Урок по изобразительному искусству на тему"Ты сам мастер ДПИ. Декупаж" (5 класс)

  • 30.09.2020

Предмет: Изобразительное искусство и художественный труд

Класс: 5 класс

Предмет, класс

ИЗО, 5 класс

Тема

«Ты сам мастер ДПИ. Декупаж.»

Цель

Данный учебный проект позволяет показать взаимосвязь обычной жизни с миром искусства и способствует преемственности поколений.

Задачи проекта

В процессе подготовки и реализации проекта формируется художественная культура, эстетический вкус, патриотизм.

Познакомить с новым видом ДПИ, учить работать с материалами для декупажа, выполнять собственную творческую работу, воспитывать аккуратность в работе и интерес к предмету.

Тип урока

Проектная деятельность.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, практический, индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

Основные понятия и термины

Декупаж как вид современного ДПИ, история техники Декупаж, роль Декупажа в интерьере

Образовательные ресурсы

Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение»
Презентация «Декоративный сувенир». Клей, салфетки, кисти, картон, мелкая декоративная фурнитура.

Художественные материалы

1. Объект для декупирования.2. Ножницы.3. Салфетки с картинками для вырезания.4. Клей ПВА.5. Кисти.6. Карандаш и скотч.7. Различные лаки и краски для покрытия: водостойкие лаки - для изделий, которые будут подвергаться воздействию влаги; акриловые краски - для окрашивания фона.8. Блестки.

Объект для декупирования: цветочный горшок

Планируемые результаты

обучения

Личностные Формирование готовности познавать, усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства, развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Метапредметные

Познавательные УУД:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы. Учиться выполнять различные роли в паре и группе.


Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.
Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу.
Уметь организовать место занятий.

Предметные

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации).

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Этап мотивации и актуализации знаний.

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)

Постановка учебной проблемы.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичное закрепление.

Обеспечение закрепления, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Применение новых знаний. Творческая практическая деятельность.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий при выполнении практической работы

Домашнее задание.

Запись домашнего задания.

Рефлексия учебной деятельности.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и применение на практике.

Технологическая карта урока

Этапурока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Методы и формы урока.

Время

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих.

Метапредметные(УУД ):

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;

Индивидуальная форма организации урока.

Этап мотивации и актуализации знаний

Создание условий для включения учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Что мы изучаем на уроках изобразительного искусства в этом году? (Декоративно-прикладное искусство, народное искусство) слайд 2

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: « Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям?»

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.

А что значит декоративное искусство? Слайд 3

Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

Декоративно-прикладное искусство – является неотъемлемой частью повседневной жизни. Человек зачастую не обращает внимания на окружающие его предметы быта, которые представляют художественную и эстетическую ценность

Декоративно – прикладное искусство может быть молодым и современным. слайд 4

- Что было бы, если ДПИ перестало существовать?

- Где в основном используется современное декоративное искусство?

слайд 5,6

Не показалось ли вам, что декорирование горшков и ваз упоминается нами больше, чем декорирование других предметов?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок и какова его тема?

слайд 7

Работа с информацией, участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения

Личностные

Развивать эстетическое сознание. Уважительно относиться к культуре народного искусства. Понимать роль культуры и искусства в жизни человека.

Познавательные:
Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные:

Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Форма организации урока - фронтальная.

Дидактическая задача - применения знаний.

Метод - объяснительно-иллюстрационный

Постановка учебной задачи.

3

слайд 8

Определение проблемной ситуации.

- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.

(горшки декорированные в технике Декупаж)

Знакомство с новой техникой Декупаж.



1)Составление плана

2)Выбор средств и методов выполнения

3)Распределение обязанностей

Личностные: Формирование готовности усваивать новые художественные приемы работы с материалами, желания проявлять себя в роли народных мастеров. Развивать эстетическое сознание. Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

Познавательные:
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Предметные :

Учащиеся должны понимать, что такое – Декупаж. Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.

Проблемный метод.

Индивидуальная работа.

«Открытие» обучающимися нового знания.

слайд 9

Словестно-иллюстрированный рассказ.

Слово декупаж происходит от французского

decouper - вырезать . Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Artepovera («искусство бедных»).

Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.

Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Существует два вида декупажа – прямой и обратный. Сегодня мы выполним обратный декупаж.

Слушают учителя, рассматривают образцы изделий, смотрят презентацию

Отвечают на вопрос

Слушают учителя

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают значимость изучаемого материала

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной форме о способе отделки изделий декупажем, сравнивают разные виды декупажа, выявляя в них общее и различное, дают качественную характеристику объекта

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные:

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности и облегчения усвоения нового материала,

владение речью, умение выражать мнение.

