Символы в китайской живописи.

  • 21.04.2019

Китай (герб, флаг которого наполнены национализмом) - известная в мире страна. Трудно встретить человека, который совершенно ничего не слышал об этом государстве. составляет чуть более 1 миллиарда человек. По своей площади он находится на третьем месте в рейтинге самых крупных стран. Держава входит в список главных советников ООН, имеет многочисленную армию, ядерное оружие. Хорошо развита космическая сфера.

Краткие сведения о КНР

Это государство находится в Восточной Азии. Герб и гимн были приняты приблизительно в одно и то же время.

Ранее республика занимала третью позицию в мире по уровню экономического развития. В 2010 году уровень ВВП повысился, и она, обогнав Японию, расположилась на втором месте. Мало кто может поспорить с тем фактом, что эта страна - лидер по производству разнообразных товаров и их продажам за рубежом. Наиболее прибыльным делом является сборка и экспорт автомобилей. Государство входит в состав многих международных организаций. Власть сосредоточена в руках

Флаг

В 1949 году был основан Китай, тогда же приняли официальный флаг государства. Красный цвет в его основе означает борьбу за эту страну, память о героях, бедах, которые пришлось пережить населению. Звезды на нем также относятся к военным временам. Наиболее крупная из них олицетворяет сильную и независимую партию - Коммунистическую. Значение остальных четырех звезд на данный момент растолковать достаточно трудно. По сей день идут споры о том, что же они означают. Одни ученые выдвигают версию, что они ассоциируются с национальными меньшинствами, другие считают, что они отображают людей, героев, на которых опирался весь народ. Третьи же выдвинули такой вариант: звезды - основные национальности, проживающие на территории страны. Как и герб Китая, флаг имеет символическое значение и отображает патриотизм людей.

Герб

Второй основной государственный символ - герб. Он, в свою очередь, отражает коммунистические настрои страны. На нем изображается площадь Республики, которая находится в центре Пекина. Возле нее расположились поля с пшеницей. Герб Китая несет на себе пять цвета. Их значение такое же, как и у аналогичных элементов на флаге. Цвет этого символического элемента (желто-красный) отображает стремление к счастью и благополучию. То есть можно смело предположить, что герб Китая, созданный еще во времена основания государства, полностью отображает жизнь народа, желание людей стать лучше, не забывая своего прошлого.

Значение герба

При создании герба за основу брались Ворота Небесного спокойствия. Именно они сразу бросаются в глаза. Не зря Китай раньше называли Поднебесной, ведь данные врата означают вход в запретный мир или город. Они полностью отражают традиции, культуру и обычаи этой весьма интересной нации. Границы ворот находятся в красном круге. Данный цвет говорит о кровопролитных войнах и революциях.

Второй элемент, который сразу бросается в глаза, - звезды. Они такие же, как и на флаге: размеры и цвет аналогичны. Золотой цвет говорит о надежде на социалистическое развитие, хорошее и светлое будущее.

Также можно увидеть на изображении рисовые и пшеничные колосья. Они - символ хозяйственной сферы. Колос относится к крестьянской прослойке населения, подчеркивает уважение к нему.

На нижней части герба располагается колесо. Это отсылка к рабочим, которые трудятся на заводах и успевают участвовать в политической жизни страны.

Герб Китая, значение которого мы описали выше, подчеркивает любовь правительства к своему народу и к родине. Сейчас существует мало стран, которые действительно могут похвастаться таким патриотическим настроением.

Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой Медведицы).

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

Красный (хун) символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.

Белый (бай) олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада - Шао-хао и его помощником - белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

Черный (хэй) являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод «черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха – долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета – познание и ученость, углубление в непознанное. Черный цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух Сюань-мином, под покровительством которого находились храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий (Чэньсин).

Китай удивительная страна, разительно отличающаяся от всех остальных своей культурой, философией и основными жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает в воображении целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды и бамбук, кунг-фу и каратэ, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайских культурных традициях, так как многие особенности поведения и характер животного — это качества, почитаемые китайским обществом в целом.

Во времена династии Сичжоу у жителей города Пингу панда считалась нежным животным, так как не причиняла вред человеку или крупному животному. Таким образом, бамбуковый медведь стал символом мира. Если в те воинственные времена одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бэй Джуйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвратить стихийные бедствия и изгнание злых духов.

Есть два вида большой панды и оба живут в дикой природе только в Китае. Наиболее известна черно-белая панда. Другой вид большой панды имеет темно-коричневый или светло-коричневый мех, череп меньшего размера и более крупные моляры. Такая панда обитает только в горах Циньлин.

Живут бамбуковые медведи в густых горных лесах. Питаются бамбуком, растущим под деревьями, который составляет до 90 % рациона животного. В день взрослый зверь съедает до 18 кг стеблей растения. Помимо бамбука иногда панды едят и другие травы, а в голодные времена не брезгуют мелкими грызунами или детенышами кабарги. В поисках пищи бамбуковый медведь проводит 10-16 часов ежедневно.

Женские особи способны иметь потомство с ежегодно 4-8-летнего возраста и до 20 лет. В помете 1-2 детеныша, но в дикой природе выживает, как правило, только один. Медвежата могут оставаться при матери до 3-х лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.
Сегодня гигантская панда один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство животного в стране предусмотрена смертная казнь.

В зарубежных зоопарках животное начали демонстрировать только в 70-х годах ХХ века, причем ежегодно владельцы таких заведений должны уплачивать правительству Китая до 1 млн. долларов.

В китайской философской системе инь и ян являют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — явления фактически взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимозависимые во внешнем мире. Свет-темнота, огонь-вода, расширение-сжатие считаются физическими проявлениями дуальности (двойственности), символизируемой инь-ян.

Эта двойственность лежит в основании многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине, является оснвополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань или цигун. Помимо выше перечисленного, идея инь-ян заключена в Книге перемен - известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы страны содержат слово ян — «солнечная сторона», а некоторые содержат «тенистую сторону» — инь. В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет идет преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — черная сторона с белой точкой в ней, а ян — белая сторона с черной точкой внутри. Инь характеризуется как медленный, мягкий, уступающий, диффузный, холодный, влажный и пассивный; связан с водой, землей, луной, женственностью, ночью.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сфокусированный, горячий, сухой и активный; связан с огнем, небом, солнцем, мужественностью, дневным временем.
Также инь и ян относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между их качествами. Когда равновесие нарушается в какую-либо сторону, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят ко временам правления Хуанди, императора династии Чжоу (1122-255 до н.э.), который был известным военным генералом, прежде чем стать лидером Китая. Именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем старейшего известного боевого стиля «длинный кулак»

Китайские боевые искусства разделяются на две категории: внешние (Вайцзя) и внутренние (Нэйцзя). Внешние используют мышечную силу, в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, потому что Китай управлялся с севера, с помощью армий, происходящих из северных городов, обеспечивающих на юге соблюдение диктата северных правил.

Внутренние стили соответственно опираются на внутренние ресурсы человека - силу духа и разума, а также на энергию Ци. В отличие от внешних стилей, стремящихся максимально увеличить врожденную силу и ловкость, внутренние стили развивают способности сосредоточения и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении Нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что потребовалось ввести специальные правила, ограничивающие его использование только членами императорской семьи. В течение 10 веков право носить одежду из шелковой ткани, принадлежало лишь императору и высшим сановникам. Из-за роскошного внешнего вида, шелк был тогда символом большого богатства.

Через некоторое время материал постепенно стал доступен и другим классам китайского общества. Шелк стал использоваться не только для декоративных нужд, но и для более прозаичных целей: рыбалки, изготовления струн или тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось шить одежду из шелковой ткани вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников и награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране, наравне с бронзовыми монетами. Богатство, которое шелк принес в Китай, вызвало зависть у соседних народов, грабивших провинции ханьских китайцев начиная со II-го века до н.э., в течение двух с половиной сотен лет.

Десяток столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям или послам других стран. Шелком награждал император наиболее преданных своих вассалов.
Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, долгое время Китайцам удавалось сохранить практически полную монополию на их производство. Императорский декрет, осуждал на смерть каждого, кто пытался экспортировать шелкопрядов или их яйца.

Сегодня КНР является первым в мире производителем шелковой ткани. В среднем, ежегодно китайская промышленность производит около 70% всего шелка мире.

