Когда появился оркестр русских народных инструментов? История оркестра русских народных инструментов Русский народный оркестр три группы инструментов.

  • 07.07.2019

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.

В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту - ревностному пропагандисту русской народной музыки - Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Посербский изготовил семь балалаек различных размеров, охватывающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от ми контроктавы до ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя числа участников ансамбля (семь человек): балалайка пикколо (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава) и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый, аккомпанирующий инструмент - балалайку-контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года, и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность, своевременность дела, начатого Андреевым. Но Андреев не считал его завершенным, он уже шел дальше. Он прекрасно понимал, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. Требовалось введение новых инструментов - с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов, - Н. П. Фомина,
B. Т. Насонова, Ф. А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер C.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи блестящим инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими. Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н. П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Живой интерес к народному оркестру проявлял выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По рекомендации Балакирева в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были его советы и в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыканты, критики обращали внимание только на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и всё. На самом деле процесс становления оркестра был гораздо сложнее, серьезнее, противоречивее. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменным до наших дней.

В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчерки¬вался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую дея-тельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами Культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Следует отметить три основных фактора, которые неизменно сопутствовали эволюции русского народного оркестра, поднимая его на всё более высокие ступени художественного мастерства. Развитие русских народных оркестров проходило под знаком постепенной профессионализации, повышения уровня исполнительства путем пополнения коллективов квалифицированными кадрами. Кроме того, в результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались и сами инструменты. Немалую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество современных композиторов. Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами. Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры

Домры трехструнные:
Домра пикколо
Малая домра
Меццо-сопрановая домра +
Альтовая домра
Теноровая домра +
Басовая домра
Контрабасовая домра +

Домры четырехструнные:
Домра пикколо+
Домра прима
Домра альт
Домра тенор
Домра бас
Домра контрабас

II. Балалайки

Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка альт
Балалайка бас
Балалайка контрабас

III. Гусли

Гусли клавишные
Гусли щипковые
Гусли звончатые +

IV. Гармоники

Готовые баяны
Готово-выборные баяны +
Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас)
Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба)
Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты

Рожки +
Свирели +
Жалейки +
Брёлки +
Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты

Народные:
Ложки +
Трещетки
Бубенцы и др.

Инструменты симфоничского орестра:
Литавры
Ксилофон
Треугольник
Бубен
Малый барабан и др.

Примечание. + Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

Анна Васильевна Козина

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №40», г. Новокузнецк

Русский народный оркестр как школа коллективной игры

Введение

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное музыкальное инструментальное исполнительство. Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе развивает музыкальность в ребёнке. Особая роль в народном инструментальном исполнительстве принадлежит различным формам ансамблевой игры. Коллективное музицирование в ДМШ помогает ребёнку лучше адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, «чувство локтя», учит слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В процессе коллективного музицирования наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся.

За время существования русских народных оркестров, исполнительство на русских народных инструментах стало неотъемлемой частью культурного богатства России. В связи с этим большое значение приобрела проблема приобщения детей к занятиям в оркестрах русских народных инструментов, которые становятся для них настоящей школой музыкального развития.

Предпосылки образования русского оркестра. Своеобразие идеи.

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а орхестрой греки называли круглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам «союз» музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Русский народный оркестр сложился в конце XIX века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, усовершенствовал их и создал первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный, по художественным возможностям.

Развито было ансамблевое народно-инструментальное исполнительство и в современный Андрееву период. В последней трети XIX века в отдельных областях России имелись такие самобытные коллективы, как хоры рожечников, в некоторых селах весьма многочисленные по своему составу. И всё-таки, создание Андреевым русского оркестра было явлением уникальным, никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, столь доступного для начального освоения. Балалайка не только была потомком старинных русских щипковых инструментов, но и оказалась созвучна современной Андрееву музыкальной культуре, ибо в силу своей общедоступности, демократичности позволяла организовывать в массовых масштабах широкую сеть любительских оркестров. Главное же - балалайка оказалась необычайно удачно приспособленной для воплощения как стихии темпераментной русской пляски, задорной частушки, задушевной лирической песни, так и образцов классической музыки.

Трудности были связанны, прежде всего, с длительным и стойким предубеждением против балалайки в привилегированных классах царской России, и в среде интеллигенции. И хотя отдельные высококвалифицированные балалаечники, такие, как выдающийся русский скрипач и композитор, известный оперный певец-бас, композитор и дирижёр и другие, пользовались определённым признанием и в «просвещённой» части русского общества, но это являлось скорее исключением, нежели правилом.