Метод частично-поисковый.

Форма организации урока - индивидуальная

Первичное закрепление.

5 Слайд 10

1.Какой вид прикладного творчества мы с вами сегодня ВСПОМНИЛИ?

2.Что такое декорирование предмета?

3.Какие предметы можно декорировать? (примеры).

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.

Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.

Работа в парах

Познавательные: Анализ,синтез,обобщение, классификация.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело.

Коммуникативные:

учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Метод обучения - словесный.

Прием рассуждений.

Динамическая пауза.

Мы немного отдохнём,
Встанем- глубоко вздохнём.

Презентация . Физкультминутка «Бабочка»

Слайд 11,12

Выполнение движений глазами в соответствии с презентацией

Личностные: переключение с одного вида деятельности на другой.

Фронтальная форма организации урока.

Творческая практическая деятельность.

Самостоятельная работа выполнение работы «Декупаж горшка.». слайды 13-18

Учитель проверяет организацию рабочего места.

Демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает учащимся выполнять работу вместе с учителем.

Этапы работы:

    Обезжиривание поверхности (горшок, спирт, вата)

    Приклеивание салфетки на поверхность тарелки (клей ПВА, кисть, тарелка)

    Просушивание поверхности

    Нанесение двух слоев лака для защиты поверхности.

    Учителем предложены технологические карты урока, с указанием последовательности выполнения задания.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы. Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает. Тем самым, многократым повторением, закрепляются новые знания.

Учащиеся выполняют, предложенную

работу «Декупаж горшка.»

Познавательные: Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

Регулятивные: Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Частично-поисковый метод.

Метод обучения - практический.

Дидактическая задача – творческая деятельность и применения знаний.

Домашнее задание.

Учитель записывает с учащимися в дневник домашнее задание: принести деревянную фото рамку, салфетки, бусины, тесемки, клей, инструменты для выполнения прямого декупажа (показывает какой должна быть рамка)

Учащиеся записывают домашнее задание

Личностные:

самоопределение.

Форма организации урока -индивидуальная.

Рефлексия деятельности.

Подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты

- Мы достигли цели, которую ставили перед собой?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось?

Оставьте, пожалуйста, на память об уроке свое впечатление в виде цветка на доске: красный - у меня восторженное настроение, светлое, приятное, синий – своей работой я не совсем доволен.

Посмотрите, какой у нас получился букет!

- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок.

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве

Регулятивные: оценивают работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения

Метод обучения - словесный.

Фронтальная форма организации урока. Прием рассуждений.

Тест.

4. Уберите лишнее:

B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Тест для учителя.

1. Продолжите «Декупаж» - это

A. вид творчества с использованием спиц и крючка.; B. вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки.

C. вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

A. «Разрезать» B. «Клеить» C. «Рисовать»

3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».

A. Обои. B. Салфетка. C. Пленка.

4. Уберите лишнее:

A. Декупаж – кракелюр. B. Объемный Декупаж. C. Декупаж – золочение. D. Декупаж – старение.

5. Выберите поделку в технике "Декупаж" (представлен ряд работ)A B C

Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

Оценка:

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Этаты работы в технике декупаж цветочных горшков.

1.Обезжириваем поверхность горшка. Для этого используем спиртовую салфетку.

Тогда покрытие будет равномерным.

2. Вырезаем рисунок из салфетки. Отделяем верхний слой.

3. Клей разводим с водой (1:3).

4. Вырезанный элемент рисунка накладываем на горшок и осторожно, кисточкой проклеиваем.

5. Движения кистью от центра к краям. Это позволит избежать складок и разрывов бумаги.

6. Оставляем горшочек сушиться. Затем покрываем двумя слоями лака.

Горшочек готов. Сажайте в него цветы и радуйтесь своим творческим достижением.

Открытый урок

по изобразительному искусству

«Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства»

(русская народная кукла)

5 класс

Провела: Петрова Е.В.

учитель изобразительного

искусства

с. Таптугары, 2018г.

Дата: 15. 05.2018 г.

класс 5

Учитель: Петрова Екатерина Владимировна.

Тема четверти: «Декоративно-прикладное искусство в современном мире».

Тема урока: «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства» (русская народная кукла)

Цель: организация продуктивной творческой деятельности школьников, направленной на овладение умениями анализировать, сравнивать, давать оценку традиционной куклы как элемента национальной культуры через овладения приемами её изготовления.

