Доходный дом перцовой. Терем-теремок, кто в тереме живет? – история о знаменитом доме Перцовых Дом в послереволюционное время

  • 29.06.2019

Доходный дом Перцовой в Москве - одна из удивительнейших достопримечательностей столицы. История его основания - это история воплощения в жизнь мечты творческого человека.

Кто автор проекта такого здания?

Идея создания необычного дома с квартирами для жильцов и студиями художников возникла у П. Н. Перцова, который проживал в Москве в начале двадцатого века. Являясь превосходным инженером и большим любителем искусства, Петр Николаевич устроил закрытый конкурс на лучший проект дома. Он назначил премию в размере 800 рублей тому, чей проект займет первое место, и 500 рублей за второе.

По его замыслу, дом Перцовой должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным. Свои работы на суд жюри представил художник С. В. Милютин, архитектор А. И. Дидерихс, архитектор-художник Л. М. Браиловский. Первая премия досталась Васнецову. Но Перцов решил все же строить по проекту Милютина (автора росписи первой русской матрешки), поскольку он был не столь стандартным.

Дом Перцовой в Москве. Описание

Это здание в богато декорированное, было построено за два года. Дом Перцовой получился изысканным и великолепным. Сооружение из красного кирпича, в фасаде которого просматриваются мотивы древнеславянского терема, выглядит как органичное целое. Поражают взгляд туриста и асимметрично расположенные окна, балконы, необычные башнеобразные выступы кровли. Балконы, декорированные скульптурами драконов, золоченая решетка со львами, установленная на коньке крыши. А над зеленой башней, на крыше возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных в причудливом виде.

Интересная история украшения простенков между окнами четвертого этажа и фронтонов майоликой. В те времена в Москве существовала некая фирма «Мурава». Ее организовали молодые художники Ребята были талантливые, готовые проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестные. Ведь все состоятельные люди предпочитали иметь дело с мастистыми, именитыми художниками. Так что артель находилась в одном шаге от закрытия. Перцов не прогадал, доверив свой заказ этой фирме. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

При строительстве дома были соблюдены и требования заказчика относительно современных технологий. В доме отсутствовали Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты.

Интерьер дома

Внутреннее убранство дома было не менее великолепно, чем внешнее. Спальни были с нишами, а курительные комнаты оформлены в восточном стиле. Оригинальные и лестницы, украшенные уникальной резьбой.

Для оформления парадных покоев были приглашены лучшие мастера Доходный дом Перцовой предоставлял квартиры жильцам разных социальных прослоек. Были варианты для богачей и для жильцов победнее. Всего в доме было около 400 квартир, разных по кубатуре. В здании имелось восемнадцать лифтов, телефоны, ванны общего пользования и читальня для жильцов.

Кроме частных квартир, в доме разместился магазин кондитерских изделий «Миньон» и несколько контор различной важности. В стенах дома находилось издательство «Арс», которое выпускало журнал «На берегах Невы». Дом Перцовой был настолько уютным и современным, что желающих поселиться в нем было гораздо больше, нежели квартир.

Подвал чудного дома. Описание

Туристов весьма заинтересует история подвала дома Перцова. Именно здесь располагалось культовое, как сейчас принято говорить, кафе «Летучая мышь». В нем собирались самые знаменитые представители столичной богемы. Преимущественно это были артисты Московского художественного театра. К примеру, В. И. Шверубович, талантливейший артист своего времени всемирно известный под псевдонимом Качалов. Часто здесь выступала жена А. П. Чехова, выдающаяся актриса О. Л. Книппер-Чехова. А прославленный Немирович-Данченко был дирижером созданного из числа актеров и успешно выступающего любительского оркестра. Его друг и соратник К. С. Станиславский демонстрировал невиданные чудеса черной и белой магии. О том, какая атмосфера царила в кафе, можно судить по пункту из устава «Не обижаться». Актеры и прочие посетители кафе проявляли себя здесь в абсолютно иных амплуа, иногда противоположных действительности.

Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева, столовая - из резного дуба, карнизы и наличники, покрытые диковинной резьбой, были изготовлены из березы. Был оборудован даже посудный лифт для спуска блюд из кухни в буфет при столовой. В комнатах размещались полотна знаменитых художников.

Период правления большевиков. Что с домом происходило?

