Эпоха дворцовых. Эпоха дворцовых переворотов: важные даты

  • 15.10.2019

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

Цели:

образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции, “бироновщина”.

Оборудование: Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, размноженный текст “Кондиций”, подписанных Анной Иоанновной.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на работу.

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого. Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”. По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицу “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления Правитель Помощники, опора правителя

(Чертим таблицу в тетради по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, проверка осуществляется в конце урока)

Беседа с классом.

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

- Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”? (Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ)

- Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Продолжение лекции. Разбор сложившейся ситуации.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…(обращаемся к генеалогическому древу Романовых) Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меньшиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меньшиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меньшиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками (записываем определение в тетрадь).

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Продолжение рассказа учителя. Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меньшиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меньшиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами. В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меньшикову. 8 сентября 1727 г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов. (отмечаем, что этот город находится на территории нашей области)

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730 г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства. Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей. (записываем в тетрадь определение понятия “Кондиции”).

Давайте познакомимся с этими условиями (раздаются на каждую парту).

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной

без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

не объявлять войны и не заключать мира;

никаких не налагать поборов и налогов;

никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

казенных вотчин никому не дарить;

не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха. Анна подписала кондиции и поехала в Москву. Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство. Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меньшиков.

В 1730 г. начинается правление Анны Иоанновны. О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон. Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”

В.О.Ключевский дал характеристику периоду, получившему название “бироновщины”: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940 г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче. Но Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские и немцы, презирала гвардия. Родители За императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740 г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета. В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывает эту ночь так: Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного. А вот как пишут о Елизавете историки: -Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин. …карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (обращаемся к генеалогическому древу) 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные. - Давайте обратимся к материалу нашего учебника. На стр. 153 вы сможете познакомиться подробнее с личностью императора Петра III.

- Чем вам запомнится этот правитель России? 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

- Каковы же были причины дворцовых переворотов?

отсутствие законного порядка наследования престола;

усиление роли гвардии.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

1. Текст с ошибками.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили её кондиции (условия). Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции. После этого она их подписала.

2. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

Алексей Михайлович,

Петр I,

Петр II,

Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

Екатерина I,

Анна Иоанновна,

Анна Леопольдовна,

Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740 гг.

К.Фридрих,

А.И.Остерман,

Э.И.Бирон,

А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу началось ее 20-летнее царствование:

Анны Леопольдовны,

Елизаветы Петровны,

Екатерины II,

Анны Иоанновны.

Домашнее задание: § 20-21, записи в тетради

IV. Самоанализ урока.

Учебный материал для 7 класса по истории Отечества состоит из пяти разделов или глав. Урок по теме “Дворцовые перевороты” открывает четвертую главу - “Россия в 1725-1762 гг.”. Это очень противоречивый, насыщенный событиями, именами и датами период русской истории. Данный урок неразрывно связан с тематикой предыдущей главы, рассматривающей Петровскую эпоху, непосредственно опирается на генеалогию рода Романовых, документы о порядке наследования престола. В ходе урока учащиеся должны разобраться в причинах дворцовых переворотов, усвоить последовательность сменяющихся на российском престоле императоров, что представляет для семиклассников определенную трудность. Хотелось бы обратить внимание учащихся на внешность, характер, индивидуальные особенности, поступки русских самодержцев этого периода. Именно в этой связи избраны средства наглядности, использованные на уроке.

Реальные учебные возможности данного класса весьма своеобразны. Добрая половина класса очень активны, любопытны, усваивают учебный материал легко, откладывая в памяти мельчайшие подробности сказанного учителем, охотно читают дополнительную литературу по предмету, готовят сообщения. Другая половина класса, наоборот, пассивна, с трудом включается в работу на уроке, не владеет материалом учебника даже на хорошую тройку. Поэтому, при планировании урока выбрала именно такие методы обучения: словесный (лекция с элементами диалога), наглядный (использование портретов, генеалогической схемы) и практический (заполнение таблицы, работа с документом). Все это вместе позволило мне в определенной степени поддерживать внимание учащихся и их интерес к излагаемому материалу, кроме того, отражение фактического материала в табличной форме и фиксирование основных понятий темы в тетради позволит нерадивым ученикам дома повторить материал в сжатой форме.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, т.к. позволяет эффективно использовать творческий потенциал сильных учащихся, формировать у них умение обобщать события и формулировать выводы, слабые учащиеся получают возможность давать оценку поступкам исторических личностей, учатся высказывать собственное мнение по поставленной проблеме. Нацеленные на рефлексию в конце урока, семиклассники ответственно относятся к усвоению материала, меньше отвлекаются, т.о достигается высокая работоспособность всех учащихся в течение всего урока. Сильные учащиеся заинтересованы фактическим материалом и возможностью диалога, слабые – наглядностью и опасением за результаты итогового тестирования.