Задачи:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с нитками.

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

Осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;

Осуществлять совместную практическую деятельность;

Анализировать свою деятельность;

Умение слушать учителя.

2.Предметные результаты:

Понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

Осваивать способы работы с лоскутом;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты

1.Регулятивные УУД:

Определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;

Выявлять собственные затруднения;

Находить способы выхода из затруднений;

Организовывать свою деятельность;

Контролировать и анализировать собственную деятельность.

2.Познавательные УУД:

Искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;

Конструировать новое знание;

Применять знание на практике;

Излагать свое мнение;

Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

3.Коммуникативные УУД:

Умение вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделие;

Уметь слышать товарища, не перебивать его;

Уметь отстаивать свою позицию.

Методы и формы обучения : рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок - творческая мастерская.

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Материал и оборудование:

1. Технологические карты изготовления кукол.

2. Выставка тряпичных кукол.

3. Презентация.

4. Русские народные мелодии.

5. Ткань, нитки, тесьма, лента, вата, ножницы.

Межпредметные связи: технология, литературное чтение, русский язык, история, музыка.

План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Практическая работа

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Организационный момент.

1. Приветствие

2. Проверка явки учащихся

3. Проверка готовности учащихся к уроку

Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

У вас на партах лежат рабочие материалы, по мере необходимости, в ходе урока, мы будем с ними работать.

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!

Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята! Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет основной темой нашего занятия.

Загадка.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Учитель: правильно, это кукла. Но не простая кукла, купленная в магазине. Как вы думаете у ваших пра-пра-пра-пра бабушек и дедушек были игрушки?

А из какого материала они были выполнены? Ответы детей.

Учитель: Действительно, изготавливали кукол из различного материала это и остатки пряжи, солома и ткань. (Демонстрация кукол).

Учитель: Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня с вами на занятии? Посмотрите у меня есть волшебный сундучок, он поможет вам с ответом (открываю сундучок с лоскутами и лентами). Что можно сделать из этих материалов? (ответы детей)

Читаю стихотворение.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Показываю тряпичную куклу

Учитель: правильно, русскую тряпичную куклу из лоскутков и ленточек.

Учитель: назовите полностью тему нашего занятия: «Русская народная кукла».

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (Цели вывешиваются на доске)

(обучающиеся берут карточку «Я хочу» и записывают свои цели):

Я хочу узнать историю русской куклы, я хочу научиться делать народную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков…

Учитель: Правильно ребята. Нам предстоит познакомиться с историей русской тряпичной куклы. Ну а самое интересное для вас, вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы.

Учитель: Цель намечена.

Проблемный вопрос: Ребята, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.

3. Актуализация знаний.

Учитель: М. Салтыков- Щедрин утверждал: « Из всех существующих в мире загадок, тайна кукол – самая загадочная; Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»

В процессе занятия вы должны достичь цели и разобраться в вопросах которые я поставлю перед вами.

1.Почему кукла была безликая?

2. На какие три вида куклы делились по – назначению?

3.Что символизирует кукла?

Учитель: Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. А кто знает что означает красный цвет?

Учащиеся: (Ответ) Красный цвет – жизнь, красивый.

Учитель: Правильно. И ещё считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

А сейчас мы прослушаем сообщение ученицы: «История тряпичной куклы».

Ученица: Самые ранние игрушки относятся ко 2 тысячелетию. Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань – результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной, обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол у разных народов передавались из поколения в поколение в течение длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы, безликость, женские детали костюма. Кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил. Выбрасывать их было нельзя, считалось большим грехом, поэтому их хранили в сундуках. Кукла символизировала продолжение рода.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Прослушав сообщение ученицы, можем ли мы ответить на поставленный вопрос?

1.Что символизировала кукла?

Ученик: Продолжение рода, т.к. кукла была оберегом женщины, дома, очага, она охраняла, лечила, защищала от злых сил.

Учитель: Вот и решена одна из поставленных проблем.

Просмотр презентации.

По предназначению существовали: Куклы-обереги

Обрядовые куклы

Игровые куклы.

Игровые куклы делались или специально для детей, чаще по тем же техникам, что и обрядовые куклы, или отдавали детям обрядовые куклы, когда они уже выполнили свою ритуальную функцию. Были и традиционные детские тряпичные куклы. Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» - маленького «зайчика на пальчик». Также для игр обычно изготавливали кукол-закруток, причем вместе с девочками. Традиционные народные куклы были в каждой крестьянской избе. Бабушки учили внучек, матери - дочек, старшие сестры – младших. Так в народе воспитывали будущих мастериц и рукодельниц, приучали к трудолюбию, а вместе с тем и к творческому отношению к миру.

Куклы-обереги. Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Уже за две недели до рождения ребенка будущая мать изготавливала традиционную куклу-оберег Куватку и помещала ее в колыбель, чтобы кукла согрела ее. Творила она ее без иголки путем сворачивания и скручивания. Считалось, что куклу нельзя ни порезать, ни уколоть. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. После обряда крещения куклу «Куватку» вешали над кроваткой, чтобы она отгоняла всякие злые силы, оберегала ребенка.

Тряпичную куклу « Берегиню» , сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Гости также дарили кукол с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек. Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее.

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз, что зрячая кукла опасна для ребенка

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение, становились участниками многих ритуальных обрядов и

праздников. В глубокой древности кукла выполняла чрезвычайную миссию, заменив собой человеческие жертвоприношения. На праздниках стали приносить в жертву богам традиционных кукол-чучел, которые носили свои имена: Масленица, Кострома, Коляда

Время изготовления обрядовых народных кукол зависело от времени ритуала. Кукол обычно делали перед традиционными праздниками.

Куклу-масленицу делали накануне масленицы или в первый день масленичной недели в понедельник и должна она была оберегать семью в течение года. Затем, когда год проходил и наступала масленичная неделя, старую куклу, которая уже вобрала в себя всю плохую энергетику, всё плохое, что случилось в этой семье сжигали и делали новую куклу чучело. Его сажали в красный угол в избе, и вообще считалось, чем больше кукол сидит в красном углу в избе, тем счастливей пройдёт год в этой семье, в этой избе.

А сейчас прослушаем ваши сообщения

Зайчик на пальчик

Игрушка помощница мамы, чтобы малыш в ее отсутствие не плакал и не просился на ручки. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

«Кула - каша»

Кукла для девочки, помощница в приготовлении пищи, кукла дает девочке
понимание что такое хозяйка, не только какие у нее обязанности но и как
это - быть хозяйкой в доме, как правильно и четко распределять свои силы.
Кукла Каша это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой.
Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша.

«Кубышка травница»

(кукла душевного комфорта, кукла здоровья)
По названию куколки можно догадаться о ее предназначении. Набита она целебной и душистой травой. Считалось, что запах травы отгоняет болезни, куколку мяли для очищения воздуха и заваривали из нее траву, для лечения. Родители оставляли ее у изголовья ребенка на ночь, чтобы сон был крепкий и спокойный. Да и для пожилого человека - это находка.
А если заболит у ребенка животик, то куколка, подогретая на печке- не только успокоит и согреет, но и повеселит. Такая кукла может служить прекрасным подарком и сувениром, чудесно вписывается в любой домашний интерьер. Куколка наполнена душистыми собственноручно собранными травами - душицей, мятой, чабрецом, мелисой, черной смородиной.

5. Первичная проверка понимания.

Учитель: Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.

Учитель: Ребята, кто заметил одну особенность кукол?

Ученики: (ответ) Куклы не имеют лица.

Учитель: А почему куклу изготавливали без лица?

Ученик: Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух.

Учитель : «Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.

Учитель: Итак, вот и решена вторая проблемная ситуация. Почему же так популярна была именно тряпичная куклу?

Ученики:

1.доступность материала: использовалось старое тряпьё;

2.быстро можно создать куклу.

Физминутка

Гимнастика для глаз.

6. Практическая работа

Учитель: Как вы думаете, легко ли выполнить эту работу? Прочитайте на доске поговорку «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученик: Нужно любую работу выполнять.

Учитель: я предлагаю вам выбрать, какую куклу вы хотите изготовить. Можно выбрать из ткани или пряжи.

Почему вы выбрали эту куклу?

Правила техники безопасности.

1.Ребята, с каким инструментом будете работать?

Ученик: Ножницами.

Учитель: Ребята, мы будем работать с опасными предметами. А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая с колющими, режущими предметами?

Обсуждение последовательности изготовления куклы.

Индивидуальное изготовление куклы – Берегини.

Учитель: Ребята, в каком порядке будете выполнять работу?

Ученики: (Ответы)

1. Скрутим скрутку из большого куска ткани;

2. Наденем на скрутку лоскуток. Обмотаем нитками – получим голову куклы.

3. Перетянем нитками талию.

4. Уголки ткани расправим и сделаем руки.

5. Нарядим куклу.

Самостоятельная работа

(выполняют работу под музыку)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Конечно же рассказать о всех русских кукол нам не хватит времени. Дома вы найдете информацию в сетях интернет или в библиотеке о других куклах и подготовите собщения. запишите домашнее задание.

8. Рефлексия .

Учитель: на столах лежат бусины, украсьте свою куклу красными бусами, если у вас все получилось, зелеными – вы испытывали небольшие трудности, синими – урок не понравился.

Учитель: друзья, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута?

Учитель: Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей)

Учитель: Что вы можете рассказать об этой кукле своим родителям?

А для чего можно использовать эту куклу?

Кому можно подарить эту куклу?

(Ответы детей)

Учитель: Куклы ваши готовы,

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!Анализ кукол, оценки.

Заключительный этап.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!

Спасибо за урок. Уборка рабочих мест.

Краснодарский край, ст. Староминская

учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9

Грудьева Наталия Алексеевна

Урок изобразительного искусства для 5 класса

Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства

Цель урока: создать изделие декоративно – прикладного искусства в современном стиле

Задачи:

    познакомить с современными видами декоративно – прикладного искусства;

    познакомить с новой технике работы «квиллинг»;

    воспитывать любовь к окружающему миру.

Техника исполнения: бумагокручение

Вид урока: Урок творчества

Оборудование

Для учителя: презентация

Для детей: лист А4 цветная бумага , ножницы, клей ПВА.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основной этап

1. Рассказ учителя.

Декоративное искусство продолжает жить в современном мире, находит новые средства выразительности.
Современные художники смело экспериментируют с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
Сегодня мы тоже будем современными художниками и познакомимся с новой техникой - квиллинг.
Изображения в квиллинге создаются из полосок бумаги, свёрнутых в разные фигуры и наклеенных на основу, например на... открытку. Полоски можно купить, но проще вырезать из двусторонней цветной бумаги. Накручивать можно на обычную деревянную зубочистку. Формируй из скатанного шарика всё, что тебе надо и клей на лист, составляй из полученных деталей объемные или плоские композиции. При помощи этой техники можно оформить практически все, что подскажет вам ваша фантазия: рамки для фотографий, поздравительные открытки, различные предметы интерьера. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора.

2. Упражнение.

    Вначале освоим основные элементы техники квилинг.

    Нарежьте полоски разного цвета и попробуйте накрутить спираль.

    Выполнить плотную спираль, свободную и придайте ей форму капли, цветка, лепестка. Работа вместе с учителем.

Инструкция

    Возьмите полоску нужного цвета, длины и ширины.

    Плотно намотайте её на инструмент для квиллинга.

    Аккуратно снимите получившийся рулончик (ролл) и дайте ему немного развернуться.

    Подклейте внешний конец полоски.

    Придайте элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.

3. Инструктаж ТБ при работе с ножницами.

4. Практическая часть

Изготовление собственных работ. Оформить открытку, рамку, сделать оригинальную работу (цветы, гусеница, бабочка)

5. Анализ и итоги урока.

С какой техникой познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?


Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

  • репродукции;

  • образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

      Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

      История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы




  • Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с процессом изготовления панно
  • Задачи:
  • формирование:
  • интереса к изобразительному искусству;
  • развитие:
  • речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание:
  • любви к искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия

  • В национальных традициях нашего народа следует выделить интересный вид лоскутного шитья, называемый панно, который включает в себя обтягивание картона тканью, создание объемных игрушек и фигур, украшений прикладного характера. Сегодня декоративное панно совершенно не устарело, а скорей, наоборот, интерес к нему с каждым годом становится все больше и больше.
  • Не удивительно, что у нас такой вид искусства активно развивается, поскольку он неразрывно связан с шитьем, вышивкой, вязанием, бисероплетением и прочими видами искусства. История возникновения панно уходит глубоко в прошлое, поскольку еще в древних летописях мы находим описания предметов, выполненных с помощью данного вида прикладного искусства. Многочисленные археологические раскопки памятников старины, курганов и древних городов на территории нашей страны полностью подтверждают данный факт.
  • Взгляните на следующие работы….







Эти чудесные картины –ПАННО

А что это такое?


(фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани ) - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.


(фр. esquisse ) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи .




Аккуратно располагаем декоративные элементы и закрепляем с помощью клеевых основ (ПВА, клей-пистолет, клей Момент и т.д.)




  • Картон
  • Клей ПВА
  • Ножницы
  • Карандаш простой
  • Ластик
  • Материал для декорирования (пуговицы. пряжа, семена, сухие листья и т.д.)