Поэтому преодолеть вековые предрассудки, изменить общественный статус инструмента, иными словами, «соединить балалайку и фрак» могла только личность незаурядная. Именно такой личностью и был Василий Васильевич Андреев – неутомимый пропагандист русских народных инструментов, основатель первого русского народного оркестра, страстный публицист, тонкий музыкант, композитор, выдающийся балалаечник, дирижёр и общественный деятель.

Что такое оркестр русских народных инструментов. Инструментальный состав оркестра.

В состав русского народного оркестра, получившего наибольшее распространение, должны входить следующие инструменты: домры трёхструнные (малые, альтовые, басовые); балалайки (примы, секунды, альты, басы, контрабасы), баяны (стандартные, с готовыми аккордами в левой клавиатуре), ударные (по желанию в зависимости от надобности). В больших профессиональных, а иногда и в самодеятельных оркестрах, кроме названных инструментов, употребляются домра - пикколо (самый маленький и самый высокий по звучанию инструмент), домра меццо-сопрано (промежуточная между малой и альтовой), домра тенор (промежуточная между альтовой и басовой) и домра - контрабас, самый большой по размерам и самый низкий по настройке инструмент домровой группы, а также гусли и некоторые народные или симфонические духовые и ударные инструменты (свирели, жалейки, рожки, флейта, гобой, кларнет, литавры и т. д.). В начальной стадии организации оркестра эти инструменты не используются.

Чтобы обеспечить равновесие оркестровых групп и получить наилучшую звучность оркестра, рекомендуется соблюдать следующие численные соотношения инструментов в оркестре: таблица №1

Название инструментов

Количество участников

домры малые

домры альтовые

домры басовые

балалайки примы

балалайки секунды

балалайки альты

балалайки басы

балалайки контрабасы

по желанию

Общее количество оркестрантов

Наличие инструментов, их качество, а также исполнительские возможности участников оркестра вызывают иногда некоторые отклонения от рекомендуемых соотношений. Слабые исполнительские группы полезно иногда усиливать количественно.

Расположение оркестра .

Размещение инструментальных групп в оркестре имеет важное значение и для получения лучшего звучания, и для удобства управления оркестром во время репетиции и концерта.

Все инструменты высоких регистров и ведущие мелодию должны располагаться на переднем плане, непосредственно перед дирижёром и по бокам от него, а инструменты, обладающие более низким регистром, аккомпанирующие – на втором плане, примерно в порядке фортепианной клавиатуры, то есть басы слева; средние и более высокие регистры справа.

Общее расположение оркестра должно производить и внешне впечатление хорошо организованного и дисциплинированного коллектива, расположенного вокруг стоящего в центре дирижёра правильными концентрическими полукольцами.

Дирижёр и оркестр.

«Много лет тому назад зимним вечером я блуждал после концерта по заснеженным улицам Страсбурга, полупьяный от музыки, полный восхищения дирижёром, который только что открыл мне симфонию Брамса. Пробираясь сквозь толпу, выходившую из зала, я уловил отрывок разговора, который никогда уже не мог забыть:

Превосходный концерт, - пробормотал чей-то неприятный голос.

Ерунда, - самонадеянно заявил собеседник, и его убеждённость пригвоздила меня к месту.

Оркестр чудесный. Но меня удивляет, почему это перед ним всегда торчит дирижёр?

Вот именно об этом и я спрашивала себя на протяжении всей симфонии Брамса, - отвечал неприятный голос с самодовольным смешком».

Так пишет в начале своей книги «Я – дирижёр» Шарль Мюнш. Возможно, недоуменный вопрос, возникший у дамы и господина, так возмутивший Ш. Мюнша – в то время ещё молодого музыканта, время от времени приходит в голову и другим слушателям, случайно попавшим на концерт. В самом деле, какова истинная роль человека во фраке, возвышающегося над оркестром и возбуждённо размахивающего руками в то время, когда звучит музыка? Ведь музыканты, по всей вероятности, хорошо знают то, что они играют, и, наверное, могли бы обойтись и без дирижёра? До сих пор мы говорили только об оркестре. Поговорим теперь и о его дирижёре. Дирижёр – руководитель коллектива «оркестр», государства «оркестр». Его первая обязанность – следить за тем, чтобы в этом коллективе текла деятельная и строго организованная жизнь: чтобы музыканты «не разошлись» - вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе, вовремя вступали после пауз и т. д. (долгое время задачу дирижёра только так и понимали). Он должен направлять игру музыкантов в отношении ритма и темпа; подавать им сигналы к вступлению. А также всё время поддерживать единый для всех оркестрантов ритм. Однако было бы ошибкой сводить задачу дирижёра только к этой внешне направляющей роли. Роль его отчасти похожа на роль режиссёра. Дирижёру нужно самому понять и почувствовать замысел музыкального произведения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов исполнения своих намерений. Дирижёр должен вдохнуть жизнь в молчаливые нотные знаки, заключённые в партитуре. При этом он обязан правильно истолковать музыку, ведь он выступает как посредник между музыкой и теми, кто её слушает, между композитором и публикой. Неумелый, бездарный или же «злонамеренный» (как говорил Вагнер) дирижёр может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении.

Конечно, никакой, даже самый превосходный дирижёр не сделает плохую музыку хорошей. Но всецело в его руках раскрыть слушателю сокровища хорошей музыки или же – зарыть их, исказив замысел композитора.

Заключение.

Русский народный оркестр сложился в конце прошлого века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, оставшиеся до того в силу исторических условий в первобытном состоянии, усовершенствовал их и создал из них первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный по своим художественным возможностям.

Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека, которая формирует жизнеспособную личность, меняя характер отношения ребёнка к культуре, природе, человеку, самому себе. Не секрет, что, декларируя роль художественного творчества и его влияние на формирование духовного пространства ребёнка, мы на деле получаем отчуждённого от художественного наследия человека, не способного или не желающего общаться с искусством. Кризис в дополнительном образовании можно наблюдать по большому отсеву детей на начальной ступени обучения, по снижению статуса музыкального и художественного образования среди подростков. Одной из причин отчуждения людей друг от друга является подмена действительности реальной действительности виртуальной. У большинства детей – свой собственный мир, компьютер, наушники в ушах и телефон в руках.

Возникает диспропорция между уровнем технического взлёта и падения нравственно-духовных критериев людей. Одно из действенных средств, сохранения человеческого в человеке, проявляется на уровне межличностного общения в процессе коллективного музицирования и концертного исполнения. Оркестр народных инструментов в музыкальной школе является первой ознакомительной ступенью в профессиональном коллективном музицировании.

Большинство выпускников ДМШ и ДШИ выберут в своей жизни профессии не связанные с искусством, но тот опыт который они приобретут в детской музыкальной школе, воспитательный эффект искусства не станет для них предметом сожаления о бесцельно потраченном детском времени.

Список литературы:

1. Барсова об оркестре. - М.: Музыка, 19с.

2. Блок русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

3. Гнатюк развития оркестрового исполнительства ДМШ в Новосибирской области . - Кемерово: КемГУКИ, 20с.

4. Илюхин народный оркестр. - М.:Музыка, 1970.-140с.

5. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М.:Музыка, 1987.-190с.

6. Козина современного школьного оркестра.- Кемерово: Кем ГУКИ, 2006.-120с.

7. Польшина оркестра русских народных инструментов на рубеже 19-20 веков: Лекция к курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». - М.: Музыка, 1977.-21с.

8. Попова жанры. - М.:Музыка, 19с.

9. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.

Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.

В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту - ревностному пропагандисту русской народной музыки - Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Посербский изготовил семь балалаек различных размеров, охватывающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от ми контроктавы до ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя числа участников ансамбля (семь человек): балалайка пикколо (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава) и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый, аккомпанирующий инструмент - балалайку-контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года, и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность, своевременность дела, начатого Андреевым. Но Андреев не считал его завершенным, он уже шел дальше. Он прекрасно понимал, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. Требовалось введение новых инструментов - с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов, - Н. П. Фомина,
B. Т. Насонова, Ф. А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер C.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи блестящим инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими. Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н. П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Живой интерес к народному оркестру проявлял выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По рекомендации Балакирева в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были его советы и в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыканты, критики обращали внимание только на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и всё. На самом деле процесс становления оркестра был гораздо сложнее, серьезнее, противоречивее. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменным до наших дней.

В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчерки¬вался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую дея-тельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами Культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.

Следует отметить три основных фактора, которые неизменно сопутствовали эволюции русского народного оркестра, поднимая его на всё более высокие ступени художественного мастерства. Развитие русских народных оркестров проходило под знаком постепенной профессионализации, повышения уровня исполнительства путем пополнения коллективов квалифицированными кадрами. Кроме того, в результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались и сами инструменты. Немалую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество современных композиторов. Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами. Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.

В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:

I. Домры

Домры трехструнные:
Домра пикколо
Малая домра
Меццо-сопрановая домра +
Альтовая домра
Теноровая домра +
Басовая домра
Контрабасовая домра +

Домры четырехструнные:
Домра пикколо+
Домра прима
Домра альт
Домра тенор
Домра бас
Домра контрабас

II. Балалайки

Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка альт
Балалайка бас
Балалайка контрабас

III. Гусли

Гусли клавишные
Гусли щипковые
Гусли звончатые +

IV. Гармоники

Готовые баяны
Готово-выборные баяны +
Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас)
Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба)
Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)

V. Духовые инструменты

Рожки +
Свирели +
Жалейки +
Брёлки +
Кугиклы (кувычки) +

VI. Ударные инструменты

Народные:
Ложки +
Трещетки
Бубенцы и др.

Инструменты симфоничского орестра:
Литавры
Ксилофон
Треугольник
Бубен
Малый барабан и др.

Примечание. + Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.

От автора
Первая часть пособия посвящена инструментальному составу русского
народного оркестра; в ней даются описания народных инструментов (домр, балалаек, гуслей, баянов и других видов гармоник, народных духовых и ударных инструментов), а также сведения о составах оркестров и о внешнем виде партитуры.
Автор сердечно благодарит членов кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а также товарищей А. Александрова, П. Алексеева, Г. Голанцева, А. Илюхина, П. Куликова, М. Маранцлихта, В. Хватова и других за предоставленные ими сведения и ценные критические замечания, которые немало помогли автору при написании данного пособия.
Г. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ
Оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются широкой популярностью среди русского народа. Самодеятельные народные оркестры имеются при многих клубах и домах культуры. В больших городах существуют профессиональные оркестры русских народных инструментов.
Как для самодеятельных коллективов, так и для профессиональных оркестров создается оригинальная литература, делаются переложения различных произведений русской, зарубежной музыки, а также советских композиторов. Однако репертуар народных оркестров все еще недостаточен и создание для них новых произведений и переложений—почетная задача советских музыкантов.
Датой рождения русского народного оркестра можно считать 1888 год, когда впервые выступил «Кружок любителей игры на балалайках» под управлением Василия Васильевича Андреева. Основатель русского народного оркестра В. В. Андреев (1861 — 1918) усовершенствовал народную балалайку и создал целую группу балалаек от примы до контрабаса.

Позднее В. В. Андреев ввел в состав оркестра группу трехструнных
домр (также усовершенствованную им), гусли, свирели, жалейки (брелки), бубны и накры.
В 1908 году Г. П. Любимовым, совместно с С. Ф. Буровым, была сконструирована четырехструнная домра. С этого времени параллельно существуют андреевские трехструнные домры и четырехструнные домры Любимова.

После Великой Октябрьской революции в составы русских народных оркестров все чаще стали вводиться баяны и другие народные инструменты, а также инструменты симфонического оркестра.
В настоящее время в инструментальный состав русского народного оркестра входят домры, балалайки , гусли, баяны и другие виды гармоник, народные духовые и ударные инструменты. Однако не все виды народных инструментов одинаково
широко распространены в составах русских народных оркестров. Некоторые используются в большинстве оркестров, а другие применяются лишь в немногих из них.

  • СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
    • Общие сведения
    • Глава первая. ДОМРЫ
      • Общие сведения
      • Группа трехструнных домр
        • Малая домра
        • икколо домра
        • Меццо-сопрановая домра
        • Альтовая домра
        • Теноровая домра
        • Басовая домра
        • Контрабасовая домра
      • Группа четырехструнных домр
        • Домра прима
        • Домра пикколо
        • Домра альт
        • Домра тенор
        • Домра бас
        • Домра контрабас
    • Глава вторая. БАЛАЛАЙКИ
      • Общие сведения
      • Группа балалаек
        • Балалайка прима
        • Балалайка секунда
        • Балалайка альт
        • Балалайка бас
        • Балалайка контрабас
    • Глава третья. ГУСЛИ
      • Гусли клавишные
      • Гусли щипковые
      • Гусли звончатые
  • ГАРМОНИКИ, БАЯНЫ, ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
    • Глава первая. ГАРМОНИКИ
      • Общие сведения
      • Баян (с готовыми аккордами)
      • Правая клавиатура баяна
      • Левая клавиатура баяна
      • Соотношение правой и левой клавиатуры баяна
      • Выборные баяны
      • Оркестровые гармоники
      • Тембровые гармоники
    • Глава вторая. НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Общие сведения
      • Рожки (владимирские)
      • Свирель
      • Жалейка
      • Брелка
      • Кувычки (кугиклы)
    • Глава третья. НАРОДНЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Накры
      • Ложки деревянные
      • Трещотки
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • Составы русских народных оркестров
    • Струнный состав
    • Струнный с баянами состав
    • Большой состав

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!