После захвата власти большевиками дом Перцовой в Москве был национализирован, а дорогие квартиры захватили новоявленные борцы за счастье народа. К примеру, на самую оригинальную четырехкомнатную квартиру некоего чудака Позднякова положил глаз Л. Д. Троцкий. Затем он переехал в личные покои хозяев дама, не забыв присвоить при этом их уникальные вещи: редкие картины, скульптуры, мебель, вазы и прочее. Чем вызывал восхищение иностранных дипломатов, которые будучи на приемах в особняке Троцкого, выражали свое изумление изысканным вкусом Льва Давидовыча.

Они не подозревали, что тот всего лишь отнял все эти произведения искусства и прочие аксессуары у истинных владельцев дома Перцовых. Между тем самого создателя необычного дома вначале выселили из его жилища, а затем отправили в тюрьму, поскольку Николай Петрович открыто выступал против разрушения храмов. Он просидел в тюрьме около 3 лет, а затем был выпущен на свободу.

Адрес

Где находится дом Перцовой в Москве? Адрес его следующий: 1-й Курсовой переулок, 1. Хотя на доме висит указатель с надписью «Пречистенская набережная, 35».

Как доехать?

Туристу, чтобы добраться до столь уникальной достопримечательности, следует зайти в метро и доехать до станции под названием «Кропоткинская». При выходе из метро необходимо идти в сторону указателя «Остоженка, Пречистенка, Соймоновский проезд». В этом направлении пройдя метров четыреста, турист сможет лицезреть описанный выше доходный дом Перцовой в Москве, фото которого представлено в статье. Правда, былого великолепия уже, к сожалению, нет.

Дом Перцовой в Москве. Что там сейчас?

В пятидесятых годах прошлого века здесь, кроме всего прочего, находилось общежитие привокзального почтамта.

Ныне в здании размещается театр «Комедианты». А также в доме находится несколько танцевальных и дизайнерских студий, центров, офисов, клубов. Почтовое отделение и прокуратура центрального района тоже разместились в этом интересном доме.

Туристы смогут найти здесь кров и вкусно поесть, поскольку в здании расположилось несколько мини-гостиниц и мини-отелей, а также заведения общественного питания.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, где находится дом Перцовой, а также как он выглядит. Мы еще затронули тему создания проекта, возведения самого здания. Надеемся, что информация, представленная в статье, была вам интересна и полезна.

Свое историческое название дом Перцова получил по имени инженера, задумавшего и осуществившего его создание. В 1905-1907 годах П. Н. Перцов в сотрудничестве с архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом и по рисункам-эскизам С. В. Малютина построил «дом-сказку» на берегу Москва-реки.

Художник Малютин постарался придать проекту максимальный оттенок русской старины, черты древней Москвы. Архитекторы построили здание в стиле нового русского модерна, очень передового в то время. Инженер П. Н. Перцов снабдил дом скрытой электропроводкой, незаметными водопроводными, сточными и канализационными трубами, отказался от деревянных перекрытий. Смешение русских традиций и новейших технологий в жилищном строительстве создало удивительное здание, до сих пор остающееся московской достопримечательностью.

Дом, построенный для художников, где каждая квартира имела жилые комнаты и мастерскую, сам стал настоящим произведением искусства. На первый взгляд здание кажется нагромождением различных сложных форм, неодинаковых окон, фронтонов, балконов и башенок. Но при пристальном рассмотрении поражает их гармоничность и органичное переплетение, естественная сочетаемость разных стилей.

От нео-модерна взято единство архитектуры и прикладного искусства, элементов изобразительного творчества. Окна в доме Перцова сделаны различной формы и асимметрично расположенными, богато оформлены балконы, кровля с готическими башнями. В них присутствуют древнерусские и европейские средневековые мотивы, оригинальные панно из майолики. Крыша и фасады украшены мифическими существами, изображением солнца и растений, животных и рыб.

В начале 20 века большая часть мебели была изготовлена по эскизам С. В. Малютина, а внутренние помещения были богато отделаны резьбой по дереву и росписью. Сейчас от былого великолепия остались единичные элементы отделки перил, парадной лестницы и наружных дверей. Но и поныне Дом Перцова неизменно привлекает взгляды своей сказочностью, уникальностью и стариной.

Этот необычный сказочный дом с причудливыми мифологическими существами, невиданными животными и растениями , привлекает внимание всех путешествующих через Патриарший мост возле Храма Христа Спасителя. Многие знают его как Дом Перцовой , рассматривают его фигуры и интересуются, для чего он был построен и что в нём сейчас.

