из наиболее распространенных гласит о том, что пролив получил свое название благодаря прекрасной Ио, которую Зевс превратил в белую корову. Несчастная девушка прыгнула в воду, которая с тех пор носит название «коровий брод» или Босфор.

Название пролива Босфор произошло от двух греческих слов: «бык» и «проход»- «коровий брод», а сам пролив теснейшим образом связан древнегреческими мифами, один из которых гласит что:

Зевс влюбился в Ио - жрицу Геры, которая была дочерью царя Инаха. Супруга любвеобильного Зевса за это превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. Выручило ее то, что она спряталась в водах Босфора, который после этого и получил свое название — «коровий брод».


Саша Митрахович 22.10.2015 21:02


Пролив Босфор на карте мира расположен на территории современной Турции и разделяет Европу и Азию, а Стамбул расположен по обе его стороны.

Пролив Босфор это 30-километровая извилистая трещина, соединяющая Черное море с и далее, через , со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.

Пролив Босфор на карте Мира:


Саша Митрахович 22.10.2015 21:11


Берега Босфора соединяют Босфорский мост длиной более 1 000 метров и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1 090 метров. Также планируется построить третий автодорожный мост протяженностью 1 275 метров.

Если же обратиться к подлинной, а не воображаемой истории, то можно узнать, что первым построившим через пролив мост, был персидский царь Дарий, переправивший через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту, который состоял из плотов, перекинутых с корабля на корабль. Насколько грандиозное мероприятие он совершил в инжинерном плане настолько бездарно провалился сам поход во владения Скифов. Не приняв ни одного сражения Дарий потерял всё своё необразимо огромное войско.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он - самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров.

Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его еще называют «Второй босфорский мост». Мост был построен около крепости Румели-Хисары к 535-летию завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, его длина чуть меньше - 1510 метров, он завершен был в 1988 году. В то время когда его начали возводить, многие говорили, что мост может испортить силуэт города и всю прелесть Босфора. Но, не смотря на это, мост, сооруженный в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, смог гармонично вписаться в извилины окружающих холмов.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги.

Нынешние жители Турции гордятся своими мостоми через пролив.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:13


Тоннель Мармарай под Босфорским проливом . Осенью 2013 года по дну Босфора открыли железнодорожный тоннель, который соединил два континента. Только четыре минут на нем - и пролив преодолен. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, потом можно пересаживаться на метро.

Построен туннель для уменьшения нагрузок на существующие мосты через Босфор и для уменьшения загазованности атмосферы. При строительстве инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, предприняты все возможные меры, чтобы тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:15


Красивые панорамы не вызывают пресыщения. На берегах пролива смесь прошлого и настоящего, роскоши и бедности: мраморные дворцы примыкают к развалинам каменных крепостей, современные отели стоят рядом с деревянными яли.

Еще с конца 17-го века во времена Османской империи паши, визири и просто богатые семьи возводили вдоль береговой, там, где ранее была только рассыпь рыбацких деревень, дома, особняки и дворцы. Тогда и возник архитектурное детище Босфора - приморский особняк - яли. В переводе с турецкого это означает «дом у воды».

Обычно он представлял собой деревянный дом в несколько этажей, стоящий у самой кромки воды. Эта традиция дожила и до наших дней. Множество дошедших до нашего времени старинных яли после реставрации стали ресторанами, дорогими бутик-отелями и домами городской элиты.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:19


В проливе немало удобных бухт. Самой красивой из которых является . Эта бухта своими формами напоминала рог, поэтому в древности ее так и назвали - “Рогатый Залив”. Берега этого залива на такие извилистые как берега Босфора, поэтому бухта образует удобную стоянку для больших и маленьких судов. В устье этой гавани нет никаких рек, поэтому воды всегда отличались чистотой и прозрачностью.

Кроме того, Золотой Рог надежно прикрыта от ветров. Зима здесь начинается не раньше декабря месяца, а снег на Босфоре бывает большой редкостью. Осень довольно продолжительна, и является лучшим временем для посещения пролива.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:20


Самая распространенная теория («Теория черноморского потопа») гласит о том, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 г. до н.э. в результате таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, вследствие резкого повышения уровня воды на 140 метров.

