Литературная викторина детские писатели для детей. Литературная викторина по произведениям детских писателей

  • 05.07.2019

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ И ШАРАДЫ

Её поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают.

(Ода)

И. Агеева

Составитель словарей

Для больших и для детей.

(В. Даль)

И. Агеева

Мой первый слог растёт в дубраве,

Второй - глубокая канава,

Добавьте букву иль предлог.

Затем найдите третий слог:

Его отлично знает,

Кто в бильярд играет.

А в целом - повесть это

Великого поэта.

(Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)

Восклицанье, утвержденье,

Всё - поэта сочиненье.

(О + Да = Ода.)

Кто части мотоцикла знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить.

(Рама - д рама.)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.

л исей - Ен исей.)

С буквой « Я » - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я » - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят любовно поэты.

(Стихия - стихи.)

И. Агеева

Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем -

Предприятье получаем.

(Рифма - фирма.)

И. Агеева

Первое - это же имя мальчишки,

Ну а второе - читаете в книжке.

(Роман.)

И. Агеева

На церкви первая блестит,

И крест резной на ней стоит.

У государства есть вторая ,

Народ её весь выбирает.

А третью в книжке вы найдёте

И за полчасика прочтёте.

(Глава.)

И. Агеева

ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАГРАММЫ

Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.

МОТ Т _ _ (Единица собрания сочинений.)

(Том.)

КИТ И _ _ (Ритмическое ударение, сильное место в стихе.)

(Икт.)

МЕЛ Л _ _ (Польский писатель-фантаст.)

(Лем Станислав.)

ТОК К _ _ (Персонаж романа «Мастер и Маргарита».)

(Кот.)

ФЕОД Д _ _ _ (Английский писатель.)

(Дефо Даниель.)

ТОРБА Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса.)

(Барто А.Л.)

КРЕН К _ _ _ (Адресат стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» А.С. Пушкина.)

(Керн А.П.)

ФУГА Г _ _ _ (Немецкий писатель- сказочник.)

(Гауф В.)

ОПЕР П _ _ _ (Инструмент писателя.)

(Перо.)

НЕРВ В _ _ _ (Французский писатель- фантаст.)

(Верн Жюль.)

РИНГ Г _ _ _ (Русский писатель.)

(Грин А.С.)

ВЕГА Г _ _ _ (Персонаж пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова.)

(Гаев.)

МАКИ А _ _ _ (Русский детский писатель и поэт.)

(Аким Я.Л.)

ОВАЛ А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя.)

(Алов.)

МОНЕ Н _ _ _ (Капитан из книги Ж. Верна.)

(Немо.)

БАЯН Б _ _ _ (Пьеса В. Маяковского.)

(«Баня».)

ПОЛК К _ _ _ (Пьеса В. Маяковского.)

(«Клоп».)

КОРТ К _ _ _ (Нелюбимый жених Дюймовочки.)

(Крот.)

УКОС С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка».)

(Суок.)

СИЛА Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.)

(Лиса.)

ТЬМА М _ _ _ (Роман М. Горького.)

(«Мать».)

ЭМИР М _ _ _ (Цикл стихов А. Блока.)

(Мэри.)

СТОПА О _ _ _ _ (Имя Великого комбинатора и сына Тараса Бульбы.)

(Остап.)

ЛОШАК Ш _ _ _ _ (Повесть А. Гайдара.)

(«Школа».)

ВЫБОР О _ _ _ _ (Роман И. Гончарова.)

(«Обрыв».)

ШЕВРО Е _ _ _ _ (Российский автор стихотворной сказки.)

(Ершов П.П.)

ДОЛИНА Д _ _ _ _ _ (Герой сказа П.Бажова.)

(Данило.)

ЕРУНДА Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло, лауреат Нобелевской премии.)

(Неруда.)

ОСТРОВ Р _ _ _ _ _ (Персонаж «Войны и мира» Л. Толстого.)

(Ростов.)

СТОПОР П _ _ _ _ _ (Один из мушкетёров.)

(Портос.)

АЛГЕБРА Б _ _ _ _ _ _ (Бухгалтер из романа «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

(Берлага.)

БЕЛОВИК Б _ _ _ _ _ _ (Персонаж «Человека в футляре» А.П. Чехова.)

(Беликов.)

ГНЕСИНА С _ _ _ _ _ _ (Заглавная героиня поэмы С. Есенина.)

(Снегина, «Анна Снегина».)

БАШМАЧНИК Б _ _ _ _ _ _ _ _ (Герой «Шинели» Гоголя.)

(Башмачкин.)

ТОВАР А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.)

СОКРАТ С _ _ _ _ _ (Линейная частица произведения.)

(Строка.)

АТЛАНТ Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности писателя.)

(Талант.)

ФИРМА Р _ _ _ _ (Предмет поиска поэтов.)

(Рифма.)

НЕ ГЕРЦ Г _ _ _ _ _ (Российский писатель- революционер.)

(Герцен А.И.)

ОС НЕТ С _ _ _ _ (Род стихотворения, любимый Шекспиром.)

