Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация. Козырь Н.С

  • 22.09.2019

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению1.

Система,2 состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов (частей), отличается от набора тех же, но обособленных элементов тем, что:

Система целенаправлен а на достижение определенных целей; в наборе элементов каждый из них может иметь свою цель, совокупность которых не будет тождественна целям системы;

система имеет структуру, определяемую сетью связей между элементами; набор элементов сети связей структуры не имеет;

система способна к самоорганизации за счет синергизма свойств, присущих составляющим ее элементам; набор элементов такой способностью не обладает;

« система имеет свойства, которыми не обладает ни один из ее элементов, взятых в отдельности (например, свойством работоспособности обладает система, состоящая из двух частей организации: технологической подсистемы и социальной подсистемы. Ни одна из этих подсистем в отдельности этого свойства не имеет);

Система обладает взаимосвязанными свойствами целостности и обособленности; набор элементов обладает только свойством обособленности.

Таким образом, все организации являются системами, так как система -это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики цело-го. Поскольку люда являются компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой (технические компоненты), ко-

Мескан М- X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. С, 79.

2Кр&ят №. И. Стратегическое управление компанией. М„ Русская Деловая Литература, 1998. С. 436-440,

торую используют для выполнения работы, они называются социо-техническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы (рис. 5 1)

Цел енапр ав леї шості. Структурность?Самооріализовашіость *Взапмосияэа нно сть частей

В заи мо св яза н по сть целостности и обособленности

Рис. 5-і. Системность организации

Поскольку система -это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности признаками этой системы являются: -

множество элементов и частей; -

единство основной цели для всех элементов и частей; -

наличие связей между элементами или частями; -

целостность и единство элементов или частей; -

структура и иерархичность; -

относительная самостоятельность, ™ четкая выраженная управляемость

Система может быть большой и сс целесообразно разделить ш ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющие автономную область внутри системы (например, экономическая, со циальпая, организационная, техническая подсистемы)1,

Ччщнт:> Л Ос-попы топршт организации М ЮНПТИ, 2000. С 14

Крупные составляющие таких сложных систем как организация, человек или машина зачастую являются системами1. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы - это важное понятие и управлении организацией. Посредством подразделения организации на отделы менеджментом намеренно создаются подсистемвг внутри организации Такие системы, как управление и различные уровни управления играют важную роль s организации в целом Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиягь на систему в целом Понимание того, чго организации предстаьляюг собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах.

Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме4

бихевиористская (поведенческая) школа в основном занималась социальной подсистемой,

школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами

Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами2 успеха организации, которые предопределяют, какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Свойствами систем являются.

система имеет потребность в управлении;

н системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов)

Системы имеют следующую классификацию:

« техническая подсистема, набор решений в которой ограничен и последствия решений обычно предопределены;

1Мескон M X и др Основы менеджмента С 80.

Детерминант-лат determmans (d?terminantis) - определяющий - Иргшеч

3Пол.робпсс см Смирное 3 А Основы теории организации С 1^-19

Биологическая подсистема, набор решений в которой также ограничен из-за медленного эволюционного развития. Тем не мекеб последствия решений в этих подсистемах часто оказываются непредсказуемыми;

социальная подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Набор решений и этой подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах* и методах реализации;

искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей;

естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового су а чествования;

открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее;

закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала;

детерминированные (предсказуемые) системы функционируют но заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом;

стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами;

мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого - слабой устойчивостью;

жесткие системы - это обычно авторитарные, основанные на высоком 1пюфессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия;

кроме вышеперечисленных систем системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Следует заметить, что техническая, биологическая и социальная подсистемы обладают различным уровнем неопределенности в результатах реализации решений. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации - это необходимое условие ее деятельности. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих па принятие решений, а также наибольших затрат ресурсов и времени,

Выше при рассмотрении общих характеристик организации уже употреблялся термин «система». Этот термин является фундаментальным во всех сферах деятельности, связанных с организациями, в том числе, и в теории организации.

Понятие «система» и «организационная система» органически связано с такими понятиями как «целостность», «элемент», «подсистема», «надсистема», «уровни», «связи», «структура», «иерархия» и т.д. Строго говоря, термин «система» используется тогда, когда даётся характеристика сложного объекта как единого целого. Обычно система определяется как совокупность элементов (объектов), объединённых некоторой формой взаимодействий для выполнения заданной функции. Это очень широкий и малоконструктивный подход, поэтому обычно используется множество более узких толкований.

Так в философии:

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое единое целое.

В общей теории систем так и не произошло выбора окончательной формулировки, поэтому используется, как минимум, две:

Система - это реальная или мыслимая совокупность частей (элементов), целостные свойства которой определяются связями (отношениями) между ними.

Система - это ограниченное множество взаимодействующих частей (элементов).

Поскольку в настоящем учебном курсе рассматриваются исключительно социальные и социально-экономические организации, в которых в качестве элементов обязательно присутствуют люди или какие-либо их группы, то, рассматривая эти организации в категории систем, приходится использовать понятие организационной системы:

Организационная система - это совокупность взаимосвязанных элементов (отдельных людей, групп, коллективов, социальных и социально-экономических организаций более низкого уровня), направленная на достижение поставленных целей.

То обстоятельство, что любая более-менее сложная организация может быть представлена в виде системы, требует специальных подходов и методов работы с ними.

Поэтому, в частности, выделяют:

Системный анализ - совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов при создании и управлении техническими, экономическими и социальными системами.