Объект прочного усвоения выделен в тетради, этим достигается ориентация учащихся в объеме полученной информации, исключается перегрузка учащихся при выполнении домашнего задания.

Одной из непредвиденных ситуаций, которые могли бы случиться во время урока, могла стать нехватка времени, спровоцированная большим интересом учащихся к некоторым историческим лицам, или более продолжительным временем на работу с документом или пунктом учебника, которое требуется для более слабых учащихся. В таком случае, таблицу можно проверить на следующем уроке, можно перенести на следующий урок проверочный тест (рефлексию).

При наличии у учащихся рабочих тетрадей к УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, урок можно было спланировать по-другому. Например, можно было скомплектовать разноуровневые микрогруппы учащихся и позволить им выполнять самостоятельно в группе задания соответствующего уровня, а затем озвучить результат. На втором уроке по теме обобщить изученное и провести рефлексию.

В ходе урока были небольшие отклонения от плана: больше запланированного времени пришлось уделить генеалогическому древу, учащиеся показали большой интерес к создавшейся ситуации в России первой четверти XVIII в., много рассуждали о личностях и их поступках, о несправедливом, по мнению детей, порядке наследования престола. Поэтому проверку таблицы перенесли на следующий урок.

V. Итоги рефлексии:

В классе 20 человек, присутствовали на уроке и писали работу 17 учащихся.

Получили прочные знания, усвоили весь материал – 9-10 баллов – 8 чел. (47 %)

Усвоили новый материал частично – 7-8 баллов – 5 уч-ся (29 %)

Мало что поняли, необходимо еще поработать - 4-6 баллов – 4 чел. (23%)

В целом ощущаю удовлетворение от урока, цели урока, в основном, достигнуты. Считаю необходимым для себя совершенствовать формы и методы ведения урока, дифференцировать задания и изучаемый материал, что пока мне плохо удается.

Период дворцовых переворотов

Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление гвардии, дворянской по своему составу, в государственных делах.

Екатерина I - 1725-1727

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Создан Верховный тайный совет

- Помещики получили право сами продавать продукцию своих хозяйств

Петр II 1727-1730

Внутренняя политика

Внешняя политика

1727 замена управления городами, вместо магистратов ставился воевода

Анна Иоанновна 1730-1740

Внутренняя политика

Внешняя политика

1730 – создан Кабинет министров

1731 – создана Канцелярия Тайных розыскных дел

- срок обязательной службы дворян сокращался до 25 лет

- отмене указ о единонаследии

- открыт Шляхетский корпус для детей дворян, по окончании которого они становились офицерами

- запись дворянских детей в полки с младенческого возраста

1735 – повинности зажиточного казачества сводились к военной службе, рядовые казаки приравнивались к крестьянам

1736 – закрепление за мануфактурами наемных работников навсегда

1733-1735 – война за польское наследство

1735-1739 – русско-турецкая война (Белградский договор)

1741-1743 – русско-шведская война

1742 – шведская армия капитулировала под Гельсинсдорфом (Абосский мир)

1731 в состав России вошли земли казахского Младшего жуза

1740-1743 – Среднего жуза

Иван YI Антонович 1740-1741

Внутренняя политика

Внешняя политика

Елизавета Петровна 1741-1761

Внутренняя политика

Внешняя политика

В - проведена 2-ая перепись податного населения

1746 - подтверждение привилегии дворян на владение землями, населенными крепостными крестьянами

Дворянство освобождено от наказаний розгами и кнутом

1760- помещики могли без суда ссылать крестьян на поселение в Сибирь, продавать крестьян в рекруты, расширять свои наделы за счет крестьян

1754- отмена внутренних таможенных пошлин

1755 – Конференция при Высочайшем дворе

1744 - указ о расширении сети начальных школ

Открыты первые гимназии: 1755 – Москве,

1758 - Казани

1755 г. – основан Московский HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82" университет в 1757 г. - .

