Петр в пьесе вишневый сад. Характеристика Ани из "Вишневого сада": с какой целью в пьесе появилась эта героиня

  • 24.07.2019

Пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад" - одно из самых известных его произведений. Герои имеют ярко выраженные характеры, сюжет, строящийся вокруг продажи вишневого сада, поднимает серьезные вопросы будущего России. Только Антон Павлович мог без длительных нравоучений, высокопарного слога, а просто и изящно написать о важном. Ниже будет дана характеристика Ани из "Вишневого сада". Хоть в пьесе ее не так много, как хотелось бы некоторым читателям, но она играет важную роль в описании того положения, в котором находилась страна.

Характеристика Ани Раневской из "Вишневого сада"

Имение, вокруг которого разворачивается основное действие, принадлежит семье Раневских. Аня Раневская - очаровательная 17-летняя девушка, младшая дочь хозяйки сада. Она долгое время находилась за границей вместе со своей матерью, ее воспитанием занималась гувернантка-француженка, которая раньше была цирковой артисткой. Конечно, она не могла дать Ане тех знаний, которые следовало бы, но от нее этого и не требовалось. Раневская-младшая имела склонность к чтению, что и способствовало расширению ее кругозора и формированию

Аня была очень чувствительной и отзывчивой девушкой, легко увлекающейся возвышенными идеями. Несмотря на то что ей было 17 лет, в ней сохранилась детская непосредственность, искренность в выражении своих чувств. В характеристике Ани из "Вишневого сада" следует также отметить, что важное место в формировании ее взглядов занимал Петя Трофимов, который раньше был учителем ее младшего брата. Но прежде чем охарактеризовать их взаимоотношения, нужно немного рассказать о личности этого молодого человека.

Характеристика Петра Трофимова

Все герои пьесы называют его "вечным студентом", потому что его несколько раз отчисляли из университета, и "облезлым барином". Он постоянно попадает в какие-то но Трофимов сам к этому относится совершенно спокойно, а окружающие - снисходительно. Внешне молодой человек не так красив, как может представиться после его высокопарных речей, но и он сам не стремится казаться таковым.

Петр был учителем младшего сына Раневской, но мальчик утонул, а Трофимов так и остался жить в имении. Тем не менее он призывал хозяйку продать имение и сад в знак искупления того, что у них были крепостные. Крепостничество резко осуждалось молодым человеком, в вишневом саде он видел не красоту, а рабский труд в каждом листочке.

Но несмотря на все свои правильные размышления, личным примером он их никогда не подкреплял. Да и его речи не были приспособлены к жизненным условиям. Следует отметить, что Трофимов не мог видеть ничего прекрасного не только в саде, но и во всех явлениях жизни. Он мечтал о светлом будущем, не замечая того хорошего, что было в настоящем.

Как личность Петя был неразвит, что можно понять из его рассуждений о чувствах ("Мы выше любви!"). То, с каким презрением он говорил об отношениях между людьми, показывает недалекость его внутреннего мира, которую он маскирует своими высоконравственными рассуждениями.

Характеристика Ани и Пети из "Вишневого сада"

Рассмотрев личности Раневской-младшей и Трофимова по отдельности, следует охарактеризовать их теперь с точки зрения взаимоотношений. В пьесе автор очень тонко указывает на возможный любовный подтекст в общении этой пары. Почему намеками? Как уже известно, Петя считал себя и Аню выше любых проявлений каких-либо чувств. Но девушка сама это решение не озвучивала, за нее решил Трофимов. И это является характерной чертой в их взаимоотношениях.

Если помните, в характеристике Ани из "Вишневого сада" было сказано, что она является очень восприимчивой натурой, особенно к возвышенным идеям. И в силу своей наивности и незнания жизни девушка попадает под влияние революционных идей Трофимова. Чехов сводит две противоположности: решительную и энергичную Аню, у которой только формируются жизненные принципы, и Петра, имеющего твердые убеждения при отсутствии какой-либо склонности к активной деятельности.

Но их объединяет одно обстоятельство: они не чувствуют к вишневому саду никакой привязанности. Поэтому только Аня и Петя могут взглянуть на ситуацию со стороны и сохранить трезвость суждений среди разгорающихся страстей вокруг сада.

Возможный общественный подтекст

Большинство критиков отдают предпочтение характеристике Ани из "Вишневого сада" как представительницы "раскаявшегося" дворянства, которое осознало свое неправильное отношение к крепостным и поэтому начинает активно участвовать в преобразованиях. Петя же является отражением большей части интеллигенции того времени, которая прониклась революционными идеями, но для их воплощения ничего не делает.

Такой подход был особенно распространен в советский период, но он получается каким-то односторонним, а ведь А. П. Чехов никогда не создавал "простых" персонажей. Поэтому не стоит рассматривать этих героев только с точки зрения "будущего России", потому что такой однобокий подход не свойственен пьесам знаменитого драматурга.

Для чего автор ввел этих героев?

В "Вишневом саде" Чехова характеристика Ани как энергичной, но неопытной натуры дается неслучайно. По первоначальному замыслу писателя, именно Раневская-младшая и Петя Трофимов как незаинтересованные в вишневом саде лица должны были предложить выход из ситуации.

А. П. Чехов никогда не был известен как ярый сторонник какой-либо политической партии, поэтому он не стал бы создавать пьесу, в которой заложен только один смысл. Из-за этого и не нужно рассматривать Аню и Петю только как отражение общественного строя того периода. Их образы гораздо многограннее, и, возможно, если попробовать охарактеризовать их с другой точки зрения, у пьесы появится новый, не менее глубокий смысл.

Персонаж пьесы Чехова, который должен разбудить русские умы, стать надеждой на счастливое будущее России, - студент Петр Трофимов.

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» - это создание типичного для эпохи героя, вечного студента, ученого, ищущего путь для всей страны, прообраз революционно настроенной молодежи.

Роль студента

А.П.Чехов старательно выписывает персонаж Петра. Он признается друзьям, что боится не суметь показать всю многогранность характера. Как намекнуть на исторические корни зарождающегося класса? Автор пытается написать так, чтобы читатель увидел судьбу Трофимова: ссылки, отсутствие работы, минимум средств для жизни, но великое упорство и оптимизм. Петра дважды выгоняют из университета. Пьеса проходит по временному промежутку так быстро, что сложно показать судьбу будущего революционера в нескольких актах и редких выходах на сцену. Гениальный классик сумел дать такое описание. Читатель понимает Трофимова, верит ему, надеется на его силу.

Петр и Анна Раневская

Два молодых человека дружат с детства. Расставание на годы не изменяет их отношения друг к другу. Такая связь интересна тем, что это не любовь в привычном понимании. Аня и Петр отрицают возможность любви. Великое чувство для них низко и пошло. Молодые люди выше любви. Ирония автора звучит в этих словах, но сколько ученых и идеологов пыталось доказать низменность любви, не сосчитать. Детское понимание действительности сопровождает разговоры Петра о любви. Покоряет читателя и зрителя вера в правильность и искренность своих слов. Читателю хочется видеть Аню и Петра вместе в будущем. Увлеченность девушки должна помочь Петру донести до народа его мысли о свободе и счастье. Молодые люди так чисты, что сложно подобрать для них других спутников жизни.

Мечты Петра

Студент Петр Сергеевич призывает к свободе. В его понимании свобода – это отказ от привычных обязанностей. Варе он предлагает выбросить ключи от имения, стать свободной как ветер. Варя бросает ключи, но от горя. Ветер гуляет в голове юноши, но часть идей могут вывести людей из российских проблем. Ситуация с вишневым садом требует другого подхода. Простое выбрасывание ключей – не решает проблемы многих членов семьи. Варя, оставшись без дома, вынуждена уйти в экономки в чужую семью. Девушку ждет не обещанное счастье от свободы, а одиночество и бедность.

Петр говорит, что идет к «высшему счастью». Он сравнивает себя с пушинкой, парящей в воздухе и выбирающей самостоятельно свое направление. Никто не имеет над ним власти, он горд и силен от того, что сам руководит судьбой. Трофимов идет в первых рядах к высшему счастью на Земле.

Характер Трофимова

Философ и ученый умен и добр. Он неприхотлив, поэтому живет в бане. Скромность юноши удивляет окружающих, он боится стеснить, помешать, отвлечь от дел. У Петра чистая честная душа, он открыт для окружающих, не боится высказываться и размышлять. Слова студента воспринимаются слушателями. Они восхищаются и понимают его. Петр говорит «хорошо». Он оптимистично настроен на будущее и пытается поселить надежду в душе Ани. Петр предчувствует улучшения, он ждет счастье для себя и всех людей. Петр понимает, что нельзя быть счастливым в одиночку. Он обещает лучшее время Ане.

Показывая ученого, автор вносит в образ чудачество. Это типично для России. Многие воспринимали первых идеологов как людей, оторванных от реальности. В обращении к Петру часто повторяется эпитет «смешной». Значит, Петр умеет шутить, чудить и вызывать улыбку. Для кого-то чудак – смешной урод. Возможно, Петр не всегда понимает правильно происходящее, углубляется в смысл и начинает выглядеть нелепо.