Китайский дракон

Дракон - мифологическое существо в фольклоре и культуре страны, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его принято изображать со змеевидным телом на 4-х лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — осадками, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон символизировал власть и силу правителя.

Дракон также является символом силы и удачи для людей достойных. В китайской культуре выдающиеся люди сравниваются с драконом, в то время как бездарные ассоциируются, например, с червями. В ряде китайских пословиц и идиом есть ссылки на дракона, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несет в своей сути совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляет собой огнедышащее существо с агрессивными намерениями. В Поднебесной это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии внешнего мира. Согласно легендам, большинство выдающихся людей древнего Китая (императоров, военачальников или ученых) появились на свет от связи их матерей с драконами.

Во время олимпиады 2008 года китайское правительство приняло решение не использовать дракона в качестве официального символа из-за неблагоприятных ассоциаций, которые эти мифические существа вызывают за пределами страны.

Китайцы удивительный народ, свято чтущий древние традиции - несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, в Китае при строительстве небоскребов до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Сооружение является в буквальном смысле одной из самых больших достопримечательностей в мире – объект можно наблюдать даже с околоземной орбиты. Великая китайская стена — впечатляющий подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

Сооружение возводилось для защиты приграничных территорий несколькими династиями.
Считается, что начал строить стену первый император династии Цинь (221-207 до н.э.), однако попытки ее возведения предпринимались еще во времена династии Чжоу (770-221 г. до н.э.).

Первый Император Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжение с той стороны света. Императоры династии Хань удлинили стену до сегодняшнего западного Китая, чтобы защитить торговлю на Шелковом пути.

Так называемая стена – не просто обычные крепостные стены. Это была комплексная военная оборонительная система, со сторожевыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и логистики, сигнальными башни для связи и т. д.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с помощью более изощренных и прогрессивных для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также стены парапетов высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене сооружалась фланговая башня, позволяющая защитникам обстреливать нападавших из луков. Хранилища крепости были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесенных человеком, больше трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство страны приняло специальные законы для ее защиты.

Учеными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая – именно его территории являются родиной этого растения.

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Прославившийся своим искусством врачевания, величайший целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), упоминает о чае в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, продукт попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», китайского поэта Лу Юй, изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвященным китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделил внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный (в наших широтах именуемый черным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется Гунфу Ча. В отличие от японской церемонии здесь нет строгих правил и излишней ритуализации – основная суть процесса сводится к максимальному раскрытию напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощенный вариант китайского чаепития – пинча. По сути, пинча это и есть самое обыкновенное чаепитие, без излишних ритуалов и церемоний – термин можно перевести как «дегустация чая».

Флаг КНР 五星红旗 wǔ xīng hóng qí

Флаг Китая представляет собой красное полотнище (пропорции 2:3), в левом верхнем углу которого изображено пять пятиконечных звезд желтого цвета. Одна звезда больше, чем остальные – символизирует Коммунистическую партию Китая, а четыре маленьких желтых звезды - четыре класса населения: крестьян, рабочих, интеллигенцию и буржуазию.

Правда, существуют также и другие интерпретации этих звезд: некоторые считают, что они означают Ханьцев и 4 других народности Китая (самых распространенных), или, например, коммунистическую партию и другие партии Китая. Но исторически это не подтверждено. Единственное, что объединяет все эти интерпретации, так это то, что в любом случае 5 звезд символизируют единение и сплочение народа Китая. Почему красный цвет? Дело в том, что он символизирует революцию 1949 года, ведь именно тогда было образовано КНР и принят этот флаг.

27 сентября 1949 г. именно этот вариант флага был утвержден как официальный флаг КНР. Стоит заметить, что был проведен большой конкурс, на котором были представлены и другие варианты флагов. Один из них, например, на красном фоне изображал одну большую желтую звезду, а под ней три линии. Три линии символизировали три главных реки Китая – Хуанхэ, Янцзы и Чжэцзян, красный цвет – цвет пролитой во время революции крови, а большая желтая звезда – Коммунистическую партию Китая. Но этот вариант не был принят, так как три линии были восприняты как нечто, разобщающее население.

Гимн Китая

Гимн был написан в 1935 году поэтом Тянь Хань и композитором Не Эр. Впервые он был использован в качестве официального гимна КНР в 1949 году на международной конференции в Праге. Во времена культурной революции 60-годов Тянь Хань был арестован и гимн был запрещен. В это время официальным гимном КНР была композиция 东方红 (Dōngfāng Hóng) "Красный восток".

В 1978 году "Марш добровольцев" был вновь принят в качестве официального гимна, но с другими словами. Поддержки народа новые слова гимна не нашли, и поэтому в 1982 году было принято решение восстановить в качестве государственного гимна "Марш добровольцев" 1935 года.

Марш добровольцев 义勇军进行曲 yìyǒngjūn jìnxíngqǔ

Слова гимна

起来!不愿做奴隶的人们!
Qĭlái! Búyuàn zuò núlì de rénmen!

把我们的血肉,筑成我们新的长城!
Bă wŏmen de xuèròu zhùchéng wŏmen xīn de chángchéng!

中华民族到了最危险的时候,
Zhōnghuá Mínzú dào liǎo zùi wēixiăn de shíhòu,

每个人被迫着发出最后的吼声。
Měigerén bèipò zhe fāchū zùihòu de hŏushēng.

起来!起来!起来!
Qĭlái! Qĭlái! Qĭlái!

我们万众一心,
Wŏmen wànzhòng yīxīn,

冒着敌人的炮火,前进!

冒着敌人的炮火,前进!
Mào zhe dírén de pàohuŏ, Qiánjìn!

前进!前进!进!
Qiánjìn! Qiánjìn! Jìn!

Перевод гимна

Вставай, кто рабом стать не желает!
Из своей плоти Великую стену поставим!
Для судьбы нации грозный час наступил,
И из груди рвётся клич наш последний:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас миллионы, но сердцем мы едины,
Под огнём канонады смело мы в бой пойдем,
Вперёд! Вперёд! Вперёд!

Государственный герб Китайской Народной Республики
中华人民共和国国徽
zhōnghuá rénmín gònghéguó guóhuī

Создателем герба КНР является известный архитектор Лян Сычэн. Государственный герб Китайской Народной Республики представляет собой ворота Тяньаньмэнь (Ворота небесного спокойствия) в красном круге. Над воротами изображены 5 желтых звезд, как и на флаге. Красный круг окружен колосьями пшеницы – символом крестьянства и аграрной революции в Китае. А внизу, под воротами, находится зубчатое колесо, которое символизирует рабочий класс. 20 сентября 1950 года он был утвержден в качестве официального герба Китайской Народной Республики.

Китайские символы являются неотъемлемой частью одной из древнейших культур на земле. Чтобы понимать, насколько «стар» Китай, как государство, достаточно обратить внимание на тот факт, что одни лишь письменные исторические источники охватывают период времени в три с половиной тысячи лет.

А есть ведь еще и устные предания, и археология. Именно поэтому китайские символы (картинки различных символов представлены ниже) фактически относятся к религиозно-этической системе, которая действительно формировалась тысячи лет, закономерно переживая определенные метаморфозы, но никогда не меняясь по своему существу.

Китайские символы и их значения своими корнями уходят глубоко в историю Древнего Китая, еще в так называемый «доимперский Китай» (этот исторический период завершился в 221 году до нашей эры). Позже на смену династиям Ся, Шан и Чжоу пришли Цинь и Цин, при этом традиционные китайские символы (фото этих символов во множестве представлены в Сети, а некоторые мы разберем в рамках данного материала) не изменили ни техники написания, ни значения, сохранив суть, образность, культурный колорит. Разумеется, эпоха «Имперского Китая» (вплоть до 1911 года) внесла в этот семантический пласт свои коррективы, но это вовсе не значит, что древние китайские символы (их значение в частности) что-то потеряли. Напротив, до эпохи «Нового Китая» культура этого древнего народа неустанно обогащалась, собственно многие традиционные учения живы в Китае до сих пор. Чего только стоят письмена «Книги Перемен», известный на весь мир даостский символ Инь-Ян, и конечно иероглифы.

Так или иначе, но китайская символика – одна из древнейших на образных систем планеты, как минимум, на это указывает официальная археология. Наиболее известные китайские символы – иероглифы – зародились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Например, медные монеты из Лояна в виде мотыги датируются как раз V-III веками до н.э. На этих монетах мы видим китайские символы (фото представлено ниже), которые очевидно стали «прародителями» современной нам иероглифической системы, которая, кстати, потом не менялась почти полторы тысячи лет. Разумеется, начертание несколько отлично, но – в минимальной степени, различия аналогичны различиям между, скажем, скандинавскими и венедскими рунами. Но, конечно, в отличие от рун китайская символы и их значение принципиально отличаются от того, что привычно нам. Ведь здесь образы не абстрактны, а конкретны, они теряют в глубине, но приобретают в широте, так сказать.

В XIII веке Чингисхан и его монгольские орды вторглись в Китай, взяв Пекин в кратчайшие сроки (ну да, тогда ведь «великой китайской» еще не было). Но китайская символика (значение символов, их написание, сакральный смысл) остались неизменны даже после десятилетий монгольского гнета. В итоге, китайские символы, картинки которых мы видим в древних книгах, в росписи храмов, на археологических артефактах, действительно несут в себе существенную часть культуры, которая сохранялась в относительно неизмененном виде тысячелетиями (официальная версия китайских историков говорит о нижнем пределе в 5 тысяч лет). В этом смысле китайские иероглифы – символы наиболее знаменитые. Важно отметить, что иероглифическая письменность (ее также называют идеографическая, собственно, это «более научный» вариант) уникальна по той простой причине, что в отличие от письменности алфавитной здесь каждому знаку приписывается конкретное значение, причем не только в плане фонемики. При этом китайские иероглифы – символы, которых насчитывается несколько десятков тысяч, что, мягко говоря, в тысячи раз превосходит любую другую языковую систему по количеству структурных элементов. Но здесь нужно отметить, что современная китайская письменность (байхуа) в большей степени – разговорная, хотя от этого включенные в нее иероглифические знаки не теряют своей глубины и образности. Сегодня именно байхуа считается в Китая официальным. Хотя при этом вэньянь, так называемый «классический китайский», который практически не используют с начала XX века, был значительно ближе к первоисточнику.

Символика китайской живописи – это отдельная тема, которой мы посвятим немало материалов. Дело в том, что символика китайской живописи не менее уникальна, чем язык этой страны, пожалуй, китайских живописцев справедливо будет назвать истинными мастерами образности. Конечно, всем известные такие графические образы, как цветущая сакура, гора Фудзи. Анималистические жанры еще более оригинальны и глубоки, ведь именно здесь мы встречаем знаменитого китайского дракона (в различных вариациях и ипостасях) и демонов-лисиц, которых нет ни в одной другой культуре. Не удивительно, что символика китайской живописи является одной из наиболее актуальных тем для современных культурологических исследований.

Также особого внимания заслуживает символика китайских узлов и китайские символы года. Оба символических направления стали популярны в начале XX века, когда Китай стал вести «более открытую» внешнюю политику. Теперь китайские символы года едва ли не популярнее Зодиака и других гадательных систем. Здесь, конечно, стоило бы вспомнить о системе «Небесные ветви и Земные корни». Это древнекитайская гадательная (это если очень грубо) эзотерическая система, причем традиционные символы года – это скорее следствие «Небесных ветвей…», чем ее органичный элемент, но это уже тема другого разговора.

Символика китайских узлов не менее любопытна. Традиционные чжунгоцзе, «китайские узлы» на территории этой страны появились еще в эпоху палеолита, об этом говорят многочисленные археологические находки. Китайцы завязывали узлы «на удачу», «на память», «на любовь». Символика китайских узлов глубока и разнообразна и также заслуживает отдельной беседы. При этом нельзя обойти внимание китайские символы тату, которые сегодня можно встретить «у каждого второго». К сожалению, большинство подобных татуировок делается вовсе не территории Китая, поэтому ошибки встречаются излишне часто. Более того, китайские символы тату в самом Китае… как бы это сказать цензурно… в общем, не стоит ждать хорошего отношения от местного населения, если у вас на теле есть подобное изображение. В конце концов, это логично, ведь речь идет о чужой культуре. Кроме того, китайцы, как и славяне исконно свято верили в то, что тату – вовсе не необходимость, а сделанная до 33 лет она в любом случае приносит лишь вред. Именно поэтому китайские символы тату – это тема, которую даже не стоит затрагивать.