Что нельзя делать в церкви (приметы, суеверия и правда). Церковные приметы и суеверия

  • 26.09.2019

Советы и приметы в церкви
Заходя в церковь, следите за тем, чтобы не войти в те двери, через которые заносят отпевать усопших. Дело в том, что у этих дверей на вас с большой вероятностью могут навести порчу.

Чтобы не испортили у церкви
Не секрет, что у церкви можно не только вылечить человека, но и навредить ему. Например, у кого-то не ладятся отношения в семье. В таком случае человек идет к церкви и ждет, когда кто-нибудь приедет венчаться. Затем заходит вслед за женихом и невестой в храм, покупает там свечу и в тот момент, когда батюшка водит молодых вокруг аналоя, читает специальный заговор, с помощью которого перекидывает на молодых свои беды и за чужой счет улучшает отношения в собственной семье. Чтобы предотвратить такой перенос, следует приколоть к одежде жениха и невесты булавки. Прикалывают их так, чтобы никто не увидел, предварительно прочитав над ними следующий заговор:
Стоит Престол, пред ним свадебный стол,
За столом молодые сидят, не пьют,
Не едят, а на икону глядят.
Матерь Божья, спаси,
Богородица, обереги
От всяких дел и всякой беды,
Спаси и сохрани.

Чтобы в вашем доме царили покой и согласие
Купите в церкви три свечи, две поставьте у иконы Спасителя, а одну заберите с собой. Вернувшись домой, в течение целого дня не умывайтесь, не ешьте и не пейте. В полночь зажгите оставшуюся свечу и поставьте ее на середину стола, на который предварительно положите булку. После этого прочтите сорок раз подряд специальный заговор, съешьте кусочек этой булки, запейте ее сырой водой, а хлеб накройте новым полотенцем и оставьте так до утра. Этим хлебом за зав траком накормите семью.
Рассказывать домашним о проведенном обряде ни в коем случае нельзя. Такой хлеб следует съесть весь, до последней крошки: его не отдают скотине или птицам, не угощают им соседей, дальних родственников или друзей.
Заговорные слова следующие:
Как эта свеча плавится,
Как эта свеча тает,
Так в моей жизни всякое зло исчезает
И покой семье прибавляет.
И как этот хлеб мы съедим, изжуем,
Так мы всякое зло изведем.
Благословенна свеча из храма,
Благослови хлебом от Бога.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Когда после службы будете выходить из церковных ворот, скажите: «Со здоровьем пришла, со здоровьем и ухожу» . Дело в том, что в церкви часто лечат порчи, и, сказав так, вы поставите на себя оберег от чужого негатива.
Ставя в церкви свечи, не оглядывайтесь по сторонам, избегайте разговоров, не слушайте чужих советов и тут же уходите, если заметите, что на вас кто-то пристально смотрит.
Недопустимо, чтобы при вас в церкви загасили свечку, которую вы поставили и зажгли, – это очень плохая примета.

Если возле вас в церкви кто-нибудь чихнет, скажите про себя:
Слышала, но не взяла.

Как войти в церковь

Какой зайду, такой и выйду.
Или:
С чем пришла, с тем и ухожу.

Никогда не передавайте чужую свечу в церкви, если вам ее подали через плечо. Не позволяйте зажигать свечку от вашей свечи и не давайте переставлять вашу свечу с места на место. Особенно опасно, если вы зажгли свечу, а ее кто-то при вас погасил.

Того, кто болтает в храме, Бог не услышит.

Если вам плохо в храме и вас раздражает запах ладана и свечей, вы наверняка испорчены врагами.

Огарочки от свечей после молитв дома уносите в церковь, кладите в специальный поддон, который обычно там имеется.

Никогда не делайте поклона в пояс, заслышав первый удар колокола, иначе будете мало жить. Нужно при первом ударе мысленно сказать: «Господи, помилуй!» При втором ударе – трижды перекреститься, и только когда колокол ударит в третий раз, следует поклониться.

Если перед вами идущий поп запнется, то вам это вещает беду.

Если во время поста кто-то станет уговаривать верующего человека съесть мяса или станет смеяться над ним, то он будет тяжело и долго умирать.

Никому и никогда не рассказывайте о том, что ходили причащаться, в противном случае вас могут сглазить, даже не желая этого.

Если священник, заходя в Царские врата, споткнется, то проживет он недолго.

Свеча трещит и гаснет – к большому шуму.

Кто прикурит от церковной свечи, тот не жилец.

Кто станцует под колокольный звон, тот со временем останется без ног.

Никогда не следует брать в крестные родители людей с такими же именами, как у родителей ребенка, в противном случае родные родители умрут, а крестные родители будут жить. То же самое касается имени ребенка и имен крестных родителей. Если подобное произошло, нужно срочно искать мастера, чтобы он отчитал от беды.

Если батюшка в рясе перейдет вам дорогу, то это к похоронам или к известию о чьей-то смерти.

Стоя в церкви на службе, не передавайте по чьей-то просьбе свечу. Не исключено, что таким образом кто-то отдает вам свое горе. Вообще, самые неизлечимые, смертельные порчи делаются именно в храме, ведь там проходят отпевания и читают заупокойные службы.

Заговор идущего в церковь
(чтобы порчу не навели)
К сожалению, нередки случаи, когда на человека в церкви наводят порчу или он сам перетягивает на себя чужую болезнь. Одна женщина обратилась ко мне, умоляя вылечить ее от эпилепсии (в старину эту болезнь называли «падучей»), которую она «подняла» в церкви. Много лет тому назад при ней в церкви упала какая-то женщина и забилась в сильном припадке. Моя клиентка подошла к ней, желая помочь. В тот же день у нее случился первый приступ. С тех пор она и страдает.
Поэтому, прежде чем пойти в церковь, обязательно прочитайте такой обережный заговор:
В дом Господен пойду,
Поклонюсь храму святому Твоему.
Господи, убереги меня от беды.
Ангелы Божьи, идите рядом,
Чтобы враги ни делом, ни взглядом,
Ни клятьем, ни колдовством,
Ни в отместку, ни для страха,
Ни в зависти, ни со зла
Тело мое не сокрушили,
Душу мою не погубили.
Господи, спаси, сохрани и оборони!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Молитва на принятие просфоры и святой воды
Меня многие спрашивают, как правильно пить святую воду или принимать просфору.
Прежде всего вам следует перекреститься, прочитать специальную молитву и только после этого пить святую воду или вкушать просфору. Слова молитвы такие:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святой, просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Как снять порчу, наведенную в храме
Я уже писала, что в церкви на вас могут подлечиться. Ни в коем случае в церкви нельзя брать ни у кого никаких подарков. Чем дороже подарок (золото, бриллиант), тем больше вероятности, что вы вместо кого-то можете убраться на тот свет. Cнять подобную порчу можно так:
Купите новый навесной замок (черный).
Открыв дужку, говорите заговор в замочную скважину (отверстие для ключа).
После этого закройте замок на ключ и разлучите ключ с замком на два разных дома.
Ключ должен быть в одном доме, а замок в другом.
Заговор на замок
Перешагиваю нечистый дух с Божьей милостью.
Старому колдуну, еретику,
Старой колдунье, еретице,
Злобной шутнице, сопернице.
Князь Спиридон-солнцеворот,
Как ты воротишь красно Солнышко и Луну,
Так же отвороти, отверни
От меня, Божьей рабы (имя):
Шутки, творки, дьявольские погуби,
Корчи, порчи, гибель страшную, напрасную,
Болезнь долгую и ужасную.
Как эту замочную скважину никому не съурочить,
Не испортить, не изжить,
Так и меня, рабу Божью (имя), не сгубить:
Ни старому, ни молодому, ни сильному и никому.
Закрываю тебя, черный замок,
На Богородицын оберег.
Ключ, замок, язык. Аминь.

