Апостол Матфи́й (†ок.63). Апостол Матфи́й Апостол матфий заменивший иуду

  • 14.06.2024

Житие апостола Матфия

Свя-той апо-стол Мат-фий ро-дил-ся в Виф-ле-е-ме, про-ис-хо-дил из ко-ле-на Иуди-на; с ран-не-го дет-ства он изу-чал За-кон Бо-жий по свя-щен-ным кни-гам под ру-ко-вод-ством свя-то-го Си-мео-на Бо-го-при-им-ца. Ко-гда Гос-подь Иисус Хри-стос явил Се-бя ми-ру, свя-той Мат-фий уве-ро-вал в Него как в Мес-сию, неот-ступ-но сле-до-вал за Ним и был из-бран в чис-ло 70 уче-ни-ков, ко-то-рых Гос-подь "по-сы-лал по два пред ли-цем Сво-им" (). По Воз-не-се-нии Спа-си-те-ля апо-стол Мат-фий был из-бран по жре-бию в чис-ло 12 апо-сто-лов вме-сто от-пад-ше-го Иуды Ис-ка-ри-от-ско-го (). По-сле Со-ше-ствия Свя-то-го Ду-ха апо-стол Мат-фий про-по-ве-до-вал Еван-ге-лие в Иеру-са-ли-ме и в Иудее вме-сте с про-чи-ми апо-сто-ла-ми (). Из Иеру-са-ли-ма с апо-сто-ла-ми Пет-ром и Ан-дре-ем хо-дил в Ан-тио-хию Си-рий-скую, был в кап-па-до-кий-ском го-ро-де Ти-ане и в Си-но-пе. Здесь апо-сто-ла Мат-фия за-клю-чи-ли в тем-ни-цу, из ко-то-рой он был чу-дес-но осво-бож-ден апо-сто-лом Ан-дре-ем Пер-во-зван-ным. По-сле это-го апо-стол Мат-фий пу-те-ше-ство-вал в Ама-сию, го-род на бе-ре-гу Пон-та. Во вре-мя 3-го пу-те-ше-ствия апо-сто-ла Ан-дрея свя-той Мат-фий был с ним в Едес-се и Се-ва-стии. По цер-ков-но-му пре-да-нию, он был с про-по-ве-дью в Эфи-о-пии Пон-тий-ской (ны-неш-няя За-пад-ная Гру-зия), Ма-ке-до-нии, мно-го-крат-но под-вер-га-ясь смер-тель-ной опас-но-сти, но Гос-подь со-хра-нял его жи-вым для даль-ней-шей про-по-ве-ди Еван-ге-лия. Од-на-жды языч-ни-ки за-ста-ви-ли апо-сто-ла вы-пить отрав-лен-ное пи-тье. Апо-стол вы-пил его и не толь-ко сам остал-ся невре-ди-мым, но ис-це-лил и дру-гих уз-ни-ков, ослеп-ших от это-го пи-тья. Ко-гда свя-той Мат-фий вы-шел из тем-ни-цы, языч-ни-ки тщет-но ис-ка-ли его, так как он сде-лал-ся для них неви-ди-мым. В дру-гой раз, ко-гда языч-ни-ки в яро-сти бро-си-лись, чтобы убить апо-сто-ла, зем-ля раз-верз-лась и по-гло-ти-ла их. Апо-стол Мат-фий вер-нул-ся в Иудею и не пе-ре-ста-вал про-све-щать сво-их со-оте-че-ствен-ни-ков све-том уче-ния Хри-сто-ва. Он тво-рил ве-ли-кие чу-де-са Име-нем Гос-по-да Иису-са и об-ра-тил очень мно-гих к ве-ре во Хри-ста. Иудей-ский пер-во-свя-щен-ник Анан, нена-ви-дев-ший Хри-ста, дав-ший ра-нее по-ве-ле-ние сбро-сить с вы-со-ты хра-ма апо-сто-ла Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня, при-ка-зал взять апо-сто-ла Мат-фия и пред-ста-вить на суд си-нед-ри-о-на в Иеру-са-ли-ме. Нече-сти-вый Анан про-из-нес речь, в ко-то-рой ко-щун-ствен-но ху-лил Гос-по-да. В от-вет апо-стол Мат-фий по-ка-зал на про-ро-че-ствах Вет-хо-го За-ве-та, что Иисус Хри-стос - Ис-тин-ный Бог, Мес-сия, обе-щан-ный Бо-гом Из-ра-и-лю, Сын Бо-жий, Еди-но-сущ-ный и Со-веч-ный Бо-гу От-цу. По-сле этих слов апо-стол Мат-фий был осуж-ден си-нед-ри-о-ном на смерть и по-бит кам-ня-ми. Ко-гда свя-той Мат-фий был уже мертв, иудеи, скры-вая пре-ступ-ле-ние, от-сек-ли ему го-ло-ву как про-тив-ни-ку ке-са-ря. (По неко-то-рым ис-точ-ни-кам, апо-сто-ла Мат-фия рас-пя-ли на кре-сте. Неко-то-рые ука-зы-ва-ют, что он скон-чал-ся в Кол-хи-де). Смерть за Хри-ста и ве-нец му-че-ни-ка апо-стол Мат-фий вос-при-нял око-ло 63 го-да.

Песнь 1

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви,/ прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре,/ я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Припев: Святы́й апо́столе Матфи́е, моли́ Бо́га о на́с.

Пе́сньми твое́ светоносное поющу, Матфи́е, ны́не торжество,/ с Небесе́ ми зарю спасе́ния да́ти моли́ся.

Ве́лие солнце явился еси́ Све́та Вели́каго, досточу́дне,/ с на́ми бо бывшу, бесе́довал еси́, нехода́тайственне, апостоле.

Законом Владыки, блаже́нне, повину́яся,/ мрежею уловляеши твоего́ языка из глубины неве́дения концы.

Богоро́дичен: Всего́ мя спаса́ет Слово Пребоже́ственное бла́гостию,/ восхоте́в из утробы Твое́й воплоти́тися,/ Чи́стая Ма́ти Де́во.

Песнь 3

Ирмо́с: Ты еси́ утвержде́ние/ притека́ющих к Тебе́, Го́споди,/ Ты еси́ Свет омраче́нных/ и пое́т Тя дух мои́.

Возмогл еси́, укрепляемь живонача́льным, му́дре, манове́нием,/ кре́пкаго корысти восхи́тити и порабо́тити благода́тию.

Любя Учителя,/ служа́ Того манове́нием вседе́йственным,/ от пре́лести спаса́еши челове́ки, досточу́дне.

Тя двоенадесятному числу учеников ли́ка свята́го,/ вседе́йственный Дух исполняюща, Богоглаго́ливе, избира́ет.

Богоро́дичен: Име́я Тя помощь,/ злых врагов стремле́ния, Чи́стая, не ужаса́юся,/ име́я Тя Предста́тельницу, тех побежда́ю полки́.

Седа́лен апостола, глас 8

Молниями твои́х словес Божественных/ попалил еси́ прелесть лука́вую, верныя просветил еси́,/ воспева́ти е́же во пло́ти пришествие, блаже́нне, все́ми Владычествующего,/ и Того стра́сти Божественнеи́ поревнова́л еси́./ Отону́дуже соше́дшеся, святу́ю твою́ па́мять соверша́ем, веселящеся,/ и согла́сно вопие́м ти:/ Матфи́е апостоле, моли́ Христа́ Бо́га согрешении́ оставле́ние дарова́ти/ чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва и ныне, глас 2

Незаходи́мое солнце яви́ся,/ Солнцу вели́кому присовоку́плься,/ те́мже и просвети́ су́щих во тьме неразу́мия,/ отгоняя неду́ги от душ и теле́с, Матфи́е, та́ин самови́дче,/ и служителю вои́стинну Христов,/ при́сно моли́ся Ему́ о всех нас.

Песнь 4

Ирмо́с: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего́ таинство,/ разуме́х дела́ Твоя́/ и просла́вих Твое́ Божество.

Едино естество Божества́,/ еди́но ца́рство и господство возвещая, преблаже́нне,/ языков стада́ улови́л еси́.

Наведе́ тя Господь на мо́ре жития, прему́дре,/ я́коже коня, смуща́юща многобожия го́рькия во́ды.

