Сергей Павлович Дягилев: биография, фото, личная жизнь, интересные факты. Великий балетный продюсер (Дягилев С.П.) Дягилев балет биография

  • 11.12.2020

Сергей Дягилев – человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не только видеть, но и чувствовать балет.

Будущий новатор мира искусства появился на свет в Новгородской губернии 19 марта 1872 года по старому стилю. Позже с семьей он переехал в Санкт-Петербурге, а затем в Пермь, где служил его отец.

Глава семейства Павел Павлович Дягилев был офицером в кавалергардском полке. Родной матери Сергей не знал, так как она по истечении нескольких месяцев после родов умерла. Воспитанием мальчика занималась новая супруга отца – Елена. Мачеха души не чаяла в пасынке и отдавала ему всю себя.


Сергей Дягилев в гимназии

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно юноша учился музыке в консерватории у . Окончив в 1896 году университет юриспруденции, будущий именитый балетмейстер предпочел область изобразительного искусства.

Балет и меценатство

В конце 1890-х Дягилев вместе с друзьями создал художественное объединение «Мир искусства», отвергавшее академизм во всех его проявлениях. Парни уговорили известных меценатов С.И. Мамонтова и княгиню М.К. Тенишеву финансировать их журнал.


Портрет Сергея Дягилева. Художник Валентин Серов

Благодаря редкому организаторскому таланту и способности проникать в сущность творческого процесса Сергей организовал «мирискуснические» выставки. В 1905 году в Таврическом дворце Петербурга он устроил презентацию русского портрета, где собрал картины из столицы и провинций.

Постановки балета находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали деятели тяготеющего к символизму объединения «Мир искусства»: авангардист Н. А Гончаров, испанский монументалист Х. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубист , французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж и многие другие.


Портрет Сергея Дягилева. Художник Лев Бакст

В качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы такие личности, как и А. Лоран. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика в «Русских сезонах».

Декорации, костюмы и занавес поражали художественной выразительностью: этажная игра линий приводила в восторг аудиторию спектакля. Музыка в постановках использовалась разноплановая: от мировых классиков и Р. Штрауса до русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова.


Европейское сценическое искусство, переживавшее в начале 19 века кризис, было освежено непревзойденным синтезом различных видов искусства, из которого впоследствии и родился современный балет.

"Русские сезоны"

История «Русских сезонов» началась после проведенной 1906 году выставки в «Осеннем салоне». Мероприятие, имевшее оглушительный успех, вдохновило Дягилева. Мужчина не желал останавливаться и продолжал знакомить парижскую публику с русским искусством.


Труппа "Русские сезоны" Сергея Дягилева

В 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входит 5 симфонических выступлений. Неповторимый бас , хор «Большого театра», дирижерское мастерство Артура Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана в мгновение ока пленили изголодавшуюся по талантам аудиторию.

Весной 1908 года Дягилев познакомил Париж с оперой. Однако « » собрал неполный зал, и вырученные деньги едва покрыли затраты на организацию мероприятия.


В 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез в будущую столицу моды 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Ядро балетной труппы составили танцовщики Москвы и Санкт-Петербурга – В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, И.Л. Рубинштейн, .

За 20 лет работы «Русских сезонов» традиционное отношение общества к танцу в корне изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе.

Личная жизнь

Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.

Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.


Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – . Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.


"Борьба" между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.

После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу . Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.


Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.

Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».


В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.


После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Смерть

На последних этапах жизни импресарио 19 века «нашел себя» в коллекционировании.

Долгое время Сергей Павлович, не имея постоянного пристанища, скитался по городам и странам Европы. Строптивый дух знаменитого мэтра культуры обрел покой в Монако. Здесь Сергей и начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства: картины, редкие автографы, книги и рукописи.


В 1921 году Сергей узнал, что у него сахарный диабет. Однако строгие предписания врача и диету уже немолодой мужчина не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стала инфекция и резкое повышение температуры. Антибиотики в то время еще не изобрели, поэтому болезнь была крайне опасна.

7 августа 1929 года у любимца мужской аудитории произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели.


Сергей Дягилев, биография которого неразрывно связана с историей русского балета, скончался 19 августа. Ночью его температура поднялась до сорока одного градуса, он потерял сознание и, не приходя в себя, умер на рассвете.

