Бабушкины грязи. Басманный треугольник Новая жизни усадьбы

  • 29.06.2019

История усадебного владения на нынешней Новой Басманной улице, 16 прослеживается еще с восемнадцатого столетия, когда в 1850-1870-х годах оно находилось в собственности бывшего истопника самодержицы Елизаветы Петровны - Василия Ивановича Чулкова. Со временем участок отошел к племяннику его жены Семену Брюхову, приписанному к царскому двору в должности «придворного танцмейстера».

В великий пожар, случившийся в Первопрестольной в 1812 году, особняк в два этажа, выстроенный из камня, полностью выгорел и был восстановлен и реконструирован 3 года спустя, после чего его главный фасад украсил шестиколонный портик.

Фото 1. Особняк Ивана Карловича и Романа Прове на Новой Басманной улице, 16 в городе Москве

Городская усадьба в 1838 году отошла в собственность Екатерины Петровны Ростопчиной-Протасовой - вдовы бывшего московского генерал-губернатора Федора Васильевича Ростопчина. Здесь же проживала и жена ее сына Евдокия Петровна Сушкова, пребывавшая в Москве в ссылке за свою язвительную балладу с названием «Насильный брак». Цензоры усмотрели в произведении намеки на входившую в состав Российской империи Польшу.

В летние дни 1858 года в доме на Новой Басманной, 16 останавливался Александр Дюма во время своего путешествия с Кавказских гор в Петербург.

Евдокия Петровна ушла из жизни в 1858 году, а спустя год предали земле и Екатерину Петровну. Особняк с территорией перешел по наследству к Наталье Федоровне Нарышкиной, которая практически сразу переуступила его Сергею Васильевичу Шереметеву. После смерти последнего, усадьба отошла к Юлии Сергеевне Шереметевой.

Еще при Сергее Васильевиче комнаты сдавали в аренду. Так, в зимние месяцы 1863-1864 годов здесь проживал писатель Алексей Феофилактович Писемский.

Новая жизни усадьбы

Новым хозяином владений в 1870 году стал Иван Карлович Прове. По его заказу архитектор Роберт Андреевич Гедике, больше практиковавший в Петербурге, полностью меняет декор здания, изменив классические формы на модный тогда стиль эклектики. Таким образом, здание лишилось своего портика с поддерживающимися колонками и приобрело небольшие декоративные элементы фасада. Скульптурное украшение особняка выполнялось в мастерской Александра Михайловича Опекушина.

Помимо главного дома на территории возвели строение под устройство зимнего сада и оранжерею. Также здесь имелись строения конюшни, сарая для скота, каретной и прочих необходимых служб.

После смерти хозяина, владение №16 по Новой Басманной улице отошло к его сыну Роману Ивановичу Прове, который продолжил и семейное дело. С приходом к власти большевиков, последний, вместе с женой, эмигрировал в Германию.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

Сегодня хочу рассказать про одну из самых красивых улиц Москвы. Улица Новая Басманная - она возникла в 1640-х гг. В конце XVII в. называлась Капитанской слободкой, так как шла вдоль Капитанской слободы, где жили иноземные офицеры. Название Новая Басманная ул. она получила в начале XVIII в., когда стала служить новой дорогой, ведущей от Мясницкой ул. к Басманной слободе, возникшей в Москве в XVII в. Полагают, что она была заселена мастерами серебряного дела, изготовлявшими басмы - узорные украшения для окладов икон из басманного (тонкого листового) серебра, реже золота, меди или железа.

По другой версии жители слободы - басманники выпекали особый сорт хлеба, по-татарски называвшийся "басманом" (на верхней корке его "басмились" разные фигуры, т.е. хлеб был клеймен. Слово басманник известно с XVII в., - пекарь, выпекающий басманы. Более достоверна именно эта версия. В 1918-1922 гг. называлась ул. Коммуны.

Поликлиника Наркомата путей сообщения.

Построена в 1933-36 гг. в стиле конструктивизма.

В настоящее время - Центральная поликлиника ОАО «РЖД».

Бывшая Куракинская богадельня при усадьбе князя Б. Куракина. Комплекс выстроен в 1730-1740 годах. Богадельная перестроена в 1902 году.

До 1935 г. высилась башня Никольского храма при богадельне.

