Презентация - Подготовка к сочинению - Тематическое направление «Путь. Декабрьское сочинение тема путь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку Цитаты и фразы к направлению "Путь", речевые клише

  • 30.06.2020

Список литературы на тему «Путь»
  • В.Некрасов "Вася Конаков",
  • М.Ю. Лермонтов "Мцыри",
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание",
  • А.П. Чехов "Ионыч", "Крыжовник",
  • М.А. Шолохов "Тихий Дон",
  • И.С.Тургенев."Отцы и дети",
  • Н.В.Гоголь. "Мёртвые души" Путь Чичикова,
  • Л.Н.Толстой. "Война и мир",
  • Б.Васильев. "Летят мои кони",
  • М.Горький. "Старуха Изергиль",
  • Р.Брэдбери. "451 градус по Фаренгейту",
  • В.Астафьев "Затеси", "Гимн жизни",
  • И.Курампшна "Сыновний долг"
  • Н.Телешов "Белая цапля",
  • М.Гелприн "Свеча горела..."

Цитаты и фразы к направлению "Путь", речевые клише

  1. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться.
    Анри Бергсон
  2. Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь.
    Владимир Микушевич
  3. В жизни бессмертными нам ничего не указано точно,
    И неизвестен нам путь, как божеству угодить.
    Феогнид
  4. Сколько бы человек ни бросался то в одну, то в другую сторону, что бы ни предпринимал, всё равно он вернётся на путь, предначертанный ему природой.
    Иоганн В. Гёте
  5. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    Рабби Барух
  6. За каждым поворотом ждут новые распутья.
    Ежи Лец
  7. Вина и несчастье - не конец, но лишь возможный путь к новому началу.
    Лион Фейхтвангер
  8. По счастью, жизнь пока ещё не слишком безмятежна, иначе путь от колыбели к могиле мы проходили бы много быстрее.
    Уинстон Черчилль
  9. Чем прямее извилины, тем извилистее путь.
    Аркадий Давидович
  10. Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая - от споров и ссор.
    Артур Шопенгауэр
  11. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.
    Библия Пр. 14.12.
  12. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    Конфуций
  13. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
  14. Сергей Довлатов
  15. Никакие рассуждения неспособны показать человеку путь, который он не хочет видеть.
    Ромен Роллан
  16. Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им путь.
    Александр Дюма-сын
  17. Запасной путь ненависти - презрение.
    Эрве Базен
  18. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    Лион Фейхтвангер

1. «Путешествие в тысячу верст начинается с первого шага». (Лао-цзы)

2. «Либо я найду свой путь, либо проложу его сам». (Ф. Сидней)

3. «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». (Данте Алигьери)

4. «Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно». (Л.Н.Т олстой)

5. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе». (Г. Гессе)

6. «Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде». (Л.Н. Толстой)

7. «Из каждого положения есть путь наверх и путь вниз…»

8. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу». (А. Вильмен)

9. «Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд». (С.Д. Довлатов)

10. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти». (Оноре де Бальзак)

11. «Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным». (Н.В. Гоголь)

12. «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». (Л.Н. Толстой)

13. «Не плыви по течению, не плыви против течения - плыви туда, куда тебе нужно». (Восточная мудрость)

14. «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен». (Л.Н. Толстой)

15. «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». (И.В. Гёте)

16. «Всегда выбирайте самый трудный путь - на нём Вы не встретите конкурентов». (Шарль де Голль)

17. «Судьба - путь от неведомого к неведомому». (Платон)

18. «Где розы - там и тернии - таков закон судьбы». (Н.А. Некрасов)

19. «Мудрый борется с судьбою, неразумный унывает». (Шота Руставели)

20. «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге». (Томас Карлейль)

21. «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся». (Оливер Холмс)

22. «Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом». (Жан Поль)

23. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

24. «Живет лишь тот, кто не для одного себя живет». (Менандр)

25. «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали». (Мишель де Монтень)

26. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». (Альберт Эйнштейн)

27. «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». (В.Г. Белинский)

28. «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем». (И.В. Гете)

29. «Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед». (Эмиль)

30. «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью». (Л.Н. Толстой)

31. «Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни». (Марк Аврелий)

32. «Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь». (Мишель де Монтень)

33. «И в одном поезде можно ехать в разные стороны».