(Сонет.)

Я ЗОЛ З _ _ _ (Французский писатель по имени Эмиль.)

(Золя.)

АЙ НЕРВЫ В_ _ _ _ _ _ (Русские братья- писатели, авторы известных детективов.)

(Вайнеры.)

РАК НЕМ К _ _ _ _ _ (Знаменитая новелла П. Мериме, цикл стихов А. Блока.)

(«Кармен».)

МАГ ТАЗОВ Г _ _ _ _ _ _ _ (Народный поэт Дагестана.)

(Гамзатов Расул.)

ГЕЛЬ НАМ Г _ _ _ _ _ _ (Российский драматург.)

(Гельман А.И.)

ПАРА ВОТ П _ _ _ _ _ _ (Персонаж пьесы Островского «Бесприданница», обманувший

Ларису Дмитриевну.)

(Паратов Сергей Сергеевич.)

ПА + СТЕНА А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный метр.)

(Анапест.)

ДА + НЕТ Д _ _ _ _ (Итальянский поэт, автор «Божественной комедии».)

(Данте Алигьери.)

ВОЛЬТ + РЕ В _ _ _ _ _ _ (Французский писатель-философ.)

(Вольтер.)

МРАК + ЗИНА К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель, историк.)

(Карамзин Н.М.)

ЛОБ + ОДИН Б _ _ _ _ _ _ (Бывшее имение Пушкиных.)

(Болдино.)

ГУБА + ВОЛК Б _ _ _ _ _ _ _ (Русский писатель.)

(Булгаков М.А.)

МАК + ШАР М _ _ _ _ _ (Русский детский поэт.)

(Маршак С.Я.)

КИТ + РИС К _ _ _ _ _ (Королева детективов.)

(Кристи Агата.)

КРЕН + СОВА Н _ _ _ _ _ _ _ (Русский поэт.)

(Некрасов Н.А.)

ЗАД + ОРЕХ З _ _ _ _ _ _ (Русский поэт, переводчик.)

(Заходер Б.В.)

РАК + СЛОН К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж Астрид Линдгрен.)

(Карлсон.)

РЕПА + ЛИК Р _ _ _ _ _ _ (Ответное небольшое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Реплика.)

ОМОН + ГОЛ М _ _ _ _ _ _ (Развёрнутое высказывание одного из действующих лиц пьесы.)

(Монолог.)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ

Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.

(Переплёт.)

Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.

(Произведение.)

Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.

(Гипербола.)

Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.

(Канва.)

Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

(Дневник.)

Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.

(Выдержка.)

Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.

(Блок - Блок Александр.)

Не только название покрытых короткой травой участков для гольфа, но и псевдоним русского писателя.

(Грин - Грин Александр. Настоящая фамилия - Гриневский.)

Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок.

(Стопа.)

Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.

(Драма.)

Не только купол церкви, но и раздел книги.

(Глава.)

Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.

(Детектив.)

Не только металлическая посуда для жарки, но и украинский поэт, музыкант, философ и педагог.

(Сковорода - Сковорода Григорий Саввич.)

Не только морское беспозвоночное отряда десятиногих ракообразных, но и имя персидского поэта, автора всемирно известных философских четверостиший.

(Омар - Омар Хайям.)

Не только бронированная военная машина, но и народный поэт Белоруссии.

(Танк - Танк Максим.)

Не только разновидность рассказа, но и имя российской поэтессы Матвеевой.

(Новелла - Новелла Николаевна Матвеева.)

Не только ось в подвижных частях механизмов электроизмерительных приборов, но и адресат стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».

(Керн - Керн Анна Петровна.)

Не только имя второго в мире космонавта, но и фамилия русского писателя с именем первого в мире космонавта.

(Герман. Герман Титов и Герман Юрий Павлович.)

Не только русская мера веса, но и персонаж «Золотого телёнка».

(Фунт.)

Не только премьер-министр Великобритании - «железная леди» -, но и юная героиня Марка Твена, которой объяснился в любви Том Сойер.

(Тэтчер: Маргарет и Бекки.)

Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 г.

(Шоу - Шоу Джордж Бернард.)

Не только выставка-презентация новых моделей автомобилей, но и литературно-художественный кружок избранных лиц, собирающийся в частном доме.

(Салон.)

Не только единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-либо труда, но и капитан произведения Жюля Верна.

(Грант.)

Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.

(Бок - фрекен Бок.)

Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.

(Том.)

Не только житель Финляндии, но и юный герой Марка Твена.

(Финн - Гек Финн.)

Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.

(Лада.)

Не только герой Александра Дюма, ставший сказочно богатым графом, но и французский монархист, убивший на дуэли А.С. Пушкина.

(Дантес. Эдмон Дантес стал графом Монте-Кристо.)

Не только изгиб морского берега, но персонаж пьесы М. Горького «На дне».

(Лука.)

Не только город «Золотого кольца» России, но и персонаж романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

(Ростов.)

СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА

Самый лучший знаток и рассказчик сказок - это... Кто?

