Сколько денег у джоан роулинг. Джоан роулинг заработала больше всех

  • 25.06.2019

Приключения мальчика-волшебника стали вторыми, после Библии, самыми продаваемыми книгами. Серия романов об учебе в Хогвартсе выпущена полумиллиардным тиражом и переведена на 70 языков.

В 2004 г-жа Роулинг была названа самой богатой женщиной Великобритании, а в 2011 стала единственной писательницей, заработавшей литераторством свыше 1 млрд.$.

Хотя в 2012 Forbes исключил романистку из списка миллиардеров из-за широкой филантропической деятельности и высоких налогов, она продолжает оставаться наиболее высокооплачиваемым в мире литератором.

На ноябрь 2018 Forbes насчитывает у нее 54 млн.$, а в списке «Celebrity 100 – 2018» отводит ей №42.

В личном Твиттере романистка скромно указала лишь один вид деятельности – «писательница». Мы дополним ее трудовую характеристику, ведь Роулинг еще продюсер и сценарист.

Биография Джоан Роулинг просится на экран или книжные страницы, настолько напоминает сказку о Золушке. Было время, когда ее спутниками жизни являлись нищета, одиночество и диагноз «депрессия, со склонностями к суициду». Какое же заклинание следует произнести, чтобы трансформировать отчаяние в веру, а бедность – в богатство? Секрет успеха Джоан Роулинг заключается не в наличии волшебной палочки, а в ее целеустремленном характере.

История знакомства родителей будущей писательницы весьма романтична. Оба лондонцы, Питер Джеймс Роулинг и Энн Волант встретились в 1964 в поезде, следующем с вокзала King’s Cross в Шотландию. Молодые люди направлялись в места дислокации Королевского военно-морского флота. Когда в дороге девушка замерзла, Питер галантно предложил ей свое пальто. Их свадьба состоялась около года спустя 14.03.65, молодоженам исполнилось по 20.

Джеймс Роулинг и Энн Волант, родители Джоан Роулинг

Станция Кингс Кросс впоследствии станет у Роулинг ключевой локацией волшебного мира, отправной точкой, открывающей ворота в мир магии. Теперь на вокзале чудесная фотозона, где каждый может попробовать проникнуть на платформу 9 3/4. Немало знаковых сцен романов разворачивается именно в этой локации.

Актеры Джуд Лоу и Эдвард Редмэйн, снявшиеся в приквеллах фильмов о Гарри Поттере – “Фантастических тварях“

Поженившись, Роулинги перебираются в Южный Глостершир в Йет (Yate), городок с населением чуть более 20 тыс. людей. Глава семьи трудился авиационным инженером Rolls Royce в Бристоле, Энн работала научным специалистом.

31.07.1965 на свет появляется Джоан (Joanne Rowling). Домашние называли ее «Джо» (Jo), «Джоан» ее называли лишь когда сердились. Менее 2 лет спустя, 28.06.1967 у пары рождается вторая дочка Диана (Dianne). Вскоре Роулинги переезжают в Уинтерборн (Winterbourne), а когда Джо исполнилось 9, отправляются в Татсхилл (Tutshill) вблизи Чепстоу, юго-восток Уэльса. Вот такая география перемещений юной Джо.

Г-жа Роулинг с удовольствием читала дочкам сказки на ночь.

Среди любимых детских книг Джо – «Мышь с острова Мэн» Пола Гэллико, «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса и «Белая лошадка» Элизабет Гоудж.

Джо не только слушала сказки, но и сама их сочиняла и читала младшей сестренке. Первой стала история о мистере Кролике, которую девочка написала в 6-летнем возрасте, тогда же она решает стать писательницей. В 11 Джо пишет первое произведение посерьезней – роман про 7 проклятых бриллиантов и их владельцев.

На фото – похожие между собой сестры Роулинг.

Джо росла книжным ребенком: «Я была книжным червем, в придачу к очкам и веснушкам». Многих знаменитостей можно назвать завзятыми книгочеями, это и , и .

Повлияла на Джо в подростковом возрасте и автобиография правозащитницы Джессики Митфорд «Отцы и повстанцы» (Hons and Rebels), которую ей подарила тетя. Роулинг признается, что с 14 лет смелая Джессика становится ее героиней.

Учеба в школе: совсем не Хогвартс

Школьные годы подарят Джоан много ярких прототипов будущей истории.

Директор начальной школы в Татшиле St Michael’s Primary School Альфред Данн (Alfred Dunn) вдохновит ее на создание образа мудрого Альбуса Дамблдора. Любознательную Гермиону Грейнджер писательница списала с себя 11-летней. В старших классах Роулинг, как и Гермиона, будет старостой.

Гермиона Грейнджер, чей образ на киноэкранах воплотила актриса Эмма Уотсон

Прототипом летающего авто из 2-й книги о Гарри Поттере станет бирюзовый «Форд» Шона Харриса, ее друга в старших классах. Так что первая летающая машина – вовсе не Tesla Roadster, запущенная в Космос , а выдуманная Джоан Роулинг непослушная легковушка)

Старшая школа Wyedean School and College, которую посещала Джо, в Википедии гордо указывает имя знаменитой ученицы. Здесь же работала научным сотрудником и мать Джо.

Здание школы Wyedean School and College, где училась будущая писательница

У Джоан возникает недопонимание с одной из преподавательниц, которая делила класс на «умников» и «дураков», причем территориально. Джо доставалась последняя парта, место для глупышей. Но были и учителя, которых литераторша вспоминает с удовольствием: те зачитывали всему классу ее сочинения и вдохновляли продолжать писать.

Любимыми предметами Джо были язык и литература, английские, разумеется. Steve Eddy, учитель английского, вспоминает ученицу как «неисключительную, но неплохо владеющую английским языком».

В старших классах Роулинг брала уровень обучения по English, French и German на уровне A-levels (степень квалификации школьного предмета), в итоге достигнув двух As и B – не максимума, но хорошего результата.

Когда девочке было 15, жизнь омрачилась страшным диагнозом, поставленным матери – «рассеянный склероз». На тот момент Энн Роулинг исполнилось 35 лет.

Учеба в университете

В 1982 Роулинг после неудачной попытки стать студенткой Oxford University, успешно поступает на филфак Эксетерского университета (University of Exeter). На своей специальности French and Classics, помимо французского языка, Роулинг изучала древнеримскую и древнегреческую литературу.

В программу курса входил год обучения в Париже, там студентка делила квартиру с итальянцем, русским и испанцем. Резюмируя пребывание в столице Франции, Джо отметила: «Это один из самых любимых городов на земле».

Писательница сознается, что не напрягалась в учебе, предпочитая зачитываться Диккенсом и Толкиным. За просроченные книги из студенческой библиотеки ей пришлось заплатить штраф в 50£.

С дипломом бакалавра на руках, Роулинг покидает Альма-матер в 1986.