Словом Божественным обнови́л еси́ олядене́вшая сердца́, сла́вне,/ все́яв благоче́стие, истины позна́ние.

Богоро́дичен: Де́вства сосу́де и невмести́маго естества́ селе́ние,/ ду́шу мою просвети́,/ омраче́нную многими страстьми́.

Песнь 5

Ирмо́с: Вску́ю мя отри́нул еси́/ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый,/ и покрыла мя есть чужда́я тьма, окаяннаго?/ Но обрати́ мя и к све́ту за́поведей Твои́х/ пути моя напра́ви, молюся.

Я́ко многопло́дну ло́зу, и́стинный тя простре́ виногра́д,/ делающа грозд, пролива́юща вино́ спасительное,/ его́же пивше, блаже́нне, одержи́мии неразумием,/ пре́лести пиянство отверго́ша.

Учеников двоенадесятых явился еси́, исполняя лик блаже́нный,/ из него́же преда́тель себе́ отверг,/ приобре́те горькое удавле́ние, на Христа́ воздви́г пяту,/ тайновеща́телю Матфи́е чу́дне.

Соль боже́ственна, вве́рглся еси́, блаже́нне, в мир, Матфи́е апостоле,/ гнои́ пре́лести очищая сла́дкими уче́нии,/ отгоня боле́зни и отье́мля язвы душ и теле́с, прехва́льне.

Богоро́дичен: Безобра́зных риз и дре́вняго совлече́ся умерщвления Ада́м, Де́во,/ пречистым Твои́м рождеством, Богоневе́сто/ и во оде́жду святу и и́стинну облече́ся,/ ника́коже оскверне́ну страстьми́.

Песнь 6

Ирмо́с: Очисти мя, Спа́се,/ мно́га бо беззакония моя,/низ глубины зол возведи, молюся,/ к Тебе́ бо возопих, и услыши мя,/ Бо́же спасе́ния моего.

Бог был еси́ положе́н, едине́нием Боже́ственным обожа́емь,/ и, перводе́лательны от Бо́га лучи прии́м, ве́рныя просветил еси́/ и зе́млю от мглы и́дольския очистил еси́.

Се тебе́ вмеща́ется, ученику, вся́ко прорече́ние священных пророк:/ самовидец бо быв, Бго́же дре́вле провозвести́ша,/ служи́телю Матфи́е, подо́бник же и апостол.

Богоро́дичен: Свяще́ние умное и неприкоснове́нно очистилище,/ све́щник злат и трапе́зу одушевле́ну,/ Хлеб носи́вшую живота́, Де́во, ве́рнии, Тя именуем.

Конда́к, глас 4

Светоза́рное, я́ко солнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет языческую Це́рковь благода́тию,/ чудоно́сче Матфи́е апостоле.

И́кос

Струю слова пода́ждь ми, Го́споди, водное естество соде́явый,/ и се́рдце мое́ укрепи, Благоутро́бне,/ И́же зе́млю утверди́вый словом Твои́м,/ и просвети́ мое́ помышле́ние, све́том, я́ко ри́зою, одева́яйся,/ да глаго́лю и пою подобная:/ достои́но почести, Многоми́лостиве, Твоего́ Матфи́я апостола.

Песнь 7

Ирмо́с: Отроцы евре́йстии в пещи/ попра́ша пла́мень дерзнове́нно/ и на ро́су огнь преложи́ша, вопиюще:/ благослове́н еси́, Го́споди Бо́же, во ве́ки.

Ток изсуши́л еси́ пре́лести наводне́нием твое́й Боже́ственныя мудрости/ и потоком пи́щи напои́л еси́ ве́рою вопиющия, сла́вне:/ Бо́же, благослове́н еси́.

Силою Бо́га Всеси́льнаго изнемого́ша вра́жия кова́рства/ пред лице́м твоего́, апостоле, ше́ствия/ и сокруши́шася го́ры же и хо́лми безбожия.

Богоро́дичен: Се, Юже рече́ Де́ву ду́хом великии́ Иса́ия,/ во чре́ве Бо́га зача́т и ражда́ет, Ему́же пое́м:/ Го́споди Бо́же, благослове́н еси́.

Песнь 8

Ирмо́с: Седмери́цею пещь/ халдеи́ский мучитель/ Богочести́вым неи́стовно разжже́,/ силою же лучшею спасены, сия видев,/ Творцу и Изба́вителю вопияше:/ о́троцы, благослови́те,/ свяще́нницы, воспои́те,/ людие, превозноси́те во вся ве́ки.

Уста́ Бо́жия быв, из горта́ни восхитил еси́ человекоуби́йцы,/ и́хже люте пожре́ и снедь соде́ла свое́й злобе, му́дре,/ и банею пакибытия сих приве́л еси́ Го́сподеви, поющия непреста́нно:/ людие, превозноси́те во вся ве́ки.

Пре́лести меча́, злобы оружия, ору́жие быв Бо́жия Слова, сла́вне,/ до конца́ истни́л еси́ и́дольския требы,/ столпы же и хра́мы Божественною си́лою низложил еси́,/ хра́мы же Троицы соде́лал еси́, вопиющия:/ людие, превозноси́те во вся ве́ки.

Слове́сное яви́ся не́бо, пове́дуя Единоро́днаго сла́ву Бо́жию неизглаго́ланную,/ Матфи́й всему́дрый, молния благода́ти, лове́ц заблу́ждших,/ све́щник Боже́ственнаго светозаре́ния, неизрече́нных таи́нник,/ того с весе́лием воспое́м согла́сно.

Богоро́дичен: Па́че естества́ зачала́ еси́,/ па́че слова родила́ еси́ Соде́теля челове́ческаго естества́,/ бывша Челове́ка, Отцу́ неразлучна, Владычице Чи́стая./ Его́же пое́т вся тварь:/ о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспои́те,/ людие, превозноси́те во вся ве́ки.

Песнь 9

Ирмо́с: Устраши́ся всяк слух/ неизрече́нна Бо́жия снизхожде́ния,/ я́ко Вышний волею сниде даже и до пло́ти// от девического чре́ва быв Челове́к./ Те́мже Пречистую Богоро́дицу, ве́рнии, велича́ем.

Дру́га тя рече́ Спас, Того служа́ща повеле́ннем, блаже́нне апостоле,/ и насле́дника Ца́рствия Своего, в бу́дущий стра́шный день соседа́теля,/ Матфи́е прему́дре, двоенадесятых ученик исполне́ние.

Ве́трилом, блаже́нне, Креста́ преше́д волнующееся мо́ре жития,/ достигл еси́ ко приста́нищу покоя и кра́йнему жела́нию/ и, ра́дуяся, ны́не предстои́ши со апостольским ликом,/ моля о нас Человеколюбца.

Све́щник вои́стинну златоза́рен,/ свети́ло Ду́ха сияющее, яви́ся язык твои́,/ попаляющ иноплеменная учения, погаша́ющ огнь, му́дре, чужди́й,/ свет облиста́ющ во тьме неразу́мия спящим.

Богоро́дичен: Уста́вила еси́ еди́на в жена́х клятву первозда́нных, Богоневе́сто,/ Неопи́саннаго пло́тию ро́ждши опису́ема,/ обновила еси́ преде́лы естества́, Нескве́рная,/ разстоящая пе́рвее пресла́вным хода́тайством Твои́м соединила еси́.

Свети́лен апостола

Тече́ние кра́сных твои́х ног, Матфи́е апостоле,/ возврати́в к шествию Небе́сному, возше́л еси́, ра́дуяся,/ и, Тро́ице предста́в, во Отце́ ви́диши Сына и Ду́ха Боже́ственнаго./ Сего́ ра́ди ве́рою пресвяще́нную твою́ и Боже́ственную пра́зднуем па́мять.

22 августа Православная церковь вспоминает апостола Матфия. Он был среди 70 не названных учеников Христа, но стал одним из 12 ближайших, заменив Иуду.

Встреча

Имя Матфия упоминается в новозаветных текстах один раз, и связано это с примечательным эпизодом. После отпадения и предательства Иуды апостолы выбирают себе 12-го брата, чтобы восстановить число, заповеданное Христом.

«Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус… был вместе с нами свидетелем воскресения Его», - говорит апостол Петр. И тогда перед ним ставят двоих: Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия. Апостолы молятся и просят Бога выбрать одного из приведенных на место отпавшего Иуды. Бросают жребий - жребий выпадает Матфию, и его причисляют 12-м к кругу ближних.

Известно, что, помимо 12 ближайших учеников, Христос избрал еще 70. Он послал их вперед себя по двое в города с проповедью о наступлении Царствия Божьего. Матфий - хотя его имя не упоминается, но это становится очевидным из сцены его выбора - был одним из них. Почему и за какие заслуги именно ему выпала честь стать 12-м? Ответ на этот вопрос пытаются дать составленные позже жития.

Вот что они сообщают: с детства Матфий, родившийся в Вифлееме, изучал закон Божий и жил праведно. Его наставником в духовных вопросах был Симеон Богоприимец. Богоприимцем его назвали потому, что он благословил младенца-Иисуса и принял его как Бога, когда того впервые принесли в храм. С именем Симеона предание связывает еще одну историю: он был одним из семидесяти переводчиков, трудившихся над переводом Ветхого Завета с еврейского языка на греческий (так называемая Септуагинта - перевод семидесяти). По легенде, Симеон переводил пророчества Исайи о будущем приходе Мессии. Прочитав строки «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он хотел исправить «дева» на «жена», решив, что это описка. И тогда, сообщает предание, сам ангел отвел его руку, сказав: «Еще при жизни ты, Симеон, убедишься, что пророчество - истинно». Евангелие от Луки называет Симеона человеком, на котором был «Дух Святый». Такой учитель был у апостола Матфия.

Святитель Димитрий Ростовский, автор одной из версий жития апостола, сообщает: Матфий последовал за Христом сразу же, как Тот по прошествии 30 лет от рождения явил себя миру. Он оставил мирские заботы и «наслаждался лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения». За рвение и душевную чистоту Господь и выбрал его на апостольское служение, заключает святитель Димитрий.

Благая весть

Матфий был в числе других апостолов при сошествии Святого Духа - на это указывает строка из «Деяний»: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (ближайшие 12 учеников, к которым уже присоединился Матфий. - РП) были единодушно вместе». Вместе со всеми в тот день он исполнился Святого Духа и начал говорить на иных языках.

После этого апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской, пишет святитель Димитрий Ростовский. Святому Матфию досталась по жребию Иудея. Насколько опасным было дело проповеди среди своих соплеменников-иудеев, показывает текст «Деяний»: в то время как одни охотно слушали проповеди и шли креститься (известно, например, что апостол Петр после одной из первых проповедей крестил до 3 тысяч человек), другие видели в первом христианском поколении еретическую секту, искажающую закон, данный Моисеем. В каждом иудейском городе суд вершил Синедрион, состоявший из 23 человек (Верховный, или Великий, Синедрион в Иерусалиме состоял из 71 человека), среди которых были представители священства и знатных фамилий. Синедрион имел право приговаривать к смертной казни - для этого требовалось большинство в два голоса. Стефана, одного из лидеров христианской общины, Синедрион приговорил к смерти через побивание камнями, усмотрев в его словах хулу на древний закон. В конце концов Синедрион был тем органом, который осудил на смерть самого Христа.

Житие сообщает: проповедуя некоторое время в Иудее, Матфий ушел в Эфиопию, а затем переместился в Македонию. Святитель Димитрий Ростовский говорит о многочисленных чудесах: везде апостола пытались убить язычники, и везде он чудесным образом выходил от них живым, продолжая исцелять людей, благовествовать и множить сторонников во Христе.

После путешествий Матфий вернулся в страну своего жребия - Иудею. Судьба его была предопределена.

Последний суд

Незадолго до возвращения Матфия Синедрион во главе с первосвященником Ананом казнил Иакова, одного из 70 учеников Христа. По приказу Синедриона, Иакова сбросили с крыши храма и на земле, умирающего, добили камнями.

