Сказки для детей на любой возраст. Сказки для детей на любой возраст Какие сказки читать детям 2 3

  • 05.07.2019

Пожалуй, никакая другая совместная деятельность с ребенком не оказывает одновременно такого мощного развивающего, воспитательного и эмоционального воздействия на ребенка как чтение. Читая, мы способствуем развитию речи и воображения малыша, учимся концентрировать внимание. Благодаря книгам дети и родители получают огромное поле для разговоров, обсуждая различные ситуации, рассуждая «кто поступил хорошо, а кто плохо и почему». К тому же чтение может стать замечательным вечерним ритуалом, так как помогает успокоиться после шумных игр, спокойно провести время вместе, укрепить отношения между родителями и детьми.

В этой статье вы найдете список книг для детей 1-2 лет. Эти книги помогут вам интересно и с пользой провести время вместе.

Прежде всего, хочу заметить, что большинство книг из предыдущей подборки (от 0 до 1 года) актуальны и в возрасте до 2 лет. Детям по-прежнему интересны сказки с многократными повторениями (такие как Репка и Теремок ), они с удовольствием слушают Барто и другие простые стихотворения.

Итак, вот что вы можете добавить в вашу библиотеку после 1 года:

  • Стихотворения

Читайте ребенку стихотворения как можно чаще уже сейчас, и когда он начнет говорить первые слова и предложения, он поразит вас своим знанием всех тех стихов, которые вы ему когда-то читали.

Когда в активном словаре ребенка появится уже некоторое количество слов (пусть даже упрощенных), предлагайте ему завершать начатые вами строки. Т.е. прочитав строчку, оставляйте одно слова для малыша «Наша Таня громко …» Позже можете предлагать вашему маленькому слушателю досказать 2-3 слова или даже целую строчку. В итоге, вы не заметите, как ребенок сам начнет рассказывать вам четверостишья.

Наша дочь начала удивлять нас своими первыми четверостишьями незадолго до того, как ей исполнилось 2 года. По заказу она, конечно, их не рассказывала, а только когда ей самой этого хотелось. Ну и естественно многие слова в стихе она упрощала, произнося их на своем «тарабарском»:)

  • С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, Маршак не нуждается в представлении, все наше поколение выросло на нем. Это тот поэт, с которым нужно знакомиться в числе первых. Из всех сборников Маршака этот, на мой взгляд, самый достойный – отличная подборка произведений и иллюстрации в целом хорошие (если вас не смущает верблюд в узбекском халате и другие животные в одежде ).

Есть только один очень существенный недостаток — в сборнике нет « Усатого-полосатого». Не представляю себе творчество Маршака без этого произведения и поэтому недоумеваю, как издательство могло про него «забыть » . «Усатого-полосатого » можно купить отдельно или найти в других сборниках .

  • А. Барто «Игрушки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Барто - классика на все времена. Эти стихотворения понятны каждому малышу, они очень легко ложатся на слух и быстро запоминаются.

  • Е. Карганова «И громко, и на ушко» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Екатерина Карганова – еще одна замечательная советская детская поэтесса. На мой взгляд, ее произведения (во всяком случае, в этом сборнике) чем-то напоминают Барто.

В этой доброй, светлой книжке собраны самые простые, самые «малышковые» стишки. А иллюстрации приятные, ненавязчивые.

  • «Сюзон и мотылек. Французские народные песенки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


И снова короткие забавные стишки. Да еще и в иллюстрациях Конашевича – идеальное сочетание. Эту книжку хочется перечитывать снова и снова, у нас она долго была в числе любимых.

  • А. Орлова «Яблочки-пятки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Об этом сборнике упоминалось ранее .

  • Джулия Дональдсон «Хочу к маме» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вообще произведения Дональдсон, на мой взгляд, хорошо подходят для детей после двух лет, но эта – исключение. Тема здесь уж очень понятная даже для самых маленьких – обезьянка потеряла маму и пытается ее найти. История (которая, кстати, в стихах) очень душевная и совсем не грустная. Надо видеть какое у моей дочери каждый раз счастливое лицо, когда на последней странице обезьянка таки находит маму.

Книжка хорошо подходит для чтения с 1,5 лет.

  • Джек Тикл «Очень ленивый лев» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Изюминка этой книги заключается в объемных и к тому же двигающихся иллюстрациях. Открывая и прикрывая страницы, вместе с малышом вы будете наблюдать, как бегемот открывает и закрывает рот, муравьед ест муравьев и т.д. В общем новые впечатления гарантированы как для ребенка, так и для родителей:) Сами стихотворения в книге довольно складные, несмотря на то, что переведенные.