Дом поражает своей необычной архитектурой и украшениями . Невооруженному вгляду кажется, что это непременно должен быть театр или какой то музей. Однако этот дом был построен как доходный в 1907 году для сдачи внаем квартир потомственным дворянином и инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым . А «записан», как тогда водилось, на супругу, чтобы в случае чего не отобрали.

Почему же дом такой сказочный и необычный? А всё дело в личном обещании и пристрастиях Петра Николаевича. Он облюбовал место для своего дома задолго до его строительства. В ноябре 1902 года Перцов посетил Ивана Евменьевича Цветкова, который построил на берегу Москва реки, напротив Храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова для размещения своей коллекции картин. «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле . Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок … на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины» — вот так вспоминал сам Перцов об этой сделке.

Зимой 1905-06 года началась работа над проектом дома, был объявлен закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле», в котором участвовали Апполинарий Михайлович Васнецов, Сергей Малютин, архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский . Первую премия составляла 800 рублей, вторая 500 рублей. Жюри конкурса по своему составу могло поразить любого – Виктор Михайлович Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. При этом у хозяина было право выбрать проект, не взирая на премии жюри. Поэтому, несмотря на то, что первая премия была присуждена А.М. Васнецову, Перцов выбрал Малютинский проект , взявший вторую премию, так как больше понравился владельцу. Малюин рисовал, а архитектор Жуков и инженер Шнауберт исполнили задуманное.

Наружная глазурованная майолика была сделана артелью молодых художников Строгановского училища под фирмой «Мурава» , которых Перцов этим заказом буквально спас – у них не было близких и работы, и их фирма практически находилась на грани ликвидации. Также майоликой были украшены перила балконов и углы дома. На коньке крыши над острым углом поставлена золоченая решетка со львами, а над крышей над зеленой башней - золоченый петух . Сам хозяин лично «руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца». В мае в дом въехали первые жильцы.

Внизу в подвале разместился кружок актеров МХАТа под руководством Балиева и Тарасова «Летучая мышь» — это было первое помещение этого театра вплоть до московского наводнения 1908 года. Дом облюбовала группа богемной молодежи, куда приходила юная Вера Левченко, ставшая в последствии Холодной.

Особое внимание придавалось и внутреннему убранству помещений. Квартира самих Перцовых, которые там предполагали жить, выглядела так : «Салон с панелями и хорами из красного дерева, спальная с нишей и восточная курительная комната. Столовая, лестница и вестибюль в русском стиле делались кустарями из Нижегородской губернии. Стены столовой резались из дуба, а арки, наличники и карнизы - из березы. Посудный лифт для спуска кушаний из кухни в буфет при столовой был отделан в виде изразцовой майоликовой печи. В большом окне ниши было вставлено цветное, исполненное Строгановским училищем по рисунку Врубеля стекло с изображением «Въезда победителя».

И вот только отстроенный роскошный дом, покоривший взоры москвичей и снаружи и внутри буквально сразу пришлось заложить ! Петр Николаевич был деятельным участником бурного строительства железной дороги, только развивающейся в те времена. Он хотел построить первую в России «народную» железную дорогу и создать Акционерное общество по строительству Армавиро-Туапсинской железной дороги, в котором акционерами стали бы исключительно жители Северного Кавказа. Для этого смелого проекта нужны были немалые деньги. И вот для молодой А.И. Путилов вносит в казну взнос в размере двух миллионов золотых рублей, но под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом.

Представляете себе объяснения с супругой, официальной владелицей дома? Вот что вспоминает сам Пётр Николаевич: «Дома неожиданно для меня вышло серьезное объяснение с женой, которая воспротивилась залогу дома, считая, что дом должен был служить обеспечением семьи и всех моих обязательств перед кредиторами. Взволнованный этим неожиданным для меня возражением со стороны Зины, я привлек к участию в нашем объяснении обоих сыновей и, объяснив им, в чем дело и что меня вынуждает на залог дома, я получил в их лице защитников моей точки зрения. Оформив, что требовалось, в Москве, я поспешил обратно в Петербург и заключил уже нотариальные условия с банком». Только в 1910 году дом был освобожден от залога.

Петр Николаевич прожил в своем доме пятнадцать лет, а потом как ярый защитник Храма Христа Спасителя от разорения в 1922 году он проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников» и получает приговор в пять лет тюремного заключения. Однако в 1923 его освобождают и выселяют из собственного дома , в который он уже никогда не вернется.