Вдохновляющая работа

Свежеиспеченная выпускница переезжает в Лондон. В столице она меняет нескольких работодателей, пока не устраивается в Международную амнистию (Amnesty International), где работает до 1990 двуязычным секретарем. Организация защищала права человека во франкоязычных странах Африки. Сидя в маленьком кабинете, Джоан читала торопливо написанные письма, в которых люди, рискующие своей свободой, информировали о том, как ущемляет права человека тоталитарный режим. Возможность сделать свой вклад для защиты обиженных Джоан называет одним из наиболее вдохновляющих событий.

Поттер. Гарри Поттер: мальчик родился в поезде

Джо впервые влюбляется, решает уволиться и вместе с парнем переехать в Манчестер. Именно в поезде из Манчестера в Лондон, который из-за неполадок остановили на 4 часа, к Джоан приходит образ мальчугана-сироты, в нелепых очках и с магическими способностями, о которых он не догадывается. Юного волшебника Джо нарекла Гарри Поттером: имя Гарри ей всегда нравилось, а фамилию «Поттер» носил друг детства. В тот же день Джо начала писать первые главы.

Не удивительно, что много захватывающих сюжетных поворотов и ярких диалогов разворачиваются у Роулинг в поезде.

Один Хогвартский экспресс чего стоит!

Писательница поделилась с Гарри днем своего рождения: «мальчик, который выжил» родился в тот же день, что и Джоан.

Неволшебные годы: 1990-1997

С момента возникновения образа Гарри Поттера до публикации первой книги проходит 7 лет. Это был сложный для писательницы период.

Смерть матери

В последний раз Джо виделась с матерью незадолго до Рождества. 30.12.1990 45-летняя Энн Роулинг скончалась от «рассеянного склероза». Трагическая утрата очень повлияла на Роулинг: в первой книге, описывая переживания Гарри, она изложила собственные ощущения потери родного человека. В 2006 репортерам The Telegraph автор призналась, что смерть, страх смерти – лейтмотив сюжета: положительный герой переживает смерть родителей, а главный злодей обладает навязчивой идеей победить смерть.

«Десять очков Гриффиндору!»

Почему одни книги становятся бестселлерами, а другие нет? Понять феномен Гарри Поттера пытаются сотни литературных критиков, блогеров да и простых читателей. Когда The New York Times поручил лауреатке Букеровской премии Антонии Байетт написать об успехе Поттера, та резюмировала: «Мир г-жи Роулинг – вторичный, собранный из интеллектуальной мозаики производных мотивов всех видов детской литературы. История написана для людей, чьи творческие жизни ограничиваются мультиками, мыльными операми и реалити-шоу».

Однако с ее мнением не согласны миллионы читателей. Детвора, да и взрослое поколение, узнает в Гарри и его друзьях самих себя. Несправедливость преподавателей, скучные и сложные предметы, любимчики учителей и изгои класса – с этими понятиями сталкиваются все школьники. Юные читатели растут вместе с героями, каждая следующая книга описывает новый учебный год в школе чародейства и волшебства.

Гарри лишен глобальных пороков и глобальных достоинств, в обычной жизни на него не обратишь внимания: плохо видящий, добрый и спокойный мальчик.

Наш мир переполнен образами ярких экстравертов (книги, мультики, кино, реклама), которые легко расталкивают конкурентов локтями («быстрее, выше, сильнее!»). Мягкость и неагрессивность Поттера, его толерантность к «чудакам» (Невилл, Луна), а временами и рефлексия (вспомним, его «подготовку» к турниру Трех Волшебников»), раскрываются – о чудо! – не как пороки, а как достоинства. Кстати, умение услышать чужую точку мнения, общаться с разными людьми, находить компромиссы сыграют ключевую роль в 21 веке – о чем свидетельствуют рейтинги востребованных в будущем навыков.

Маленьким читателям нравится верить, что они тоже могут стать победителями, оставаясь самими собой. На этом построена и привлекательность еще одного образа, созданного Роулинг – застенчивого Ньюта Саламандера (Скамандера).

Некоторые читатели не одобряют «одомашненного» Гарри Поттера, каким он показан в эпилоге 7 книги. Сама Роулинг заявляет, что настоящий герой для нее тот, кто может вернуться к мирной жизни и ценить ее нехитрые радости, позабыв про баррикады.

На 2018 Джоан Роулинг написала пять книг для взрослой аудитории:

1 роман «Случайная вакансия» (2012), по мотивам которого BBC выпустило одноименный телесериал (2015).

2 книги о частном детективе Корморане Страйке (их планируется больше 7 шт). Первые три романа возглавили рейтинги бестселлеров. BBC адаптировала книги в телесериале «Strike» (2017-2018):

  • Зов кукушки (2013)
  • Шелкопряд (2014)
  • На службе зла (2015)
  • Смертельная белизна (2018)

Романы в жанре crime fiction писательница публикует под мужским псевдонимом Роберт Гэлбрейт (Robert Galbraith), объясняя: «Я хотела дистанцироваться от «мамы Гарри Поттера» как можно дальше». Автор признается, что в детстве ей хотелось, чтобы ее звали «Элла Гэлбрейт». Роулинг и сама любит почитывать детективы авторства Агаты Кристи, Рут Ренделл, Марджери Аллингем.

Тщетно романистка хотела скрыться под новым именем, тщетно издатель сочинял Гэлбрейту биографию: «бывший следователь королевской военной полиции». Писатель и журналист India Knight, работавший в The Sunday Times, узнал, что у Роулинг и Гэлбрейта одни и те же редактор и лит.агент. Лингвистический анализ подтвердил сходство текстов Джоан и Роберта. После открытия авторства, спрос на книги возрос на 4000%. Писательница объявила, что роялти от массового роста продаж пожертвует в БФ.

На вопрос, как писательнице удается выдавать идеи в двух разных вымышленных мирах (Wizarding World Гарри Поттера и Cormoran Strike), Роулинг заверяет, что не имеет с этим проблем:

«Я представляю вымышленные миры как разные комнаты, к которым есть доступ. Эти миры занимают дискретные места в голове, как только я снова вхожу в один из них, персонажи так же полны реальности, как когда я их оставила».

Личная жизнь: счастлива с бородатым «Гарри Поттером»

Джоан Роулинг – мама троих детей, дочери от первого брака, и сына и дочки от второго. Писательница счастлива во втором замужестве.

Когда она начала встречаться с Нейлом Мюрреем (Neil Murray), шотландским анестезиологом, СМИ комментировали: «у Джо приятель, смахивающий на Гарри Поттера». Ее муж, если и напоминает мальчика-волшебника, то только очками. Сменив очки на солнцезащитные и отрастив бороду, Нейл вовсе перестает быть похожим на Поттера, и правильно делает, ведь Джоан не могла ответить иначе на его предложение, кроме как: «у тебя есть борода – я скажу тебе «да»!

Г-н Мюррей младше Джоан на 6 лет (родился 30 июня 1971), их бракосочетание состоялось 26 декабря 2001. На церемонии присутствовали только близкие, свадьбу сыграли в ее доме на берегу реки Тей, усадьбе XIX века Killiechassie House, Шотландия. Кроме этого особняка, Джоан владеет домом за 4,5 млн. £ в районе Кенсингтон на западе Лондона.

Писательница сменила девичью фамилию, и личные дела подписывает «Джоан Мюррей».