Как войти в церковь
Перед тем как войти в церковь, скажите так:
Какой зайду, такой и выйду.
Или:
С чем пришла, с тем и ухожу.

Если крестная мать забрала у младенца долю и счастье
Скажу сразу, что эта опасность существует только для младенцев в возрасте до одного года. Были и есть случаи, когда крестная мать, держа на руках своего крестника, во время крещения читает тайно про себя заклинание на подмену судьбы.
Делают это обычно те, кому стало известно, что их век очень короток или что у них имеется неизлечимая болезнь. Как правило, такой человек усиленно ищет возможность стать чей-либо крестной матерью. После этого крестная мать выздоравливает за счет Ангела-хранителя, который дается ребенку при его крещении, а ребенок после этого рано умирает.
Прежде чем вы выберете своему ребенку крестную мать и прежде чем она его в храме возьмет на свои руки, хорошо подумайте, можно ли этому человеку полностью доверять.
А теперь молитва, вызволяющая душу младенца «от подмены». Первой читают молитву, а затем заговор.
Молитва
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя и творящия ми пакости, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго (поклон). Отступившия от православной веры, и погибельными хулами и делами, ослепленныя ненавистью своей и неразумением. Даруй свет Твоего познания, просвяти и помилуй ecu, и Ты там, где Святая Апостольская Соборная и вековечная церковь Твоя. Аминь.
Заговор

Бог Богов, Господь Господев -
Огненных чинов Творец,
Всем Отцам Отцов Отец,
Ты Сам творишь, воздвигаешь,
Милуешь, судишь, уничтожаешь,
Ищешь заблудшую душу и спасаешь,
Все видишь, все слышишь, все знаешь,
Тем, кто тебя молит, помогаешь.
Спаси, Превышний Боже, и раба Божия (имя) тоже.
Ангела, Архангела пошли,
Чтобы они его душу нашли,
Святой водой отмыли от тех нечистых,
Что его душу подменили.
Благослови, Господи, мое дело на сей час,
На через час, на все часы, на все суточные дни,
На все месяца, на все года,
На все века и навсегда.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Вред, нанесенный батюшкой при крещении
Если ваш ребенок стал болеть после того, как его покрестили, вполне возможно, что ему нанесли вольный или невольный вред, то есть умышленно или нечаянно. В любом случае ребеночка следует полечить. Возьмите святую водичку в Крещенье, то есть 19 января. Подогрейте ее до положенной для купания температуры и искупайте ребенка в этой воде. Прежде чем купать, заговорите водичку таким заговором:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дверь – сердце, радости – душа.
Возьми, Господи, три ковша.
Один ковш – на подспорье,
Второй – на здоровье,
А третья вода для лада, для клада,
Для долгой жизни. Аминь.
А кто это дитя крестил,
Кто зло к нему подпустил,
Того чтобы Господь простил,
А душу раба Божия (имя) на волю отпустил.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Ошибка священника при отпевании
Известны случаи, когда батюшка, проводивший обряд отпевания, заболевал и умирал после того, как поправил покойнику венчик на лбу или сам складывал ему руки. При отпевании этого делать нельзя.
Нельзя также во время ритуала трогать гроб до самого конца обряда. Дух мертвого тела витает неприкаянно, а ведь людям и по сей день не все известно о потустороннем мире и о его законах. Снимают завязки только лишь перед опусканием гроба в могилу.
Если же покойника закопали со связанными руками, то это может плохо отразиться на его близких. Поправить ошибку, допущенную при отпевании, можно заговоренной водой. Воду заговаривают до восхода Солнца и умываются ею крестообразно.
Заговаривают воду так:
Уврачуй меня, Господи, Бог мой,
Страдания мои сократи и усмири,
Живота лет моих милостью Своей продли,
Смерть от меня, раба Твоего, отдали,
Ибо милосердие Твое вечно и бесконечно.
Матерь Божия, Царица Небесная,
Умоли Сына Своего Христа,
Сына Божия,
И Он молитву Твою обо мне услышит
Во все дни и во все часы.
И за то слава Ему вечная и бесконечная.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кому в церкви становится плохо
Чаше всего человеку становится плохо от креста, если его кто-то отпел на крест. Это же касается тех людей, которые не могут находиться в храме. Конечно, бывает такое и у неуравновешенных, психически больных людей, но в данном случае мы говорим о людях, на которых наведена порча. Снять ее можно так.
Больного надо посадить посреди комнаты перед столом, на который ставят икону Спасителя и две зажженные свечи. Знахарь берет в правую руку узелок с тремя ложками соли, оставшейся с Великого четверга, и обводит ею семь кругов над головой порченого человека. Говорить заговор нужно шепотом, едва слышно, не задевая больного узелком с солью. После прочтения заговора знахарь сам должен отнести соль к реке и бросить ее по течению.
Заговорные слова такие:
Губы, зубы, слова.
Все, чем я говорю, чем выговариваю,
Четверговая соль,
Возьми у рабы Божией (имя) боль.
Когда соль эта в речке растает,
Тогда порча рабу Божию (имя) оставит.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Если вам угрожали в церкви
Напоминаю вам, что не следует в церкви брать ничего из того, что вам будут предлагать, вы можете по недомыслию взять чей-нибудь откуп от гибели или болезни. Если вас толкнули в церкви или что-то сказали такое, что вас испугало и насторожило, обязательно вымойтесь заговоренной водой, чтобы таким образом отвязаться от худого слова и дела. Слова, которые читают над водой, такие:
Господу Богу покорюсь,
Матушке Богородице помолюсь,
Христос воскрес, ад пленись,
Проклятая сатанинская сила победись.
Перед адовым замком не отмыкается,
Врата адовы не открываются.
Архангел Михаил охраняет
И к воротам адовым не пускает.
Так бы и на мне тем лихим силам не бывать,
Сердца моего не разбивать,
Злым лихим притыкам не быть,
Тело мое бело не бить,
Жизни данной Богом не губить.
Уповаю я на Спаса нашего, на Иисуса Христа,
На нашего Справедливого Небесного Царя.
На Бога, сотворившего солнце и луну,
Всю поднебесную, утреннюю и вечернюю зарю,
Частые звезды и ветра,
Дожди проливные и сыпучие снега,
Рыбу морскую и лесных зверей,
Еву, Адама и всех людей.
Ибо Он есть Божественный,
Неисповедимый, Бессмертный и Непобедимый,
На все лета, на все времена. Аминь.
Во храме, в доме Своем,
Он Един Господин. Церковь
Его Слава, Церковь Его держава.
Господи, помоги мне в Твоей церкви бывать
И от людских козней не пострадать.
Крест – небесная высота,
Крест – истинная красота.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Отвязаться от неприятностей
Встаньте у церкви так, чтобы вас покрывала церковная тень, и говорите:
Укрой меня, тень церковная,
Своим святым покрывалом,
Как когда-то Богородица Христа укрывала,
От всякой беды, от всякой маеты,
От козней людей, от нападения зверей,
От страща, от вреды, от волховской вереды,
От ножа в ночи, от огня из печи.
От предательства, от суда,
От всякого тайного вреда.
От порчи и от голодной сумы,
От разорения и от нищеты,
От всех бед, какие бывают,
И от бед, которых желают.
Будь, тень церковная, всюду со мной,
Богородицыным покровом укрой.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне, присно, во веки веков.
Аминь.

