Почему михалков назвал рассказ новогодняя быль. Энциклопедия сказочных героев: "Елочка

  • 12.06.2019

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)

Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые результаты образования:

Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по ; выставка рисунков учащихся, карандаши.

I. Мотивация учебной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУ

Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.

Коммуникативные УУД : уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

(Н. Некрасов)

Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).

Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать?

II. Проверка домашнего задании.

1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза». 2)Объяснить одну из пословиц:

«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит», «Береги нос в большой мороз».

III. Речевая разминка.(слайд 2)

а)Дети проговаривают чистоговорки :

Ма-ма-ма – пришла снежная зима,

– ег-ег-ег – все засыпал белый снег,

– ки-ки-ки – любим мы играть в снежки,

– оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз,

– лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

б) Проговорите скороговорку (слайд 3)

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка тоже

IV. Постановка целей урока.

Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

V. Определение темы урока.

Откройте учебник на странице 203.

Определите тему урока.

Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.

Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4-6)

Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.

Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" , - также принадлежит Михалкову.

После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

VI. Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

Какие это слова?(однокоренные)

VII. Сказку читает учитель, подготовленные дети роли Ёлочки, Сороки, человека и мальчика. Проверка усвоения понимания

1 часть

  • Где жила ёлочка?
  • Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
  • Были ли у неё друзья?
  • Приложение 1.

2 часть

  • Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
  • О чем рассказала сорока?
  • Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
  • Какой характер был у елочки?

(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)

  • Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.

3 часть

  • О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
  • Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
  • Для чего срубают ёлки под новый год?
  • Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
  • Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
  • Что нужно сделать, чтобы росли елки?

4 часть

  • Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
  • С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
  • Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
  • Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет, достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м .)

VIII. Физ. минутка.

Елочка

У маленьких детишек

Елочка большая.

Огнями и шарами

Елочка сверкает.

Ай да елочка!

Погляди, погляди!

Деткам, елочка,

Посвети, посвети! (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)

Не коли нас, елочка,

Веточкой лохматой.

Убери иголочки

IX.Беседа после чтения

Понравилось произведение?

Выразите своё мнение о произведении одним словом.

Докажите, что это сказка.

Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён?

Что с ней случилось, когда она очнулась?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Какова основная мысль сказки?

От чьего лица ведётся рассказ?

Чему учит это произведение?

Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему?

Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой

Работа с картинным планом .(слайд 9)

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были”.

Назовите их по порядку

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”?

  • Добро помни, а зло забывай.
  • За всякое дело берись умело
  • Все хорошо, что хорошо кончается.

С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик).

В снегу стояла ёлочка –

Зелёная иголочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!...

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?

X. Закрепление изученного. Тест. (слайд 10)

Дети работают над тестом в парах.

  1. Кто автор сказки?

а) С.Маршак;

б) С.Михалков;

в) Н.Сладков.

  1. Недалеко от чего росла ёлочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесника.

  1. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;

б) с лисой;

в) с волком.

  1. Кто рассказал ёлочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;

в) сова.

  1. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;

в) осень и зиму.

  1. Когда нашли Ёлочку?
  1. Ёлочку:

а) срубили;

б) нарядили;

в) срубили и нарядили.

Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка тоже
Стихи
Литературная деятельность С. В. Михалкова
ПоэтПисательБаснописецДраматургПереводчикСценаристЖурналистАвтор гимна России
На-лю-бо-вать-ся – налюбоватьсяРас-ка-чи-вай-ся – раскачивайсяБес-по-кой-ство – беспокойствоОб-ла-мы-ва-лись – обламывалисьПри-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося
Лес – лесная, лесничийНочь – переночевалЦвет – цветныеСтекло – стеклянныеСеребро – серебряные
Все хорошо, что хорошо кончается.
ТЕСТ
Кто автор сказки?а) С.Маршак;б) С.Михалков;в) Н.Сладков.Недалеко от чего росла ёлочка?а) от леса;б) от города;в) от дома лесника.С кем она однажды познакомилась?а) с зайцем;б) с лисой;в) с волком.
Кто рассказал ёлочке про Новый год?а) ворона;б) сорока;в) сова. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:а) весну и лето;б) лето и осень;в) осень и зиму.Когда нашли Ёлочку?а) 30 декабря;б) 31 декабря;в) 1 января.Ёлочку:а) срубили;б) нарядили;в) срубили и нарядили.


Новогодняя быль

Сергей Михалков
Новогодняя быль

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
- Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
- А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
- Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
- А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
- Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
- Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
- Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
- Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
- Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2Б КЛАССЕ

ФИО (полностью)

Кошман Галина Анатольевна

Место работы

МБОУ-СОШ №6 г. Клинцы

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

Тема и номер урока в теме

С.Михалков «Новогодняя быль» 2 урок

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий – Литературное чтение

    Цель урока: продолжить работу над произведением Михалкова « Новогодняя быль», отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, развивать внимание, память, речь, умение работать с текстом.

9. Задачи:

- обучающие – продолжить знакомство с произведением Михалкова, отрабатывать навыки быстрого, беглого осознанного чтения, умению работать с текстом, работать над выразительностью.

-развивающие – развивать внимание, память, устную речь, образное мышление.

-воспитательные – воспитывать любовь к природе, окружающему миру, бережное отношение к ней.

    Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

    Структура и ход урока

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Фонограмма песни Елочка Елка…

Прозвенел звонок на урок. Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и тихо сядем

Уч. приветствуют друг друга, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация

новых знаний

Слайд №1

Слайд №2

Почему в начале урока прозвучала эта песня?

Куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?

Ответы учащихся:

а) выразительному чтению

б) умению пересказывать

г) работать с текстом

Проверка домашнего задания

Слайд №3 (тест)

Давайте узнаем на сколько внимательно вы читали дома сказку. Для этого ответим на вопросы теста.

Дети читают слайды выбирают нужный ответ.

Речевая разминка

Слайд №4

Сначала выполним упражнение, которое поможет читать выразительно без ошибок Елка, Елка, Елочка колючая иголочка.

Дети читают:

а) хором

б) рядами

в) по одному

Работа по теме урока

Слайд №5

Слайд №6

Откроем сказку и приготовим красиво отвечать на вопросы словами из текста

– Где происходят события в сказке?

Как жилось елочке в лесу?

Найдите слова, рассказывающее о деревце как о человеке (росла, грелась, дрожала, знакомилась, была не одинока) Елочку автор наделил человеческими чертами он использовал олицетворение.

Посмотрите на иллюстрацию из учебника. Она подскажет характер героев.

Какая наша елочка?

Какая наша сорока?

Работают с текстом, выборочное чтение.

Работа с толковым словарем Ожегова.

Дается характеристика героев.

Физ. Минутка.

Слайд №6

Елочки зеленые на ветру качаются, низко наклоняются. Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов. Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько красненьких кружков, столько сделаем прыжков.

Выполняются движения.

Закрепление изученного. Чтение по ролям. Инсценирование.

Чтение диалога « Сороки и Елочки» (работа в парах)

Работа в паре, отработка выразительности чтения.

Постановка проблемы.

Слайд №7 «Заповедник Брянский лес»

Представьте что нашей елки в лесу не стало

Что произойдет?

Как вы думаете, смогли бы мы помочь еле, что бы их не рубили?

Сообщение о заповеднике Брянский лес.

Дети высказывают предположения, дают толкование слова заповедник слушают информацию о пользе хвойных лесов.

Анализ сказки

Знакомство со стихотворением С.Михалкова « Событие»

Что произошло с елочкой в канун нового года

Подчеркните главные слова елки. (очнулась, живая, украшенная, стройная)

Зачитывают текст (часть №4, находят слова в тексте)

Рефлексия

Слайд №8

Выбери и продолжи любое предложение

Я узнал…

Я похвалил бы себя…

Я хочу знать…

Ответы учащихся

Итог урока

Слайд №9

Слайд №10 « Спешите делать добро!»

Почему произведение С.Михалкова назвали «Новогодняя быль», а не « Новогодняя сказка»

Ответы учащихся. Это было и должно быть всегда, поэтому « Спешите делать добро»

Домашнее задание

Слайд №11

Пересказать сказку от лица Елочки, используя слова выделенные на уроке.

Самоанализ урока

Урок литературного чтения во втором классе по традиционной системе, по программе « Школа России» (ФГОС) автор учебника Л.В.Климанова, В.Г.Горецкий. Раздел « Как хорошо уметь читать», произведение С.Михалкова «Новогодняя быль». На данное произведении отводится 2 часа.

Тип урока : повторение и обобщение полученных знаний.

На уроке решались следующие задачи:

Обучающие: закреплять умение выстраивать цепь событий в произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать произведение.

Воспитательные: установление психологического и эмоционального контакта с детьми, воспитании интереса к чтению, воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям, учить детей анализировать свое поведение через поступки литературных героев.

Развивающие: развивать умение видеть в героях недостатки, объяснять их, развивать эмоциональное восприятия при чтении по ролям.

Использовалось следующее оборудование:

1 Экран

2 Компьютер

3 Мультимедийный проектор

4 Словарь Ожегова

5 Листы с отпечатанными тестами на каждого ученика

6 компьютерная презентация

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

Этап самоопределения: Цель: привлечь внимание учащихся, для чего нужны уроки чтения.

Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: постановка проблемы, сообщение цели урока.

Основной этап урока: выстраивание последовательности событий, выразительное чтение и анализ событий, чтение по ролям, распределение персонажей их характеристика.

Этап рефлексии. Подведение итогов урока

На уроке были использованы МЕТОДЫ (по виду источника информации):

словесные (беседа, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на основном этапе)

практические (работа по выделению слов в тексте, характеризующих персонажей сказки)

По виду учебной деятельности:

Самостоятельная работа « Работа в парах, работа с текстом»

Проблемно поисковый метод.

Формы познавательной деятельности:

Групповая (работа в парах, индивидуальная). Задействованы на уроке наглядные технические средства обучения. На уроке осуществлялась тесное межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о хвойных лесах (сообщение о Государственном Биосферном заповеднике в Брянской области, о роли хвойных лесов для человека, окружающего мира) позволило наиболее полно и ярко представить события сказки.

Стимулирование и мотивация осуществлялось через создание ситуации заинтересованности новизны, опоры на жизненный опыт, создание ситуаций, эмоционально – нравственных переживаний.

Содержание учебного материала и вида работы, используемые на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье – сберегающие технологии – физ. минутки. с воспитательной точки зрения урок способствовал формированию детей интереса к чтению, положительному отношению к людям и окружающему миру. Урок поставленной задачи достиг. Все этапы взаимосвязаны с собой.

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.