34. «Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». (Ф.М. Достоевский)

35. «Не поднимайте пыли на жизненном пути». (Пифагор Самосский)

36. «На высокую башню можно подняться лишь по винтовой лестнице». (Ф. Бэкон)

37. «Познание стран мира - украшение и пища человеческих умов». (Леонардо да Винчи)

38. «Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». (Анатоль Франс)

39. «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя - это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть - это вы сейчас». (З. Фрейд)

40. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать!» (И.А. Бунин)

41. «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». (Альбер Камю)

42. «Счастье - это не станция, а способ путешествовать».

43. «Весь мир находится в пути, маршрут которого еще нигде не определен». (Эрнст Симон Блох)

44. «Путешествие оценивается по найденным друзьям, а не по пройденным милям». (Тим Кэхилл)

45. «Единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни - непрестанное движение вперед». (Генри Уэлис)

46. «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения». (А.Эйнштейн)

47. «Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться». (В. Бергсон)

48. «Цель жизни - поиск совершенства, а задача каждого из нас - максимально приблизить его проявление в самом себе». (Ричард Бах)

49. «Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать». (А.де Сент-Экзюпери)

50. «Жизнь - это постоянное изменение. Как только движение останавливается, человек старится и умирает». (А.Моруа)

Темы сочинений по данному направлению

Вопрос

Цитата

Повествовательные предложения

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе)

Шагнувшие в бессмертие.

Чем привлекает нас путешествие?

«Русь, куда же несѐшься ты? Дай ответ» (Н.В.Гоголь)

Дорога, ведущая к счастью...

О чём повествует дорога?

«Эх, путь-дорожка, фронтовая...» (Б.Ласкин)

Дорога длиною в жизнь.

Почему литературные герои так часто отправляются в путь?

«Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». (Конфуций)

Жизненный путь как дорога чести.

Что ищем мы, отправляясь в дорогу?

«Жизнь прожить – не поле перейти» (пословица)

Путешествия литературных героев.

Нужно ли ставить цель в начале жизненного пути?

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

Путь праведника.

Какой путь можно назвать дорогой в никуда?

«Дорога лишь тогда бывает доброй, когда ведѐт она домой» (Мария Семѐнова. «Волкодав»)

  1. Ах, дорожка, фронтовая…
  2. Долгий путь домой…
  3. Жизненный путь
  4. Путь познания
  5. Путь в вечность (Человек родом из вечности.)
  6. Дорога в никуда…
  7. Дорога чести
  8. Тип « русского скитальца » в литературе
  9. «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н.А.Некрасов)
  10. Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)
  11. Путь к себе...


Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Путь"

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

«Дорогу осилит идущий», - сказал когда-то какой-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Вдумавшись, заметим, что смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремленный и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.

Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем ему самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А.Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».

Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.

Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, т.к. он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» - это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.

Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелегкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любую дорогу. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода мы закончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдем по своему пути.

412 слов

Образ дороги, мотив пути архетипичны как для зарубежной, так и для русской литературы. Смысловое наполнение их глубоко и обширно.
Причины такого многообразия могут крыться как в неоднозначности самого понятия «путь», «дорога», так и в индивидуальном подходе автора, который сосредотачивается на определенном аспекте этих понятий.

Прежде всего, образ дороги может находиться в основе композиционного приема – приема путешествия. Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности. Реальность с ее картинами унижения закабаленного крестьянства вышла столь правдоподобной, что произведение столкнулось с гнетом цензуры.

Этот же композиционный прием использовал Гоголь в поэме «Мертвые души». Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.

Однако учитывая разнообразие тем лирических отступлений Гоголя, уместно также говорить и о мотиве пути исторического. В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». Вторит ему и лирический герой поэмы Пушкина «Медный всадник», обращающийся к памятнику Петру I, символу государства: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?»

Задумываться о судьбе России – верный показатель того, что в своем духовном развитии авторы эволюционировали настолько, что от сосредоточенности на частном перешли к заботам общего, преодолели индивидуализм и обратились к сверхличным ценностям.