1744 г. Порцелиновой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4" мануфактуры под Петербургом

1744 – основан Смольный монасттырь

1741 – 1743 Русско-шведская война (Абосский мир)

1756-1762 - Семилетняя война

1757 – русские войска во главе с Апраксиным вошли в восточную Пруссию

19 августа 1757 – сражение при

Гросс – Егерсдорфе

- Апраксина заменяют на Фермора

- август 1757 – Фермор бежит с поля боя в Восточной Пруссии

- Фермора заменяют на Салтыкова

1759 – сражение под Кунерсдорфом

1760 – русские войска вошли в Берлин (Салтыкова заменяют на Бутурлина)

1761 – взята крепость Кольсберг

Петр III 1761 – 1762

Внутренняя политика

Внешняя политика

« Манифест о вольности дворянства » по которому дворяне освобождались от обязательной службы государству

- прекратил Семилетнюю войну, вернул Фридриху II все завоеванные территории

Екатерина II 1762-1796

Внутренняя политика

Внешняя политика

Политика просвещенного абсолютизма:

- неограниченная власть монарха, который разрабатывает идеальную систему законов

- секуляризация церковного землевладения

- просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765 - учреждение дворянского Вольного экономического общества

1765 – разрешено ссылать крестьян на каторгу (наказание за жалобу на помещика)

1767-1768 – работа Уложенной комиссии

1771 – запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков

1773-1775 – крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

1775 – введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

- упорядочение крестьянских повинностей

1775 – губернская реформа

1775 – ликвидирована Запорожская Сечь

1785 – Жалованная грамота дворянству

1785 – Жалованная грамота городам

1768-1774 - Русско-турецкая война

( Кючук - Кайнаджирский договор)

1783 – включение Крыма в состав России

1783 – подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией

1787-1791 – Русско-турецкая война

( Ясский мирный договор)

1772 – первый раздел Речи Посполитой

России отошли – восточная Беларусия и часть Литвы

1793 - второй раздел Речи Посполитой

России отошли – вся Беларусь с Минском и Правобережная Украина

1795 – третий раздел Речи Посполитой

России отошли – основная часть Литвы, Западная Беларусия, Западная Волынь, Курляндия

1788-1790 – русско-шведская война

1790 – первая антифранцузская коалиция

1795 – вторая антифранцузская коалиция

1798 – третья антифранцузская коалиция

Павел I Петрович 1796 - 1801

Внутренняя политика

Внешняя политика

- Введена строжайшая цензура, запрещен ввоз иностранных книг

1796 – указ « О престолонаследии »

1797 – указ « О трехдневной барщине »

- ослабление гонения на старообрядцев

« Разжалованная грамота дворянству »

- необходимость явиться в полки всем записанным с малолетства дворянским детям

- введение налогов для дворян на содержание администрации

- ограничение свободы дворянским собраниям

- возобновились наказания палками дворян – унтер-офицеров

- запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами

- участие в антинаполеоновской коалиции

1798 – Ф.Ф.Ушаков захватил крепость на острове Корфу, взял Ионические острова,

Освободил Неаполь, вступил в Рим

1799 – А.В. Суворов соверщил Итальянский и Швейцарский походы (переход через Альпы через перевал Сен-Готард)

1800 – переход на сторону Наполеона

1801 – направление русских войск для захвата британской Индии

11 марта 1801 года последний дворцовый переворот убийство Павла I


Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

8 класс, история

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать; развитие у учащихся самостоятельности;

Предметные: развитие умений работать с учебником; сопоставить особенности представителей различных сословий России в первой половине 19 века.

Предварительная подготовка: опережающее задание учащимся: прочитать параграф о быт разных сословий России; учителя: подготовка раздаточного материала.

Схема содержания урока.

Ребята, а в каком веке мы живем? А что окружает человека в 21 века, каковы условия его жизни?

А вам интересно узнать в каких условиях жили люди 2 века назад?

Тогда я предлагаю активно поработать сегодня на уроке. Потому что тема нашего урока звучит так: Быт и обычаи населения России первой половины 19 века.

Так какие же мы поставим цели для себя?

Создание проблемной ситуации.

Учебно-познавательная деятельность

Распределяют обязанности по группе: кто за какое задание отвечает, отбор материала.

Каждая группа представляет одно из сословий (дворянство, крестьянство), получает пакет с заданиями:

Опишите жилище, расскажите о его внутреннем убранстве…

Расскажите об одежде сословий…

Составьте меню для сословия…

Как проводили свой досуг (свободное время) представители сословия…

Вводная информация и инструктаж.

Распределение ролей в группе.

Контроль и оценка результатов деятельности

Представление результатов работы групп.

Ответы учащихся.

У групп есть друг к другу вопросы?