А после этого в дом заселился сам Троцкий и выбрал себе необычную квартиру, бывшего квартиранта Позднякова. Последний свою квартиру из четырех громадных комнат устроил необычайным образом. «Самая большая комната была превращена в ванную, пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг ванны горели оранжевые светильники . Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом!» — так вспоминает об Позднякове дочь Перцова Зинаида. Позднее Троцкий переехал в личную квартиру Перцовых, представлявшую из себя особняк в 4 этажа. В этой квартире был дан пышный прием для английского дипломатического корпуса и дипломаты очень восторгались изумительным вкусом Троцкого, даже не догадываясь, что это вовсе не его наследие .

В доме Перцова на верхних этажах облюбовали свои квартиры и мастерские авангардные художники того времени , за что дома прозвали «московским Монпарнасом». Там творили Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский. Альтман написал первый портрет Ленина, показанный заграницей.

Ну а сейчас в этом доме говорят находится Главное управление МИДа России по обслуживанию дипломатического корпуса . Жаль, что попасть внутрь простому гражданину невозможно. Но дом настолько красив и снаружи, что обязательно нужно ИДТИ и рассмотреть его со всех сторон! Соймоновский проезд, дом 1.

И Макс специально показал мне эту архитектурную сказку - дом Перцовой, построенный в 1905-1907 годах.

Хорошо жили инженеры-железнодорожники в начале прошлого века, если умудрялись строить себе жильё в центре Москвы. Пётр Николаевич Перцов (1857-1937) был инженером путей сообщения, закончил Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге и занимался строительством железных дорог в Российской империи.

История приобретения участка и строительство дома в Москве носит некий оттенок детектива. Был у Петра Николаевича хороший знакомый Иван Евменьевич Цветков (1845 - 1917). С 1881 года увлекся Цветков коллекционированием живописи, а благо денег у него хватало, то вскоре коллекция перестала умещаться в его особняке. Тогда меценат купил в 1898 году участок земли на Пречистенской набережной и построил по эскизам Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) двухэтажное здание, куда переехал весной 1901 года.

В этот дом заглянул Перцов и месторасположение дома ему очень понравилось. Тогда Цветков посоветовал не терять инженеру зря времени и объяснил, что земельные участки от его дома и до храма Христа Спасителю принадлежали когда-то одному владельцу - Н.В.Ушакову, но тот начал распродажу земли. Остался самый лакомый и потому самый дорогой участок земли с трёхэтажным строением, окнами выходящий прямо на храм. Участок рядом выкупила одна из наиболее известных типографий и издательств Российской империи "Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон". Находящийся там особняк был перестроен в 1901 году Фёдором Осиповичем Шехтелем и жил теперь в том особняке директор-распорядитель товарищества Александр Александрович Левенсон, который хотел купить и последний оставшийся участок. Но ему хотелось сбить цену, т.к. Товариществом был приобретён участок земли в 1899 году в Трёхпрудному переулке под производство и много денежных средств было затрачено туда. Денег за совет Цветков не взял, ограничившись обещанием Перцова построить дом в русском стиле.

Перцов послушался совета и, предложив хорошую цену владельцу участка, приобрёл его. Правда дом был оформлен не на Петра Николаевича, а на его супругу Зинаиду Алексеевну. Это распространенная практика промышленников и купцов того времени, об этом я уже писал До революции предприниматели тоже оформляли имущество на жен . В случае банкротства коммерческих проектов мужа его жена и семья имели возможность существовать дальше безо всякого ущерба.

Дом чуть не стал яблоком раздора между Петром Николаевичем и Зинаидой Алексеевной. В 1908 году акционерное общество инженера Перцова, в котором он был единственным акционером, получило разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Армавир с Туапсе. Но денежных средств на строительство у Перцова не было. Грозил коммерческий крах. В результате было создано 30 апреля 1909 года Акционерное Общество Армавир-Туапсинской железной дороги (АТЖД). Основным акционером и директором Правления Общества стал известный русский промышленник и финансист, в 1908-1910 годах директор-распорядитель Русско-Китайского банка, Алексей Иванович Путилов (1866-1940). Им был внесён взнос в размере двух миллионов золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом.

Зинаида Алексеевна была против залога принадлежащего ей имущества, но Пётр Николаевич привлёк на свою сторону сыновей и сделка состоялась. Вывести из залога дом Перцов смог лишь в 1910 году. Зато его мечта создать "народную железную дорогу" осуществилась, поскольку около половины всех акций выпуска 1909 года было сосредоточено в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Правда "народной" Армавир-Туапсинская железная дорога была недолго - в сентябре 1918 года была национализирована.

