Музыкальные игры во второй младшей группе. Картотека музыкально-дидактических игр и игровых заданий для младшей группы

  • 12.06.2019

Методическая разработка. Музыкальные игры для младших дошкольников

Автор: Землемерова Надежда Вениаминовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 «Малахит» города Чебоксары Чувашской республики.

Данная разработка будет полезна для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Может использоваться как на музыкальных занятиях, так и в досуговой деятельности с младшим дошкольным возрастом.
Цель: Формирование мотивации к музыкальной деятельности;
- развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребёнка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музицырованию;
- развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков;
- обогащение музыкального опыта детей;
- активизация эмоциональных реакций малышей на музыку;
- развитие у детей музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей.

Младшая группа

«Угадай инструмент»
(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!

«Тихие и громкие ладошки»
(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем,
Громко, громко ударяем,
Раз, два, три, не зевай,
Громко, громко ударяй!

Мы в ладошки поиграем,
Тихо, тихо, ударяем.
Раз, два, три, не зевай,
Тихо, тихо ударяй.
«Ритмичные ножки»
(Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем,
Ножки поднимаем,
В Палочки играем,
Дружно ударяем.

Быстро мы шагаем,
Ножки поднимаем,
В палочки играем.
Дружно ударяем.

«Дети и медведь»
(Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)
Дети вышли погулять
В погремушки поиграть,
Вот как весело гуляем,
В погремушки мы играем.

Вышел мишка с барабаном,
Бум-бум-бум, трам – там-там,
Все ребята притаились,
Тут и там, тут и там.

«Музыкальная мозаика»
(Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)
Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
Ква-ква- ква она поёт!

Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее ноги,
Да как начал он реветь,
Вот так мишенька- медведь!

Дождик капает по крыше,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Еле слышно, еле слышно,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

Вот течёт ручеёк,
Видно его путь далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

«Весёлые мячики»
(На определение контраста в музыке. На первую часть музыки «мячики» катятся друг за другом или в рассыпную, на вторую часть –подпрыгивают на месте.)
Покатился, покатился
Мячик по дорожке,
Мы как мячики бежим,
Вот какие ножки!

Вдруг запрыгал мячик наш
Весело так скачет
Мы как мячики сейчас
Дружно все поскачем!

«Маленькие музыканты»
(На первую, быструю часть музыки дети играют на ложках, на вторую, медленную часть играют на бубнах).

«Курочки и лисичка»
(Выходят курочки, клюют зёрнышки, чистят пёрышки. Затем выбегает лисичка, ловит курочек: кого заденет, тот садится на корточки)
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.

Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)

Музыкально-дидактические игры
для
II младшей группы

Подготовила Чернова Н.С.

1. «Чудесный мешочек»

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: Участвуют вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.


2. «Подумай и отгадай»

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых изображены: медведь, зайчик, птичка.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведи» В.Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

3. «Птицы и птенчики»

Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4большие птицы, 3-4 птенчика).

Ход игры: Участвуют подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

4. « Курица и цыплята»

Игровой материал: Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры : Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу говорит:

«В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша », играет на металлофоне ре второй октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

5. «Угадай-ка»

Игровой материал: 4-6 больших карточек- каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок (утка- утенок, кошка- котенок, корова-теленок и т.д)

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей (4-6)за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы), дети закрывают фишкой картину с гусенком.

6. «В лесу»

Игровой материал: На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (Дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры : «Дети, посмотрите. Какой красивый лес, -говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).
Ира проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.


7. «Нам игрушки принесли»

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоток; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

8. «Колпачки»

Игровой материал: Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры: Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Игра проводится в свободное от занятий время.

9. «Наш оркестр»

Игровой материал: Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.
Ход игры: Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям(предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.

10. «Что делают дети?»

Игровой материал: Карточки (По числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.
Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи) «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В.Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

Цель игры : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.


Ход игры

Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

В лесу

Цель игры: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.