(Бабушки.)

Чем все очень разные сказки похожи друг на друга?

(В любой сказке обязательно побеждает Добро.)

Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята учёными, стала международной и применяется до сих пор.

(Александр Николаевич Афанасьев. «Сказки Афанасьева» - так чаще всего называют этот сборник.)

У этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть - Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица?

(«Курочка-Ряба».)

Кто написал книгу со сказками, на обложке которой красуется необычное имя автора - Казак Луганский?

(Владимир Даль.)

Кто написал книгу «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея», в которой можно найти сказки «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», рассказы «Столяр», «Бедный Гнедко» и др.?

(В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней - это его псевдоним.)

Что в сказке Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец?

(Ведро.)

Как называется русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто её автор?

(В.Ф. Одоевский «Морозко».)

Перу какого русского писателя принадлежат «Алёнушкины сказки»?

(Д.Н. Мамину-Сибиряку.)

Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом?

(«Три толстяка».)

Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

(«Чёрная курица, или Подземные жители».)

Какой весёлый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День Смеха?

Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться?

(«Мойдодыр».)

Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

(Н. Носов.)

Какому немецкому писателю принадлежат сказки «Маленький Мук», «Холодное сердце», «Калиф-аист» и «Карлик Нос»?

(Вильгельму Гауфу.)

Назовите немецкого писателя, композитора и художника, автора сказок «Крошка Цахес», «Повелитель блох», «Щелкунчик и Мышиный Король»?

(Эрнст Теодор Амадей Гофман.)

Как звали старшего из братьев Гримм?

(Якоб. А младшего зовут Вильгельм.)

Какой знаменитый сказочник был генеральным секретарём в интендантстве королевских построек, членом Французской академии, физиком, анатомом и языковедом?

(Шарль Перро.)

Сказка Ш. Перро «Золушка» стала балетом или оперой?

(И тем, и другим. Оперу написал Дж. Россини, а балет С.С. Прокофьев.)

Какому датскому писателю принадлежит автобиография «Сказка моей жизни»?

(Г.К. Андерсену.)

Памятник какому сказочному герою стоит в итальянском городке Коллоди?

(Пиноккио - деревянный человечек. Это герой сказки Карла Коллоди, настоящая фамилия сказочника - Лоренцини.)

В 17 лет он преподавал в младших классах, сочинял сказки вместе с учениками. Ныне его сказки включены в итальянские учебники. Кто он?

(Джанни Родари.)

Одной хорошей шведской учительнице предложили написать учебник географии родной страны для ребят. Она решила написать совершенно особый учебник - в виде сказки. Под каким названием этот сказочный учебник стал известен детям всего мира?

(«Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф.)

Какую шведскую писательницу её земляки называют: «Андерсен наших дней»?

(Астрид Линдгрен.)

В шведском Виммербю местные энтузиасты создали мини-городок, застроенный маленькими копиями сказочных домов, придуманных этой писательницей. Какой?

(Астрид Линдгрен, это её родной город.)

В сказках какого американского писателя все сказочные звери приходились друг другу братьями?

(Джоэля Харриса. В «Сказках дядюшки Римуса» есть Братец Лис и Братец Кролик, Братец Медведь и Братец Волк, Братец Черепаха и Братец Опоссум.)

Какой американский детский писатель придумал Волшебную страну Оз?

(Ф. Баум, «Мудрец из страны Оз». Эта книга лежит в основе сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)

Какая финская писательница придумала сказочных муми-троллей?

(Туве Янсон.)

Какой английский писатель придумал хоббитов?

(Джон Толкиен, или Толкин. Волшебная сказка «Хоббит, или Туда и обратно».)

Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?

(Баба-Яга.)

Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.

(Свист.)

Как звали сказочного кота-гипнотизёра?

(Баюн.)

В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив?

(Русская народная сказка «Теремок».)

Как назывался горшок, который сделали своим жильём звери?

(Теремок.)

Назовите жаркое место рождения Колобка.

(Печь.)

Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством?

(«Колобок».)

Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?

(Лиса.)

Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано?

(Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV веке.)

В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап?

(Русская народная сказка «Репка».)

Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно.

(Жучка.)

Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.

(Царевна-лягушка.)

Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды.

(Рукава платья Царевны-лягушки.)

Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?

(Василиса Премудрая.)

Назовите имя сказочного царя-долгожителя.

(Кащей Бессмертный.)

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?

(Игла.)

Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

(Сказочную шапку-невидимку.)

Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»?

(Старик и старуха.)

Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом...»?

(Золотой рыбке.)

Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?

(Князь Гвидон.)

Литературно-математическая викторина

Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

(А.С. Пушкину.)

Какой пушкинский герой говорил:

«... Поверил

Я алгеброй гармонию...»

(Сальери в произведении «Моцарт и Сальери».)

Чьи это строки?

«Мы любим всё - и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...»

(А. Блок «Скифы».)

Какой поэт воспел числа?

«Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!

Свободные, бесплотные, как тени,

Вы радугой связующей повисли

К раздумиям с вершины вдохновенья!»