(Раз всем все понятно, тогда я задам вам вопрос.) Ребята, а машина времени существует? А если бы она существовала, то куда бы вы отправились? А я вам могу сказать, что существует, это наша фантазия, воображение. Я вам предлагаю написать сочинение «Один день моей жизни в России 19 века». Но не забудьте, что вы будете представителями одного из сословий. Кроме того на уроке вы изучили быт людей, но не изучили обычай и этим тоже вы займетесь дома. Было бы совсем замечательно, если вы обратитесь к дополнительным источникам.

Каждая группа в течение 3-5 минут сообщает о результатах своей работы.

А теперь давайте подведем итог нашей работы, и для этого мы вернемся к тем целям, которые мы перед собой поставили.

1725-1727 – правление императрицы Екатерины I, вдовы Петра Алексеевича, которая пришла к власти в результате дворцового переворота, возглавленного А.Д.Меншиковым

725, декабрь – образование Петербургской Академии наук, при которой были открыты академическая гимназия и академический университет

1725-1730 – первая экспедиция Беринга

1727-1730 – правление императора Петра II Алексеевича (внука ПетраI)

1727 , 8 сентября – по предписанию Верховного тайного совета А.Д.Меншиков был посажен домашний арест, а затем сослан в г. Березов (Западная Сибирь). В результате при Петре II видное место занимают временщики князья Долгорукие.

1730-1740- правление Анны I Иоанновны, племянницы Петра. Члены Верховного тайного совета решили короновать Анну Иоанновну, герцогиню Курляндскую, а не дочь Петра Елизавету. Анне Иоанновне предложили подписать «кондиции», по которым императрица обязалась не назначать высших госчиновников, не решать вопросов о войне и мире, не распоряжаться финансами и не назначать наследника трона без согласования с Верховным тайным советом. «Затейка верховников» вызвала протесты в среде дворянства и духовенства. 28 февраля 1730, воспользовавшись этим, Анна разорвала «кондиции».

1730, 4 марта – манифестом Анны I упразднялся Верховный тайный совет и восстанавливался Правительствующий Сенат. Реально же бразды правления осуществлял Кабинет министров из 3-х человек, учрежденный 18 октября 1731, в который вошли Остерман, граф Головкин, князь Черкасский

1730-1740 – «бироновщина» - период правления Анны I, когда фактически государством управлял ее фаворит Э.Бирон. Этот период характеризуется в историографии как «засилье иностранцев» во власти.

1731 – дворянам вернули право распоряжаться вотчинами, ограниченное Указом о единонаследии. Дворянские имения вновь можно было делить между наследниками

1736 – указ о «вечном закреплении» мастеровых на мануфактурах

1739 – вступил в действие закон, ограничивавший срок службы дворян 25-ю годами

1740-1741- Иоанн VI Антонович (сын племянницы Анны Иоанновны Анны Леопольдовны). Первоначально регентом при младенце Иоанне покойной императрицей был назначен фаворит Бирон. В ноябре 1740 в результате заговора был арестован Бирон. Регентшей была объявлена мать Иоанна Анна Леопольдовна. Однако осенью 1741 в результате гвардейского переворота императрицей стала Елизавета Петровна.

1741-1761 – правление Елизаветы I Петровны

1741 – Елизавета упразднила Кабинет министров и учредила личную канцелярию – «Кабинет ее величества»

1752 – образование Морского шляхетского корпуса

1754 – учреждение Дворянского банка, выдававшего ссуды под залог имений

1755 – основание Московского университета

1756 – обравзован публичный «Российский для представления комедий и трагедий театр»

1757 – учреждение Академии художеств в Петербурге

1760 – дворянам предоставляется право ссылать крестьян в Сибирь за проступки на поселение

1761-1762 – правление Петра Ш Петровича, внука Петра II и внучатого племянника шведского короля Карла XII

1762, 18 февраля - Манифест «О вольности дворянской», освобождавший дворян от обязательной государственной службы в мирное время

1762, 21 февраля – упразднение Тайной канцелярии, которая осуществляла внесудебный произвол по политическим делам

1762, 28 февраля – Манифест, разрешавший бежавшим за рубеж раскольникам возвратиться на родину «без всякой боязни и страха»

Казачество и освоение Сибири. Атласов Владимир Васильевич
Владимир Васильевич Атласов (по некоторым документам Отласов; около 1661/1664- 1711гг.) - русский землепроходец, сибирский казак. Атласов был устюжским крестьянином, который, стремясь выбраться из бедности, переселился в Сибирь, где стал якутским казаком. В 1695г., дослужившись до пятидесятника, был назначен приказчиком Анадырского остр...

Органы управления и власти
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательн...