А Цветков в мае 1909 года передал свою коллекцию (300 картин и 1200 рисунков) и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. Мавр сделал своё дело и ушёл.

К тому времени Перцов уже построил свою сказку. К делу железнодорожник отнёсся ответственно, предварительно устроив конкурс на лучший проект. Правда совета профессионалов не послушал и выбрал в качестве рабочего проекта эскиз, сделанный русским художником и архитектором Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937).

Об этом Перцов писал потом в своих воспоминаниях: "У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку – трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку – особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным – в сказочно-былинном стиле".

Из написанного понятно почему на табличке на доме указан в качестве первоначальной даты строительства 1866 год. Видимо трёхэтажное строение было построено предыдущим владельцем Ушаковым именно тогда.

Малютин любил сказки, им были иллюстрированы ряд сказок Александра Сергеевича Пушкина, в том числе "Сказка о золотом петушке". Любовь к красоте на русские мотивы привело его к тому, что сам Малютин попал в легенду. Легенда - почитай та же сказка, где трудно отличить правду от вымысла. Помните: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".

Легенда, путаясь в мелочах и датах, гласит, что первую матрёшку расписал Малютин. Была это девочка с чёрным петухом, куда вкладывались еще семь фигурок, чередуясь девочка-мальчик, при этом последняя фигурка изображала младенца. Чем не нормальная крестьянская семья того времени? В XIX веке средняя крестьянская семья состояла обычно из 8–10 детей, причём семья из 5 детей считалась малодетной. Вот были на Руси времена!

Возвратимся чуть назад во времени. Жил-был на свете купец первой гильдии Иван Фёдорович Мамонтов (1802-1869), который в 1849 году перебрался в Москву. Из шести его детей самым известным был промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841- 1918), но для нашего повествования важен его старший брат Анатолий Иванович Мамонтов (1839-1905), который открыл в 1873 году в Москве магазин "Детское воспитание". Постепенно делами в магазине стала управлять его жена Мария Александровна Мамонтова (в девичестве Лялина), открывшая при магазине столярную художественную мастерскую, изделия которой продавались здесь же.

В 1898 году в магазине появилась японская кукла. Большинство сходится к тому, что куклу привезла из поездки в Японию Мария Александровна, ведь магазин продавал игрушки и неплохо было бы изучить покупательский спрос. Вот только никто не смог припомнить какая-же была эта игрушка.

Одни говорили, что это была кокэси - японская деревянная кукла, покрытая росписью. Такая кукла состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

Вторые с пеной у рта доказывали, что ничего подобного, это была Дарума - японская традиционная кукла-неваляшка тоже без рук и ног.

Третьи рассказывали целый эпос. Мол это был деревянный бог учёности и мудрости Фукурума, который в отличие от первых двух версий был внутри полым и еще включал в себя еще несколько деревянных фигурок внутри. Мол создал сие чудо на острове Хонсю некий русский монах.

Эту фигурку увидели Малютин и русский токарь-умелец Василий Петрович Звёздочкин (1876 - 1956) и создали матрёшку. Звёздочкин её выточил, а Малютин расписал. Кто дал имя Матрёшка - история умалчивает. Затем Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке 1900 года, которая проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года, и получила бронзовую медаль. И хотя магазин был закрыт в 1904 году, но матрёшка начала своё триумфальное шествие по планете.

Не всегда приметы-поговорки сбываются. Общеизвестно выражение: "У семи нянек дитя без глаза". У дома Перцовой "нянек" было числом поменее - только три. Своеобразный триумвират. Сергей Васильевич Малютин отвечал за художественный облик, рисунки для размещения на майолике, оформление интерьеров квартиры Перцовых, включая составление проектов мебели. Архитектор Николай Константинович Жуков (1874-1946) отвечал за планировку и инженерные решения. Архитектор Борис Николаевич Шнауберт (1852-1917) руководил постройкой. Ну и конечно же неутомимый Петр Николаевич Перцов, старавшийся вникать во все вопросы. Через 11 месяцев первые жильцы смогли въехать в свои квартиры.

Майолика была заказана по совету Малютина у малоизвестных, но как выяснилось талантливых молодых художников Строгановского училища, объединившихся в артели "Мурава". Сколько лет прошло, а майолика до сих пор радует своими красками и изумительным видом.

Квартира Перцовых занимала три этажа с видом на Москва-реку и была отдельным подъездом. На фасаде под крышей мы видим панно, изображающее солнечное славянское божество Ярилу, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса.

