Выставка "лев бакст. leon bakst" открылась в гмии им

  • 14.06.2019

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Анна Горбашова. Торжественное открытие масштабной ретроспективной выставки "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в понедельник прошло при аншлаге в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в рамках фестиваля "Черешневый лес".

Первыми гостями выставки, которая откроется для посетителей 8 июня, стали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, певицы Кристина Орбакайте, Алена Свиридова, главред журнала L"Officiel Россия Ксения Собчак, актриса Марина Зудина, финансист Марк Гарбер, телеведущая Ирада Зейналова и другие известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

В "Итальянском дворике" гостей встречали модели в платьях из капсульной коллекции известного итальянского модельера Антонио Марраса, которые были созданы по эскизам Бакста специально для выставки. Сам Маррас также присутствовал на открытии.

Мир красоты, созданный Бакстом

"На нашей выставке представлены все аспекты творчества Бакста — портреты, пейзажи, театральные костюмы, прекрасные ткани, созданные по его эскизам. Мы старались, чтобы это был рассказ о художнике, который создавал мир красоты вокруг себя. Вы увидите 250 произведений, в том числе чрезвычайно редких из частных коллекций и крупнейших музеев мира", — сказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

Она отметила, что перед кураторами стояла непростая задача, и выставка была сложной.

"Я в ужасе, что нас сегодня так много. Мы не ожидали, что будет столько людей", — удивилась Лошак.

Идейный вдохновитель фестиваля "Черешневый лес", глава компании "Боско" Михаил Куснирович оповестил присутствующих, что экспозицию придется осматривать, разбившись на группы.

Экскурсии готовы провести театральный художник Павел Каплевич, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова, историк моды Александр Васильев, предоставивший для выставки костюмы, созданные для парижских модных домов по эскизам Бакста, и другие гости — знатоки творчества художника.

"Символично, что в день рождения Пушкина в Пушкинском музее мы открываем для себя творчество Бакста. Мы принарядились, забыли о традиционных закусках, мы пришли на встречу с искусством", — призвал к вниманию публику Куснирович, так как на центральной лестнице ораторам пришлось выступать без микрофона.

Один из кураторов выставки, британский искусствовед Джон Боулт пошутил, что лично он верит в космические знаки, и такой знак был ему послан.

"Я верю в космические знаки. Известно, что Пушкин любил женские ножки, а Бакст их явно не любил, когда мы заканчивали подготовку к выставке, я на радостях сломал себе ногу", — рассказал Боулт.

Дягилевские сезоны и портреты

Живописец, портретист, театральный художник, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х Лев Бакст, известный на Западе как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

Разбившись на группы, гости отправились осматривать экспозицию. Свою группу Каплевич сразу повел к работе Бакста "Пробуждение", которая никогда не выставлялась в России — из семейного фонда Ротшильдов.

"Панно на тему сказки "Спящей красавицы" было заказано Баксту Ротшильдами. В качестве моделей ему позировали члены семьи Ротшильдов", — рассказал Каплевич. Всего для британских миллиардеров Бакст сделал семь сказочных панно.

Известный российский историк моды Васильев представил на выставке более 20 экспонатов из своей частной коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса" и другим, созданные по эскизам Бакста.

Петербургский Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил для экспозиции знаменитый костюм Вацлава Нижинского из балета "Призрак розы".

"Костюм Нежинского — это главная эротика мира", — сказал Каплевич.

Еще одна жемчужина экспозиции — эскиз костюма для любимой балерины художника Иды Рубинштейн для балета "Клеопатра".

В экспозицию также вошли станковые произведения художника: "Портрет Сергея Дягилева с няней", автопортрет художника, портреты поэтов Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус, а так же декоративные панно "Древний ужас" и другие работы.

Выставка стильная и умная

"Получился очень художественный проект, выставка стильная, умная, в которой нашло отражение все, что сделал Бакст — блестящий раздел портрета и огромное количество вещей малоизвестных в России. К этому проекту можно применить слова Дягилева, которые он как-то сказал Жану Кокто: "Удиви меня", — поделилась впечатлениями с корреспондентом РИА Новости Трегулова.

По ее мнению, в экспозиции присутствует "ровно то, что нужно сказать сегодня об этом художнике".

"Мне кажется, что выставка будет пользоваться большим успехом, она интригующая", — резюмировал директор Третьяковской галереи.

Работы для экспозиции предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Семейного фонда Ротшильдов, Музей современного искусства Страсбурга, Музей Израиля, а так же частные коллекционеры из Москвы, Парижа, Лондона и Страсбурга — всего 31 участник выставки.

Фотография: DR

Этим летом столицу ждет одно из самых знаковых мероприятий в культурной жизни. Впервые в России будет представлена масштабная ретроспективная выставка одного из самых известных и оригинальных художников начала ХХ века - Льва Бакста. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца.

По словам организаторов выставки, на суд посетителей будет представлено около 200 полотен мастера, а также рисунки, арт-объекты и старинные фотографии из российских и западных собраний. Многие из картин для готовящейся экспозиции будут привезены в Москву впервые.

Лев Самойлович Бакст известен ценителям искусства своим непосредственным участием в организации легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и Лондоне. Это он приложил свою руку к костюмам и декорациям таких успешных постановок как "Шахерезада", "Спящая Принцесса" и "Синий Бог". Однако на этом деятельность художника не ограничивалась. Бакст также занимался книжной графикой, работал в индустрии моды и театра. Предстоящая выставка поможет убедиться еще и в дизайнерском таланте мастера. Помимо прочего, на ней будут представлены и некоторые костюмы, при создании которых был задействован Лев Самойлович.

Увидеть все работы художника вживую можно будет в Пушкинском музее. Экспозиция откроется 7 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.

30.06.2016 13:00

«Бриллиантовый клуб» решил посвятить очередную встречу искусству и побывал в Пушкинском музее на выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников XX века Льва Бакста.

Когда будний день почти завершен, когда ты устал и развинчен от жары и работы, пойти куда бы то ни было - сродни подвигу, решиться на который в одиночку трудно. Зато в хорошей компании, например с участницами клуба, - за милую душу. Тем более на Бакста в Пушкинский, что, прямо скажем, само по себе отличный вариант для приятного вечера.

И вот примерно в семь часов, когда на улице возле музея что-то страшно ухало, скрежетало и грохотало (а где в центре Москвы сейчас не ухает и не грохочет?), «Бриллиантовый клуб» с безупречным keep smiling собрался в прохладном внутреннем раю ГМИИ, чтобы погрузиться в магический мир эстетики Серебряного века.




До экскурсии нам рассказали о том, что дает членство в «Друзьях Пушкинского». Это бесплатный вход в музей без очереди на все выставки, лекции и во все здания, включая усадьбу Голицыных. Плюс можно прийти в Пушкинский за час до открытия и посмотреть все, что хочешь, в тишине и покое. Это похоже на какой-то волшебный депозит: кладешь на карту немного денег, а потом получаешь очень щедрые проценты.


«Сколько надо внести на карту?» - спрашиваем куратора программы Элеонору Тан. «От 4000 рублей - это молодежный вариант. Есть карта за 6000, есть и дороже - семейные и премиальные». «Это в месяц?» - уточняем мы. «Это в год!» - улыбается Элеонора. Чем дороже карта, тем, конечно, интереснее. За 25 000 рублей в год вас будут ждать еще и кураторские индивидуальные экскурсии-превью, приглашения на вернисажи, финисажи и в поездки за границу. Недавно премиальный состав «Друзей Пушкинского» был в Лондоне и Париже, посещая там выставки в сопровождении сотрудников музея. Поездка под ключ стоит около трех тысяч евро. А Третьяковка специально для «Друзей Пушкинского» открывала двери на выставку Серова в свой выходной... В общем, буклеты с информацией обо всех предложениях музея разлетелись в один миг.


