Мужественные герои В. Скотта (По роману “Айвенго”)

  • 04.03.2020

М арина ПАВЛОВА, Москва

Вальтер Скотт «Айвенго»

Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе

“Исторический” блок Программы литературного образования МИРОСа в 7-м классе открывается изучением романа английского писателя-романтика В.Скотта «Айвенго». В рамках этого блока ученикам предстоит разобраться в особенностях жанра исторического романа, поразмышлять над особенностями восприятия и изображения “давно минувших дней” В.Скоттом, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым.
Первый вопрос, который стоит задать ребятам: что заставляет нас относить к историческому жанру столь разные произведения, как романы «Айвенго» и «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова» (все указанные произведения изучаются в одном блоке)?
Действие романа «Айвенго» происходит в XI веке, события пугачёвского бунта, положенные в основу «Капитанской дочки», удалены более чем на шестьдесят лет от времени её написания, в «Песне про купца Калашникова» Лермонтов погружает читателя в эпоху правления Ивана Грозного. Очевидно, главное в том, что исторические произведения создаются гораздо позже эпохи, в них описанной. Это даёт авторам возможность взглянуть на исторические события с некоторой временной дистанции, по-новому осмыслить происходившее. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народные быт и нравы. Автор отстаивает индивидуальный взгляд на события далёкого прошлого, основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражает своё отношение к реальным историческим персонажам. Тем не менее отдалённость во времени не снимает актуальности проблематики исторического произведения.

Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.

Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера Скотта.

Урок 1

Тема : Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».

Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Вальтера Скотта, его романом «Айвенго»; дать понятие исторического романа; развивать умение на слух воспринимать материал; воспитывать интерес к литературе и культуре других народов.

Оборудование: электронная презентация жизни и творчества В. Скотта; иллюстративный материал.

Ход урока.

I Организационный этап.

II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Слово учителя. (слайд 1)

Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».

Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.

III Работа по теме урока.

  1. Мини-лекция учителя

(слайд 2)

Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа. В 1814 году в Англии вышел в свет роман «Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад» (в некоторых переводах «Вэверлий»)

(слайд 3)

За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой»(1818), «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)

Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.

(слайд 4)

Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие (Вильям Теккерей – английский писатель, Роберт Бернс – английский поэт, А.С. Пушкин – русский поэт и писатель.) Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!» (о романе «Роб Рой»)

Что значит жанр исторического романа?

(слайд 5)

Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.

(слайд 6)

Основные особенности исторического романа:

  • эпический жанр;
  • сюжет – изображение событий определённой эпохи;
  • опора на исторические источники;
  • соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
  • герои – исторические и вымышленные личности;
  • автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
  • язык романа характерен для эпохи автора.

(слайд 7)

Образцами исторического романа являются: в английской литературе «Айвенго» Вальтера Скотта, во французской – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

  1. Сообщения учащихся по биографии писателя.

(слайд 8)

Портрет В. Скотта (1771-1832гг)

а) детские и юношеские годы В. Скотта

(слайд 9)

б) учёба в Эдинбургском университете

(слайд 10)

в) последние годы жизни

(слайд 11)

  1. Общая характеристика романа «Айвенго»».

(слайд 12)

Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем.

Наиболее известным романом Вальтера Скотта является «Айвенго» (1819г), названный именем главного героя. Айвенго – вымышленный герой, но события, в которых он принимал участие, настоящие. Они происходили в XII веке.

(песня Вл. Высоцкого)

События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:

(слайд 13)

  • история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами (к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
  • борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:

(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).

  • история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
  • приключения Локсли – «благородного разбойника» (этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
  1. Вопросно-ответная беседа по первым главам романа (1-5 главы)

В романе даётся удивительно широкая картина жизни Англии XII века.

  • с чего начинается роман? С какими героями знакомит нас автор? (первыми героями являются крестьяне, рабы феодала Седрика Саксонца, - пастух-свинопас Гурт и шут Вамба).
  • Кого они встречают на лесной дороге? (крепостные саксонцы встречают надменного и жестокого рыцаря-крестоносца Бриана де Буагильбера (храмовника, рыцаря Храма) и его спутника – настоятеля монастыря приора Эймера, хитрого чревоугодника, распутника в рясе « - Ты вздумал ещё спорить со мной, раб, - сказал воин и, дав шкоры лошади, заставил его перескочить через дорогу, а сам между тем поднял хлыст, который он держал в руках, с намерением покарать эту мужицкую наглость.