  • Сборники стихотворений и сказок

Большие сборники стихотворений разных авторов тоже не стоит обходить вниманием. Если издательство готовило сборник с душой, то в нем обычно собирается самое лучшее из творчества разных поэтов, в том числе не столь популярных, но не менее талантливых. Мы, например, в 1-2 года активно читали вот такой сборник от издательства АСТ:

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В нем можно найти одни из самых известных творений Михалкова, Маршака, Чуковского, Токмаковой, Успенского, Машковской и т.д. В общем, полный набор. Иллюстрации тоже очень хорошие, рисованные, не компьютерные, многие знакомы мне по моим детским книжкам. Не нравится здесь, пожалуй, только аляпистая рамка по краям страниц, непонятно зачем добавленная издательством, но очень скоро на нее перестаешь обращать внимание

Вот пример еще одного отличного сборника стихотворений с похожим названием – 100 стихов малышам (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • «» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


Еще один великолепный сборник, который я тоже горячо рекомендую. Начиная с 1,5 лет и довольно долгое время у нашей дочки эта книга была настоящим хитом. В книжке очень добрые, понятные для 1-2 летнего ребенка небольшие стихи и сказки. Все они хорошо знакомы нам с вами с детства. Здесь и «Багаж» Маршака, и «Про девочку, которая плохо кушала» Михалкова, и «Кто сказал «Мяу»» Сутеева. И еще много-много всего. Правда, стоит заметить, если вы уже купили сборник Маршака, о котором упоминалось выше, то некоторые произведения здесь будут повторяться.



Сейчас в продаже появился еще один замечательный сборник, объединенный иллюстрациями Сутеева – «Самая лучшая книга в картинках В. Сутеева » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Многое здесь пересекается с «Большой книгой сказок и стихов», плюс добавлено немного Чуковского, немного Остера, Пляцковского и др, всего 500 страниц! Раньше мне не попадалась такая изумительная подборка в одном месте, большинство из этих произведений я покупала по отдельности.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Чуковский – неизживаемая классика. Подробнее об этом сборнике я уже писала .

  • «Книга-мечта о том самом зайке для тех, кому от 1 до 3 » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

«Книга-мечта» – это одна из тех книг, которые становятся у малышей любимыми. На ее страницах зайка оказывается в очень близких и понятных для ребенка ситуациях: провожает папу на работу, кушает, едет в гости к бабушке, болеет, идет в садик, и т.п. На примере зайки малышу легко объясняется, почему нельзя убегать далеко от родителей, почему, когда болеешь, обязательно нужно пить лекарство и т.д. Зайка становится настоящим другом, еще бы, ведь его жизнь так знакома ребенку. Малыш непроизвольно строит аналогии со своей жизнью, что вдобавок ко всему, способствует развитию ассоциативного мышления.

Еще одно достоинство книги: в тексте даны хорошие подсказки для родителей о том, какие вопросы можно задать ребенку во время прочтения.

Вторая часть книги состоит из не очень удачных, на мой взгляд, потешек и коротких обучающих историй на темы один-много, широкий-узкий, взрослый-ребенок и т.п. Я ни в коем случае не против изучения этих понятий, просто, как показал наш опыт, изучать их по этим рассказам малышу скучно. Поэтому, возможно, целесообразно ограничиться только первой частью книги, ее можно приобрести в виде двух небольших книг «Про зайку » (Ozon , Лабиринт , My-shop ), «Еще про зайку » (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • «Книга-мечта о прогулках зимой и летом… от 2 до 4» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Рекомендованный возраст книги от 2 лет, но, как показывает практика, истории про Таню и Ваню (раздел «Времена года ») для малыша интересны и вполне понятны и раньше. Моя дочка Таисия, например, «влюбилась» в Таню и Ваню примерно с 1 года 9 месяцев. Благодаря их приключениям особенности времен года стали для нее более понятны.

Остальная часть книги не менее интересна.

Для удобства все истории про зайку, про Таню и Ваню, Митю и Аню можно купить в полном сборнике - Великая книга о Зайке (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Эрик Карл «Очень голодная гусеница» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Книжку про гусеницу можно не только читать, с ней можно еще и играть! На большинстве страниц проделаны дырочки – гусеница «прогрызла» все вкусненькое, что попалось ей на пути. Деткам очень нравится исследовать эти дырочки, засовывать в них пальчики. Можно даже вместе с малышом проталкивать в эти дырочки шнурочек, получается, как будто гусеница действительно ползет.

Книга также помогает в освоении счета, дней недели. Иллюстрации немного непривычные, но они замечательные! Текста тоже немного, он добрый и понятный.

  • Маргарет Уайз Браун «Баю-баюшки луна» (Ozon , Лабиринт , Read )

Это немного необычная книга, здесь из страницы в страницу изображается одна и та же комната, но с изменением деталей. Текст стихотворения привлекает внимание ребенка то к одним, то к другим деталям. Малыш будет с удовольствием их отыскивать. Иллюстрации подробные, есть что поразглядывать. Текст очень умиротворяющий, идеальная книга для чтения перед сном.

