Сочинения. Сочинение на тему «Трагедия Ларисы Огудаловой по драме А

  • 02.07.2020

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

Похожие работы:

  • Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"

    Курсовая работа >> Литература: зарубежная

    ... По его сущность, сущность дельца ... страдающий ... Трагедия героини - трагедия одинокой души . Тема урока «Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского « ... мира» . Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа драмы Островского ...

  • Александр Николаевич Островский

    Курсовая работа >> Литература и русский язык

    Просыпается страдающий ... драм Островского . Особенно наглядно эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме (1879), по ... миром дельцов , где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней...

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе

Воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины - она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины - одиночество; муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они - носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла «гроза».

Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», а Д. И. Писарев -«полоумной мечтательницей». Ошибка Добролюбова в том, что он отделил Катерину от ее среды. Писарев не отрывает Катерину от ее мира, но отказывает ее образу в возвышенном, светлом значении.

Н. А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве», (1860, план статьи).

Основы новой критики. Отличие Островского от других писателей, изображавших «внутреннюю сторону жизни”. Основное содержание драм Островского. Причины власти самодура и безответность окружающих его лиц. Необходимость в пьесах Островского второстепенных лиц. Изображение провинциальной жизни. Дикой и Кабаниха. Особенности драмы «Гроза». Особенности характера Катерины, свободолюбие, невозможность компромисса в сочетании с религиозностью и романтической мечтательностью, привитых воспитанием. Катерине свойственны такие качества как честность, ответственность, цельность, гармоничность. Причины выявления сильного характера у женщины. «В цельности и гармонии характера Катерины заключается его сила...Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия». Добролюбов считает, что освобождение ценой собственной жизни «грустно» и «горько», но другого выхода нет. «Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера».

Истинная трагедия человека - непонимание и неприятие окружающего мира. От-сутствие гармонии между внешним и внутренним миром заставляет нас страдать, лишает опоры и уверенности. Главная героиня драмы Островского «Гроза» не может понять и принять законов жестокого мира, в котором живет. Она непохожа на всех, кто ее окружает. Она непосредственна, наивна, искренна. Катерина не может понять и принять ханжества и лицемерия, без которых приспособиться к нравам И порядкам купеческой среды невозможно.

Катерина не умеет притворяться. И это качество делает ее особенно уязвимой. Никто не протягивает ей руку помощи. «Темное царство» гнетет и мучает девушку, приносит ее в жертву. Кто мог бы встать на сторону Катерины? Слабый и безвольный муж? Варвара? Или кто-то другой? Увы, все озабочены только тем, как бы защитить самого себя, спрятаться от окружающих, стать невидимым и неслышимым, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие.
А у Катерины нет даже намека на душевное спокойствие. Девушка буквально задыхается от тесных оков, в которых оказалась. Конфликт с «темным царством» накаляется, и в результате происходит настоящая трагедия.
Катерина страдает еще и потому, что ее настоящая жизнь сильно отличается от жизни в родительском доме. В детстве она была окружена заботой и любовью, чув-ствовала себя свободной и абсолютно счастливой. Экзальтированная и романтичная девушка оказалась в буквальном смысле «не приспособлена» к реальной жизни. Она хотела бы видеть мир ярким и красочным, но «темное царство» не соответствует ее желаниям. Катерина от природы отличается легким, покладистым характером. Она жизнерадостна, нуждается в новых впечатлениях и положительных эмоциях. Но серая, унылая, однообразная жизнь заставляет Катерину страдать, чахнуть.
После замужества Катерина из жизнерадостной, пылкой девушки превращается в бессловесное и бесправное существо. Она лишена возможности открыто проявлять свои чувства. Мрачная, безрадостная жизнь заставляет девушку искать для себя хоть что-то хорошее, пытаться заполнить пустоту в душе. Катерина старается найти в себе хоть какие-то теплые чувства по отношению к мужу. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но, увы, Кабаниха сама пресекает в девушке робкие попытки заполнить пустоту в душе чувством к мужу. Фраза свекрови «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься» ясно свидетельствует о том, что любые проявления искренних человеческих чувств в «темном царстве» запрещены.
Однако разве можно запретить человеку мечтать, чувствовать, надеяться? Пока мы живы, такие стремления будут радовать и согревать нас. Именно поэтому несчастная и одинокая Катерина продолжает искать для себя хоть немного тепла, которого она была лишена так долго. Любовь к Борису - это не только протест против порядков в патриархальной среде, это попытка хоть чем-то украсить свою пустую и однообразную жизнь. Эмоциональная и открытая девушка обладает богатым воображением. Она видит Бориса совсем не таким, каков он есть на самом деле. Она сознательно приукрашивает образ возлюбленного, наделяет его теми чертами, которые совсем не были свойственны тому. Любовь позволяет Катерине хоть на некоторое время ощутить себя счастливой. Но по меркам «темного царства» любовь - это преступление. Катерина это прекрасно понимает, очевидно, поэтому заранее чувствует свою неминуемую гибель.
Во многом это можно объяснить тем, что, ощутив себя свободной и счастливой, Катерина уже не может вернуться к прежней жизни. Глоток свободы как нельзя лучше показал ей убогость и бесправность ее обычного положения. Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил». Но эту фразу нельзя считать простым упреком, Катерина вкладывает в нее гораздо более глубокий смысл. Борис невольно перевернул всю жизнь несчастной девушки, после чего она не видит своего будущего.
Катерина религиозна, считает, что за любой грех обязательно последует расплата. Именно поэтому она так боится грозы. Явление природы воспринимается ею как Божья кара. Почему Катерина признается свекрови и мужу в своем грехе? Да потому что она мысленно примирилась с самым худшим. Дальнейшее существование представляется ей бессмысленным. Она подавлена, растоптана. И поэтому не считает нужным скрываться далее. Можно сказать, что у Катерины начисто отсутствует инстинкт самосохранения. Она не видит смысла жить дальше. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо».
Самоубийство Катерины - это ее вызов обществу и одновременно попытка спасти себя от позора, вырваться из пут отчаяния. Она оказалась совсем одна, никто не проявил ни капли сочувствия к ней. Ее душевная драма оказалось слишком тяжелой, чтобы смириться с дальнейшими тяготами пустой и никчемной жизни.