24.03.2003 у пары появляется сын Дэвид (David Gordon Rowling Murray). В первом интервью после рождения наследника, писательница призналась, что теперь, когда рядом любящий муж и любимые дети, по-настоящему счастлива.

23.01.2005 у супругов Мюррей рождается дочь Маккензи (Mackenzie Jean Rowling Murray).

Сейчас Нейл отказался от врачебной практики и помогает супруге в поездках и издательских делах.

Т ворческий процесс: чай+Чайковский

  • раньше любила писать в кафе, но теперь популярность не дает ей сочинять в точках общепита. Любимым местом для сочинительства называет небольшой домик в собственном саду
  • тексты пишет ручкой на бумаге, после чего перепечатывает и направляет рукопись издательству. Когда записать идею не на чем, годится любой мало-мальски подходящий предмет: салфетка или чек. К примеру, имена хогвартских факультетов, пришедших во время авиаперелета, писательница зафиксировала на бумажном пакете.

  • начала писать книги о Гарри Поттере, слушая лирические концерты П.И. Чайковского. Музыка композитора продолжает вдохновлять на сочинительство, равно как и классические произведения других авторов
  • «кто рано встает, тому Бог подает»: с 9 утра до 15-00 может проработать без большого перерыва. За это время поглощает 8-9 кружек чая и перекусывает попкорном. Называя себя «неуклюжей», Роулинг не держит под рукой еду, которая может испортить клавиатуру.

Портрет писательницы: «Филантроп, лейбористка, отшельница, наконец, просто красавица!»

Филантроп: да будет свет!

Роулинг неспроста исключили из списка миллиардеров: романистка щедро финансирует близкие ей направления, отдавая миллионы одиноким родителям, обездоленным детям и центрам по лечению рассеянного склероза.

В 2000 Роулинг создала БФ Volant Charitable Trust («Волант» – девичья фамилия матери), который занимается поддержкой женщин, детей и подростков, испытывающих социальные лишения.

В 2005 писательница основала БФ Lumos («Люмос» – заклинание из мира Гарри Поттера, создающее источник света), помогающий умственно отсталым детям в бедных европейских странах. В 2017 организация нашла любящие семьи для 599 детей.

В 2006 Роулинг дотировала Anne Rowling Regenerative Neurology Clinic, новую клинику регенеративной медицины в Эдинбургском университете, позже названную в честь ее матери.

В прошлом мать-одиночка, Джоан возглавляет БФ Gingerbread («Имбирный пряник»), помогающий одиноким родителям.

Фонду Comic Relief досталось 12 млн.£ – 80% прибыли от продаж «Фантастические твари и где они обитают» и «Квидичч: с древности до наших дней».

В 2009 аукционным лотом стал стул Джоан Роулинг, который она собственноручно разрисовала и подписала «я написала Гарри Поттера, сидя на этом стуле». Стул приобрели за 29 тыс.$, деньги также пошли на благотворительность.

Лейбористка

В 2008 она профинансировала 1млн.£ Лейбористской партии и открыто поддержала политику премьер-министра Гордона Брауна в отношении борьбы с детской бедностью.

В 2014, год проведения референдума о независимости Шотландии, Роулинг внесла 1млн.£ на кампанию Better Together, выступавшей против независимости. Некоторых шотландских националистов Роулинг сравнила с Пожирателями Смерти, темных волшебников из Гарри Поттера, презирающих «нечистокровных».

Отшельница

Называя себя «тонкокожей», Роулинг не часто дает интервью. На 2011 у Джо было порядка 50 исков против представителей прессы: таблоиды то публиковали без спроса ее фото с дочкой на пляже, то писали небылицы о личной жизни, то не правильно считали гонорары.

В «черном списке СМИ» на первом месте Daily Mail, которое взяло интервью у ее первого муженька. Непростые взаимоотношения с журналистами нашли воплощение в образе Риты Скитер, сотруднице желтой прессы, с которой читатель впервые знакомится на страницах «ГП и Кубок огня».

Популярность и внимание СМИ не позволяют теперь Роулинг наслаждаться простыми радостями жизни: посидеть в кафе, пройтись по магазинам. Даже свадьбу она устроила у себя дома, чтобы избежать назойливого внимания репортеров. Оберегать свое личное пространство – адекватная практика для писательницы, подвергающейся повышенному вниманию и постоянной критике. Имеются в виду не недовольные фанаты, нашедшие «неканон» в очередном спин-оффе. Творчество Роулинг не одобряет Церковь, в некоторых штатах Америки ее книги сжигались из-за «призывов к колдовству». «До сих пор ни один ребенок не говорил мне, что после прочтения «Гарри Поттера» решил посвятить себя оккультизму», – делится Роулинг.

Роулинг – христианка, в юном возрасте воспитывалась вАнгликанской церкви Church of England, а позже примкнула к Шотландской конгрегации Church of Scotland congregation.

Во всех ты, душенька, нарядах хороша»

Джоан словно сошла со страниц английских романов: на фото она элегантна, утонченна и сдержанна.

Писательница не боится выкладывать в сеть селфи и они вполне конкурентоспособны с ее профессиональными снимками.

Благодаря Твиттеру, можно увидеть и любимого песика писательницы по кличке Bronte.

Однако снимки в стиле «family look» писательница в Твиттер не постит и не выносит «сор из избы». Может, там и вправду все чисто?

Влияние на культуру

Влияние книг Джоан Роулинг сложно переоценить, существует даже специальный термин «поттеромания» – социальное явление, характеризующее увлеченных миром ГП людей.

На мальчика-мага есть отсылки в книгах и кино: вспомним ленту «Дьявол носит », где главная героиня сбивается с ног в поисках новой рукописи Роулинг.

Поклонники пишут по мотивам мира фанфики, дизайнеры оформляют интерьеры в стиле Гарри Поттера, креативщики выдумывают квесты, программисты разрабатывают компьютерные игры по мотивам мира, сочиняются мемы и демотиваторы. Фантазийный мир притягивает, будоражит, вызывает желание творить (и зарабатывать на нем) у тысяч людей.

Хогвартское сочетание цветов и атрибутика находят воплощение в дизайне интерьеров

Крупные организации также не избежали влияния поттер-мира: в офисе «Амазон» существует комната «Гарри Поттера», а в Google – зал для отдыха в этом стиле.

Зал отдыха в компании Google, выполненный в стиле “Мира Гарри Поттера”

В 2018 в терминалах аэропорта Сингапура установили стилизованные под мир Гарри Поттера рождественские декорации, которые обещают не убирать до февраля 2019.

А в октябре 2018 в Лондоне в рамках Инициативы городского искусства у собора Св. Павла открыта инсталляция: 9 волшебных палочек высотой 4,5 м. Арт-объект, созданный для привлечения внимания к БФ Роулинг «Люмос», будет действовать до 18 февраля.

Площадь у собора Св.Павла в Лондоне до февраля 2019 дополнительно освещается волшебными палочками

После релиза серии книг в Великобритании увеличилось число детей, желающих учиться в пансионах и школах-интернатах. Спрос на закрытые обучающие заведения, десятилетиями имевших недобор, назвали «эффектом Гарри Поттера».