Системный подход - методологическое направление в науке, задачей которого является исследование и конструирование систем - сложноорганизованных объектов различной природы.

Во всех вышеприведённых определениях в качестве обязательной категории присутствуют связи . Действительно связи в системах играют роль не меньшую, чем элементы, составляющие эту систему. Без связей совокупность элементов представляет собой всего лишь совокупность элементов и системой не становится. Вообще связи - это не что иное, как разнообразные каналы переноса вещества, энергии и информации. Качество и количество связей в системе может существенно влиять на её свойства.


Различают связи:

· прямые , то есть непосредственное воздействие одного элемента на другой (см. рис. 1.3.1);

· обратные , то есть воздействие результатов деятельности данного элемента на те элементы, благодаря воздействиям которых данный элемент функционирует (см. рис. 1.3.1);

· положительные , то есть усиливающие какое-либо воздействие, и отрицательные , то есть ослабляющие это воздействие;

· рассматривая усиление или ослабление воздействия можно говорить о коэффициентах такого усиления или ослабления, которые могут быть как больше единицы, так и меньше.

Рис. 1.3.1. Прямые и обратные связи в системе

Рассматривая организацию как систему можно выделить её главные свойства:

· Сложность. Есть большая группа систем, таких как кристаллы, часовые механизмы, термостаты и т.п., которые функционируют, не имея цели и активного воздействия на окружающую среду. Такие системы называются простыми. Все социальные и социально-экономические системы являются сложными, так как они способны совершать поиск и выбор целей и активное решение стоящих задач. Также они обладают в той или иной форме памятью, то есть предшествующие события или состояния оставляют на них какой-либо след.

· Динамизм. Если в системе имеет место активное взаимодействие элементов между собой, а сама система активно взаимодействует с внешней средой, благодаря чему меняется во времени её структура, элементный состав, связи, какие-либо параметры, то такая система называется динамической. В противном случае система является статической.

· Открытость. Если система обменивается с внешней средой веществом, энергией и информацией - всеми тремя субстанциями одновременно либо какой-то их комбинацией, то она считается открытой. Если никакого обмена нет, то система считается закрытой. Простые системы типа кристалла или часового механизма относятся к закрытым системам.

· Структурированность. Если в системе удаётся достаточно чётко выделить отдельные элементы, уровни и связи, то система считается структурированной. В противном случае система считается неструктурированной (диффузной, аморфной).

· Детерминированность. Если в системе имеет место фиксированное количество элементов в каждый момент времени, однозначные связи между ними и расположение их в границах системы, то такая система считается детерминированной (жёсткой, определённой). В противном случае система является стохастической (мягкой, вероятностной).

· Самоорганизация. Стохастические системы, как правило, проявляют склонность к самоорганизации (саморегулированию, самонастраиванию, самообучению, самоадаптации), то есть к выбору такой структуры, таких элементов (количественно и качественно), таких связей, которые позволяют им быть наиболее оптимальными в каждой конкретной ситуации.

Самоорганизующиеся системы характеризуются следующими признаками:

- изменчивость, нестабильность, случайность отдельных параметров и форм поведения;

Способность адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды;

Склонность к самосохранению за счёт использования внутренних ресурсов.

· Целостность, то есть конкретная система сохраняет свои системные признаки только до тех пор, пока она сохраняет целостность. Это важное свойство не мешает существованию систем, о которых заранее известно, что они в процессе своего движения к цели будут терять какие-то свои элементы и связи (например, воинское подразделение несёт потери во время боя).

· Эмерджентность, то есть наличие у системы качественно новых свойств и признаков, отсутствующих у составляющих элементов. Также под свойство эмерджентности попадает и то обстоятельство, что элементы, объединяясь в систему, теряют какие-то свои индивидуальные свойства и возможности.

· Устойчивость, то есть система всегда стремиться восстановить равновесие, нарушенное под действием внешних или внутренних факторов, используя для этого свои ресурсы.

· Необходимое разнообразие, то есть система должна состоять, как минимум, из двух существенно отличающихся элементов (правое и левое, верх и низ, он и она, болт и гайка, электрон и позитрон и т.п.).

На основе перечисленных свойств можно сформулировать признаки зрелой социально-экономической системы:

· объединение множества различных элементов (людей);

· единство главной цели (например, получение прибыли);

· наличие связей между элементами (например, связи, вытекающие из разделения труда);

· целостность и единство элементов (человека невозможно разделить на какие-либо части);

· структура и иерархичность (определяется технологическими процессами и традициями);

· относительная самостоятельность (каждый человек сам организует производственные процессы на своём месте);

· наличие выделенной функции управления (существует штат руководителей-менеджеров);

· длительные периоды работы в стационарном режиме (периоды выполнения конкретных заказов, когда любые изменения не желательны).

Понятие и сущность организации

Организация - (лат. – organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю) - это

1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).

В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

Дополнительные трудности в определении этого понятия вызываются тем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная с организации в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах. Однако все организации обладают некоторыми общими элементами.

Организации – это:

1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;

2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща)

3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).

Организация рассматрива­ется как процесс и как явление . Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совер­шенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголов­ным кодексами. Как явление она представляет собой объединение элементов для выполнения программы или цели, действующей на основании определённых правил и процедур. В России организации как явление регулируются Гражданским кодексом РФ.



Слово «организация» имеет множество производных, напри­мер: организация производства, организованный человек, органи­затор, профсоюзная организация, Организация Объединенных Наций, организм, дезорганизация и др.

Для любой организации (компании) характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функ­циям) разделение труда.

