Методическая разработка по музыке на тему: Музыкотерапия. Арт-терапия на уроках музыки

  • 05.04.2019

Арт – терапевтические методики (музыкотерапия), широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальному руководителю о музыкотерапии.

Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДОУ у любого ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. Цель ДОУ – адаптировать личность ребенка к социуму. Самым оптимальным подходом в адаптации является творческий подход, когда человек не противостоит изменяющимся условиям в ущерб своему здоровью, но и не проявляет конформность, т.е. соглашательство со всем, что ему предлагается, а находит способы оказывать влияние на внешние обстоятельства с максимальной пользой для себя. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием. Его задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Выполнить эту задачу эффективно можно на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса: воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования. Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. В практике ведения музыкальных занятий арт- терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арт – терапевтические методики, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствующих как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Конечно, на музыкальных занятиях могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт - терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и.т. д. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него - на всю структуру личности, формируя и трансформируя систему ее духовно-нравственных ценностей и идеалов. Традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и человеческих отношений, значимость которых в современных условиях особенно ощутима, отражены в народных песнях и произведениях русской классической музыки. Эти образы могут транслироваться и закрепляться в структуре личности ребенка с помощью арт-терапевтических методов. В этом состоит особая педагогическая значимость таких методов, их роль в решении острых социальных проблем и воспитательных задач, стоящих перед современными ДОУ. Рассмотрим кратко сущность музыкальной терапии. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать». Подробный разбор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К.Швабе (1974) и др. В 70 – 80-е годы вышло несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в которых описываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе, 1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон, 1973). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю. Брюкнер, И.Медераке и К.Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассмотрены виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку. Однако методика рассчитана на детей школьного или старшего дошкольного возраста. В этих научных трудах не уделено внимания коррекционным возможностям музыки в раннем возрасте, тогда как, по мнению Н.М. Щелованова, давшего физиологическое обоснование основополагающим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, «важно не запустить детей снизу». Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния. Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.

Статья по теме: «Музыкотерапия». Разработала учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна. МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная».


Музыка – одно из видов искусства, которое отражает нашу жизнь звуками.

Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе». Учёные по мифологии свидетельствуют, что девять муз - небесных сестер, которые покровительствовали определенному виду искусства, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти. Музыка - это дитя любви, обладающая грацией, красотой, необычными целебными свойствами, гармонией чувств и звуков.

Эвтерпа (др.- греч «увеселяющая») - муза лирической поэзии и музыки .

Воздействие музыки облагораживает нашу жизнь, балансируя эмоциональный фон человека, добираясь до самых далеких его глубин души. Пройдя все века и эпохи, музыка являлась и является общепонятным языком человечества.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме.

Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Использование музыки с лечебной целью уводят нас в античные времена, где музыка широко применялась во врачебной практике.

Древние люди считали, что музыка, это - единство гармонии души и тела во взаимосвязи человека с природой, способное излечить, как духовные, так и физические недуги. Многие болезни - это нарушение определённого ритма органов, существует древние трактования, что с помощью музыки восстанавливали и балансировали функции настройки организма.

Лечебный эффект музыки известен еще с древности. Египетские жрецы пытались лечить музыкой бесплодие у женщин, в храмах Древней Греции музыкой и хоровым пением лечили душевнобольных. Например, древние целители считали, что свирель лечит депрессию, а барабан полезен для желудка. Пение помогает для заживления ран.

Первое научное объяснение влияния музыки и её мощное воздействие на здоровье человека, было изречено из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж» .

Пифагор излечивал многие душевные и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций.
Он доказывал, что влияние музыки на организм человека имеет направленность на чувства и эмоции, на ум и тело.

Он даже ввел такое понятие как - «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире» - говорил древнегреческий ученый. Слушая музыку человек способен испытать физическое освобождение, видеть возникающие образы, пройти через катарсис, т.е. «очищение» и достигнуть духовного раскрытия. Катарсис способствует возвышению человеческого разума, облагораживанию его чувств, помогает снять болезненные симптомы и гармонизовать человека.