(В. Брюсов «Числа».)

Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква и нота. А каков третий ключ?

(Цифра.)

Кого Джордж Гордон Байрон окрестил «принцессой параллелограммов»?

(Свою жену, родившую ему дочь Августу-Аду Лавлейс, унаследовавшую от матери свои математические способности и ставшую первым в мире программистом. Правда, родители разошлись, когда дочери не было и года, так что со своим знаменитым отцом Ада и не была знакома.)

«Я всматриваюсь в вас, о числа...» писал Велимир Хлебников в своём стихотворении. Как оно называется?

(«Числа».)

Ещё в XI веке он рассмотрел все варианты решения кубического уравнения геометрическими методами, хотя призывал других почаще рассматривать красивых женщин да бокал с вином. О ком идёт речь?

(Об Омаре Хайяме, который занимался астрономией, физикой, математикой.)

Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэррол?

(«Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье».)

Что изобрёл Льюис Кэрролл как математик?

(Способы проверки делимости чисел на 17 и 19. Приём запоминания ряда цифр бесконечной дроби 3,14..., благодаря которому он мог записать число p до 71 знака после запятой. Предвосхитил некоторые идеи математической логики.)

Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов Марины Цветаевой?

(Верста. Сборники «Вёрсты I », «Вёрсты II », 1921-1922 гг.)

Вот строка из произведения французского писателя Альфонса Доде: «Четыре тысячи босых и размахивающих руками арабов бежало за верблюдом, как дураки, сверкая шестьюстами тысяч зубов». А теперь подсчитайте, сколько же зубов у каждого из описанных писателем арабов?

(Нетрудно подсчитать, что на каждого араба приходится по 150 зубов. Интересно, какая же оценка была у А. Доде по математике?)

Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: «Я увеличил население ровно на один процент. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для родного города»?

(100 человек.)

В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было плохо с математикой?

(Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см, поэтому настоящий рост Герасима 195 см.)

Какое число получило имя Шахерезады (Шехерезады) и каковы его замечательные свойства?

(1001 - число Шахерезады, оно виднеется в заглавии бессмертных сказок «Тысяча и одна ночь». С точки зрения математики число 1001 обладает целым рядом интереснейших свойств:

а) Это самое малое натуральное четырёхзначное число, которое можно представить в виде суммы кубов двух натуральных чисел: 1001 = 10 3 +1 3 ;

б) Число 1001 состоит из 77 злополучных чёртовых дюжин (1001 = 77х13), из 91 одиннадцаток или из 143 семёрок (вспомним, что число 7 считалось магическим числом);

в) На свойствах числа 1001 базируется метод определения делимости числа на 7, на 11 и на 13.)

Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX , а умер в MDCCCXXXVII году?

(Да, годы его жизни в арабской записи - 1799-1837.)

Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?

(Повесть.)

Как, запомнив год рождения Л.Н. Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?

(Число года в столетии - 28 - совпадает с днём рождения, а число столетия - 8 - совпадает с номером месяца рождения. Отсюда полная дата рождения писателя - 28 августа 1828 года. Вот как вам может помочь математическая наблюдательность.)

Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте - А.С. Пушкин с 24000. По какой номинации?

(По запасу используемых слов.)

По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

(«Любовь».)

«Математический» детский фольклор - это... Что?

(Считалки, считалочки.)

Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?

(Герой, персонаж литературного произведения.)

Какую линию можно найти в литературном произведении?

(Сюжетную линию.)

Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

(Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.)

Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?

(От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это переместительный, или коммутативный закон, свойство сложения и умножения, выражаемое формулами a + b = b + a , ab = ba .)

Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка?

(Дюймовочка, ведь рост Дюймовочки 2,54 см, что больше размера ноготка.)

Назовите суммарный вес Дениски Кораблёва и его друга Мишки, персонажей рассказов Виктора Драгунского.

(24,5 + 25,5 = 50 кг, рассказ «Ровно 25 кило.)

Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

(Четыре: А.К. Толстой и три брата Жемчужниковых - Алексей, Владимир и Александр Михайловичи..)

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов .

Викторина «По страницам любимых книг».

Цель:

    активизировать детское чтение;

    вспомнить и закрепить знания о героях произведений;

    создать условия для развития коммуникативных умений посредством литературной игры.

Задачи :

    повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;

    способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения;

    создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся;

    использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: выставка книг, выставка детских иллюстраций к прочитанным книгам.

Ход мероприятия.

В игре принимают участие 3 команды, которые формируются заранее.

Игра состоит из 7 туров.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у нас игра – викторина. Мы с вами отправимся в путешествие по страницам любимых книг. Книги – наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.

Книга- учитель,

Книга – наставник.

Книга – надёжный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

А вы, ребята, внимательно читаете книги? Хорошо помните названия прочитанных книг? А героев произведения? Даже знаете автора книги? Давайте проверим ваши знания. Вы готовы? Начинаем нашу викторину.

1 тур

« В мире сказок».

    «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу»

«Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин.

    «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».