Организация в правовом отношении рассматривается в четырех формах:

· юридическое лицо зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке;

· неюридическое лицо, не зарегистрированное в государствен­ном органе, например, подразделения юридического лица, про­стое товарищество, ряд объединений;

· неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее отдельного зарегистрированного офиса, официальной печати, например, индивидуальный предприниматель;

· неформальная организация граждан, например, активисты жи­лого дома, объединение любителей пляжного волейбола.

Общими чертами для них являются наличие, по крайней мере, одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетво­рение потребностей или интересов человека или общества; совме­стная деятельность для получения прибавочного продукта в раз­личных формах (материальной, духовной, информационной).


Система и её основные свойства. Организация как система.

Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Система – ­это целое, созданное из частей и элементов для целенаправлен­ной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов.

Признаками системы яв­ляются:

ü множество составляющих ее элементов,

ü единство главной цели для всех элементов,

ü наличие связей между ними,

ü целостность и единство элементов,

ü наличие структуры и иерархичности,

ü отно­сительная самостоятельность,

ü наличие управления этими эле­ментами.

Каждая организация должна обладать признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации (таблица 1).

Таблица 1

Свойства систем:

* свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их дея­тельности резко снижается;

* свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляю­щих его элементов;

* свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;

* свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема - это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организаци­онная, правовая подсистема.

Существуют следующие виды подсистем:

Техническая подсистема включает станки, оборудование, ком­пьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструк­ции для пользователя и используемые им. Набор решений в техни­ческой подсистеме ограничен и их последствия обычно предопре­делены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП. Эти решения носят формализованный характер и вы­полняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения, предопределяет качество принятого и выполненного решений.

Биологическая подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Вариантов решений в биологической системе, так же как и в технической, немного, однако последст­вия решений в биологических подсистемах иногда оказываются непредсказуемыми. Например, решения руководителя об установ­лении в помещениях компании кондиционеров. В некоторых слу­чаях кондиционеры провоцируют увеличение простудных заболе­ваний. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определя­ется его способностью находить лучшее решение.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется нали­чием человека в качестве объекта управления. В качестве харак­терных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется боль­шим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а био­логическая - техническую подсистему.

Классификация систем

Абстрактные системы – системы, все элементы которых являются понятиями.

Конкретные системы – системы, элементы которых являются физическими объектами. Они разделяются на искусственные и естественные.

Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы создаются природой или обществом. На­пример, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, ком­мерческие фирмы, средства массовой информации, органы мест­ной власти.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутрен­ними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего пер­сонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, поли­тические партии, масонские общества.

Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом. Напри­мер, система обучения студентов в институте, система регистра­ции товариществ и обществ.

Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризу­ются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидае­мых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланиро­ванными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации происходят помимо нашей воли (форс-мажор), дру­гие - из-за недостатка профессионализма персонала, третьи ­из-за сложности задания или новизны информации. Например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку.

Жесткие системы основаны на высоком профессионализме не­большой группы руководителей и отлаженной технологии управ­ления и производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия.

Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям и в этой связи - слабую устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, коллектив творчес­ких работников, новые организации, ребенок в семье.

Динамические системы представляют собой структуризованный объект, имеющий входы и выходы, объект, в который в определённые моменты времени можно вводить и из которого можно выводить вещество, энергию, информацию. В одних динамических системах процессы протекают во времени непрерывно, а в других – совершаются только в дискретные моменты времени.

Адаптивные системы – системы, функционирующие в условиях начальной неопределённости и изменяющихся внешних условиях.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными , актив­ными и пассивными.

Таким образом, системный характер организации - это необ­ходимое условие ее деятельности.

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектном подходах. Системный под­ход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внеш­них), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требу­ет определения приоритетов ключевых элементов и учета наибо­лее важных из них. Аспектный подход ограничивается учетом от­дельных элементов при анализе или синтезе организационных образований. Системный подход требует наибольших затрат ре­сурсов и времени. Если они оправданны, то использование этого подхода целесообразно. Комплексный и аспектный подходы де­шевле, но и менее точны.

Неизвестный студент конца ХХ-го века

Введение

2. Организационная система: основные элементы и типы

3. Теория систем


  • Основные понятия и характеристики общей теории систем
  • Пример: банк с точки зрения теории систем

  • Введение

    По мере того, как развивается промышленная революция, рост
    крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей
    относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять.
    Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения
    эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической
    школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория
    системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

    В своем докладе я хочу рассказать о теории системного подхода
    к организациям, как идеи для достижения эффективного управления.


    1. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы

    В наше время происходит невиданный прогресс знания, который,
    с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений
    из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед
    необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в
    изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде
    под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
    определенную целостность, некоторое единство.

    Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование
    нового подхода в науке - системного подхода.

    Системный подход как обще методический принцип используется в
    различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой
    (гносеология - раздел философии, изучающий формы и методы научного познания)
    является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог
    Л.Берталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал
    изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге
    "Современная теория развития" (1929). В этой книге он разработал системный
    подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание"
    (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной
    жизни. 1969 - "Общая теория систем". Берталанфи превращает свою теорию систем в
    общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске
    структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из
    которых, можно вывести общесистемные закономерности.

    Определим черты системного подхода :

  • Системный подход - форма методологического знания, связанная с
    исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.
  • Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
    изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета
    как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого
    предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами -
    «нижестоящий» уровень.
  • Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в
    единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и
    отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
  • С учётом сказанного определим понятие системного подхода :


    Системный подход - это подход к исследованию объекта
    (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы,
    внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на
    исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя
    из общего предназначения объекта.