Оборудование: картинки с изображением медведя, зайца и птицы, фишки

Ход игры : Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.

Веселый кубик

Цель игры : Развивать творческие проявления в посильной эмоционально - выразительной передаче образов.

Оборудование : демонстрационный: кубик, на гранях которого картинки с изображением животных: лиса, кошечка, собачка, заяц, медведь, лошадка.

Ход игры : Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Нужно взять веселый кубик,

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик,

Нужно детям показать!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку показать под музыку как движется это животное, дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

Волшебные цветы

Цель игры : Развивать логическое мышление, учить подбирать цветы, соответствующие характеру музыкального произведения.

Оборудование: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или весёлое, изображающих три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Репертуар :

«Грустный дождик» Д. Кабалевский;

«Баю-бай» музыка В. Втилиной, слова П. Каганова.

«Праздничная», Л. Сидельникова

Ход игры: Музыкальный руководитель:

Дети, я хочу вам рассказать одну волшебную историю…В одном сказочном королевстве Гармонии жила-была девочка по имени Мелодия.

У нее был волшебный сад. В этом саду росли необычные цветы, которые очень любили музыку и даже умели разговаривать. У каждого цветка был свой характер. Красный цветок был очень веселый, разговорчивый. Синий очень любил поспать, поэтому мало разговаривал. А оранжевый цветок был всегда печален и всегда был чем - то недоволен. У каждого из цветка была своя музыка. Только услышав ее, он мог распуститься. И девочка каждое утро вставала, играла для своих цветов их любимую музыку. Вот тогда они распускались и подолгу беседовали со своей хозяйкой. Но как - то раз, Мелодия заболела и не смогла прийти в свой волшебный сад. И цветочки начали увядать.
Дети, давайте не дадим погибнуть волшебным цветочкам, поможем им распуститься. А что нам для этого надо сделать? Верно, мы должны подобрать для каждого музыку.

Как вы думаете, какая музыка нравится красному цветку? Правильно, веселая, задорная, быстрая. А какую любит оранжевый цветок? Конечно, ему по душе спокойная мелодия, колыбельная. А что любит слушать оранжевый цветок? Конечно, он любит грустную, неторопливую, печальную музыку.

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки.

Где мои детки?

Цель игры:

Оборудование : карточки с изображением птиц

Ход игры : Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: « в одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы - птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря - кря». (Поет на ре первой октавы). Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря - кря, мы здесь». (Поют на ля первой октавы). Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.

Зайчики

Цель игры : Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

Кого встретил Колобок?

Цель игры : Развивать у детей представление о регистрах

(высоком, среднем, низком).

Ход игры : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

Колпачки

Цель игры : Развитие тембрового слуха

Оборудование : Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик.

Ход игры : под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Лесенка

Цель игры: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Оборудование : лесенка, кукла

Ход игры : Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) - вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

Цель игры : научить отличать женский вокал от мужского, хоровое пение - от сольного.

Ход игры: После прослушивания музыки ребенок должен выбрать правильную картинку и показать ее.

Птицы и птенчики

Цель

Оборудование : лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)

Ход игры : Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне высокие звуки. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку. Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Сколько божьих коровок на цветке?

Цель игры : Учить детей слышать и различать количество звучащих звуков (один, два или три). Отличать их друг от друга.

Оборудование: большой цветок, три божьих коровок (семья).

Ход игры : Сыграть детям на фортепьяно по одному звуку по очереди - каждая божья коровка имеет свой звук (жужжит по-своему). Два звука - две букашки собрались на цветочке и ведут разговор, три звука - вся семья в сборе. Попросить ребят услышать и отгадать, сколько собралось божьих коровок на цветочке - одна, две или три. Можно усложнить игру и предложить услышать кто именно прилетел на цветок папа, мама или ребёночек.

Чудесный мешочек

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха

Оборудование : Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Ход игры: «Дети,— говорит руководитель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Весело-грустно

Цель игры : различать построение музыки

Ход игры : Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.