Уровень Черного и Средиземного моря тогда был ниже уровня Мирового океана на 120 м и сообщения между морями не было.

Всего за считанные дни мощный поток пробил дорогу из Средиземного моря в Черное, представляющее в то время пресноводное озеро.

На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. На подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований были обнаружены затопленные города.

Скорее всего, именно образование Босфора стало поводом для возникновения мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге. Кстати говоря, относительно неподалеку, в Восточной Анатолии, находится гора Арарат.

Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:23


Чтобы полностью ощутить, что такое пролив Босфор, нужно совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Прогулка по проливу Босфор - удовольствие неописуемое. Вашему взору предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. Оказавшись вечером на борту прогулочного судна, можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» - древнегреческого названия Константинополя.

Город на закате словно одевает свою самую красивую маску. В тесноте отходящих паромов, столпившихся судов, реве труб при заходящем солнце можно наблюдать как город зажигает свои чудесные огоньки на холмах. Раздаются голоса муэдзинов. Поговаривают, что для вечерних молитв в старину зачастую брали слепых глашатаев, чтобы их не смущала прелесть наступающей ночи. Святая София, словно мачта корабля, возвышается над городом и придает ему неземной чарующий вид с Босфора.

Посмотреть всё это можно с борта регулярного пассажирско-туристического парома, стартующего от Эминёню и проходящего практически до самого Чёрного моря. Конечный пункт - Анадолу-Каваги, где можно выйти, прогуляться пару часов и на следующем рейсе поэтому же билету вернуться назад. Или на экскурсионных яхтах от того же Эминёню, но они вас довезут максимум до второго моста, и будут стоить дороже.

Ничего нет более захватывающего, чем Босфор в вечернее время. Окрашенные алым цветом заходящего солнца, босфорский пролив и город, надевают особую маску, загадочную и чарующую.

Это наиболее узкое место Босфора - всего около 650 метров. Здесь ближе всего Европа подходит к Азии. И здесь же между двумя крепостями в старину натягивали огромную железную цепь через пролив и «запирали» Босфор для входящих судов.

Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:27

Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море?

  1. Никакой пролив не соединяет, посмотри карту
  2. По данным http://ru.wikipedia.org

    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305; Стамбульский пролив) пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

    Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив) 1. Глубина фарватера от 33 до 80 м 2.

    По одной из наиболее распространнных легенд пролив получил сво название благодаря дочери древнейшего аргивского царя прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется коровьим бродом или Босфором 3.

    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжнностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта около 56 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос 4. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray5 (срок окончания 2013 год) , который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.

    Предполагается (теория черноморского потопа) , что Босфор образовался лишь 75005000 лет назад. Прежде уровень Чрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водомах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

    Древние греки Босфором также называли Керченский пролив Боспор Киммерийский.

    Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

    В зимы 16211669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

  3. Пролив Босфор с греческого переводится как скотий брод. И это утверждение нужно воспринимать буквально, то есть это название возникло во времена, когда скот мог переходить пролив с одного берега на другой, при глубине брода около одного метра. И брод этот существовал по-видимому в месте донного порога Босфора с его глубиной 27,5 метров. Известны работы по определению террас размыва береговых склонов восточных и западных берегов Атлантического океана. Их ровно 31: с глубины 155 метров до самой поверхности океана. Их генезис - метеорит-болид-астероидный: при их последовательных выпадениях в океан его уровень периодически повышался. И для порога Босфора глубиной в 27,5 метра возраст перехлста этой высоты суши массой морской воды в 6 м высоты, равен возрасту - 146575 год до н. э. В 117260 году до н. э. такая катастрофа вновь повторилась. Исследователь
  4. орские проливы последовательно соединяют Чрное море с Мраморным, а Мраморное с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии) . Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
    Содержание убрать
    1 Описание
    1.1 Босфор
    1.2 Дарданеллы
    2 Вопрос о Проливах
    3 Примечания
    4 См. также
    5 Литература
    6 Ссылки
    править Босфор
    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305;, греч. #914;#972;#963;#960;#959;#961;#959;#962;) пролив, соединяющий Чрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания 2012 год) , который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
    править Дарданеллы
    Дардане#769;ллы (тур. #199;anakkale Bo#287;az#305;, греч. #916;#945;#961;#948;#945;#957;#941;#955;#955;#953;#945;), древнегреческое название Геллеспо#769;нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл 4015 северной широты и 2631 восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера 55 метров.
  5. Там есть пролив, но его мало кто отмечает. Это Босфор
  6. босфор - но не напрямую
  7. Чрное и Средиземное море не связаны напрямую. Чрное через Босфор связано с Мраморным морем, Мраморное через Дарданеллы связано со Эгейским, Эгейское через несколько проливов связано со Средиземным.
  8. Спасибо
  9. щас дарою, чуток осталось и назову твоим именем.
  10. Такого пролива не существует
  11. черноземный

