Литературный термин преувеличения. Гипербола в литературе: образное преувеличение

  • 06.04.2019

Литературные тропы - это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.

К тропам относятся , сравнение , эпитет , гипербола, . В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме - литоте.

В википедии говорится, что гипербола - это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.

Гипербола в литературе - это художественное преувеличение . Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.

В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.

Гипербола в художественной литературе

Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:

Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: “то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.”

Часто использует гиперболы автор древнерусской повести Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.

С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“

Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.

Гиперболы в монологах героев гоголевского”Ревизора“:

  • Осип – «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
  • Хлестаков - «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
  • Городничий - «В муку бы стёр вас всех!».

Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».

«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»

Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:

  • «В сто сорок солнц закат пылал…»
  • ” Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца”

В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.

«Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза.»

С. Есенин

В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.

«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,”

«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»

«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»

Иногда при объяснении в любви:

«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»

Литота и её значение

Антоним гиперболы - литота, художественное преуменьшение . В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.

Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.

Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.

Не пропустите: художественный прием в литературе и русском языке.

Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях

Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.

Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» . Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.

Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.

Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.

Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.

Гипербола, наряду с разговорной речью, так же используется в литературе. Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Гипербола в литературе имеет свою противоположность – литоту. Литота может быть использована и в качестве «оружия» против гиперболы, гигантизма. Например, предложение Хлеба в доме – ни крошки!


При использовании в разговорной речи гиперболы говорящий пытается обратить внимание на какое-либо событие или предмет. Причем преувеличивая настолько, что в реалии это оказывается за гранью возможного.

С этим приёмом художественной выразительности мы встречаемся ещё в глубокой древности, в произведениях устного народного творчества. Это гипербола в самом своём чистом виде. Всё, что происходит в наших былинах и сказках, часто принимает гиперболический облик. Конь с богатырём скачет «ниже облака ходячего, выше леса стоячего».

Литота в русском языке

Простым языком, это красивое выражение, речевой оборот, который при этом смягчает слова, имеющие «негативный» окрас. При помощи литоты можно выразить в мягкой форме и своё несогласие с собеседником.

Особенно часто применяется литота в стихах. В художественных произведениях тоже часто встречается литота. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Литота в стихах Есенина встречается редко. Всё чаще поэт использует роскошные метафоры. Эти литоты в стихотворениях Есенина показывают трагичность всей ситуации. Литота в психологии – это недооценивание, преуменьшение или обесценивание позитивного.

Есть ещё одна особенность употребления литоты в англоязычном художественном тексте. Если литота в английском языке используется в разговорной речи, то она передаёт сдержанность, воспитанность, а иногда иронию человека.

Гипербола – это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию. Представьте себе, если бы не существовало такой стилистической фигуры, как гипербола, все произведения русских писателей и поэтом потеряли бы свое превосходство и великолепие.

Литота в литературе: значение слова и примеры его использования

Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» — В. Высоцкий. Гипербола – преувеличение ради особых, художественных целей. Поэт прибегает к нему тогда, когда нужно произвести особенно сильное впечатление на слушателя или читателя. Народ словно любуется своей силой, и всё в его воображении вырастает до огромных размеров. Даже в нашей сегодняшней бытовой речи мы нередко прибегаем к этому способу выражения.

Гипербола: что это такое?

Да! Если бы все слёзы, кровь и пот, Пролитые за всё, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп – я захлебнулся б В моих подвалах верных. Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Самые простые литоты появляются в СМИ. Они представляют собой использование уменьшительно-ласкательных эпитетов.

Причём это может быть как «насмехательство», «сарказм», так и «жалость», «нежность». Используется литота и для того, чтобы значительно смягчить какое-то резкое выражение. Так, например, американский посол, реагируя на то, что в Одессе был сожжён дом Профсоюзов, сказал следующие слова: «Восставшие показывают своё недовольство».

Создание уменьшительно-ласкательных форм слов. Например, «покемончик», «колобочек» и т.д. Смещение отрицания в модальную часть предложения. Итак, литота – это намеренное преуменьшение. Важно правильно ставить в нём ударение. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности. Есть даже авторы, которые исключительно на литоте строят свои произведения. Примеры из литературы весьма разнообразны.

Гипербола обычно имеет место в высказывании. Для того чтобы сделать высказывание ярким и выразительным, путем намеренного преувеличения существует такое понятие в русском языке как гипербола. Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Это в русском языке сегодня такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д. Не стоит думать, что образные выражения – это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен.

    Гипербола есть преувеличение. Встречаемся с ней, как в разговорной речи, так и в литературной.

    Гипербола призвана усиливать выразительность высказывания для того, чтобы показать е особую значимость.

    Сей прием весьма жаловал Маяковский.

    Приведем ещ один пример:

    Гипербола применяется для создания яркости текста и главным образом нужна для придания выразительности текста.Гипербола намеренно сильно преувеличивает идею или предмет,что это выглядит за почти за рамками реального.Гипербола должна применяться уместно и в тему.

    Гипербола (в литературе) - это некий литературный прием, смыслом которого является образное преувеличение того или иного действия в целом. К примеру: Я говорил это уже тысячу и один раз, то есть чрезмерное преувеличение в этом предложении присутствует, так как нормальный человек не будет повторять какое либо слово или выражение тысячу раз.

    Гипербола стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчркивания сказанной.

    Гипербола - преувеличение в тексте. С помощью гиперболы автор усиливает необходимое впечатление, подчеркивает то, что прославляет или высмеивает.

    Я тебе сто раз говорил!

    Гипербола, в том числе и в литературе - это преувеличение какого-либо свойства или качества. К примеру в литературе используется есть такое выражение как темно, хоть глаза выколи. Это как раз и является гиперболой.

    Гипербола значит преувеличение. Так называется литературный прием, суть которого состоит в умышленном преувеличении качеств или свойств описываемого объекта или персонажа, чтобы усилить впечатление читателя. Например, знаменитое гоголевское редкая птица долетит до середины Днепра - гипербола. Понятно, что до середины Днепра долетит любая птица, но прием Гоголя подчеркивает величие и мощь реки.

    Я лично считаю, что применение гиперболы в литературе и особенно литературы для детей просто необходимо. Иначе скучно будет читать. А некоторые произведения просто бы не появились на свет. В многих произведениях это просто необходимо, чтобы подчеркнуть силу и масштаб действий.

    Гиперболой можно назвать преувеличение (если говорить просто). Писатели испозьзуют этот прием для большего выражения эмоции, для усиления впечатления.

    Пример гиперболы (преувеличения):

    Я же миллион раз говорил уже об этом!

    Очень часто можно встретить этот прием в народном творчестве (например, в былинах и сказках).

    Под таким понятием как гипербола в литературе подразумевается преувеличение разного рода. Очень многие если сказать не все произведения содержать хоть какие-то преувеличения. Примером гиперболы может быть следующее:

    Собака была размером с огромную башню.

    Гипербола - это преувеличение. Например, Илья Муромец, сражаясь с врагами, побил все неприятельское войско. Один человек этого сделать не может. Значит, автор использовал гиперболу. Гипербола используется, чтобы заинтересовать читателя, усилить выразительность текста, для подчеркивания каких-то деталей.

Литература богата средствами художественной выразительности, которые помогают авторам наилучшим образом донести до читателя свою мысль. Так, при изучении произведений классиков ученики ищут в них эпитеты, сравнение, олицетворения и пытаются разобраться, зачем писатель использовал тот или иной прием. К числу художественных средств относится также и гипербола, которую мы и рассмотрим.

Определение

Рассмотрим, что такое гипербола, примеры которой будут приведены ниже. Это особый намеренное преувеличение, позволяющее добиться необходимого автору эффекта. Термин является очень древним, прием начал использоваться в эпоху античности. Для выражения гиперболы используются языковые средства: слова, сочетания слов и предложения.

Самые простые примеры

Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» - это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.

Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:

  • «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
  • «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
  • «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
  • «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
  • «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.

Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.

Разновидности

Есть несколько типов гипербол в русском языке:

  • Лексические. Преувеличение достигается путем использования слов «совершенно», «все», «абсолютно». Например, совершенно бесполезный человек, это всем давно известно.
  • Метафорические. Это запоминающееся сравнение. Например, лес рук, золотые горы.
  • Фразеологические. Использование Например, козе понятно.
  • Количественные. Использование числительных: миллион дел, тысячи идей.

Все эти типы преувеличений могут использоваться носителями языка неосознанно, не воспринимаясь как художественно-стилистический прием.

Современные варианты

Молодежь нередко употребляет в речи гиперболу. В русском языке примеров можно привести множество:

  • «Мы это уже 100500 раз проходили! Неужели трудно запомнить?»
  • «У нас еще вагон и маленькая тележка времени, все сделаем».

Такие высказывания позволяют сделать речь боле образной и выразительной.

Из художественных произведений

Нередко писатели используют гиперболу. Примеры из литературы довольно разнообразны. Так, очень часто к этому приему обращался Пушкин: «Все флаги в гости будут к нам».

Есенин при создании образа Руси использовал преувеличение: «Не видать конца и края, только синь сосет глаза».

Есть гиперболы в лирике Маяковского:

  • «В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою».
  • Поэма «Облако в штанах» завершается очень интересным образом, основанном на приеме преувеличения: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Это помогает поэту выразить силу и мощь человеческой личности.
  • Нередко поэт преувеличивает и размеры человеческого тела, создавая емкий и острый сатирический образ: «Два аршина безлицевого розового теста, голова в Казбек, желудок в ров».

Можно привести несколько интересных примеров гиперболы в русском языке, когда преувеличение касается неодушевленных предметов: до небес баобабы, жало в километр.

Нередко для эффекта преувеличения поэт использует слова в переносном смысле: глыба, туша. Или же сочетания слов, которые по отдельности не обладают подобным свойством, но поставленные вместе создают гиперболизацию: очки-велосипеды, глаза два луга.

Пример гиперболы из литературы можно найти и в творчестве других писателей: «шаровары, шириной с Черное море» (Гоголь), «четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили» (Высоцкий).

Мы рассмотрели, что такое гипербола, и примеры ее употребления мастерами слова. Этот прием дает возможность делать речь писателей образной и более выразительной, привлечь внимание читателя к какому-либо свойству или особенности описываемого предмета или лица. Также именно намеренное преувеличение нередко помогало автору выразить свое отношение к происходящему.

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Литература просто не может обойтись без специфических языковых средств, которые придают произведению особенную художественную выразительность. Без стилистических приемов книги любых жанров превратились бы в обычное описание фактов и по содержанию напоминали бы сухие научные труды.

Определение

Гипербола в литературе - средство, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей. Этот стилистический прием можно найти практически у любого писателя как у классика, так и у современного автора.

- «что взмах - то готова копна» Н. А. Некрасов;

- «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах;

- «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки;

- «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров;

- «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.

Отличие от подобных языковых средств

Гипербола в литературе имеет сходство с другими стилистическими приемами: метафорой, сравнением или гротеском. Но есть существенные отличия. Гротеск - это всегда смесь реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого комичного образа. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола - всегда преувеличение. Примеры: «ноги как у слона», «высотой до неба», «тысячу раз говорили» и т. п.

Языковое средство преуменьшения

Гипербола в литературе имеет свою противоположность - литоту. Этот стилистический прием основан на преуменьшении предметов или явлений, например «мужичек с ноготок», «кот наплакал», «рукой подать». Некоторые лингвисты считают литоту не самостоятельным стилистическим приемом, а частным случаем гиперболы.

Языковые средства в разговорной речи

Не стоит думать, что образные выражения - это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен. Например, в Нагорной проповеди - «скорее верблюд пройдет в игольное ушко» или «махнет - станет улица» в старинных русских былинах об Илье Муромце. Гипербола активно используется в разговорной речи, без нее наш язык был бы намного беднее. Примеры: «сто лет не виделись», «хоть пруд пруди», «целая вечность», «ягода - с кулак», «падаю с ног от усталости» и т. п. Находит она свое применение и в ораторском искусстве - цель все та же, с помощью преувеличения привлечь внимание аудитории и усилить выразительность речи. Гипербола используется и в рекламных слоганах, например, «больше, чем вкус» или «никогда не сможете оторваться».

Визуализация

Существует и визуальный аналог этого стилистического приема, например, на агитационных плакатах советского периода, фигура большевика всегда резко возвышалась не только над людьми, но и над крышами домов. Преуменьшение образов (литоту) можно найти на полотнах Босха, там человек показан мелким и ничтожным, как символ суетности и ничтожности греховной обыденной жизни.

Помните, гипербола в литературе - это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально. Она является только средством для того, чтобы заострить внимание или усилить выразительность.