Со стороны Соймовского проезда много красивых картин из майолики. Можно увидеть райскую вещую птицу Гамаюн, и просто волшебных птиц. И снова бог Ярила, так он выглядит от часовни Предтеча храма Христа Спасителя .

Противоположный от набережной угол дома Перцовой выступает как сказочный ледокол, весь расцвеченный узорами и рисунками.

Во время войны здание, находившееся на задах, было уничтожено и поэтому можно увидеть такой неожиданный ракурс. Но лучше подойти поближе и рассмотреть самостоятельное произведение искусства - балкон, сделанный в виде небольшого домика. Покоится домик на плите, которую удерживают как-бы драконы, но местный люд зовёт их уже долгое время "крокодилами в слюнявчиках".

Малютин поселился в подвале дома-сказки, созданного им сначала на бумаге, а затем и воочию. Вот только сказка иногда бывает страшной. Подвальные помещения привлекли художника возможностью создавать там полотна большого размера, что в обычных комнатах сделать было бы невозможным. "Главным делом своей жизни" Малютин считал создание панно на тему Куликовской битвы. Полотно планировалось грандиозных размеров, работа над ним была начата в 1898 году по заказу Исторического музея и была продолжена в течение долгих лет, несмотря на разрыв договора с музеем всё в том же 1898 году. Когда Малютин переехал в дом Перцова, то начатая картина с ним. Для неё ему и нужно было большое помещение. В апреле 1908 года в Москве началось очередное наводнение, которые были не редким гостем в белокаменной на протяжении веков вплоть до середины прошлого века. Беды наводнение принесло немало,о чём я упоминал в материале Болотная площадь. Название имеет значение! .

Набережная Москвы реки была полностью затоплена. Не сохранилось фотографий затопленной местности вокруг дома Перцовой, но есть фотография той поры противоположного берега Москвы-реки. Сравнил её с современной из моего архива. Понятно, что места съемки несколько отличаются.

В 1903-1917 годах Сергей Васильевич Малютин преподавал рисунок в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). 11 апреля 1908 году ушел на работу, не подозревая, что прощается навсегда со многими своими картинами, в которых были заключены его чаяния и многочасовые труды. Подвал дома Перцовой был затоплен.

Жена Малютина Елена Константиновна попыталась спасти имущество семьи и картины мужа. Что-то было вынесено из подвала, но многое утонуло в ледяной воде. Когда Малютина спрашивали о потерях - он замыкался и молчал. По человечески его можно было понять - его любимая жена простудилась от холодных ванн, преподнесённых стихией, и к концу лета 1908 году умерла, оставив мужа вдовцом с четырьмя детьми. Под водой погибли картины из сказочного цикла: "Царевна", "Леший", "Баба-Яга" и его любимое детище - "Куликово поле", которому художник посвятил 10 лет жизни. Остался только автопортрет на фоне эскиза к картине.

Было что-то мистическое, мешающее создать картину "Куликово поле". Первым заказ на создание панно "Куликово поле" для Исторического музея получил Валентин Александрович Серов весной 1895 года. Планировалось поместить панно в музее в 1898 году, была даже изготовлена для этого рама. Были созданы эскизы, но 14 апреля 1898 года Серов вдруг отказывается от написания картины. Её поручают создать Малютину 12 мая 1898 года, эскиз картины представленный им 21 октября 1898 года был признан неудовлетворительным, но художник продолжил работу.

18 апреля 1901 года совет музея одобрил предварительный эскиз "Куликовского поля", представленный Сергеем Алексеевичем Коровиным, Серов и Малютин были вынуждены вернуть авансы. Только вот картину Сергей Коровин так и не создал. Когда он умер 13 октября 1908 года, то было предложено завершить картину по его эскизам брату Константину Алексеевичу Коровину, но тот наотрез отказался. В течение двух лет предлагалось создание картины многим художникам, но уже никто не хотел связываться с этим неблагодарным делом. Рама для картины так и осталась пустой. Лишь в середине пятидесятых годов прошлого столетия в ней появился нейтральный пейзаж под названием "Рассвет над Москвой-рекой".

В другом подвале под квартирой Перцова размещался с 1908 по 1909 год театр-кабаре "Летучая мышь", выросший из "капустника" МХТ. Когда 29 февраля 1908 года два друга-товарища актёр и режиссёр Никита Фёдорович Балиев (настоящее имя Мкртич Асвадурович Балян, 1876-1936) и меценат, нефтепромышленник-миллионер Николай Лазаревич Тарасов (1882-1910) спускались в подвал дома Перцова, то им навстречу вылетела летучая мышь. Друзья посчитали это хорошим предзнаменованием и арендовали подвал. Деньги за аренду платил Тарасов, Балиев стал директором театра-кабаре, а летучая мышь стала эмблемой и названием.