В древние времена Пифагор был не единственный, кто считал, что музыка способна благотворно влиять на человеческий организм. В египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. В древней Греции были мудрецы, которые использовали в целительных целях свойства музыки и ее влияние на здоровье человека. Например, греческий врач Эскулап , больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Из дошедших до нас рукописей, нам стало известно, что влияние музыки на организм человека применялось с незапамятных времён.

Аристотель считал музыку не только панацеей лечения, но и очищения души. Платон утверждал, что музыка является главным средством для воспитания гармонической личности. В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний.

О лечебных воздействий музыки на человеческий организм китайские мудрецы писали еще до нашей эры. «Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи», - сказал Сюньцзы. Выдающийся врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил запахами, смехом и музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Не следует считать, что музыка является главной составляющей оздоровительного процесса, она лишь способствует восстановлению организма дополнительным воздействием лечения.

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, влияя на больного для достижения терапевтического эффекта при лечении его болезни и является видом арт-терапии, используемой в усвоении новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это научно обоснованное клиническое использование музыки для лечебного и благоприятного воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным .

Основоположником звукотерапии считается швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Каждый наш орган настроен на определенную частоту и восприимчив к ней. В основе лечения звуками заложено воздействие колебаниями разных частот как на психическом, так и на энергетическом уровне. Каждый звук в организме вызывает какую-то вибрацию, создавая энергетическое поле, благотворно воздействующее на системы и органы человека. Каждое музыкальное произведение имеет свою энергетику, как и индивидуально взятый организм. Поэтому обязателен подбор соответствующих мелодий. Определенный ритм музыки способен ускорять или тормозить обменные процессы, расслаблять или тонизировать мышечный тонус. Ритмичная музыка увеличивает число сердечных сокращений, частоту актов дыхания, кровь интенсивнее насыщается кислородом и питательными веществами, происходит стимулирование органов Исследования показали, что будущий ребёнок находясь в лоне матери, уже седьмого месяца внутриутробной жизни различает не только шумы в организме мамы, но и внешние звуки. Тело человека хорошо проводит звуки, и в организм, растущий в лоне матери, внешний мир отражается звуковыми вибрациями.

Будущий человек , все слышит и все запоминает. Скандалы, резкая музыка, громкие голоса оказывают на плод раздражающее и негативное воздействие. И, напротив, спокойная музыка, благотворно влияет на состояние и развитие будущего человека, а ласковый и мягкий голос матери воздействует успокоению и равновесию его душевного мира. В это время мать может почувствовать, как ее малыш "танцует" в утробе . В период развития у плода уже в животе развивается хороший вкус, гармония, красота и умиротворение. Учёными доказано, что дети после рождения гораздо эмоциональней реагируют на мелодии, которые они слышали ещё в утробе матери.

Сейчас уже не секрет, что музыка положительно влияет на здоровье и состояние женщины во время беременности и её будущего малыша.

В начале ХХ века исследователи занялись изучением музыки, её методов и приёмов, как средство для лечения и восстановления человеческого организма.

Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: « Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье ».

О благотворном влиянии классической музыки на человека известно уже дано. В 90-х годах XX столетия появилась сенсационная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта.

Этот феномен открытия назвали «эффектом Моцарта». Музыка Моцарта повышающая

интеллект , особенно благотворно влияет на интеллектуальное развитие детей. До сих пор ученые полемизируют о природе и свойствах этого явления. Но уже в доказательство существуют занимательные факты.

Воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана и соответствует биоритмам нашего мозга.

Как образно выразились ученые, «практически вся кора головного мозга начинала светиться».

«Американские ученые провели такой эксперимент: они повели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашей страны доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста . Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится».

Итальянские ученые из небольшого города Кьети открыли такое явление, как « эффект Вивальди ». Они провели уникальные опыты, в процессе которых исследовали память пожилых людей после прослушивания сочинения Вивальди «Времена года» Оказалось, что экспериментируемые люди решали тесты на память значительно лучше своих ровесников из группы. По мнению ученых, музыка Вивальди повышает активность участков мозга, отвечающих за память. Таким образом, благотворному воздействию музыкой на организм человека к «эффекту Моцарта» можно добавить ещё и «эффект Вивальди».

Естественно, не обязательно слушать только классическую музыку, следует выбирать и другие жанры. Но как показывают исследования психологов, работающих в области музыкотерапии, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения».

Психологами доказано, что классическая музыка способна и негативно воздействовать на организм. Примеров на этот счёт множество. К таким произведениям можно отнести «Венисбергская сцена» Вагнера и многие музыкальные композиции Рихарда Штрауса. Бывают ситуации, когда музыка отражается на слушателе, как психологический яд, хотя и является шедевром музыкальной классики. К такой группе можно отнести некоторые произведения Ф. Шопена, особенно ноктюрны, в которых композитор дал

волю своим чувствам, как меланхолия, ностальгия и слабость.

Разные жанры музыки вызывают, разные эмоции у людей.

Сегодня лечебную музыку называют уникальным явлением медицины нашего столетия, так как она восполняет энергетическим зарядом исцеления - сознание и тело человека.

В Китае в массовом масштабе выпускают для очищения души и тела музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессоница", "Мигрень", "Печень", "Легкие", "Сердце". Они заменяют больным таблетки или даже лекарственные травы.

Правильно подобрав музыкальный репертуар, можно достичь полной гармонии души и тела, стать человеком уравновешенным, спокойным и крепким.


Музыкальные рецепты.

1. Избавляет человека от неврозов и раздражительности - "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова. Эта музыка, так же и бодрящие произведения Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.

2. Для профилактики утомляемости необходимо слушать - "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
3.
Для стимуляции творческого импульса рекомендуются - "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Ревеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
4.
Полное расслабление дают - "Вальс" Шостаковича из кинофильма "Овод", романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
5.
Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность - "Свадебный марш" Мендельсона.
6.
Снимает головную боль и невроз - полонез Огинского.
7.
Нормализует сон и работу мозга - сюита "Пер Гюнт" Грига.
8.
Активизирует умственное развитие и развивает способности у детей - музыка Моцарта .
9.
Для снижения раздражительности - многие произведения Бетховена («Лунная соната»,

«Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
10. Для снятия тревоги - помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
11.
Для устранения чувства озлобленности, а также зависти к успехам других людей -
Бах - Итальянский концерт; Гайдн - симфония.
12.
Успокаивающая музыка - Бетховен - 2 и 3 части Шестой симфонии, Брамс -"Колыбельная", Шуберт - "Аве Мария", Дебюсси -"Лунный свет", «Ноктюрн соль минор» Шопена.
13.
От головной боли - Лист - Венгерская рапсодия № 1, Хачатурян - сюита из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", Гершвин - симфоническая сюита "Американец в Париже",
«Дон Жуан» Моцарта.

14. Против гипертонии, подозрительности и мнительности, напряженности в отношениях с другими людьми - помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха,
«Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока, «Месса ля минор» Брукнера, Шопен - ноктюрн ре минор.

Музыкой сейчас лечат гипертонию, гипотонию, неврозы, дефекты слуха и речи у детей,используют музыку в акушерской практике, хирургии, при лечении зубов, а также в сексологии, наркологии и токсикологии.

«Звук обладает магическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение».

Чтобы звуки вокруг радовали и помогали, можно научиться грамотно их подбирать.

Исцеление нотами – простой и безопасный способ. Можно петь понравившийся тебе звук, погружаясь в него и наслаждаясь им, чтобы избавление от недуга пошло быстрее.

Расскажем, каким действием на человека обладают определенные ноты .