Гурт метнул на него злобный и мстительный взгляд и с угрозой, хоть и нерешительно, ухватился за рукоятку своего ножа»… (гл. 2)).

В этой сцене находит отражение многовековая вражда между феодалами и их крепостными.

  • Кто такой Седрик, леди Ровена, Ательстан? Какой план вынашивал Седрик Саксонец?

(слайд 14)

(Ательстан был феодалом королевской крови, но ленив и неповоротлив.

Седрик хотел выдать за него замуж свою воспитанницу леди Ровену – богатую – и посадить Ательстана Коннингсбургского на английский престол. Видя взаимную привязанность своего сына Уильфреда Айвенго и леди Ровены, Седрик отказал сыну от дома и лишил его наследства.)

IV Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Какие записи вы успели сделать?
  • Какие особенности исторического романа можно выделить, прочитав первые главы?

V Домашнее задание : просмотреть главы 7-8, 12, 29, 43-44. Индивидуальные задания: краткий пересказ (1-ый ученик – глав 13-28; 2-ой ученик – глав 34-37).

Урок 2

Тема : Широкая панорама жизни средневековой Англии. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство.

Цель : совершенствовать умения и навыки анализа текста; развивать навыки характеристики героя; воспитывать уважение к людям, имеющим чувство собственного достоинства.

Оборудование : портрет В. Скотта, электронная презентация, распечатка отдельных глав романа.

Ход урока.

I Организационный этап урока.

II Реализация 1-ой части домашнего задания.

(слайд 1)

  • Почему роман «Айвенго» можно назвать историческим романом? Ответьте, опираясь на первые главы романа.

III Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности учащихся.

(слайд 2)

«Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественного и неотразимого проникло собою все сферы современного сознания,» - писал В.Г. Белинский в 1842 году. Эти слова в полной мере можно отнести к роману В. Скотта «Айвенго». В изображении быта, нравов Скотта проявляет себя замечательным мастером: он переносит читателя в обстановку изображаемой эпохи, добросовестно воспроизводя обычаи, бытовые вещи, оружие, привычки людей. Наша с вами задача – познакомиться с прошлым Англии XII века, с периодом раннего средневековья, какие складывались между ними отношения.

IV Работа по теме урока . Групповая работа с текстом на основе опережающего домашнего задания.

  1. Слово учителя.

Турнир, который устраивал принц Джон, привлекал и богатых, и бедных. Место турнира чрезвычайно живописно. Это обширная поляна в расстоянии 1 мили от города Ашби. Турнир длился несколько дней.

(слайд 3)

  1. Вопросно-ответная беседа.
  • Герольды прочитали правила рыцарского турнира. Каковы эти правила? Прочитайте их.

(глава 12)

  • Как ведёт себя Айвенго на турнире? Соответствуют ли его поступки правилам рыцарской чести?

(Да, соответствуют. Айвенго великодушен. Когда в первый день турнира во время его 4-ой схватки с Гранменилем, у того лошадь шарахнулась в сторону, Айвенго «вместо того, чтобы воспользоваться таким выгодным обстоятельством, поднял копьё и поехал мимо. Вслед за тем он воротился на своё место в конце арены и через герольда предложил Гранменелю ещё раз померяться силами. Но тот отказался, признав себя побеждённым не только искусством, но и любезностью своего противника» (глава 8). Айвенго смел выступить против сильного, ловкого Бриана де Буагильбера.)

  • На чьей стороне Айвенго? Зависит ли его личная судьба от исторических событий, участником которых он был, в частности от рыцарского турнира?

(Айвенго ни с саксонцами, к которым принадлежит сам, ни с норманнами – он с королём Ричардом Львиное Сердце, который стремится к миру в стране.)

Его судьба зависит от рыцарского турнира. Его личная судьба. Ведь леди Ровена сказала пилигриму, у них остановившемуся, что «если приз достанется Ательстану Конингсбургскому, Айвенго рискует услышать недобные вести по возвращению в Англию» (глава 6)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 13-28).

(Мы уже знаем, чем закончился рыцарский турнир, на котором присутствовал и сэр Седрик, и еврей Исаак, и его дочь Ревекка. Именно Ревека уговорила отца взять раненого Айвенго. И вот когда они ехали из Йорка в Донкастер, нанятая Исааком стража, услыхав о разбойниках, разбежалась.

В это время по лесной дороге ехали сэр Седрик, Ательстан и леди Ровена со свитой. Они согласились взять Исаака с дочерью и раненым Айвенго с собой.

Но на них напали разбойники и взяли в плен. (Этими разбойниками были Бриан де Буагильбер и рыцарь де Брасси). Они привезли пленных в замок барона Реджинальда Фрон де Бефа, норманна, люто ненавидевшего саксонцев. Пленников посадили в разных комнатах: сэра Седрика и Ательстана – вместе, Ревекку – в отдельной комнате, леди Ровену – в другов крыле замка в отдельной комнате, Айвенго также в отдельной комнате, и только Исаака бросили в подвал, в темницу.

Вамбе, шуту сэра Седрика, удалось избежать плена. Он нашёл своего друга Гурта, свинопаса сэра Седрика, и Локсли - предводителя лесных разбойников. Чтобы освободить пленников, они решили напасть на замок Торкильстон, принадлежавший Фрон де Бефу. С ними был и Чёрный Рыцарь.)

(слайд 4-5)

  1. Вопросно-ответная беседа:
  • Как вы думаете, почему у осаждавших нет ни флагов, ни знамён?

(Это лесные разбойники, или йомены, под предводительством Локсли, то есть Робен Гуда)

  • Кто выделяется среди осаждавших?

(Рыцарь, облачённый в чёрные доспехи)

  • Кто это был, как вы думаете?

« Я отдал бы 10 лет жизни… за один день битвы рядом с этим доблестным рыцарем и за такое же правое дело!» - с восхищением говорит Айвенго.

  • О каких Законах рыцарства говорит Айвенго? Прочитайте их (глава 29) и запишите в тетрадь

(слайд 6)

(Законы Рыцарства)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 34-37)

(Бриану де Бруагильберу удалось спастись после штурма замка. Он нашёл себе приют в пресептории Темплстоу – это обитель рыцарей Святого Храма. Туда он привёз и Ревекку, привёз как свою пленницу. Но храмовникам нельзя иметь ни жены, ни любовницы. Туда приехал гроссмейстер Бомануар, строго придерживающийся правил ордена. Он узнал, что в пресептории находится девушка, и решил покарать виновных, а именно: Буагильбера. Но это был один из смелых, мужественных рыцарей Храма, к тому же пользующийся большой популярностью не только среди рыцарей, но и среди жителей, которые поддерживали норманнов, то всё представили так, будто Ревекка – колдунья, сумевшая околдовать Бриана де Буагильбера. И судить стали не храмовника, а Ревекку – её присудили сжечь на костре. Но дали отсрочку: если до заката найдётся ей заступник, который сразится с сильнейшим рыцарем ордена, то есть с Буагильбером, то она будет помилована.)

  1. Вопросно-ответная беседа по главе 43.
  • Нашёлся ли заступник для Ревекки? Кто это был?
  • Почему зрители были разочарованы, увидев его, а Буагильбер, надменный, жестокий, отказался с ним драться?

(И лошадь, и всадник были очень слабы то ли от усталости, то ли от слабости.)

  • Перескажите сцену схватки Айвенго с храмовником от слов: «Но Айвенго уже поскакал на своё место…» до конца главы.

В это время появился Чёрный Рыцарь, а «за ним – многочисленный отряд конных воинов и несколько рыцарей в полном вооружении».

IV . Обобщение и вывод.

  1. Чем заканчивается роман? Почему именно так В. Скотт заканчивает своё произведение?

(Роман заканчивается семейной идиллией – свадьбой Айвенго и леди Ровены. Именно в семье – спасение от хаоса и конфликта между народами.)

  1. Заключительноеслово учителя.

Но у нас нет уверенности, что жизнь Айвенго и леди Ровены будет спокойная, тихая, размеренная. Ведь он рыцарь, воин, борец с неправдой, ложью, несправедливостью. Айвенго не с саксонцами, не с норманнами, он с королём Ричардом.

(слайд 7)

(последние кадры фильма)



Немного об авторе Вальтер Скотт c Вальтер Скотт c детских лет он проникся духом шот- ландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, оказывается между противо- борствующими сторонами накануне или в час решающей схватки.


Сюжет Начинается роман с описания леса. В нём находились два человека: Гурт и Вамба, которые были слугами Седрика Ротервудского. У них то и узнают монах и храмовник, где они могут остановить-ся на ночлег. Начинается роман с описания леса. В нём находились два человека: Гурт и Вамба, которые были слугами Седрика Ротервудского. У них то и узнают монах и храмовник, где они могут остановить-ся на ночлег. С этого начинается роман о приключениях смелых рыцарей и прекрасных дам С этого начинается роман о приключениях смелых рыцарей и прекрасных дам


Главные герои романа Ровена – «от природы она была кротка и застенчива, что физиономисты считают неразлучным с белизною кожи и светло- русыми волосами. Однако благодаря условиям воспитания характер ее изменился. Она привыкла к тому, что все преклонялись перед ее волей, и приобрела тот сорт мужества и самоуверенности, который развивается от постоянного почтения и внимательности со стороны всех окружающих.» Ровена – «от природы она была кротка и застенчива, что физиономисты считают неразлучным с белизною кожи и светло- русыми волосами. Однако благодаря условиям воспитания характер ее изменился. Она привыкла к тому, что все преклонялись перед ее волей, и приобрела тот сорт мужества и самоуверенности, который развивается от постоянного почтения и внимательности со стороны всех окружающих.» Айвенго - красивый светловолосый юноша 25лет, смелый, ловкий и решительный рыцарь, способный защитить девушку. Айвенго - красивый светловолосый юноша 25лет, смелый, ловкий и решительный рыцарь, способный защитить девушку. Ревекка - «отличалась твердой волей, наблюдательностью, острым умом, трезвым взглядом на жизнь, учтивым обхождением со всеми. трусость была чужда ее душе. Она держала себя с горделивой скромностью, как бы подчиняясь неблагоприятным обстоятельствам, в которые ставила ее принадлежность к презираемому племени, но в то же время она сознавала себя достойной более высокого положения, чем то, на которое позволял ей надеяться деспотический гнет религиозных предрассудков.» Ревекка - «отличалась твердой волей, наблюдательностью, острым умом, трезвым взглядом на жизнь, учтивым обхождением со всеми. трусость была чужда ее душе. Она держала себя с горделивой скромностью, как бы подчиняясь неблагоприятным обстоятельствам, в которые ставила ее принадлежность к презираемому племени, но в то же время она сознавала себя достойной более высокого положения, чем то, на которое позволял ей надеяться деспотический гнет религиозных предрассудков.»


Почему рекомендую прочитать Интересный рыцарский роман. Интересный рыцарский роман. Не просто приключенческий, но и исторический роман. Не просто приключенческий, но и исторический роман. В романе встретишься со знаменитым Робин Гудом (Локсли). В романе встретишься со знаменитым Робин Гудом (Локсли).


Понравившийся момент « - А вот если кто попадет в эту палку за сто ярдов, того я назову достойным носить лук и стрелы в присутствии короля, будь это сам славный Ричард… « - А вот если кто попадет в эту палку за сто ярдов, того я назову достойным носить лук и стрелы в присутствии короля, будь это сам славный Ричард… Коли он подшибет такую тростинку, я охотно уступлю первенство ему, потому что человек не может так стрелять. Человек может сделать только то, что в его силах. Я не стану стрелять, раз сам знаю, что наверняка промахнусь. Ведь это все равно, что стрелять в острие ножа, или в соломинку, или в солнечный луч... Эта белая черточка так тонка, что я и разглядеть-то ее не могу. - Ну, Локсли, плут, стреляй, и, если попадешь в такую цель, я скажу, что ты первый человек, которому это удалось. Нечего хвастать своим превосходством, пока оно не подтверждено делом.. Я сделаю то, что в моих силах, - отвечал Локсли. - Большего от человека нельзя требовать. Сказав это, он снова взялся за лук, но предварительно переменил тетиву, находя, что она недостаточно кругла и успела немного перетереться от двух предыдущих выстрелов. На этот раз он прицеливался гораздо тщательнее, и толпа народа, затаив дыхание, ждала, что будет. Стрелок оправдал общую уверенность в его искусстве: стрела расщепила ивовый прут, в который была направлена. Последовал взрыв восторженных восклицаний. Сам принц Джон позабыл на минуту свою неприязнь к Локсли, так он был поражен его ловкостью Сказав это, он снова взялся за лук, но предварительно переменил тетиву, находя, что она недостаточно кругла и успела немного перетереться от двух предыдущих выстрелов. На этот раз он прицеливался гораздо тщательнее, и толпа народа, затаив дыхание, ждала, что будет. Стрелок оправдал общую уверенность в его искусстве: стрела расщепила ивовый прут, в который была направлена. Последовал взрыв восторженных восклицаний. Сам принц Джон позабыл на минуту свою неприязнь к Локсли, так он был поражен его ловкостью. -