  • Книги с клапанами

Книги с клапанами – еще один ваш помощник в малыша. Эти книги-игрушки полны сюрпризов, здесь за дверцами, грибочками, листочками попряталась разные зверушки, и чтобы найти их, малышу нужно будет самостоятельно отогнуть листочек-клапан. Как правило, дети очень любят подобные сюрпризы, поэтому книги с клапанами приводят их в полный восторг. Приведу в пример несколько подобных творений:

  • «Муми-тролли. Веселые прятки » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Книга по своей задумке неплохая, но иллюстрации и имена троллей несколько отпугивают. Однако дети народ своеобразный и то, что кажется странным для нас, часто у них является фаворитом. Так и случилось у нас с этой книгой. Был период, когда мы читали ее каждый день по несколько раз. Непонятные имена муми-троллей мы дочке не называли, а просто величали всех троллей бегемотиками: мама-бегемотик, дедушка-бегемотик.

  • «?» (Ozon , My-shop )

Эту книгу хочется выделить отдельно, т.к. она несет еще и образовательный характер – знакомит с понятиями большой, маленький, высокий, длинный. А также в ней просто невероятные клапаны – размер слона превышает размер закрытой книги в 4 раза!:) Текста, конечно, здесь совсем мало, весь акцент на картинках. Книга однозначно будет в числе любимых!

Есть еще другие интересные книги с клапанами:

    «Где живет птичка? » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

    Иан Уайброу «Сонный мишка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

    «Тук-тук! Кто там? » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ю. Кумыков «Новогодняя история» (Лабиринт , My-shop , Read )

Еще одна книжка-игрушка. Здесь у малыша есть возможность осваивать навыки шнурования. Малышу предлагается «пришнуровать» варежку к ладошке девочки и выполнить другие интересные задания, например, завязать мешок Деду Морозу. Не все, конечно, получится у малыша до 2 лет, но кое-что с маминой помощью сделать можно, а остальное пригодится на потом. К тому же тут очень милое, доброе и понятное стихотворение.

Сказки! Сколько позитивных эмоций, приятных воспоминаний из детства связано с ними! Как приятно вспоминать время, когда близкий человек присаживался возле кроватки и убаюкивающим голосом читал удивительно интересные книжки перед сном. Как же забыть те прекрасные моменты, когда любящая мама, бабушка, папа или дедушка читали нам сказки, погружая нас в волшебный мир приключений, доброты, любви, справедливости, борьбы со злом и необыкновенных превращений.

Поэтому, хочу обратиться к вам, уважаемые родители!Уделяйте своему малышу время и читайте ему книги! Не лишайте своих детей такого удовольствия, счастливых моментов и непередаваемых ощущений!

Чем полезна сказка для детей 2 лет?

Во-первых, развивает воображение ребенка;

во вторых – мышление;

в третьих – тренирует память;

в четвертых – формирует отношение к окружающему миру.

И это еще не полный список положительных моментов чтения сказок. Вед где, как не в сказке малыш может узнать: что такое добро и что такое зло, как вести себя в различных ситуациях и решать жизненные задачи.

«Какие же книги будут интересны 2 летнему ребенку?»

Этот вопрос интересует многих заботливых родителей. Самым беспроигрышным вариантом является сказка. Специалисты утверждают, что читать сказки нужно даже грудничкам, которые ничего не понимая, вслушиваются в сладкий голос мамочки, привыкают к нему и подсознательно усваивают информацию. Для двухлетнего малыша книга является игрушкой, которую можно взять в руку, пролистывать, смотреть красивые картинки и, конечно – же, слушать читаемый текст, тщательно следя за развязкой сюжета.

Так как двухлетний малыш уже сознательно воспринимает всю услышанную и увиденную информацию, то к подбору сказок нужно подойти серьезно и со всей ответственностью. Вы должны не забывать, что у малыша в таком возрасте сильно развито воображение, поэтому исключите сказки с неприятными, злыми и страшными героями такими, как кощей бессмертный, привидения, баба-яга и т.д. Если малыш сильно впечатлительный, то у него могут с раннего возраста развиться всевозможные страхи.

Начинать нужно с простых, коротких, хорошо иллюстрированных сказок, так как двухлетний карапуз очень подвижен и может отвлечься уже после 10-15 минут вашего чтения.

Что важно в процессе чтения?

Важным моментов в ознакомлении ребенка со сказками является техника и манера Вашего чтения. От вас требуется выразительное и четкое произношение слов, как говорится: с чувством, с толком, с расстановкой, а так же максимальное проявление артистизма. Желательно, чтобы Вы жестикулировали, меняли тембр голоса и передавали эмоциональный настрой сказочных героев.

Если Вы читаете слова мышки, то старайтесь говорить тонким, писклявым голосом, ну а если слова медведя или волка, то ничего не поделаешь, придется немного пробасить. Уверяю, что при таком чтении малыш с восторгом будет слушать Вас и впитывать как губка всю информацию, переживая эмоциональное состояние героев!

Предупреждаю, что малыши – народ ненасытный по отношению к сказкам и увлекательным историям, поэтому не удивляйтесь, если ваше чадо будет просить прочитать еще и еще одну и ту же сказку. Поверьте, что это не баловство и не прихоть, а просто необычайное желание еще раз мысленно встретиться с любимыми героями понравившейся сказки.