Бывший главный дом усадьбы князей Куракиных. Построен в 1790-е годы.
1955

В настоящее время в этом здании располагается Центральная научно-техническая библиотека ОАО «РЖД». Сотрудники библиотеки рассказывают, что именно здесь А.С. Пушкин познакомился на балу с Н. Гончаровой.

Доходный дом Московского Басманного Товарищества.

Дом был построен в 1913 году по заказу Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества. Предполагалось, что здание станет частью большого жилого комплекса, возвести который планировалось вдоль всего Басманного тупика до Старой Басманной улицы, однако война и последовавшая за ней революция помешала реализации этого проекта. Тем не менее дом на момент постройки относится к числу самых больших в городе. Для обслуживания дома рядом были возведены ещё несколько зданий.

Здесь в 1921-25 годах год жил и работал венгерский писатель Мате Залка, а в 1935-48 годы - поэт-песенник Алексей Фатьянов. В середине 1980-х годов всех жильцов выселили.
А незадолго до этого дом представлял собой жуткую картину. В почти пустом доме остались только старики, и, поскольку им было тяжело ходить, они выбрасывали мусор прямо из окон. Вскоре внутренний двор, похожий на высокий гулкий колодец, был завален мусором почти по колено. Изредка из окон вылетал очередной пакет с мусором...

В этом доме происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти».

На здании доска. Памятник истории и культуры. Жилой дом, конец XVIII в., архитектор М.Ф. Казаков. Охраняется государством.

Храм апостолов Петра и Павла на Новой Басманной.Первое упоминание церкви Петра и Павла в Капитанской слободе относится к 1695 году, указывается как новопостроенная, деревянная, строительство которой начали в 1692 году. Строительство каменного храма на месте деревянного началось в 1705 году. Строительство храма шло под руководством архитектора Ивана Зарудного по личному указу Петра I по им составленным чертежам.
1882 год

В 1922 году храм захватывают обновленцы. В 1931 году, после сноса храма Христа Спасителя, Петропавловский храм становится резиденцией Первоиерарха православных церквей в СССР А. И. Введенского с его «Богословской академией». Окончательно храм закрывают в 1934 году и размещают в нём склад. В 1960 году прошла реставрация храма, при этом несколько нарушили первоначальный вид здания, установив завершение и шпиль колокольни в «голландском стиле». С 1970 года здание храма отдают в пользование НИИ «Геофизика», который разбил помещение храма на несколько дополнительных этажей. К 1990 году храм настолько обветшал, что пришлось провести косметический ремонт; при этом в тротуар была вмонтирована часть надгробной плиты.
В 1992 храм возвращён Русской Православной Церкви, малое освящение храма состоялось в 1994 году.

Трёхэтажный жилой дом постройки конца XVIII - XIX века.
Дом Плещеева.

Выстроен после 1797 года для директора Воспитательного дома Г. Гогеля, затем перешёл к статс-секретарю С. Плещееву. Впоследствии внешность дома была изменена. Памятник архитектуры.

Флигель городской усадьбы Н. Д. Стахеева 1900 год.
Далее идет Центральный дом детей железнодорожников.

Особняк построен в 1898-99 годах. В 1890-х годах усадьбу приобрёл потомственный почётный гражданин коммерции советник Николай Дмитриевич Стахеев. Состояние, которое он нажил на торговле чаем, мануфактурой и на разработке месторождений золота и нефти, было огромным - 40 млн рублей.
В 1898-99 годах архитектор М. Ф. Бугровский выстроил в усадьбе роскошный особняк в стиле неоклассики, возведение которого стоило Стахееву 1 млн рублей. Особняк использовался под сдачу в аренду богатым москвичам. Так, в 1910-х годах он сдавался Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове мецената Саввы Тимофеевича Морозова за 25 тыс. рублей в год.

С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. С 1940 года здесь размещается Центральный дом детей железнодорожников.
Интерьеры особняка не раз становились местами съёмки фильмов. Здесь снимали такие телесериалы, как «Семнадцать мгновений весны», «Азазель», «Идиот» и др.
Левое крыло - бывшая картинная галерея (Стахеев был родственником живописца И.И. Шишкина).
Правое крыло - бывший доходный дом, остаётся жилым.
Обычный жилой дом

Построен в 1896 году.
Военная Комендатура города Москвы.