Выставка оказалась грандиозна, такая в России проводится в первый раз. Ее готовили целых два года, привозя экспонаты буквально отовсюду: из Центра Помпиду в Париже, музеев Страсбурга и Петербурга, лондонского музея Виктории и Альберта и многих других. Третьяковка, например, предоставила портрет Зинаиды Гиппиус, совершенно драгоценную картину, с которой, кажется, не расставалась никогда.



К слову, портрет Гиппиус произвел на нашу компанию одно из сильнейших впечатлений. Как и ранний портрет Любови Гриценко, тогда еще невесты Бакста, и портрет Философова (который называют портретом Дориана Грея), и «Ужин», являющийся, собственно говоря, портретом жены Бенуа, странно текучим и струящимся. Это знаковые работы, в которых Льву Баксту удалось поймать неуловимое, непередаваемое другими средствами одухотворение, магию красоты.



Знаменитое изображение Гиппиус - это портрет декадентской мадонны, в которой соединились дьявольский эрос и обаяние революции духа. С картины смотрит ядовитая, насмешливая и проницательная умница, вытянувшая ноги в обтягивающем трико. Рядом с Гиппиус совершенно не случайно размещен хрестоматийный портрет Андрея Белого. Эта женщина страшно раздражала поэта, и поэтому Бакст придумал такую каверзу: чтобы сделать портрет Белого «искореженным» гримасой сложных страстей, он заводил с писателем разговор о Гиппиус.




В этот вечер в Пушкинском было какое-то невероятное количество народа, буквально аншлаг, поэтому «Бриллиантовому клубу» принесли наушники, с которыми слушать экскурсовода стало намного удобнее. Не приходилось стоять почти вплотную, можно было, следя за интереснейшим рассказом, подходить поближе к картинам и костюмам.

Балетные, театральные костюмы Бакста - это, пожалуй, самые потрясающие и сложные экспонаты выставки. Уже хотя бы потому, что сохранить их крайне трудно. Но, по счастью, до нас дошел легендарный костюм, сделанный для великого Нижинского, который танцевал партию Призрака розы в одноименном балете в 1912 году. Тот самый, с которого потом поклонницы обрывали розовые лепестки на память. Видно даже места, где эти лепестки обрывались.


Елена Ищеева: «Я только что вернулась из Санкт-Петербурга с экономического форума и свидетельствую - там все ходили на культурные события. Я, например, открыла для себя . Кроме того, мы с мужем всегда завершаем ПМЭФ балетом - на этот раз были в Мариинке на «Жизели». Театр, разумеется, был полон. Сегодня на Баксте ажиотаж, но при этом молчат телеканалы, а пиар выставки - только силами сотрудников музея. И все равно полные залы, люди сами тянутся к подлинной красоте. Я знакома с балетным искусством, я воспитана на этом, и не могу сказать, что изумлена, как если бы познакомилась с шедеврами Бакста впервые. Хотя мне интересно было увидеть подлинный костюм Нижинского, который за сто лет ужался до микроскопического размера. Но это костюм, в котором Нижинский танцевал на сцене, это вызывает настоящий трепет. И я, конечно, приятно удивлена, что так много членов нашего клуба - а сейчас это уже микст, это женская и мужская история - все бросили и пришли. Вот такой истинный порыв, желание прикоснуться к культуре, и делает Россию великой. Это не пропаганда и реклама, нас не зовут сюда наши руководители. Поэтому для меня сегодняшнее открытие - не столько выставка, сколько количество ее посетителей и их вдохновленные лица».



Людмила Антонова, леди с самой лучезарной улыбкой этого вечера, тоже получила от выставки массу впечатлений: «Это было фантастическое время самых красивых женщин и самых вдохновенных мужчин, которые умели восхищаться этими женщинами. Время, когда заканчивалось ар-нуво, начиналось ар-деко, а нашу страну представляли именно такие художники, как Бакст. Поэтому для России большой подарок, что организаторы собрали практически все, что осталось от его блестящего наследия».