Желательно, чтобы главными героями сказок были люди, домашние животные или лесные зверушки. Карапузам легче воспроизводить в своем воображении картинки, в которых основными участниками являются повседневные, знакомые для него персонажи. Каждая книжка сопровождается массой красочных иллюстраций, поэтому крохе во время чтения показывайте на картинках героев сказок.

При выборе сказок следует учитывать характер ребенка, его интересы, пол и т.д. и т.п., но могу привести список тех сказок, которые, как правило, нравятся даже самым требовательным юным личностям. Это «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Кот, петух и лиса», «Лис и госпожа кума», «Три поросенка», «Три медведя» и т.д.

Малыш 2 лет учиться концентрировать внимание на сюжете, воспроизводить его в своих фантазиях, поэтому обсуждайте с ним прочитанную сказку, спрашивайте его мнение о том или ином герое, каким он его представляет, одобряет его поступки или осуждает, вместе еще раз просмотрите картинки. Однако не переусердствуйте, чтобы не отбить охоту и любовь к книге у юного слушателя.

Когда лучше читать сказки двухлетнему карапузу?

Многие специалисты и умудренные опытом родители рекомендуют читать сказки на ночь или в дневное время, когда малыш немного физически устал и присел отдохнуть. Главное, чтобы он был сыт и завершил запланированную им игру. Сказка на ночь должна быть небольшой, с быстроразвивающимися событиями, а так же со счастливым концом, чтобы малыш не переживал за судьбу персонажа, а спокойно заснул.

Очень хорошо, если сюжет в сказке несколько раз повторяется, например: русская народная сказка «Репка», «Рукавичка» или «Соломенный бычок», тогда карапуз ее быстро запоминает и через некоторое время сам расскажет вам эту сказку. Кстати, можете остановить свой выбор не только на русских сказках, но и на сказках народов мира, переведенных на ваш родной язык.

Не бойтесь сочинять, возможно в Вас спит талант…

Еще один вариант сказки – это сказка собственного сочинения. В 2 года ребенок уже мысленно сравнивает себя с каким – либо сказочным героем, анализирует его действия и бывает, что выносит свои недовольства если персонаж поступает не так, как он захотел.

Сказка, сочиненная вместе с малышом несет множество положительных моментов:

  • развивает мышление малыша
  • помогает поддерживать эмоциональный контакт матери и дитя
  • несет в себе обучающие и воспитательные функции
  • развивает речь малютки и способность сочинять.

Сочинять сказки совсем не сложно! Главное найти тему сюжета, а в качестве главных героев выбрать свою семью, малыша или его любимые игрушки. Например, сказка о том, как малыш пойдет в садик или в больницу лечить зубы. Фантазируйте вместе с малышом, и вы прекрасно проведете время!

Читайте еще:

Игры для детей двух лет

Игра поиск сокровищ или геокешинг! Проводите время с ребенком активно и интересно!

7 способов привить детям любовь к чтению!

Детские песенки для малышей

Присказка

Летела сова —

Весела голова;

Вот она летела, летела и села;

Хвостиком повертела

Да по сторонам посмотрела...

Это присказка. А сказка?

Сказка вся впереди.

Русская народная сказка «Золотое яичко»

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил;

Баба била, била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула —

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, простое.

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.

И колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен..

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Я колобок, колобок!..

А лиса его — гам! — и съела.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись, Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

— Хозяин! Хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

«Ку-ка-ре-ку!»

Русская народная сказка «Козлятки и волк»

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко- накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

Воротится коза домой, постучит рожками в двери и запоет:

— Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдет пастись.

Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошел к двери избушки и запел толстым- претолстым голосом:

— Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Полны копытца водицы!

Козлятки выслушали волка и говорят:

И не отворили дверей волку. Волк так и ушел несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что ее послушались:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоял в поле теремок. Прилетела муха - горюха и стучится:

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.

Прискакала блоха-попрыгуха:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха. А ты кто?

— А я блоха-попрыгуха.

— Ступай ко мне жить.

Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок, и стали они жить вдвоем.

Прилетел комар-пискун:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, да блоха-попрыгуха. А ты кто?

— А я комар-пискун.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

Прибежала мышка-норышка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха да комар-пискун. А ты кто?

— А я мышка-норышка.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить четверо.

Прискакала лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун да мышка-норышка. А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стали жить пятеро.

Прискакал зайка-поплутайка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайка-поплутайка.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро.

Прибежала лисичка-сестричка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка да зайка-поплутайка. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

Стало их семеро жить.

Пришел к терему серый волк — из-за кустов хватыш.

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я серый волк — из-за кустов хватыш.

Стали жить-поживать.

Пришел к терему медведь, стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка, лисичка-сестричка да волк — из-за кустов хватыш. А ты кто?