Многим прихожанам православной церкви известны церковные приметы и суеверия, однако большинство неверно их трактует. Какие же каноны поведения в храме имеют под собой смысловую основу, а какие - нет? И что по-поводу суеверий думает сама церковь?

В церкви нельзя разговаривать.

Считается, что если прихожанин будет говорить в церкви, то навлечет на себя скорби. Очень часто это правило воспринимается буквально, и люди, заходя в храм, бояться много говорить, чтобы не накликать на себя беду.

Такое правило не имеет ничего общего с церковным уставом. В храме Божьем разрешено говорить, если, конечно, речь не идет о пустых разговорах, которые отвлекают от молитвы остальных прихожан.

Нельзя спрашивать в церкви время.

Спросить, сколько времени, значит, укоротить себе жизнь. По другой версии, в церкви нельзя спрашивать о времени, так как на небесах понятия времени не существует, и своим вопросом прихожанин может разгневать Бога.

Почему беременным нельзя ходить в церковь.

Эта церковная примета достаточно распространенная. Некоторые прихожане считают, что женщину во время беременности можно легко сглазить, а порча чаще всего наводится, как ни странно, именно в храмах. По другой версии, беременным нельзя ходить в церковь потому, что в своем положении ей сложно отстоять всю службу.

В любом случае, церковь не запрещает ходить беременным в храмы, а наоборот, поощряет.

Нельзя скрещивать руки за спиной.

По словам священнослужителей, это старинное суеверие не имеет под собой никакой основы. Те, кто в это верят, считают, что бесы начинают крутиться возле человека со скрещенными руками. Такая поза как бы создает карусель для нечистой силы.

Священнослужители таким сказочкам только улыбаются. Они уверены в том, что то, как вы стоите в церкви не имеет никакого значения – это сугубо этический момент, который отражает вашу покорность и преданность Богу.

Нельзя сидеть в храме.

В отличие от позы, следующий вопрос оказался более категоричным. Сидеть в храме святые отцы не рекомендуют. По религиозным канонам подобные привилегии имеют только больные или очень уставшие люди.


Можно ли ходить в церковь во время месячных?

Существует версия, что женщина во время менструального цикла считается «нечистой», то есть в такие дни путь в церковь должен быть запрещен. По другой версии, кровь, «нечистота» женщины, привлекает бесов. Есть еще одна версия - менструальная кровь является проявлением сексуальности, что считается в церкви недопустимым.

А вот, что по этому поводу говорят церковные правила:

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
для женщин во время месячных выделений.

Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

Отсюда и вывод - наверное, не стоит доверять всем суевериям и приметам, связанным с посещением церкви.

Не стоит забывать, что все приметы придумали мы сами. Обрядность, придуманная людьми, и вера - вещи совершенно разные.


При посещении церкви достаточно соблюдать самые простые правила:

В какой одежде считается приличным зайти в церковь?

Даже если вы неверующий и решили зайти сюда из простого любопытства, помните, что неуместно посещать церковь в туалете ярких расцветок. Верующие пришли сюда помолиться, и ничто не должно их отвлекать от этого действа. Женщины надевают платье темных тонов и лишь к святому причастию - белое. Нельзя заходить в церковь в шортах, женщинам - в брюках. Это может закончиться тем, что прислужник выведет вас на улицу.

Как вести себя в церкви и, в частности, во время службы?

В церковь входят медленным шагом, осенив себя крестным знамением. Стоят скромно и молча. Если возникает необходимость что-нибудь сказать, делают это тихо и коротко. Желательно приходить к началу службы. Опоздавшие входят незаметно. Нежелательно входить в церковь во время главных молитв: чтения Евангелия, пения «Отче наш» и т. д.

Можно ли уйти во время богослужения?

Только очень тихо. Нежелательно уходить во время главных моментов литургии. Верхом неприличия считается уход из церкви во время проповеди.

Когда целуют крест?

Принимая благословение. Сначала целуют крест, затем руку священнослужителя.

Нужен ли головной убор в церкви?

Считается приличным, когда женщина входит в церковь с покрытой головой, а мужчина без головного убора.

Как вести себя в иноверной церкви?

Прежде чем туда заходить, чтобы посмотреть богослужение или осмотреть храм, неплохо бы узнать о главных особенностях исповедания, чтобы не допустить бестактности и не нарушить тех или иных правил. Нельзя делать замечания и комментировать тот или иной обряд, спрашивать о значении той или иной молитвы. Зайдя в чужой храм, нужно с уважением относиться к иной религии и тем, кто ее исповедует.

Следует знать, что в церкви вас никто не подвергнет наказанию, главное с каким сердцем и душой вы туда заходите и что чувствуете, стоя в молитве!


По незнанию христиане часто следуют канонам и правилам, которые на самом деле не прописаны в церковном уставе. Как узнать, что продиктовано волей Божьей, а что является суеверием или просто народной приметой?

Бывает мы стесняемся, когда не знаем, как правильно класть крест, молиться, совершать священные обряды. Хочется спросить у сведущего церковного человека, но боязно. Начинаем сами придумывать, чужие домыслы слушать. Так и получается, что суеверные приметы давно перемешались у нас с истинно евангельскими правилами. Вот только некоторые из примеров, которые часто вызывают у нас сомнения: суеверная это примета или же христианское правило?

Примета свеча погасла или упала - к беде. Одна из самых распространенных суеверных примет. Любой церковнослужитель подтвердит вам: ничего страшного не случится, если свеча вдруг погаснет, наклонится или начнет коптить. Мы любим нагнетать обстановку, придумывать то, чего не существует. Если свеча начинает коптить, то, скорее всего, виной тому материал, из которого она была изготовлена. Гаснет? Это может случиться из- за легкого дуновения ветерка. Просто зажгите ее вновь.

Примета - когда зеваешь, надо крестить рот рукой. Это существующее церковное правило, однако оно не обязательно для исполнения. Если вам не хочется крестить рот всякий раз, когда вы зеваете, то делать этого не нужно. Но помните, что крест - это всегда добрый знак, поэтому осенить себя им лишний раз - тоже хорошо. Есть и другое мнение: будто в момент, когда человек зевает, к нему в рот могут залететь бесы и попасть оттуда в душу. Это чистой воды суеверие. Нечисть не может попасть к нам извне. Единственный для нее способ оказаться внутри - это зародиться у нас в душе. Поэтому лелейте в себе только добрые помыслы, тогда и бесы не потревожат вас.

Примета - назад вернешься - пути не будет. Иногда, забывая что-то дома, нам приходится возвращаться. Многие считают это дурной приметой: дескать, не будет дальше дороги. Но подумайте сами, разве Бог не сопровождает нас везде и всегда? Разве не ведет он нас за руку как детей своих? А если так, то возможно ли, что его благословение исчезнет из-за того, что нам пришлось возвращаться из-за своей забывчивости? Перед вами примета, никак не подкрепленная в Священном Писании. Это все людские выдумки. Отказаться от нее сразу, быть может, вам будет трудно. А вы поступите так. Когда придется в очередной раз за чем-нибудь вернуться, перекреститесь три раза и скажите: «Господи, на все воля Твоя». И он обязательно благословит ваш путь.