В XVIII веке усадьба принадлежала В. И. Чулкову, служившему у императрицы Елизаветы Петровны. В 1870 году здание перестроено для городской усадьбы И. К. Прове. В данный момент в здании находится Управление коменданта города Москвы.

Новая Басманная дом № 21. Быв. водочный завод Копейкина-Серебрякова.

Усадьба Варенцовых-Штеккер-Голицына.Дом 18 по Новой Басманной – двухэтажный эклектичный особняк, слегка потерявший свою былую красоту от долгого времени своего бытия. Имеет длинную и интересную историю. Сначала тут жил аптекарь Христиан Рихтер.В 1835 году дом приобрел московский 2-й гильдии купец Михаил Маркович Варенцов - торговец москательным товаром. У него была большая семья, в том числе пятеро сыновей. Все они жили в этом доме. После Михаила Марковича усадьбу наследует его сын Сергей Михайлович Варенцов - личность знаменитая.
В 1896 году особняк Штеккеров был отобран Московским управлением Министерства Императорского дворца, поскольку попал в число 25 особняков подходящих по условиям комфорта и оснащения для проживания во время коронационных торжеств высоких иностранных гостей.

Здесь проживали представители Испанского королевства. В апреле 1896 года на казенный счет дом был заново меблирован и отделан. С мая тут поселился посол короля Испании Дон Хуан герцог Нахера с супругой и свитой из 6 человек.
После кончины Г. Л. Штекера в 1903 году его наследники продали дом князю Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915). Он был управляющий Голицынской больницей, егермейстер, вице президент императорского Московского скакового общества. Он продал в казну свой дом на Волхонке и переехал сюда.
Наследникам князя дом принадлежал вплоть до 1918 года.
После национализации здесь находился Музей отдела труда Моссовета, жилые квартиры и госучреждения.

Пожалуй на этом доме первую часть и закончим.

Усадьба на Новой Басманной улице, 22 построена в 1895 году по заказу Ивана (Иоганна) Карловича Про ве, известного промышленника и предпринимателя немецкого происхождения.

Главный дом с двумя симметрично расположенными флигелями был предназначен для младших детей И.К. Прове, двойняшек Федора (Теодора) и Адели. Проект особняка был выполнен архитектором Карлом Васильевичем Тре йманом в стиле «французского неоренессанса». Постройки старой усадьбы, принадлежавшей раньше купцам Ланиным, снесли, и на их месте, немного в глубине участка, выстроили новый трехэтажный дом. Первый его этаж был отведен для хозяйственных помещений и комнат прислуги, второй этаж целиком занимала квартира Федора Ивановича Прове, а третий – квартира Адели Ивановны Прове, в замужестве – Ка лиш. В квартиры были устроены отдельные парадные входы – справа для Федора, слева – для Адели, оформленные по-разному, над входами в картушах помещены вензели с инициалами владельцев – «ФП» и «АК». Флигели так же делились между братом и сестрой – правый принадлежал Федору, левый – Адели.

Фасады усадебного дома и флигелей отделаны рустом и выкрашены контрастно в красный и бежевый цвета, главный фасад дома декорирован лепниной, окна обрамлены наличниками. От улицы особняк отделен кованой оградой.

Заказчик дома Иван Карлович Прове - из семьи обрусевших немцев, его отец приехал в Россию из Пруссии. Коммерции советник Иван Прове был совладельцем Торгового дома «Людвиг Кноп», директором правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, членом советов нескольких банков, директором Московского страхового от огня общества. Он также был известен как коллекционер – имел небольшое собрание западноевропейской живописи XIX века и был членом Московского общества любителей художеств. Помимо этого, Прове принимал деятельное участие в создании Музея изящных искусств и был членом Комитета по устройству музея. На его средства был построен и отделан Библиотечный зал (сейчас зал №12).

Его сын Федор Иванович участвовал в семейном деле, но подлинной его страстью была нумизматика. Он собрал одну из самых богатых коллекций античных и византийских монет (притом, что два раза ее продавал и потом опять восстанавливал), был членом, а одно время и председателем Московского нумизматического общества, собрал большую библиотеку по нумизматике; коллекционировал также предметы декоративно-прикладного искусства и старинные книги и рукописи.

Его сестра Адель Ивановна, вышедшая замуж за купца Георгия Калиша, как и все члены семьи Прове активно занималась благотворительностью, была попечительницей Общества поощрения трудолюбия, Болшевского приюта для девочек и членом Общества взаимопомощи нуждающимся ученикам 2-й женской гимназии.

В 1918 году усадьба была национализирована, членов семьи Прове отсюда выселили, и здание отдали под лечебные цели. Сейчас в одной части здания располагается банк, а в другой – государственный хор им. Свешникова.

Путеводитель по архитектурным стилям

Этот дом К.В. Трейман построил в 1895 году на месте усадьбы купцов Ланиных. Иван Прове заказал особняк для своих детей - двойняшек Федора и Адели. Поэтому дом состоит из двух симметричных частей с отдельными входами: над левым вензель «ФП», над правым - «АК». Федор и Адель Прове поровну разделили второй этаж здания, и у каждого был еще свой флигель.

Федор Прове был страстным нумизматом. Он собрал одну из самых больших коллекций античных и византийских монет. Также Федор коллекционировал предметы декоративно-прикладного искусства, старинные книги и рукописи. Адель Прове (в замужестве Калиш) занималась благотворительностью. Она была попечительницей Болшевского приюта для девочек и Общества поощрения трудолюбия.

В 1917 году особняк Прове занял противотуберкулезный диспансер. Сейчас в одной части здания располагается банк, а в другой - хор имени Свешникова.

  • Попадая в этот район Москвы , вы погружаетесь в прошлое, в мир великолепных усадеб, домов с мезонинами и тенистых садовых аллей.
  • На Новой Басманной улице находится необычная по своему облику церковь Петра и Павла, которая была построена по чертежу Петра Первого .
  • Заслуживает внимания Роскошный особняк купца Николая Стахеева, построенный в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским.
  • Великолепное здание Басманной больницы – 3-этажный дворец конца 18 в., принадлежавший М.П. Голицыну. Дом чудом уцелел во время пожара 1812 г.
  • В конце Старой Басманной улицы стоит скромный деревянный дом, где жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта.
  • Еще один деревянный дом на Старой Басманной - особняк Муравьёвых-Апостолов. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет!

Старую Басманную слободу можно назвать московским «Бермудским треугольником». Грани «Басманного треугольника» - Садовое кольцо, Новая Басманная и Старая Басманная улицы. Попадая сюда, вы «проваливаетесь» в прошлое, в мир великолепных усадеб и их сановных владельцев, в мир домов с мезонинами и тенистых садовых аллей. Вы увидите здесь и кусочек средневековых палат, и барочные церкви, и доходные дома купцов, и панельные советские многоэтажки. С Басманным треугольником связаны имена императора Петра I, художника Фёдора Степановича Рокотова; многократно и громко прозвучавшие в российской истории дворянские фамилии Голицыных, Куракиных, Демидовых, Перовских…

История этих мест начинается в XVII веке, когда в этом районе сложилась Басманная слобода. Основная версия происхождения названия района гласит, что здесь жили мастера, которые «басмили» кожу, то есть, делали на ней узорные украшения. Кожевники в силу неприглядности своей профессии всегда жили за Земляным городом (то есть за Садовым кольцом), а неподалеку находилась ещё одна кожевническая Сыромятническая слобода.

Станция метро «Красные ворота»

Прогулку по «Басманному треугольнику» стоит начать со станции метро «Красные ворота». Обратите внимание на форму южного вестибюля этой станции, похожую на портал. На этом месте некогда стояли настоящие Красные ворота - триумфальная арка в стиле московского барокко, построенная архитектором Дмитрием Ухтомским в 1753 году. Ее разобрали в 1927 году, а память о ней - в названии станции и форме её вестибюля.

За Красными воротами начинается Новая Басманная улица. В годы правления Петра Великого это была парадная улица, поскольку по ней он ездил в любимое село Преображенское и . Здесь не было места деревянным хоромам - только каменные дворцы, и обязательно по красной линии!

Куракинская богадельня

(ул. Новая Басманная, дом 4, стр. 1)

Русский дипломат князь Борис Иванович Куракин (1676-1727), будучи послом в Париже, не раз видел знаменитый Дом инвалидов, выстроенный Людовиком XIV. Князю Куракину захотелось, чтобы в Москве появился свой инвалидный дом. К сожалению, он не успел этого сделать при жизни, и, по завещанию отца, московский инвалидный дом построил его сын, князь Александр Борисович Куракин. Москвичи назвали этот дом «куракинской богадельней». Это замечательный образец московского елизаветинского барокко XVIII-го века, с характерными слегка вогнутыми плоскими наличниками. В ХХ-м веке облик богадельни изменился: её надстроили вторым этажом, а стоявшую в центре ансамбля церковь снесли. Первоначальное здание богадельни и надстройку очень легко различить: первая выкрашена в бирюзовый цвет, вторая - в бежевый. Сейчас в здании бывшей богадельни находится Московский дом национальностей.

(ул. Новая Басманная, дом 4-6, стр. 2).
Сразу за богадельней расположилась городская усадьба князей Куракиных. Её в 1790-х годах построил Степан Борисович Куракин - правнук уже знакомого нам Бориса Ивановича. Усадьба Куракиных, с её скульптурными рельефами и портиком из шести пилястр - прекрасный памятник зрелого московского классицизма. Кроме того, это еще и один из немногих «геральдических» домов Москвы: на фронтоне усадьбы сохранился родовой герб князей Куракиных.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

(ул. Новая Басманная, дом 11)

Возможно, это самая необычная . В ней нет почти ничего традиционно русского - строгая, лишенная яркого убранства, она гораздо больше похожа на протестантскую кирху, чем на православный храм. Но именно такой хотел видеть её император Пётр Великий - церковь построена по его чертежу! Он же подарил храму икону святых апостолов Петра и Павла. В советские годы её утеряли, но в наше время нашли и отреставрировали.

В середине XVIII-го века архитектор Ухтомский пристроил к церкви нарядную ярусную колокольню. Сейчас церковь Петра и Павла - действующий православный храм. Главные святыни храма - мощевик с частицами покрова Пресвятой Богородицы, власяницы святого Ионна Крестителя, плаща святого Иосифа Обручника, мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Григория Великого.

(ул. Новая Басманная, дом 14, стр. 1)

Мало кто знает, что прототип героя романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Кисы Воробьянинова - купец Николай Дмитриевич Стахеев, житель Новой Басманной улицы. Николай Стахеев занимался добычей угля и нефти, вел дела с недвижимостью в Москве и был очень богат. Социалистическая революция 1917 года застала его во Франции. Не желая потерять свои сокровища, он решил забрать их из тайника в московском доме и перевезти за границу. Но на обратном пути его задержал красногвардейский караул, и драгоценности Стахеева были национализированы.

Роскошный особняк Стахеева построен в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским. С 1940 года здесь находится Центральный дом детей железнодорожников.

Дом Перовских

(ул. Новая Басманная, дом 27, стр. 1)

Это старая деревянная усадьба, с мезонином в пять окон, изящным пилястровым портиком и декоративными лепными украшениями на фасаде. Ей почти 200 лет - возраст для деревянного дома очень почтенный. Хозяевами дома изначально была семья графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Денисьевой. Брак не был оформлен, дети не имели права носить фамилию отца и потому получили фамилию, образованную от названия имения Разумовских Перово (сейчас это район Москвы) - Перовские. Из этой семьи вышли знаменитые люди - писатель Алексей Перовский и революционерка-террористка Софья Перовская. Удивительный факт: брат её прапрадеда был первым фаворитом и неофициальным супругом императрицы Елизаветы Петровны, а Софья организовала убийство императора Александра II, за что была повешена. Сейчас в здании расположен банковский офис.

Басманная больница, или «несгораемый» дом Голицына

(ул. Новая Басманная, дом 26, корп. 1)

Это великолепный трёхэтажный дворец, с двумя каменными флигелями и сохранившейся исторической оградой, украшенный пилястрами и тонким лепным декором. Его построил в конце XVIII-го века Никита Демидов, выходец из богатейшей и могущественнейшей семьи Демидовых - создателей российской металлургии. Вскоре дворец купил Михаил Петрович Голицын, известный коллекционер. Этот дом стали называть «московским Эрмитажем». Хозяину было чем удивить гостей: полотна Рубенса, фарфоровые вазы севрской фабрики, библиотека старинных книг… Дом уцелел в пожаре 1812 года, после чего его прозвали «несгораемым». Михаил Петрович к концу жизни разорился - он продал и дом, и коллекцию. Сначала там появилось Сиротское училище, а с 1876 года – больница, находившаяся в этом доме до 2015 года.

Площадь Разгуляй

Наверное, это самая странная площадь в Москве. Она не показана на картах города, в городе нет домов по адресу «Площадь Разгуляй, дом №…»). Но есть название остановки троллейбуса: «Площадь Разгуляй». Своё хлёсткое название площадь получила от трактира «Разгуляй». Сюда, на дальнюю окраину города, приезжали любители выпить и погулять со всех концов Москвы, чтобы их не видели родственники и соседи. Трактир был закрыт ещё в середине XIX-го века, а здание трактира снесли в 1970-х гг. Сейчас на этом месте сквер.

Красное здание с белыми колоннами, выходящее лицом на площадь - усадьба графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2/1) . Известный собиратель и любитель древностей, он прославился на века тем, что нашёл подлинный текст «Слова о полку Игореве», древнейшего светского произведения древнерусской литературы. К сожалению, почти вся коллекция Мусина-Пушкина, включая оригинал «Слова» погибла в пожаре войны 1812 года. После смерти графа Мусина-Пушкина, его дети продали усадьбу городу, и в ней обосновалась 2-ая Московская гимназия. В советское время дом надстроили четвертым этажом. Сейчас здесь размещается Московский государственный строительный университет.

Мы прошли всю Новую Басманную улицу - первую грань «басманного треугольника», миновали его «вершину» - площадь Разгуляй. Теперь перед нами вторая грань «треугольника» - Старая Басманная улица.

По названиям двух Басманных улиц вы уже догадались, какая из них старше другой. Старая Басманная улица - это часть древней Покровской дороги, которая вела в загородные царские усадьбы Преображенское и Покровское-Рубцово.

Дом-музей Василия Львовича Пушкина

(ул. Старая Басманная, дом 36)

В конце Старой Басманной улицы стоит , с небольшим фронтоном по центру, замечательными деревянными воротами и небольшим садом во дворе. После пожара войны 1812 года в Москве было очень много таких домов - погорельцам нужно было быстро и дешево построить новое жильё.

В этом доме жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сам Василий Львович тоже был известным поэтом и входил в литературное общество «Арзамас». Знаменитый племянник неоднократно бывал в гостях у дяди, и благодаря знакомствам того, мог с юных лет мог общаться с Жуковским, Батюшковым и другими яркими творческими людьми этого времени. Интересно, что в 1816 году Батюшков жил по соседству с Вас. Пушкиным, в доме Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной.

Сегодня в старом доме на Старой Басманной - музей, где рассказывают о Василии Львовиче Пушкине и московской жизни начала XIX-го века. Здесь вы окунётесь в мир балов, званых обедов и литературных вечеров, происходивших здесь 200 лет тому назад. Зал на антресольном этаже музея посвящен А.С.Пушкину, который, предположительно, останавливался именно в этих комнатах.

(ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1).
Этот старинный дворянский особняк тоже построен из дерева. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет и которые пережили пожар Москвы 1812 года.

Возможно, это самый изящный памятник московского классицизма. Перед архитектором стояла очень трудная задача: построить на неровном углу Старой Басманной и нынешней улицы Александра Лукьянова правильной формы особняк - этого требовали вкусы времени. Решением стала полукруглая ротонда, которая сглаживает неровный угол дома. Особое очарование дому придают скульптурные барельефы и портик с шестью коринфскими колоннами.

В этом доме жила семья сенатора Ильи Матвеевича Муравьёва-Апостола - отец, мать и три сына: Сергей, Ипполит, Матвей. Все трое участвовали в восстании декабристов 1825 года. После поражения декабристов Сергея повесили, Матвея отправили на каторгу, а Ипполит застрелился. Однако род Муравьёвых-Апостолов не закончился и сегодня дом арендует потомок его старых владельцев: Кристофер Андреевич Муравьёв-Апостол. Он отреставрировал дом и превратил его в культурный центр.