Именно поэтому произведения, посвященные этой теме, обычно приходятся на поздние периоды творчества авторов. Духовное развитие тоже является своеобразнымпутем, размышления о котором авторы воплощают в свои произведения. Существенной особенностью, которая способствует развитию этой темы, является ориентация на личность автора, атмосфера лиризма и тенденция к автобиографизму. Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»: «…Пустыня внемлет Богу… Я ищу свободы и покоя!..» Лев Толстой также дает нам классический образец творчества, организуемого идеей пути, развития и искания («Исповедь», «Детство и отрочество»). Господство категории пути и ее важность для А. Блока – неоспоримый факт. Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период его жизни являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (от цикла стихов о Прекрасной Даме к «На поле Куликовом»). Позже Блок истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью, на верхнем витке которой располагалась поэма «12», а цикл «Снежная маска» - на соответствующем ему нижнем витке.

Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.

Никитина Валерия

450 слов

Образ дороги (пути) можно назвать архетипом: он присутствует в культуре различных эпох. В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович; в путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец описал свое путешествие в «Хождении за три моря».

Позже мы увидим этот мотив в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Тема дороги звучит и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (Чацкий приезжает в фамусовскую Москву в начале произведения и уезжает из нее в конце; мы видим неприкаянного героя в поиске, в пути), в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова тема путешествия в фабуле романа отражает одиночество и потерянность главного героя - Печорина.

Но ведь слова «дорога», «путь» многозначны: они могут обозначать не только отрезок пространства между какими-либо пунктами, но и этапы жизни как отдельного человека, так и целой нации. И в этом смысле мы можем говорить о жизненном пути героя, историческом пути народа. Коротким оказался он для героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: от счастливого детства («я жила - ни об чем не тужила, точно птичка на воле») до преждевременной смерти, которую чистая и свободная Катерина предпочитает жизни в доме свекрови Кабанихи. В подобном ключе можно рассматривать и путь русского народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»), когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде - Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», - сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.

А каким величественным представляется читателям поэмы «Мёртвые души» образ дороги, по которой, «что бойкая, необгонимая тройка», несётся Русь! Лирические отступления Гоголя полны размышлений об историческом пути России, о ее месте и значимости в целом мире.

О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия» и в цикле «На поле Куликовом». В стихотворении «Русь» перед читателем возникает образ загадочной, колдовской страны, «где все пути и перепутья живой клюкой измождены». Отечество в дороге, в вечном движении предстает и в стихотворении «Россия», начинающемся со слов:

…И вязнут спицы росписные (орфография Блока)
В расхлябанные колеи…

В стихотворении «Россия» этот образ наделен целым рядом смыслов: «невозможное возможно, дорога долгая легка», и Россия, с лесом и полем, в «плате узорном до бровей», подарит уставшему путнику «мгновенный взор из-под платка». И, наконец, как олицетворение вершины неистового движения блоковской России представляется метафорический образ «степной кобылицы», летящей «сквозь кровь и пыль» вперед, в непокой, потому что «покой нам только снится», а ждет русских «вечный бой».

Итак, образ дороги в отечественной литературе многогранен и глубок. Среди произведений русских писателей можно найти самые разные его аспекты: путь как личная судьба человека, путь как дорога души к Богу и гармонии и, наконец, путь как судьба России и движение в истории целого народа. Последнее осмысление образа дороги производит особенное впечатление на любого русского человека, находя в его душе чистый, патриотический отклик.

Гулидова Арсения

503 слова

Использованы авторские материалы, материалы сети Интернет, материалы И.А. Суязовой

Дополнительно

– направление "Время " в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Дом" в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Любовь" в итоговом сочинении 2015-2016

Четвёртое направление "Путь".

Вот какое определение даёт ФИПИ: «Путь» – это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения». Вот так прокомментировано это направление.

ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нём предлагается поразмышлять о таком понятии как «путь», причём рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и до размышлений об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь может привести.

КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.
Дорога домой.
Моё увлекательное путешествие.
Духовные искания главных героев.
Жизнь – это путь.
Иногда хочется уехать в никуда.
Когда находишься в дороге.
Дорога без начала и конца.

КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

Гомер «Одиссея».
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.А Булгаков «Бег», «Мастер и Маргарита».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
В.А. Каверин «Два капитана».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пословицы и поговорки о дороге, которая «сопровождает» нас всю жизнь.

Дорога – от села до села, а по всей земле повела.
Дорога вместе, табачок пополам.
Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идёт.
Дорогу осилит идущий.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Если своему врагу дашь дорогу, сам останешься без дороги.
Знакомая дорога короткой кажется.
Знакомая кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Всякому своя дорога.
Начал идти – одолел полпути.
Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Одному ехать и дорога долга.
Открытому сердцу дорога открыта.
Плохо, когда из близкой дороги выходит дальний путь.
Порой даже не выходя из дома, мы пускаемся в долгий путь.

НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.

И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь этот роман не об отцах и детях, а о пути человека!

1. Вступление здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, великий русский писатель середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах – героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» – это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

2. Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы:
Какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
Что изменяется во взглядах и в нём самом?
К чему герой приходит в итоге?
Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощёнными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни.
Это тезис. Докажем его.
1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это родители, братья Кирсановы, Анна Одинцова. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом, не признаёт никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова он всё же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражён чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого чувства.
4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует во сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде тёмного леса. А такой лес в народном сознании – что-то непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признаёт, как и неоднозначность личности своего оппонента.
5. Перед смертью Базаров признаётся: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! К ним надо подобрать иллюстративный материал из романа.

3. Заключение

Здесь надо повторить тезис или перефразировать его, не забыв упомянуть автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

по теме «Дорога без начала и конца»

«Дорогу осилит идущий», – сказал когда-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремлённый и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.
Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем незнакомым людям самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А. Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».
Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе, женился, обзавёлся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила всё по-своему.
Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Долго воевать ему не пришлось, так как он попал в плен. Находясь в плену, Андрей ведёт себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых сильных эпизодов. Герой, не закусывая, пьёт три стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведёт себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлебом со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером взаимопомощи и поддержки в тяжёлый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибла…Кульминацией повести является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!» Ваня вернул к жизни Соколова, а тот дал шанс на жизнь Ване.
Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелёгкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любой путь. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода окончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдём по своему пути.

Тематические направления итогового сочинения 2015

Всё осталось по-старому: для подготовки вам предложены тематические направления, а конкретные темы вы узнаете за 15 минут до начала экзамена. Тем будет много и, скорее всего, угадать их не получится.

В прошлом году тематические направления были сформулированы иначе, они больше походили на темы сочинений, например: «Чем люди живы? », «Вопросы, заданные человеку войной », «Почему важно уметь сострадать другому? » В этом году специальному совету при Министерство образования и науки под председательством Н. Д. Солженицыной удалось предложить новый подход. Никаких подсказок: направление - это не тема, это именно направление ваших будущих размышлений и поисков. Каждое направление обозначено лишь одним словом.

Для вас выбраны особые слова: Время. Дом. Путь. Любовь. Дополняет список словосочетание Год литературы . Так называется культурное событие, растянувшееся в нашей стране на весь 2015-й год.

Постараемся понять: вам предложены особые слова. Это слова-стимулы, слова-образы, слова-символы. Они обозначают ключевые для языка, общества и отдельного индивида понятия. Они вызывают отклик в умах и душах людей. Значит, их можно толковать, трактовать, интерпретировать. Ожидается, что вы поразмышляете над этими понятиями и расскажете в форме сочинения, как вы их воспринимаете. Вам предоставлена полная свобода самовыражения.

Свобода. Казалось бы, хорошо? Кто против свободы?
Но ребята растерялись, не знают, как подступиться к подготовке, с чего начать. Получаю письма: «SOS! Помогите!!!»,
«Не знаю, как готовиться. Спросил у учительницы, но она ничего не посоветовала», «Не представляю себе, с чего начать».

Многого не обещаю, но некоторые отправные точки подскажу. Творчество — дело интимное. Чем прямее ответы, тем хуже: всё опять может свестись к шаблонным темам и сочинениям-клонам. Поэтому информацию дальше даю пунктиром.