На историях про юного мага со шрамом-молнией на лбу выросли поколения.

Роулинг смогла привлечь к книгам юных читателей, окруженных смартфонами, планшетами и компьютерами. Детвора зачитывается ее романами по ночам, а ведь книги даже без картинок!

Ее произведения изменили привычки чтения по всему миру. С ее помощью фраза «книга – лучший подарок» превратилась из ироничной в правдивую! Что может быть удивительнее и волшебнее?

Видео на десерт: 10 особняков, которые не хотят покупать даже за копейки

Джоан Роулинг– не только знаменитая британская писательница и создатель Гарри Поттера. Она – известный благотворитель, поддерживает многочисленные организации, в том числе собственный фонд Люмос». Четыре года назад Роулинг даже исключили из списка миллиардеров по версии Forbes, она отдала нуждающимся порядка $160 млн, что составляет 16% от суммы состояния писательницы.

В 2005 году Роулинг основала собственный фонд Lumos , цель которого – помощь детям-сиротам.

На вопрос, почему детям-сиротам, Роулинг ответила в интервью The Sunday Times: «Я увидела фотографию мальчика в маленькой кроватке с решеткой и лишилась дара речи. Та картинка меня тронула так сильно, потому что нет никого беззащитнее ребенка, возможно, с особенностями психическими или физическими, который лишился семьи. Я вдруг осознала, насколько это большая проблема, — и тогда все началось».

Впрочем, тема сирот занимала Джоан Роулинг всегда, ведь главный герой ее книг – юный волшебник Гарри Поттер – тоже сирота, он остался без родителей в младенчестве. А Lumos – одно из заклинаний в книге, оно зажигает огонек света на конце палочки.

О работе своего фонда и помощи сиротам Роулинг дала большое интервью известной британской теле- и радиоведущей Лорен Лаверн. Во время интервью шла трансляция в Facebook, и у слушателей была возможность задать свои вопросы писательнице.

«Филантроп» публикует разговор Лорен Лаверн с Джоан Роулинг, в котором Роулинг рассказывает, почему никогда не отвечает на электронную почту, чем отличаются проблемы волшебников и людей и можно ли помочь всем детям-сиротам в мире.

О фонде «Люмос»

Благотворительный фонд Джоан Роулинг Lumos был создан в 2005 году, вначале он назывался Children’s High Level Group, а в 2010 году был переименован в Lumos – это одно из заклинаний в книгах про Гарри Поттера. Фонд поставил перед собой цель добиться, чтобы ни один ребенок не оставался в детском доме: к 2030 году - в Европе, к 2050 году – во всем мире. Фонд продвигает идею «деинституционализации», которая предусматривает возвращение детей из учреждений в семьи и перенаправление средств, предназначенных для создания детских домов, на поддержку общественных центров, помогающих семьям.

Фонд сотрудничает с правительствами различных стран и международными организациями, настаивает на внесении изменений в законодательство, проводит обучение специалистов, консультирует госучреждения.

За 6 лет Lumos подготовил 27 тысяч специалистов. У фонда есть большие программы в Молдавии, в Болгарии, в Чехии, а также в Греции, в Сербии и на Украине. Фонд консультирует государственные учреждения в Японии и в Малайзии. Существует американское отделение Lumos, которое ведет программы в том числе на Гаити, скоро организация начнет работу в Латинской Америке и странах Карибского бассейна.

В этом году фонд начал работать в России, так, программа фонда «КАФ» «Семья для ребенка» создана совместно с Lumos. Это программа подготовки специалистов по устройству детей из учреждений в семьи.

Фонд существует во многом благодаря сборам от продажи книг Дж. К. Роулинг. Кроме того, у фонда есть частные жертвователи и программа сбора массовых пожертвований. Так, фонд продает футболки через интернет.

Джоан Роулинг оплачивает полностью все административные расходы фонда, поэтому все собранные средства идут на поддержку программ Lumos.

— Какой невероятно насыщенный для вас год! Конечно же, в первую очередь это театральная постановка. У вас несколько месяцев идет спектакль «Гарри Поттер и Проклятое дитя», который получил восторженные отзывы зрителей, а опубликованный сценарий пьесы стал бестселлером номер один. 18 ноября на экраны вышел фильм «Фантастические твари и где они обитают» по вашему сценарию, и, конечно же, стоит упомянуть роман «На службе зла»- еще один бестселлер под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Книга в этом году вышла в мягкой обложке. Как же вам удается все это успевать?

— Меня поддерживает моя семья, и еще я не никогда не отвечаю на сообщения электронной почты.

Я поняла, что жизнь становится намного проще, если забываешь о вещах, которые, в общем, обязан делать. Это очень раздражает окружающих, но приоритеты для меня — это писательская жизнь, «Люмос» и мои дети. В этом списке дети обычно идут первыми, в зависимости от того, как они себя ведут.

Прошло уже почти 10 лет после выхода последней книги о Гарри Поттере. Каково это, снова погрузиться в мир волшебства с новым фильмом «Фантастические твари»?

— 2016 год — по-настоящему волшебный, потому что я действительно отстранилась — не до конца, конечно; совсем от Гарри Поттера отстраниться я не могу. Но я не вспоминала о нем целых 6 или 7 лет, и за это время написала «Случайную вакансию» и первую книгу под псевдонимом Гэлбрейт. Я написала еще несколько произведений, которые, скорее всего, рано или поздно выйдут в свет, так что у меня был действительно серьезный перерыв, но глубоко внутри я всегда знала, что «Фантастические твари» будут обязательно. А Гарри Поттер… он сам по себе притягивает, потому что фанаты до сих пор настолько полны энтузиазма, настолько увлечены его историей. Я не думаю, что когда-нибудь оставлю Гарри Поттера навсегда, и, честно говоря, мне этого не хочется.

— Получается, вы можете вернуться к нему в любой момент?

— Множество детей и взрослых сейчас просто в восторге от того, что вы вернулись в мир волшебства, и многие говорят — даже я слышала это от своих друзей, но вам-то, конечно же, об этом говорят постоянно, — что именно книги о Гарри Поттере привили их детям любовь к чтению.

— Я всегда говорю одно и то же — и, поверьте, говорю это совершенно искренне. Для меня такие слова — действительно лучшая оценка моей работы. Люди мне рассказывают: «Сначала я читал книги ребенку, потом он сам их читал, потом мы вместе в полночь стояли в очереди, ну а потом мы уже просто купили каждую в нескольких экземплярах, чтобы не ссориться из-за книг». Конечно, мне на руку каждая проданная копия — но дело не в этом; мне просто безумно приятно это слышать.

Кроме того, для меня лично очень важно еще одно явление, которое я прекрасно понимаю. Я знаю, что книги, пропитанные моими личными переживаниями в моменты, например, боли и утраты, значат очень много для читателей, которые переживают непростые времена. Особенно от молодых людей — да и не только — я очень часто слышу, что мои книги стали для них отдушиной, Хогвартс — надежным пристанищем, а герои — настоящей семьей. Все это очень много значит для меня.