  1. Новое!

    Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из «Гро­зы». Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке....

  2. Главный конфликт пьесы «Беспридан ница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая...

  3. Новое!

    В народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко па­дает», но, видно, на всякое правило бывает исключе­ние. Таким исключением являются мать и дочь Огу­даловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем ярче выступает перед читателем харак­тер...

  4. Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря...

    Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди...

    В атмосфере "темного царства", под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить,...

Сочинение на тему «Трагедия Ларисы Огудаловой по драме А. Н. Островского «Бесприданница»» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Лариса Огудалова, главная героиня пьесы — молодая девушка, живущая со своей матерью, овдовевшей дворянкой. Лариса чувственная, мягкая и спокойная девушка, ей чужды планы матери выдать его за состоятельного и приличного человека. Девушка ждет настоящей, искренней любви и находит её к бывшему помещику, судовладельцу Сергею Сергеевичу Паратову.
В «светском» окружении матери Ларисы наибольшую ценность имею деньги, о чувствах и любви никогда не говорили. Лариса надеется, что её чистые чувства к Сергею Сергеевичу взаимны, но он даже и думать не хочет, что бы жениться на простой дворяночке без приданного. Единственное приданное Ларисы — это не яркая, но безупречная красота.


Паратов даже не предпринимает попыток предложить Ларисе руку и сердце, но она верит в то что это событие обязательно произойдет. Девушка вечно оправдывает своего кумира, идеализирует его, находит оправдания даже самым неблаговидным поступкам. К примеру сцена, в которой Паратов стреляет в монету, Лариса считает его настоящим героем, но на самом деле этот эпизод говорит нам лишь о его бахвальстве и легкомыслие. А его помощь бедным людям- стремление покрасоваться перед окружающими, наглядно показать свою щедрость, а не души порыв.
Лишь в финале пьесы Лариса начинает понимать всю сущность своего избранника, когда принимает решение выйти замуж за Юлия Капитоныча Карандышева. При приеме устроенном Карандышевым любовь Ларисы к Паратову вспыхивает с новой силой, и она признается ему в этом. Паратов воспользовавшись неопытностью и наивностью девушки, соблазнил её, умолчав о том, что помолвлен с богатой дамой. Герой просто воспользовался ей, как очередной красивой игрушкой, интерес к неё был повышен тем, что права на неё начал предъявлять какой-то Карандышев.
Паратов объясняет Ларисе сложившуюся ситуацию, что у них не может быть ничего личного, велит её идти домой. Лариса испытывает ужасное разочарование в любимом человеке, она осознает, что для мужчин она лишь красивая вещь, безделушка — это её трагедия. Лариса пока не думает об уходе из жизни, размышления о самоубийстве- попытка привлечь внимание Паратова.
Дальнейший разворот событий полностью ломает душу девушки. Юлий Капитоныч, обнаружевший Ларису, рассказывает как Вожевытов с Кнуровым решаю кому из них достанется честь покровительствовать Ларисе. Снисхождение Карандышева становиться последним ударом. И тогда она произносит: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь… ». Лариса не может жить в этом мире лжи, разврата и страсти к наживе, она жаждет развязки и она наступает. Лариса произносит последние слова, признание в любви: «Я вас всех… всех люблю», и тогда даже Патаров понимает низость своего поступка, но ничего исправить уже нельзя.