При исполнении отдельных нот происходит следующее:

1. Нота «До» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- костную систему (при болезнях ног, неподвижности суставов и проблемах с лодыжками);
- мышцы нижней части спины, седалищный нерв;
- простату;
- кишечник (при запорах или диарее).
Специалисты музыкотерапии считают, что
нота «До» отвечает за обоняние, помогает справиться с меланхолией и страхами. Лечебно-профилактическое прослушивание ноты «До» поднимает уровень гемоглобина в крови, помогает наладить кровообращение .

2. Нота «Ре» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- репродуктивные органы;
- почки и мочевой пузырь

Лимфатическую систему;
- желчный пузырь (при наличии в нем камней).
В музыкотерапии нота «Ре» используется для улучшения обмена веществ, уменьшения жировых отложений, выведения шлаков. Музыкотерапевты с помощью ноты «Ре» помогают пациентам с астмой, бронхитом, подагрой. Установлено, что прослушивание ноты «Ре» повышает физическую и умственную активность, помогает сбросить вес и справиться с апатией. Кроме того, нота «Ре» отвечает за вкусовые ощущения .

3. Нота «Ми» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- мышечную систему;
- кишечник (активизирует его);
- печень, почки и селезенку (улучшает деятельность и оздоравливает);
- нервную систему (снимает головные боли, успокаивает).
Специалисты музыкотерапии
используют ноту «Ми» для улучшения зрения пациентов и стимулирования их интеллектуальной деятельности. Нота «Ми» помогает справится со скукой .

4. Нота «Фа» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- сердце и легкие;
- эндокринную систему;
- иммунную систему;
- органы пищеварения;
- нервную систему (помогает при бессоннице и раздражительности).
С помощью ноты «Фа» в музыкотерапии решаются такие проблемы, как: истощение организма, высокое артериальное давление, аллергические заболевания, ОРВИ, колиты и язвы. Установлено, что нота «Фа» отвечает за осязание .

5. Нота «Соль» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- горло и шею (при ларингите, тонзиллите);
- слуховой аппарат;
- нервную систему (успокаивает).
Специалисты музыкотерапии
используют ноту «Соль» для решения проблем с органами слуха, улучшения обмена веществ, повышение внимательности человека, снижения температуры тела. Нота «Соль» помогает наладить состояние кожи головы .

6. Нота «Ля» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- нервную систему (при конвульсиях, навязчивых идеях и т.д.);
- мышечную систему.
В музыкотерапии
применение ноты «Ля» помогает справиться с нарушением координации движений, отеками, обильными кровотечениями. Нота «Ля» помогает снизить болевые ощущения, развить интуицию .

7. Нота «Си» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- селезенку;
- нервную систему (при невралгии, стрессах или сильных душевных травмах и переживаниях).

Специалисты музыкотерапии используют ноту Ля для регулирования баланса микроэлементов в организме, избавления пациентов от судорог. Нота Ля оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на нервную систему и многие процессы в организме, поэтому она идеально подходит для медитативных занятий и избавления от стрессов .

Определённая музыкальная нота связана с системой человеческого организма и определёнными органами чувств. Слушая и пропевая ноты, вы можете помочь своему телу восстановить утраченное здоровье и наполнить его жизненной силой и энергией.

Музыка поистине творит чудеса, вселяя в наши души покой, гармонию и умиротворение! Снимает стрессы и негативные эмоции. Нужные музыкальные звуки непременно найдут отклик в вашем сердце. Не тратьте время зря, а наслаждайтесь каждым мгновеньем своей жизни и пусть музыка будет другом и спутником на вашем пути.

Будьте здоровы!!!

Используемая литература:

  1. Материал с сайта журнала "Здоровье": 6. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» - М.:Академический проект,2006.

    7. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
    8. Копытин А.И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
    9. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
    10. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
    11. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.

    12. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма», Москва, изд."Антидор",1998, 363 с.

    13. "Здоровье по нотам", Москва, АО"Перспектива", 1994 г., 170 с.

    Статьи: музыка и здоровье. www.doctor-art.ru

Книга подготовлена коллективом ведущих психотерапевтов страны.