— Вот, собственно говоря, мы и подошли к главной теме сегодняшнего разговора — значимость и важность семьи для человека. Ведь одна из основных, ключевых задач фонда «Люмос»- поддержка семей во всем мире.

— Это ключевой момент. Все исследования за последние 80 лет свидетельствуют о том, что постоянная любовь и забота значимого взрослого — основа нормального развития ребенка, развития психологического, эмоционального и даже физического.

Это совершенно не значит, что вы должны обязательно быть идеальной рекламной семьей, в которой в среднем 2,2 ребенка, — просто вам в буквальном смысле слова нужны личностные, индивидуальные взаимоотношения на основе любви. Обычно их может дать вам собственная семья, иногда — новая другая.

Но мы знаем, что сегодня около 8 миллионов детей в мире находятся в сиротских учреждениях, причем известно, что порядка 80 % из них — не сироты.

Мне кажется, это очень неожиданный факт. На самом деле, многим будет трудно изменить свое восприятие и поверить в то, что большинство детей в детских домах — не сироты.

Это можно понять, ведь они еще называются «сиротскими приютами», что же вы еще должны были думать? Мы уже, кажется, просто исходим из этой культурной предпосылки, хотя логики в этом мало — ведь большинство из присутствующих сегодня в зале выросли в достаточно благополучных странах, и мы знаем, что у нас подобных учреждений больше нет, вот о чем речь. Но исходя из нашей культурной традиции, мы привыкли считать, что приют — это место для ребенка, которому просто некуда больше пойти. К сожалению, эта традиция очень далека от реальности. Сегодня, благодаря многочисленным исследованиям, мы точно знаем, что подобные учреждения — самое неподходящее место для ребенка.

Я видела грудных детей, которые научились не плакать, встречалась с малышами, готовыми идти ко мне на руки, несмотря на то, что они видели меня первый раз в жизни: любой, кто хоть раз имел дело с маленькими детьми, понимает, что они все запрограммированы на любовь, на поиск любви. Когда ребенок плачет, он совсем не обязательно голоден: он плачет, потому что хочет заботы. Такие дети особенно уязвимы, у них серьезные проблемы с формированием привязанности. В нашем фильме есть ссылка на российское исследование, согласно которому, по сравнению со сверстниками, у детей, покидающих сиротские учреждения по достижении 18-летия, в 10 раз выше вероятность вовлечения в проституцию, в 50 раз выше вероятность наличия прошлого опыта криминальной деятельности и в 500 раз выше вероятность суицида. В 500 раз. Это масштабная трагедия, о которой никто не говорит.

Гарри Поттер, герой книг Роулинг, сирота

— Конечно, любому родителю очевидно, что если с ними что-нибудь случится, детский дом должен быть самым последним вариантом. Любой предпочтет, чтобы его детей воспитывали родственники или друзья, или, как вы сказали, чтобы о них заботились индивидуально. Но есть страны, где этого выбора нет? И есть уголки света, где родителям приходится отказываться от детей просто для того, чтобы они не голодали.

— Да, иногда речь идет просто о том, чтобы прокормить семью, и сама по себе система сиротских учреждений дает стимул к распаду семьи. Так что да, это хороший вопрос, мне часто его задают.

Мы сами виноваты в этом, мы поощряем эту систему с самыми-самыми-самыми благими намерениями, мы все в этом зале жертвовали деньги, чтобы помочь детям. Это нормально, это основной инстинкт, мы хотим помочь детям, и это очень похвально и благородно.

На деле, однако, вероятно то, что ваши пожертвования питают саму суть проблемы — вы ведь сами только что упомянули о том, что в списке причин, по которым детей направляют в учреждения, бедность стоит на первом месте.

Единственная возможность прокормить своего ребенка — отдать его в детский дом, только там можно получить помощь специалистов-медиков — именно поэтому во всем мире в детских домах много детей с инвалидностью.

В результате, к сожалению, получается, что даже детские дома, которые создаются с наилучшими намерениями и в которых все организовано на высшем уровне, вредят детям, и это подтверждают многочисленные исследования.

Более того, к сожалению существуют также учреждения для детей, которые в действительности работают как бизнес, ведь если доноры охотно жертвуют деньги на детские дома, их становится все больше. Это происходит не потому, что родители умирают, а потому, что детские дома магнитом притягивают деньги и волонтеров — опять же, с наилучшими намерениями. Oни не просто хотят помогать детям в сиротских приютах, но и привозят с собой в страну иностранную валюту. И, наконец, самый пугающий и шокирующий аспект состоит в том, что такие учреждения — настоящая мекка для растлителей и насильников.

Дети отделены от биологической семьи, никто не следит за тем, что с ними происходит, и я уже говорила об их проблемах с формированием привязанности, — так что ими крайне легко манипулировать.

— Так где же это происходит? И почему детские дома до сих пор существуют несмотря на то, что мы знаем, что ничего хорошего они детям не дают? Или мы снова возвращаемся к тому финансовому циклу, который вы описали?

— Детские дома возникают в местах, пострадавших от стихийных бедствий. В любых странах с высоким уровнем бедности. Это происходит по всему миру: сиротские учреждения есть на всех континентах.

Всегда будут существовать культурные различия. Иногда причина появления детских учреждений одновременно является причиной, по которой их невозможно искоренить. Я говорю о бедности.

В ситуации, когда в учреждениях находятся десятки тысяч детей, не обойтись без средств, чтобы организовать переквалификацию персонала, обучить людей на местах, создать новую, более совершенную систему — на все нужны деньги.

Поэтому, когда «Люмос» просит у людей поддержки, 100% пожертвований идут на реализацию программ, на помощь детям.. Иногда речь идет о детях, которые голодают или очень больны. 100% средств идет на помощь нашей целевой группе, потому что я покрываю операционные расходы фонда. Очень важно, чтобы люди понимали это.

— Недавно в Твиттере вы обратили внимание на проблему работы волонтеров в детских домах за рубежом.

— Да, началось с того, что я написала что-то в поддержку «Люмос». И как это часто бывает, когда я публикую твит, на него отреагировали многие пользователи — это совершенно нормальный процесс — и многие просят меня сделать ретвит в поддержку их благотворительных организаций. И в одном из ответов меня попросили поддержать благотворительную организацию, которой я делаю большое одолжение, называя ее благотворительной, потому что, на самом деле, это «туристическое агентство» для волонтеров.

И меня просто понесло, я не могла остановиться — по-моему, правильно это называется твит-шторм. И в итоге общение было очень жестким.

«Волонтуризм» — термин, который, наверное, знаком большинству присутствующих, но на всякий случай я поясню: он описывает такое явление, когда люди едут волонтерами за границу, однако, в отличие от волонтерства как такового, волонтуризм не приносит никому никакой пользы.

Итак, волонтуристы — как правило, молодые люди, которые, конечно же, руководствуются наилучшими намерениями. Они едут в детские дома, занимаются с детьми, а потом уходят навсегда, тем самым закрепляя нарушения привязанности у бедных детей.

И по словам этого агентства, которое ответило на мой твит, волонтуризм — это прекрасный опыт, который «украшает резюме», и от этого мне стало действительно противно.

Я рада, что в итоге не перешла на личности, хотя мне этого хотелось. Но иначе мне не удалось бы донести полностью свою мысль до читателей. Мне хотелось в общих чертах обрисовать ситуацию для молодых людей, которые думают о том, чтобы стать волонтуристами.

Это агентство, которое работает в Молдове, одной из беднейших стран Европы, написало, что “многие учреждения закрылись” — и это как раз наша, «Люмоса», заслуга — это мы помогаем их закрывать — безопасно, возвращая детей в родные семьи или помещая их на патронажное воспитание. А потом они написали: “но у нас еще есть места, где вы можете работать в качестве волонтеров». То есть буквально они говорят: «все в порядке, в этой стране еще есть дети, которые живут в ужасных условиях, приезжайте поволонтерить». Это довольно сильно меня расстроило, и в результате разразился твит-шторм.

Всем 18-19-летним молодым людям, которые хотят стать волонтерами, я могу дать один совет: идите работать в проект, который помогает детям в сообществе, где они живут; исследуйте ситуацию; убедитесь в том, что вы понимаете, что делаете, в том, что вы действительно помогаете. Иначе может получиться так, что вы, руководствуясь наилучшими намерениями, будете поддерживать систему, которая на деле вредит детям.

— А какие же варианты существуют у детей, кроме как жить на улице или оказаться в детском доме? Такие решения существуют?

— Конечно, решения есть.

Важно отметить, что, приходя в новую страну, наш фонд не спешит никого учить, уверять, что у нас есть верное решение. Напротив, в каждой из стран, где мы работаем, уже есть свои специалисты, которые знают, что лучше делать.

Но у них часто нет средств, нет того влияния, которое имеют, например, некоторые общественные организации. Нам очень повезло, что мы сотрудничаем с ЕС, мы работаем с ООН и ВОЗ и имеем возможность перенаправить ресурсы этих организаций. Мы, конечно, вкладываем и свои собственные средства, однако можем помочь организовать целый пакет поддержки.

Джоан Роулинг

— Так каково же решение?

— Во-первых, у многих есть финансовый интерес в продолжении работы детских домов. Я снова говорю «детских домов» — и снова мне этот термин не нравится.

Пусть это будут учреждения. Нам часто говорят: «У нас бедная страна, и если учреждение закроется, я лишусь заработка».

Мы отвечаем, что в этом случае не обязательно терять работу. Мы даем людям возможность переквалифицироваться и стать социальными или медицинскими работниками. Мы предлагаем создавать центры дневного пребывания детей — по сути детские сады, — чтобы родители могли ходить на работу. Мы не хотим лишать людей средств к существованию, мы хотим показать, как мы вместе сможем эффективно помочь детям.

Вот одно из решений, которые мы предлагаем для учреждений.

Как я уже говорила, иногда у детей очень серьезные проблемы со здоровьем, и мы, конечно же, должны обеспечить им питание, медицинский уход и т.д.

Кроме того, нужны системные изменения, поэтому мы работаем с государственными органами над изменением законодательства таким образом, чтобы после закрытия детские учреждения не открывались снова. Очень важно также развивать систему патронатного воспитания. Да, я уже говорила, что, при условии правильной поддержки, 80 процентов детей могут вернуться из учреждений в родные семьи, поскольку их там с радостью примут. Однако если это невозможно, нужна патронатная семья с хорошей подготовкой.

— Кажется, «Люмос» занимается системно этой проблемой. То есть все началось с заклинания из книги про Гарри Поттера, а теперь мы видим реальные изменения.

— Да, по нашим последним данным, мы уже помогли 17 тысячам детей покинуть учреждения, чем я очень горжусь.

У нас разнообразные программы — патронатные семьи с хорошей подготовкой, небольшие детские дома семейного типа, где дети получают постоянную индивидуальную заботу и внимание, которые так важны им.

Кроме того, благодаря нам 15 тысяч детей не попали в детские учреждения, и круг стран, в которых мы работаем, постоянно расширяется, чем я тоже очень горжусь.

— Это главная цель цель «Люмос»?

— Да. Если выбирать главное из сегодняшней беседы главное, я бы хотела, чтобы вы запомнили одно: детские дома — это решаемая проблема. Мы можем решить ее раз и навсегда.

8 миллионов детей — это непостижимо большая цифра, ее очень трудно полностью осознать. Но им можно помочь, и мы можем это сделать.

Нам, конечно, очень нужны деньги. Но, кроме этого, нам необходимо поменять менталитет: если мы изменим мышление — мы изменим жизни этих детей. Я хочу, чтобы каждый рассуждал так: «Не нужно давать денег этому приюту, нужно изучить проблему и выяснить, кто занимается ее решением, кто может воссоединить семьи. Вот кому я отдам деньги». Если мы будем поступать именно так, это изменит очень многое. Если сегодня кто-нибудь скажет вам: «Знаешь, он хочет поработать волонтером в детском доме» или «Мы строим приют для сирот», вы сможете объяснить им ситуацию. И новое понимание проблемы само по себе поможет разорвать этот круг.

— Джоан, вы занимаетесь благотворительностью, я думаю, около 10 лет, и, наверное, очень гордитесь достигнутым?

— Конечно, потому что я знаю детей, которым удалось вернуться в семьи, и которые теперь хотят помогать нам.

Я знаю одну историю. Мы встретились с одной девочкой, когда мы с ней впервые увиделись, она была очень маленькая: я думала, что ей 12 лет, но на самом деле ей было почти 15 — вот как учреждения влияют даже на физическое развитие детей. Сейчас она прекрасный мотивационный спикер, который рассказывает людям о важности деинституционализации. Да, наша работа прекрасна, и я думаю, примерно в 4 тысячх случаев, когда дети, которым мы помогли, находились в очень плачевном состоянии, мы действительно спасли их от смерти. Это, конечно, тоже большой результат.

— Потрясающе. Наверное, вы получаете большую поддержку от поклонников Гарри Поттера?

— Я никогда не видела таких активных, таких увлеченных фанатов, и я действительно очень горжусь ими.

Они помогают нам собирать средства, распространяют информацию. И да, они потрясающие.

— Ну, раз уж мы заговорили об этих потрясающих людях… Когда мы объявили об этом прямом эфире на Facebook , мы попросили слушателей задать вам любые вопросы о фонде «Люмос» — и, конечно же, нас завалили вопросами.

У меня здесь есть несколько, и первый из них от Ардит Халити, это прекрасный вопрос:

— На сайте «Люмос» сказано, что — как мы уже обсуждали — восемьдесят процентов детей в сиротских приютах, на самом деле, сиротами не являются. Какую работу делает «Люмос», чтобы оставшиеся двадцать процентов настоящих сирот также получили любовь и заботу, которых они заслуживают?

— Да, это отличный вопрос, его мне задают все время: «Некоторые из них все-таки сироты, так что вы собираетесь с ними делать?»

Ответ такой: в отдельных случаях нам необходимы хорошие патронатные семьи, и, естественно, все зависит от конкретных обстоятельств и потребностей ребенка.

Иногда бывают нужны небольшие детские дома семейного типа — вроде тех, которые раньше создавала детская благотворительная организация Barnardo’s. Они максимально приближены к семейным условиям — и это мы тоже делаем.

Усыновление/удочерение ребенка местной семьей — почти всегда самый лучший вариант размещения, но есть и множество других вариантов, в зависимости от страны.

— Хорошо, теперь следующий вопрос, от Джерри Кинга:

— Я думаю, что история Гарри Поттера дает надежду некоторым детям-сиротам, что однажды праздник случится и на их улице. Как вы думаете, каков самый важный жизненный урок для волшебника?

(Смеется) для волшебника… Ну, я уже говорила, что самый важный жизненный урок для волшебника точно такой же, как и для маглов. Потому что, в конечном итоге, мои книги о природе человека. Даже владение магией не может решить всех проблем. Проблемы остаются, просто в другой форме, люди все равно могут быть нетерпимыми и жестокими.

Так что я отвечу, что лучший жизненный урок для волшебника будет таким же, как и для всех нас: «Делай все, что зависит от тебя, в любом месте и с любыми подручными средствами.» Я считаю, что мы все должны пытаться следовать этому совету.

— Ну что ж, я думаю, на этой позитивной ноте можно закончить интервью. Огромное спасибо. Остается только поблагодарить Джо — не только за то потрясающее удовольствие, которое ваши книги подарили детям и взрослым во всем мире, но и за вашу преданность делу, и за создание фонда «Люмос», который меняет жизни детей во всем мире. Огромное спасибо!

Одна из самых известных писательниц планеты Джоан Роулинг была вычеркнута из перечня миллиардеров, который составил журнал Forbes. А причиной этому оказалось желание британки помогать людям, тратя миллионы долларов на благотворительность.

Джоан не гонится за деньгами

Британская писательница выросла в небогатой семье, а когда написала свою первую книгу о маленьком волшебнике и его друзьях вообще жила на пособие по безработице. Именно поэтому она жертвует огромные деньги нуждающимся. После того, как Роулинг заработала на романах о Гарри Поттере свой миллиард и попала в список богатейших людей по версии журнала Forbes, сделавших свое состояние исключительно благодаря писательскому таланту, Джоан потратила 160 млн. долларов (16 % общего состояния Роулинг) на благотворительные цели.

Как-то она сказала такие слова в одном из своих интервью:

«Я прекрасно знаю, как живется бедным. Мне никогда не было присуще желание обогатиться, я никогда не гналась за огромными деньгами. Всем богатым людям этой планеты нужно признать, что иметь богатства, когда многие голодают - это неправильно. Мы несем моральную ответственность за то, что получаем гораздо больше, чем нам нужно».
Читайте также
  • Писательница Джоан Роулинг встала на защиту Меган Маркл
  • Diddy возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых знаменитостей по версии Forbes

Джоан Роулинг – известный филантроп

В 2000 году писательница основала благотворительную организацию Volant Charitable Trust, борющуюся с социальным неравенством и бедностью. Фонд спонсирует компании, занимающиеся исследованиями в области различных заболеваний связанных с психикой, а также помогает детям из неполных семей. В 2005 году совместно с Эммой Николсон, депутатом Европарламента, Джоан основала еще один благотворительный фонд - Lumos. Эта организация занимается оказанием помощи детям из стран Восточной Европы.

Кроме этого Джоан Роулинг пишет книги, деньги, вырученные от продажи которых, идут в благотворительные компании. Так средства от реализации «Сказок Барда Бидля», «Волшебных существ и мест их обитания» и «Квиддич сквозь века», а это около 30 миллионов долларов, полностью были отданы нуждающимся.

Сегодня, 31 июля, английской писательнице Джоан Роулинг, которая подарила миру историю про маленького волшебника Гарри Поттера, исполняется 53 года. В честь этого события «Сова» решила вспомнить малоизвестные факты из творческой и личной жизни этого талантливого человека.

4. Квиддич – это одно из украшений книги про юного волшебника. Оказывается, Роулинг придумала его также в момент душевных переживаний. Она поругалась с парнем, из-за чего сильно переживала – позднее она говорила, что ее состояние можно было сравнить с тем, которое испытывает мужчина, когда смотрит баскетбольный матч. И это помогло ей придумать новую игру – писательница набросала в записную книжку правила новой игры, диаграммы, графики, а также названия мячей: она остановила свой выбор на квоффле, бладжере и снитче.


Арена для Квиддича. Фото: harrypotter.wikia

16 сентября в Москве, на сцене Международного московского Дома Музыки пройдет фестиваль «Кинозвук. Мировые саундтреки» . В этот осенний вечер в исполнении камерного оркестра Collegium Musicum прозвучат саундтреки из популярных кинофильмов, в том числе и из «Гарри Поттера» . Билеты можно купить в кассах Пономиналу или на сайте.

5. Трудно в это поверить, но Джоан Роулинг отказали в печати истории про Гарри Поттера 14 издательств! И лишь 15-я попытка стала успешной – издательство «Блумсбери» приняло решение принять книгу в печать. На тот момент считали, что продать 3000 экземпляров – это уже прыгнуть выше головы. К слову, сегодня по всем миру продано уже около 500 миллионов экземпляров.

Обложка первого английского издания «Гарри Поттер и философский камень». Фото: Лента.ру

6. Многие герои книги про Гарри Поттера взяты с реальных людей. Роулинг неоднократно говорила о том, что профессор Снейп и Гилдерой Локхарт – преувеличенные версии ее знакомых. А вот Гермиона – это проекция на Роулинг: у них даже одно и то же любимое животное – выдра.

Обложка: “Мир24”

Британская детская писательница, автор серии романов о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Успех серии (1997-2007) у читателей, а также кинофильмов, снятых по ее романам киностудией Warner Bros., принес Роулинг всемирную известность и состояние, которое журнал Forbes в 2007 году оценил в 1 миллиард долларов США. Роулинг является обладательницей множества престижных литературных премий, в 2000 году была награждена орденом Британской Империи.

Джоан Роулинг родилась 31 июля 1965 года в городке Чиппинг Содбери в графстве Глостершир, недалеко от Бристоля , , стала старшей из двух дочерей в семье. Когда будущей писательнице было девять лет, Роулинги переехали в город Чепстоу в графстве Гвент (Уэльс). По окончании тамошней средней школы в 1983 году Роулинг поступила в Эксетерский университет, где изучала французский язык. Это дало ей возможность провести год в Париже .

По окончании университета, получив степень бакалавра искусств, Роулинг переехала в Лондон, где сменила несколько мест работы. Больше всего времени она провела в международной правозащитной организации Amnesty International. В 1990 году будущая писательница переселилась в Манчестер, и тогда же ей впервые пришел в голову замысел детской книги о мальчике-волшебнике. В том же 1990 году от рассеянного склероза умерла мать Роулинг . Спустя несколько месяцев Джоан получила место учителя английского языка в Порту, втором по величине городе Португалии .