Остров-кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем именитого балетмейстера. Там погребено множество великих деятелей искусства, науки и спорта: поэт и нобелевский лауреат , композитор , психиатр Франко Базалья, футболист Эленио Эррера, писатель и журналист Петр Вайль. Кладбище и по сей день открыто для посещений.

Жизнь Сергея Дягилева, как и многих видных деятелей, наполнена интересными фактами:

  • Дягилев имел нюх на таланты, был блистательным руководителем и чудесным организатором, но сам на сцене не выступал.
  • Ольга Хохлова, жена Пабло Пикассо, была танцовщицей в «Русском балете» Сергея Дягилева.

  • В 1897-ом году Дягилев повел художника Александра Бенуа и его жену в «Гранд-оперу». Там у друга Сергея лопнули фрачные штаны. Мужчина весь вечер сидел неподвижно и прикрывал прореху, образовавшуюся на самом предосудительном месте, складным цилиндром, а Дягилев, стоило ему перевести взгляд со сцены на Александра, начинал смеяться во весь голос. Тогда его громко звучный смех чуть не сорвал концерт.
  • Сергей Павлович не раз в шутку говорил, что является дальним потомком (через Румянцевых), и, если подтверждения этой информации не было, то родственные связи с под сомнения не ставились. Великий русский композитор приходился меценату дядей.

Петр Ильич Чайковский - дядя Сергея Дягилева
  • Выставка российско-финских художников, организатором которой был Дягилев, прошла в атмосфере скандального непонимания. Тогда публике впервые представлены работы , Михаила Нестерова и Филиппа Малявина. В глазах искушенных эстетов концептуально новая живопись выглядела крайне неприглядно в связи с чем, посетители требовали у кассирши вернуть им деньги, заплаченные за вход.
  • Весной 2011 года теплоход под названием «Новиков-Прибой» переименовали в «Сергея Дягилева».

Теплоход "Сергей Дягилев"
  • Если сравнить девушку, изображенную на афише «Русских сезонов» 1909 года, с фотографией Анны Павловой, станет ясно, что именно она была прототипом, с которого рисовалась балерина.
  • Дягилев не скрывал гомосексуальных предпочтений. Однако достоверно известно, что в его жизни был сексуальный контакт с женщиной. 18-летняя кузина балетмейстера на память об их связи подарила мужчине венерическую болезнь.
17 октября 2013, 17:49

Задумала я сделать пост о «Русских сезонах» Дягилева, но решила, что было бы правильнее познакомить сначала читателей с именем выдающегося русского театрального и художественного деятеля С. П. Дягилева. Подозреваю, что многим сплетницам он, конечно, знаком, и все-таки надеюсь, что кое-какие неизвестные факты будет интересно прочесть))

портрет Дягилева, написанный рукой великого оперного певца Федора Шаляпина в 1910 году

Итак, первая часть - о Дягилеве.

(1872-1929) -русский театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио ХХ века, который прославил русское искусство на родине и за рубежом. Вместе с Александром Николаевичем Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» за границей. Создал труппу «Русские балеты Дягилева» (1911-1929)

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней (художник: Леон Бакст), 1905 год

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, и его воспитывала мачеха Елена, дочь российского инженер-путейца, одного из родоначальников отечественной инженерно-технической школы В. А. Панаева, образованная и интеллигентная женщина. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка. Не удивительно, что, воспитываясь в такой семье, сам Сергей хорошо пел, играл на фортепиано, рисовал, хотя был просто любителем в разных областях искусства.

семья Дягилевых: Павел Павлович, Елена Валериановна, их сыновья Валерий, Юрий и Сергей (1880-е г.г.)

На протяжении трех десятилетий дом в Перми принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. Помимо Сергея, в семье воспитывали еще 2 сыновей - братьев Сергея - Юрия и Валерия. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли. После окончания пермской гимназии в 1890 году (гимназия носит его имя с 1992 года) Дягилев вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. Эти занятия становятся поворотным моментом - благодаря Римскому-Корсакову Дягилев знакомится с молодым композитором Игорем Стравинским, и это знакомство становится важнейшим в жизни всех троих. Дружба Дягилева со Стравинским продолжалась долгие годы. «Работать с этим человеком всегда бывало и страшно, и в то же время спокойно, настолько неодолимой была его сила», - вспоминал Стравинский в своей книге «Хроника моей жизни».

Сергей в студенческой форме (1980-е г.г.)

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того, чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Состоял чиновником особых поручений при директоре Императорских театров и в 1899 - 1900 г.г. - редактором «Ежегодника Императорских театров».

Сергей Дягилев и Игорь Стравинский

Спустя несколько лет после получения диплома по юриспруденции создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства». Еще путешествуя по Западной Европе, Дягилев увлекся новыми течениями в искусстве и задумал создать на родине посвященный им журнал. По его инициативе осенью 1898 года начал издаваться одноименный журнал. Сам Дягилев был редактором журнала и писал искусствоведческие статьи. Редактируя журнал "Мир Искусства" в течение шести лет, Дягилев объединил в нем всех наиболее значительных писателей и художников нового направления: его сотрудниками были Д. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Левитан, В. Серов, М. Врубель, А. Бенуа и многие другие. Журнал знакомил русскую публику с новейшими иностранными писателями и художниками, давал отчеты о новых выставках, о новых течениях в театре и музыке, об архитектуре. Параллельно с журналом Дягилев издавал отдельные книги по истории русского искусства.

обложка журнала "Мир искусства", 1901 год

Помимо работы над журналом и книгами в тот период Дягилев организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс:

1897 г. - Выставка английских и немецких акварелистов, затем Выставка скандинавских художников.

1898 г. - Выставка русских и финляндских художников. Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля, Серова, Левитана и др.

1905-1906 г. г. - Историко-художественная выставка русских портретов в Петербурге; Выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского и др.

участники "Русских исторических концертов в Париже" в гостях у композитора К. Сен-Санса. Париж, 1907 год

Весной 1907 г. Дягилев устроил в Париже ряд концертов, посвященных русской музыке, начиная от Глинки и кончая Скрябиным. В следующие годы Дягилев поставил в Grand Opera , а потом в театре Chatelet , ряд русских опер: «Бориса Годунова » и «Хованщину » Мусоргского, «Псковитянку » и др., и ряд балетов: «Шехерезаду » Римского-Корсакова, «Клеопатру » Аренского, «Петрушку » Стравинского, «Павильон Армидым » Черепкина и др. Для этих спектаклей декорации писались лучшими современными художниками, а исполнителями выступали выдающиеся артисты. Эти ежегодные зарубежные выступления русских артистов получили название «Русские сезоны» . О них речь пойдет в следующем посте.

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете "Жизель"

Сергж Лифарь

«Русские сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит. Кроме Парижа были гастроли труппы в Лондоне, Риме, Берлине, а также в США.

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева» . Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до смерти её организатора в 1929 году. К сожалению, Сергей Павлович покинул родину с началом Первой мировой войны и больше не возвращался. По воспоминанию Сергея Леонидовича Григорьева, постоянного режиссера труппы, их последнее выступление было в Виши 4 августа 1929 года.

Дягилев и балетный танцовщик Серж Лифарь

Несмотря на огромный успех «Русского балета», Дягилев часто испытывал материальные затруднения и всегда прибегал к помощи состоятельных меценатов. Свои личные средства он также тратил на новые постановки. В 1920-е годы Дягилев увлекся собирательством редких книг - его коллекцию составили уникальные издания на русском языке, автографы А. С. Пушкина. Будучи человеком крайне суеверным, он боялся морских путешествий.

Игорь Стравинский, Сергей Дягилев, Леон Бакст и неизвестная женщина. Швейцария, 1915 год

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет, однако он почти не соблюдал предписанную ему диету. Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения веса. Начиная с 1927 года у него развился фурункулёз, приводящий к развитию обширных инфекций и резкому повышению температуры, что было смертельно опасно в те времена. Несмотря на предписания врача, Дягилев продолжал гастролировать с труппой по Европе. 7 августа 1929 года он отправился в Венецию, где и умер 19 августа - на воде, как ему в юности предсказала цыганка. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. За день до смерти его посетили Мисиа Серт и Коко Шанель, которые впоследствии и оплатили похороны, так как у Дягилева при себе не было средств. Дягилева похоронили на остров Сан-Микеле в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски и эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений» - фраза, написанная им незадолго до смерти. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли. Говорят, что у хореографов и танцовщиков существует традиция - при посещении могилы Сергея Дягилева ставить свою обувь на мраморный постамент. Это, якобы, приносит удачу в карьере...

"...Иногда, особенно по ночам, Дягилев вспоминал свою молодость, говорил, что это было самое счастливое время его жизни. И плакал, вспоминая красивейшую Волгу и левитановские пейзажи,
тосковал по России, которую он никогда не увидит. Да, он создал мировую славу России, русскому искусству... Пруст, Роден и Аполлинер восхищались им... Дебюсси писал, что "варварское, но такое притягательное русское искусство помогло Западу
лучше узнать и понять себя..."
(Из воспоминаний Сергея Лифаря)

После его смерти «Русский балет Дягилева» распался, а репертуар сохранился лишь благодаря усилиям танцовщиков и хореографов его труппы.

Сергей Дягилев оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства ХХ века. О нем пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Он доказал, что быть импресарио - великое искусство. В данный момент ведутся работы по созданию памятника Сергею Дягилеву на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже под патронатом Пьера Кардена .

Серге́й Па́влович Дя́гилев (31 марта , Селищи , Новгородская губерния - 19 августа , Венеция) - русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы «Мир Искусства », организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева », антрепренёр .

Биография

На протяжении трёх десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории . В молодости Дягилев тщетно пытался найти своё поприще. Важным моментом в его жизни стала встреча с писателем Львом Толстым , после которой он решил посвятить себя коллекционированию автографов знаменитых современников. В 1896 году он окончил университет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начал деятельность в области изобразительного искусства.

Условно деятельность С. П. Дягилева можно разделить на два периода:

  • 1898-1906 годы - жизнь Дягилева в России, когда интересы его были сосредоточены, главным образом, в области изобразительного искусства;
  • 1906-1929 годы - деятельность Дягилева в качестве импресарио за рубежом. Начав с организации выставки в 1906 году, вскоре он сосредоточился на области музыкального театра, в первую очередь, балета .

Деятельность в Петербурге

В 1898 году совместно с художником А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала «Мир искусства », издававшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой ; был его редактором (с 1903 года - совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898-1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902).

В этот период организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс в Санкт-Петербурге:

  • 1897 год - выставка британских и немецких акварелистов, знакомившая русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве;
  • Выставка скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств ;
  • 1898 год - выставка русских и финляндских художников в музее Штиглица , которую сами мирискусники считали своим первым выступлением (помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства », Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля , Серова , Левитана);
  • 1905 год - историко-художественная выставка русских портретов XVII-XVIII веков в Таврическом дворце ;
  • 1906 год - выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа , Грабаря , Кузнецова , Малявина , Репина , Серова , Явленского , Рериха и др.

Вместе с Дягилевым в Императорские театры пришли многие современные художники (Ап. М. Васнецов , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , В. А. Серов , К. А. Коровин , Е. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 годов Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия ». Дягилев привлёк к постановке художников группы «Мир искусства », но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось его увольнением.

Исторические русские концерты. Русские сезоны. Русский балет Дягилева

Сергей Дягилев, 1910 год.

Дягилев постоянно сотрудничал с «открытым» им композитором И. Ф. Стравинским . Стивен Уолш отмечал, что «Дягилев и Стравинский, будто русские герои карикатур: обнимались и вместе выпивали вечером, а днём отчаянно ругались из-за денег и контрактов».

В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства », в частности А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , А. Я. Головин , Н. К. Рерих , Б. И. Анисфельд . «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, также способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Во время войны, начиная с середины 1910-х годов, он в корне изменил стилистику представлений, оставив экзотику, придворную пышность и ориентализм и обратившись к авангарду . Первым спектаклем новой музыкальной формы и хореографии стал балет «Парад » Эрика Сати , скандальная премьера которого прошла в Париже в году. Отойдя от стилистики «Мира искусства», Дягилев начал сотрудничать преимущественно с европейскими художниками; также его постоянными сотрудниками были супруги Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов .

Труппа Дягилева давала сезоны в Париже и в Лондоне, а также гастролировала в Италии, Германии, США. Начиная с зимы 1923 года она репетировала в Монте-Карло , где состоялись первые представления многих премьер. До Первой мировой войны Дягилев был одержим идеей представить свои постановки в России, выступить в Санкт-Петербурге было его мечтой - однако, несмотря на приложенные усилия и многочисленные попытки, по разным причинам ему это не удалось. В начале 1920-х годов при помощи Маяковского , которого он всячески привечал в Берлине и Париже, Дягилев вновь пытался организовать гастроли труппы или хотя бы свою поездку в СССР, однако затем от этой идеи отказался.

Многие современники, художники и поэты, использовали яркие символы, метафоры в передаче восприятия личности С. П. Дягилева: «лучезарное солнце» (В. А. Серов), «Геркулес», «Петр Великий» (А. Н. Бенуа), «орёл, душивший маленьких птичек» (В. Ф. Нижинский), «Жёлтый Дьявол на аренах европейских стран» (А. Л. Волынский), «Нерон в чёрном смокинге над пламенеющим Римом» (А. Белый) , «Монстр» (С. Ю. Судейкин не называл его иначе).

Личная жизнь

Отношения с Мясиным

В 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил в труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии «Весны священной », у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её в нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Он был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв со своим фаворитом и несколько дней никого к себе не подпускал, кроме Нувеля и своих слуг Беппо и Василия. По словам артиста Михаила Семёнова, «Дягилев будто помешался»; «его друзья, опасаясь за его здоровье и даже разум, денно и нощно не выпускали его из виду», - писал Арнольд Хаскелл .

Начиная с 1924 года, Мясин, к тому времени женившийся на Савиной, вновь сотрудничал с Дягилевым, который, по-видимому, совершенно охладел к нему. Согласно свидетельству композитора Дукельского , во время работы над балетом «Зефир и Флора » он говорил ему, что «у Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, – это деньги».

Болезнь и смерть

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет , однако он почти не соблюдал предписанную диету :520 . Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения массы тела. Начиная с 1927 года, у него развился фурункулёз , способный привести к развитию сепсиса , что было смертельно опасно в те времена, когда антибиотики ещё не были известны. Летом 1929 года в Париже врач предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья :534 .

Дягилев проигнорировал предписание, отправившись с труппой в Берлин, затем в Кёльн и через Париж - в Лондон, где вновь посетил врача, посоветовавшего ему нанять медсестру, что также не было сделано: за ним ежедневно ухаживал Кохно , делая необходимые процедуры и перевязки. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил своего лечащего врача, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши . Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичем предпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден (где он обсудил новый балет с Хиндемитом и виделся с Набоковым , позднее написавшим: «Несмотря на его внешний вид, казалось, что у него было хорошее настроение. Он весело рассказывал о своих планах на оставшуюся часть лета и на новый осенний сезон» ), Мюнхен (ради опер Моцарта и Вагнера) и Зальцбург . Оттуда Дягилев послал Корибут-Кубитовичу письмо с настойчивой просьбой приехать к нему в Венецию. Расставшись с Маркевичем в Веве , 7 августа Дягилев отправился в Венецию. На следующий день он въехал в «Гранд-отель де Бан де Мер », куда вечером прибыл Лифарь .

К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов :538 . С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 16 августа к нему приехал Кохно, 18-го - посетили Мисиа Серт и Шанель . Получив телеграмму от Корибут-Кубитовича, который не спешил приехать по его вызову, Дягилев заметил: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти» . Вечером к нему пришёл священник . Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.

Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили М. Серт и Г. Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew ) и эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений» - фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика. На том же кладбище рядом с могилой Дягилева находится могила композитора Игоря Стравинского , а также поэта Иосифа Бродского , который назвал Дягилева «Гражданином Перми».

Официальной наследницей Дягилева оказалась сестра его отца, Юлия Паренсова-Дягилева, проживавшая в Софии (она отказалась от наследства в пользу Нувеля и Лифаря). 27 августа Нувель организовал панихиду по усопшему в Париже, в соборе Александра Невского .

Видео по теме

Сочинения

  • Сложные вопросы, «Мир искусства», 1899, No 1-2, No 3-4 (в соавторстве с Д. В. Философовым);
  • Русская живопись в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий , СПБ, 1902.

Адреса

В Санкт-Петербурге
  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом на Литейном проспекте , 45;
  • осень 1900-1913 гг. - доходный дом Н. И. Хмельницкого, набережная реки Фонтанки , 11.
В Венеции
  • Лидо , Grand Hotel des Bains

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина - трагичны. Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу; Юрий был отправлен в ссылку (по другим данным, подвергся административной высылке), умер в Ташкенте (по другим данным, в городе Чирчик Ташкентской области) в 1957 году.
  • Старший племянник Сергей Валентинович Дягилев был симфоническим дирижёром. Как и отец, Валентин Павлович, был репрессирован в 1937 году по сфабрикованной политической статье. Провёл 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13 августа 1967 года.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев , невропатолог, был вынужден скрывать родство со знаменитым дядей.
  • Правнучатый племянник Сергей Александрович Дягилев - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

Память

В Париже

В России

В Перми

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада «Эрмитаж » открылся ночной клуб «Дягилев » (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

  • Портрет кисти Валентина Серова (1904).
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Льва Бакста (1905).
  • В бонистике: Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.
  • В филателии:

В кинематографе

  • С. П. Дягилев стал прообразом импресарио Лермонтова в фильме «Красные башмачки » (1948, роль исполнил австрийский актёр Антон Уолбрук).
  • В фильме «Нижинский » (1980, США) роль Дягилева исполнил Алан Бейтс .
  • В фильме «Анна Павлова » («Мосфильм», 1983, режиссёр Эмиль Лотяну) роль Дягилева исполнил Всеволод Ларионов .
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский » (2009) - в фильме, в частности, показаны отношения Дягилева с композитором Стравинским .
  • «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова , авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» - документальный фильм-интервью с Эдвардом Радзинским , Николаем Цискаридзе ,Александром Васильевым режиссёра Светланы Астрецовой (2017, Россия).
  • В телесериале «Мата Хари » (2017) роль Дягилева исполнил Андрей Тартаков .

В театре

  • Образ Дягилева показан в балете Мориса Бежара «Нижинский - клоун Божий» (1972, театр «Ла Монне ») и в нескольких спектаклях Джона Ноймайера , посвящённых судьбе танцовщика Вацлава Нижинского .

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

Документальные фильмы

  • 2001 - Избранники. Россия век XX, выпуск 28: Сергей Дягилев (реж. Станислав Раздорский, Никита Воронов, Анатолий Васильев)
  • 2002 - Судьба подвижника. Сергей Дягилев (реж. Виктор Спиридонов, Александр Васильев)
  • 2010 - «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра

Говорил без конца с ними о постановке и вот пишу тебе с их согласия и их одобрения мои соображения по поводу твоего замысла постановки. Самое главное, я приехать в Швейцарию абсолютно не могу по тем же причинам, что и ты, и рад был бы, кстати, увидеть сестру и ее семью, которых не видел три года с лишним. Физически невозможно нам свидеться, чтобы переговорить и столковаться о постановке, и единственный выход - это установка взаимного соглашения по переписке: другого исхода нет, и надо или согласиться с этим, или отказаться. Жалко, что ты мало сговорился с Жидом, а это очень живой человек, и с полномочиями. Но нечего делать.

Твоя мысль - модернистическое толкование постановки «Антония и Клеопатры» - единогласно нами отброшена и вот по каким зрело обдуманным соображениям.

Самое главное, это «соотнесение»-впечатление на зрителей, на залу «современной» декорации, современных костюмов с текстом и действующими лицами римской и египетской истории. Результат - непрерывный гомерический хохот залы. Если бы я и лично поверил, что это хорошее толкование возможности представить трагедию Шекспира, я ее не защитил бы - твою точку зрения - потому что я морально ответствен за то, чтобы спектакль состоялся. Важно в нем и следующее: возможность услышать редкий драматический талант Рубинштейн - но при этой постановке я ей моими декорациями и костюмами решительно помешаю - ей, Жиду, Шекспиру. Nous beneficierons seulement tous les deux - toi et moiФр. - «Мы извлечем пользу только вдвоем - ты и я». - но на это я не могу согласиться.

Подумай хорошенько. Если есть два ярко противопоставленных мира - египетский и римский в этой гениальной трагедии (это может быть тебе, как и мне, - отправной пункт для работы?), то представь себе Марка в форме современного итальянского генерала - самый живописный костюм (с орденами?); в противоположность ему Клеопатра - как одета? Если быть модернистом, держаться (а это необходимо) couleur localeФр. - «местного колорита». , то она должна быть одета как жена египетского солдата, а ее двор - наполовину английский, наполовину турецкий. Какой ее дворец? Модерн египетский, ты скажешь. Значит - смесь faux-mauresqueФр. - «псевдомавританского». и мебели от Марle et C°; это и есть современное убранство дворца? Не будет ли свита Клеопатры напоминать танцоров из Каира? Подумай ты об этом? И верно Жид заметил, что весь текст Шекспира в устах итальянских солдат и египетских современных «дев» будет звучать ужасающе театрально, риторикой. В лучшем случае это будет напоминать ходовую репетицию спектакля, когда артисты не сумели запастись костюмами.

Но самое главное, самое для меня ужасное, - это то, что я буду работать contre coeurФр. - «против желания». , без всякой инсинуации и увлечения, потому что я не верю и не уверую в постановку, и в результате получится холодное и нудное исполнение заказа!

В самом лучшем положении ты, ибо тебе легко написать модернистическую музыку, и так как ты порешил и условием поставил, что ты ни на репетиции, ни на спектакли не обязываешься приехать, - tu auras le plus beauФр. - «тебе достанется самое лучшее». , ибо твоя музыка (и, убежден, отличная) останется и после спектакля, век ее будут гутировать. А что спектакль после шумного скандала провалится? Ну и черт с ним? Я не могу этого на себя взять, ибо я прежде всего и раньше всего безумно люблю эту трагедию и все сделаю, чтобы она имела огромный успех, и еще нахожу, что трагедия должна показать исключительный драматический талант Рубинштейн, такой новый и свежий, восторгающий всех передовых литераторов, художников - до кубистов включительно, - должна найти чудесную оправу, вот поэтому я сам настаивал и настаиваю на твоем драгоценном сотрудничестве.

Итак, скажу тебе от всего сердца: если ты относишься только эгоистически к спектаклю, тогда лучше нам, видимо, разойтись, чем принять постановку, выгодную только одному или двум из нас всех. Ведь публика Парижа - это не публика времен Шекспира, когда достаточно было на стул поставить паспарту «лес», чтобы зрители вообразили - лес. Ведь вся эта публика Парижа и Москвы - прогнившие эстеты и твою мысль примут не как простую постановку, а чрезвычайно пикантное блюдо, не без рокфорной и другой вони; три четверти же публики будут хохотать, скандалить и требовать:«Деньги назад». Не погублю спектакль [!] Ни за что [!]

Но если ты примешь мою точку зрения, которая заключается не в исторической, поэтической и инструментальной прихоти, а в выражении своего понимания этой трагедии Шекспира, то вопрос разрешится очень просто, ибо каждому из нас предстоит выявить себя по поводу этой вещи. Всегда это будет прежде всего живо (величайший для меня идеал), и подлинно, и индивидуально.

Моя точка зрения такая: два мира - Египетский и Римский. Один - хитрый и сладострастный, пряный и высокомерный; другой - солдатский, прежде всего Рим - uber allesНем. - «превыше всего». , и возвышение и падение Антония - это возвышение и падение римлянина. Для него Египет - это всё, это его любовь, он и говорит, уезжая: «Прощай, Египет!» - в этом смысле! Но в минуту смерти обоих оказалась Любовь - человеческая, сильнее Рима и Египта, и остались только мистические любовники. Вот моя канва. Что я пользуюсь историческим материалом критически - это известно всякому, кто не близоруко смотрит на мои интерпретации. Мне меньше всего важна археология, и ею я играю, часто смешивая нарочно все стили, но для главного, для подлинного впечатления, искреннего воплощения и я не додумался бы до сцены современного отравления, чтобы близкие умирающего стояли бы с аппаратом для промывания желудка или клистиром; это было бы и страшно, и жутко. Но я сейчас почувствовал, какой безумный хохот был бы при появлении чего-нибудь подобного в сцене смерти Клеопатры.

Вспомни, когда я с пеной у рта просил и требовал у СережиАнтрепренер, организатор «Русских сезонов», редактор журнала «Мир искусства» , чтобы и в музыке, и на сцене в «Играх» пролетал аэро! Сережа и ДебюссиКомпозитор фыркали и негодовали, а эту идею спер КоктоПисатель, поэт, драматург для «Парада ». Но «Игры» были модернистскими.

Я мог бы часами писать на эту тему, доказывая сцена за сценой, акт за актом, как можно погубить эту чудную вещь, трактуя ее модернистически, и просто прошу тебя стать на эту, мою точку зрения, и вообразить себе ярко, что происходит модернистическое на сцене, - читай сцену за сценой! Разумеется, ты придешь к моему выводу, ибо ты просто скульптурно не представил себе это перевоплощение трагедии!

Но если ты откажешься от этой точки зрения, то вопрос можно и легко разрешить в трех, четырех письмах. Мадам Рубинштейн оставляет за тобой право на весь план сочинения музыки и распределение. Она (да и я) думаем, что хорошо было бы иметь увертюру к каждому действию, потом музыку, отмечающую появление римских лагерей под стенами и в палатках, затем «смерть Клеопатры». Все это в оркестре, не на сцене - я уже тебе писал, из-за каких соображений заглушение звучностей и прочее. Ты реши, сколько музыки думаешь написать, что, по сколько минут (это важно для меня) и приблизительно - что ты задумываешь в смысле оркестра, количество инструментов. Затем, когда ты это все решишь, сейчас же мне ответь и сообщи срочно необходимый и самым подробным образом твой гонорар, способ владения музыкой, на какой срок и т.д. Лучше было бы, если ты прислал бы сам проект контракта, и его, с изменениями или без, подпишет мадам Рубинштейн через своего представителя. Но это, если ты примешься горячо, все можно подготовить в три-четыре недели, то есть подписать контракт и, таким образом, у тебя будет возможность приняться сейчас за работу. Во время нее ты можешь мне сообщать твои соображения, поскольку они должны прийти в соприкосновение с моей постановкой, и я все себе отмечу. Времени много. Перевод Жида будет готов только не раньше чем через пять-шесть месяцев. Вот все, что я могу тебе сейчас сказать, искренне и горячо желая, чтобы наше сотрудничество состоялось!

Биография

Жизнь в искусстве

Русские сезоны

Адреса в Санкт-Петербурге

Судьба Дягилевых в СССР

Дягилев как символ в культуре

В бонистике

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Биография

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец, П. П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

Жизнь в искусстве

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 - Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля, Серова, Левитана и др.), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др.

«Ежегодник Императорских Театров»

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

Русские сезоны

1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены вступления музыкантов - «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер.

С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Труппа

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора.

Смерть

Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.

Значение имени Дягилева в настоящее время

  • Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева.
  • В 2007 г. в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.
  • В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева - «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе.
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст - первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды. Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave).
  • В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», созданные русским художником Георгием Шишкиным.
  • В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П. Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни.
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом - Литейный проспект, 45;
  • осень 1900-1913 - доходный дом Н. И. Хмельницкого - набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.
  • Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году как и его отец Валентин Павлович по сфабрикованной политической статье. Отсидел 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался в 13.08.1967.
  • Его внук Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.

Дягилев как символ в культуре

  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории известного московского сада «Эрмитаж» открылся самый известный клуб России, вместимостью 1500 человек - «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Логотипом клуба стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ Сергея Павловича Дягилева.
  • В среде хореографов и танцовщиков существует традиция - при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат кем-то оставленные пуанты и различная театральная атрибутика. На том же греческом кладбище острова Сан-Микеле, рядом с могилой Дягилева находится могила другого великого деятеля русской сцены - Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми». Для «театральных» посетителей на кладбище установлен специальный указатель «Diaghilew Strawinski».
  • На самой могиле выбита эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза, написанная Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю, стала крылатой в кругу деятелей культуры.

В бонистике

  • Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.