2 вариант - слушают и изображают мимикой.

«Болезнь куклы»-«Новая кукла» П.И.Чайковского

Как бегают зверята

Цель игры : Развитие чувства ритма

Ход игры : Педагог выстукивает ритм в различном темпе, связывая его с образами животных (медведь, заяц, мышка)

«Барабанщики»

Цель игры : Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Оборудование : барабаны

Ход игры : педагог играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко, затем - тихо. Ребенок должен повторить

Море и ручеек

Цель игры : учить детей различать темп музыки.

Оборудование : наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Репертуар: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.

Ход игры : При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного - с изображением моря.

2-й вариант: При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого -

двигаются, импровизируя течение ручейка.

Лесная прогулка

Цель игры : учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

Ход игры : детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана - медведи, бубна - зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент - стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.

Угадай-ка

Цель : развитие звуковысотного слуха.

Оборудование : 4-6 больших карточек - каждая разделена на две части. На одной половине изображён гусь, на другой - гусёнок (утка-утёнок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т.д.) Фишки - по две на карточку.

Ход игры : Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой. Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ля первой октавы). Дети закрывают фишкой картинку с гусёнком. И т.д.

Кто в домике живет?

Цель игры: развитие звуковысотного слуха

Оборудование : На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры : педагог показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит руководитель, — живут мамы, на втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке.

Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже. Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

Найди и покажи

Цель игры: побуждать к творческим импровизациям

Оборудование : 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных

Ход игры : взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игра с бубном

Цель игры : Вызвать у детей радость и желание играть на музыкальном инструменте

Оборудование : Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры : Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку (играющий выходит на середину ). Затем ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей )

Игры с нитками

Цель игры : Дать понятие о длинных и коротких звуках.

Оборудование : Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы.

Ход игры : Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам, пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает.

Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Тихие и громкие звоночки

Цель игры : научить различать динамику звука

Оборудование : Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры:

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й - громко.

Учитесь танцевать

Цель игры : развитие чувства ритма

Оборудование : Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры : Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей - маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

Укрась музыку

Цель игры : побуждать ребенка к музыкальной импровизации, развитие навыков игры на инструментах

Оборудование : Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.

Громко - тихо

Цель игры : развитие динамического слуха

Оборудование: Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные - громко, серые - тихо.

Ход игры : Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети выкладывают на карточках динамический рисунок песни.

2-й вариант : Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Педагог исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано - выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения.

Кто поёт

Цель игры: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Оборудование : Три карточки из картона, на которых изображены папа, мама, сынишка.

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все члены семьи любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сын - высоким. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. Объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная» (мама поёт песню сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Маленький марш» (мальчик поёт и марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её педагогу, объясняя свой выбор.

Музыкальный репертуар : «Рассказ папы», «Колыбельная», «Маленький марш» Г.Левкодимова.

Узнай сказку

Цель игры : Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Оборудование : Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры :

1-й вариант: После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

2-й вариант : Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка - оранжевый квадрат, Волк - зелёный квадрат.

Музыкальный репертуар : «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

Песня - танец - марш

Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Оборудование : На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.

Ход игры : Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Кто вышел погулять?

Цель игры : под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Ход игры :

На лесную полянку вышли погулять животные. А какие - вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Музыкальный репертуар : Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

Зайки ходят и прыгают

Цель игры : Учить детей различать равномерное движение четвертями и восьмыми, отмечать это спокойной ходьбой и легкими прыжками.

Ход игры : педагог воспроизводит на инструменте равномерный ритм четвертями и восьмыми, дети передают это соответствующим движением.

День и ночь

Цель игры: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Ход игры : дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки - садятся на корточки (ночь).

Музыкальный материал : весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.

День рождения

Цель игры : научить определять характер музыки

Оборудование : мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры : «Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал». (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду.)

Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?

Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

После этого появляется игрушка - «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры руководитель спрашивает детей: «Что подарят зайчику дети?» Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

Найди игрушку

Цель игры : закрепить программный материал

Оборудование : игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок.

Ход игры : полукругом возле стола, на котором лежат игрушки, сидят дети. Педагог предлагает послушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку.

Буратино

Цель игры : развитие звуковысотного слуха, обогащение музыкальных впечатлений

Оборудование: коробка, на которой нарисован Буратино. Карточки с иллюстрациями к знакомым песням и пьесам

Ход игры: педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведение, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достается соответствующая картинка

К нам гости пришли

Цель игры : побуждать играть детей на музыкальных инструментах

Оборудование : игрушки бибабо (медведь, зайчик, птичка), бубен, металлофон, колокольчик

Ход игры:

Дети, сегодня в гости к нам должны прийти игрушки

Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Полина, сыграй мне на бубне, а я потанцую»

Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары палочкой на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика

Определи

Цель игры : Развитие чувства ритма

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя - на нижнюю, зайчика - на среднюю, птичку - на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика - быстрым постукиванием указательным пальцем, птички - легким потряхиванием бубна над головой

Птичий концерт

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры : Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий поет, а дети отвечают.

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Ведущий: А синица целый день

Поет громко:

Дети : Тень-тень, тень-тень!

Ведущий: Вторит дятел им:

Тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

анна мельник
Картотека музыкально-дидактических игр (по программе «Детство»)

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Кулачки и ладошки

Музыкальный материал . «Кулачки и ладошки» м. Е. Тиличеева, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Музыкальный букварь

Спите, куклы

Пособия. Кукла

Источник. Ветлугина Н., Музыкальный букварь

Угадай,на чем играю (1)

Цель. Игра для развитие тембрового слуха

Пособия. Детские музыкальные инструменты : погремушка,бубен, куклы би-ба-бо Петрушка,медведь, небольшая ширма

Музыкальный материал . «Петрушка и Мишка» русская народная мелодия

Угадай,на чем играю (2)

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Дудочка, барабан, металлофон, небольшая ширма

Музыкальный материал . «На чем играю» м. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Птица и птенчики

Цель. Игра для развититие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек

Музыкальный материал . «Птички» м. Т. Ломовой, «Птица и птенчики» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Кукла шагает и бегает

Пособия. Кукла

Музыкальный материал . «Кукла шагает и бегает» с. Ю. Островского,м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Кукушка, зайка, медведь

музыки

Пособия. Карточки с изображением кукушки,зайца,медведя

Музыкальный материал . «В лесу» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Весело-грустно

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома,пиктограммы грустно-весело по количеству детей

Музыкальный материал . «Весело-грустно» Л Бетховен

Источник. О. П. Радынова «Музыка в детском саду » часть 1

Трубы и барабан

Цель. Игра на различение ритма

Пособия. Труба, барабан

Музыкальный материал . «Трубы и барабан»

Чей домик?

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Стулья по количеству детей

Музыкальный материал . «Чей домик?» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Тихие и громкие звоночки

Цель. Игра на различение динамики

Пособия. Погремушки по количеству детей

Музыкальный материал . «Тихие и громкие звоночки» с. Ю. Островского,м. Р. Рустамова

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Угадай-ка

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Парные карточки по количеству детей (корова-теленок, гусь-гусенок, баран-барашек, конь-жеребенок)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для

дошкольников»

Где мои детки?