    Можно также сказать, что системный подход - это такое
    направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе
    которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной
    социально-экономической системы.

    Обратимся к истории.

    До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители,
    министры, полководцы, строители, принимая решения, руководствовались интуицией,
    опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие
    решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать
    пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой
    объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX в. в
    управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам.
    Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого
    решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации
    полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно
    после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

    Таким образом, ситуативный подход - это ориентация на
    ближайший положительный результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что
    "дальше" опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но
    решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только
    ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

    Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот
    (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер
    вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он
    фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

    Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам
    неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и
    оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта
    заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом,
    когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС
    часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации.
    Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и
    должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

    1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как
      единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
    2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере,
      двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня -
      элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере
      любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет
      собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна
      подчиняется другой.
    3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их
      взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило,
      процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных
      элементов, сколько свойствами самой структуры.
    4. Множественность, позволяющая использовать множество
      кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных
      элементов и системы в целом.

    2. Организационная система: основные элементы и типы

    Любая организация рассматривается как
    организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное
    количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». В
    истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

  • Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть
    целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.
  • Организация - социальный механизм для реализации целей (организационных,
    групповых, индивидуальных).
  • Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым.
    Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.
  • Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме
    составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы
    своих частей (всё зависит от эффективности связей).
  • Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной
    теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают
    решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают
    организацию.
  • Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть
    определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество
    индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе
    определённых процедур и правил.

    Исходя из данного ранее определения системы, определим
    организационную систему.

    Организационная система - это определённая совокупность
    внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

    Основными элементами организационной системы (а значит и
    объектами организационного управления) выступают:

  • производство
  • маркетинг и сбыт
  • финансы
  • информация
  • персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от
    них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
  • Эти элементы являются основными объектами организационного
    управления. Но у организационной системы есть и другая сторона:

    Люди. Задача менеджера в том, чтобы способствовать координации и
    интеграции человеческой деятельности.

    Цели и задачи . Организационная цель - есть идеальный проект
    будущего состояния организации. Эта цель способствует объединению усилий людей и
    их ресурсов. Цели формируются на основе общих интересов, поэтому организация-
    инструмент для достижения целей.

    Организационная структура . Структура - это способ объединения
    элементов системы. Организационная структура - есть способ соединения различных
    частей организации в определённую целостность (основными видами организационной
    структуры являются иерархическая, матричная, предпринимательская, смешанная и т.
    д.). Когда проектируем и поддерживаем эти структуры, мы управляем.

    Специализация и разделение труда . Это тоже объект
    управления. Дробление сложных производственных процессов, операций и задач на
    составляющие, которые предполагают специализацию человеческого труда.

    Организационная власть - это право, способность (знания + навыки)
    и готовность (воля) руководителя проводить свою линию при подготовке, принятии и
    реализации управленческих решений. Каждый из этих компонентов необходим для
    реализации власти. Власть - есть взаимодействие. Функцию координации и
    интеграции деятельности людей бессильный и неэффективный менеджер организовать
    не может. Организационная власть - не только субъект, но и объект управления.

    Организационная культура - присущая организации система традиций,
    верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми.
    Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо.
    Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

    Организационные границы - это материальные и
    нематериальные ограничители, которые фиксируют обособленность данной организации
    от других объектов, находящихся во внешней среде организации. Менеджер должен
    обладать способностью расширять (в меру) границы собственной организации. В меру
    - значит брать только то, что сумеешь удержать. Управлять границами - значит
    вовремя их очерчивать.

    Организационные системы можно разделить на закрытые и
    открытые:

    Закрытая организационная система - это та система,
    которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней
    средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример - натуральное хозяйство.

    Открытая организационная система имеет связи с внешней
    средой, т. е. другими организациями, институтами, имеющими связи с внешней
    средой.

    Таким образом, организация как система представляет собой
    совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее
    единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой
    системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей
    среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования
    т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с
    помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и
    услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

    3. Теория систем

    Напомню, что теория систем была разработана Людвигом фон
    Берталанфи в XX веке. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и
    функционированием систем - самостоятельных хозяйственных подразделений, которые
    образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями.
    Ясно, что любая организационная форма бизнеса отвечает этим критериям и может
    изучаться с использованием понятий и средств теории систем.

    Любое предприятие - система, которая превращает набор
    вкладываемых в производство ресурсов - затрат (сырье, машины, люди) - в товары и
    услуги. Она функционирует внутри более крупной системы - внешнеполитической,
    экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает
    в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также
    взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части
    системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является
    системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и
    связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка
    являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы
    банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в
    конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности
    банка в целом.

    Основные понятия и характеристики общей теории систем:


  • Компоненты системы
  • (элементы, подсистемы). Любая система, независимо
    от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними
    создают свойства системы, её сущностные характеристики.
  • Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные
    ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей
    теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая
    называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая
    система состоит из двух или более подсистем.
  • Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие
    используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше,
    чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор,
    пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического
    характера.
  • Вход - Преобразование - Выход. Организационная система в динамике
    представляется в качестве трёх процессов. Взаимодействие их даёт цикл событий.
    Любая открытая система имеет цикл событий. При системном подходе важное
    значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е.
    характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода».
    При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются
    параметры «выхода» , т.е. товары или услуги, а именно что
    производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в
    какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть
    четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная
    продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа» , т.е.
    исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и
    информационных), которая определяется после детального изучения
    организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники,
    технологии, особенности организации производства, труда и управления) и
    параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной,
    экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает
    исследование параметров «процесса» , преобразующего ресурсы в готовую
    продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования,
    рассматривается производственная технология, либо технология управления, а
    также факторы и пути ее совершенствования.
  • Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни:

    • возникновение Ю становление Ю функционирование Ю кризис Ю
      крах


  • Системообразующий элемент
  • - элемент системы, от которого в
    решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и
    жизнеспособность системы в целом.