В Порту Роулинг познакомилась со своим будущим мужем, тележурналистом Жоржу Арантешом (Jorge Arantes). Они поженились в 1992 году, от этого брака у них родилась дочь Джессика (Jessica) . Довольно скоро Роулинг и Арантеш расстались: муж, по словам писательницы, буквально выставил ее с дочерью из дома . К Рождеству 1994 года Роулинг вернулась в Великобританию. Вместе с дочерью она переехала в Эдинбург, где в то время жила ее младшая сестра Ди . К этому времени значительная часть первого романа – "Гарри Поттер и философский камень" - уже была написана. Стремясь завершить книгу, Роулинг не стала устраиваться на постоянную работу и дописывала роман в кафе, в том числе в популярном Nicolson’s, принадлежавшем ее родственнику .

В 1995 году Роулинг отправила беловой вариант романа двум литературным агентам, причем первый вернул текст практически сразу же, не сочтя его перспективным, а второй – Кристофер Литтл (Christopher Little) – все же взялся пристроить рукопись . Это удалось ему спустя год: "Гарри Поттер" заинтересовал небольшое лондонское издательство Bloomsbury. Его сотрудник Барри Каннингем (Barry Cunningham) в августе 1996 года предложил писательнице скромный аванс (полторы тысячи фунтов стерлингов) , , который Роулинг с готовностью приняла .

Первый тираж "Гарри Поттера и философского камня" вышел в 1997 году и составил всего тысячу экземпляров, из которых половина отправилась в детские библиотеки. Книга не произвела большого впечатления, но ее все же заметили критики. Шотландская организация The Scottish Art Council предоставила Роулинг грант, чтобы та смогла приступить ко второму тому "поттерианы" .

В том же году на профессиональной ярмарке издателей детской литературы в Болонье Барри Каннингему удалось продать права на американское издание "Гарри Поттера" издательству Scholastiс, которое предложило писательнице необычно крупный для дебютантки аванс – 105 тысяч долларов , . Писательнице пришлось, правда, изменить заглавие книги на "Гарри Поттер и камень чародея" (Harry Potter and the Sorcerer’s Stone) . Впоследствии она уже никогда не приспосабливала названия романов для американской аудитории.

Вторая книга о Гарри Поттере "Гарри Поттер и тайная комната" (Harry Potter and the Chamber of Secrets) появилась в 1998 году. В том же году киностудия Warner Bros. купила права на экранизацию двух романов Роулинг. Они вышли на экраны в 2001 и 2002 годах соответственно. Режиссером обоих был Крис Коламбус (Chris Columbus) . Сама Роулинг хотела видеть режиссером картин британца Терри Гиллиама (Terry Gilliam), но выбор остался за студией .

Третий и четвертый романы "Harry Potter and the Prisoner of Azkaban" и "Harry Potter and the Goblet of Fire" (в русском переводе соответственно "Гарри Поттер и узник Азкабана" и "Гарри Поттер и кубок огня") были опубликованы в 1999 и 2000 годах .

Сразу после Рождества 2001 года (26 декабря) Джоан Роулинг повторно вышла замуж. На этот раз ее избранником стал эдинбургский врач-анестезиолог Нил Скотт Мюррей (Neil Scott Murray) . Рождение двух детей (в марте 2003 года у пары появился сын Дэвид Гордон Роулинг Мюррей (David Gordon Rowling Murray), а в январе 2005 – дочь Макензи Джин Роулинг Мюррей, Mackenzie Jean Rowling Murray) замедлило работу над новыми продолжениями "поттерианы". Пятая книга ("Harry Potter and the Order of Phoenix", "Гарри Поттер и орден Феникса") вышла в 2003 году, а шестая ("Harry Potter and the Half-Blood Prince", "Гарри Поттер и принц-полукровка") – в 2005-м .

Седьмой, заключительный роман серии - "Гарри Поттер и Дары Смерти" (Harry Potter and the Deathly Hallows) - появился в продаже в Великобритании и США, а также в нескольких других странах в полночь 21 июля 2007 года по местному времени , . Премьере книги Роулинг предшествовала серия утечек: несколько хакеров и пиратов выложили синопсис, а затем и цифровые фотографии американского издания книги в интернет , , , . Предпринятое издательством Scholastic расследование выявило источники утечки фотографий: ими оказались компании Levy Home Entertainment (LHE) и DeepDiscount.com, вопреки эмбарго доставившие примерно 1200 экземпляров романа американским читателям. Кто-то из покупателей и выложил переснятые страницы "Harry Potter and the Deathly Hallows" в файлообменные сети . Кроме того, за двое суток до выхода романа газета The New York Times опубликовала рецензию на роман, написанную ведущим критиком издания Мичико Какутани. Автор признала, что купила книгу в одном из нью-йоркских магазинов, также нарушившим эмбарго . Роулинг и издательства Bloomsbury и Scholastic обратились к тем, кто уже располагает экземплярами романа, с просьбой "не портить удовольствие другим читателям" .

Роулинг многократно уверяла, что седьмой роман станет последним в серии, но накануне его выхода она не исключила, что напишет продолжение приключений своих героев в будущем . Также ее агент сообщил о том, что писательница планирует издать энциклопедию персонажей и реалий из своих романов .

Экранизации третьего, четвертого, пятого и шестого романов Роулинг появились, соответственно, в 2004, 2006, 2007 и 2009 годах , . Седьмой роман серии был экранизирован в двух частях, которые были сняты в 2010 и 2011 годах соответственно , .

В сентябре 2012 года вышел первый роман Роулинг для взрослых под названием "Свободное место" (The Casual Vacancy) , .

Cуммарный тираж семи романов о Гарри Поттере к 2012 году превысил 450 миллионов экземпляров . В марте 2007 года состояние 41-летней Роулинг оценивалось журналом Forbes в миллиард долларов .

Романы о Гарри Поттере принесли писательнице множество наград, в том числе Nestle Smarties Gold Award (трижды), British Book Awards, Children"s Book Award (дважды), The Booksellers Association/The Bookseller Author of the Year Award (дважды), Scottish Arts Council Children"s Book Award (дважды) , испанскую премию принца Астурийского и датский литературный приз Ганса Христиана Андерсена . В 2000 году Роулинг стала кавалером ордена Британской Империи .

Роулинг много занимается благотворительностью. В частности, она поддерживает фонд родителей-одиночек и фонд по исследованию рассеянного склероза - болезни, от которой умерла ее мать , .

Роулинг называют в числе близких подруг Сары Браун, жены действующего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна .

Использованные материалы

Allison Pearson . JK Rowling review: "The Casual Vacancy" breaks Harry Potter"s spell. - The Daily Telegraph , 27.09.2012

Jill Martin Wrenn . Muggle moms await first adult J.K. Rowling book. - CNN , 26.09.2012

Fans queue to see the final Harry Potter film. - BBC News , 15.07.2011

Catherine Shoard . Harry Potter and the Deathly Hallows breaks box office records. - The Guardian , 22.11.2010

Rowling wins new Danish literary award. - CBC News , 19.10.2010

Tim Masters . Review: Harry Potter and the Half-Blood Prince. - BBC News , 08.07.2009

Elizabeth Hand . Harry"s Final Fantasy: Last Time"s the Charm. - The Washington Post , 22.07.2007

Michiko Kakutani . An Epic Showdown as Harry Potter Is Initiated Into Adulthood. - The New York Times , 19.07.2007