— А я медведь — всех давишь. Лягу на теремок — всех раздавлю!

Испугались они да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок»

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко! Мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит... Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго- настрого наказывали петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко! Мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса тут как тут — села под окошечко и поет:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

Петушок все помалкивает. А лиса — опять:

Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают...

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти и понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы...

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Побежали кот и дрозд по Лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит... Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки...

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

Русская народная сказка «Гуси»

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

— Мы пойдем, дочка, в город, принесем тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь — нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле — вдали метнулось гусиное стадо и пропало за темным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит — стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

А девочка говорит:

— У моего батюшки и пшеничные не едятся!

— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка — тогда скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льется молочная речка — кисельные берега.

— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молочком — тогда скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся!

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу еж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, куда гуси полетели?

Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит — стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем ее нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

— Реченька, голубушка, укрой меня!

— Съешь моего простого киселика с молочком.

Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси ее увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

— Яблонька, голубушка, спрячь меня!

— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать, съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками, гуси и пролетели мимо.

Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять ее увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

— Печечка, матушка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят — мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

Русская народная сказка «Ворона»

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову жилью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червячков из свежей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копны сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка.

Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студеная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину. Увидала это Лиса и говорит:

— Ты, косенький, что это делаешь?

— Видишь, от холоду избу строю.

«Вишь, какой догадливый, — подумала

Лиса, — давай-ка и я построю избу — только уж не лубочный домок, а палаты, хрустальный Дворец!»

Вот и принялась она лед таскать да избу класть.

Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайчиком посмеивается: «Вишь, чернолапот- ник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста, и светла — ни дать ни взять хрустальный дворец!»

Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал. Как Лиске без дому быть? Вот подкараулила она, когда Зайка вышел из своей избы погулять, подснежной травки, заячьей капустки пощипать, прокралась в Зайкину избу и влезла на полати.

Пришел Зайчик, торкнулся в дверь — заперта.

Пообождал маленько и стал опять стучаться.

— Это я, хозяин, серый Зайчик, пусти меня, Лисонька.

— Убирайся, не пущу, — отвечала Лиса.

Подождал Зайка да и говорит:

— Полно, Лисонька, шутить, пусти, мне уж спать хочется.

А Лиса в ответ:

— Постой, косой, вот как я выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!

Заплакал Зайчик и пошел куда глаза глядят. Повстречался ему серый Волк:

— Здорово, Зайка, о чем плачешь, о чем горюешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, водой ушла, она мою захватила да и не пускает меня, хозяина!

—- А вот постой, — сказал Волк, — мы ее выгоним!

— Навряд ли, Волченька, выгоним, она крепко засела!

— Я не я, коли не выгоню Лису! — зарычал Волк.

Вот Зайчик обрадовался и пошел с Волком гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, выбирайся из чужой избы! — закричал Волк.

А Лиса ему из избы в ответ:

— Постой, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — заворчал Волк, поджал хвост и убежал в лес, а Зайка остался плакать в поле.

Идет Бык:

— Здорово, Зайка, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Бык, — мы ее выгоним.

— Нет, Быченька, навряд выгнать ее, крепко засела, уже ее Волк гнал — не выгнал, и тебе, Быку, не выгнать!

— Я не я, коли не выгоню, — замычал Бык.

Зайчик обрадовался и пошел с Быком выживать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! — промычал Бык.

А Лиса ему в ответ:

— Постой, вот как слезу я с печи да пойду тебя, Быка, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — замычал Бык, закинул голову и давай улепетывать.

Зайчик сел подле кочки и заплакал.

Вот идет Мишка-Медведь и говорит:

— Здорово, косой, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Медведь, — мы ее выгоним!

— Нет, Михайло Потапыч, навряд ее выгнать, крепко засела. Волк гнал — не выгнал. Бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

— Я не я, — заревел Медведь, — коли не выживу Лису!

Вот Зайчик обрадовался и пошел, подпрыгивая, с Медведем гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, — заревел Медведь, — убирайся вон из чужой избы!

А Лиса ему в ответ:

— Постой, Михайло Потапыч, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя, косолапого, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— У-у-у, К8.К8.Я лютая! — заревел Медведь да и пустился впритруску бежать.

Как быть Зайцу? Стал он Лису упрашивать, а Лиса и ухом не ведет. Вот заплакал Зайчик и пошел куда глаза глядят и повстречал кочета, красного Петуха, с саблей на плече.

— Здорово, Зайка, каково поживаешь, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать, коли с родного пепелища сгоняют? Была у меня избенка лубяная, а у Лисицы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою заняла да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Петух, — мы ее выгоним!

— Вряд ли, Петенька, тебе выгнать, она больно крепко засела! Ее Волк гнал — не выгнал, ее Бык гнал — не выгнал, Медведь гнал — не выгнал, где уж тебе совладать!

— Попытаемся, — сказал Петушок и пошел с Зайцем выгонять Лису.

Как пришли они к избушке, Петух запел:

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить, —

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Как заслышала Лиса Петухову угрозу, испугалась да и говорит:

— Подожди, Петушок, золотой гребешок, шелковая бородка!

А Петух кричит:

— Ку-ка-ре-ку, всю изрублю!

— Петенька-Петушок, пожалей старые косточки, дай шубенку накинуть!

А Петух, стоя у дверей, знай себе кричит:

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить, —

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Нечего делать, некуда деваться Лисе: приотворила дверь да и выскочила. А Петух поселился с Зайчиком в его избушке, и стали они жить, да быть, да добро копить.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает- то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №393.
Цель: формирование основ нравственности и правильного поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу, основы нравственности.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству, прививать интерес к сказкам.
- Научить детей основам правильного поведения в детском саду.
- Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
Описание: материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений и родителей детей младшего дошкольного возраста, возрастная категория детей: 2-4 года.
Назначение: для чтения в дошкольном учреждении, прочтения в домашних условиях.
"Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу,
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить."

Николаева Полина

Поучительная сказка - это волшебство, претворённое в жизнь.

Погружаясь в мир удивительных героев, дети познают основы нравственности и правильного поведения… Дети, очень любят сказки. А ненавязчивая форма получения знаний - является главной причиной, почему в современном мире это направление набирает популярность.

Слушая сказку, ребёнок подсознательно впитывает важную для него информацию, учится общаться и взаимодействовать, определяет границы хороших и плохих поступков… Поучительная сказка помогает не бояться принимать решения, и одновременно, предостерегает от возможных ошибок.

Из века в век, самые мудрые слова складывались в небольшие, но осмысленные истории, позволяющие детям лучше понять жизнь… Воспитательный компонент, содержащийся в поучительной сказке, невозможно заменить ничем, и стоит всегда помнить главное - порою, даже маленькая история со смыслом может изменить всю твою жизнь!

Сказка для детей "Настоящие друзья"

Жили-были, да дружили, девочка Маша и мальчик Серёжа, и ходили они в один детский сад. Первая пришла в садик девочка Машенька, в красном платьице, белых сандаликах и с большим красивым бантом в волосах. К себе, Маша, прижимала куклу Лялю - она с нею ни на минуту не расставалась! Машенька очень любила свою куклу и хотела быть на неё похожей. Зашла воспитатель, и пригласила Машу с куклой Лялей поиграть с ней в группе. Машенька сказала маме с папой: "Пока, я пошла, играть!", и весело побежала в группу.

Но не успела она посадить куколку за стол, как к ней подошёл мальчик - его звали Серёжа. Машеньке нравился Серёжа - он был хороший, всегда делился игрушками, и часто катал её куклу Лялю в своём большом красном грузовике. Серёжа подошёл, и сказал Маше: "Привет, Машенька, давай повезём твою куклу Лялю умываться и мыть ручки". Маша с радостью согласилась.

Они посадили куколку в грузовик, и Серёжа, взяв Машу за ручку, осторожно повёз Лялю умываться. Когда они пришли к раковине, ребята открыли краны, взяли мыло, хорошо намылили руки, сделали "мыльную варежку", сполоснули руки водичкой, умылись, и насухо вытерли руки и лицо каждый своим полотенцем. Затем, они помогли умыться Кукле Ляле. Они посмотрелись в зеркало, и вместе радостно воскликнули: "Какие мы все чистые! МЫ - НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ!".

Сказки "Волшебное слово - извини"

Как-то раз, девочка Машенька и мальчик Серёжа играли в группе. Серёжа весело бегал, играя с другими мальчиками, пока Маша укладывала куколку Лялю спать. Вдруг, она услышала какой-то звук… Машенька прислушалась. Это птички за окном радостно щебетали! Девочка Маша так засмотрелась на них, залюбовалась, что не заметила, как Серёжа, увлечённый игрой, сбил её с ног. Маша упала и заплакала…

Она больно ушибла ножку. Серёжа испугался за Машеньку, и мигом остановился. Он сел с нею рядом, взял за руку, и сказал: "Извини меня, Маша, я не хотел тебя толкать, я просто очень сильно бежал и не успел остановиться… Извини, мне очень жаль!".

Машенька посмотрела на Серёжу внимательно, и, увидела, как он расстроен. Тогда, она улыбнулась ему: "Ничего страшного! Ты же извинился, а "ИЗВИНИ" - слово волшебное, и как только ты его сказал, мне сразу стало легче!". Серёжа улыбнулся Машеньке в ответ, и помог ей встать. Так, взявшись за руки, они пошли играть…

Возраст 2-3 года интересен тем, что ребенок начинает воспринимать книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок – он осознает смысл стихов/сказок, учится следить за сюжетом, активно комментирует услышанное и увиденное. Конечно, развитие детей в этом возрасте, как и их отношение к книгам, может существенно отличаться. Некоторые малыши готовы слушать сказки часами, другие же активны, непоседливы и как будто равнодушны к чтению. И все-таки в любом случае любовь к книгам в этом возрасте необходимо воспитывать и поддерживать. А о том, как это сделать и какие книжки покупать ребенку в 2-3 года, расскажет вам наша статья.