Тут надо добавить, что мужчины того времени не только восхищались женщинами, они их украшали. Бакст, например, снял с балерин пачки, заменив их на туники, шарфы и свободные тонкие рубашки, в которых женское тело - воплощенная эротика и красота. Эстетика дягилевских постановок в оформлении Бакста до сих пор оказывает колоссальное влияние на культуру, а тогда, сто лет назад, художник просто перевернул все представления о прекрасном. Старый одряхлевший европейский театр был сметен. Французская пресса ворчала по поводу «этих великих русских», особенно «тех, что рисуют и танцуют» так, что после них стало невозможно смотреть обычный театр.


Мало того, что Бакст раздел женщину, он впервые разрисовал ее тело. Да-да, первые тату, точнее боди-арт, - это тоже Лев Бакст, он делал это раньше футуристов, которые считаются здесь пионерами. На выставке мы видели чудесный костюм Фавна с синим шарфом для партии Нижинского. Известно, что на ногах танцора тоже было вовсе не трико, а искусная роспись на теле. Обнажение для Бакста много значило, но эта невероятная театральная сексуальность не всеми воспринималась однозначно. Например, «Саломея», которую оформлял художник, в Петербурге была запрещена цензурой. Разрешили только танец семи покрывал, где экстравагантную Иду Рубинштейн разворачивали как из кокона, пока не появлялось ее совершенно обнаженное раскрашенное тело.


Владимир Бохмат, бизнесмен: «Я сегодня бросил все дела, чтобы прийти в Пушкинский, и открыл для себя совершенно нового художника. Конечно, я слышал фамилию, но она ни с чем не ассоциировалась. Больше всего меня поразила картина «Древний ужас». Мне она кажется настолько пророческой! Думаю, художник каким-то образом умел смотреть сквозь время и видел беды новой эпохи. Портрет Гиппиус, конечно, очень цепляет, не так, быть может, как Андрея Белого, но Бакст, конечно, смелый человек. Учитывая то время, столетней давности, думаю: как же ему сложно жилось. Но всем гениям сложно».


Около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей впервые собраны вместе на выставке «Лев Бакст / Léon Bakst . К 150-летию со дня рождения».

Выставка воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.

Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д’Аннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.

Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом – это редкое сочетание принесло ему мировую славу.

В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани, и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции. Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ; дар Международного благотворительного фонда «Константиновский» в 2013 году; из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских); эскизы костюмов «Беотийца» (ок. 1911, СПбГМТиМИ) и «Вакханки» (1911, Центр Помпиду, Париж) к балету «Нарцисс»; эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912, частное собрание, Париж); эскиз костюма «Юноши, сопровождающего Орфея в храм» к балету «Орфей» (1914, ГМИИ им. А.С. Пушкина); эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ), «Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» (“Terror Antiquus”) (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, 1906, ГРМ).

Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910–1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».

Искусство Льва Бакста – органичная часть возрождения интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и Америке. Новаторство и изобретательность созданного художником сценического оформления все еще влияет на современный художественный процесс.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, в котором представлено около 400 работ художника.

Кураторы выставки:

Джон Э. Боулт, директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии, США
Наталия Борисовна Автономова, заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Анна Горбашова. Торжественное открытие масштабной ретроспективной выставки "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в понедельник прошло при аншлаге в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в рамках фестиваля "Черешневый лес".

Первыми гостями выставки, которая откроется для посетителей 8 июня, стали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, певицы Кристина Орбакайте, Алена Свиридова, главред журнала L"Officiel Россия Ксения Собчак, актриса Марина Зудина, финансист Марк Гарбер, телеведущая Ирада Зейналова и другие известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

В "Итальянском дворике" гостей встречали модели в платьях из капсульной коллекции известного итальянского модельера Антонио Марраса, которые были созданы по эскизам Бакста специально для выставки. Сам Маррас также присутствовал на открытии.