« Царевна- лягушка».

    « Положи- ка, внучка, пирожок на стол. Горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»

«Красная Шапочка» Ш. Перро.

    «И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей – душой.

За невестой молодой».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин

    «Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкин .

    «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело»

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин

2 тур

« Неразлучные друзья»

Каждой команде называется имя героя, необходимо объявить его пару.

Герда – Кай; Пьеро – Мальвина; Руслан – Людмила; Том Сойер – Гекльберри Финн;

Робинзон- Пятница; Малыш – Карлсон; Винни - Пух – Пятачок;

Чебурашка – крокодил Гена; Шерлок Холмс – Доктор Ватсон.

3 тур

« О каком герое идёт речь?»

    Герой устроил дела своего хозяина так, как никакому волшебнику не удавалось. И невесту хорошую нашёл, и дом - настоящий дворец. А ещё он съел людоеда.

(Кот в сапогах)

    Он вывернул волка наизнанку, вытянул себя из болота за косичку парика, летел на ядре, побывал на Луне, застрелил бешеную шубу.

(Барон Мюнхгаузен)

    « Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть, лучше погибнуть от их ударов…»

(Гадкий утёнок)

    А этот сказочный герой даже и не знал, как его зовут.

(Чебурашка)

    « Если ты опоздаешь на одну минуту, твоя карета снова станет тыквой, лошади – мышами, лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд превратится в старенькое, залатанное платьице»

(Золушка)

    Его имя на человечьем языке означает « лягушонок». Но он смелый, отважный. Он стал властелином всего населения джунглей.

(Маугли)

4 тур

« Третий лишний»

Команды получают конверт с заданием. Им необходимо из перечисленных героев найти лишнего, объяснить свой выбор.

    Незнайка, Красная шапочка, Знайка.

    Али - Баба, 40 разбойников, 33 богатыря.

    Маугли, Чиполлино, сеньор Помидор.

    Малыш, Карлсон,Том Сойер.

    Барон Мюнхгаузен, Страшила, Элли.

    Кот Матроскин, дядя Фёдор, Серый волк.

5 тур

« Конкурс капитанов»

Капитанам нужно вспомнить сказочную формулу и продолжить её.

    По щучьему веленью – по моему хотенью

    Сим – сим – открой дверь

    Молочные реки – кисельные берега

    Поди туда - не зная куда

    Баба- Яга – костяная нога

    Сивка – бурка – вещая каурка

6 тур

« Имена»

Необходимо вспомнить имена следующих героев:

    Трёх медведей (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

    Трёх мушкетёров (Артос, Портос, Арамис)

    Трёх поросят (Ниф- Ниф, Наф- Наф, Нуф-Нуф)

    Трёх толстяков (имен нет)

    Трёх девиц, что пряли под окном (имён нет)

7 тур

«Кто написал?»

    Про Красную Шапочку - Ш. Перро.

    Про маленького Мука - Гауф.

    Про крокодила Гену - Э. Успенский.

    Про чёрную курицу - А. Погорельский.

    Про Алису в стране чудес – Кэрролл.

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ с УИОП № 14»

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Подготовила: Рябинина Л.Ю.

г.Магадан.

2013-2014 уч.г.

План проведения литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

  1. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.
  2. Представление жюри.
  3. Первый конкурс – разминка – «Сказочное лото» (на магнитных досках).
  4. Загадки с подвохом из «волшебного», музыкального ларца.
  5. Второй конкурс – «Музыкальный» - угадай сказочную мелодию.
  6. Третий конкурс – пантомима – «Без слов».
  7. Сказочная физкультминутка (с мячом – ежом для пальчиковой гимнастики).
  8. Пятый конкурс – игра «Ромашки» (блиц-опрос).
  9. Подведение итогов игры. Пожелания ребятам. Награждение команд.

Литературная игра – викторина

«Знаете ли вы сказки?»

Цель:

  • Актуализация ранее полученных знаний в ситуации игры – соревнования;

Задачи:

  • учить детей узнавать сказки и их героев, сочувствовать и сопереживать им (по отрывкам, иллюстрациям, предметам);
  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, внимание, логику, умение слушать;
  • обогащать опыт общения детей в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий;
  • помочь детям увидеть свои достижения, воспитывать потребность в чтении книг;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • создавать условия для развития духовных качеств личности, прививать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Ожидаемый результат .

  1. Дети будут верить в чудеса, отличать добро и зло.
  2. Подружатся, станут более внимательными, вежливыми по отношению друг к другу.
  3. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать сказки.