В ЛИТЕРАТУРЕ

УРОК 20

Тема. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство

Цель: работа над образом главного героя; составление плана рассказа; развитие свяВНОй речи; показ роли композиции произведения в развитии сюжетной линии и создании образов героя; воспитание культуры свяВНОй речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение выражать и отстаивать свое мнение.

Оборудование: иллюстрации к роману В. Скотта «Айвенго» (обязательно - изображение щита героя).

II. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся

Беседа с классом

Назовите основные эпизоды, в которых участвует Айвенго. (Ужин в доме Седрика Сакса, рыцарский турнир, в плену в замке, защита Ребекки)

Четыре эпизода с участием главного героя - это много или мало, чтобы составить определенное представление о нем?

Какая еще информация дополняет образ? (События«за кадром»:рассказ о турнире в крестовом походе, причина отречения Седрика сына; мысли других персонажей о нем)

Как выглядит щит героя и на нем начертано девиз? (Использование иллюстрации)

Как вы считаете, правильно ли он отображает ситуацию?

III. Формирование новых знаний, умений и навыков. составление плана к образу Айвенго

Учитель. Напоминаю, что рассказ (и план, конечно, тоже) должна состоять из трех основных частей: вступления, главной части (раскрытие темы) и заключения.

Рассказывая о литературного героя, обязательно следует указать произведение и автора, когда происходят события, главную мысль произведения.

Худ. И. Кусков. Щит Айвенго

Примерный план (составляется вместе с учителем)

I. Введение Изображения в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и связь этих событий с судьбой главного героя.

II. Основная часть Уїлфред Айвенго - образец мужества, истинного благородства, честности.

1. Происхождение и воспитание героя.

2. Причины лишения наследства и изгнания из родного дома.

3. Айвенго - верный рыцарь Ричарда Львиного Сердца: участие в крестовом походе, защита чести англосаксов на турнире, возвращение на родину с целью оказания помощи королю.

4. Скромность рыцаря и чувство человеческого достоинства (заложился за ужином у Седрика).

5. Человечность Айвенго (отношение к старого Исаака).

6. Благодарность, уважение и любовь к юноше:

а) благодарность спасенного Исаака;

б) верность и преданность Гурта;

в) защиту леди Ровены;

г) гордость отца за сына;

д) отношение к слугам.

7. Мужество и мастерство на турнире:

а) замечательное мастерство в обращении с конем и владении оружием;

б) смелость и желание помериться силой именно с Буагільбером;

в) скромность (не хотел называть свое имя);

г) нешуточная выдержка (во время ранения);

д) верность любимой;

е) отсутствие зависти к победителей (призы).

8. Благородство и умение думать о других во время плена:

а) честное обращение с Ребеккой (не заставил девушку расстраиваться);

б) просьбу спасти отца первым.

9. Роль трех турниров из жизни Айвенго как одного из принципов построения сюжета произведения:

а) большая благодарность девушки за спасение и помощь по зову сердца;

б) победа врага - будто Божий промысел.

10. Дальнейшие события в жизни героя - закономерность его судьбы.

11. Можно сказать, что Айвенго сам строит свою судьбу? Соответствует девиз на щите Айвенго том, как сложилась его судьба? Почему отец снова стал сторонником к сыну?

(Корни патриота - в родной земле, возвращение к отцу)

III. Вывод. Уїлфред Айвенго, главный герой романа - человек своего времени, образец лучших рыцарских добродетелей.

Мое отношение к герою.

IV. Развитие свяВНОй вещания. рассказ учащихся о Айвенго по составленному плану

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Попробовать составить план рассказа о Ричарде Львиное Сердце, Седрика Сакса, Лоскслі, Вамбу (по выбору); подобрать материалы о леди Ровену и Ребеку (по вариантам).

"Исторический” блок Программы литературного образования в 7-м классе открывается изучением романа английского писателя-романтика В.Скотта «Айвенго». В рамках этого блока ученикам предстоит разобраться в особенностях жанра исторического романа, поразмышлять над особенностями восприятия и изображения "давно минувших дней” В.Скоттом, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым.