Закупы
Распространенным термином для обозначения феодально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для изучения закупничества является Прост­ранная редакция Р.П. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу­ченную у него "куп...

Важнейшим и интереснейшим этапом в истории России был период с 1725 по 1762 год. За это время сменилось шесть монархов, за каждым из которых стояли определенные политические силы. очень метко назвал его так - эпоха дворцовых переворотов. Таблица, представленная в статье, поможет лучше понять ход событий. Смена власти, как правило, проходила через интриги, предательства, убийства.

Началось все с неожиданной смерти Петра I. Он оставил после себя «Устав о престолонаследии» (1722), по которому на власть могло претендовать большое количество человек.

Окончанием этой смутной эпохи считается приход к власти Екатерины II. Ее правление многие историки считают эпохой просвещенного абсолютизма.

Предпосылки дворцовых переворотов

Основной причиной всех предшествующих событий были противоречия между множеством дворянских групп относительно престолонаследования. Они были едины только в том, что в проведении реформ следует сделать временную остановку. Такую передышку каждый из них видел по-своему. Также все группы дворян одинаково рьяно рвались к власти. Поэтому эпоха дворцовых переворотов, таблица которых приведена ниже, ограничивалась только сменой верхушки.

Уже упоминалось о решении Петра I относительно престолонаследия. Он сломал традиционный механизм, по которому передавалась власть от монарха к старшему представителю по мужской линии.

Петр I не желал видеть после себя на престоле своего сына из-за того, что он был противником реформ. Поэтому он принял решение о том, что монарх самостоятельно сможет называть претендента. Однако он умер, оставив на бумаге фразу «Отдайте все…».

Народные массы были отчуждены от политики, дворяне не могли поделить трон - государство захлестнула борьба за власть. Так началась эпоха дворцовых переворотов. Схема, таблица позволит лучше проследить кровные узы всех претендентов на престол.

Переворот 1725 года (Екатерина Алексеевна)

В это время образовалось две противоборствующие группы. Первая состояла из А. Остермана и А. Меньшикова. Они стремились передать власть вдове Петра Алексеевне.

Вторая группа, в которую входил герцог Гольштейнский, желала возвести на престол Петра II (сын Алексея и внук Петра I).

Явное преобладание было у А. Меньшикова, который сумел добиться поддержки гвардии и посадить на престол Екатерину I. Однако у нее не имелось способностей по управлению государством, поэтому в 1726 году был создан Великий тайный совет. Он и стал высшим правительственным органом.

Фактическим правителем являлся А. Меньшиков. Он подчинил себе Совет и пользовался неограниченным доверием императрицы. Он также был одним из ведущих деятелей, когда менялись правители эпохи дворцовых переворотов (таблица все поясняет).

Воцарение Петра II в 1727 году

Правление продлилось чуть более двух лет. После ее смерти вопрос о престолонаследии вновь навис над государством.

В этот раз «гольштейнскую группу» возглавила Анна Петровна. Она инициировала заговор против А. Меньшикова и А. Остермана, который закончился неудачно. Государем был признан малолетний Петр. Его наставником и воспитателем стал А. Остерман. Однако он не сумел оказать на монарха нужного влияния, хотя его все же хватило для того, чтобы подготовить и провести свержение А. Меньшикова в 1727 году.

Правление Анны Иоанновны с 1730 года

Пробыл на троне три года и скоропостижно скончался. И вновь главным вопросом становится следующий: «Кто займет престол?». Так продолжилась эпоха дворцовых переворотов. Таблица происходящего представлена ниже.

На арене событий появляются Долгорукие, которые предпринимают попытку воцарения Екатерины Долгорукой. Она была невестой Петра II.

Попытка провалилась, и свою претендентку выдвинули Голицыны. Ею стала Анна Иоанновна. Коронована она была только после подписания Кондиций с Верховным тайным советом, который не утратил еще своего влияния.

Кондиции ограничивали власть монарха. Вскоре императрица разрывает подписанные ею документы и возвращает самодержавие. Вопрос о престолонаследии она решает заранее. Не имея возможности обзавестись собственными детьми, она объявила будущим наследником ребенка своей племянницы. Его будут знать как Петра III.

Однако к 1740 году у Елизаветы Петровны и у представителя рода Вельфов рождается сын Иоанн, который в два месяца становится монархом сразу после смерти Анны Иоанновны. Его регентом признается Бирон.

1740 год и переворот Миниха

Правление регента продлилось две недели. Переворот был организован фельдмаршалом Минихом. Его поддержала гвардия, которая арестовала Бирона и назначила регентом мать младенца.