Оборудование, оформление:

  • Лист критериев оценки;
  • карточки - задания с названиями персонажей сказок для сказочного лото на магнитных досках;
  • «волшебный», музыкальный ларец с загадками;
  • аудиозаписи с песенками из сказок;
  • мяч – ёж – для пальчиковой гимнастики во время проведения «Музыкального» конкурса;
  • сказочные предметы: перчатки, телефон, мыло, лимон, луковица, чемоданчик с красным крестом, горошина, туфелька Золушки, бабочка кота Леопольда, лопнувший шарик ослика ИА, аленький цветочек, скорлупа грецкого ореха;
  • «строгие», невидимые судьи (кричит петух, мяукает котенок) – для привлечения внимания детей; поддержания дисциплины;
  • лепестки для игры «Ромашка»;
  • иллюстрации сказок; сказочные герои;
  • красочные эпиграфы; высказывания знаменитых людей.
  • таблицы с названием команд «Чебурашки», «Вини – Пухи», мягкие игрушки этих героев;
  • кубики, пазлы, с иллюстрациями из сказок – для индивидуальной работы с отдельными учащимися;
  • сказочный замок.

Критерии оценки.

1 конкурс – «Сказочное лото»

5 баллов – все задания выполнены правильно;

4 балла – 1 задание выполнено неправильно;

3 балла – 2 и более задания выполнены неправильно.

Каждая отгаданная загадка (по числу карточек) – 1 балл.

2 конкурс – «Музыкальный» - «Угадай мелодию».

5 баллов – каждая правильно угаданная песенка.

3 конкурс – пантомима «Без слов».

1 балл – за артистичность;

1 балл – команде – сопернице, если правильно показала изображаемую отгадку.

4 конкурс – «Бюро находок».

5 баллов – каждый правильно угаданный предмет.

5 конкурс – игра «Ромашка».

1 балл – каждый правильный ответ.

6 конкурс «Сказочные пазлы»

5 баллов – правильно собранный сюжет.

Подведение итогов.

Команда «Чебурашки»_______________________баллов.

Команда «Винни-Пухи»_______________________баллов.

Высказывания знаменитых людей.

Многие русские сказки – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

К.Д. Ушинский

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, душой; выражает свое отношение к добру и злу. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремиться,

Как янтарь на дне морском

В сказках бережно хранится.

Сказка – это окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства.

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы все-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Э. Асадов.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Сказку вы не забывайте и в реальность превращайте,

И пусть детская мечта воплотится в жизнь сполна.

Сказки – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Френсис Бэкон.

Ход внеклассного мероприятия:

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка - окно, через которое душа ребенка смотрит в мир и познает его с самого раннего детства. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали ваши мамы и бабушки, в детском саду – воспитатели. А теперь вы уже умеете читать сказки сами.

  1. Сообщение темы и цели литературной игры – викторины «Знаете ли вы сказки?»

Здравствуйте, ребятушки!

Здравствуйте, гости дорогие.

Я – бабушка – Загадушка.

Да вот беда, стара я стала, загадки помню, а сказки все позабыла, все в голове у меня перепуталось, перемешалось.

3. Конкурс-разминка: »Исправьте меня»:

Василиса Преглупая

Елена Некрасивая

Крошечка- Горошечка

Сестрица Гулёнушка

Баба Бяка

Кощей Бесстрашный

Царевна- жаба

Жар- муха

Царевна- индюшка

По собачьему велению

Сивка- будка

Иван-царевич и зеленый волк

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка

Мальчик с кулачок

У страха уши велики

Лапша из топора

А вы, детоньки, знаете сказки?

Поможете мне, Бабушке – Загадушке, сказки вспомнить?

А чтобы узнать кто же из вас лучше знает сказки, игра наша будет командной. Согласно жеребьевке у нас будет 2 команды: первая команда – «Чебурашки», вторая команда «Винни-Пухи».

Каждый конкурс будет оцениваться нашим уважаемым жюри.

Чья команда даст наибольшее количество правильных ответов, та и окажется победительницей.

4. Представление жюри.

А это, внучки мои, наше уважаемое жюри.

Но где-то здесь спрятались – притаились 2 строгих судьи. Вы их не увидите, но если услышите их голосок, знайте, вы получили штрафной балл.

Что-то притомилась я немножко, позову-ка я на помощь свою внучку Аленушку.

Аленушка, где же ты, помоги-ка своей бабушке-Загадушке.

Ну, детоньки мои, давайте сядем тихонько рядком, да поговорим ладком, авось я и вспомню сказки.

5. Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сейчас начнется наша игра,

К нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда вы встрече рады –

Ваши любимые сказочные герои.

В сказочный мир вместе с ними войдем

И за собою других позовем.

6. Первый наш конкурс – разминка – «Сказочное разрезное лото ».

Задание – дополни имя сказочного героя.

Сивка – (Бурка)

Кощей (Бессмертный)

Мальчик – (с – пальчик)

Красная (Шапочка)

Снежная (Королева)

Карабас (Барабас)

Винни – (Пух)

Муха – (Цокотуха)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Доктор (Айболит)

Лиса (Алиса)

Конек (Горбунок)

Змей (Горыныч)

Крошечка (Хаврошечка)

Кот (в сапогах)

Спящая (Красавица)

Карлик (Нос)

Крокодил (Гена)

Курочка (Ряба)

Братец (Иванушка)

Елена (Прекрасная)

Баба (Яга)

Кот (Базилио)

7. Молодцы, внучки мои, молодцы милые. Ах, какие вы пригожие, хорошие.