Чтобы молитва была действеннее, нужно молиться, стоя на коленях. Нигде в церковных канонах не прописано, как именно нужно молиться. Самое главное в молитве - искренность, слова, идущие от сердца. Читая Евангелие, мы можем заметить, что и сам Иисус Христос не всегда преклонял колени. Часто не делали этого и святые. Посмотрите на прихожан в церкви. Кто-то падает ниц, другие стоят, третьи (как правило, пожилые люди) сидят на лавочке. Лучше думайте о том, с какими чувством и мыслями вы произносите молитву. Это самое важное.

Примета - клясться нельзя . Сколько раз мы слышали: «Не клянись, это грех!» Так ли это на самом деле? Да, так. Сам Господь наш в Евангелии говорит: «Не клянись вовсе» и поясняет: «Пусть слово ваше будет да или нет, а что сверх этого, то от лукавого». Мы не знаем, что нам уготовано, и не знаем, что произойдет с нами в следующий момент. Как можем клясться мы, не будучи ни в чем уверенными? Самые страшные клятвы - те, которые подкрепляются самыми дорогими для нас вещами. Мы говорим: «клянусь жизнью матери», «клянусь своей жизнью». Слова эти - большой грех.

Примета - с четверга на пятницу снятся вещие сны. Верить в сны церковь не рекомендует. И уж тем более смотреть их толкования в сонниках. Если вам приснилось плохое сновидение, наутро перекреститесь и скажите: «Господи, на все воля Твоя». И забудьте о нем, не думайте. Иногда к нам во сне может прийти святой, наш ангел- хранитель или сам Господь Бог. Так нас сверху направляют на путь истинный, подсказывают нам. К таким снам можно прислушаться, задуматься, что вам хотят сказать свыше.

Каждый христианин должен носить нательный крест. Действительно, церковь приветствует ношение креста православными людьми. Что такое крест? Это символ нашей веры, свидетельство нашего служения Господу Богу. Он нас охраняет, помогает справляться с трудностями. Если вам необходимо его снять на некоторое время в силу определенных обстоятельств, ничего страшного в этом нет. Знайте, Господь всегда рядом, даже если на вас не надет крест.

М.А. Быкодорова

Человек впервые переступает порог Церкви. От того, как его встретят в храме православные прихожане – зависит очень многое. Действительно, пойдет ли в храм снова девушка, которую, едва успела она войти, пристыдили отсутствием платка на голове, джинсами, крашеными ногтями, а то и попросту выгнали? Слава Богу, такие случаи встречаются всё реже. Но существует ещё немало препон на пути воцерковления, и среди них не последнее место занимают суеверия.

Что знает о Церкви новоначальный? Строго говоря, подавляющее большинство нынешних православных надо бы называть новоначальными. (Здесь и далее будем иметь в виду тех, кто совсем недавно, скажем, первый год начал посещать церковные службы, соблюдать посты, и т.п.) Новоначальный практически ничего не знает, или очень мало, а хочет знать всё. Знать, чтобы выполнять. Что важно в церковной жизни, что второстепенно, а что – вообще чистой воды суеверие – это понять ему пока трудно.

Современный человек, существующий вне Церкви, уже, как правило, насквозь пропитан всевозможными околоцерковными суевериями. С ними он переступает порог Церкви, а “внутри” его поджидают новые суеверия, уже внутрицерковные. Одно накладывается на другое – и ничего хорошего ожидать не приходится.

Я работаю в церковной лавке, и мне приходится общаться с разными людьми. Новоначальные многого не знают, но всё же они ищут истину. Они задают вопросы о вере, о Боге, прислушиваются к советам. К сожалению, существует определенная категория людей, которые не читают Священное Писание, не выполняют постановлений Церкви, т. е. фактически ничего не знают, и знать не хотят. Но считают себя очень знающими, и даже церковными православными людьми, ведут себя излишне самоуверенно. Почему-то часто от них можно услышать, что у них в роду были священники, или есть знакомый священник, от которого они узнали то-то и то-то. Часто именно они являются носителями и распространителями всяческих суеверий.

Многие новоначальные считают, что в Церкви непременно обретут рай, а священник должен быть непогрешим как Господь Бог. Сталкиваясь с различными негативными моментами они могут впасть уныние и даже уйти из Церкви.

Представьте себе новоначальную христианку, которая с умилением возжигает у иконы свечку, и, не успев отойти от подсвечника, наблюдает, как подскочившая дежурная с возмущением выдергивает её свечу, гасит, а то и сломает пополам, и бросает в огарки. В чём причина? Да в том, что свеча, оказывается, куплена не в этом храме. Священник сказал прихожанам на проповеди, что запрещает ставить свечи, купленные в других храмах. А если кто поставит таковую, то пользы от неё не получит. Только потолок зря коптить будет. (В некоторых храмах даже объявления такие висят).

Представьте, что может чувствовать в тот момент эта прихожанка? Может быть, дежурная озабочена тем, чтобы её родной приход получал некоторый доход с продажи свечей? Логично. Но для новоначальной прихожанки, которая, возможно, ещё не выбрала, в какой храм ей ходить на молитву, это посильная жертва Богу. Новоначальная верит, что пожертвовала на , когда купила свечу и заплатила за неё деньги. Верит, что эта свеча возжена ею, как видимый символ её молитвы, горения пред Богом. А то, что она купила там, где подешевле, так это потому, что цены “не по карману”, а хочется и Спасителю, и Богородице, и всем святым, и на канун – везде свечи поставить. В православной литературе обычно подчеркивается: то, что мы видим на “ценниках” в храмах – так это не цены, а размер рекомендуемого пожертвования, и что если у вас нет денег, скажем, на совершение какого-либо таинства или требы, то никто не откажет вам сделать это бесплатно. А свечи в некоторых монастырях лежат в ящике свободно: бери и ставь, сколько надо.

Неужели некоторые боятся, что прихожане, настоящие христиане, не пожертвуют на храм столько, сколько им по силам, и даже больше? И что храм потеряет некую часть дохода из-за непроданных свечей? В любом случае хорошо бы с любовью объяснять людям, а не запрещать голословно, так как порой такой запрет не увязывается с православной верой, получается нарушение заповеди любви.

Ещё одно возражение насчет “чужих” свечей: они могут быть неосвященные. А что подразумевает освящение свечи? Некоторые представляют совершение некоего чуть ли не колдовского ритуала, благодаря которому свеча получает силу для сжигания отрицательной энергии.

Рядом с моей лавкой – торговый комплекс. Приходят ко мне продавщицы, покупают церковные свечи. Утром, перед открытием магазина, чтобы были хорошие продажи, свечами “сжигают отрицательную энергию”. То же делают некоторые у себя дома, например, после визита неприятного человека. Даже термин такой обрисовался – “прожигать свечи” – это значит, использовать их для “сжигания отрицательной энергии”, чтобы “убрать негатив”. С такой же целью некоторые дома возжигают ладан, и при этом называют это действо освящением квартиры.

Есть такое суеверие, что если свеча сгорит полностью, то исполнится загаданное желание. Если не до конца догоревший огарок уберет дежурная – желание не исполнится. Можно увидеть такое, например, у часовни Ксении Блаженной.

Одно из самых диких суеверий – ставить свечи на канун за живых людей (“чтобы им пусто было”). Для этого свечу зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз (может, какой заговор при этом нашёптывают – не знаю). Говорят, что поминаемый должен вскоре умереть или ему будет очень плохо.

Ещё одна тема, которая часто смущает прихожан (как правило, новоначальных) – это тема десятины. Однажды на православном радио прозвучал вопрос: “Должен ли отдавать десятую часть дохода инвалид первой группы по зрению (незрячий!), если его доход – одна пенсия (названа чудовищно мизерная сумма), и есть иждивенец”? Ответ был: “Должен отдавать десятину с любой величины дохода, и в том числе с пенсии. Сумма, потраченная на требы, в десятину не входит”.

Как тут не смутиться новоначальному? Наверняка, этот инвалид нуждается в серьёзной материальной поддержке, а вместо неё ему сообщают, что всегда готова его обобрать, снять последнюю шкуру. Это у иудеев было – десятая часть. А мы христиане. Кто-то имеет большой доход, и девять десятых отдаст в храм, а кому-то и помочь надо материально. А он может быть поддержит своей молитвой тех, кто помогает храму деньгами.

Самые частые вопросы, которые возникают у новоначальных, – это вопросы практические, связанные с обрядовой стороной церковной жизни. Именно они вызывают порой недоумения, ставят в тупик. Так сложилось, что в каждой епархии, да что там, почти в каждом отдельном храме формируются свои правила. Они могут исходить как от самих прихожан, так и от духовенства. Это вполне объяснимо. Но когда местным обычаям отводится роль канонического правила, начинаются недоразумения, вводящие в соблазн новоначальных. В некоторых приходах священники не разрешают прихожанам причащаться чаще, чем один раз в три недели. В других приходах никаких таких ограничений нет, и наоборот, говорят, что причащаться надо как можно чаще. Этот вопрос уже поднимался не однажды. Проще тому новоначальному, который ходит в один только храм, выбирает одного священника своим духовным наставником и согласен послушаться ему во всём. Полагается на его опыт и Божью Благодать. Но и у такового могут быть искушения, если он услышит, что в других храмах священники благословляют причащаться, например, на каждой литургии, или один раз в месяц. А прихожане этих храмов порой считают свои порядки – истиной, а порядки других приходов – ересью (иногда не без помощи самих священнослужителей).

Вот такой пример. На приходе умер батюшка, настоятель и единственный священник храма, единственного в городке. На его место прибыл другой, когда ещё гроб с покойным стоял посреди храма. Новый настоятель объявил прихожанам, что причащаться чаще, чем раз в три недели – это тяжкий грех. Но ведь ещё три дня назад в храме были другие правила! Старые прихожане будут смиряться или станут ездить в храм в соседний городок. А что может произойти в душе новоначального? Ему фактически сказали, что он тяжко согрешал “по благословению священника”. И если этот новоначальный уйдет навсегда из Храма, то кто за это ответит пред Богом? И ещё, мне было больно смотреть на старушек, которых отгоняли от Чаши по вышеназванной причине. А может, какая-нибудь из них не причастилась в последний раз? Придет она домой, и умрет с расстройства от сердечного приступа. Без Причастия.

Со временем, как правило, недоразумения сглаживаются. Мы настолько разные, и жизнь у каждого своя, и обстоятельства этой жизни меняются. Может быть, стоит перенять опыт первых христиан? Или не может быть для всех единого “рецепта”, как часто причащаться? И что делать тем, кто только приходит в храм? Они хотят знать, а у священников не всегда хватает времени и любви, чтобы всё объяснить.

Бывает, Господь ведёт человека Ему одному ведомыми путями. Человек пришёл в храм, и ему там было хорошо. Ходил чуть не каждый день, и всегда причащался, не имея понятия о том, что надо как-то там по-особому готовиться, читать много-много молитв и строго поститься. Через месяц-другой узнал про правила, и сказал, что если бы он знал заранее, что к причастию надо столь тщательно готовиться, никогда бы, наверное, причащаться не стал – сил на такой подвиг у него не было. Возможно, что и от Церкви это его оттолкнуло бы. А так Господь дал ему возможность укрепиться Благодатью, и дал силы на молитву, пост, и борьбу с искушениями от прихожанки, которая пришла в ужас от содеянного “греха”, и всё причитала: “Кайся, ты страшный грех совершил, надо каяться, каяться!”

Много недоразумений связано и с вопросами подготовки к причастию.

Преподаватель воскресной школы по благословению настоятеля храма рассказывает новоначальным, что утром перед причастием нельзя чистить зубы, так как можно сглотнуть каплю зубной пасты. И если вы пользуетесь гигиенической помадой и слизнули её – всё! Вы уже поели, и причащаться нельзя. А может быть, правильнее зубы почистить? Разве лучше, когда изо рта пахнет? Одни священники благословляют болящего человека выпить таблетку в день причастия (Если это боль, которую терпеть невмоготу), другие – запрещают причащаться, если после 12-ти ночи выпито лекарство. Одни разрешают тем же диабетикам перед причастием выпить стакан чаю, другие – запрещают молодой мамочке причаститься, если она кончиком языка “проверила” температуру теплоты, чтобы нечаянно не обжегся её младенец.

Кажется, какие могут быть вопросы у новоначального по поводу исповеди? Издано столько брошюр, книг, листовок. Вот священник рассказал новоначальному, как исповедоваться надо. Главное, четко понимать, какие заповеди нарушил. В этом и покаяться. Этот новоначальный готовился всю ночь, даже плакал. А утром попал на исповедь к другому священнику, который сказал: “Что ты мне говоришь, что согрешил блудом? Это не исповедь. Ты скажи, где, когда, с кем и сколько раз”. И не принял исповедь. В следующий раз этот человек пришёл в храм через пять лет, а мог бы и вообще не придти.

Однажды новоначальный может “узнать”, что существуют священники “ненастоящие”. Потому надо смотреть, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а священник “настоящий” или нет.

Для новоначальных может быть духовно опасно общение с некоторыми прихожанами Вот, например, женщина, которая давно ходит в храм, исповедуется и причащается, жалуется, что она боится людей. Если она причастится, то кто-нибудь подходит сзади и касается спины. Она уверяет, что прямо чувствует, как уходит от неё благодать. Спрашиваю: “Как же Господь может покинуть человека по воле другого человека?” Но она всё равно настаивает, что чувствует, как благодать уходит. А ещё говорят, что кошки “оттягивают” благодать. О собаках в доме и говорить нечего.

Говорят, что использование чёток из обсидиана, повышает оккультные способности молящегося, поэтому православным лучше использовать чётки деревянные.

Суеверием может стать благочестивый обычай, если его неправильно истолковать. В качестве примера – обычай завешивать зеркала в доме покойника. Был случай, когда на православной выставке в Епархии, на стенде, посвященном православному обряду погребения, рядом висели две статьи, и в одной – о том, что следует завешивать зеркала в доме, а в другой – о том, что это языческое суеверие, и делать этого не следует. Посетители выставки были в недоумении. А надо бы разъяснить, в чём заключается суеверие.

Понятно, что всё равно в церковной практике никогда не будет у всех одинаково всё происходить, и на это есть множество причин. В Молдавии (не знаю, насколько это распространено) после прочтения всех записок священники приподнимают стол с поминальными яствами – как бы в знак того, что эта трапеза для тех, кто уже на небе. У нас в Петербурге я такого не видела. Где-то употребляется какая-то чисточетверговая вода, где-то – четверговая соль. В других местах о них и не слышали.

Когда-то протоиерей раздавал чай своим духовным чадам – как утешение. Многие приезжали издалека, не могли делать это достаточно часто. Гостинец от любимого батюшки согревал душу. Теперь паломникам, посещающим погост Камно, рекомендуется захватить с собой продукты “на обмен”. Пачка чая, полежавшая в алтаре, называется святыней. Её можно употреблять как лекарство от страстей. (Также растительное масло и кагор).

Для некоторых людей воцерковление начинается с крещения. А человек, желающий покреститься или окрестить своего ребенка, сначала покупает нательный крестик.

И тут новоначального поджидают настоящие “страшилки”: “Если изображён череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет – будет счастлив. “А батюшки знают об этом, но ничего нам не говорят специально. Потому что нельзя, чтобы все были счастливые” – говорят такие “православные”.

Некоторые уверены в том, что живым надо носить крестики без распятия, а в гроб кладут крест с распятием.

И ещё считают, что священники обладают какими-то тайными знаниями, которые от простых смертных тщательно скрывают.

Очень много всяких суеверий, связанных с потерей крестика. Иногда меня спрашивают: правда ли, что если человек найдёт чужой крестик и наденет его на себя, то он все грехи этого человека возьмёт на себя?

Приведу ещё несколько примеров околоцерковных суеверий, которые порой смущают новоначальных.

Бывает, что люди идут креститься повторно. Говорят, что если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.

Для языческого сознания характерно соответственно языческое отношение к Таинству Крещения. Спроси такого человека: почему ты крестишь ребенка? Он скажет: чтобы не болел, чтобы не сглазили. То есть – как средство от сглаза.

Сегодня многие люди имеют обыкновение носить с собой маленькие “дорожные” иконы. Можно и будучи далеко от дома достать иконку и помолиться. Но если человек верит, что сама по себе иконка, как некий талисман, принесет ему удачу в делах, счастье в жизни, то кто он – этот человек, если не язычник?

Со святыми небесными покровителями связаны некоторые суеверия. Например, некоторые считают, что если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться. Когда спрашиваю, какой святой Марины вам нужна – мученицы или преподобной? Говорят, давайте преподобную, а то мученица – звучит как-то жутковато. И Андрея юродивого не хотят, так как это звучит некрасиво. (“Нам только юродивых в доме не хватало”). Поверьте, очень тяжело разговаривать с людьми о святынях, если в их сознании нет такого понятия.

Ещё один достаточно часто встречающийся вопрос – о силе икон. Говорят: “Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме”. Или: “Эта икона сжигает отрицательную энергию”. “Надо обязательно повесить над входом “Семистрельную”, она защищает”. “Нерушимая стена оберегает дом от воров”. “Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало”.

Говорят, будто икону Иисуса Христа в доме держать нельзя, а хорошо бы – Николая Угодника, и что нельзя держать иконы в помещении спальни.

“Благодаря” всевозможным журналам, печатающим гороскопы, людям внушили, что каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. “Я Козерог, значит, какая икона моя?” Ищут другой раз какую-нибудь икону, а сами и не представляют себе, что это за икона, кто на ней изображен. И нужна им эта икона не для молитвы, а просто положено иметь её в доме как некий талисман.

Бывают суеверия смешные: Летний Никола якобы изображается без головного убора, а Зимний Никола всегда “в шапке” (то есть, в митре).

Беспросветная дремучесть порой удручает. И почему-то о сугубо церковных вещах люди черпают знания где угодно, только не в Церкви, и авторитет какой-нибудь целительницы или астролога оказывается посильнее церковного.

Новоначальному нетрудно заблудиться, если колдуны, которым сегодня открыта зеленая улица, дают советы людям сходить в храм, поставить свечку у такой-то иконы, заказать молебен о здравии. Они умело “оперируют” церковными понятиями, говорят о грехе, о духовности, и т.д. Внушают людям, что делают с Церковью одно общее доброе дело, а кто это отрицает – тот, дескать, людям враг, не желает им добра. Ходит ко мне за лампадным маслом и свечами одна дама – экстрасенс-целительница, работающая в целительском Центре, где она, по её словам, “лечит людей по методу Джуны одними молитвами без единой таблетки”. Горделиво сообщает, что она уже восемь лет, как с Богом и святыми, считает себя православной, знает названия икон, кое-какие молитвы (ими же “лечит”). Свой Центр она называет также православным, говорит, что имеет православного духовника и благословение от него на целительскую деятельность. Допустим, меня она не обманет. А что, если некто новоначальный нуждается в помощи, а она её возьмёт да и предложит?

Есть такие, которые подлавливают людей в православном храме, активно используя их некомпетентность и проблемы (скорби и болезни). Как только увидят человека растерянного, грустного – подбегают к нему, узнают, что у него заболел ребенок, а врачи не могут помочь, и – действуют! Рекомендуют какую-нибудь целительницу-травницу, которую якобы благословил батюшка (ещё и на старца известного сошлются). Скажут, что сейчас пойдут брать благословение у священника (сделают вид, что подошли и благословились). Потом скажут, что батюшка благословил вас лечиться у этой целительницы, и адрес дают. Несчастному ничего не остается, как поверить. По незнанию он попадает в сети дьявола, и думает, что это его Церковь благословила.

Иногда в народе появляются сомнительные “святыни” типа закваски для пирога, которую якобы много лет тому назад привезли из самого Иерусалима, и вот она передается из дома в дом как святыня. К закваске прилагается “инструкция” – как именно надо замешивать тесто (целый ритуал с определенным числом вращений вправо или влево, делением на части и т.д.), прилагается определенный рецепт. Есть пирог надо тоже определенным образом – только своей семьей, без посторонних, при закрытых дверях и обязательно молча. Далее следует обещание, что если сделаете так, то будет вам благо, а если не сделаете, то будет худо. В общем, почти всё так, как и в так называемых “святых” письмах. Моя знакомая (между прочим, воцерковленная), получила такую закваску от соседки как раз в разгар Великого Поста. “Инструкция” предлагала замешивать тесто на молоке и с яйцами. Это её и смутило. А иначе поверила бы.

Сегодня, возможно, неактуально разбирать такое суеверие, как “Сон Богородицы”. Одно время ко мне обращались с вопросом: где бы его достать? Говорят, что если в доме есть листок с переписанным “Сном Богородицы”, то это сохранит семью от всяких напастей. Последнее время таких вопросов не наблюдалось, но никто не гарантирует, что не нагрянет новая волна почитания этого “святого письмеца”.

Всех суеверий, которые “ходят” в народе, и не перечислишь. Это самочинные “канонизации” и “прославления” сомнительных исторических персонажей, и создание и тиражирование неканонических икон, акафистов, и распространение расколоучительной литературы, и многое другое. Об этом на конференции уже было сказано.

Хочу заметить, что православной литературы на разные темы издается сегодня достаточно. При желании можно найти ответ на любой свой вопрос. Но вопросы, связанные с церковной практикой, являются для новоначальных наиболее трудными. Церковный опыт у каждого священника и мирянина – свой, и ответы на один и тот же практический вопрос могут быть в разных изданиях у разных авторов непохожими друг на друга. Если этот опыт не противоречит Священному Писанию и Преданию Церкви, то он имеет место быть. Но главное для нас – это любовь к Богу и ближнему. Если будем это выполнять, то нашим братьям и сестрам будет намного проще и радостнее воцерковляться и накапливать собственный церковный опыт.

Многим прихожанам православной церкви известны церковные приметы и суеверия , однако большинство неверно их трактует. Какие же каноны поведения в храме имеют под собой смысловую основу, а какие — нет?

В церкви нельзя разговаривать

Считается, что если прихожанин будет говорить в церкви, то навлечет на себя скорби. Очень часто это правило воспринимается буквально, и люди, заходя в храм, бояться много говорить, чтобы не накликать на себя беду. Такое правило не имеет ничего общего с церковным уставом. В храме Божьем разрешено говорить, если, конечно, речь не идет о пустых разговорах, которые отвлекают от молитвы остальных прихожан.

Нельзя спрашивать в церкви время

Спросить, сколько времени, значит, укоротить себе жизнь. По другой версии, в церкви нельзя спрашивать о времени, так как на небесах понятия времени не существует, и своим вопросом прихожанин может разгневать Бога.

Нельзя скрещивать руки за спиной

По словам священнослужителей, это старинное суеверие не имеет под собой никакой основы. Те, кто в это верят, считают, что бесы начинают крутиться возле человека со скрещенными руками. Такая поза как бы создает карусель для нечистой силы.

Почему беременным нельзя ходить в церковь

Эта церковная примета достаточно распространенная. Некоторые прихожане считают, что женщину во время беременности можно легко сглазить, а порча чаще всего наводится, как ни странно, именно в храмах. По другой версии, беременным нельзя ходить в церковь потому, что в своем положении ей сложно отстоять всю службу. В любом случае, церковь не запрещает ходить беременным в храмы, а наоборот, поощряет.

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных

Женщина во время менструального цикла считается «нечистой», то есть в такие дни путь в церковь должен быть запрещен. По другой версии, кровь, «нечистота» женщины, привлекает бесов. Есть еще одна версия — менструальная кровь является проявлением сексуальности, что считается в церкви недопустимым.

Наверное, не стоит доверять всем суевериям и приметам, связанным с посещением церкви. Не стоит забывать, что все приметы придумали мы сами. Обрядность, придуманная людьми, и вера — вещи совершенно разные. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Уже название «церковные суеверия» противоречит само себе - Церковь есть Дом Господа, как же в нем могут жить суеверия, которые являются грехом? Конечно же, Церковь не учит православных людей верить в приметы и пустые правила. Эту глупую веру привносят в храмы сами люди. Кто-то делает это по неведению, кто-то по традиции, кто-то следует моде. Но факт остается фактом - и церковные службы, и моления, и правила поведения в храме обрастают большим количеством пустых формальных суеверий. Как отличить их от канонов православия?

Откуда берутся суеверия

Человек, вне зависимости от вероисповедания, все равно остается существом духовным. Стремление верить во что-либо заложено в самой природе, и невозможно этому противостоять. Но в случае когда человек не открыл для себя истинного Бога, или по каким-то причинам отошел от него, потребность в вере начинает претворяться в синтезирование собственных «религий».

Часто предметом суеверий становятся вопросы духовной жизни христианина

Этот процесс может быть как индивидуальным (когда человек сам для себя заменяет настоящую веру на некий суррогат), так и массовым (когда идеология всего общества антирелигиозна, что наблюдалось в Советском Союзе). И в том, и в другом случае человеку негде реализовывать духовные потребности собственной души, и тогда на помощь приходят суеверия.

Иногда может быть очень приятным узнать, что в сегодняшних проблемах виноват не сам человек, а, например, пятница тринадцатого числа. Это очень удобно - можно переложить ответственность за свою жизнь на некие внешние, формальные причины.

В стенах храма суеверия рождаются от недостаточной глубины христианства. Человек вроде бы как уже пришел в Церковь, открыл для себя существование Бога, но еще не знает, что с этим делать дальше. И вместо углубления в собственную внутреннюю духовную жизнь, начинается углубление во внешние правила и предписания.

Важно! Первое, что надо помнить, переступая порог храма - это Дом Божий, а сам Господь несоизмеримо больше любого суеверия.

Очень часто новоначальный христианин и рад бы не верить в глупости, может даже и не знать о них, но «сведущие» и очень православные прихожане обязательно его просветят. Церковные бабушки очень хорошо знают, какой рукой надо ставить свечку, какой самой «сильной» иконе помолиться, сколько служб заказать. И охотно обрушивают поток подобной информации на неокрепший ум новоначального христианина.

Как же тогда отличить церковное суеверие от каких-либо правил поведения, норм церковной жизни? Прежде всего, суеверия отличает сильная зацикленность на внешней форме. Зачастую суеверный человек даже объяснить не сможет, почему нужно ставить именно такое количество свечей или молиться именно перед этой иконой, срабатывает принцип «просто так надо».

Люди часто ищут в христианстве житейскую пользу, не стремясь посвятить свою жизнь Богу

В православии же все наполнено глубоким духовным смыслом. Каждое священнодействие в богослужении, каждое слово в молитве, даже церковная утварь - все имеет значение, которое можно объяснить с точки зрения богословия. К сожалению, большинство современных христиан очень плохо знают свою веру, поэтому не понимают сути происходящего в храме. Это непонимание и дает богатую почву для появления огромного количества церковных суеверий.

Важно! Нужно стараться как можно глубже вникать в православие, изучать веру, разбираться в особенностях богослужения.

По мере духовного роста и христианского образования человеку все больше будут открываться смыслы тех или иных действий в храме. Такого сведущего человека будет очень сложно смутить и сбить с пути пустыми формальными нормами, не имеющими никакого смысла.

Распространенные церковные суеверия и приметы

Для того чтобы было проще отличить суеверия от реальной практики церковной жизни, приведем ниже наиболее распространенные приметы. Нужно заметить, что их всех очень много, и они могут существенно отличаться в различных регионах (вплоть до противоположной трактовки). Услышав подобные «правила» в храме или от воцерковленных близких, стоит спокойно объяснить, что это суеверие, которому не нужно следовать.

Ставить свечи только правой рукой, не передавать через левое плечо

Очень распространенное поверье, которое утверждает, что постановка свечи на подсвечник «не той» рукой обязательно принесет несчастье человеку.

Свеча - это малая жертва Господу во время нашей молитвы, а также символ горячей искренней веры. Сама по себе постановка свеч не несет никакого мистического смысла. Поэтому не только неважно, какой рукой ставить свечку, но и какой она будет толщины, будет ли из чистого воска или нет, догорит до самого конца или небольшую часть потушат и т.д.

Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу

Иногда можно увидеть, что свечка становится чуть ли не главным атрибутом веры человека. Многие люди приходят на службу, ставят много свечей перед разными иконами и уходят, совершенно не поучаствовав в Литургии. Создается впечатление, что главное в храме - правильно расставить свечи. Иногда можно услышать, что существует даже правильный порядок этого действа - обходить храм надо по часовой стрелке, или же по особой схеме расположения икон. Вот это и есть та самая концентрация на внешнем действии, которая отрывает человека от внутренней духовной жизни.

Нельзя проходить через церковные ворота

Как часто можно наблюдать картину, когда после большого праздника к узкой церковной калитке стоит очередь в несколько сот метров, хотя рядом распахнуты большие въездные ворота. Но люди в них не идут, поскольку через ворота завозят или заносят в храм покойников.

Примета совершенно абсурдная - покойников заносят не только в ворота, но и в двери храма. А перед этим их выносят через двери квартиры и подъезда. Почему же тогда всеми остальными дверями человек продолжает спокойно пользоваться, а именно церковные ворота попали под исключение? Судя по всему, ответа на этот вопрос не существует.

Деление икон на «сильные» и «не сильные»

Служащие храма и церковнослужители часто слышат такой вопрос: «Какой сильной иконе помолиться, чтобы сбылось то или это?». Люди, спрашивающие такое, совершенно не понимают ни сути молитвы, ни сути православной веры в целом.

Молитва не есть заклинание, исполняющее желание. Все вот эти популярные ныне «молитвы на удачу, успех и исполнение желаний» есть не что иное, как завуалированное под христианство язычество. Не существует ни одного православного текста, чтение которого может исполнить желание.

Чудотворения по молитвам перед некоторыми иконами исходят не от самого образа, а от Господа Бога. «Сила» иконы зависит вовсе не от нее самой, а от той веры, с которым человек припадает к образу. Это подтверждает и тот факт, что после молитв у чудотворных икон исцеляются далеко не все больные.

Суеверия, связанные с погребением

Пожалуй, похороны - самая плодородная почва для развития примет. Волей-неволей, каждый человек испытывает безотчетный страх перед всем, что связано со смертью. И, несмотря на то что для православного христианина смерть является только лишь переходом, но не концом всего, многие боятся покойников, похорон и всего с этим связанного. И зачастую люди спасаются от этого страха исполнением внешних формальных обрядов.

Боязнь покойников не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти

Так, считается, что пока в доме покойник, нужно плотно завесить все зеркала и другие зеркальные поверхности. Дескать, иначе душа умершего «застрянет» в зеркале и будет мучиться, что не улетела на небо. Конечно же, человеческая душа после смерти никак не может остаться в зеркале или каком-либо другом физическом предмете. Она уходит к Господу, в ожидании своей вечной участи.

Однако традиция завешивать зеркала имеет и благочестивые корни. Раньше над покойным было принято неотрывно читать Псалтирь, к молитве присоединялись многие члены семьи. И для того, чтобы зеркала, мелкие предметы домашней утвари и прочие детали не отвлекали внимание от молитвы, их могли накрывать тканью. Сейчас редко какие семьи самостоятельно читают дома Псалтирь по умершему, но традиция завешивать зеркала укоренилась очень крепко.

К другим похоронным традициям относят:

  • гроб ставят на две табуретки, а когда его выносят - надо быстро эти табуретки перевернуть вверх ножками, чтобы уберечь семью от еще одного покойника. Правда, кое-где встречается другая интерпретация - кто первый сел на табуретку, с которой сняли гроб, у того «умрут» все грехи;
  • в гроб вместе с умершим нужно положить его личные вещи - очки, часы, палочку и т.д. Чтоб ему на «том свете» было чем пользоваться;
  • поминать умершего можно только «светлыми», прозрачными напитками (водка, белое вино). если поминать темными, то покойник лишается света. Следует заметить, что православная церковь в принципе отрицательно относится к поминанию умерших алкоголем. Согласно канонам, поминание - это молитва и милостыня;
  • вещи, которые как-то соприкасались с телом умершего, наделяются магическими свойствами. Вода, которой омывалось тело, веревки для фиксации ног и другие предметы входят в набор артефактов большинства магов и колдунов;

Суеверия, связанные с Таинством Крещения

Крещенный человек получает для своей души большую Божью благодать, которая сохраняется всю жизнь, если жить по-христиански. Но к сожалению, во время совершения самого Таинства, внимание крестных и родственников может быть занято не молитвой за крещаемого, а совсем иными вещами.

Так, считается, что нужно внимательно следить за шариком воска, в который закатали обрезки волос крещаемого. Если его бросили в купель и он утонул - это недобрый знак, который предвещает болезни или даже скорую смерть. Однако любому образованному человеку будет ясно - утонет или будет плавать шарик воска, зависит от законов физики. Температура воды, состав воска, размеры шарика - вот что определяет его участь в купели. Еще одним очень плохим знаком считается, если кто-либо из участников Таинства уронил крестик.

Распространено поверье, что женщине, чтобы быть счастливой, непременно нужно, чтобы ее первый крестник был только мужского рода.

Очень часто в храмах, даже от священнослужителей, можно услышать мнение, что крестным родителям одного ребенка категорически запрещено вступать в брак. Многим парам отказывали в венчании по этой причине, а особо ревностные служители церкви настаивали даже на расторжение брака, зарегистрированного в ЗАГСе.

Крещение — первое и важнейшее христианское таинство

На сегодняшний день этот вопрос регулируется документом нашей церкви «О церковном браке». В нем четко и ясно прописано, что нет канонических препятствий для брака между крестными одного ребенка, так как по сути своей, в чинопоследовании Крещения ребенку дается только один крестный (мужчина для мальчика и женщина для девочки). Брать в крестные пару - это скорее традиция, она не противоречит канонам православия. Но все же никакого духовного родства между крестным и крестной нет, поэтому им смело можно вступать в брак и венчаться.

Поверья о Причастии

Не обошли стороной человеческие выдумки и Святая Святых - Причастия. Принятие Святых Христовых Таин - это основа каждого богослужения, его самая главная часть. Припадая к Чаше, человек впускает в себя самого настоящего Живого Бога - как и было заповедано в Евангелии словами «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нем».

Как же кощунственно при этом выглядят желания человека причаститься ради поднятия гемоглобина, иммунитета или «от сглаза». Также к суевериям относится желание непременно приступить к Чаше первому - дескать, в первой ложке больше всего благодати.

Венчание и суеверия

Как и большинство других священнодействий, выдумывание суеверий не обошло и венчание. Самый распространенный страх - ни в коем случае не уронить обручальное кольцо, ведь это однозначный знак, что семья разведется. Также «опасно», если потухнет зажженная свеча - также потухнет и супружеская любовь.

Когда молодых просят ступить на венчальный рушник, начинается целое спортивное соревнование: невеста в длинном платье и туфлях на высоких каблуках торопится наступить первой на ткань. Еще бы - это ведь пророчит ей главенство в семье! Только почему-то никто в этот момент не вспоминает, что в христианской традиции главой семьи является муж, а жена - это его помощница.

Ну и, конечно же, многие идут в храм венчаться, наивно полагая, что сам факт венчания убережет их семью от ссор или развода.

Во время венчания на супругов испрошается благодать на построение крепкой христианской семьи, на рождение детей. Но ни в коем случае венчание не является оберегом или амулетом на счастье в семейной жизни. Супругам дается великая духовная помощь, но она работает только тогда, когда муж и жена сами прилагают усилия для того, чтобы их брак соответствовал христианскому учению.

Это далеко не полный перечень всех церковных поверий, примет и обычаев. Они могут отличаться не только в разных регионах, но даже на каждом отдельно взятом приходе обязательно найдутся свои приметы.

Важно! Верующему человеку надо стараться как можно глубже вникать в православие, тогда ему будет проще отделить суеверие от канонических правил.

Отличие церковной веры от суеверий