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Три больших карточки (утка, кошка,курица) и несколько маленьких (утята, котята, цыплята) (по числу играющих)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально

Три сестрички

Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра,гармонизации музыки

Пособия. Карточки с изображением трех девочек (плачущей, злой, играющей)

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Плакса» , «Злюка» , «Резвушка»

Источник. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »

Угадай, на чем играю

Пособия. Музыкальные инструменты :погремушка, ложки, бубен, барабан, ширма, куклы би-ба-бо : заяц, кошка, медведь, ежик

Музыкальный материал . Любые русские народные мелодии

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Картинки – «Зайцы спят» , «Зайцы пляшут»

Музыкальный материал музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Что делают мишки

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки «Мишки спят» , «Мишки шагают»

Музыкальный материал . Колыбельная или танцевальная музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Найди щенка

Пособия. Игрушка щенок, 3 небольших бочонка

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Прыг, прыг скок

Цель Игра для развития ритмической памяти, метрического чувства

Пособия. Барабан, шапочка зайчика

Музыкальный материал .

Источник интернет

Кошка и цыплята

Цель. Игра для развития диатонического слуха

Пособия. Шапочки кошки, курочки, цыплят, котят

Музыкальный материал .

Источник. интернет

Угадай,на чем играю

Цель. Игра для развития тембрового слуха

Пособия. Карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона, дудки, барабана

Цель. Игра для развития ладового чувства

Пособия. Карточки с изображением веселого и грустного клоуна, пиктограммы

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Клоуны»

Источник О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки с изображением лесенки с пятью ступеньками. Девочк, идущая вверх и вниз по дорожке

Музыкальный материал . «Лесенка» Е. Тиличеева

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки , с изображением заблудившихся девочек, металлофон

Музыкальный материал . «Эхо» с. М. Долинова, м. Е. Тиличеевой

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Подумай и отгадай

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Пособия. Карточки по числу играющих , на которых изображены медведь, зайчик, птичка

Музыкальный материал . «Зайчик» русская народная мелодия, «Медведь» В. Ребикова, «Воробей» М. Красев

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Кто как идет

Цель. Игра развития чувства ритма

Пособия. Карточки с изображением медведя, лисы, волка

Музыкальный материал . «Кто как идет» с. В. Степанова, м. Г. Левкодимова

музыкальном детских садов

День рождения

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Мягкая игрушка заяц, маленькие подарочки, картинки с изображением «гостей»

Музыкальный материал . «Ежик» Д. Кабалевский, «Королевский марш льва» К. Сен-Санс, «Слон» К. Сен-Санс

Источник. З. Я. Роот «»

Птица и птенчики

Цель. Игра на закрепление знаний о высоте звука, развитие детского творчества

Пособия. Картинка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички большие и маленькие

Музыкальный материал . «Музыкальные птенчики » З. Роот

Источник. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Три медведя

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Плоские фигурки из картона , раскрашенные в русском стиле – Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки. Карточки у детей с изображением трех медведей и кружочки, металлофон

Музыкальный материал .

Источник З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Сколько птичек поет

Цель. Игра для развития памяти и слуха

Пособия. Карточки с изображением птичек, картинка гнома

Музыкальный материал .

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Знаешь ли ты музыку П . И. Чайковского

Цель. Игра для развития музыкальной памяти

Пособия. Картинки с изображением героев звучащих произведений

Музыкальный материал . П. И. Чайковский «Баба Яга» , «Новая кукла» , «Камаринская» , «Вальс»

музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов .

Веселый поезд

Цель. Игра для закрепления умения различать изменения темпа музыки

Пособия. Небольшая игрушка паровоз

Музыкальный материал . Е. Тиличеева «Колеса паровоза»

Источник Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов .

Месяц май

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Погремушки

Музыкальный материал . Потешка

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Старшая группа

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Картинка

Музыкальный материал . «Качели» м. Е. Тиличеевой, с. Л. Дымовой»

Источник. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь »

Догадайся, кто поет

Цель. Игра на различение тембра

Пособия. Металлофон

Музыкальный материал . «Кто поет» с. А. Гангова, м. Е. Тиличеевой

Кого встретил колобок

Цель. Игра на развитие музыкальной памяти и слуха

Пособия. Картинки колобка , лисы, зайца, медведя,волка

Музыкальный материал . «Кого встретил колобок» м. Левкодимова

Источник Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов .

Два барабана

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Большой и маленький барабаны

Музыкальный материал . «Два барабана» с. Ю. Островского,

м. Е. Тиличеевой

Источник Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Старшая группа

Удивительный светофор

Цель. Игра на усвоение характера музыки

Пособия. Фланелеграф, большой светофор, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети выполняют три действия : спят, маршируют, пляшут.

Музыкальный материал . По выбору музыкального руководителя

Источник. З. Я. Роот «Музыкально -дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Кулачки и ладошки

Цель. Игра на различение ритма

Музыкальный материал . «Кулачки и ладошки» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Старшая группа

Петух, курица и цыпленок

Цель. Игра для развития ритмического слуха

Пособия. Картинки с изображением петуха, курицы и цыплят.

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Мы военные

Цель. Игра на различение характера музыки

Пособия. -

Музыкальный материал . Л. Сидельникова «Трубач» , «Пехотинцы» , «Кавалеристы»

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Старшая группа

Веселые матрешки

Цель. Игра на развитие чувства ритма

Пособия. Плоские фигурки матрешек, металлофон, деревянные ложки

Музыкальный материал . Русская народная мелодия «Светит месяц»

Источник. З. Роот «Музыкально -дидактические игры для детей дошкольного возраста

Узнай, какой инструмент звучит

Цель. Знакомить детей со струнными, ударными, шумовыми инструментами, учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков; развивать логическое и образное мышление, внимание, речь

Пособия.

Музыкальный материал .

Источник.

Веселые гудки

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Рисунки паровоза и парохода, карточки (30*9 см.) и по три полоски из картона : широкие (3*6 см) – долгий звук, узкие (1,5*6 см) – короткий.

Источник. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Птица и птенчики

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички большие и маленькие.

Источник. З. Я. Роот «Музыкально-дидактические игры »

Узнай сказку

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа .

Пособия. Карточки с изображением волка и Красной шапочки, набор цветных полосок двух разных цветов.

Музыкальный материал . «Красная шапочка и серый волк» Г. Левкодимов

Источник музыкальном воспитании дошкольников»

Громко-тихо запоем

Цель. Игра для развития диатонического слуха

Пособия. Любая игрушка

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Озвучь явления природы

Цель. Игра для развитие ассоциативного мышления.

Пособия. Карточки на каждого ребенка , картинки с изображением инструментов

Музыкальный материал . По выбору музыкального руководителя

Подготовительная к школе группа

Цель. Игра для развития диатонического слуха

Пособия. Молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Солнышко и туча

Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки /веселая , жизнерадостная; спокойная, грустная/".

Пособия. Карточки из картона с изображением солнышка, с тучкой, солнышко за тучкой

Музыкальный материал : Д. Кабалевский «Рондо-марш» , С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами» , М. Крутицкий «Зима»

Источник : Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Бубенчики

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки по числу играющих , на каждой нарисованы три линейки, цветные кружочки, три музыкальных колокольчика , металлофон

Музыкальный материал . «Бубенчики» с. М. Долинова, м. Е. Тиличеева

Источник Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Три поросенка

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Карточки с изображением трех поросят

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Прогулка

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки с изображением коротких и долгих звуков

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Определи по ритму

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки , на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая, картинки , иллюстрирующие содержание песни, детские музыкальные инструменты

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально -дидактические игры для дошкольников»

Угадай,на чем играю

Цель. Знакомить со струнными, ударными, шумовыми инструментами, учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков, развивать логическое и образное мышление, внимание речь.

Пособия. Карточки с изображением музыкальных инструментов .

Музыкальный материал .

Источник. Интернет

Музыкальный разговор

Цель. Развитие певческих творческих способностей детей.

Пособия. Картинка

Музыкальный материал . По выбору музыкального руководителя

Источник. интернет

Ученый кузнечик

Цель. Развитие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон

Источник. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Подбери картинку

Цель. Развивать у детей умение различать образный характер музыки , соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Пособия. Два различных по настроению зимних пейзажа.