Пока жюри подводит итоги 1 конкурса, достану-ка я свой «волшебный», музыкальный ларец, да загадаю вам загадки из сказок, может и вспомню какие сказки (загадывание загадок).

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше лепестка.

В ореховой скорлупке девочка жила.

Вот какая девочка, как она мила.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Царевна-Лягушка)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали.

К батюшке и матушке мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку. (Гуси-лебеди)

Носик круглый, пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи (Три поросенка)

С грядки старуха цветок сорвала, Девочке Жене его отдала.

А в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чем-то просила. Что надо сказать, лепестки обрывая.

Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок все ж попался.. (Колобок)

А это, что за сказка?

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко

Звали песика… (Шарик)

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали… (Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его…(Карлсон)

Все идут к нему лечиться,

И собака и волчица,

Зайцы, лисы и ужи,

Крокодилы и ежи.

Он любого исцелит,

Бармалея победит.

Добрый доктор (Айболит)

На лестной опушке

Сидит она в избушке

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная.. (Баба Яга)

Человек немолодой

И с недлинной бородой.

Он – отъявленный злодей –

Одноглазый (Бармалей)

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный,

Кто же это?.. (Буратино)

Он и весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка- праздник

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок (Вини – Пух)

В гости ходит он чуть свет:

Для хозяина беда!

И «пыхтелки» как поэт,

Сочиняет иногда.

И на мед имеет нюх,

Он зовется (Вини-Пух).

Пусть Королева снега

Неприступна и горда,

Но дружба все равно сильнее

И Кая освободила от холода и льда

Его подружка (Герда)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок

Удивительный конек

По прозванью (Горбунок)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Он играет понемножку

Для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк!

Его имя…(Крокодил Гена)

Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это…(Карабас)

8. Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Песня даст нам отдохнуть

Отдохнем и снова в путь.

9. Сейчас второй конкурс – «Музыкальный».

Задание – кто быстрее угадает сказочную мелодию.

Ответ дает ученик, получивший мячик – еж (пальчиковая гимнастика).

10. Физминутка.

Вы на славу потрудились

И немного утомились.

Дружно встать нам всем пора:

Начинается игра.

Сказка даст нам отдохнуть?

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

«Станет талия осиной,

Если будем наклоняться,

Влево, вправо 10 раз».

Вот Дюймовочки слова:

«Чтоб была спина прямая,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1,2,3,4,5

Повторите-ка опять!

Дала нам сказка отдохнуть?

Отдохнули?

Снова в путь!

11. А сейчас самый трудный третий конкурс – пантомима – «Без слов».

Почему самый трудный?

Да потому, что ответ надо не сказать, а показать.

Задание – командам предлагается без слов изобразить ответ на загадку.

Комар.

В этой книжке - именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил, но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Кот.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Молоком питается.

Буратино.

Пусть идет вперед, не зная страха,

Следом за прекрасною мечтой.

Тот, кому старуха-черепаха

Подарила ключик золотой.

Покажите нам этого мальчишку.

Спящая красавица.

Эта сказка не нова,

В ней принцесса все спала,

Феи злобной в том вина

И укол веретена.

12. Вот шелестят сказок страницы…

И кто-то в двери к нам стучится…

Четвертый конкурс – «Бюро находок».

Задание – назвать произведение и автора, героя, которому принадлежат потерянные вещи, а также прочитать строчки произведения, где речь идет об этих сказочных предметах.

Зеркальце

«Свет мой, зеркальце, скажи..»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

Перчатки

С.Маршак «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Мыло

К. Чуковский «Мойдодыр» «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое».

Лимон

Луковица

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Горошина

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Туфелька Золушки

Шарль Перро «Золушка».

Бабочка кота Леопольда

Лопнувший шарик ослика ИА

Англ.писатель – Алан Александр «Милн» «Вини-Пух и все все все».

Аленький цветочек

С.Г. Аксаков «Аленький цветочек».

Зонтик

Г.-Х. Андерсен «Оле-Лукойе».

Телефон

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон».

Чемоданчик с красным крестом

К. Чуковский «Доктор Айболит».

13 . Пятый конкурс – блиц-опрос. Игра «Ромашка»

Вот это ромашка – не просто цветок.

А ну-ка, скорей оторви лепесток!

На нем прочитаешь заданье

А ну-ка, проверь свои знанья.

(Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы сказочных загадок):

  • Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
  • Ем кормила лиса журавля?
  • Спой песенку кота Леопольда.
  • Из чего фея сделала карету Золушке?
  • Как звали корову кота Матроскина?
  • Спой песенку крокодила Гены.
  • Кто говорил:»Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-
  • ный мёд»?
  • В каком городе жил Незнайка? Назови главных героев м/ф
  • « Каникулы в Простоквашино».
  • Где находится смерть Кощея Бессмертного?
  • Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
  • Почему Буратино не утонул в пруду?
  • Кого спасла Дюймовочка?
  • Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румянней и белее?»
  • Какими словами начинаются русские сказки?
  • Назовите любимое выражение Карлсона?
  • Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
  • Как позвать Сивку-Бурку?»
  • Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
  • Какого цвета были волосы у Мальвины?
  • Что потеряла Золушка после бала?
  • В чем летает Баба Яга?
  • Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»
  • Спой песенку Винни-Пуха.

14. Заключение. Пожелания ребятам. Дети читают стихи.

Спасибо, милые мои, пригожие, хорошие. Вспомнила я сказки. А теперь мы с внучкой хотели бы вам пожелать.

Ах, как дружно мы играли,

И нисколько не устали.

Добрая сказка, спасибо!

Ты научила нас любить,

Ты научила нас всех дружить,

Ты научила нас игре,

Ты научила нас всех доброте!

А может и детки нам что-нибудь скажут?

15. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Анализ работы.

  1. Первоклассники вспомнили сказки, сочувствовали и сопереживали их героям в ситуации игры – соревнования.
  2. Дети научились слушать сказку, в нее играть (пантомима)
  3. Научились узнавать сказки и их героев по карточкам – заданиям («Сказочное лото»), по сказочным загадкам (конкурс «Без слов»), по предметам («Бюро находок»), песенкам из сказок (конкурс «Музыкальный»), блиц-опросам (игра «Ромашка»).
  4. Учащиеся обогатили свой опыт общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместных действий («Сказочное лото», «Ромашка», «Сказочные пазлы»).
  5. Расширили свой словарный запас.
  6. Дети с азартом и увлечением принимали участие в сказке, научились переключать внимание с одной сказки на другую.
  7. Первоклассники справились со всеми предлагаемыми конкурсами.

При проведении внеклассного мероприятия были использованы приемы скорочтения:

  • «Сказочное лото» (на магнитных досках: быстро прочти 1-ую часть имени сказочного героя; быстро подставь, прочитав, 2-ую часть имени)
  • «Загадки с подвохом» (отгадка не в рифму)
  • «Бюро находок» - увидел предмет, быстро назови автора, героя, прочти строчки из сказки.
  • Игра «Ромашка» - блиц-опрос; оторвал лепесток, прочитал сказочную загадку, дал ответ.
  • Индивидуальная работа с отдельными учащимися – кубики; мелкая моторика – пазлы

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

О себе: В школе работаю 27 лет. Имею немалый опыт в работе с детьми и считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цели:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Перефразируя известное выражение, скажем: «Литература – это наше всё». Литература научная, художественная, документальная приобщает нас к событиям прошлого и настоящего, к русскому слову, к мыслям и чувствам человечества.

Викторина «Год литературы 2015» содержит 14 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Каковы основные задачи Года литературы?
Ответ: привлечение внимания к чтению, решение проблем книжной сферы, стимулирование интереса россиян к книгам.

2. Кто представлен на официальном логотипе Года литературы?
Ответ: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Ахматова

3. Назовите основные виды литературы?
Ответ:
Художественная литература
Документальная проза
Мемуарная литература
Научная и научно-популярная литература
Справочная литература
Учебная литература

4. Укажите три классических вопроса русской литературы:
«Кто виноват?» Герцен +
«Что делать?» Чернышевский +
«Что сделаю я для людей?», Данко, Горький
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов +

5. Какие мероприятия запланированы на 2015 год в рамках объявленного Года литературы?
Ответ: Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

6. Кто из героев не принадлежит к типу «маленького человека» в русской литературе?
Самсон Вырин («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)
Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель» Н.В.Гоголь)
Пьер Безухов («Война и Мир» Л.Н.Толстой) +

7. Когда в русской литературе впервые появился фразеологизм «кисейная барышня»?
Ответ: впервые в литературе данный фразеологизм появился в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861 год)

8. Кого можно причислить к когорте «герои своего времени»?
Евгений Онегин +
Евгений Базаров +
Григорий Печорин +

9. Из какого произведения фразы?

«И нечего дивиться:
Как дереву с огнём дружиться?»
Ответ: из басни И.А.Крылова «Роща и огонь»

«Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались».
Ответ: «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет».
Ответ: «Зине» Н.А.Некрасов

10. Кто из типажей русской литературы НЕ относится к «тургеневским девушкам»?
Лиза Калитина +
Катя Одинцова +
Ольга Дымова

11. Шуточный вопрос (фразеологизмы)
Как мы говорим?

Седьмая вода на…
Сбитне
Киселе +
Морсе

А Васька слушает да…
Мурлычет
Пятится
Ест +

Вернёмся к нашим…
Баранам +
Козлам
Ослам

Вопросы по истории русской литературы

12. Кто из русских литераторов стоял у истоков сатирического направления в литературе?
А.Д.Кантемир +
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов

13. Какое направление доминировало в литературе в XVIII веке?
Символизм
Классицизм +
Футуризм

14. Какое произведение мы называем «Памятником древнерусской литературы»?
Слово о полку Игореве +
Из сказаний об Олексе Довбуше
Сказания о Прометее