Вечный студент

Трофимов не успел завершить обучение в университете, можно предположить, что он страдает за свои мысли и идеи. В пьесе студент - гимназист 2 класса. Серьезных дел у парня нет, он подчиняется судьбе, которая бросает его из стороны в сторону. Деньги получает за переводы. Их немного, но у юноши нет желания брать в долг у Лопахина. Петра считают умным, никто не отрицает его знаний в науках. Новый купец Лопахин интересуется, что Трофимов думает о нем. Почему ему так важно мнение какого-то недоучки? Вероятно, прозорливый ум привлекает мужчину, считающему себя «ученым болваном». Трофимов голодает и болеет, зима пугает мужчину. Он поменял много мест, пытаясь выжить. Вечный студент не потерял веры, кроме того он продолжает искать единомышленников, распространяя свободолюбивые мысли.

Петя Трофимов - характеристика персонажа

ПЕТЯ ТРОФИМОВ - центральный персонаж комедии А. П.Чехова "Вишневый сад» (1903). Образ студента П. Т. связан в пьесе с перспективой будущего времени; предчувствием "новой жизни» и устремленностью к ней. Герои комедии зовут его не по имени-отчеству, а ласково-насмешливо - Петя. В разночинской "нескладности» этого человека можно увидеть "зажатость» Беляева ("Месяц в деревне» И. С.Тургенева). В его отношениях с Аней - узнать просветительский ригоризм Жадова, "воспитывающего» Полиньку, и Ме-лузова, "улучшающего» Негину. "Вечный студент», "облезлый барин», П. Т. освещен в пьесе мягким отношением действующих лиц к его словам и поступкам ("Петя с лестницы упал!»). Ему идет совершать промахи, неловкости - падать с лестницы, терять калоши. Его "недотепистость» сказывается и в запальчивом заявлении "Мы выше любви!», и в том, как он утешает Раневскую, произнося слова, усугубляющие ее горе. П. Т. много рассуждает, говорит умно и горячо, не являясь тем не менее ни фразером, ни краснобаем. В его монологе о "гордом человеке» слышится благородное опровержение доморощенного ницшеанства горьковского Сатина ("На дне»). Его высказывания об интеллигенции совпадают по смыслу с чеховскими словами: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, истеричную, фальшивую». В его совете Лопахину "не размахивать руками» есть своя историческая правота. В мыслях П. Т. о необходимости "искупления» прошлого - "страданием, необычайным, непрерывным трудом» слышны отзвуки призывов Н. Г.Чернышевского "любить будущее» и "работать для него». Сам П. Т. готов "страдать» от бедности, нужды, гонений. Но душевные страдания, страдания сознания - ему неведомы. В этом смысле он действительно "свободный человек»: свободный от прошлого, не связанный с вишневым садом личной, сердечной связью. Ему не приходится обрывать нити прошлого, "резать по живому». Раневская справедливо выговаривает ему: "Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?» Оттого и ощущение "переходного» момента, вызревания будущего в настоящем вызывает у П. Т. чувства счастья и полноты существования: "Я предчувствую , Аня, я уже вижу его». В этом прекраснодушии, инфантилизме П. Т. кроется его "идейная наивность» - такая же неотъемлемая часть русской жизни, как "епиходовщина» или извечная надежда на то, что "бог поможет», "еще что-нибудь случится не сегодня-завтра…». Первый исполнитель роли П. Т. - В. И.Качалов (1904). Среди других исполнителей - А. Я.Таиров (1907), В. С.Золотухин (1975). Среди зарубежных исполнителей - Ж. Л.Барро (1954).

Особое место среди персонажей комедии "Вишневый сад" занимает Петр Трофимов. Он - бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а "только работать".
Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину".
Трофимов обличает "грязь, пошлость, азиатчину", критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: "Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!"
Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до "высшей правды", Трофимов уверенно отвечает: "Дойду или укажу другим путь, как дойти".
В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом - пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: "Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его... Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!"

Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. "Облезлый барин", Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты "недотепства", присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым. Трофимов причастен к революционной борьбе - потому-то он и "вечный студент".

Трофимова Чехов наделил некоторыми "смешными" чертами "облезлого барина" с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, "среднюю" девушку. "Аня и Трофимов... словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам... без ясной программы жизни", - так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они - люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает. Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей.
Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса - "недотепа". Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

Фигура Трофимова - показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа. Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем. Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще "недоделанный", "недотепистый". Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах. Отсюда - его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба. Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе - все это близко и дорого автору.


содержимое:

Последняя пьеса А. П. Чехова была закончена в 1903 году. В основе произведения тема общественно-исторического развития России в переломную эпоху, на стыке «старого» и «нового» веков. Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Однако писателя интересует не конфликт прежних и новых владельцев вишневого сада, а столкновение прошлого и настоящего России, зарождение будущего в этом процессе.

Вишневый сад — центральный образ в пьесе. Он олицетворяет Родину, Россию, ее богатство, красоту, поэзию. У каждого героя свое восприятие сада, свое отношение к нему. Образ сада выявляет духовные возможности каждого из персонажей. Петя Трофимов указывает путь к возрождению гармонии в человеке и в окружающем мире. Петр Сергеевич Трофимов — разночинец, сын аптекаря. Он студент Московского университета, сам себя называет «вечным студентом». Герою почти тридцать лет, но он до сих пор не закончил курса. В пьесе есть намек на то, что из университета Петю выгоняют не за успеваемость, а за его революционную, т. е. антиправительственную деятельность. Трофимов беден, терпит лишения: «Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий…» У него нет дома, семьи, он одинок: «… Я уже столько вынес!… Куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Несмотря на голод и болезни, Трофимов решительно отказывается жить за чужой счет, брать взаймы. Он гордо заявляет Лопахину: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти…» Трофимов живет своим трудом: «за перевод деньги получил»; он умен, образован. Многие его суждения верны и глубоки. Трофимов проповедует социалистическую идеологию: студента не устраивает тип существования изображаемых в пьесе дворян.

В глазах разночинца главный недостаток Гаева и Раневской — бездеятельность, барство, привычка жить за счет чужого труда. Трофимов резко осуждает прошлое, насилие над личностью. Студент гневно заявляет, что вишневый сад — символ рабства, что с каждого дерева на него смотрят замученные «человеческие существа». Бывшие владельцы живых душ, по мнению Трофимова, должны искупить прошлое только «необычайным, непрерывным трудом». Студент не принимает планы переустройства русской жизни на буржуазный лад. Он осуждает Лопахина как дельца, у которого нет широкого взгляда на проблемы всей страны. Потребительское отношение к природе, богатствам окружающего мира, погоня за выгодой, прибылью получают в трактовке студента точное определение. Он говорит Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Трофимов советует купцу не размахивать руками, предрекает кратковременность его пребывания, так как видит хищную сущность капитализма. Трофимова волнует судьба интеллигенции, он размышляет о ее роли в переустройстве России, обличает праздность «философов»: «Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не... делает и к труду пока не способно». Студент полон веры в новую жизнь. «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Однако Чехов к высокому пафосу речей, призывов Пети относится иронически. Пламенные слова Трофимова не случайно перебиваются то игрой Епиходова на гитаре, то стуком топора по дереву. Автор видит определенную односторонность даже во многих справедливых суждениях Трофимова.

Для студента Трофимова вишневый сад — воплощение крепостного уклада жизни: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостниками, владевшие живыми душами…» Трофимов не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства. Чехов показывает в герое черты, которые сближают его с жизненной установкой Гаева и Раневской. Он часто произносит слишком громкие, отвлеченные общие фразы: «Мы идем неудержимо к яркой звезде. » Автор иногда ставит Трофимова в комическое положение: Петя падает с лестницы, постоянно ищет старые галоши. Определения-характеристики: «чистюлька», «смешной урод», «недотепа», «облезлый барин» снижают образ Трофимова, вызывают насмешку. Неловкий, нескладный, неухоженный Петя вызывает к себе снисходительную жалость. «Очки», «негустые волосы» — эти детали дополняют портрет «вечного студента». Пристрастие Пети к звонкой фразе, поучениям, рассеянность, категоричность суждений осложняют его отношения с окружающими. Варя говорит ему: «Студенту надо быть умным». Петя заявляет: «Мы выше любви». Это высказывание подчеркивает нравственную ущербность, неразвитость героя. Не случайно Раневская говорит ему: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Трофимов не выглядит героем. В определении-характеристике «вечный студент» заключена мысль о том, что Петя не сможет быть достойным вишневого сада. Его роль — пробуждение сознания молодых людей, которые уже сами будут искать пути борьбы за будущее. Поэтому Аня восторженно впитывает в себя идеи Трофимова. Она не ставит себе целью выйти замуж за богатого человека, стремится к высшим идеалам.

У Трофимова в суждениях содержится позитивное начало, жизнь его может вызвать в какой-то степени уважение, но он способен только указать путь, а сам остается «вечным студентом». Настоящее время, по Чехову, требует не восклицаний и восторгов, не полного отрицания прошлого, а поступков и решений для спасения красоты, духовности. «Вечный студент» Петя Трофимов изображен Чеховым с симпатией и уважением. Это самоотверженный и бескорыстный человек, проповедующий новые идеи. Характерна в этом плане речь Трофимова, отличительной чертой которой является обилие научных и политических терминов. Его слова: богатые и нищие, рабочие, крепостники, труд, истина, философствуют и другие — раскрывают направленность его мыслей. Его речь эмоционально окрашена, взволнованна, с риторическими обращениями: «Верьте мне, Аня, верьте!», «Вперед! Не отставайте, друзья!» и др. Но, несмотря на все положительные качества Трофимова, Чехов сомневается в возможности таких людей построить новую жизнь — уж очень они односторонние, «никакой жизни сердца».