Женщина не способна была управлять государством, и все в свои руки взял Миних. Его впоследствии заменил А. Остерман. Он же отправил фельдмаршала в отставку. Эпоха дворцовых переворотов (таблица представлена ниже) объединила этих правителей.

Воцарение Елизаветы Петровны с 1741 года

25 ноября 1741 года состоялся очередной переворот. Он прошел быстро и бескровно, власть оказалась в руках Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Она подняла за собой гвардию небольшой речью и провозгласила себя императрицей. Помог ей в этом граф Воронцов.

Малолетнего экс-императора и его мать заточили в крепости. Миних, Остерман, Левенвольде были приговорены к смертной казни, однако ее заменили на ссылку в Сибирь.

Правила более 20 лет.

Приход к власти Петра III

Елизавета Петровна видела преемником родственника своего отца. Поэтому она привезла из Голштинии племянника. Ему дали имя Петр III, он принял православие. Императрица была не в восторге от характера будущего наследника. Стремясь исправить ситуацию, она приставила к нему учителей, но это не помогло.

Для продолжения рода Елизавета Петровна женила его на немецкой княжне Софии, которая станет Екатериной Великой. У них родилось двое детей - сын Павел и дочь Анна.

Перед смертью Елизавете будут советовать назначить наследником Павла. Однако она так и не решилась на это. После ее смерти престол перешел племяннику. Его политика была очень непопулярна как в народе, так и среди дворян. При этом после смерти Елизаветы Петровны он не спешил короноваться. Это стало поводом для переворота со стороны его жены Екатерины, над которой давно повисла угроза (об этом часто заявлял император). На ней официально завершилась эпоха дворцового переворота (таблица содержит дополнительную информацию о детском прозвище императрицы).

28 июня 1762 года. Правление Екатерины II

Став женой Петра Федоровича, Екатерина стала изучать русский язык и традиции. Она быстро усваивала новую информацию. Это помогало ей отвлечься после двух неудачных беременностей и того, что долгожданного сына Павла у нее забрали сразу же после рождения. Она увидела его только спустя 40 дней. Его воспитанием занималась Елизавета. Она мечтала стать императрицей. Такая возможность у нее появилась, поскольку Петр Федорович не прошел коронацию. Елизавета воспользовалась поддержкой гвардейцев и свергла мужа. Скорее всего, он был убит, хотя официальной версией была названа смерть от коликов.

Ее правление продлилось 34 года. Она отказалась стать регентом при сыне и отдала ему престол лишь после смерти. Ее правление относят к эпохе просвещенного абсолютизма. Более кратко все представила таблица «Дворцовые перевороты».

Обобщенная информация

Приходом к власти Екатерины заканчивается эпоха дворцового переворота. Таблица не рассматривает императоров, правящих после нее, хотя Павел покинул престол также вследствие заговора.

Для того чтобы лучше разобраться во всем происходящем, следует рассмотреть события и людей, которые с ними связаны, через обобщающую информацию по теме «Эпоха дворцовых переворотов» (кратко).

Таблица «Дворцовые перевороты»

Правитель

Период правления

Опора

Екатерина I, в девичестве Марта Скавронская, жена Петра I

1725-1727, смерть связана с чахоткой или приступом ревматизма

Гвардейские полки, А. Меньшиков, П. Толстой, Верховный тайный совет

Петр II Алексеевич, внук Петра Великого, умер от оспы

Гвардейские полки, род Долгоруких, Верховный тайный совет

Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, умерла собственной смертью

Гвардейские полки, Тайная канцелярия, Бирон, А. Остерман, Миних

(внучатый племянник Петра Великого), его мать и регент Анна Леопольдовна

Немецкое дворянство

Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, умерла от старости

Гвардейские полки

Петр III Федорович, внук Петра Великого, погиб при невыясненных обстоятельствах

Не имел опоры

Екатерина Алексеевна, жена Петра Федоровича, в девичестве София Августа, или просто Фуке, умерла от старости

Гвардейские полки и русские дворяне

Таблица дворцовых переворотов наглядно описывает главные события того времени.

Итоги эпохи дворцовых переворотов

Дворцовые перевороты сводились лишь к борьбе за власть. Они не несли за собой изменений в политической и в социальной сфере. Дворяне делили между собой право на власть, в результате чего за 37 лет сменилось шесть правителей.

Социально-экономическая стабилизация связана была с Елизаветой I и Екатериной II. Они же смогли достичь определенных успехов и во внешней политике государства.

Дворцовые перевороты

Дворцовый переворот - это захват политической власти в России XVIII столетия , имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков .

Единого научного определения дворцового переворота нет, причём отсутствуют и чёткие временные границы этого явления. Так, В. О. Ключевский (автор термина) датирует эпоху дворцовых переворотов с до годы. Однако на сегодняшний день есть и другая точка зрения - -1801 гг. (Дело в том, что В. О. Ключевский не мог в публичной лекции, читавшейся в середине 80-х годов XIX века , упоминать о перевороте 1 марта 1801 года - это было категорически запрещено).

Портрет фельдмаршала Б. Х. Миниха

Эрнст-Иоганн Бирон

В результате Волынский был казнён по обвинению в государственной измене и попытке совершения дворцового переворота против Анны.

Об этом перевороте написано очень много и практически вся историческая (а тем более - художественная) литература трактует это событие, как «торжество русского духа» , как окончание иноземного засилья, как единственно возможный и даже вполне законный акт.

После кончины Петра именно его дочери считались наряду с Екатериной главными покровителями иноземцев. Елизавета в союзе с Анной Петровной были символами гольштейнского влияния на русский двор. (Тем более, в тот момент Елизавета считалась невестой Любекского князя-епископа Карла - Августа, который впоследствии умер от скоротечной болезни).

Патриотические чувства сторонников Елизаветы были вызваны не столько неприятием иностранцев, сколько собственными интересами.

Лёгкость, с которой Миних устранил Бирона, повлияла и на решимость сторонников Елизаветы. К тому же гвардейцы ощущали себя особой силой, так сказать, «гегемоном». Сам Миних в своё время им так и заявил: «Кого хотите государем, тот и быть может».

Юная принцесса Анхальт-Цербстская 1740 г.

Кроме того, существуют неумолимые факты, говорящие о том, что Елизавета сотрудничала с французскими и шведскими агентами влияния - Шетарди и Нолькеном.

Ночь переворота вошла не только в учебники истории , но и в легенды . Известна фраза, с которой цесаревна повела гвардейцев на штурм: «Знаете ли вы, чья я дочь?» Этого было вполне достаточно - авторитет Петра был слишком велик во всех слоях общества.

Победа Елизаветы привела к власти новое поколение царедворцев и видных политиков -семейство Шуваловых, М. И. Воронцова, братьев Разумовских, возвысила и А. П. Бестужева - Рюмина.

Разумеется, что после низвержения Миниха, Остермана, Левенвольде, а также Брауншвейгской фамилии, немецкое влияние при русском дворе практически сошло на нет.

Однако, утвердившись на престоле, Елизавета объявила своим наследником Гольштейн -Готторпского принца Карла - Петера - Ульриха , сына Анны Петровны, супругой которого спустя некоторое время стала София - Августа - Фредерика Анхальт - Цербстская (Фике). Юная принцесса хорошо выучила уроки, которые преподала ей русская история переворотов - она успешно воплотит их в жизнь.

186 дней Петра III

Пётр и Екатерина: совместный портрет

Екатерина Великая в молодости.

За своё короткое царствование Пётр привёл в жизнь ряд мер, которые должны были упрочнить его положение и сделать его фигуру популярной в народе. Так, он упразднил Тайную розыскных дел канцелярию и дал дворянам возможность выбирать между службой и беззаботной жизнью в своём имении. («Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» ).

Считается, однако, что причиной переворота была именно крайняя непопулярность Петра III в народе. В вину ему ставились: неуважение к русским святыням и заключение «позорного мира» с Пруссией .

Пётр вывел Россию из войны, которая истощала людские и экономические ресурсы страны, и в которой Россия выполняла свой союзнический долг перед Австрией (то есть никакого «русского интереса» в Семилетней войне не наблюдалось), однако к моменту выхода из войны была захвачена почти вся Пруссия.

Однако Пётр совершил непростительную ошибку, заявив о своём намерении двинуться на отвоевание Шлезвига у Дании . Особенно волновалась гвардия , которая, собственно, и поддержала Екатерину в грядущем перевороте.

Кроме того, Пётр не торопился короноваться, и по-существу, он не успел соблюсти все те формальности, которые был обязан соблюсти в качестве императора. Фридрих II в своих письмах настойчиво советовал Петру поскорее возложить на себя корону , но император не прислушался к советам своего кумира. Таким образом, в глазах русского народа он был как бы «ненастоящий царь».

Что касается Екатерины, то, как сказал всё тот же Фридрих II : «Она была иностранкой, накануне развода» и переворот был её единственным шансом (Пётр не раз подчёркивал, что собирается развестись с супругой и жениться на Елизавете Воронцовой).

Алексей Орлов

Сигналом к началу переворота был арест офицера - преображенца Пассека. Алексей Орлов (брат фаворита) рано утром привёз Екатерину в Петербург , где она обратилась к солдатам Измайловского полка, а потом и к семёновцам. Затем следовал молебен в Казанском соборе и присяга Сената и Синода .

Вечером 28 июня был совершён «поход на Петергоф», куда должен был приехать Пётр III на празднование своих именин и именин наследника Павла . Нерешительность и какая-то детская покорность императора сделали своё дело - никакие советы и действия приближённых не могли вывести Петра из состояний страха и оцепенения.

Он довольно быстро отказался от борьбы за власть и, по-существу, за свою жизнь. Свергнутого самодержца отвезли в Ропшу, где, по версии большинства историков, он был убит своими тюремщиками.

Фридрих II так прокомментировал это событие: «Он позволил себя свергнуть как ребёнок, которого отсылают спать.»

Эпохой дворцовых переворотов является период исторического развития России XVIII века, когда политическая власть вменялась путем переворотов. К предпосылкам эпохи дворцовых переворотов следует отнести следующие факты: Разногласия между дворянскими группировками относительно вопроса петровского наследия. Злободневная борьба всевозможных политических сил за власть, заключающаяся чаще всего в выдвижении и поддержке того или иного претендента на престол. Роль гвардии, представляющей собой привилегированную опору самодержавной власти. Практическое отсутствие участия общественности в политической жизни государства. Низкая культура населения, обусловленная раскрепощением дворянского сознания и зачастую бунтарским настроем. Усиление абсолютизма и самостоятельности государства. Отсутствие указания Петра Великого о наследнике его престола. Сущность эпохи дворцовых переворотов связана с тем, что политическая власть находилась в руках отдельных групп дворцовой знати, находящихся в постоянном противоборстве. Именно эти группировки и осуществляли дворцовые перевороты в целях смены существующей власти и завладения престолом. Говоря о значении эпохи дворцовых переворотов в истории России, следует отметить, что она не изменила социальное или экономическое положение большинства населения, а касалась лишь политической стороны. Явившись своеобразным опытом государственного правления, она позволила выявить все отрицательные и положительные стороны деятельности правителей, на основании чего в дальнейшем Екатерина II строила свою политику.

Заключение

Таким образом, изучив тему «Дворцовые перевороты второй четверти и середины XIII века», можно сделать ряд выводов.

Власть переходила из одних рук в другие прихотливо и непредсказуемо. Столичная гвардия по собственному разумению решала, кому передать трон и корону. Нет ничего удивительного в том, что дворянство сумело добиться исполнения многих своих желаний. Исчезли различия между вотчиной и поместьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собственность на крепостных стала сословной привилегией дворянства, оно получило огромную судебно-полицейскую власть над крестьянами, право ссылать их в Сибирь без суда, продавать без земли. Срок военной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские отроки могли записываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дворянства, освободивший дворян от обязательной службы. Элементы «просвещенного абсолютизма» можно видеть в политике всех монархов России XVIII в. Особенно ярко «просвещенный абсолютизм» проявился при Екатерине II. Екатерина не любила музыки и пения, но была хорошо образована, знала сочинения древних греков и римлян, читала современных философов, переписывалась с французскими просветителями Вольтером и Дидро. Она надеялась путем реформ законодательства устранить противоречия между сословиями и классами.

Итоги эпохи "дворцовых переворотов"

Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные, цели. В то же время политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы Петровны, создали условия для более ускоренного развития.

Список использованной литературы

1. Арсланов Р. А., Киров В. В., Мосейкина М. Н., Смирнова Т. В. История России с древнейших времен до ХХ века, -М.: Норма, 2001

2. Миненко Н. А. История России с древнейших времен до второй половины XIX века, -Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 1995

3. Ключевский В. О. Курс общей истории, -М.: Наука, 1994

4. Алхазашвилли Д. М. Борьба за наследие Петра Великого, -М.: Гардарики, 2002

5. Чеджемов С. Ю. Из истории формирования основ конституционного строя в России, -Владикавказ: Из-во ВГУ, 1997

6. Прокопович Ф. П. Краткая повесть о смерти Петра Великого, -Санкт-Петербург: Питер, 1991

7. Кобрин В. К. Смутное время - утраченные возможности. История Отечества: люди, идеи, решения. -М.: ЭКСМО, 1991

8. Лобанов А. В. Русская революция и ритмы истории, М.: Сток-К, 1998