Мир красоты, созданный Бакстом

"На нашей выставке представлены все аспекты творчества Бакста — портреты, пейзажи, театральные костюмы, прекрасные ткани, созданные по его эскизам. Мы старались, чтобы это был рассказ о художнике, который создавал мир красоты вокруг себя. Вы увидите 250 произведений, в том числе чрезвычайно редких из частных коллекций и крупнейших музеев мира", — сказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

Она отметила, что перед кураторами стояла непростая задача, и выставка была сложной.

"Я в ужасе, что нас сегодня так много. Мы не ожидали, что будет столько людей", — удивилась Лошак.

Идейный вдохновитель фестиваля "Черешневый лес", глава компании "Боско" Михаил Куснирович оповестил присутствующих, что экспозицию придется осматривать, разбившись на группы.

Экскурсии готовы провести театральный художник Павел Каплевич, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова, историк моды Александр Васильев, предоставивший для выставки костюмы, созданные для парижских модных домов по эскизам Бакста, и другие гости — знатоки творчества художника.

"Символично, что в день рождения Пушкина в Пушкинском музее мы открываем для себя творчество Бакста. Мы принарядились, забыли о традиционных закусках, мы пришли на встречу с искусством", — призвал к вниманию публику Куснирович, так как на центральной лестнице ораторам пришлось выступать без микрофона.

Один из кураторов выставки, британский искусствовед Джон Боулт пошутил, что лично он верит в космические знаки, и такой знак был ему послан.

"Я верю в космические знаки. Известно, что Пушкин любил женские ножки, а Бакст их явно не любил, когда мы заканчивали подготовку к выставке, я на радостях сломал себе ногу", — рассказал Боулт.

Дягилевские сезоны и портреты

Живописец, портретист, театральный художник, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х Лев Бакст, известный на Западе как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

Разбившись на группы, гости отправились осматривать экспозицию. Свою группу Каплевич сразу повел к работе Бакста "Пробуждение", которая никогда не выставлялась в России — из семейного фонда Ротшильдов.

"Панно на тему сказки "Спящей красавицы" было заказано Баксту Ротшильдами. В качестве моделей ему позировали члены семьи Ротшильдов", — рассказал Каплевич. Всего для британских миллиардеров Бакст сделал семь сказочных панно.

Известный российский историк моды Васильев представил на выставке более 20 экспонатов из своей частной коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса" и другим, созданные по эскизам Бакста.

Петербургский Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил для экспозиции знаменитый костюм Вацлава Нижинского из балета "Призрак розы".

"Костюм Нежинского — это главная эротика мира", — сказал Каплевич.

Еще одна жемчужина экспозиции — эскиз костюма для любимой балерины художника Иды Рубинштейн для балета "Клеопатра".

В экспозицию также вошли станковые произведения художника: "Портрет Сергея Дягилева с няней", автопортрет художника, портреты поэтов Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус, а так же декоративные панно "Древний ужас" и другие работы.

Выставка стильная и умная

"Получился очень художественный проект, выставка стильная, умная, в которой нашло отражение все, что сделал Бакст — блестящий раздел портрета и огромное количество вещей малоизвестных в России. К этому проекту можно применить слова Дягилева, которые он как-то сказал Жану Кокто: "Удиви меня", — поделилась впечатлениями с корреспондентом РИА Новости Трегулова.

По ее мнению, в экспозиции присутствует "ровно то, что нужно сказать сегодня об этом художнике".

"Мне кажется, что выставка будет пользоваться большим успехом, она интригующая", — резюмировал директор Третьяковской галереи.

Работы для экспозиции предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Семейного фонда Ротшильдов, Музей современного искусства Страсбурга, Музей Израиля, а так же частные коллекционеры из Москвы, Парижа, Лондона и Страсбурга — всего 31 участник выставки.