Первый вопрос, который стоит задать ребятам: что заставляет нас относить к историческому жанру столь разные произведения, как романы «Айвенго» и «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова» (все указанные произведения изучаются в одном блоке)?

Действие романа «Айвенго» происходит в XI веке, события пугачёвского бунта, положенные в основу «Капитанской дочки», удалены более чем на шестьдесят лет от времени её написания, в «Песне про купца Калашникова» Лермонтов погружает читателя в эпоху правления Ивана Грозного. Очевидно, главное в том, что исторические произведения создаются гораздо позже эпохи, в них описанной. Это даёт авторам возможность взглянуть на исторические события с некоторой временной дистанции, по-новому осмыслить происходившее. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народные быт и нравы. Автор отстаивает индивидуальный взгляд на события далёкого прошлого, основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражает своё отношение к реальным историческим персонажам. Тем не менее отдалённость во времени не снимает актуальности проблематики исторического произведения.

Размышляя над особенностями жанра, мы можем сопоставить исторический роман с древнерусской летописью или западноевропейской хроникой. Что в них общего и чем они различаются?

Прежде всего, повествование ведётся о событиях прошлого, но летопись и хроника создают впечатление независимого объективного повествования. Летописец ничего не сочиняет, он рассказывает о том, что было, по его мнению, на самом деле. Рассказывает последовательно и обстоятельно, стремясь создать системную, целостную картину мира. Хроника напоминает личный дневник, но посвящена она не жизни отдельного человека, а истории каких-то земель, правлению европейских государей и жизни народа в разные периоды правления. В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические деятели и вымышленные персонажи.

Итак, в процессе изучения романа В.Скотта попытаемся разобраться в том, с какой точки зрения рассматривает автор историю, как сплетаются в романе история и вымысел, каким предстаёт перед читателем средневековье в изображении английского писателя-романтика.

Говоря о романе «Айвенго», следует задуматься и над тем, какие признаки рыцарского романа можно в нём найти. Ученики уже знакомы с фрагментами статьи А.Д. Михайлова «Роман и повесть Высокого Средневековья» (полностью статья опубликована в 22-м томе БВЛ «Средневековый роман и повесть»). Таким образом, особенности жанра исторического романа в сопоставлении с летописью (хроникой) и рыцарским романом средневековья станут для учеников более очевидными.

Ученики отметят сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман Скотта выполняет "научно-популярную” функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нём соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа -- любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нём нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий. В основу романа положено традиционное для В.Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюблённая пара -- рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.

От чего зависит счастье влюблённых? От того, какой оборот примут исторические события, кто победит в историческом конфликте. Кто же является его участниками? Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной. Какие поступки, соответствующие рыцарскому кодексу чести, совершает Айвенго? Под маской паломника-пилигрима -- он единственный, кто, сжалившись над слабым стариком ростовщиком Исааком, уступает ему место у очага; анонимно вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого Буагильбера; заступается за честь сына Седрика (то есть за свою собственную, но опять же анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении романа не изменяя рыцарским понятиям чести.

Построенный на увлекательном разгадывании последовательно возникающих загадок (тайна сына Седрика Сакса, тайна пилигрима, тайна Рыцаря, Лишённого Наследства, тайна Чёрного Рыцаря), роман соединяет в себе интригу, живописное зрелище и философское осмысление событий. В качестве домашнего задания к одному из уроков ученикам было предложено выписать из романа (или отметить в тексте) определения рыцарской чести и составляющие кодекса чести средневековых рыцарей (гл. 10, 28, 29). Вот что мы выяснили:

Обязанность истинного рыцаря -- быть сторонником слабейшей партии.

Строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившимся в беспомощном состоянии.

Человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги. "Ведь бой -- наш хлеб насущный, дым сражения -- тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни”.

Награда рыцаря -- слава, она увековечит имя героя.

Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия.

Рыцарство -- источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетённых, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.

Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах.

Какой поступок невозможен для истинного рыцаря? Кто нарушает законы рыцарства?

Самое страшное преступление рыцаря -- измена чести и долгу. Преступление карается смертью (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер), наказание неизбежно.

Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нём Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: "Он бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами -- кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей”. Затем можно прочитать ученикам отрывок из главы 41, в котором сам В.Скотт говорит об отличии исторического прототипа от его литературного двойника. Почему под пером романиста так меняется реальный исторический персонаж?

Истинный рыцарь Айвенго, не существовавший в действительности, и истинный рыцарь Ричард Львиное Сердце, чей исторический облик, мягко говоря, не вполне соответствовал романтическому образу, необходимы Вальтеру Скотту для воплощения в романе собственных идей, причём он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что реальный Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без страха и упрёка.

Особый интерес в романе вызывают женские образы. Пусть ученики назовут героинь, благодаря которым движется сюжет, найдут их портреты, опишут характеры. Предложите ученикам вспомнить образ героини романтического произведения. Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? Кто из героинь вызывает у вас бульшую симпатию?

Если белокурая леди Ровена представляет собой достаточно типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале с блеском играет роль заслуженной награды, то образ красавицы еврейки Ревекки более сложен. В силу своего происхождения поставленная в особое положение, смелая и великодушная Ревекка высказывает отношение к происходящим событиям, достойное уст своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда она сопровождает восклицанием: "Отпусти ему, Боже, грех кровопролития!”, очевидно иначе (по сравнению с Айвенго) оценивая воинские подвиги английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия и самосожжением перед Молохом. В отличие от большинства героев, мечтающих о ратных подвигах, Ревекка врачует раны, исцеляет больных. У Ревекки тоже есть свои понятия о чести, она упрекает Буагильбера в том, что он собирается ради неё изменить своему Ордену и своей вере. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведёт философские споры с неукротимым храмовником о роли судьбы. Ей принадлежат слова, явно опережающие своё время, о том, что "люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей”. Она способна объективно (и поэтически) оценить характер своего жестокого похитителя Буагильбера: "У тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она - как запущенный сад, принадлежащий нерадивому хозяину: сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки”. Ей не суждено быть счастливой: Ревекка воплощает идею автора о том, что "самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду -- душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать”.

Итак, каждый герой получил по заслугам: Ричард Львиное Сердце -- славу и память потомков, Айвенго -- славу и возлюбленную, но самую высокую награду получила отказавшаяся от несчастной страсти Ревекка -- душевный покой. О судьбе героев, не следующих кодексу чести, уже было сказано выше.

Исследователи творчества В.Скотта отмечают, что в своих романах писатель осмысляет философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам, общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию общества. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых народов со своими покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Страшные плоды завоеваний описаны в главе 23, где цитируется «Саксонская хроника» (описание "страшных дел” перекликается с описанием жестокого подавления бунта в «Капитанской дочке» Пушкина -- см. пропущенную главу).

В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным. Не случайно роман «Айвенго» завершается свадьбой Айвенго и Ровены, и присутствующие на бракосочетании знатные норманны и саксы понимают, что "мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадёжного успеха в междоусобной войне”, "увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племён; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли своё различие”. Предложите ученикам объяснить, используя текст последней главы, почему свадьба Айвенго и Ровены завершает как любовную, так и политическую сюжетные линии романа.

Для того чтобы подвести итог изученному на уроках по роману В.Скотта «Айвенго», можно использовать материалы, включающие текст знаменитой пародии У.Теккерея «Ревекка и Ровена».

Своеобразное продолжение-пародия английского писателя-сатирика Уильяма Теккерея (1811--1863) «Ревекка и Ровена» появляется в печати через тридцать лет после публикации «Айвенго». Она носит откровенно бурлескный характер и высмеивает то, что категорически не принимает Теккерей в исторических романтических романах. Объектами пародии становятся романтизация истории, основные сюжетные ходы, романтический стиль и романтический пафос, и в первую очередь характеры героев, их возвышенные чувства. Все эти черты романтического исторического романа подвергаются снижению и высмеиванию, а последующие поступки героев объясняются их новыми, современными (порой весьма вульгарными) "буржуазными” ценностями.

В одном из писем Теккерей так определяет свои взгляды: "Искусство романа заключается в том, чтобы изображать Природу -- передавать с наибольшей полнотой чувство реальности”. И ещё: "С моей точки зрения, сюртук должен быть сюртуком, а кочерга кочергой, и ничем иным. Мне не ясно, почему сюртук следует именовать расшитой туникой, а кочергу - раскалённым орудием из пантомимы”. Теккерей -- сторонник реализма, предъявляющий искусству строгие требования. Он не принимает поэзию Байрона и Шелли, находя в них слишком возвышенные, преувеличенные, а следовательно, ложные чувства. Отклонение от естественности и простоты изображения вызывает его осуждение и насмешку.