Лучшие книги для детей 2-3 лет – критерии выбора

У всех родителей есть свои вкусы и предпочтения, в том числе и в отношении детских книг. И как уже говорилось выше, развитие детей 2-3 лет может существенно отличаться. При выборе детской литературы стоит руководствоваться, в первую очередь, наблюдениями за собственным ребенком: что он больше любит – стихи, рассказы или сказки? есть ли у него любимые произведения? как долго он может слушать чтение? Ответы на эти вопросы помогут вам определиться с выбором. С другой стороны, возраст 2-3 года хорош тем, что ребенок пока очень пластичен, восприимчив и готов к чему-то новому. А если какая-то книга на данном этапе «не пошла», вполне возможно, что малыш еще оценит ее позже.

Самые основные признаки хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

Качественные, красивые иллюстрации . Для этого возраста иллюстрации остается основным критерием качественности книги, ведь малыш воспринимает услышанное в связке с изображениями. Картинки помогают ему понять последовательность действий, о которых идет речь в сказке, или же представить то, что описывает стихотворение. Почему стоит обратить особое внимание на качество иллюстраций в книгах для 2-3-летних детей?

  • Маленьким читателям важна четкость и контрастность изображений, это помогает им сфокусироваться на увиденном. В 2-3 года концентрация внимания еще недостаточно развита. Композиция рисунка не должна уводить взгляд малыша за его пределы. Желательно, чтобы образы были как можно более четкими, а иллюстрации в целом имели достаточно белых пятен, «воздуха» – полностью цветная страница мешает восприятию зрительных образов. Цветовая гамма изображений должна быть яркой (но при этом естественных оттенков), в диапазоне радуги.
  • Ребенок с помощью книги знакомится с окружающим миром, а в персонажах-детях (или одушевленных животных) видит себя. Поэтому изображения должны быть достаточно реалистичными, узнаваемыми; пропорции тел героев должны соответствовать пропорциям тела ребенка.
  • Качественные иллюстрации развивают художественный вкус малыша. По сути, общение с книгой для маленького ребенка – это первое знакомство с искусством. И от того, увидит кроха произведения настоящих Мастеров или топорные картинки, сделанные в Paint, зависит его эстетическое развитие.
  • Картинки развивают речь – по хорошим, правдоподобным иллюстрациям, где ребенок узнает знакомые предметы и ситуации, он сможет научиться основам пересказа.
  • Именно красивые иллюстрации помогут полюбить книги детям, которые изначально относились к чтению без восторга. Кроме того, выбор качественной литературы для ребенка часто провоцирует интерес к книгам у самих родителей.

Лаконичность текста . В 2-3 года дети еще обычно не способны к длительному слушанию. Исходите из потребностей собственного ребенка – не стоит стремиться поскорее прочитать малышу «Волшебника Изумрудного города» или «Карлсона». Короткие рассказы и сказки, стихи являются оптимальным выбором для 2-3-летки.

Классические произведения . Выбор детских книг огромен, и неискушенным родителям бывает сложно разобраться, подходит ли книга для их ребенка. На помощь приходит память о собственных книжках, которые были особенно любимы в детстве. Но не стоит ограничиваться русской классикой – существует множество замечательных книг от иностранных авторов, которые не были доступны раньше, но отлично себя зарекомендовали в других странах.

Какие книги читать детям 2-3 лет?

Ребенок 2-3 лет уже знаком с основными понятиями окружающего мира: названиями предметов, животных, цветов и времен года. Задачей книг в этом возрасте будет помощь в дальнейшем расширении кругозора малыша, увеличении его словарного запаса, развитии понимания различных жизненных ситуаций.

Книги для детей 2-3 лет можно разделить на следующие категории:

  • Русские народные сказки;
  • Стихи;
  • Произведения российских авторов – сказки, рассказы, комиксы;
  • Зарубежная классика;
  • Рассказы о природе;
  • Развивающие книги.

Наличие книг разных видов позволяет развивать ребенка комплексно, показать ему разнообразные стороны жизни и творчества. Продолжают быть актуальными и многие .

Список книг для малышей на 2-3 года

Рассмотрим подробно, какие именно книги стоит читать ребенку в столь интересном возрасте – 2-3 года. Надеемся, что наш список поможет вам выбрать лучшие книги именно для вашего малыша.

1. Русские народные сказки

«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Морозко», «Лиса и волк», «Волк и козлята» и многие другие – простые в восприятии, мудрые, добрые и поучительные сказки, которые станут важной частью детской библиотечки вашего малыша. Неспроста вот уже много веков русские народные сказки передаются из поколения в поколение. Их главный посыл – вера в победу добра над злом: трудолюбия над ленью, ума над глупостью, великодушия над эгоизмом, силы духа над унынием. Кроме того, народные сказки вводят ребенка в чудесный мир напевной русской речи.

Пожалуй, лучшие иллюстраторы классических сказок – это известные нам по книжкам из собственного детства Васнецов, Рачев, Кочергин, Устинов. Из современных мастеров иллюстрации выделим Юрия Антоненкова. Каждый из этих художников создал собственный сказочный мир, в который приятно окунаться и маленьким детям, и взрослым.

Иллюстрации Юрия Васнецова просты, лаконичны и идеально отражают стиль русской сказки:

Особенность зверей, изображенных Евгением Рачевым, – в их индивидуальности. Хитрая кумушка лиса, кроткий зайчик, бесстрашный петух легко запоминаются благодаря яркости и живости образов:

Николай Кочергин создавал теплые, душевные иллюстрации:

Сказки, проиллюстрированные Николаем Устиновым, обязательно понравятся как детям, так и взрослым читателям. Стиль Устинова – самый реалистичный, он наполнен искренней любовью к русской природе и желанием передать свет и теплоту русских сказок:

Отличный сборник сказок, проиллюстрированных замечательным современным художником Юрием Антоненковым, выпустило издательство «Нигма». Он включает 27 русских народных сказок – и все они подходят для чтения малышам 2-3 лет. Отдельной книгой выпущена оригинальная «Репка» с иллюстрациями того же художника.

2. Стихи

Дети в возрасте 2-3 лет по-прежнему очень любят стихи. Поэтому продолжайте читать малышу короткие и длинные стихотворения, стихотворные сказки. Барто, Чуковский, Маршак, Токмакова, Александрова, Маяковский, Михалков, Усачев, Благинина, Заходер, Яснов, Демьянов, Кудинов, Лагздынь, Черный – далеко не полный список поэтов, чье творчество будет интересно малышам. Что касается иллюстраций, то для некоторых произведений есть уже «канонические» художники – Лебедев (к сказкам и стихам Маршака), Васнецов и Конашевич (к стихам Чуковского), Вальк и Чижиков (к стихам Барто). Однако некоторые современные художники, например, уже упомянутый выше Юрий Антоненков, Ксения Павлова, Виктория Кирдий, Соня Карамелькина и другие, тоже создают очень интересные иллюстрации ко всем известным произведениям.

3. Произведения российских авторов – сказки, рассказы, «веселые картинки»

Ребенок 2-3 лет, любящий книги, наверняка оценит по достоинству простые добрые рассказы и сказки с картинками. Эталоном хорошей книги для малышей для многих родителей неспроста являются произведения Владимира Сутеева с его собственными иллюстрациями. Наиболее полный из представленных сборников – это «В.Сутеев. Все сказки и картинки».

Иллюстрации Сутеева украшают любимую малышами историю о приключениях Пифа от Григория Остера. Для 2-3 леток будет интересна и его сказка про котенка Гава (она входит в сборник «Сказки в картинках В.Сутеева» – вместе с другими замечательными сказками для маленьких читателей):

Деткам 2-3 лет обязательно понравятся и следующие добрые, проверенные временем книги:

Журнал «Веселые картинки» помнят все современные родители. С детьми старше 2 лет вы сможете вернуться в свое детство благодаря книгам с иллюстрациями из того самого журнала:

Отдельно стоит сказать о великолепных сериях книг для малышей (там и проза, и стихи), которые просто не могут не нравиться – «Тонкие шедевры для самых маленьких» от издательства «Мелик-Пашаев»:

и «Любимая мамина книжка» от издательства «Речь»:

4. Зарубежная классика

«Малышовые» произведения иностранных авторов – это отдельная тема для разговора. В детстве современных мам и пап зарубежных книг было мало, и они кажутся многим из нас незнакомыми, чужими. Однако существует огромное количество чудесных переводных книжек, с которыми непременно стоит познакомить ребенка. Им будет посвящена статья Сказки, рассказы и стихи для детей 2-3 лет от зарубежных авторов.

5. Рассказы о природе

Маленькие дети очень чувствительны и искренне любят всё, что связано с природой: животных, траву и цветы, грибы, насекомых. Они с удовольствием «помогают» нам на даче, в огороде, ухаживают за домашними питомцами. Чтобы развить и поддержать это нежное чувство любви и заботы о природе, читайте с малышами 2-3 лет произведения классиков – Толстого, Бианки, Пришвина, Ушинского, Чарушина, Сладкова. Эти замечательные авторы помогают детям познакомиться с животным и растительным миром и ощутить, какой он удивительный и многообразный.

6. Развивающие книги

2-3-летний возраст – очень плодотворный для новых открытий и умений. О книгах, помогающих детям учиться рисовать, клеить, лепить, пойдет речь в статье Развивающие книги для детей 2-3 лет.

Надеемся, что наша статья поможет вам выбрать действительно лучшие детские книги для своего крохи, и вы вместе с удовольствием будете проводить время за чтением и разглядыванием картинок! Приятного вам досуга!