Музыкальный материал . В. Агафонников «Сани с колокольчиками» . Источник : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Цветы небольшого размера – ромашки и васильки – по два у каждого ребенка, бубен

Источник.: Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Определи форму музыкального произведения

Цель : Развивать у детей умение различать контрастные части в музыке , вступление и заключение.

Пособия : Квадраты, треугольники, круги различные по цвету.

Музыкальный материал : Г. Левкодимов «Маленькая пьеса» .

Источник : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов

Что музыкальный инструмент расскажет о себе

Цель : Развивать тембровый слух.

Пособия : Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов , коробка.

Источник : М. А. Михайлова «Развитие . Популярное пособие для родителей и педагогов

Слушай, слушай, различай

Цель : Развивать восприятие музыки , музыкальный вкус .

Музыкальный материал : П. И. Чайковский «Полька» , Д. Б. Кабалевский «Клоуны» , С. С. Прокофьев «Сказочка» .

Источник : М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей

Потрогаем музыку

Цель. Игра для развития творческого воображения

Пособия. Пластинки, различные на ощупь

Музыкальный материал .

Источник. М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей . Популярное пособие для родителей и педагогов».

Лесенка-чудесенка

Цель : Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Пособия : Карточка из плотного картона с изображением лесенки,

ступеньки которой раскрашены разными цветами; пять круглых фишек,

соответствующих цвету ступенек лесенки.

Источник : Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и муз. руководителей детских садов

анна мельник

я постояно на музыкальных занятиях использую музыкально-дидактические игры , которые изготовила сама. может кому-то будет интересно.

Угадай,на чем играю (1) (1 младшая )

Цель. Игра для развитие тембрового слуха

Пособия. Детские музыкальные инструменты : погремушка,бубен, куклы би-ба-бо Петрушка,медведь, небольшая ширма

Музыкальный материал . «Петрушка и Мишка» русская народная мелодия

Первая младшая группа

Угадай,на чем играю (2)

Пособия. Дудочка, барабан, металлофон, небольшая ширма

Музыкальный материал . «На чем играю» м. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Трубы и барабан (2 младшая )

Цель. Игра на различение ритма

Пособия. Труба, барабан

Музыкальный материал . «Трубы и барабан» с. Ю. Островского, м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Вторая младшая группа

Птица и птенчики (1 младшая )

Цель. Игра для развититие звуковысотного слуха

Пособия. Картинка с изображением дерева и птичек

Музыкальный материал . «Птички» м. Т. Ломовой, «Птица и птенчики» м. Е. Тиличеевой

Источник. Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Первая младшая группа

Весело-грустно (2 младшая )

Цель. Игра на определение характера музыки

Пособия. Две большие карточки с изображением веселого и грустного гнома,пиктограммы грустно-весело по количеству детей

Музыкальный материал . «Весело-грустно» Л Бетховен

Источник. О. П. Радынова «Музыка в детском саду » часть 1


Угадай-ка (2 младшая )

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха

Пособия. Парные карточки по количеству детей (корова-теленок, гусь-гусенок, баран-барашек, конь-жеребенок)

Музыкальный материал .

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для

дошкольников»

Три сестрички (2 младшая )

Цель. Игра на определение характера, динамики, регистра,гармонизации музыки

Пособия. Карточки с изображением трех девочек (плачущей, злой, играющей)

Музыкальный материал . Д. Кабалевский «Плакса» , «Злюка» , «Резвушка»

Источник. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей »


Зайцы (2 младшая )

Пособия. Картинки – «Зайцы спят» , «Зайцы пляшут»

Музыкальный материал музыка

Источник Н. Г. Кононова «»

Что делают мишки (2 младшая )

Цель. Игра для развития чувства ритма

Пособия. Карточки «Мишки спят» , «Мишки шагают»

Музыкальный материал . Колыбельная или танцевальная музыка

Источник Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников »