Сказать «нет» или дать обетЧто такое «обет трезвости»? Беседы с батюшкой. Зависимость

  • 20.09.2019

Что такое обет? Это — обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых.

Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да ещё и перед свидетелями, это психологически важно, это помогает держаться.

Чем отличается обет от клятвы, которая нам, христианам, запрещена?

Протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянётся, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели.

А принимая обет, он признаёт свою немощь и просит у Бога помощи. Данное Богу слово вы сами, без его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил.

У человека, который дал обет трезвости, если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не беседует, благодать Божия покрывает его. А без обета помыслы одолевают, человек всё время пребывает в борьбе».

Можно отказаться от пьянства и без обета. Живые тому примеры можно найти в каждом приходе. Обет не цель, а помощь.

Часто люди не дают обета трезвости из-за боязни его нарушить. У них, как правило, заготовлен сценарий отступления: поминки, свадьба, корпоративы…

По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, — это отговорки и причина одна — отсутствие решимости.

Но Игорь Бачинин советует: «Если человек боится последствий — лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Некоторые решаются отказаться от спиртного на всю жизнь. Но более распространённой является «ступенчатая» практика. Таким образом проверить свои силы: попробовать на вкус абсолютную трезвость — так ли пресна, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, нужно или можно радоваться и без спиртного.

Вряд ли легко не воцерковлённому человеку давать обет трезвости. Как сказал таким отец И. Бачинин: «Хочешь начинать жить трезво — живи. Можешь дать обещание на какой-то срок мне, а то и … самому себе. А к обету Богу надо готовиться — прежде всего жить церковной жизнью».

Подготовка к обету в разных обществах трезвости — разная. Например, есть приходы, где обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. Такие занятия избавления от зависимостей и пороков проводятся и в нашем обществе Трезвения при Соборе Преображения Господня г. Сургута.

Часто дают обет и непьющие люди, что само по себе имеет огромную нравственную силу. «Пьяница даёт его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А непьющий — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости».

Вспомним слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14;21).

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Такой обет называется «молчаливой проповедью» и он не может не иметь результата — пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья — единое тело, и действие одного духовно влияет на другого» (игумен Серафим(Николин), руководитель православного общества трезвости г. Егорьевск).

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — и это, наверное, самое логичное. В доме, где живёт человек, давший обет, не выставляется вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от рюмок-графинов, — чтобы не было лишнего соблазна.

В. Доронкин говорит: «Когда речь идёт об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку — и отнимут! На мой взгляд, это — отголоски горбачёвского «сухого закона», когда сверху спустили хорошую идею. Но народ — то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина частого недопонимания выражения «обет трезвости» лежит в недостаточной информации о нём?

Забота о духовном и физическом здоровье — очень важная составляющая жизни каждого человека. Но современный мир на пути к этому здоровью ставит всё больше препятствий в виде огромного количества разнообразных зависимостей (начиная от алкоголя и наркотиков, и заканчивая игроманией), разрушающих человека и духовно, и физически. В связи с этим, очень своевременным становится возрождение православных обществ трезвости на приходах Русской Православной Церкви, призванных помогать страждущим в борьбе со страстями. О том, чем эти общества занимаются, каковы их цели, и какой смысл вкладывают верующие в слова «трезвение» и «трезвость», рассказывает Владислав Юферов, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение».


— Владислав Аркадьвич, расскажите, пожалуйста, о том, что такое общество трезвости на приходе, чем оно помогает, и чем отличается от светских организаций, помогающим зависимым людям?

— Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные программы.

Вообще, в настоящее время зависимостей и страстей, которым подвержен человек, насчитывается более четырехсот. И все имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед — оскудение духовности. Самая главная составляющая — духовная — не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах) — здесь Главным Целителем является Господь Бог!

Мы, православные трезвенники, стремимся не только к телесной трезвости, а намного шире — к такому трезвению, когда человек не замыкается на достижении только физической трезвости, а идет дальше и встает на путь трезвения духовного, духовного роста, познания себя и смысла бытия — на путь к вечности, к Богу! Поэтому наши программы основаны на вере в помощь Господа Бога. Многие же светские организации духовную основу не признают и лечат только тело. Но мы в обязательном порядке сотрудничаем и с медициной, и с наркоконтролем, и с властями, и с общественными организациями, поскольку только все вместе мы сможем противостоять греховным порокам общества.

— Не все люди могут признать себя зависимыми. Возможно ли убедить алкоголика начать лечиться и бороться со своей страстью, если он отрицает наличие у него алкоголизма?

— Да, возможно. В первую очередь нужно начать самим вникать в эту проблему. И при этом не обязательно быть профессионалом. Необходимо изучить основную информацию о вреде пьянства, наркомании, курения и, особенно — о пользе трезвого образа жизни. В качестве психологического приема можно ненавязчиво рассказывать, давать почитать страждущему зависимому человеку о пользе трезвого образа жизни на примерах друзей, знакомых, известных людей, интересно и ярко освещать предлагаемые перспективы его и совместной вашей трезвой жизни.

И главное: всегда молиться за этого человека, чтобы Сам Господь стал вам Главным Помощником и Целителем. Молиться можно и самостоятельно, но обязательно нужно решить этот вопрос со священником и духовником. Еще можно начать самим посещать православные общества трезвости, где оказывают помощь по многим направлениям и творят соборную молитву о страждущих.

— Как же правильно вести себя членам семьи алкоголика?

— Спокойно, без паники, но сверхсерьезно, и приготовиться к тяжелой, длительной, настойчивой работе, в том числе — и над собой. Принять то, что есть, как испытание, попущенное Богом вам и вашему родственнику.

Вы должны принять на себя следующую формулировку и роль — «созависимый». То есть, ваш родственник — «зависимый», вы — «созависимый». Но есть и третий, невидимый в этом треугольнике — я называю его «разрушитель» — это хищник, страсть, это — сама проблема. И этот третий будет очень долго «крутить» ваш треугольник, пока вы и ваш родственник вместе не сможете остановить и выбросить его из своей жизни. Приемов много, но главный — когда Сам Господь, по вашим трудам и молитвам отведет страсть от вас и вашего родственника. Каждой страстью управляет определенный бес, направляемый дьяволом. Именно поэтому наша главная молитва «Отче наш» ко Господу заканчивается словами «…избави от лукавого…». И нужно помогать «зависимому» всеми доступными средствами. О них вы сможете узнать у профессиональных медиков и в православных обществах трезвости.

Важно ещё понимать, что «созависимому» тоже нужна помощь, поскольку он страдает и изнашивается в этом треугольнике порою сильнее «зависимого». Тот укололся или выпил, и все — спокоен. Он отдал себя в руки бесов и «отдыхает». А «созависимый» за него решает все вопросы: как найти пропитание, как одеть, обуть, что делать и как вообще дальше жить. Каждый, кто попал в лапы бесов, кто «подсел» на иглу или на стакан, выполняет волю дьявола и тащит за собой в ад еще несколько человек. Задача «созависимого» — выстоять и через любовь спасти «зависимого».

— Куда же лучше всего стоит обратиться, если наркоман (алкоголик, курильщик) всё-таки принял решение лечиться?

— Есть достаточно эффективные светские общественные организации, работающие по методу Шичко, но там не рассматривается духовная составляющая, как наиглавнейшая. Я бы рекомендовал после занятий по методу Шичко продолжить активно воцерковляться — тогда «сухая трезвость» станет радостью трезвой жизни, трезвением в более широком смысле, ощущением баланса и полноты настоящей жизни.

И ни в коем случае нельзя обращаться в различные деструктивные организации (секты). Там, как я говорю, «могут снять со стакана или иглы, но посадят на огромную иглу зависимости от секты», и человек всю жизнь будет поклоняться неизвестно кому, хоть дьяволу, лишь бы быть трезвым.

Американская разработка «Анонимные Алкоголики» тоже неэффективна, и, кроме того, там человек меняет зависимость от алкоголя на пожизненную зависимость от групп «АА» по типу зависимости от сект. Там алкоголизм не рассматривается, как грех или духовная страсть — только, как болезнь. Есть люди, которые ходят в свои группы «АА» по 20 лет и зовут себя вечными больными алкоголиками вместо того, чтобы стать обычными трезвыми людьми. Зомбирование чистейшей воды, замешанное на постоянном страхе. Так, простите, можно и «захрюкать» или впасть в другую страсть, заменив беса пьянства на семерых, еще более страшных. Я бы советовал не ходить в «АА», не связываться с этой американской организацией, а прийти в Церковь, где есть свой тысячелетний опыт противодействия страстям.

— Очень часто семьи бывают несчастными из-за того, что один из супругов страдает алкоголизмом. Терпеть или разводиться, если муж-алкоголик стал агрессивен, и при этом лечиться не хочет — как вы считаете?

— Во-первых, если любите, спасайте близкого человека — всегда и везде! Именно через любовь каждый будет обязательно спасен, и Господь всегда вам поможет. Надо верить в это каждую минуту!

Но если жить совсем невмоготу — решайте сами и обязательно посоветуйтесь со священником, духовником. Вы сами, и только лично вы, должны взвесить, что вам важнее — продолжать жить с полностью деградированным алкоголиком или посвятить себя, например, детям, по большому счету — спасаться самому, чтобы не сгинуть в аду вместе со своим спутником. В крайних случаях допускается и расторжение венчанных браков.

— Существует множество возражений против обетов трезвости, которые часто дают члены православных обществ трезвения. Для чего же нужен этот обет и что он из себя представляет? Как он согласуется с учением Церкви? Какую реальную пользу может принести обет трезвости и как правильно к нему относиться?

— Более ста лет назад, в августе 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении Праздника трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября. Сегодня этот праздник повсеместно возрождается заново. 25 июля 2014 г. Священным Синодом была принята Концепция Русской Православной Церкви по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. В этом документе все четко изложено: как должна строиться трезвенная работа на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях. И там сказано о необходимости принятия обетов трезвости. Этот документ разрабатывался много лет, и я знаю практически всех священнослужителей, которые соборно проделали огромный труд, чтобы этот важный документ появился. Не скрываю, что 8 лет назад при разговорах о трезвости некоторые просто хихикали в отдельных храмах и утверждали, что это несерьезно. Слава Богу, что сейчас действует общецерковная программа, и я очень рад, что все больше людей встают на дорогу трезвости и трезвения, на путь к Богу!

Немного цифр. В России потребление алкоголя на человека в год в пересчете на спирт составляет от 14 до 18 литров (цифры разнятся). Кстати, в Чечне всего 3 литра. При потреблении 8 литров, по расчетам специалистов мирового уровня, страна начинает вымирать, повышается смертность! В Татарстане живет 3855258 человек. Примерно 10 % подвержены пьянству и алкоголизму, это — 385 тысяч человек! На первой стадии даже больше. Примерно 5% — наркоманов, это — 190 тысяч наших земляков. Половина населения, почти два миллиона, курят. Какое может быть хихиканье, замалчивание существующей проблемы? Как я говорю, все это — уворованные души! И мы должны помочь людям вернуться в жизнь, отвести их от падения в дьявольскую яму. А значит, надо действовать и по большому счету, — выполнять принятые Концепции Церкви и Правительства России, направленные на снижение потребления психо-активных веществ. А для нас, православных — это еще прямое противодействие бесовским страстям во имя спасения людей.

По традиции 11 сентября во многих храмах РПЦ дают обеты трезвости. Особым торжественным днем для принятия обетов трезвости является ещё и 18 мая — день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Что же это такое — обет трезвости? Кратко — это обещание человека и призыв помощи Божией, когда человек осознанно встает на путь трезвения.

Принятию обетов трезвости предшествует работа в обществах трезвости: беседы со священниками, регулярное посещение собраний, ознакомление с трезвенной информацией, методиками, взаимодействие и взаимопомощь с соратниками, прихожанами, зависимыми (людьми страдающими страстями) и созависимыми (родственниками и близкими зависимых), обмен опытом. После определенного этапа «созревания» и готовности человека священник, духовник общества благословляет на принятие обета трезвости.

Церковный чин обета трезвости совершается после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Обет не является Таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед многими свидетелями, прихожанами, священниками, это поддерживает психологически и духовно.

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Протоиерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ, объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления перед бесами пьянства: поминки тети, свадьба сына, посещение родной деревни, корпоратив на работе, рыбалка, охота и т. д. Если человек боится последствий — лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на малый срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить.

Минимальный срок обета трезвости месяц-три, хотя чаще обет дают сразу на полгода или год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы, «попробовать на вкус абсолютную трезвость», понять: всегда ли трезвое веселье, как принято думать, «натужно» или всё-таки можно радоваться без спиртного. По утверждению медиков, через 21 день все клетки обновляются, т. е, на физическом уровне организм за это время очищается. Важно перепрограммировать свое сознание, и вот здесь помогает духовная составляющая — этот невидимый, трансцендентный стержень противодействия бесовским страстям — помощь Божия.

Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21).

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, призывая помощь Божию в излечении близких людей. Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — в этом огромная сила. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.

Бывают и такие высказывания: мол, обет трезвости — не мирское это дело, а сугубо монашеское. Но это не так, поскольку есть библейская традиция — давать обеты пред Господом. Большинство сомнений по обетам трезвости объясняется незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, более того, сам Патриарх Кирилл в своем обращении в честь возрожденного Праздника трезвости 11 сентября упоминает о положительном воздействии обетов трезвости в деле противодействия пьянству и наркомании.

Я сам несколько лет до принятия обета трезвости не употреблял спиртного, сознательно отказавшись от алкоголя, и не скрываю, что тоже сомневался в необходимости принятия обета трезвости. Мол, трезвый, причем по личным молитвам в храме. Но, приняв обет трезвости (церковный чин обета трезвости совершал о. Игорь Бачинин в сослужении семерых священников), словно приобрел новые крылья, появились новые силы, возможности, словно Кто-то свыше стал помогать идти по жизни.

С 2010 года, когда появилось первое православное общество трезвости в Татарстане, уже свыше 500 человек дали обеты трезвости. Я сначала даже вел статистику, но когда число подошло к 100, просто перестал. Радуюсь, просто радуюсь за людей и молюсь за всех!

Были крайне редкие случаи, что и нарушали. Но человек, оступившийся, знал путь спасения. Снова шел в Церковь, к священнику, у кого принимал обет трезвости, каялся, нес послушание, и вновь вставал на путь трезвости. Скольких знаю — еще тверже и осознаннее ведут трезвый образ жизни.

Многие, очень многие «созависимые», принимают обеты трезвости для спасения родных и близких. Проходит время, и через них сами «зависимые» прекращают пить и начинают трезвый образ жизни.

— Расскажите о православных реабилитационных центрах в Республике Татарстан.

— Православный реабилитационный центр Казанской епархии находится в селе Русские Казыли Пестречинского района Республики Татарстан. Всего же в России на сегодняшний день создано 70 православных реабилитационных центров, в отдельных митрополиях — по два-три. Кроме того, духовно-терапевтическую помощь при храмах можно получить в обществах трезвости в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Елабуге, Альметьевске, в Алексеевском.

В Казани очень хорошо поставлена трезвенная работа в храме свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также в Никольском соборе и в просветительском центре свт. Варсонофия. Всего в Татарстане на сентябрь 2015 создано 17 православных обществ трезвости, готовятся к открытию новые, а в России действуют более двухсот православных братств, обществ, семейных клубов трезвости.

В дореволюционной России существовало более двух тысяч обществ трезвости, которые объединяли более миллиона человек. В Казани с 1892 по 1918 г. существовало Казанское общество трезвости, почетным членом которого был святой праведный Иоанн Кронштадтский (он и сейчас молится о нас — не случайно трезвенное движение в Татарстане возрождается). В то время в Казанское общество трезвости входили губернаторы, архиереи, градоначальники, врачи, ученые, священники, представители всех слоев населения. И дай Бог, чтобы это благое дело продолжалось и помогало многим и многим людям!

— Не так давно появилась информация о планах создания единой церковной сети сопровождения наркозависимых — что это такое?


— В настоящее время готовится к запуску специальная IT-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую церковную сеть помощи наркозависимым на территории России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.

Например, в Церковь обратился за помощью наркозависимый. Благодаря единой сети помощи будет подбираться подходящий реабилитационный центр, после чего будет выдаваться необходимая информация. После этого человек уже готовит документы, сдаёт анализы и направляется в выбранный реабилитационный центр.

Эксперты свидетельствуют, что наиболее успешно реабилитация проходит в том случае, когда человек избавляется от наркотической зависимости вдали от своего дома и прежних социальных связей. Человек может обратиться за помощью, например, в Норильске, основной период реабилитации пройти в Ивановской области, а пост-реабилитационную программу, например, в Нижнем Новгороде. Единая сеть церковной реабилитации позволит человеку последовательно пройти все этапы реабилитационного процесса: первичную консультацию, дезинтоксикацию, мотивационное интервью, основной этап реабилитации, ресоциализацию по месту первоначального жительства или в ином месте, постреабилитационное сопровождение.

К новой системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры и другие элементы системы реабилитации. Новая IT-система позволит не только подбирать реабилитационные центры, но и бронировать в них места. Чтобы получить информацию в Татарстане, нужно будет выйти на сайт «Общество-трезвости. рф» или обратиться в просветительский центр свт. Варсонофия.

игромания

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. Передача из Москвы.

- Что такое зависимость?

Зависимость нужно рассматривать как особую духовную проблему, потому что она ставит человека в состояние униженности: человек, который по своей природе должен быть свободным, становится зависимым от греха. Под зависимостями мы понимаем зависимость от плохих привычек, плохих действий, плохих поступков. В нашей жизни почти каждый человек сталкивается с этим. Самая распространенная проблема - зависимость от алкоголя. Сегодня в мире и России эта проблема на первом плане. Опыт первой пробы алкоголя наблюдается сейчас в очень небольшом возрасте: есть официальная статистика, что дети с 7 лет приобщаются к алкоголю - к пиву, к различным слабоалкогольным напиткам. Это статистика последних пяти лет. К сожалению, она не распространяется в средствах массовой информации, потому что государство является главным монополистом в продаже алкоголя. Очень большие акцизные сборы, большие бюджетные пополнения в нашей стране формируются за счет продажи алкоголя. Если делаются деньги на своих же проблемах, то такое государство становится шатким, не фундаментальным, потому что если человек с раннего возраста приобщается к алкоголю, значит, к зрелому возрасту уже формируется алкоголик. Человек, зависящий от алкоголя, по большому счету - инвалид. Если мы можем помочь человеку с первой и второй стадией алкоголизма, то уже сформировавшиеся третья и четвертая стадии алкоголизма довольно проблематичны, чтобы человека можно было избавить от алкогольной зависимости.
Сейчас много зависимостей, связанных с наркоманией. Много людей, которые употребляют, казалось бы, безобидные вещества - курительные смеси (спайсы), но люди умирают от этого.

Вопрос телезрительницы из Рыльска: «Я бы хотела дать обет трезвости. Как это можно сделать? Есть ли в храмах для этого определенные дни?»

В Церкви есть определенное чинопоследование, чтобы люди, которые желают дать обет трезвости, могли сделать такой акт доброй воли. Вы можете обратиться в свой храм и поговорить со священником. Священник проведет этот чин, и Вы сможете дать обет трезвости перед крестом и Евангелием, перед чудотворной иконой и закрепить обет своей подписью. Один экземпляр остается в храме у священника, второй у Вас, чтобы это было напоминанием, что Вы сделали акт доброй воли, отказались от алкоголя. Здесь необходима будет молитвенная поддержка Вашего духовника, Вашего священника. Вы сами должны молиться, приобщаться Святых Христовых Таин, исповедоваться и вести духовный образ жизни.

- Есть такое понятие: «умеренно пьющий человек». Это тоже алкогольная зависимость?

Конечно. Это первая или вторая стадия алкогольной зависимости, как бы прискорбно и печально это ни звучало. Человек, который не может свою жизнь украсить духовными моментами: богослужением, чтением духовной литературы, прогулкой по парку (по городу), не может себя развлечь другими не греховными способами, но который притрагивается к крепким спиртным напиткам, является зависимым. Таких людей понять можно: они испытывают очень большое внешнее давление, напряжение, а человек знает, что водка и другие крепкие спиртные напитки - это довольно доступные антидепрессанты. Беда в том, что в них кроется большая проблема: они вызывают привыкание, разлагают человеческую личность и человеческий организм, усиливают депрессию. Они не избавляют человека от депрессии, а вгоняют в нее еще глубже. Человек влипает в это болото так, что выбраться из него становится очень трудно.

- Если человек нарушает данный обет трезвости, что делать?

Да, очень часто такое происходит, и человек чувствует себя виноватым. Он, бывает, отходит на какое-то время и от Церкви - на месяц или год. Но каждый человек имеет душу, а душа по своей природе и сущности христианка, и человек не может жить без Бога. Какие-то житейские обстоятельства, проблемы, возникающие в жизни, приводят его снова в храм. Когда начинаешь с кем-то разговаривать, то узнаешь, что он был в поселении, в монастыре, нес какие-то послушания, избавлялся от своей привычки к алкоголю или наркотическим веществам и имел прогресс на определенное время. Но случаются обстоятельства, которые заставляют человека опять употребить алкоголь или наркотик и приводят его в состояние падшего. Такого человека приходится опять поднимать и начинать все снова. Здесь ничего нового не придумаешь. Наша задача как пастырей сводится к тому, чтобы правильно подходить к проблеме. Люди должны знать, что если пастырь по своей натуре строгий, то это очень хороший духовный врач, потому что если пастырь будет потакать, то человек просто утонет в грехах. Задача пастырей таких людей выявлять, заставлять их духовно понимать и осознавать суть проблемы, которая у них есть, и помогать им участвовать в духовном оздоровлении своей личности.

Какие еще есть зависимости? Есть ли зависимости, свойственные определенному возрасту, - например, у подростков?

У подростков очень много зависимостей: и алкогольная, и наркотическая. Сейчас есть малолетние наркоманы, которые употребляют курительные смеси. Табакокурение - тоже своеобразная наркомания. Я уже рассказывал в одной из передач о грехе курения и о том, почему у человека вырабатывается никотиновая зависимость. Подростки очень зависимы от различных компьютерных приложений и устройств. Они подвержены лудомании, игромании. Имея такие устройства, как миникомпьютеры, телефоны, они находятся в другом мире - мире этого виртуального, компьютерного обмана. Какие проблемы из-за этого могут возникать? Прежде всего, это ссоры и непонимание в семье. Подросток не социализируется в семье, у него нет контакта со своими сверстниками, у него нет духовного контакта с родителями, он часто бывает агрессивным. Описаны даже случаи, когда бабушка или родители пытались отстранить ребенка от игры и ребенок применил к ним силу, а есть даже случаи убийства, когда ребенок совершает это в отношении своих родственников.

- Игру ребенок ставит выше отношений с людьми?

Конечно. А все начинается с малого: социальные сети, компьютерные приложения. Все это делает людей духовными зомби, люди становятся неадекватными. Когда им начинаешь говорить, чтобы они повысили свой культурный или духовный уровень, то получаешь лишь негативный ответ. Проблема серьезная, и прежде всего духовная.

- Вопрос телезрителя из Самары: «Мы говорим о трезвости, а завтра на литии будем говорить: «Умножи вино и елей и в мире сем, и в храме сем». Как это соотнести? У меня это не складывается. При посте мы тоже разрешаем вино и елей».

Очень интересный и правильный вопрос. Звонивший телезритель упомянул литию, и мне порою кажется, что люди плохо понимают славянские термины, которые произносит священник. Здесь человек приводит цитату из молитвы на освящение хлебов, где действительно есть такие слова: «Освяти, Господи, хлебы сея, пшеницу, вино и елей». Это составляющие христианского постного стола. Здесь нужно указать, что вино в Церкви имеет евхаристическую причину употребления во исполнение слов Христа Спасителя. Но у иудеев было противопоказано пить опьяняющие напитки, и вино, которое употреблял Христос, разбавлялось три-четыре раза водой. Это был, прежде всего, минеральный, витаминный, услаждающий веселящий напиток, но не опьяняющий. Мы знаем, что Христос был во всем человек, кроме греха. Пьянство - это грех. Неужели мы можем допустить, что Христос нарушал заповедь Божию, нарушал постановление Священного Писания и пребывал в пьяном состоянии?

Первые христиане питались тем, что давала земля. В Палестине выращивали хлеб, виноградники. Было и скотоводство для того, чтобы собрать шерсть, сделать одежду, а в особые дни совершить пасху, заколоть агнца (во времена Ветхого Завета). В течение года они употребляли легкую пищу, рыбу, а мясо было как лекарство для того, чтобы восстановить человеческие силы. Мы знаем, что виноград выращивается на земле. Когда собирали обильные плоды, сохранить виноград было невозможно, потому что он прокисал. Человечество научилось изготавливать особый продукт, который сохранялся определенным образом, в определенном месте. Люди заметили свойства этого продукта и стали его употреблять. Но если употреблять концентрированным, то он опьяняет, а Бог не хочет, чтобы человек себя опьянял, изменял свое сознание. Опытным путем было выявлено, что вино не опьяняет, если его развести водой. В древней иудейской традиции, которая перешла уже в монастырские традиции, вино имеет в своем составе 3-4 градуса алкоголя. Если обычное сладкое вино, которое имеет до 19 градусов, четырехкратно развести водой, примерно получится такой напиток. Поэтому Церковь благословляет использование вина в нуждах трапезы, прежде всего трапезы Господней, во исполнение Завета Господа нашего Иисуса Христа. Но мы должны помнить о том, что нужно воздерживаться от пьянства, от различных алкогольных веществ, которые могут изменять сознание.

- Вопрос телезрительницы из Мытищ: «Моя 13-летняя дочь страдает компьютерной зависимостью. Если мы убираем компьютер, то с ее стороны идет агрессия, истерика. Уроки делать не хочет. Посоветуйте, как быть».

Проблема очень распространенная. Необходимо компьютер убрать на один месяц как минимум. Действительно возможна агрессия, поэтому дочери может понадобиться превентивная помощь детского психолога. Если ребенок бездуховен, не ходит в храм Божий, то мама столкнется с определенной проблемой. В данном случае получается, что уровень виртуальной социализации у ребенка очень высок. Нужно выяснить, с кем ребенок общается, какими приложениями он интересуется, какие фильмы смотрит. В результате много может открыться нового, некрасивого и даже греховного. Поэтому не удивляйтесь, если Вы столкнетесь с подобным.

Почему убрать компьютер минимум на один месяц? Замечено, что если человек не соприкасается с раздражителем, то сначала возникнет пик агрессии, но через неделю снизится. Большую ошибку делают те родители, которые дарят ребенку компьютер, дают ему деньги на Интернет - и ребенок находится в этом зависимом виртуальном мире, где он может найти себе компанию, причем совсем не по возрасту. Эта проблема глубокая, я ее изучаю, и хотелось бы обратить внимание, что родители очень часто теряют своих детей именно в 13 - 14 лет. Потом удивляются, что у них вырастают дети с проблемами, с определенными извращениями. Впоследствии они приходят в Церковь и спрашивают, что делать. Конечно, компьютер нужен - как средство для того, чтобы что-то напечатать, для того, чтобы воспользоваться им как новым средством информационных технологий, но нужна определенная культура. Как мы видим, этой культуры у ребенка нет; родители не умеют воспитывать. Если воспитывать не умеете, то сейчас оградите. А уровень кортизола, который выделится у ребенка в ответ на то, что Вы убрали компьютер, снизится через неделю. За это время можете посоветоваться с детским психологом, если ходите в храм, то со священником. И конечно же, нужно молиться. Необходим родительский контроль.

На мой взгляд, должна быть еще весомая альтернатива компьютеру. Нужно понять, что ребенок находит в виртуале. Если общение, а другого источника, кроме компьютера, у него нет, то ему нужно предоставить альтернативу в жизни - расширить круг его общения, свозить куда-то, сменить окружающую обстановку. Возможно, ребенку не хватает чувства самостоятельности и свободы, поэтому он эту свободу и самостоятельность находит в том, что управляет компьютерными героями на экране и в этом находит удовлетворение. Надо понять суть, чего не хватает ребенку, и предоставить ему это в реальной жизни.

Суть сводится к тому, что ребенок бездуховен, и родители, по всей видимости, тоже бездуховны. Необходима культура. Человек по своей сути стремится к более сильным раздражителям, которые могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Раздражители со знаком «плюс» могут принести выделение эндорфинов: посмотрел какой-то фильм, находится в каком-то приложении - это вызывает состояние покоя, удовлетворенности, вот чем заманивают эти приложения. Кажется такому человеку, что он развивается в этом мире, а посмотреть его уровень развития, провести примитивные тесты, окажется, что историю он не знает, правил русского языка не знает. По большому счету, он знает только, как тыкать на кнопочки. Допустим, в 12-14 лет я мог что-то выпилить, мог сделать самолет, ходил в авиакружок. В храм Божий ходил регулярно. Посещал кружки, секции, занимался саморазвитием. Я что-то умел делать, и мне это до сих пор помогает.
- Что ему предложить?

Предложить разговор с глазу на глаз со своим родителем, со священником, обратить внимание на духовное состояние. Если этого не будет сделано, то ничего не получится.

- А если разговор не увенчается успехом?

Здесь надо постараться сделать так, чтобы разговор увенчался успехом. Для этого есть специалисты: и детские психологи, и священники, которые занимаются детскими проблемами, и педагоги. Бывает так, что родители заводят собачек, рыбок, попугаев и читают большое количество литературы о том, как правильно разводить попугаев. Но среди этих книг нет книги о том, как правильно воспитать ребенка. В определенные возрастные периоды ребенок требует определенного к себе внимания и определенной педагогики. Если ребенок уходит в виртуальный мир, значит, никакой педагогики со стороны родителей не было. Если родители не будут обращать внимание на духовное состояние своего ребенка, потеряют его.

- Самим родителям нужно учиться. Может быть, ребенку не хватает любви…

Любовь - это, прежде всего, жертва. У нас привыкли понимать под любовью сюсюканье, различные эмоции, душевные переживания. Но душевные вещи непостоянны, они всегда требуют подкрепления.Человек может получать душевное подкрепление только когда у него все в порядке с духом,а если он не получает духовной подпитки от Таинств Церкви, от молитвы, то откуда он возьмет душевное подкрепление? Он будет искать его сначала в замкнутом мире, к примеру в театре, потом ему это надоест. А что потом? Потом - пустота. И при любой житейской проблеме такие люди заканчивают либо алкоголем, либо наркотиком, либо самоубийством.

- Получается, изначальная причина зависимости - это духовная пустота?

Да. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» очень хорошо сказано, что причиной бегства людей в иллюзорное царство удовольствий является духовная пустота. Если мы хотим видеть в человеке определенные христианские ценности, то их сначала нужно в него заложить.

Вопрос телезрительницы: «Мой муж зависим от алкоголя, еще и курит. Я созависима. Раньше он еще страдал игровой зависимостью . Сейчас от этого избавился. Подскажите, как избавляться от зависимостей: по отдельности - сначала от одной, потом от другой, или это нужно делать одновременно? Мы с мужем в браке венчаны, причащаемся, исповедуемся, но эти страсти не отпускают».

Распространенная проблема. Люди думают, что если брак венчанный, то и проблем не должно быть. Венчание - это когда Церковь Божия молится за семейную жизнь, чтобы Господь посылал семье благость, мир, долготерпение, любовь, как говорит об этом апостол Павел. Но если люди, которые живут в венчанном браке, не хотят жить так, как говорит апостол, то очень много от этого бывает проблем, в первую очередь духовных.

