Обломовщина как историческое явление. Обломов и обломовщина как явление русской жизни

  • 03.03.2020

Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества стано­вилась все более энергичной и непримиримой.

По своему жанру «Обломов» - это роман соци­ально-психологический, дающий широкое обобще­ние в понятии «обломовщина», изображающий гу­бительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Образ Обломова - это величайшее художе­ственное обобщение мировой литературы, воплоща­ющее в себе типические черты характера, порожден­ного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он рас­крывает социально-исторические причины возникно­вения такого характера, как Обломов. Поэтому в ро­мане важное место занимает изображение тех усло­вий и той среды, в которых происходило формиро­вание его героя.

Все эти замыслы остались лишь словами. Об­ломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой ми­нуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчерк нуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показы­вает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вер­нуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвя­щего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Иль­ич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возро­дить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.

Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, нанос­ным сором». Обломов понимает причины своей ду­ховной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгуби­ло тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»

Показывая жизненную несостоятельность Об­ломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.

Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в ста­тье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отме­чает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломов­щина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психоло­гический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порож­дает в нем нравственное рабство: «...гнусная при­вычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это пе­реплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславлива­ется». Обломовы- это все те, у кого слово расхо­дится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

Добролюбов расширил понятие «обломовщи­ны». Это социально-психологическое явление не ис­чезает с уничтожением крепостнического строя. Пе­режитки ее - инертность, косность, эгоизм, парази­тизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продол­жают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инер­тное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не ис­чезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.

Коллекция сочинений: Обломов и обломовщина как явление русской жизни

Роман И. А. Гончарова "Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское обще­ство уже в полной мере осознало губительность существую­щих порядков. Глубокое знание жизни и точность социаль­ного анализа характеров позволили писателю найти удиви­тельно верное определение уклада русской жизни того време­ни - "обломовщина».

Главная задача автора в романе - показать, как посте­пенно умирает в человеке человек, насколько не приспособ­лен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Глав­ные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова - его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких уси­лий. Обломов - дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба - на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, "что это было его нормальным состоянием». Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длин­ными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.

В молодости Обломов "был полон всяких стремлений, на­дежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к ка­кому-то поприщу, к какой-то роли». Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его "была как будто библиоте­ка, состоящая из одних разрозненных по частям знаний». По­ступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонима­ми, а другая - из покоя и мирного веселья. Он понял, что "на­добно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», а потому он вскоре подал в от­ставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворил­ся в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то толь­ко труд души, поскольку десятки поколений его предков "сно­сили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавля­лись, находя это возможным и должным».

В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он за­давал себе вопрос: "Отчего я такой?» В кульминационной главе романа "Сон Обломова» отвечает на этот во­прос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно стано­вится нормальным состоянием человека.

Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, "в благословенный уголок земли», где нет "моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрас­ных пейзажей. "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю», - пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя ма­леньким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной забо­той в Обломовке. А все остальное время занимает "какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон», который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет "истинным подобием смерти». С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть "Васька, Ванька, Захарка», да и сам в какой-то момент понял, что так "покойнее гораздо». А потому все "ищущие проявления силы» в Илюше "обращались внутрь и никли, увядая». Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и по­степенно превратила его в раба своего положения, своих при­вычек и даже раба своего слуги Захара.

В своей статье "Что такое обломовщина?» Н. А. Добролю­бов писал: "Обломов - не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий». Он наделен многими положи­тельными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда - также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелоч­ной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?

В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испы­танию - испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Об­ломова. Но И. А. Гончаров - реалист, и он не может пока­зать счастливый финал романа. "Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» - с горечью пыта­ется понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, со­вершенно точно определив имя этого зла - обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. "Наше имя легион!» - говорит он Штольцу. И действительно, поражены "обломов­щиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и , и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.

Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую рус­ское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролю­бов охарактеризовал как "неспособность деятельно захотеть чего-либо», и указал на социальные причины этого явления.

Роман И. А. Гончарова "Обломов" — это роман социально-психологический, изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. "Обломов" появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей.

Гончарову, как мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его героя.

Писатель с изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон Обломова" автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину "мирного уголка". "Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг"; "ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю"; "жизнь, как покойная река, текла мимо них" — такие фразы характеризуют жизнь героя и его окружения.

К 32 годам Илья Ильич Обломов превратился в "байбака", в существо апатичное и инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем "голубиную кротость". Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает Обломова: "В этом же углу лежат и замыслы твои "служить", пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников".

Идейное противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых элементов "Обломова". Последняя встреча двух друзей зеркально отражает их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде: вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу неправильного образа жизни, призывы к переменам. Но существенно различается исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.

Немец Штольц находится "беспрестанно в движении". Его кредо — активная жизненная позиция, недоверие к "мечте, загадочному, таинственному". Характер Штольца связан с новой, буржуазно-предпринимательской действительностью и воплощает в себе черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив, умен, честен, благороден, но трудится он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. На вопрос Обломова: "Во имя чего ты трудишься?" — он ничего не находит сказать, кроме как: "Для самого труда, больше ни для чего". Штольц не тянет на положительного героя, потому что он "слаб, бледен — из него слишком голо выглядывает идея".

Очень важно то, что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца. Но ведь этот персонаж совсем не представляет авторскую позицию и не во всем он нас убеждает. По существу, Обломов — загадка и для самого автора.

Трагедия Обломова не в отсутствии всеобщего образования и не в запустении его родового имения. Разрыв с Ольгой Ильинской привел к утрате им содержания своей жизни. С Ольгой были связаны лучшие моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата и приводит его в дом Агафьи Пшеницыной. В конце романа Обломов "...был полным и естественным отражением покоя, довольства и безмятежной тишины".

Энергичный Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать — будет смерть".

Обломов понимает свое духовное падение, — тем сильнее его душевная драма. "Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Обломов понимает и причины своей духовной гибели. Когда Ольга спросила его: "Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...", — "Есть, — сказал он чуть слышно... — обломовщина!".

Пожалуй, черты положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга — натура независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить его, спасти от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях к тому, кого она любит: "Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь, ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да, я не такая: мне мало этого..." Интересно, что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит ей счастья.

Бессознательные мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова — это своего рода "бездна". Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.

Н. А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" дал блестящий и до сих пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: "Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни".

Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порождает в нем нравственное рабство: "…гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается". Обломовы – это все те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

В том и заключается гений Гончарова, что он в своем замечательном произведении поднял один из важнейших вопросов русской жизни. Ответить на этот вопрос – значит изменить жизнь коренным образом к лучшему.

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…» - писал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «Не бог весть какая важная история», - замечает критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для русской литературы. Ценным, потому что в этой истории «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчека­ненный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным созна­нием истины. Слово это - обломовщина; оно служит ключом к раз­гадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гонча­рова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто большее, чем просто удачное со­здание сильного таланта, он увидел в нем «произведение русской жизни,знамение времени».

Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем на­звано столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобрать­ся, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии.

Илья Ильич Обломов - дворянин, имеет чин коллежского сек­ретаря. Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя». Но чего имен­но он ждал? По-видимому, ничего конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредото­ченность, а « господствующим и основным выражением не лица толь­ко, а всей души» является мягкость. Беспечность и мягкость про­низывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!». По мере того как сужался круг светс­кого общения Обломова, халат приобретал в его глазах «тьму неоце­ненных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, простор­ном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь Обломова, ее ритм - меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу, то перестает носить халат, ходит в домаш­нем пальто, носит легкую косынку на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу. В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе сравнива­ет себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.

Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца, ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его отношения к жизни и самому себе нужно искать в ро­довом гнезде. Именно в Обломовке он получил первые понятия и впе­чатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является покой и бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не в силах был проти- виться простоте нравов, тишине и неподвижности, царившей в Обломовке. С детства у Обломова «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и по­есть на счет доброй волшебницы». И будучи взрослым, Илья Ильич сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло», а потому силы, которые искали своего проявления, «обращались внутрь и никли, увядая». После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву, «где он волей-неволей проследил курс обучения до конца».

Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привыч­ный с детства. Прошло десять лет, а Обломов «ни на шаг не продви­нулся ни на каком поприще… все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело наве­щают разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, захо­дят не часто и не надолго. Другие - Алексеев, Тарантьев - усерд­но посещают его. Они приходят есть, пить, курить хорошие сига­ры, находя у Обломова «теплый, покойный приют и всегда одинако­во если не радушный, то равнодушный прием». Алексеев разделял «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Тарантьев же приносил в обло­мовское царство сна и покоя «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев «в самом деле способен посоретовать ему что-нибудь путное».

Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния ге­роя, а этим состоянием были «покой» и «лежанье». В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире»: воображать себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать мировые проблемы, проникаться со­чувствием ко всем обездоленным и несчастным… А когда вообража­емые заботы становились неодолимыми, он терялся и начинал «мо­литься жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожа­ющую бурю». После молитвы становился «покоен и равнодушен ко всему на свете», поручив попечение о своей участи небесам. Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал «смут­ное желание любви, тихого счастья». Правда, возвращаясь в реаль­ность, он стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно улетучивались, зачастую даже не оформив­шись словесно. Громкий призыв к Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся обычным задумчивым настрое­нием.

Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба его трагична. Он прекрасно все о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья Ильич признавался, что ему больно «за свою нераз­витость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешаю­щую всему». Он чувствовал, «что в нем зарыто, как в могиле, ка- кое-то хорошее светлое начало… как золото в недрах горы» и зави­довал людям, которые живут «так полно и широко», но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура, хранящая вер­ность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали роман­тические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Но если для Штольца путешествие - не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей жизни «единственную поездку из своей деревни до Москвы». Й, тем не менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные силы.

Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увен­чалась успехом, зато «пробудившиеся жизненные силы» устреми­лись к исполнению другой мечты - мечты о любви.

Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жиз­ни изменился. Обломов словно увидел себя и свою жизнь со сторо­ны и ужаснулся. «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Так же бурно и страс­тно, как начался его роман, Обломов «стряхивает пыль и паутину» со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь идеал «счастья жизни».

Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о путе­шествии за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай - Обломовку, но… внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и началась «строгая история: палата, потом поез­дка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение доро­ги, нескончаемый разбор дел с мужиками… жнитво, обмолот… за­ботливое лицо приказчика… заседание в суде», любовь становится долгом и кончается ее «летняя, цветущая поэма». Вникнув в «прак­тическую сторону вопроса о свадьбе», Обломов видит в ней «офици­альный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей», и это угнетает его.

Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время, пока найдется квартира, поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Жизнь в этом доме напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она царствует, приводят Обло­мова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой не сулит ему «мирного счастья и покоя». Ему нужна хоть временная передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой откла­дывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания ре­альной жизнью, но за тот год, срок, на который была отложена свадь­ба, дом Пшеницыной стал для Ильи Ильича тем райским благосло­венным уголком, в который он всегда стремился.

После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Об­ломов исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряют­ся мир и тишина. Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может сидеть, не трогаясь с места, и пусть «не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены…».

Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое мгновение жизни Ильи Ильича, но «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обломов «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести ». Так бесславно окончилась его жизнь…

По мнению Д.И. Писарева, «Обломов… олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщи­ны». «Эта апатия… выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней иг­рает главную роль страшный вопрос: «Зачем жить? К чему трудить­ся?» - вопрос, на который человек часто не может найти себе удов­летворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлет­воренное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в нем цели…» Причи­на апатии заключается отчасти во внешнем положении человека, от­части же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению Обломов - барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров », которые обеспечивают ему беззаботную праз­дную жизнь.

Об исключительной типичности обломовщины великолепно на­писал Н.А. Добролюбов, но и в самом романе ее живучесть и рас­пространенность показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней свидетельствует и признание самого Обло­мова: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексе­ев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в других местах кре­постнической России, и в столице; она проявляла себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием оста­вили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.

Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной… Вот почему слово и понятие «обломовщина», по словам Д.И. Писарева, никогда «не умрет в нашей литературе», «проникнет в язык и войдет во все­общее употребление».

Нам знакомо со средней школы. Там нам внушается, что "обломовщина - это моральное разложение, ничегонеделание, паразитический патологического лентяя". Однако так ли это? И насколько это явление характерно для современности, для

Как правило, говорится, что обломовщина - это отголоски барской, дворянской России в худшем варианте. Но вспомним, с каким любованием писатель воссоздает неспешный ритм жизни усадьбы. Как поистине нежно он описывает сон своего героя, его мечты, его только завязывающиеся отношения с Ольгой Ильинской. Может, обломовщина - это, по Гончарову, характерная черта русской картины мира? Не случайно ведь предприимчивый Штольц в романе - немец, то есть как бы инородное тело в мировосприятии славянофилов и традиционалистов. Слово "обломовщина" в современном языке давно стало чуть ли не ругательным, во всяком случае, содержащим негативную оценку явления. Но ведь роман - не пасквиль, не памфлет. Он воссоздает борьбу двух начал, западнического и славянофильского, прогрессивного и традиционного, активного и пассивного. Современные критики интерпретируют его в более широком философском контексте. По мнению некоторых, обломовщина - это не столько социальное, сколько мировоззренческое явление.

Это тяготение к природе и красоте, отвержение технического прогресса и ускоряющегося темпа жизни. верность устоям. Это своего рода азиатский, почти буддистский дух. Ленив ли Илья Ильич? Безусловно. Только вот лень его - органичное продолжение его воспитания и образа жизни. Ему ни к чему бороться за средства к существованию, ему не нужно работать, ведь он помещик. В критике принято было осуждать его отношение к Ольге Ильинской, его апатию и безволие, его нежелание брать на себя ответственность. А вот современный семейный психолог, вероятнее всего, похвалил бы его решение и отказ от романтических чувств. Обломов сам осознал, насколько они разные с невестой, понял, что любой компромисс был бы настоящей ломкой личности.

А вот с Агафьей Пшеницыной он обрел счастье - тихое, домашнее, семейное. Да и Ольга получила то, что хотела.

Следовательно, так ли уж отрицательно понятие "обломовщина"? С ним ассоциируется вечный, до дыр заношенный халат, паутина, энтропия, упадок. Но, с другой стороны, автор нарисовал своего героя не однобоким. Образ Обломова неоднозначен, как и то мировоззрение, воплощением которого он является. Никуда не спешить, не строить планов, не рваться во все стороны, не суетиться. Жить, наслаждаясь сегодняшним днем, красотой окружающего мира, искусством - это ли не мечта современного человека? Гонимые непрерывным прогрессом, постоянно повышающимися требованиями, мы забываем о том, как мало на самом деле нам надо для ощущения гармонии. А вот Илья Ильич находил ее интуитивно. Обломовщина - это своего рода эскапизм, уход в мир фантазий. Такие люди не восстают против жизненного уклада, не переделывают действительность, а примиряются с ней. Можно ли однозначно утверждать, что это пораженческая позиция? Сам Гончаров не дает прямого ответа, а предоставляет возможность читателю самому оценить героя и его мир.