Сухопутная граница Европы и Азии проходит по горам, Уральским и Кавказу, а морская - по водам нескольких морей и проливу Босфор. О том, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор, пойдет речь в статье.

Босфор: происхождение

С названием пролива между берегами Европы и Азии связан трогательный древнегреческий миф. Когда-то Зевс полюбил прекрасную девушку Ио, которая была дочерью речного бога. Чтобы избежать гнева Геры, супруги Зевса, Ио, приняв образ коровы, бросилась в воды пролива, который с тех пор получил название Коровий (бычий) брод, или Босфор. Многие не подозревают, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор. Морем, которое связано с Мраморным через Босфор, является Черное.

Образование пролива объясняется Черноморским потопом, случившимся около 8 тысяч лет назад. Он и связал два моря: с тех пор Босфор (пролив) соединяет Черное и Другая версия образования пролива - затопление русла реки. Обе версии имеют научные доказательства: рельеф дна и особенности флоры объясняются первой точкой зрения, а наличие двойного течения, пресного и соленого, - второй.

Босфор: значение

Пролив имеет исключительное географическое положение. Он разграничивает Европу и Азию. ведущий из Черного моря в Мраморное и обратно, является единственным путем из Черного моря в Мировой океан. Таким образом, Босфор имеет важное геополитическое значение. По водам Босфора происходит транзит товара из Европы, в частности из Черноморских стран (России, Украины, Кавказских государств) в Африку, Северную и Южную Америку, и наоборот. Какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор? Это Черное, внутреннее море, для которого данный пролив длиной около 30 км является стратегически важным путем сообщения с открытым Средиземным.

Дарданеллы

Для выхода к Мировому океану кораблям, следующим в Мраморное море (о том, какое море соединяется с Мраморным проливом Босфор, сказано выше), нужно преодолеть не только Босфор, но и другой, не менее значимый пролив - Дарданеллы. Это совокупность проливов, соединяющих Мраморное море с Эгейским и далее со Средиземным. Он в два раза длиннее Босфора. Дарданеллы и Босфор являются одинаково важными географическими, экономическими и политическими объектами.

Босфор и Турция

С обеих сторон пролива расположена территория, которую занимает Турция. Пролив Босфор не раз закрывался турецкими властями из политических и экономических соображений. Иностранные суда пропускались через Босфор только после получения особенной лицензии у Турции. Из-за такой политики периодически возникают распри между черноморскими государствами и Турцией. В настоящее время воды Босфора считаются открытыми, однако турецкие власти оставили за собой право ограничивать прохождение через пролив военных судов и кораблей нечерноморских стран.

Босфор и Стамбул

С Босфором непосредственно связана история одного из древнейших городов на планете - Стамбула. Расположение Стамбула уникально: его территория находится и в Европе, и в Азии, а Босфор служит естественной границей между двумя частями света и городом. При этом европейская часть города - это основной культурно-исторический центр, где проживает большинство населения. Город Стамбул (он же Византий) упоминается и в древнерусских летописях как место, откуда пошло православие на русской земле. Этот город, в сердце которого находится Босфор, имеет самую большую численность населения в Европе. Возможно, это связано с его удачным местом расположения, с его богатой историей и уникальной культурой.

Босфор делает Стамбул еще и самой оживленной морской трассой в мире. К примеру, нагрузка на соединяющий Красное море со Средиземным, в три раза меньше. Суда из черноморских стран непрерывно курсируют по Босфору.

Подобная загруженность оказывает значительное влияние на экологию города. Редко, но случаются из проходящих по Черному морю танкеров. Корабли, машины, большое количество предприятий загрязняют экологию Стамбула. На берегу Босфора не слышен плеск волн из-за шумовой загрязненности, а в ночное время из города редко видны звезды из-за световой перенасыщенности. Однако сложившаяся в Стамбуле экологическая ситуация не останавливает многомиллионный поток туристов. Ведь город поистине уникален.

на Босфоре

Представить Стамбул без многочисленных паромов и вапур, курсирующих от одного берега Босфора к другому, невозможно. Населению города не обойтись без этого транспорта, ведь значительная часть населения из азиатской части Стамбула ежедневно посещает европейскую. Вапуры и паромы создают особенный колорит города. Они же помогают туристам добраться до некоторых достопримечательностей, расположенных на берегу Босфора.

С береговой линии взору туристов открывается вид на дворцы Долмахче, Йылдыз, Буколеон, руины Влахарнского дворца, многочисленные крепости и замки.

Главной из них является дворец-музей Топканы - пожалуй, самый величественный дворец османских султанов, занимающий крайнюю точку мыса Сарайбурну, который омывают Мраморное море, и пролив Босфор.

Стамбул, удовольствия и опасности в котором сосуществуют, завораживает своей красотой, древней и увлекательной историей, особенной культурой. Однако танкеры, перевозящие нефтепродукты и другие опасные вещества, вызывают опасение. Рельеф и береговая линия Босфора сложны для прохождения крупных кораблей. Но высококвалифицированные лоцманы помогают избежать катастроф на Босфоре.

Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.

Дарданеллы - это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции . Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина - 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)

Устаревшее название пролива - Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».

Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери - их воспитывала злая мачеха Ино.

Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.

Место падения девочки - между Херсонесом и Сигеем - с тех пор прозвали «морем Геллы».

Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города - Дардания.

Дарданеллы - история воин за пролив со времён античного мира

Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины .

  • — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО: от периода неолита (Кутемпе в окрестностях Трои) до 350 г до н. э. — 400 г н. э. — 9 археологических слоев самого города;
  • Гелиболу: башня византийского укрепления Каллиполис (восстановлена в XIV в.), в ней — Музей турецкого адмирала Пири Рейса, автора путеводителя по Средиземному и Эгейскому морям, крепость (XIV в.), мечеть Сулеймана-Паши (XIV в.), Дом Мевлеви (XVII в.), Мемориал русским воинам в окрестностях города;
  • Полуостров Гелиболу — Троя и еще 32 античных памятника, Национальный парк Мира, посвященный истории Первой мировой войны (оружие, затопленные корабли, вырытые окопы, защитные сооружения).
  • Чанаккале: мечети: Калеи Султанийе, Кёпрюлю Мехмед-Паша, Сефер-Шах; музеи: Археологический, Ататюрка, Военный, Троянский; монументы погибшим австралийским, английским и новозеландским воинам, многочисленные горячие источники.
  • Памятник русским воинам на русском кладбище, называемом «Голым полем», установленный в 2008 г., представляет собой реконструкцию памятника 1921 г., разрушенного землетрясением 1949 г. Тот, первый памятник был передан Гели-болу генералом А. П. Кутеповым, когда его корпус покидал город. На вершине каменного кургана установлен крест. Надпись на памятнике гласит: «Первый корпус Русской армии — своим братьям-воинам, в борьбе за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920-1921 годах и в 1854-1855 годах, и памяти своих предков-запорожцев».
  • Почти все время Второй мировой войны Турция держала нейтралитет, Дарданеллы были закрыты для кораблей воюющих стран. В феврале 1945 г. Турция вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции, однако этой декларацией и ограничилась.
  • В последнее время в Турции звучит все больше призывов пересмотреть положения Конвенции Монтрё. Речь идет об экологической угрозе Проливам в связи со все большей плотностью потока кораблей и возрастанием количества аварий с нефтеналивными судами.
  • В 2011 г турецкий археолог Растем Аслан, руководитель раскопок на территории Трои, сделал заявление, что его группой, работавшей на побережье возле городка Канаккале, на дне пролива обнаружены остатки древнего поселения, возраст которого — примерно пять тыс. лет. По словам Аслана, сохранилось лишь примерно 5% его строений.

Саша Митрахович 24.10.2015 15:19