Если человек зависимый, то почему он так быстро причащается? На него должна накладываться определенная епитимья, подход должен быть с пастырской педагогикой, потому что человек совершает грех, и он должен этот грех осознать. Видимо, пастырь, который допускает людей к Причастию, не знает, что алкогольная зависимость протекает с интервалами: есть интервалы, когда человек находится в запое, и есть интервалы, когда бывают ремиссии, иногда длительные. Священник должен наложить епитимью, чтобы человек понял свой грех, он может месяц или три месяца побыть под епитимьей. Таких нужно отстранить от Чаши Христовой, потому что люди думают обычно так: согрешил, приду на исповедь, помнусь, батюшка накроет мне голову, что-то пошепчет, окрестит голову - и греха нет. Есть грех. Что такое покаяние? Покаяние - это исправление себя, на себя нужно посмотреть со стороны, осознать свой грех и почувствовать зловоние этого греха. А в данном случае такого не происходит.

Прежде всего здесь необходимо даже самому потребовать для себя епитимьи: каждый день в течение определенного времени совершать молитвенное правило - Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Канон дня - это обязательно на период епитимьи. Также обязательны молитвы утренние и вечерние. Должно быть обязательное посещение богослужений. Весь алкоголь, который есть дома (каким бы дорогим он ни был), вылить, выбросить все настойки, которые на спирту. Необходимо изменить образ жизни: обычно такие люди любят ходить к друзьям, разделить трапезу. Друзья должны быть трезвенники, если друзья заставляют выпить, это не друзья. Нужно устроить себе дома жизнь как в колонии. Женщина говорит, что она созависима. В созависимости виноват сам человек. Такие женщины обычно боятся противоречить своему мужу. Прежде всего нужно создать в себе духовный стержень - не бояться сказать правду. К примеру: «С сегодняшнего дня, с этого момента мы перестаем жить этой греховной жизнью, меняем все на корню. Все, что напоминает об алкоголе и курении, выкидываем и начинаем новый этап жизни».

В Ваших словах очень хорошая нота решимости. Потому что все метания, нерешенные моменты тянут человека обратно. Такая решимость, твердость - это и есть выход. Обет трезвости, о котором мы говорили, еще один стимул для этого.

Вопрос телезрительницы из Смоленска: «Девочке 16 лет. Как ей объяснить, что она должна исповедоваться и причащаться? С двух лет мы ее причащали, и раньше она ходила в храм, исповедовалась, но последнее время это стало проблемой. Возможно, это из-за компьютерной зависимости, которая была. Как ей помочь?»

Прежде всего, мать должна помогать духовно своей материнской молитвой, потому что материнская молитва со дна моря достанет. Нужно посмотреть и на свою духовную жизнь, потому что авторитетом для девочки в этом возрасте бывает мать. Если мать сама безответственная, то придется ей взяться за себя и начать жить в христианском, духовном, православном русле. Соответственно, и ребенка призывать делать то же самое. 16 лет - это возраст гормонов: девочка видит вокруг много красивых мальчиков, красивых машин, столько всего, что можно быстро получить, если сделать определенные грехи. Дети сейчас научены на фильмах, Интернет-ресурсах и знают об этом. Поэтому Вам необходимо изменить свою духовную жизнь. Ввести домашнее молитвенное правило, на котором должны присутствовать и дочь, и муж, и Вы. Расписать для себя день - как Вы должны жить. Нужно посмотреть, с кем дочь общается. До совершеннолетия мать должна следить за ребенком: это ее прямая обязанность - и социальная, и христианская. Когда ребенок вырастет, пусть идет на свои хлеба вольные. Но дочь будет христианкой только тогда, когда Вы сегодня, сейчас измените свою жизнь. Иначе ничего не получится. Духовные вопросы, духовные проблемы решаются только духовными методами.

Есть люди напряженных профессий, например врачи. Часто врачи выпивают, курят - этим снимают стресс. Это зависимость или нет?

Конечно, зависимость. Какое отношение к вам эти врачи имеют?

- Просто я вижу, что человек курит, следовательно, он соблазняет тех, кто рядом.

Сейчас врачи не курят в больницах, законодательно запрещено. Тем не менее это, конечно, зависимость. И бездуховность. Мы, христиане, люди духовные, должны знать, что находимся в мире зла. Сейчас это происходит по всему православному свету, «в монастырях - как в миру, а в миру - как в аду». Вместе с тем очень многое зависит от самого человека. Вам я советую не смотреть на эти грехи, а если увидели, то перекреститься и помолиться за человека, чтобы Господь вразумил его. Те люди, которые пытаются снять депрессии таким образом, должны знать, что алкоголь разрушает нервные клетки, нервную систему, вызывает нервные болезни. Курение тоже вызывает очень много заболеваний. Формулы или лекарства для всех не существует. Человек должен обретать пути своего спасения очень часто сам. Ему дают направление, вектор движения, и человек должен выбирать: идти ему по этому направлению, следовать этому вектору или нет.

Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Сто лет назад, в конце августа 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении дня трезвости - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня этот праздник, тогда не успевший - в силу исторических причин - укорениться, рождается заново. По новой традиции 11 сентября во многих храмах дают обеты трезвости.

А что это такое - обет трезвости? Все просто: обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев, председатель общества трезвости при Михаило-Архангельском храме города Талдом. - Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед свидетелями, это и психологически важно, это держит».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» , объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Стопка серной кислоты

Обет дают не только люди пьющие (об этом - ниже), но именно для них так важна его помощь, для них он порой жизненно важен. «Смотрю на тех, кто просто решил не пить, - говорит Татьяна, давшая обет трезвости на всю жизнь десять лет назад, - они словно ношу какую-то на себе тянут, а мы, наоборот, ее с себя скинули». Дмитрий (9 лет обету) выражается иначе: «суровые благодатные цепи». Олег (12 лет) сравнивает себя с «судном, не заходящим в иностранные порты»: винные отделы в магазинах просто перестали существовать для него, будто и нет их. Как же это происходит? Как действует обет?

Отец Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе».

Можно ли отказаться от пьянства без обета? Разумеется. Едва ли не на каждом приходе можно найти живые тому примеры. Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… Отец Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Минимальный срок обета трезвости - Великий пост, хотя чаще обет дают сразу на год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Если все же упал

Но срывы, конечно, бывают, несмотря ни на что. И нередко. По дореволюционной статистике, держали данное Богу слово не пить 56 процентов обетников. Как обстоит дело сегодня в целом по России, сказать невозможно. Свидетельствовать могу лишь о том, что знаю доподлинно сама. Из 45 человек, давших обеты за семь лет в общине трезвости при Никольском храме села Ромашково, их нарушили 16 человек. Случилось ли с кем-то из них что-то страшное? По-разному складывалась жизнь. Кто-то возвращался на «своя блевотины» - финалы бывали и самые печальные. Скончался в реанимации Сережа, всеобщий любимец, музыкант и балагур. Постыдной смертью окончил жизнь Василий. При том образе жизни, который вели они после срывов, трудно было предполагать иной финал. Но чаще человек вставал и, пусть спотыкаясь, продолжал снова идти. «Все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех, - говорит иерей Игорь Бачинин. - Ничего экстраординарного тут нет. Человек кается, исповедуется, на него накладывают епитимию». Поводов для срывов - масса, а причина, по словам наших собеседников-священников, - «нарушение внутренней религиозной жизни». Когда на занятиях группы в Ромашкове мы подробно разбирали срыв кого-то из членов общины, пытаясь разобраться, что привело к нему, непременно в конце концов выяснялось, что человек начинал манкировать утренним и вечерним правилом, пропускать службы в храме, встречи группы.

Будь готов!

Последнее может показаться чужеродным в этом высоком ряду, но это не менее важно. Для того чтобы стать другим, алкоголику необходим новый круг общения, новая «эталонная группа». «Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей»

А может ли человек невоцерковленный, а то и неверующий дать обет трезвости? Отец Игорь Бачинин таким говорит: «Хочешь начать жить трезво - живи. Можешь дать обещание на какой-то срок - мне, а то и… самому себе. А к обету Богу надо готовиться - прежде всего, жить церковной жизнью». Подготовка к обету в разных обществах трезвости - разная. В братстве «Трезвение», например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. «Есть разные мнения относительно подготовки к обету, - говорит отец Илия. - Одни считают, что давать его нужно сразу, как появилось решение, на небольшой срок - чтобы момента не упустить. А потом уже осознанно продлевать. Другие - что к обету нужно готовиться. Трудно все свести к одной формуле. Судьбы у всех разные, и пастыри разные».

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин рассказывает о случае, когда некто «на коленках приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал - и принял у него обет. До сих пор не пьет!». Всякое бывает.

Часто дают обет трезвости люди и так непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого , отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ().

Куда иголка, туда и нитка

Есть, конечно, так называемые идейные трезвенники, берущие на себя подвиг воздержания ради спасения всех страждущих - ближних и дальних. Но сдается мне, что если познакомиться ближе с историей жизни их сами и их семьи… «От хорошей жизни обет трезвости не дают, - уверен Валерий Доронкин, который по долгу службы присутствовал, наверное, на нескольких десятках принятий обетов. - На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью… Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом, и пытается что-то сделать».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) руководитель православного общества трезвости города Егорьевска, называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Случается, что супруги дают обет трезвости вместе - и это, наверное, самое логичное. Елена, дававшая обет вместе с мужем 12 лет назад, объясняет свой поступок просто: «А как иначе: куда иголка, туда и нитка». В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться (или, по крайней мере, прятать в дальний угол) от рюмок-графинов и прочей питейной посуды - чтобы не было лишнего соблазна.

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

Обету - нет!

Бывая в паломничестве в монастыре, упоминаешь, что давала обет трезвости, и нередко натыкаешься на отпор: мол, не мирское это дело, а сугубо монашеское. Игумен Серафим (Николин) не согласен: «Это же библейская традиция - давать обеты пред Господом! Скажем, обеты назорейства проносили не только члены колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто духовно для этого созрел». Немало противников обета и среди белого духовенства. Отец Игорь Бачинин и Валерий Доронкин объясняют это незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. «Никаких богословских оснований отвергать обет не существует, - говорит отец Игорь, - а люди есть люди, они могут и спорить, и заблуждаться».

А как же праздник?

Но все же, возвращаясь к началу, - отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ставшие мемом, ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».

Возможно, причина неоднозначной реакции на слова «обет трезвости» лежит в недостатке информации о нем?

Молитва обета трезвости

Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя), познав всю пагубу страстей обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Владычицы Нашея Богородицы сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому других сроком от сего дня и (указать срок).

О Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою честнаго и животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь.