Античная литература эпос античная литература как особый вид. Эпос древней греции Эпос в античной литературе

  • 29.08.2019

Начальный этап древнегреческой литературы - устное литературное творчество (религиозные гимны, бытовые и обрядовые песни, мифы и предания, исполнявшиеся профессиональными сказителями - аэдами). Певец не повторял готовой песни, а творил ее. Содержанием песни аэда служили «деяния мужей и богов», то есть мифологические сказания о богах и героях. Дар песнопения понимался как «знание», полученное певцом от Музы, богини поэзии. Поэтому аэд и начинал свою песню обращением - просьбой к Музе вещать его устами.

В VIII в. до н.э. появляются рапсоды (пер. «сшиватель песен») - сказители, которые созданные ранее тексты перерабатывали, составляя эпические поэмы, представляющие собой композиционное и художественное целое. Рапсод декламировал, сопровождая свое чтение оживленной жестикуляцией, исполнение его имело характер напевности. Таким рапсодом был, по-видимому, и Гомер. Письменный период древнегреческой литературы начинается с записи поэм Гомера на ионийском диалекте. Широкое распространение этих поэм привело к тому, что ионийский диалект стал основным литературным языком вплоть до классического периода. Гомер - полулегендарный древнегреческий эпический поэт, живший по преданию в VIII в. до н.э. Он принадлежит к школе рапсодов с острова Хиос и считается автором поэм «Илиада», «Одиссея» и «Батрахомиомахия», а также сборника гимнов и др. сочинений.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» посвящены событиям, связанным с полумифическим походом греков-ахейцев против троян, жителей малоазиатского города Трои, или Илиона, - самое большое вооруженное столкновение той далекой эпохи. В этой войне, продолжавшейся десять лет, проявили себя знаменитые гомеровские герои: Ахилл - главное действующее лицо Илиады, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и другие. Археологические раскопки подтвердили многое из того, о чем писал Гомер в Илиаде. Сегодня всем известно, что ахейцы всеми своими силами (армия их насчитывала 100000-135000 воинов, а флот 1186 кораблей) напали на богатую и процветающую Трою. У троянцев же был укрепленный город-крепость и поддержка союзников - соседних народов, в состав которых входили как греческие, так и другие племена: ликии, мизы, киконы, фригийцы, ассирийцы, даже эфиопы и египтяне.

Поэмы Гомера дают нам возможность узнать ряд интереснейших фактов об этой войне. В основе сюжета «Илиады» - гнев самого могучего героя ахейцев Ахилла, обиженного вождем всех ахейцев Агамемноном. Ахилл не принимает долгое время участия в битве, а поэтому ахейцы не могли одолеть троян. Но рассерженный убийством друга Патрокла, он обрушивается на врага и в конце концов убивает их вождя Гектора. В «Илиаде» много песен, которые прославляли подвиги отдельных вождей греческих племен в различные эпизоды троянской войны. Это эпическое произведение - единое художественное целое с единым замыслом. А поэтому возможно предполагать, что песни, составляющие ее материал, соединены не механически, а переработаны в единую поэму одним искусным поэтом. После рассказа о войне в греческой мифологии следует повествование об Одиссее, его приключениях, после отъезда из Трои до возвращения на родную Итаку. Именно это и означает в наши дни слово «Одиссея»: тяжелые переживания, муки человека и опасности во время длительного пути.

3.1 Происхождение и особенности античного эпоса.

3.2 Древнегреческий героический эпос. "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

3.3 Древнегреческий дидактический и генеалогический эпос.

"Труды и дни", "Теогония" Гесиода.

3.4 Древнеримский эпос. "Энеида" Вергилия.

3.1 Эпос (от греческого "повествование, рассказ, история") – один из трех основных родов поэзии наряду с лирикой и драмой, литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле эпосом преимущественно называются древние сказания.

Героический эпос – масштабное повествование о подвигах героев и деяниях богов. Берет исток в культе героя, подобно тому, как сам этот культ развивается из заупокойных плачей. Со временем эти плачи развились в целые песни о жизни и подвигах героя, получили художественное оформление. Постепенно песнь в честь героя стала самостоятельной и развилась в отдельный жанр. К античному героическому эпосу относятся "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Энеида" Вергилия.

Дидактический эпос – поучительное, наставительное повествование с элементами практических советов на бытовую тематику. Основателем данного эпического направления является Гесиод, создатель эпической поэмы "Труды и дни".

Генеалогический эпос – повествование о происхождении мира, богов и людей в рамках мифологического мировоззрения. Образцом генеалогического эпоса является поэма Гесиода "Теогония".

Особенности эпического стиля (стиль – система художественных приемов и изобразительных средств):

· архаизация;

· гиперболизация;

· героизация;

· торжественность тона, возвышенная речь, для воплощения которой используется определенный стихотворный размер – гекзаметр дактилический (сочетание шести дактилей);

· величавое спокойствие;

· двуплановость событий (люди и боги);

· эпическое раздолье (подробные описания, замедление действия);

· многочисленные повторения, формулы, эпитеты;

· развернутые сравнения;

· закон хронологической несовместимости, согласно которому действия показаны не одновременно, а вытягиваются в цепочку (линеарное повествование).

3.2 Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в IX–VIII веках до н.э. на основе народных сказаний. Составителей этих поэм, вероятно, очень много, но художественное единство предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в последующей традиции под именем слепого Гомера. Об этой личности существует множество легенд, что привело к возникновению так называемого "гомеровского вопроса". Сущностью этой проблемы являются споры ученых о единообразии и единоавторстве "Илиады" и "Одиссеи". Большинство признают существование единого организующего начала поэм с уточнением последовательности и принципа их написания.

"Илиада" охватывает события 50 дней из десятого года войны греков с Троей. Поэма дает максимально насыщенное изображение военной жизни, воинского быта, затрагивает также общечеловеческие принципы. Основные герои поэмы – Ахиллес, Гектор, Агамемнон, Аякс, Одиссей, Парис. События разворачиваются вокруг одной темы – гнев Ахилла. Однако обилие сопутствующих деталей создает впечатление, что это повествование посвящено в целом жизни людей и богов. Фабула "Илиады" выстроена наивно и незамысловато, так как автор еще не сумел показать пространственную и временную перспективу событий. Война представлена как цепочка отдельных поединков. Все герой – божественны, мужественны, доблестны, но в то же время отличаются характерными чертами, запечатленным в постоянных эпитетах (хитроумный Одиссей, быстроногий Ахилл, шлемоблещущий Гектор). Все вместе они, сохраняя свою индивидуальность, составляют эпический идеал воина-человека.

Напротив, "Одиссея" изначально предстает как поэма мирной жизни, где описываются странствия, приключения, хозяйственная деятельность, но при этом человеческие несчастья являются одним из центральных мотивов. Сюжет "Одиссеи", в отличие от "Илиады", не является линеарным. Повествование начинается с момента, близкого к развязке, а затем события развиваются ретроспективно. Действие неоднократно прерывается вставными эпизодами, что позволяет Гомеру затронуть еще множество тем. В произведении представлен не только архаический быт, но и кодекс морали, например, обычаи гостеприимства, похоронный обряд, обмен дарами и др. Все это позволяет судить о высоком уровне цивилизации греческого народа эпохи архаики. Образы "Одиссеи" отличаются целостностью и живостью, они отражают гуманистический идеал эпохи. Гомеру удалось глубоко философски осмыслить идеал человека. Эта поэма более зрелая по сравнению с "Илиадой".

Одиссей убивает женихов

В "Илиаде" и "Одиссее" выражены основные постулаты того времени .

1. Война осуждается как огромное бедствие для людей. Насилие ненавистно и людям, и богам. Война признается только при условии ее морального оправдания (оборонительная война), и поэтому симпатии Гомера на стороне Гектора, который сражается и погибает за свою родину. Гомер сочувствует человеку, который должен нести тяготы войны. Особенно чувствуется его симпатия к троянцам, поскольку они должны защищать свой город.

2. Отечество – самая большая ценность.

3. Вера в богов и демонов в эпосе Гомера совершенно реальная, но это такие же художественные персонажи, как и обыкновенные люди. Гомеровские поэмы отличаются ироническим изображением божественного и героического мира, характерным для восходящей цивилизации.

4. Любование вещами, созданными руками мастеров. Часто используются экфрасисы – литературное описание рукотворных предметов исключительно ради эстетических целей.

5. Склонность к авантюрно-сказочным сюжетам, которые имеют определенную цель: восхищать и забавлять досужего и прихотливого слушателя.

3.3 Гесиод – второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Гесиоде являются его собственные высказывания в поэмах. Гесиод был первым и, вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерству. Первым по времени произведением Гесиода считается "Теогония" , своеобразная "родословная богов", в которой Гесиод попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях.

"Труды и дни" – дидактический эпос, адресованный брату Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор "Илиады" и "Одиссеи" полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который сам рассказывает о себе и стремится донести до других людей, и, прежде всего, до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд и подчинение законам.

3.4 Публий Вергилий Марон жил и творил в эпоху расцвета римской культуры и литературы (I век до н.э.) Мировую славу ему составили произведения "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), "Георгики" ("Земледельческие стихотворения") и особенно "Энеида".

Эней и Дидона

"Энеида" стала национальным римским эпосом, так как в ней автор, опираясь на судьбу мифического героя Энея, описал практически всю историю становления Римской империи. Двенадцать песен поэмы носят следы недоработки, в них имеется ряд противоречий. Вергилий перед смертью велел сжечь поэму, но по распоряжению императора Августа она была издана. Исторической основой появления "Энеиды" был грандиозный рост римского государства, требовавший исторического и идеологического обоснования, для чего был использован мифологический сюжет. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа, который у него является наследником древних римских царей и потомком Венеры. Кроме того, это глубоко национальное и патриотическое произведение, ведь Август, по мнению поэта, был самым ярким представителем и выразителем взглядов

римского народа.

Повествование состоит из двух частей: первая посвящена странствиям Энея от Трои до Италии, а вторая – войнам в Италии с местными племенами. Образцом для подражания служил Гомер, так что первую часть можно назвать подражанием "Одиссее", а вторую – "Илиаде". В композиции "Энеиды" сознательно используются гомеровские мотивы, но есть также принципиальные различия. В произведениях Гомера имеет место масса сказочных мест, у Вергилия же Эней скитается по конкретным местам, где до него были троянцы и греческие колонисты. Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать о своей судьбе, а Эней узнает там будущее римского государства и своих потомков. В "Энеиде" расширяется и совершенствуется отражение духовного мира человека. Если у Гомера в центре внимания находится сфера поступков, то у Вергилия – сфера переживаний. В "Энеиде" военная слава не имеет самоценности, а по внутреннему напряжению, скрытому за внешней пассивностью, образ Энея не имеет равных. Гомер подробно описывает второстепенных персонажей, тогда как у Вергилия все внимание направлено на главного героя. Немаловажную роль в обоих эпосах играют боги, только у Гомера они доступны и приземлены, а у Вергилия – возвышены, лишены эмоций и чувств. Гомеровский эпос – это эпос свершений, в то время как "Энеида" – эпос судьбы, предопределения. Эпизоды "Энеиды", в отличие от гомеровских поэм, расположены с особой тщательностью. Четные книги отличаются особым напряжением, а нечетные – его спадом, что образует единый ритм. Единая и цельная структура произведения соединила традиционные эпические средства выразительности, доведя их до совершенства.

Художественная действительность "Энеиды" отличается подчеркнуто римскими чертами. Монументальность эпоса здесь доведена до изображения мировой римской державы, а индивидуализм воплощен в зрелую психологию, рисующую не только подвиги, но и колебания, неуверенность, конфликты. Вергилий выступает как один из крупнейших античных моралистов. Его произведение исполнено осуждения войны и любви к простой мирной сельской жизни.

Художественный стиль "Энеиды" далек от классической простоты и наполнен многочисленными и противоречивыми элементами. Он отличается сжато-напряженным характером.

Сразу после своего издания "Энеида" была канонизирована современниками, и уже древняя литература полна преклонения перед Вергилием. "Энеида" стала предметом изучения в школах, отдельные стихи стали крылатыми выражениями. С приходом христианства Вергилий стал еще более популярен, так как его пророчество о пришествии императора Августа трактовали как пророчество о Христе. Только в Новое время началось критическое отношение к Вергилию как к поэту, лишенному гомеровской естественности, что, однако, не было его полным отрицанием, а лишь ставило в определенные исторические рамки.

Термин «античная литература» был впервые введён гуманистами эпохи Возрождения, которые называли так Греции и Рима. Термин сохранился за этими странами и стал синонимом классической древности - мира, который повлиял на формирование европейской культуры.

Периодизация литературы античности

История античной литературы основывается прежде всего на В связи с этим выделяют три периода её развития.

1. Первый период принято называть доклассическим или архаическим. Литература представлена устным народным творчеством, которое зародилось благодаря религии язычников. К нему относятся гимны, заклинания, истории о богах, плачи, пословицы и многие другие жанры, которыми представлен фольклор. Временные рамки первого периода точно определить невозможно. Устные жанры формировались на протяжении многих веков, но примерное время его окончания - первая треть I тысячелетия.

2. Античная литература второго периода занимает VII - IV в. до н. э. Её принято называть классической, так как она совпадает со временем становления в Греции классической формы рабовладения. В этот период появились многочисленные лирические и эпические произведения, а также проза, в развитие которой огромный вклад сделали ораторы, философы и историки. Отдельно нужно отметить V век до н. э., который называют Золотым. Центральное место в литературе этого периода занимал театр.

Эллинистический период в истории античной литературы связывают с развитием рабовладения. С появлением военно-монархической формы организации власти происходит резкая дифференциация жизни человека, которая в корне отличалась от простоты классического периода.

Это время часто трактуется как период деградации литературы. В нём выделяют ступень раннего и позднего эллинизма, которые занимают промежуток времени с III века до н. э. до V века н. э. В этот период впервые заявила о себе римская античная литература.

Античная мифология

Основу античной мифологии составляют рассказы о древнейших божествах, богах-олимпийцах и героях.

Легенды о древнейших богах появились у греков и римлян в то время, когда общество было матриархальным. Этих богов называли хтоническими, или звероподобными.

С наступлением патриархата боги начали больше походить на людей. В это время появляется образ Зевса или Юпитера - верховного божества, жившего на горе Олимп. Именно отсюда происходит название богов-олимпийцев. В представлении греков эти существа имели жёсткую иерархию, которая оправдывала такой же порядок, существующий в обществе.

Героями античных мифов были необычные люди, которые появлялись в результате связи между простыми смертными и богами-олимпийцами. К примеру, одним из самых знаменитых является Геракл - сын Зевса и обычной женщины Алкмены. Греки верили, что каждый из героев имел особое предназначение: очистить Землю от чудовищ, которых породила Гея.

Эпос

Произведения античной литературы в представлены такими именами, как Гомер и Вергилий.

Гомер - легендарный поэт, которого считают автором древнейших сохранившихся эпических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Источниками для создания этих произведений стали мифы, народные песни и предания. Гомера были написаны гекзаметром.

Лирика и драма

Одной из самых известных представительниц можно назвать поэтессу Сапфо. Она использовала традиционные фольклорные мотивы, но насыщала их яркими образами и сильными чувствами. Широкую известность поэтесса получила ещё при жизни. Её творчество насчитывало девять книг стихов, но до нашего времени сохранились только два стихотворения и сотня лирических отрывков.

Театральные постановки были одним из наиболее популярных развлечений Древней Греции. Античная литература Золотого века этого направления представлена в двух основных жанрах: трагедии и комедии.

По сути, античная трагедия представляла собой оперу. Её основателем считается древнегреческий драматург Эсхил. Его перу принадлежат более 90 пьес, но до нашего времени сохранилось только семь. Одной из самых известных трагедий Эсхила является «Прометей Прикованный», образ которого до сих пор используется литераторами.

Античная комедия имела политическую направленность. К примеру, один из представителей этого жанра - Аристофан - в своих комедиях «Мир» и «Лисистрата» осуждает войну между Грецией и Спартой. Комедия «Всадники» жёстко критикует недостатки демократии, которая сложилась в Афинах.

Зарождение жанра прозы

Список античной литературы в жанре прозы представлен, прежде всего, диалогами Платона. Содержание этих произведений излагается через рассуждения и спор двух собеседников, которые должны найти истину. Главным героем диалогов Платона был его учитель Сократ. Эта форма подачи информации получила название «сократический диалог».

Известно 30 диалогов Платона. Самыми известными из них являются миф об Атлантиде, «Пир», «Федон», «Фёдр».

Наиболее ранним и значимым жанром античной литературы был эпос. Эпос - это особый вид искусства героико-гражданской направленности, основанный на традициях речевого и музыкального исполнения. Эпические поэмы Гомера - кодекс античной морали, прежде всего аристократической. Гомера называли "воспитателем Греции." Поэмам придавалось важное государственное, социальное и нравственное значение. Они повествовали о законах человеческого бытия, о человеческих отношениях и вечных человеческих ценностях. Высшей ценностью для воина - эпического героя - считались посмертная слава, вечная память о его подвигах. Эпическая поэзия явилась важнейшим фактором процесса складывания древнегреческого пантеона богов. Мир олимпийских богов во главе с Зевсом не был выдуман Гомером. Образ олимпийского пантеона сложился гораздо раньше. В мифах сохранились отголоски борьбы титанов, сыновей богини земли с богами - олимпийцами. Новая религия Зевса - религия порядка и гармонии - боролась со старой верой в гигантов и титанов, олицетворявших первобытные, необузданные, дикие и слепые силы. Греческие боги человекоподобны, очеловечены. Гомер и Гесиод составили для эллинов родословную богов, снабдили их божественными эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия. Боги отныне стали просто бессмертными людьми, наделенными силой и красотой. Между ними существовали семейные и родственные отношения. Богам были подвластны небо и земля, море и подземное царство. Боги постепенно становились воплощением различных человеческих качеств: Зевс - всемогущества, Афина - мудрости, Гефест - трудолюбия и мастерства, Гермес покровительствовал торговле и мыслителям, Аполлон - искусствам и т.п. Боги научили людей земледелию, кузнечному и морскому делу, счету и письму, гимнастике и искусствам. Всем богам, кроме бога войны Ареса, греки строили храмы и создавали статуи. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, которую никто не смел осквернить. В то же время не было ни догматов, ни вероучения, и избиравшийся народным собранием жрец храма лишь свершал обряды. Главный из них - жертвоприношение божеству. Жертвы были, как правило, бескровными: вино, фрукты, плоды земли. Лишь в редких случаях, по приказу оракула, возможны были человеческие жертвы, но они не занимали сколько-нибудь заметного места в эллинской религиозной практике и сознании. Цель жертвоприношения - снискать благосклонность и покровительство бессмертных.

В архаический период сформировалось новое течение в литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером. Теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а обычная повседневная жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики . Лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Автором любовных стихов была поэтесса Сафо. В классический период возникли трагедия и комедия. В создании литературы эллинистической эпохи, наряду с греками, приняли участие и другие народы. Поэты прославляли монархов, патриотические мотивы уступили место космополитизму. Получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр), эпиграмма, буколика, элегия.

В Риме литературное творчество началось еще в царский период. Это были прежде всего культовые, обрядовые песни, а также народные песни, звучавшие во время праздников урожая, сбора винограда, на свадьбах и т. п. Политическая жизнь Рима обусловила появление триумфальных песен. Проза возникла с созданием письменности, воспринятой римлянами от греков через посредство этрусков. Первые письменные документы не были еще литературой в полном смысле слова. Первым собственно литературным произведением стал римский календарь (304 г. до н. э.), не дошедший до нашего времени.

В Риме развивались различные литературные жанры: публицистика, мемуары и т. д. Чрезвычайно распространены были политические памфлеты в прозе и в стихах. В Риме конца республиканского периода жили замечательные поэты - Гай Валерий Катулл, Валерий Катон и др. Они предпочитали малые формы, камерные темы, связанные с радостями личной жизни, дружбой и любовью, пирушками и учеными занятиями. Их называли "учеными поэтами" за пристрастие к древним мифам, за утонченность и изысканность поэтической формы. Гораций принадлежит к следующему поколению римских поэтов. Его "Эподы" исполнены пессимизма, мрачных предчувствий. По-своему откликается на переживания сограждан Вергилий. Сборник "Буколики" - цикл стихотворений о жизни простых пастухов, их скромных радостях и горестях. Жестокая современность вторгалась в их простой, чистый и безмятежный мир. Бегство в вымышленную пастушескую Аркадию оказывается утопией, иллюзией. Но Вергилий, в отличие от Горация, еще не впадает в отчаяние, он пишет свои знаменитые стихи о будущем "золотом веке".

Век Августа был "золотым веком" римской поэзии. Гораций и Вергилий стали выразителями и идеологами новой эпохи. Дидактическая поэма Вергилия "Георгики" воспевала крестьянский труд и добрую сельскую жизнь древней Италии. Почти половину поэмы составляют прекрасные философские отступления: о гармонии природы, устройстве мироздания, об истинном блаженстве и счастье земледельцев, живущих в ладу с мировым порядком, разумно и добродетельно. "Национальная эпопея" Вергилия "Энеида" заняла достойное место рядом с поэмами Гомера. В основе поэмы миф о троянце Энее, бежавшем из сожженного города и после долгих скитаний попавшем в Италию. Вергилий воспевает "римский дух", патриотизм. Произведения его написаны в духе нового, августовского классицизма, как и "Оды" Горация. В эпоху империи появился новый жанр - реалистический роман. "Сатирикон" Петрония - ироническая пародия на современный ему греческий роман: в нем действуют не идиллические влюбленные, а бродяги, бедняки, авантюристы, гетеры. В знаменитом латинском романе "Золотой осел" (другое название "Метаморфозы") Луция Апулея, популярного ритора и философа, описаны приключения юноши, колдовством превращенного в осла. Реалистический рассказ о жизни низов общества соединяется в романе с религиозно-мистическим пафосом. Это тоже примета времени, отличительная черта римской литературы.