Мне не нравится комментарий ФИПИ к тематически направлениям этого года. От него несёт казёнщиной. Стиль противоречит идее помочь выпускникам сориентироваться. Но именно ФИПИ будет разрабатывать банк тем. Поэтому читаем.

«Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

«Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Что важно учесть?

Все слова, которые избраны в качестве тематических направлений, допускают не только узкое, бытовое, то и расширенное, социо-культурное толкование. Проще всего мы толкуем значения для детей.

— Мама, что такое путь?
— Дорожка.

Но потом понимание слов в нашем сознании расширяется. Дом — это уже не только стены и крыша с трубой (так рисуют дома дети), но и родной дом, по которому тоскуют в разлуке. Человек постепенно осознаёт, что домашними бывают не только тапочки или пироги. Есть и такое понятие: домашний очаг . А для кого-то дом — тюрьма. Почему? Что не так в этом доме? Родительский дом. В него уходят корни нашего детства.

Распутывайте клубки ассоциаций. Собирайте ассоциации. Это поможет расширить горизонты вашего взгляда, найти собственный ракурс.

Я уже писала, что словами время, дом, путь, любовь обозначаются ключевые для языка и народа понятия. Поэтому целый кладезь образов и смыслов мы находим в фольклоре. Пословицы и поговорки, сказки, песни, былины... Это всё знакомый вам материал. Поройтесь в памяти, поищите примеры в Интернете, отберите то, что близко или интересно именно вам.
А потом расширяйте круг поиска, привлекайте литературный материал.

Рекомендую также познакомиться с комментарием Н. Д. Солженицыной , председателя специального совета при Министерсте образования и культуры. Послушайте, вдумайтесь. В этой записи много полезной информации из первых рук. Участники беседы: Дмитрий Ливанов — министр образования и науки, Н. Д. Солженицына и С. В. Волков. Возможно, кто-то изменит отношение к предстоящему сочинению и посмотрит на него как на ещё одну возможность или даже этап личностного роста.

А теперь попробуем… нет, угадывать темы - пустое дело. Попробую помочь вам в отборе литературного материала. Для этого посмотрим, находят ли отражение понятий время, дом, путь, любовь в литературе.


Время

«Ход времени в русской литературе»
Подумайте на тем, как течёт время для литературных героев. Ощущение времени героями. Время субъективное и объективное. Отражение человека и его времени, героя и эпохи в литературе. Время на войне.

А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», «Портрет»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
М. А. Булкаков «Мастер и Маргарита»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»

Р. Сенчин «Зона затопления»

«Времена не выбирают»
Мы не выбираем времени: каждому уготовано своё. Во времена любых исторических коллизий люди жили, оставаясь людьми. Как остаться человеком в любое время?


Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»
Р. Сенчин «Нубук», «Зона затопления»

«Путешествие во времени»
Исторические романы переносят нас в другое время. История, черты и приметы времени: прошлое и настоящее в литературе. .

А. Н. Толстой «Пётр первый»

В. Г. Ян «Чингиз-хан», «Батый»
Е. Г. Водолазкин «Лавр»
Вальтер Скотт «Айвенго»

«Время в антиутопии»
Черты и приметы времени в антиутопии. Время реальное и воображаемое. Человек и время в эпоху тоталитаризма.

Е. И. Замятин «Мы»
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»

«Приметы времени в русской литературе»
Как о времени рассказывают писатели. Произведение литературы как портрет времени. Век XVIII, век XIX, век XX в произведениях русских писателей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»


А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гросман «Жизнь и судьба»

В. М. Шукшин Рассказы
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
Р. Сенчин «Зона затопления», «Нубук»

«Книги на все времена»
Требования времени, проверка временем... Что есть в книгах, которые считаются книгами на все времена? Вечное и сиюминутное. Личное и всеобщее.

Русская и зарубежная классика по вашему выбору. Примеры:

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
К. Симонов «Живые и мёртвые»


Дом

«Дома и их обитатели»
Что может рассказать о человеке его дом? Образы домов, вошедшие в историю литературы. Разные люди — разные дома. Материальное и духовное. Человек и место.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков « Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Чего вы хотите?»
Р. Сенчин «Нубук»

«Прекрасные и ужасные дома в русской литературе»
Дом как миропорядок. Устои. Внешние проявления глубинных процессов. Ценное и бесценное в восприятии героев и авторов русской литературы.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Минус»
Р. Сенчин «Нубук»
Р. Сенчин «Вперёд и вверх на севших батарейках»

«Счастье в доме»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» (Лев Толстой). Что общего находим мы в счастливых домах? Что делает дома счастливыми?

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»


«Бездомные»
Каково потерять дом и родных? Оказаться без родного дома уже от рождения? Сироты. Судьбы людей с ограниченными возможностями. Потери и обретения.

Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном»
М. Шолохов «Судьба человека»
В. Закруткин «Матерь человеческая»


«Знаменитые дома: дом в Обухове
переулке»
История дома. Фантастическое и реальное. Мир профессора Преображенского.

М. А. Булгаков «Собачье сердце»

«Знаменитые дома: дом на Садовой»
«Нехорошая квартира» — место событий романа М. Булгакова.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


«Путешествия литературных героев»
Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Идиот»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Встреча в пути»
Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Ревизор»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»

«Витязь на распутье»
Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Сотников»

«Выбор пути»
Молодой человек: становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя.

Н. В. Гоголь «Портрет»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Ги де Мопоссан «Милый друг»


«Путь в никуда»
Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
В. Распутин «Живи и помни»
В. Быков «Сотников»

«Пути и перепутья войны»
Человек на войне — человек в пути. Трудные дороги войны.

К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»


Любовь

«Сила любви»
Способность к любви как характеристика человека.

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Стендаль «Пармская обитель», «Красное и чёрное»

«Ожидание любви»
Любовное томление юности. Порывы души. Боль.

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. В. Иванов «Географ глобус пропил»
А. В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»

«Безответная любовь»
Если на любовь не отвечают? Муки любви для любящего сердца и объекта безответной любви.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
А. Н. Островский «Снегурочка», «Бесприданница»

«Любовь и верность, любовь и измена»
От чувства верности супружескому долгу (Татьяна) до супружеской измены (Анна Каренина) - как русская литература прослеживает трансформацию любви своих героинь. Корысть и бескорыстие. Женская жертвенность. Русские литературные герои в любви.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир».
А. Н. Островский «Гроза».


Год литературы

https://godliteratury.ru/ — это сайт, посвящённый году литературы в России. Здесь можно найти много любопытных фактов, которые можно использовать в качестве исходного материала.

«Человек и книга»
«Круг чтения литературных героев»
«Поэт в России больше, чем поэт»

Что такое ХОРОШО?

О качестве литературного материала сказано и написано довольно много. Повторю своё мнение.

Хорошо писать по произведению, которое вы знаете: читали сами (лучше — недавно) и которое вы действительно помните.

Очень хорошо писать по тексту, который произвёл на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними.

Отлично , если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие.

Прекрасно , если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем.

Великолепно , если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.

Если вы возьмёте на себя труд просмотреть предлагаемый вам список, вы заметите, что есть книги, которые можно использовать как литературную основу для сочинений по любым направлениям. Я во многом опиралась на книги, которые включены в школьную программу, а потому вам знакомы. Возможно, для кого-то здесь будут и новые имена. Читая и перечитывая книги, обдумывайте, как в них отражены понятия время, дом, путь, любовь .

К. Г. Паустовский «Повесть о жизни» (Здесь столько материала для самых разных аргументов, что на всех хватит е ещё останется. Но нет ничего глупее читать Паустовского только ради аргументов!)
С. Д. Довлатов (Что читать? Да всё! Я всё люблю. Берите трехтомник и читайте все подряд)

Что искать в Интернете?

Во всяком случае не готовые сочинения, не шаблоны и схемы.

Поищите отзывы читателей, рецензии специалистов и интервью с авторами книг. Этот материал совсем другого рода. Он позволит существенно поднять уровень вашей собственной работы. Это важно для тех, кто собирается представлять в дальнейшем свою работу в вуз.

Приведу пример. Я рекомендовала здесь повести современного российского писателя Р. Сенчина. Его «Зона затопления» вошла в этом году в шорт-лист самой престижной национальной премии России «Большая книга». Какую информацию об авторе искать?


Публикация в СМИ

В прошлом году мы впервые взяли на себя труд поддержать тех наших посетителей, которые написали хорошие работы.
Ребята присылали работы на проверку, а мы отбирали лучшие из них. Сразу после экзамена сочинения были опубликованы на сайте, а их авторам мы выслали Свидетельства о публикации в СМИ.
Сообщаем, что мы намерены продолжать эту работу и в 2015—2016 учебном году. Можете присылать свои работы. работает.

УДАЧИ ВСЕМ!

Вконтакте

здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?

Что изменяется во взглядах и в нем самом?

К чему он приходит в итоге?

Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.

План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис - «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.

Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни . Это тезис.

Докажем это.

  1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
  2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя - «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
  3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.
  4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании - что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.
  5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!

Заключение

В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить - не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…

Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос - ответ (тезис) - аргументы («подтезисы») - иллюстративный материал из текста.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПУТЬ»

Творческий путь? Путь жизненных исканий? Путь пешехода из пункта А в пункт В? Каких тем ждать в этом тематическом направлении и на что настраиваться? Попробуем разобраться вместе. Здесь нам на помощь приходят создатели итогового сочинения, которые пишут: направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. Вроде бы, всё понятно. Однако давайте обратимся к деталям.

Проанализировав те данные, которыми поделились с нами организаторы сочинения, Андрей Георгиевич Нарушевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова, сформулировал следующий, очень удачный на наш взгляд, список возможных тем в рамках тематического направления «время». Рекомендуем воспользоваться!

  • О чём рассказала дорога.
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Путешествие в будущее.
  • Путешествие в прошлое.
  • Почему тема дороги часто присутствует во многих произведениях литературы?
  • Путешествие по Петербургу Ф. М. Достоевского.
  • Прогулки по булгаковской Москве.
  • Путешествие по Росси с литературным героем (героями).
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Как достичь цели своей жизни?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • Как противостоять ударам судьбы?
  • Подлинные и мнимые ценности в жизни человека.
  • Всегда ли цель оправдывает средства?
  • Проблема ложной цели в жизни.
  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский).
  • «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех…» (Н. Фёдоров).
  • Поиски нравственного идеала в литературе.

Рекомендуем, но ни в коем случае не утверждаем, что именно одна из этих тем станет «вашей» на итоговом сочинении! Напоминаем, что темы составляются для каждого региона России индивидуально и станут известны только в день написания итогового сочинения. Тогда зачем нам этот список? Прочитайте его внимательно еще раз. Не правда ли, темы здесь можно разделить на три основных блока: «Путь поиска, познания, духовных исканий» и «Путешествие, странствие». Но путь в любом случае останется центральным понятием той или иной темы, а значит, мы можем сделать некоторые заготовки еще перед сочинением. Мы можем подготовить чуть ли не самую значимую часть сочинения - так называемые «сильные места текста».

Что такое «сильные места текста»? Это те фрагменты текста, которые привлекают особое внимание читателя и могут произвести на него особенно сильное впечатление. «Сильными» традиционно считают эпиграф, заголовок, вступление и заключение. Две из этих четырех позиций мы запросто можем подготовить заранее.

В качестве эпиграфа к своему сочинению вы можете использовать короткую фразу, которая бы гармонировала с выбранной вами темой. Это может быть пословица или афористическое высказывание. Существует множество сайтов с тематическими подборками пословиц и афоризмов на любую тему. Выберите десять-двенадцать понравившихся (желательно, разных по смыслу), запомните и спокойно используйте на сочинении. Кстати, афористическое высказывание также может послужить элементом вступления, аргументом или удачно завершить ваше сочинение. Приведем здесь несколько афоризмов о пути.

  • Теряются только те, кому есть, куда идти. (Карлос Руис Сафон)
  • Не хвались, собравшись идти, а хвались на обратном пути. (Индийская пословица)
  • Самый короткий путь — иногда самый долгий. (Нил Гейман).
  • ... Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них. (Библия. Ветхий завет)
  • Я иду медленно, но зато я никогда не двигаюсь назад. (Авраам Линкольн)
  • Говорят, что самая трудная часть пути — это первый шаг.
  • Есть пути, которые должны быть пройдены с чистыми руками и своею волею. (Николай Рерих).
  • А между тем ведь все идут к одному и тому же, по крайней мере, все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами. (Федор Михайлович Достоевский)
  • Есть много дорог, которые ведут к вершине. Но пейзаж остается неизменным. (Китайская пословица)
  • Как во всякой хорошей истории о Пути, ключ приходит прежде знания о том, как им воспользоваться. (Макс Фрай)
  • У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден. (Морихэй Уэсиба)

Мы уже говорили о разновидностях вступления, вспоминали и об историческом, и о биографическом, и об аналитическом, и о многих других. Создавая итоговое сочинение, вы можете воспользоваться любым видом вступления, однако тем, кто хочет действовать наверняка и подготовить вступление заранее, рекомендуем воспользоваться вступлением лирическим. Те, кто знают, о чем мы, могут возразить: ведь лирическое вступление часто называют «высшим пилотажем», формой работы, которая доступна только «пишущим». Да, наверное, если речь идет о необходимости написать такое вступление «в режиме онлайн», прямо здесь и сейчас. А когда спешить не надо и есть возможность сделать заготовку, эта форма вступления доступна для каждого. А еще такое вступление писать интересно и приятно.

Воспользуйтесь методом, который пригодится, когда необходимо создать текст в жанре эссе. Если не пользоваться длинными скучными определениями, то эссе можно назвать сочинением в свободной форме, которое включает в себя мысли и чувства автора. Попытайтесь ответить на вопрос, чем же путь, дорога является именно для вас. Уделите внимание деталям, ощущениям. Здесь вы можете совмещать возвышенные определения и бытовые мелочи. Можете для начала попрактиковаться таким образом: придумайте десять предложений, которые начинались бы с фразы «Путь - это». Предложения могут получиться самыми разными, например:

  • Путь - это смысл жизни любого человека
  • Путь может быть простым или сложным, но каждый должен пройти его с достоинством
  • Путь - это приключение
  • Путь - это запах железной дороги

Когда у вас наберется достаточное количество предложений из них, сочетая их по собственному усмотрению (представьте, что перед вами конструктор), вы сможете составить даже не одно, а несколько лирических вступлений, которыми легко сможете воспользоваться при создании итогового сочинения.

И последнее. Какими произведениями можно воспользоваться, если вы собираетесь в своем сочинении раскрывать тему пути? Приведем несколько примеров:

  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Здесь путь - это и первое большое путешествие Петруши Гринева из дома на службу, и жизненный путь главных героев, будь то сам Петр, Маша Миронова или Емельян Пугачев.
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Здесь, конечно же, речь пойдет о пути духовных исканий главного героя, Родиона Раскольникова - от чудовищной теории и убийства до раскаяния и обретения внутренней гармонии.
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Каждый герой проходит собственный путь, но особенно интересно будет посмотреть на путь духовных исканий Понтия Пилата, на то, как его путь земной, особенно тяжкий, почти невыносимый в конце, сменяется путем вечным.
  • «Мертвые души». Н.В. Гоголь отправляет своего главного героя, Чичикова, в путешествие по России. Путешествуя, он встречает самых разных персонажей, попадает в самые разные «декорации». Из этих образов читатель может составить портрет России, современной писателю и вечной. Недаром Гоголь заканчивает свою поэму известнейшим лирическим отступлением: «Русь, кудa ж несешься ты? Дaй ответ. Не дaет ответa. Чудным звоном зaливaется колокольчик; гремит и стaновится ветром рaзорвaнный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть нa земли, и, косясь, посторaнивaются и дaют ей дорогу другие нaроды и госудaрствa».
  • Лирика. О дороге и жизненном пути писали практически все классики русской литературы. Здесь ваш выбор безграничен, а процесс поиска нужных стихотворений может оказаться весьма увлекательным.

Здесь мы привели примеры классики отечественной литературы. Однако помните, что использовать на сочинении вы можете примеры и из литературы современной. Также вы можете использовать в качестве аргументов и произведения зарубежных авторов.

Вдохновляйтесь! И не бойтесь сочинения: это отличный повод поразмыслить о важном, проявить себя и открыть в себе новые таланты;)

О.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург