Как ведет себя чацкий с гостями. Вопрос: Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума? "Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу

  • 29.08.2019

Как ведёт себя Чацкий с гостями Фамусова в Горе от ума?

Ответы:

Часткий, пытается выразить своё недолюбливание к Молчалину, когда тот в свою очередь провоцирует его на спантанные, необдуманные действие.Молчалин поддаётся провокации, и поняв,как он был не прав, начинает льстить и умилятся ребёнку Фазиньева,но гости все его действия предугадывают и перестают обращать на него внимания Чацкий ведет себя очень нагло,плохоВсех учит как жить,дает советы Насмехается и издевается над старыми традициями.Эта сцена является кульмиацией в комедии Грибоедова.На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала

Похожие вопросы

  • Лексическое значение слов-обозы,помещик,бричка,посл,вельможи
  • Число 12 разделить в отношении 7:14
  • 9 целых 5/6-2 целых 4/9
  • Задание7.запишите выражения с переменной.
  • Составьте по 5 предложений (положит, отрицат, вопросит) с to be. Пример: + She is beautiful. - She is not beautiful. ? Is she beautiful?
  • Антоніми до слова Смуток
  • Запиши величины по убыванию 2 см; 1 дм; 1 дм 5 см;20 см;1 дм 8 см;1 дм 1 см;13 см
  • Помогите найти ошибки в тексте, пожалуйста: Am Samstag bin ich viel mit computer gespielt. Ich habe einen sehr interessantenspiel gemacht. Man net diesen spil " Tetris". Um 2 Uhr bin ich zu Mittag gegessen.Ich habe gvatkartoffeln mit schpek und salad gegessen. Dann habe ich spaziere gehen mit meine Freund. Am Abend haben wir verngesehen. Am Somstag haben meine grosseltern gekommen. Meine Schresten und ich sind und gefrent. Wir haben auch ein Tort gebackt. Der Tort hat sehr gut schrnecken. Die Wochenende war schon.

Слайд 1 Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии. Слайд 2 Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода; 2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом. 3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.

Доска эпиграф Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! А.С. Грибоедов

Эпизод – часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Кульминация - наивысшая точка

Ход урока

I .Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация. Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода. (Уже есть в тетради) Слайд 4 1.Что предшествует эпизоду? 2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода 3.Герои 4.Композиция 5.Художественные приемы 6.Роль эпизода в произведении

На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым? Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные - Купрюхина и Нигматова) По каким позициям они разошлись? (Отношение к службе Отношение к иностранщине Отношение к крепостным Отношение к учению чинопочитание к богатству). Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение? Бал в доме Фамусова Слайд 6 1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал? Каково его состояние? - (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник) - (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким!) - (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного). Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями. Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода. С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову? (- одни едут на бал от скуки.) (- Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми) (- Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.) Кто они, эти гости? Типичное московское дворянское общество начала 19 в. - Горичи муж с женой Слайд 7 - Семейство Тугоуховских Слайд 8 - Графини Хрюмины Слайд 9 - А.А Загорецкий Слайд 10 - Старуха Хлестова Слайд 11 - Полковник Скалозуб Слайд 12 - Молчалин Слайд 13 На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.

А теперь посмотрим на композицию эпизода . Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.

1.Конфликт Чацкого с гостями бала. 2.Слух о сумасшествии. Слайд 14 3.Приговор Чацкому. Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане? Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)

В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав. Какие из приемов использовал Грибоедов? - (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15 Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого? Д III явл 14 Софья и Г.Н.Кто пускает слух? (Софья) Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине) Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва. Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить. А что он говорил? Цитировать. (Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим). И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен). А причина какая? «Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ) (Фамусов, Хлестова, Княгиня, Скалозуб, Загорецкий) Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России. Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого. Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова? (На доске лексическое значение) Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?

Эпиграф читаем.

Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.) Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься… Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?» Итог урока.

В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов показал столкновение извечно противоборствующих между собой старого и нового поколения, идеологий века прошлого и века нынешнего. На бал Фамусова приезжают люди, которые составляют этакая московская столичная элита. Они многолики и совершенно не скрывают своих крепостнических взглядов, в них полно невежества, пошлости, корыстолюбия и чинопочитания. Описание всех гостей Фамусова говорит само за себя. Чацкий немало посвятит им своих крылатых высказываний.

Характеристика гостей Фамусова на балу

В доме Фамусова еще до приезда гостей появляется полковник Скалозуб - огромный невежда и карьерист, у которого в мечтах - заставить все российское общество жить по казарменном уставу. Он убежденный сторонник старых порядков, богат и метит в генералы. Он стал самым желанным гостем в доме Фамусова. Поводом для приезда Скалозуба стал поиск богатой невесты. Поэтому Фамусов тут же его заприметил и посчитал его очень перспективным женихом для своей дочери Софьи.