    Характеристики открытых организационных систем


  • Наличие цикла событий
  • .
  • Негативная энтропия (негоэнтропия, антиэнтропия)
  • а) под энтропией в общей теории систем понимается общая тенденция
    организации к смерти;
  • б) открытая организационная система, благодаря способности заимствовать
    необходимые ресурсы из внешней среды, может противодействовать этой тенденции.
    Эта способность и называется негативной энтропией;
  • в) открытая организационная система проявляет способность к негативной
    энтропии, и, благодаря этому некоторые из них живут столетиями;
  • г) для коммерческой организации главным критерием
    негативной энтропии является её устойчивая прибыльность на значительном
    временном интервале.

    Обратная связь. Под обратной связью понимается
    информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой
    для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности.
    Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или
    реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс
    её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху
    организации. Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации,
    интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают
    колоссальной властью.

    Открытым организационным системам присущ динамический
    гомеостаз
    . Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему
    равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного
    состояния и называется динамическим гомеостазом.

    Открытые организационные системы характеризуются
    дифференциацией
    - тенденцией к росту, специализации и разделению функций
    между различными компонентами, которые формируют данную систему.
    Дифференциация - это ответ системы на изменение внешней среды.

    Эквифинальность. Открытые организационные системы
    способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей
    различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и
    быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может
    быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными
    скоростями.

    Приведу пример: рассмотрим банк с точки зрения теории систем.

    Исследование банка с точки зрения теории систем началось бы с
    уточнения целей, чтобы помочь понять характер решений, которые необходимо
    принять, чтобы этих целей достичь. Нужно было бы исследовать внешнюю среду,
    чтобы осознать способы взаимодействия банка со своим более широким окружением.

    Затем исследователь обратился бы к внутренней среде. Чтобы
    попытаться понять главные подсистемы банка, взаимодействие и связи с системой в
    целом, аналитик проанализировал бы пути принятия решений, самую важную
    информацию, необходимую для их принятия, а также каналы связи, через которые эта
    информация передается.

    Принятие решений, система информации, каналы связи особенно
    важны для системного аналитика, потому что, если они функционируют плохо, банк
    будет в трудном положении. В каждой сфере системный подход обусловил появление
    новых полезных понятий и технических приемов.

    Принятие решений

    Системы информации

    Каналы коммуникации


    Принятие решений

    В области принятия решений системное мышление способствовало
    классификации различного типа решений. Были разработаны понятия определенности,
    риска и неопределенности. Были внедрены логические подходы к принятию сложных
    решений (многие из которых имели математическую основу), что оказало большую
    помощь менеджерам в улучшении процесса и качества принятия решений.

    Системы информации

    Характер информации, находящейся в распоряжении принимающего
    решения, имеет важное влияние на качество самого решения, и неудивительно, что
    этому вопросу уделялось большое внимание. Те, кто разрабатывают системы
    управленческой информации, пытаются дать соответствующую информацию
    соответствующему лицу в соответствующее время. Чтобы осуществить это, им нужно
    знать, какое решение будет приниматься, когда информация будет предоставлена, а
    также как скоро эта информация дойдет (если скорость является важным элементом
    принятия решений). Предоставление соответствующей информации, которое улучшало
    бы качество решений (и устраняло бы ненужную информацию, просто увеличивающую
    издержки) - весьма существенное обстоятельство.

    Каналы коммуникации

    Каналы коммуникации в организации являются важными элементами
    в процессе принятия решений, поскольку они передают требуемую информацию.
    Аналитики систем дали много полезных примеров глубокого понимания процесса
    взаимосвязи между организациями. Значительные успехи были достигнуты в изучении
    и решении проблем «шума» и помех в средствах связи, проблем перехода из одной
    системы или подсистемы с другую.

    4. Значение системного подхода в управлении

    Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры
    могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом,
    если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального
    директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое
    равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей
    организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю
    систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход
    помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет
    средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

    Современный руководитель должен обладать системным мышлением,
    так как:

  • менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный
    объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих
    решений;
  • руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы
    соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не
    допускать квазиоптимизации управленческих решений;
  • менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над
    повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней
    среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой
    является;
  • системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно
    реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование,
    организацию, руководство, контроль.
  • Системное мышление не только способствовало развитию новых
    представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось
    интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и
    важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических
    средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений,
    использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом,
    системный подход позволяет нам комплексно оценить любую
    производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на
    уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в
    пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и
    выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать
    процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

    Несмотря на все положительные результаты, системное мышление
    все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно
    позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не
    реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень
    сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда
    влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри
    предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно,
    слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных
    данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем. Нелегко будет
    сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с
    точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое
    логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее,
    системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

    Системный подход в теории организации используется как особая методология научного анализа и мышления. Суть системного подхода заключается в представлении об организации как о системе. Система — это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система, по определению многих авторов , — это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств, входящих в нее элементов.

    Система (от древнегреч. сочетание) — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Слово греческого происхождения имеет много значений: сочетание, организм, устройство, организация союз, строй, руководящий орган. В античной философии этот термин связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы.

    В современной литературе приводится множество определений понятия «система». Так, Л. Фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов. «Все состоящее из связанных друг с другом частей будем называть системой». Можно выделить несколько основных подходов к определению понятия «система».

    В соответствии с первым подходом система определяется как комплекс элементов, упорядоченных между собой и находящихся во взаимодействии. «Система — это «множество элементов вместе с их отношениями» (И. Миллер), «ансамбль взаимосвязанных элементов» (Г. Е. Зборовский и Г. П. Орлов), «множество предметов вместе со связями между ними и между их признаками» (У. Эшби и Дж. Клир), «целое, составленное из многих частей. Ансамбль признаков» (К. Черри); «Система — размещение физических компонентов, связанных или соотносящихся между собой таким образом, что они образуют или действуют как целостность» (Дистефано). По определению Ст. Вира система это «все, состоящее из связанных друг с другом частей». Система — это «множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами». Система — это «совокупная связь тел»".

    Данная группа определений обобщенно характеризует систему как совокупность множества частей (элементов, подсистем), связанных между собой. Эта группа определений относится к философскому пониманию системы. Ключевыми здесь являются такие понятия, как «элемент», «связь», «взаимодействие», «отношение».

    Однако этот подход имеет и ограничения. Если рассматривать систему как любую совокупность элементов, имеющих взаимосвязи, то системой могут оказаться два любых произвольно выбранных объекта с очень слабыми связями. В соответствии с кибернетическим подходом такие объекты не могут быть признаны системами, поскольку кибернетический подход к системам не признает «слабые» связи. Так, с позиций кибернетики удлинение связей во Вселенной (тем более до бесконечности) должно ослаблять взаимодействие между частями (в предельном случае до нуля), а ослабление связей разрушает систему, превращает ее в конгломерат, поэтому Вселенную нельзя признавать системой. А в соответствии с первым подходом (система как совокупность элементов, связанных между собой) достаточно существования любой связи (взаимодействия) между ее частями, чтобы признать Вселенную системой. Иными словами, для философии важен сам факт взаимосвязи (даже на бесконечно малом уровне), а для кибернетики интерес представляют только функционально значимые связи.

    Итак, первый недостаток этого подхода: он дает слишком широкое определение, в соответствии с которым системой может быть признана практически любая совокупность элементов. Однако парадокс заключается в том, что одновременно это определение является и слишком «узким». Значительное количество объектов не подпадает под данное определение системы, поскольку невозможно или затруднено описание их внутренней структуры (элементов). Система представляет собой именно целостность, нечто большее, чем набор исходных элементов. Набор элементов и описание — всего лишь один из возможных способов описания, представления системы.

    Кроме того, указанные определения системы обладают еще одним недостатком, заключающимся в недостаточной ясности имеющихся определений понятий «взаимодействие», «связь», «отношение». Различные авторы трактуют их по-разному, считая связь одним из видов отношения и, наоборот, взаимодействие и отношение — видами связи. Только после четкого определения этих понятий можно добиться ясного понимания понятия «система».

    Вторая группа определений отражает точку зрения кибернетики, согласно которой выделяются входы и выходы системы. Входы и выходы связывают кибернетическую систему с окружающей средой. Через входы действуют стимулы внешней среды. Реакции системы осуществляются через выходы. При этом используется концепция «черного ящика», т.е. не раскрывается внутреннее, структурное содержание системы (ящика). «Черный ящик» является вещью в себе, его нельзя представить совокупностью элементов, так как неизвестно его устройство. Представление о системах в кибернетике ограничивается совокупностью абстрактных функций. Достаточно знания функциональной связи входов и выходов. Приведем примеры «кибернетических» определений системы:

    «Система — любая совокупность переменных, которую наблюдатель выбирает из переменных, свойственных реальной «машине».

    «Теория систем исходит из предположения, что внешнее поведение любого физического устройства может быть описано соответствующей математической моделью, которая идентифицирует все критические свойства, влияющие на операции устройства. Получающаяся в результате этого математическая модель называется системой» (Т. Бус);

    «Система — в современном языке — есть устройство, которое принимает один или более входов и генерирует один или более выходов» (Дреник).

    С. Бир отмечал, что многие системы в силу своей чрезвычайной сложности не имеют конкретного определения. Они изучаются путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией: система в этом случае рассматривается в качестве «черного ящика».

    Г. X. Гуд и Р. Э. Макол понимают вход и выход как внешние процессы, действующие на систему, и как выходные процессы системы, действующие на среду. Под входом и выходом они также понимают точку воздействия на систему и точку воздействия системы на среду.

    Очевидно, что кибернетическое понятие «система» максимально формализовано и символично (совокупность переменных, математическая модель, функции входа и выхода). Кибернетиков не интересует, что находится внутри «черного ящика», важно, как связаны функции на входе системы с функциями выхода. Именно это обобщение позволило увидеть сходство управления в машине и в организме. Однако любое упрощение неизбежно становится тормозом развития, к чему и привела концепция «черного ящика».

    Третью группу составляют определения системы, связывающие ее с целенаправленной активностью. Цель — это состояние, которое система должна достичь в процессе своего функционирования. Цель — это направленность поведения открытой нелинейной системы, наличие «конечного состояния» (завершающего лишь некоторый этап ее развития). Система — это сложное единство, сформированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели.

    И. М. Верещагин определяет систему как «организованный комплекс средств достижения общей цели». А. А. Ухтомский ввел понятие функционального органа — временного сочетания функционально различных элементов. Это направление было развито П. К. Анохиным, исследовавшим нейронные системы мозга. «Система — это функциональная совокупность материальных образований, взаимосодействующих достижению определенного результата (цели), необходимого для удовлетворения исходной потребности»^.

    С точки зрения роли исследователя, определения «системы» можно разделить на три группы:

    • система как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя;
    • система как инструмент, способ исследования процессов и явлений (абстрактное отображение реальных объектов);
    • система — искусственно создаваемый комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи.

    Четвертый подход к определению понятия системы основан на выделении признаков, которые позволяют отнести объект к категории «системы».

    С. Бир выделяет такие свойства системы, как комплексность, вероятностность, способность к саморегуляции, целенаправленность, наличие обратной связи и управления. И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин выделяют следующие признаки системы: целостность, наличие двух и более типов связей, наличие структуры, уровней иерархии, цели, процессов самоорганизации, функционирования и развития.

    Выделим и проанализируем наиболее общие свойства систем.

    1. Целостность. Система рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

    2. Наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов). Система должна состоять из неидентичных друг другу элементов. Минимальное количество элементов — два (субъект и объект, болт и гайка), максимальное — бесконечность. Неодинаковость частей системы определяет ее гетерогенность.

    3. Наличие связей между элементами. Наличие устойчивых связей между элементами системы, превосходящих по силе (мощности) связи элементов системы с элементами, не входящими в систему.

    4. Иерархичность (свойство соотношения). Элементы системы находятся в различных отношениях между собой, и каждый из них находится на определенном месте на иерархической лестнице системы. В каждой системе можно выделить подсистемы. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называется иерархией и означает подчинение более низкого уровня системы более высокому.

    5. Наличие структуры. Система имеет определенную структуру, обусловленную формой связей или взаимодействий между элементами системы.

    6. Наличие цели существования системы. Цель — это «желаемое» состояние системы, т.е. состояние, которого система должна достичь в процессе своего функционирования.

    7. Эмерджентность (от англ. emergence — возникновение, появление нового) — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов.

    8. Наличие внешней по отношению к системе более крупной системы, называемой средой. По характеру взаимодействия со средой и возможности обмена веществом и энергией выделяют: закрытые (изолированные) системы (никакой обмен невозможен); замкнутые системы (невозможен обмен веществом); открытые системы (возможен обмен и веществом, и энергией). В природе существуют и в теории организации рассматриваются только открытые системы.

    9. Адаптивность. Стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

    10. Устойчивость. Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и гибкость к воздействию внешних факторов, выносливость и устойчивость определяют способность системы к самосохранению, постоянству важных параметров системы, ее гомеостазу. Вероятность достижения главной цели системы — самосохранения (в том числе путем самовоспроизведения) — определяется как ее потенциальная эффективность .

    11. Возможность представления в виде модели. Любая реальная система может быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, т.е. соответственно аналоговой или знаковой модели. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и (или)математических (функциональных) отношений.

    12. Наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свойство изоморфизма).

    Система, функционируя во внешней среде, находится в постоянном изменении и развитии. Действие системы во времени называют поведением системы. Под воздействием внешних факторов поведение системы изменяется, это изменение поведения системы обозначают как реакцию системы.

    Адаптация системы — это качественное изменение реакции системы, связанное с изменениями структуры и направленное на стабилизацию поведения.

    Эволюция, или развитие, системы — это закрепление адаптивных изменений структуры и связей системы во времени, при котором ее потенциальная эффективность увеличивается. Развитие всех материальных систем обусловлено эволюцией. Важной особенностью эволюции систем является неравномерность, отсутствие монотонности. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы. Обычно они связаны с так называемыми точками бифуркации — раздвоением, расщеплением прежнего пути эволюции.

    Классификация систем

    Можно выделить различные виды систем в зависимости от признаков классификации (рис. 6.1).

    1. По происхождению:

    • естественные — системы, объективно существующие в живой и неживой природе и обществе , возникшие без участия человека . Например, молекула, клетка, организм, популяция, общество. Вселенная;
    • искусственные — системы, созданные человеком. Например, автомобиль, предприятие , партия;
    • смешанные (социотехнологические, организационно-технические).

    2. По объективности существования:

    • реальные (материальные, которые состоят из реальных объектов). Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).
    • абстрактные (символические) — системы, которые, по сути, являются моделями реальных объектов. Это языки, системы счисления, математические модели, системы наук.

    3. По характеру связей параметров системы с окружающей средой:

    • закрытые — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Любой элемент закрытой системы имеет связи только с элементами самой системы;
    • открытые — обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка. Все реальные системы являются открытыми;
    • комбинированные — содержат открытые и закрытые подсистемы.

    4. По структуре:

    • простые — системы, не имеющие разветвленных структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов;
    • сложные — характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций.

    Заметим, что существует и другой подход к оценке сложности. Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем информации, требуемый для ее успешного управления . Системы, в которых не хватает информации для эффективного управления, считают сложными.

    Выделяют различные виды сложности. Структурная сложность — это сложность системы, отличающейся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей. Функциональная (вычислительная) сложность определяется количеством арифметико-логических операций, требуемых для реализации функции системы преобразования входных значений в выходные, или объем ресурсов (время счета или используемая память), используемых в системе при решении некоторого класса задач. Кроме того, выделяют такой тип сложности, как динамическая сложность — она возникает тогда, когда меняются связи между элементами системы.

    5. По характеру функций:

    • специализированные — для таких систем характерна единственность назначения;
    • многофункционалыше (универсальные) — позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций.

    6. По характеру развития:

    • стабильные — системы, у которых структура и функции практически не изменяются в течение всего периода существования;
    • развиваюищеся — системы, структура и функции которых с течением времени претерпевают существенные изменения.

    7. По степени организованности:

    • хорошо организованные. Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организованной системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты;
    • плохо организованные (диффузные). При представлении объекта в виде плохо организованной, или диффузной, системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы.

    8. По сложности поведения:

    • автоматические — однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий;
    • решающие — имеют постоянные критерии различения реакции на широкие классы внешних воздействий;
    • самоорганизующиеся — имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия;
    • предвидящие — могут предвидеть дальнейший ход развития внешней среды;
    • превращающиеся — воображаемые системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.

    9. По характеру связей между элементами:

    • детерминированные — системы, для которых их состояние однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени;
    • стохастические — системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

    10. По структуре управления:

    • централизованные — системы, в которых один из элементов играет главную, доминирующую роль;
    • децентрализованные — системы, в которых все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы.

    11. По размерности:

    • одномерные — системы, имеющие один вход и один выход;
    • многомерные — системы, у которой входов или выходов больше одного.

    Необходимо понимать условность одномерности системы — в реальности любой объект имеет бесчисленное число входов и выходов.

    12. По однородности и разнообразию структурных элементов системы бывают гомогенными, или однородными, и гетерогенными, или разнородными, а также смешанного типа:

    • в гомогенных системах структурные элементы системы однородны, т.е. обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в гомогенных системах элементы взаимозаменяемы;
    • гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.

    13. По способности ставить себе цель:

    • каузальные — системы, которым цель внутренне не присуща. Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем;
    • целенаправленные (целеустремленные) — цель формируется внутри системы.

    Системный подход и его развитие

    Системный подход — направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

    Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

    Понятие «системный подход» (от англ. — systems approach) стало широко употребляться в 1960 — 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования — «Капитал » К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

    В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов — многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических — потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

    Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования , которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

    Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге «Современная теория развития» (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи «Общая теория систем». Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов , установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

    Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход», который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины — «системный анализ», «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем»; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин «системный подход» следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

    Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

    Таблица 6.1

    Основные этапы в развитии системного подхода
    Период Исследователи Содержание
    1920-е гг. А. А. Богданов Всеобщая организационная наука (тектология) — общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем
    1930-1940-е гг. Л. фон Берталанфи Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система — комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой
    1950-е гг. Н. Винер Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой
    1960-1980-е гг. М. Месарович, В. Глушков Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

    Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход — это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

    Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

    • системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
    • системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
    • системно-функциональный (выявление функций системы);
    • системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
    • системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
    • системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
    • системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
    • системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

    Таким образом, системный подход — это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

    Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

    Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

    Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

    Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

    Процесс построения системы состоит из шести этапов:

    1. системный анализ;
    2. системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
    3. системное проектирование — реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности ;
    4. создание программ математического обеспечения;
    5. ввод системы в действие и ее проверка;
    6. обслуживание системы.

    Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

    Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие «организация» как упорядоченное состояние целого тождественно понятию «система». Понятием же, противоположным «системе», является понятие «несистема».

    Система — это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

    Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

    1. уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
    2. уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
    3. уровень информационной организации, или уровень «термостата»;
    4. самосохраняющаяся организация — открытая система, или уровень клетки;
    5. генетически общественная организация;
    6. организация типа «животных», характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
    7. уровень индивидуального человеческого организма — «человеческий» уровень;
    8. социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
    9. трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

    Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

    Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

    Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов на всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

    Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

    Исследование структуры организации — важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

    Процессы самоорганизации системы

    Системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связан с самоуправляемыми процессами систем. Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесны, что спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и соответственно самоуправления.

    Самоорганизация — это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации — их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

    Различают три типа процессов самоорганизации.

    Первый — это самозарождение организации, т.е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями.

    Второй тип — процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования.

    Третий тип процессов самоорганизации связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

    Организационная наука, использующая системную методологию, предполагает изучение и учет опыта организационной деятельности в различных типах организации — экономических, государственных, военных и т.п.

    Рассмотрение организации как системы позволяет существенно обогатить и разнообразить методологический инструментарий исследования организационных отношений.

    Пользуясь этим методом, можно посмотреть на одну и ту же организацию одновременно с трех сторон:

    Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала и т.д.;

    Организация складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С такой позиции организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности — конфликтности и т.д.;

    Организация может быть рассмотрена в качестве безличной структуры связей и норм. Предметом анализа организации в этом смысле выступают ее организационные связи, построенные иерархически, а также ее связи с внешней средой. Основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т.д.

    Разумеется, все эти свойства организации имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких граней, они постоянно переходят одно в другое. Более того, любые элементы, процессы и проблемы организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трех измерений, так как они выступают здесь в различных качествах. Например, индивид в организации есть одновременно работник, личность и элемент системы. Организационное подразделение есть функциональная единица, малая группа и подсистема.

    Очевидно, что перечисленные роли организации задают ей неодинаковые, во многом противоречивые ориентации. Однако пока организация нормально функционирует, она остается в равновесии. Это равновесие между ролями организации подвижно за счет постоянных смещений в сторону одной из них, причем новое равновесие достигается через изменения, развитие организации как целого, как системы. Именно противоречивое соотношение этих ориентации и составляет суть и основу организационных проблем.