Исследователи спорят о личности Анана. Есть мнения, что иудейские священники Анан и Анна, к которому приводили Христа, - одно и то же лицо. Однако версия маловероятна: известно, что Анна, беседовавший с Христом, был стар и оставил этот пост приблизительно в 16–18 гг. н.э., передав его своему зятю Каиафе и оставаясь при Синедрионе кем-то наподобие консультанта. В то же время казнь Иакова произошла, согласно преданию, в 62 году, спустя более чем 30 лет спустя со времени Страстей Христовых. Поэтому Анна и Анан, упоминающийся в житии Матфия, - это, вероятнее всего, разные люди.

Автор жития называет Анана «хулителем и ненавистником Христа, гонителем христиан». Апостола Матфия привели к нему из Галилеи - его схватили в одной из синагог, куда он зашел с проповедью. Под стражей его отправили в Иерусалим.

Димитрий Ростовский приводит детальное описание диалога первосвященника с апостолом. Первосвященник предлагает Матфию выбрать одно из двух: «Или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь. Или именоваться христианином и умереть». Матфий отвечает, что для него имя христианина не преступление, а слава. Анан взывает к Моисееву закону и называет чудеса Христа колдовством. Матфий говорит, что Христос и есть тот Мессия, о приходе которого говорили ветхозаветные пророки. «Покайся? - просит апостола Анан. - Я дам тебе время на размышление». Апостол отказывается, поясняя, что ему не нужно время, чтобы размышлять над истиной, которую он уже обрел. Этими словами он подписывает себе смертный приговор.

Согласно житию апостола до смерти забили камнями в месте казни, называемом «вефласкила» («дом побиенных камнями»). Перед смертью он сказал своим палачам: «Лицемеры! Справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: "Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную"». В отместку за эти слова палачи после убийства отсекли ему голову. Так поступали с теми преступниками, которые посягали на власть кесаря. Таким образом иудеи хотели представить Матфия римлянам как противника власти.

Апостол Матфий закончил земную жизнь в 63 году. В тех местах, где прошел он при своей земной жизни, сегодня благоденствуют православные церкви.

Оксана спрашивает: Прошу разъяснить текст из Евангелия от Матфея 19:28 «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых».

Кто будет 12-м апостолом судить колена Израилевы после падения Иуды: вновь избранный Матфий (Деяния 1:26) или Павел?

Сестра Оксана, мира вам и благодати от Отца и Иисуса Христа!

Спасибо за хороший вопрос. В Библии есть числа — символы, которые несут определенную идею. К примеру, число 3 — это число Божественности, Божества.

» взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6:3)

«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откровение 4:8)

Слушай, Израиль: «Господь, Бог наш, Господь един есть…» (Второзаконие 6:4)

Число 4 — это число среды, в которой живет человечество: «Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.» (Даниил 8:8)

«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.» (Откровение 7:1)

Число 6 — это число незавершенности, т.к. человек был создан в 6-й день, но завершенность творения произошла в 7-й день.

Число 7 — это число завершенности, совершенства.

Число 10 — это символ человеческого множества и человеческой организации. Народ Израиля был разделен на десятки, сотни, тысячи и т.д.

Число 12 — это число Завета.

Число 40 — это число Божьего испытания (Моисей в пустыне, народ в пустыне, Иисус в пустыне и т.д.)

Число 12 — символ Завета. Когда мы читаем Чис.2, то видим, что Бог говорит о станах 12 колен, хотя колен на самом деле 13:«Вот вошедшие в исчисление сыны Израиля по семействам их. Всех вошедших в исчисление в станах, по ополчениям их, шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. А левиты не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею.» (Числа 2:32,33)

То же можно сказать и о апостолах. 12 — число символическое — символ ближайших учеников Христа. В какое-то время в их число входил и Иуда, в какое-то Матфий, избранный апостолами и одновременно Павел — избранный Богом. История ничего не говорит о Матфии, о его деятельности, но наверное в свое время он воспринимался церковью как апостол. Павел доказывал некоторым церквям свое апостольство принятое от Иисуса.

Будет ли на 12 стенах или основаниях Иерусалима имена Левия или Ефрема, имена Матфия или Павла не знаю. Да это и не главное для Павла или Матфея.

«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.»(Матфея 19:28)

То, что здесь речь символическая, подтверждает и то, что в контексте Нового Завета нет ни иудея, ни еллина. Израиль это все принявшие Христа верою.

С уважением и пожеланием благословений,
Сергей Молчанов

Апостол Матфи́й (греч. Ματθίας, лат. Matthias) - один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран сначала в число 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1).

По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12-ти Апостолов. По отпадении Иуды лик 12-ти Апостолов утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати. Господь же избрал двенадцать родоначальников Общины Нового Завета подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, предложил выбрать апостола вместо Иуды: «и поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом (справедливым), и Матфия» - свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения. Для того чтобы избрать апостолом одного из них, присутствующие кинули жребий, перед этим обратившись в молитве к Господу, сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24). Как в свое время Иисус Сам избирал Себе апостолов, так и ученики не сами выбирали в свои ряды двенадцатого апостола, а обратились к Воскресшему Учителю, чтобы Он сам выбрал «недостающего» ученика. Жребий пал на Матфия, который и стал двенадцатым. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков, даровавшего ему равную благодать с другими учениками.

Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, напоминает нам о той истине, что "жребием владеет Бог" . Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь об пророке Ионе, бежавшего от лица Господня на корабле в Фарсис, и которого по жребию бросили в море; или об избрании по жребию Саула сына Кисова на царство. В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1:9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным.

По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Согласно апокрифическим Acta Andreaae, он был будто бы Апостолом Андреем чудесно спасен от "людоедов" (скифов?).

По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия) , где претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне - с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.

Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и, силою Божией, остался невредим. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других около двухсот пятидесяти узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. Наконец он сам отдался в руки народу - тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила их. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.

Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.

Мученическая кончина святого апостола Матфия

Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать от Матфия, и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует!» - яростно вскричал Анания и обратился к апостолу: «Ты сам свидетельствовал на себя. Кровь твоя будет на главе твоей».

После этого первосвященник осудил побить апостола камнями. Около Иерусалима было место казни, называемое «Вефласкила», что значит - Дом побиенных каменьями. Сюда привели и Матфия. Два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу. Когда апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, будто Матфий был противником римского правительства, и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово. (По греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Иногда путают имена двоих апостолов: евангелиста Матфея (Левия) и Матфия. Различия в их именах можно увидеть, посмотрев их перевод с арамейского. Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним.

Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли только несколько предложений в пересказе других источников.
Известно, что честная глава апостола Матфия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть его мощей видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Мощи святого апостола Матфия в Трире

Часть святых мощей апостола Матфия, перенесённых, по преданию, в Германию императрицей Еленой, хранится в Трире (одна из императорских резиденций в римскую эпоху) в аббатстве св. Матфия, на территории бенедиктинского монастыря.

Аббатство св.Матфия в Трире. Под плитой находится саркофаг с мощами святого апостола Матфия

Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории южного римского кладбища раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. В Трире культ св. Матфия некогда был очень развит. В Госларе чеканили из серебра, добываемого в Гарце, монету Матфия (мафирий).

Храм святого Апостола Матфия в Санкт-Петербурге

Если на Западе существует более полусотни католических, методических и лютеранских храмов, посвященных апостолу Матфию, то в России находился только один православный Храм святого Апостола Матфия (Покровская церковь) в Санкт- Петербурге, взорванный в 1932году.

Церковь Святого Апостола Матфия в начале ХХ века. Санкт-Петербург.

Этот исторический храм – ровесник города. 9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Годом ранее по проекту самого Петра была заложена первая деревянная церковь Петра и Павла. Позднее, когда рядом положили основание будущему каменному собору, деревянную церковь перенесли с Заячего острова на Березовый (ныне – Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия в 1720 г. в память о Нарвской победе. Этот храм связан также с именем блаженной Ксении Петербургской. В житии блаженной говорится, что «проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петроградской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви Святого Апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди». В приходе этого храма прошла вся ее жизнь: здесь она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. К сожалению теперь на этом месте находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. С 2001 года здесь проходят молитвенные стояния с целью возрождения исторической святыни.

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Матфие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Светозарное, яко солнце, во весь мир изшедшее вещание твое, просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие апостоле.

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством . Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим" (). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами ( ; ). Из Иерусалима с и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден . После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос - Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.