Даже в гимне театра она засветилась:

  • "Кружась летучей мышью

  • Среди ночных огней,

  • Узор мы пестрый вышьем

  • На фоне тусклых дней."
В "Летучей мыши" действовало железное правило: "Не обижаться". Василий Иванович Качалов выступал в роли циркового борца, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова - парижской шансонетки, Владимир Иванович Немирович-Данченко становился дирижёром любительского оркестра, Константин Сергеевич Станиславский - фокусником. Из-за апрельского наводнения официальное открытие театра состоялось лишь 18 октября 1908 года. Веселые актёры создали пародию на свою же премьеру спектакля "Синяя птица".

Вот, что поведал об театре Иван Алексеевич Бунин в рассказе "Чистый понедельник" из цикла "Тёмные аллеи": "На "капустнике" она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, - оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан." Некоторые считают, что героиня рассказа жила в доме Перцовой, ссылаясь на строки: "В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже". Вот только не было в доме Перцовой пятого этажа.

После того, как "Летучая мышь" покинула дом Перцова, хозяин присоединил опустевший подвал к своей квартире, которая стала четырёхэтажной. В подвале устроили танцевальный зал.

Об этом мало кто помнит, но у "Летучей мыши" в доме Перцова был предшественник.
Борис Константинович Пронин (1875 - 1946) был человеком деятельным и энергичным, фонтанировал идеями, его даже называли "безумным, вхолостую работающим мотором". В рамках одной из них он арендовал зимой 1907-1908 годов в доме Перцова несколько больших мансард с огромными окнами в самом верху здания и создал в них артистическую ночлежку для молодежи МХТ. Среди прочих артистов жила уроженка Саратовской губернии, актриса МХТ Надежда Сергеевна Бутова (1878 - 1921). Вместе с драматургом и режиссёром Петром Михайловичем Ярцевым (1870-1930) Пронин создал в сезон 1907-1908 годов здесь же студию под названием "Интимный театр" (Студия Ярцева), в организации которого принимали также участие музыканты и молодые артисты МХТ, выдвигалась программа поиска новых форм в искусстве. Но официальное открытие театра, намеченное на январь 1908 года, не состоялось. Как писал в письме актёру и режиссёру Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду (Karl Kasimir Theodor Meyerhold, 1874-1940) живописец Николай Павлович Ульянов (1875-1949) от 25 февраля 1908 года: " Бор. Пронин кончился. На его место зато поселяется и господствует на весь дом Перцова устраиваемое cabaret "Летучая мышь". Вскоре после открытия "Летучей мыши" Борис Пронин уезжает из дома Перцова в Санкт-Петербург.

В воспоминаниях "Начало странствий" младшей дочери Петра Николаевича Перцова Зинаиды Петровны, эмигрировавшей в 1917 году, добравшейся до острова Мартиника в своих странствиях и прожившей более века рассказывается о некоторых жильцах дома: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом!"

После революции в квартиру Позднякова въехал Лев Давидович Троцкий, сменивший потом её на квартиру хозяина дома в 1923 году.

Петр Николаевич Перцов был человеком коммуникабельным и активно занимался общественной деятельностью. В 1906 году он вступил в партию "Союз 17 октября", был даже какой-то период времени членом её ЦК и баллотировался от партии в Первую Государственную Думу. Затем он стал одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя.

2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление "О ликвидации церковного имущества", ставшее спусковым крючком для изъятия церковного имущества без разбора. Верущие стали волноваться и пытаться оказывать сопротивление. Начались многочисленные процессы.

"Второй судебный процесс над духовенством Москвы и Московской губернии, так называемый «процесс второй группы церковников», проходил с 27 ноября по 31 декабря 1922 г. Трибунал рассмотрел дела 105 обвиняемых. Среди обвиняемых были священники, профессора, учителя, студенты, рабочие, крестьяне и т. д. Наиболее активным участникам сопротивления изъятию ценностей был вынесен смертный приговор. Однако в связи с амнистией, объявленной к годовщине революции, расстрел был заменён тюремным заключением."

Во время этого процесса был осуждён и Перцов, которому дали пять лет тюремного заключения. Но в 1923 году трое осуждённых были освобождены, в их числе Пётр Николаевич. Но в свою квартиру он уже не вернулся. Зато Троцкий проводил в бывшей квартире Перцова дипломатические рауты.

Но до этого времени какое-то период времени дом был жилой. В нём жили и творили в тридцатые годы прошлого века художники: Александр Васильевич Куприн (1880-1960), Василий Васильевич Рождественский (1884-1963), первым из художников получившим студию в доме Перцовой, Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961), Роберт Рафаилович Фальк (1886 - 1958), Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956).

Куприн и Рождественский когда-то принадлежали к объединению "Бубновый валет", о котором я упоминал в материале По залам музея Радищева. Русский авангард . Фальк получил помещение в доме Перцова, освободившееся после переезда Соколова-Скаля в 1937 году, как раз благодаря своим собратьям по "Бубновому валету". Ибо домоуправление решило устроить там общежитие для уборщиц Военной академии имени Фрунзе. Не повезло уборщицам, как впрочем еще одному претенденту на освободившуюся жилплощадь в центре Москвы - "сталинскому соколу" Андрею Борисовичу Юмашеву (1902-1988), совершившему 12-14 июля 1937 года в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 (командир экипажа - М. М. Громов, штурман - С. А. Данилин) беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).

Дом Перцовой расселили уже после войны и художникам, а порой и их вдовам было тяжело покидать насиженное гнездо. Новым хозяином стало Министерства иностранных дел и теперь обычным смертным остаётся лишь любоваться на прекрасный дом снаружи.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

  • Адрес:

    Москва, Соймовский проезд, 1

Галерея располагалась в двухэтажном особняке на набережной Москвы-реки, Перцов был восхищен не только картинами, но и прекрасным видом на Кремль.

В своих воспоминаниях он записал: «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле». Пётр Николаевич согласился и вскоре приобрел участок по соседству с Цветковым на набережной, оформив купчую на свою супругу Зинаиду Алексеевну.

История строительства

Начать постройку дома запланировали на весну 1906 года. П.Н. Перцов, учитывая близость Кремля и Храма Христа Спасителя, а также памятуя о своем обещании, организовал конкурс на проект доходного дома в русском стиле. В конкурсе участвовали художники А.М. Васнецов и С.В. Малютин, а также архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель. Первую премию присудили А.М. Васнецову, но заказчику больше понравился проект Малютина в «сказочно-былинном» стиле. С.В. Малютин в 1900-1903 годах руководил мастерскими в Талашкино, которые стремились возродить древнерусские ремесла. Многие элементы дома на Пречистенской набережной, которые использовал Сергей Васильевич - это цитаты декора избы «Теремок», построенной в Талашкино в псевдорусском стиле.

Перевести эскиз в архитектурный проект художнику помогали архитектор Н. К. Жуков и инженер Б. Н. Шнауберт. В новом доме расположились квартира-особняк, мастерские художников и квартиры сдаваемые внаем. Оформлением фасадов занимался также С.В. Малютин, он сделал эскизы наружных панно со сказочными сюжетами в технике «майолика». Выполнить заказ поручили артели молодых художников Строгановского училища и вскоре на фасаде дома яркими красками заиграли древнерусские языческие символы и сказочные персонажи.

Вся постройка была закончена в одиннадцатимесячный срок, хозяин дома П.Н. Перцов лично контролировал строительные работы, он записал «в мае въехали в дом первые жильцы: Во всем доме не было допущено деревянных перекрытий: Проводка электричества устроена вся скрытая, равным образом замаскированы все водопроводные и канализационные трубы. Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи - солидность устройства и удовлетворение требований эстетики» .

Квартира-особняк Перцовых с отдельным подъездом занимала четыре этажа и выходила окнами на набережную. Отделка квартиры хозяев была выполнена в неорусском стиле с резными стенами, арками, наличниками, интерьер украшали полотна Рериха, Малявина и витражи по рисункам Врубеля.

В 1908 -1910 годах в подвале дома размещалось артистическое кабаре «Летучая мышь», где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии».

Дом в послереволюционное время

Сам Петр Николаевич Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников», получил 5 лет тюрьмы.

Когда через год он вышел на свободу, узнал, что из дома его выселили. Дом был национализирован. Одну из квартир в нем занял Лев Троцкий.

Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида писала в мемуарах: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»

В 1930-е на верхних этажах дома Перцова облюбовали себе мастерские художники Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский, Роберт Фальк за что дом прозвали «московским Монпарнасом».

До середины 1970-х годов дом оставался жилым, а затем перешел во владение МИДа.