Александр островский произведения список. Произведения Островского: список лучших

  • 03.04.2019

«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу - это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.

Источники «вдохновения»

Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.

Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье - старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» - они войдут в новое купечество.

Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.

В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.

1847-1851 годы. Первые опыты

Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.

Первое произведение Островского - «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди - сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной. Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором». В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.

1852-1855 годы. «Москвитянинский» период

Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству. Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России. К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых - «Бедность не порок».

В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. нового поколения, который никогда не упустит своего. Переубедить брата-самодура удается Любиму - склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам. В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской и традиций над европейскими.

1856-1860 годы. Сближение с «Современником»

Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» - стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.

Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.

1861-1886 годы. Зрелое творчество

За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.

  1. Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
  2. Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
  3. «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
  4. Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
  5. Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».

Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».

Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.

Создатель национального театра

Проходят века, но произведения Островского Александра Николаевича все так же собирают аншлаги на ведущих сценах страны, подтверждая фразу И. Гончарова: « … после вас мы … можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». «Бедная невеста» и «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова» и «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты»… Этот список с известными каждому театралу названиями пьес Островского можно продолжать еще долго. Благодаря мастерству драматурга на сцене ожил особый мир, наполненный проблемами, которые всегда будут волновать человечество.

Времена и уличные декорации меняются, а люди в России остаются прежними. Писатели 19 века писали про своё время, но в обществе многие отношения остались прежними. Есть общемировые закономерности общественных отношений.

Мельников-Печорский описывал события в Заволжье, а про московскую жизнь 19 века писали многие, в том числе А.Н. Островский.

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Написал около 50 пьес, из которых н аиболее известны "Доходное место", "Волки и овцы", "Гроза", "Лес", "Бесприданница".

С Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Ставил спектакли в Московском Малом театре.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
  • «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Состав Полного собрания сочинений в 16 томах.Состав ПСС в 16-ти томах. М: ГИХЛ, 1949 - 1953 гг. С приложением переводов, не включенных в состав ПСС.
Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1949 - 1953, тираж - 100 тыс. экз.

Том 1: Пьесы 1847-1854 гг.

От редакции.
1. Семейная картина, 1847.
2. Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849.
3. Утро молодого человека. Сцены, 1950, ценз. разрешение 1852 г.
4. Неожиданный случай. Драматический этюд, 1850, публ. 1851.
5. Бедная невеста. Комедия, 1851.
6. Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.
7. Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.
8. Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.
Приложение:
Исковое прошение. Комедия (1-я редакция пьесы "Семейная картина").

Том 2: Пьесы 1856-1861 гг.

9. В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.
10. Доходное место. Комедия, 1856, публ. 1857.
11. Праздничный сон - до обеда. Картины московской жизни, 1857, публ. 1857.
12. Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.
13. Воспитанница. Сцены из деревенской жизни, 1858, публ. 1858.
14. Гроза. Драма, 1859, публ. 1860.
15. Старый друг лучше новых двух. Картины московской жизни, 1859, публ. 1860.
16. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.
17. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Картины московской жизни, 1861, публ. 1861.

Том 3: Пьесы 1862-1864 гг.

18. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (1-я редакция), 1861, публ. 1862.
Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (2-я редакция), публ. 1866.
19. Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.
20. Тяжелые дни. Сцены из московской жизни, 1863.
21. Шутники. Картины московской жизни, 1864.

Том 4: Пьесы 1865-1867 гг.

22. Воевода (Сон на Волге). Комедия (1-я редакция), 1864, публ. 1865.
23. На бойком месте. Комедия, 1865.
24. Пучина. Сцены из московской жизни, 1866.
25. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.

Том 5: Пьесы 1867-1870 гг.

26. Тушино. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.
27. На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.
28. Горячее сердце.. Комедия, 1869.
29. Бешенные деньги. Комедия, 1869, публ. 1870.

Том 6: Пьесы 1871-1874 гг.

30. Лес. Комедия, 1870, публ. 1871.
31. Не все коту масленница. Сцены из московской жизни, 1871.
32. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.
33. Комик XVII столетия. Комедия в стихах, 1872, публ. 1873.
34. Поздняя любовь. Сцены из жизни захолустья, 1873, публ. 1874.

Том 7: Пьесы 1873-1876 гг.

35. Снегурочка.Весенняя сказка, 1873.
36. Трудовой хлеб. Сцены из жизни захолустья, 1874.
37. Волки и овцы. Комедия, 1875.
38. Богатые невесты. Комедия, 1875, публ. 1878.


Том 8: Пьесы 1877-1881 гг.

39. Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.
40. Последняя жертва. Комедия, 1877, публ. 1878.
41. Бесприданница. Драма, 1878, публ. 1879.
42. Сердце не камень. Комедия, 1879, публ. 1880.
43. Невольницы. Комедия, 1880, публ. 1884?

Том 9: Пьесы 1882-1885 гг.

44. Таланты и поклонники. Комедия, 1881, публ. 1882.
45. Красавец-мужчина. Комедия, 1882, публ. 1883.
46. Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.
47. Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.
48. Воевода (Сон на Волге). (2-я редакция).

Том 10. Пьесы, написанные совместно с другими авторами, 1868-1882 гг.

49. Василиса Мелентьева. Драма (при участии С. А. Гедеонова), 1867.

Совместно с Н. Я. Соловьевым:
50. Счастливый день. Сцены из жизни уездного захолустья, 1877.
51. Женитьба Белугина. Комедия, 1877, публ. 1878.
52. Дикарка. Комедия, 1879.
53. Светит, да не греет. Драма, 1880, публ. 1881.

Совместно с П. М. Невежиным:
54. Блажь. Комедия, 1879, публ. 1881.
55. Старое по-новому. Комедия, 1882.

Том 11: Избранные переводы с английского, итальянского, испанского языков, 1865-1879 гг.

1) Усмирение своенравной. Комедия Шекспира, 1865.
2) Кофейная. Комедия Гольдони, 1872.
3) Семья преступников. Драма П. Джакометти, 1872.
Интермедии Сервантеса:
4) Саламанская пещера, 1885.
5) Театр чудес.
6) Два болтуна, 1886.
7) Ревнивый старик.
8) Судья по бракоразводным процессам, 1883.
9) Бискаец-самозванец.
10) Избрание алькальдов в Дагансо.
11) Бдительный страж, 1884.

Том 12: Статьи о театре. Записки. Речи. 1859-1886.

Том 13: Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843-1886.

Художественные произведения. С. 7 - 136.
Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг. Рассказ.
Записки замоскворецкого жителя Очерк.
[Биография Яши]. Очерк.
Замоскворечье в праздник. Очерк.
Кузьма Самсоныч. Очерк.
Не сошлись характерами. Повесть.
"Снилась мне большая зала..." Стихотворение.
[Акростих]. Стихотворение.
Масленица. Стихотворение.
Иван-царевич. Волшебная сказка в 5 действиях и 16 картинах.

Критика. С. 137 - 174.
Дневники. С. 175 - 304.
Словарь [Материалы для словаря русского народного языка].

Том 14: Письма 1842 - 1872 гг..

Том 15: Письма 1873 - 1880 гг.

Том 16: Письма 1881 - 1886 гг.

Переводы, не включенные в состав Полного собрания

Вильям Шекспир. Антоний и Клеопатра. Отрывок из незаконченного перевода. , первая публикация 1891 г.
Старицкий М. П. За двумя зайцами. Комедия из мещанского быта в четырех действиях.
Старицкий М.П. Последняя ночь. Историческая драма в двух картинах.

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

Творчество Островского

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров . Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза» , «Бесприданница» , «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.

С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник».

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев , А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский , П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин , Лев Толстой , Пётр Чайковский , М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

Личная жизнь писателя

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.

Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.
  • Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году.
  • Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков .
  • посмотреть все

Александр Николаевич Островский — выдающийся русский писатель и драматург. Герои его произведений разносторонние и понять их удавалось не сразу и не каждому. Александр Николаевич развивал традиции русского драматического искусства, используя опыт зарубежного .

Краткая биография

Он родился в 1823 году в Москве. Отец Александра из семьи потомственных священнослужителей. Николай Фёдорович также хотел стать духовником, но пошёл работать судебным стряпчим. Дела его были столь успешны, что Николай Фёдорович дослужился до коллежского асессора и получил дворянство.

В семье было восемь детей, но четверо умерло ещё в младенчестве. Мать Александра ушла из жизни, когда ему было всего восемь лет. Семья жила ни в чём не нуждаясь. Образованию детей уделялось первостепенное значение.

Через несколько лет после смерти жены, отец женился вторично раз на дворянке Эмили фон Тессин. Мачеха оказалась доброй. Она уделяла детям внимание и окружила их заботой.

Александр проводил много времени в большой отцовской библиотеке. С детства мальчик чувствовал тягу к литературе и искусству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

Исполняя волю отца, Александр Николаевич поступил в юридический университет, но окончить его смог, провалил экзамен по римскому праву. Работал в юридической канцелярии, но от мечты стать писателем не отказался.

Островский, подмечая сцены из быта, написал первую пьесу и опубликовал её в городской газете. Нового талантливого автора сразу заметили, критики хорошо о нём отозвались.

Настоящую известность Александр Островский получив, написав комедию «Свои люди — сочтёмся!». Пьеса выставляла в негативном свете купечество, за что это произведение запретили ставить в театре на некоторое время.

Из-под пера драматурга выходила каждый год пьеса на протяжении 30 лет творческой деятельности. Умер Островский в 1886 году Особенно популярные произведения Александра Островского.

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.