Горичи

Затем гости Фамусова один за другим стали съезжаться на бал. Самой первой прибывает чета Горичей. Это ничем не примечательная типичная Вообще характеристика гостей Фамусова на балу достаточно интересна: Грибоедов тонко подчеркнул в них типажи людей из того времени. Так вот, в продолжение, Чацкий хорошо знаком с Платоном Михайловичем Горичем, они служили вместе и даже дружили. Это был очень веселый, энергичный и бодрый человек, но после женитьбы на женщине с характером - Наталье Дмитриевне - он изменился, стал подкаблучником и мальчиком-слугой. Теперь она не дает ему даже рта раскрыть. Но Горич уже привык к этому и даже смирился со своим положением. Чацкому Платон Михайлович жалуется, что, мол, не тот уже он, что был когда-то раньше.

Тугоуховские

Вслед за семьей Горичей на бал к Фамусову приезжает княжеский род Тугоуховских. Мать семейства очень сильно озабочена поиском жениха для своих дочерей. Она сразу заприметила молодого Чацкого и хотела было пригласить его к себе в гости, но, узнав, что он небогат и не имеет высокого чина, сразу передумала. По ее мнению, лучше пусть будет плохенький, но чтобы хоть тысячи две крепостных души имел.

Хрюмины

А потом и две дамочки Хрюмины заявились на бал. Это внучка Хрюмина, вечно недовольная всем и обозлившаяся на весь мир из-за того, что не может найти себе жениха, и ее наполовину глухая бабка. Не успев приехать на бал, Хрюмина-внучка сразу же пожалела о том, что появилась очень рано и что ей не с кем говорить и не с кем танцевать. Да и познакомиться с кем-нибудь, за кого можно было выйти замуж, шанса совершенно не представлялось. Она высказывает восхищение от всего заграничного и выдает свое пристрастие к «модным лавкам». Ее высокомерие задевает Чацкого, и тот сыплет в ее адрес колкие замечания.

Загорецкий и Хлестова

На балу у Фамусова оказывается и Загорецкий - прощелыга, лгун, картежник, плут и мошенник. Однако, несмотря на всю его уничтожающую характеристику, его все же принимают в высшем обществе, и двери Фамусова тоже оказались для него открытыми. Его низкая, но очень услужливая натура в буквальном смысле всех располагает и обольщает. Он всегда появляется в самый нужный момент и в самое нужное время, чтобы услужить какому-нибудь достопочтимому дворянину.

На бал непременно заехала и деспотичная грубая барыня Хлестова 60 лет. Она всегда придерживается своего мнения и знает себе цену. С крепостными она не церемонится. И на бал Хлестова взяла собачку и арапку-девку. Для этой особы нет разницы между крепостным и собакой, все ей в развлечение.

Остальные гости Фамусова

Самым последним гостем бала стал Репетилов. Он представляет собой человека очень ненадежного, дискредитирующего и опошляющего идеи того времени. Репетилов постоянно говорит о каких-то «секретных союзах» и «тайных собраниях», где пьют много шампанского и разговаривают на запрещенные темы. Он в своих корыстных целях использует благосклонность к нему людей из высшего общества.

Характеристика гостей Фамусова на балу не исчерпана, там было еще много других персонажей из светского общества, но Грибоедов отметил их буквами N и D. Они-то и стали распространителями слуха о сумасшествии Чацкого, хотя сами в это не поверили, но с удовольствием слушали, что говорят другие. В образе этих мелких сплетников показаны интересы в стремлении к богатству, почестям и сплетням.

Чацкий - один из немногих, кто отличался от фамусовских гостей. В его натуре прослеживались типичные декабристские черты. Он пылок, вольнолюбив и открыто высказывает свое мнение. Ему не нравится преклонение перед иностранцами, он выступает против крепостничества и презирает низкопоклонство, а не служение делу.

Чацкий

Характеристика гостей Фамусова на балу в буквальном смысле классическая. В кругу этой толпы Чацкий провел всего лишь день и сразу осознал ее истинные ценности, после чего надежды встретить единомышленников уж совсем не осталось. Чацкий не мог равнодушно смотреть на все это, и в итоге после нескольких нелицеприятных реплик он требует карету и покидает Москву.

Бал в доме Фамусова - очень важная составляющая произведения «Горе от ума». Чацкий не приезжал в Москву три года и не давал о себе никакой весточки. И вдруг очень неожиданно для всех он появляется в доме Фамусова. И то, что он видит, его совсем не устраивает, а может, даже шокирует.

Характеристика гостей Фамусова на балу показывает, что такое общество постепенно изживало себя, его взгляды уже очень сильно устарели, а передовые идеи только начали пробиваться сквозь толщу лицемерия, выгоды и коварства. Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в отместку, ведь в обществе он также чувствовал себя «сумасшедшим» Чацким, неготовым мириться с существующим положением дел.


УРОК 28

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии - бал в доме Фамусова, - мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.

(Раздать ученикам заранее подготовленный материал «Консультация. Как писать сочинение-анализ эпизода».)
КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как писать сочинение-анализ эпизода

Анализ эпизода - разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи - в последнее время является одной из предлагаемых тем выпускного сочинения в 11 классе. Кроме того, элементы анализа эпизода - обязательная составная часть любого школьного сочинения.

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану:
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

II. Основные герои.

1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

а) Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА»

ПРОСТОЙ ПЛАН

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.


ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний...»

1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

Поступки;

Взаимные характеристики героев; самохарактеристика;

Взаимоотношения с другими персонажами;

Ремарки (манера поведения);

- «говорящие» фамилии.

II. Постановка проблемы.
Слово учителя 1

Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»? (В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.)

Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.
III. Выбор эпиграфа сочинения.
Слово учителя

Эпиграф - это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.

Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).

Рассмотрим трагедийный аспект темы (опыт показывает, что именно ему отдают предпочтение ученики).

Прочитаем эпиграф к уроку.

Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа (!), но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.
I V . Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова? Сообщение ученика (индивидуальное задание 1).

II. Вечер в доме Фамусова.

1. Предчувствие разрыва.

Как связаны 1-3 явления с общественным конфликтом комедии? Сообщение ученика (индивидуальное задание 2).

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

(В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.)

Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.

а) Портретные зарисовки гостей Фамусова - сообщение ученика (индивидуальное задание 3).

б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество? (Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София - хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба - вероятного жениха Софии - своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка - злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова - он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.)

3. Дерзкий смех Чацкого.

а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова? (Сообщение ученика (индивидуальное задание)).

б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах? (В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».)

4. Слух о сумасшествии.

а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?

б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого? Сообщение ученика (индивидуальное задание 5).

В хорошо подготовленном классе (если позволяет время) можно рассмотреть психологию развития сплетни в комедии.
Слово учителя 1

А.С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни - ее зарождение, распространение и претворение в очернительную ложь.

Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком. Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:

Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.

С о ф и я: Об Чацком.

На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра - словами, паузами, взглядами - между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.

Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения. Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка - «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем...» - Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным. Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»

Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.

Ответ Софии станет началом конца Чацкого. С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,- все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком - принадлежностью к «веку минувшему», - объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.

Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя. Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, - «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, - желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Наконец София решается: «Мне кажется».

Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья... Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней - оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством - безымянность!..

Являясь источником сплетни, София в то же время понимает, что на нее не падет тень подозрения. И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.

И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» - это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает...»

Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» - дело привычное и, судя по всему, увлекательное. Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» - он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» - Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями...

Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.
в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».
Слово учителя

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...».

б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)
V . Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему
V I. Домашнее задание.

1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста-рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина — Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал — найти богатую невесту. Фамусов видит Скалозуба достойным его дочери Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная москов-ская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женить-бы — они были товарищами по службе. Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под «каб-лук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспо-коена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе. Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окру-жающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «мод-ным лавкам». Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:

Не-счастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам? За то, что смели предпочесть оригиналы спискам!

Загорецкий — это едва ли не самый порочный человек из присутствую-щих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят

Отъявленный мошенник, плут, Лгунишка он, картежник, вор.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты.

Загорецкий откупается своей услужливостью, в этом и есть его низость. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Чац-кий не смог не высказать свое мнение:

И оскорбляться вам смешно б; Окроме честности, есть множество отрад: Ругают здесь, а там благодарят.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Она всегда имеет свое мнение, знает себе цену, и при этом груба, деспотична с крепостными. Хлестова берет с собой на бал «арапку-девку да собачку». Для нее крепостной человек — все равно, что собака. Даже такой властной и своевольной барыне Чацкий смог досадить своей репликой:

Не поздо-ровится от эдаких похвал, И Загорецкий сам не выдержал, пропал.

Самым последним, к «шапочному разбору», на бал является Репетилов. Этот человек, опошляющий, дискредитирующий идеи времени, он с его «сек-ретнейшим союзом» и «тайными собраниями по четвергам», где только «шу-мят» и «пьют шампанское на убой», выступает как ни к чему не годный бол-тун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репе-тилов использует благосклонность авторитетных людей в «секретнейшем союзе», но все эти люди не могут принести обществу реальное обновление. Материал с сайта

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N и D. Они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Они сами не верят этому. Но их интересует, что об этом говорят другие. В образах мелких сплетников показаны цели и интересы фамусовского об-щества: карьера, почести, богатство, слухи, сплетни.

Чацкий выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабристов. Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Он восстает против крепостнического права, засилья ино-странцев, магической власти женщин в обществе, низкопоклонства, слу-жения лицам, а не делу. Он осознал истинные ценности той толпы, в кругу которой провел всего один день — и потерял надежду найти единомыш-ленников.

Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день про-быть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика гостей бала?
  • дать характеристику гостям на балу фамусова
  • характеристика гостей горе от ума
  • характеристика фамусовской москвы
  • гости на балу у фамусова