Для работы на заключительном уроке можно раздать каждому ученику (или по группам) фрагменты текста пародии и предложить ответить на следующие вопросы: Над чем и над кем смеётся Теккерей? Что он пародирует? Каким образом он заставляет смеяться читателя? Как изменяются характеры героев и их поступки в пародии? Чем объясняет автор эти изменения? Найдите в предисловии к роману «Айвенго» возможный ответ Скотта на пародию Теккерея (учтите, что В.Скотт не мог читать «Ревекку и Ровену», так как пародия появилась после его смерти).

В дальнейшем материалы, полученные при изучении романа В.Скотта «Айвенго», можно использовать при работе над «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина. Известно, что Пушкин высоко ценил романы В.Скотта, а его архив содержит небольшую статью, посвящённую шотландскому романисту.

Можно предложить ученикам задания, выявляющие связь исторических произведений В.Скотта и А.С. Пушкина (эта работа поможет лучше понять своеобразие пушкинского подхода к истории в «Капитанской дочке»):

1. Айвенго и Гринёв. Выпишите правила дворянской чести из романа Пушкина, сравните их с кодексом истинного рыцаря в романе «Айвенго».

"Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил её из её рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце моё горело. Я воображал себя её рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин её доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты” (Гринёв).

"Береги честь смолоду”. (Эпиграф. Дан издателем.)

"Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду” (напутствие старшего Гринёва).

"Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить я не могу”; "На что это будет похоже, когда я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?”; "Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы” (Гринёв).

"С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака” (Гринёв о Швабрине).

"Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!” (старший Гринёв).

2. Найдите в главе «Пугачёвщина» рассуждения Гринёва, полемизирующие с идеей Скотта о закономерностях развития общества. (Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному своему состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покорённых с покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.)

"Когда вспомню, что это случилось на моём веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”.

3. Эпиграфы к главам.

Сравните несколько эпиграфов к главам в романе «Айвенго» и несколько эпиграфов в «Капитанской дочке». В чём их роль?

4. Народные баллады и народные песни у Скотта и Пушкина.

Сравните роль включённых в текст стилизаций народных баллад в романе «Айвенго» и народных песен в «Капитанской дочке». Например, песня Ульрики (31-я глава) и песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка…» (гл. 7 «Незваный гость»).

5. Чем похожи Гурт (раб, затем вольный оруженосец Айвенго) и Савельич? Чем они отличаются?

6. Что общего в принципах построения романов Скотта и Пушкина?

Очевидно, что в центре повествования -- влюблённая пара, чья судьба зависит от поворота исторических событий, два враждующих лагеря, между которыми находится герой. "Два лагеря, две правды, одна судьба” -- так афористично пишет А.Н. Архангельский в книге «Герои Пушкина». Сравните два смысла сказки, рассказанной Пугачёвым Гринёву. Пугачёв: "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!” Гринёв: "Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину”.

7. Во что верит Айвенго и во что верит Гринёв? Кто, с вашей точки зрения, более свободен?

8. Какова роль случая в романах В.Скотта и А.С. Пушкина?

Какие случайности управляют судьбой Айвенго? Случайная встреча с Брианом Буагильбером и приором, которых он отводит в дом своего отца; случайно встречается в доме отца с Исааком и его дочерью; случайно Чёрный Рыцарь оказывается на турнире и спасает Айвенго; случайно узнают свидетели турнира имя Рыцаря, Лишённого Наследства… и так далее.

Какие случайности управляют судьбой Гринёва? Случайно застигнутого бураном, его случайно спасает чернобородый мужик, случайно оказавшийся Пугачёвым, Пугачёв случайно узнаёт Савельича и милует Петра Андреича, случайно Гринёв узнаёт, что Маша в руках предателя Швабрина… и так далее.

(Подробнее о поэтике случайности смотрите в книге А.Н. Архангельского «Герои Пушкина».)

9. Как вы думаете, можно ли отнести к роману В.Скотта «Айвенго» и роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» известный принцип французского романиста Дюма-отца («Три мушкетёра» и так далее): "История -- это гвоздь, на который я вешаю свою картину”. Аргументируйте свою точку зрения.