Новое издание переработано и дополнено в соответствии с современными нуждами советского здравоохранения. Это практическое руководство для врачей всех лечебных специальностей, содержащее рекомендации по лечению больных с учетом их душевного состояния, напряжения во время соматической болезни. Содержит 22 иллюстраций, 1 таблицу.

Рожнов В. Е. - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Всесоюзного Центра по психотерапии Минздрава СССР, зав. кафедрой психотерапии ЦОЛИУВ.

Введение. В. Е. Рожнов

Общие вопросы психотерапии

Медицинская деонтология и психотерапия. В. Е. Рожнов

Вопросы истории и теории психотерапии. В. Е. Рожнов

Эмоционально-стрессовая психотерапия. В. Е. Рожнов

Психотерапия и психология. С. С. Либих

Психотерапия, психопрофилактика, психогигиена. В.Е. Рожнов, Ю.П. Чаргейшвили

Психотерапия в системе реабилитации психически больных. М. М. Кабанов

Система специализированной психогигиенической психопрофилактиче­ской и психотерапевтической помощи работникам в условиях современ­ного промышленного производства. В. Е. Рожнов, С. И. Табачников, A. Т. Филатов

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия в спорте. А. Т. Фи­латов. А. М. Морозов

Психомышечная тренировка. А. В. Алексеев

Психогигиена творческого труда актера. С. А. Гройсман

Психотерапия в народной медицине С. А. Гуревич

Методы психотерапии

О факторах, влияющих на эффективность психотерапии. Р. А. Зачепицкий

Гипнотерапия. В. Е. Рожнов

Рациональная и разъяснительная психотерапия. Д. В. Панков

Групноная эмоционально-стрессовая психотерапия. А.С. Слуцкий, B.Н. Цапкин

Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия. В.Е. Рожнов, А. В. Свешников

Музыкотераиия. Л. С. Брусиловский

Библиотерапия. А. Е. Алексейчик

Наркопсихотерапия. М. Э. Телешевская

Психотерапия в комплексе разгрузочно-диетической терапии. Г. К. Заиров, В. Б. Гурвич, Г.И.Бабенков

Психотерапия и лечебная физкультура. К. И. Мировский

Специальная психотерапия

Психотерапия при неврозах. Б. Д. Карвасарский

Психотерапия невроза навязчивых состояний. Н. М. Асатиани

Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозов с состояниями стра­ха. А.С. Слуцкий

Эмоционально-стрессовая психотерапия “кардиофобии”, Ю. П. Чаргей­швили

Эмоционально-стрессовая психотерапия неглубоких депрессий. В. П. Колосов

Психотерапия неврозов военного времени. А. М. Свядощ

Психотерапия при психопатиях у подростков. А. Е. Личко

Психологическая совместимость супружеской пары (сексуальные дисгар­монии). Э. М. Дворкин

Психотерапия сексуальных нарушении у женщин. 3. В. Рожановская

Психотерапия алкоголизма и наркоманий В. Е. Рожнов

Коллективная эмоционально-стрессовая психотерапия больных алкого­лизмом в бодрствующем состоянии. И. С. Павлов

Эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике психозов. В. Е. Смирнов

Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозоподобной шизофрении. М. Е. Бурно

Игровая психотерапия неврозов у детей. А.И.Захаров

Психотерапия аутизма у детей. В. Е. Каган

Психотерапия при сахарном диабете. А. А. Мартыненко

Психотерапия в санаторно-курортной практике. В.Е. Рожнов, Я. И. Бараш.

Психотерапия в домах отдыха. В. Е. Рожнов, Ю. Л. Покровский

Термин «арт-терапия» (art therapy – исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать А.И. Копытина - кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации, руководителя программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Он, считает, что в некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина – Гришина А., Лебедева Е., Медведева, Левченко И., Комиссарова Л. и Добровольская Т., представили первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.

Современная музыкотерапия основана, прежде всего, на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Ещё в XIX веке учёные установили, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости, реакции, мускульной силы и т.д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате – он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно, разные биохимические процессы.

Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.

Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения.

По мнению В.И. Петрушина , сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка. Поэтому музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования .

Для того, чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Так в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать её не только ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своём языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение не отпуская её из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдёт и посетит самые потаённые уголки души – как своей, так и композитора, который эту музыку создал.

Средства музыкальной терапии способствуют гармонизации личности с природой и социальной средой. Дело в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребёнка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.

Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребёнка.

Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев – клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив активизации эмоциональной сферы личности ребёнка – прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.

Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и адекватные уровню и состоянию пациентов вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.

Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.

Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположенные в гортани, собственно, и являются источником звукообразования.

Органы, которые участвуют в процессе звукообразования – это гортань, трахея, бронхи, лёгкие, рот (называемый в вокальной литературе артикуляционным аппаратом) и диафрагма.

Основной целью вокалотерапии является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма.

И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма. Наверное, именно сочетанием большого количества положительных свойств объясняется то, что профессия певцов является по существу профессией долгожителей.

Дыхательная музыкотерапия , включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхание – это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.

Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это ещё и искусство дыхания.

Говоря о музыкальной терапии, нельзя не сказать о процессе музыкально-творческой деятельности. Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира, т.е. ученик учится тому, что каждое его переживание, любое душевное движение может быть выражено непосредственно в звуках вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событиям жизни. Выполнение творческих заданий в системе музыкальной терапии является одним из наиболее эффективных, но в то же время и наиболее сложным приёмом. Любой вид творчества является спасительным средством при попадании в тяжёлую жизненную ситуацию. Поисковая активность является залогом устойчивости человека в самых разных стрессовых ситуациях. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но и, прежде всего, себя; научившийся создавать осмысленную музыкальную фразу, выражающую его отношение к жизни, становится качественно иным по сравнению с самим с собой, не умевшим делать этого раньше. Б. Асафьев в своё время писал, что человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других. Осваивая в собственных музыкально-творческих опытах самые разные явления жизни, начиная от природных и кончая социальными, человек глубже понимает свою сущность и неотделимость от окружающего природного и социального мира. А именно из-за оторванности существования от жизни природы и других людей возникают наши печали и беды на жизненном пути.

Человек делает то, что он делает, а делает он то, что он мыслит. Как мы мыслим, так мы и живём. Плохие мысли и хорошие, но плохо продуманные, влекут за собой неудачные действия, которые по обратной связи могут повлечь за собой плохие чувства – это депрессия и уныние, заниженная самооценка, неверие в свои силы или злость и агрессия, раздражительность и нетерпимость. Формирование в учащемся оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения, с которым бы он мог жить, побеждая и радуясь, вот та цель, что преследуется музыкальной терапией во время исполнения специальных формул музыкального самовнушения, которые оказывают положительное воздействие.

Слушание музыки, её восприятие, музицирование, вокальная и дыхательная терапии, музыкально-творческая деятельность, исполнение формул музыкального самовнушения – составляющие музыкальной терапии.

Фольклорная терапия. Музыкальный фольклор (народные песни и наигрыши на народных инструментах) изначально был неотъемлемой частью древних магических, религиозных обрядов и праздников. В рамках древней празднично-обрядовой культуры музыка бытовала в синтезе с народными танцами, играми, сценками, народным декоративно-прикладным творчеством (народные костюмы, украшения, ритуальные маски) и народными музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.).

Таким образом, в музыкальном фольклоре изначально присутствовала интеграция разных видов художественно-творческой деятельности, которая является сегодня одним из главных направлений в разработке арт-терапевтических методик.

Традиционные свойства фольклора – коллективный характер творчества, вариативность, импровизационность – открывают широкий простор как для регуляции межличностного общения в классе, так и для раскрытия творческих способностей личности.

Специфика фольклора состоит в том, что он воплощает этнические образы мира, а также этнические ценности, идеалы и нормы поведения. В фольклоре сохранились те устойчивые нормы поведения и взаимодействия человека с природной средой и окружающими людьми, которые способствовали сохранению его физического и душевного здоровья. Эти нормы передавались от поколения к поколению в форме выверенных веками стереотипов поведения.

Песни, созданные народом, играли в жизни крестьянской семьи особую роль, придавая ей ту или иную эмоциональную «окраску». Они сопровождали каждого от рождения и до самых последних дней: колыбельные, игровые, шуточные, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, свадебные, солдатские, песни-плачи, исторические и др. Неоспорима роль музыки в развитии и оздоровлении детей с древних времён. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), весёлыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.

Методика старинных русских песен, порой построенная на двух-трёх нотах, поражает разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучия, учит гармонизации внешнего и внутреннего мира человека, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами природы.

В русском песенном фольклоре существует большое количество «неровных» песен, темп которых может возрастать и снижаться очень сильно (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное напряжение, препятствующее качественному проживанию ситуаций, за счёт таких перепадов постепенно снимается.

Музыкальная терапия связана со сказкотерапией, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Специалисты в области сказкотерапии, прежде всего Т.Д. Зинкевич , отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим, воспитательным и развивающим средством. Народная сказка несёт в себе культуру создавшего её этноса, а следовательно – национальный образ мира, национальные ценности и идеалы, традиционные модели и стереотипы поведения.

Танцевально-двигательная терапия. Включаемые в уроки музыки разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку также могут быть средством арт-терапии. Общеизвестно, что движения контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Арт-терапевты относятся к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимодействие как залог здоровой психики.

Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения.

Цветотерапия и терапия изобразительного искусства. Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры (в древних мистериях, магических обрядах, народных праздниках, в изобретении цветомузыки и т.д.), но и в арттерапии.

Ещё в древности люди заметили, что цвет, как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Попытки изменения сознания и поведения людей с помощью цвета известны с древних времён.

Различные средства художественной выразительности (композиция, форма, ритм и др.) группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительного искусства.

На возможность интегрированного подхода к цвету и звуку, изобразительному искусству и музыке как средствам изменения эмоциональных состояний человека обращали внимание некоторые известные художники. Так, В.В. Кандинский в своей работе « О духовном в искусстве» отмечал способность цвета вызывать душевную «вибрацию». Для него цвет был клавишей, глаз – молоточком, душа – многострунным роялем. В.В. Кандинский не исключал возможность человека видеть звуки и музыкально слышать краски. М.К. Чюрлёнис своим картинам часто давал музыкальные названия: четырёхчастные «Соната весны», «Соната солнца» и др., диптих «Прелюдия» и «Фуга».

Итак, обобщая вышеизложенное, можно с уверенностью констатировать, что арт-терапия становится эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают не только учащихся, но и учителей. Растут нервно-психологические нагрузки и перегрузки как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Поэтому учащиеся школ сегодня должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и знать, как справляться и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является арт-терапия.

Список используемой литературы:

  1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А. В зимнем лесу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М.: 2002.
  2. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: программа интегрированного курса.1-9 кл. – М.: 1997.
  3. Бакланова Т.И. Программа по музыке 1-4 классы. – М.: 2010.
  4. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: 1999.
  5. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент: 1985.
  6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: 1989.
  7. Вайкль Б. О пении и прочем умении. – М.: 2002.
  8. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук / пер. с англ. В. Козлова. – М.: 1998.
  9. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: 1996.
  10. Кожохина С.К Путешествие в мир искусства. – М.: 2002.
  11. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб: 1999.
  12. Королева Е.А.Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: 1994.
  13. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М.: 1993.
  14. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб: 2003.
  15. Назарова Г.М. Этнография детства. – М.: 1998.
  16. Петрушин В.И. Музыкальнвя психотерапия. – М.: 2000.
  17. Практикум по арт-терапии/ под.ред. А.И. Копытина. – СПб: 2000.
  18. Фельденкрайз М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / пер. с англ. М. Папуш – М.: 2000.
  19. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: 1995.
  20. Щетинин М.И. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: 1998.