Какие организаторские способности. Как определить и повысить свои организаторские способности? Основные пункты для дальнейшей работы

  • 17.07.2023

Организаторские способности объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

    психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

    практическую направленность интеллекта , т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

    психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

    энергичность , способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

    требовательность , способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

    способность критически оценивать свою деятельность , обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами :

    широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

    чувством понимания ситуации;

    творческим отношением к работе, упорством,уверенностью в себеи преданностью делу;

    нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

    готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

    стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

    эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

    ситуационным лидерствоми энергией личности в корпоративных структурах;

    способностью работать в коллективе и с коллективом;

    умением предвидеть результат;

    внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

    способностью и умением рисковать;

    способностью действовать самостоятельно;

    ответственностью за деятельность и за принятые решения;

    способностью увидеть, выделить существенное;

    искусством выполнять планы.

55. Личность руководителя и эффективность управленческой деятельности.

Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств.

В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях». Традиционно исследователи различают три классических стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарность лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и в конечном счете отрицательно влияет на эффективность работы. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива, на который опирается. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. Запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей, интересы предприятия им чужды, при малейшей возможности они реализуют «право» позаимствовать собственность хозяина.

В современной интерпретации авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта управления, слабых управленческих связей в экстремальных ситуациях (аварии, техногенные катастрофы, трудовые конфликты).

Вариантом авторитарного стиля управления является патерналистский. Он предполагает обращение с подчиненными, как с «детьми» и их трудовую мотивацию опосредует через личную зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Власть никому не делегируется и концентрируется у руководителя, который «царь, бог и воинский начальник». Этот стиль управления характерен для традиционного общества, и по наблюдениям автора по-прежнему широко применяется в Казахстане, особенно в сельских районах.

В последнее время оценки стилей управления среди исследователей в значительной степени изменились. Если либеральный и авторитарный не так давно характеризовали преимущественно негативно, а демократический считался самым положительным, то сейчас пришло понимание, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы. Все большее внимание уделяется субъективным, психологическим особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам. Российский психолог Р. Шакуров отмечает, что каждое отдельное психическое качество включается в состав стиля не во всем объеме, а лишь в той мере и форме, в какой это необходимо для данной деятельности. Формы и степень проявления психических свойств регламентируются довольно жестко, так как управленческие роли имеют повышенную социальную значимость. Это не отменяет общего положения о том, что эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации зависит прежде всего от объективных внешних условий и факторов.

Поскольку существует множество взглядов на стили управления, то с точки зрения результатов необходимо стремиться к их синтезу. Хороший результат может быть достигнут не только благодаря эффективному управлению людьми, но и просто под влиянием случайностей.

Организационные навыки - одни из самых важных и переносимых навыков работы, которые может приобрести сотрудник. Они охватывают набор навыков, которые помогают человеку планировать, устанавливать приоритеты и достигать своих целей.

Возможность организации работы позволяет работникам сосредоточиться на разных проектах без дезориентации или потери, тем самым повышая производительность и эффективность на рабочем месте. Руководители ищут сотрудников, которые могут не только поддерживать свою работу и организовывать работу, но и тех, кто также может быстро адаптироваться к организованной структуре компании.

Почему важны организационные навыки

Пребывание на рабочем месте может сэкономить время и деньги компании. Организационные навыки необходимы для многозадачности и обеспечения бесперебойной и успешной работы бизнеса. Работодатели стремятся набирать кандидатов, которые могут работать для достижения результатов последовательно, даже когда возникают непредвиденные задержки или проблемы.

Работники с сильными организационными навыками могут структурировать свое расписание, повысить производительность и приоритезировать задачи, которые должны быть выполнены незамедлительно по сравнению с теми, которые могут быть отложены, делегированы другому лицу или полностью исключены

Навыки внутренней и внешней организации

Организационные навыки охватывают больше, чем просто хранение беспорядочной рабочей зоны. Хотя сохранение свободного пространства для работы важно, организационные навыки - это не просто аккуратность. Сотрудники, обладающие хорошими организаторскими способностями, могут сохранять спокойствие и подготовиться к систематическому планированию и планированию.

Рабочие проекты, как правило, сосредоточены вокруг жесткой временной шкалы, и организация работы в небольших проектах и ​​целях может быть эффективным способом их завершения. Кроме того, работодатели ищут работы, которые могут планировать и делегировать эти меньшие задачи самим себе и другим сотрудникам, чтобы оставаться в курсе с соблюдением сроков при сохранении здорового баланса между работой и жизнью.

Поддержание сильных организационных навыков может уменьшить вероятность развития плохих привычек работы, таких как промедление, беспорядок, недопонимание и неэффективность.

Примеры организационных навыков

Хотя организационные навыки могут быть наиболее очевидными у людей на руководящих должностях, каждый в компании должен иметь возможность организовывать свои собственные области ответственности, понимая и работая в организационных структурах компании как все. В противном случае возникает неэффективность и путаница. Организационные навыки требуют, чтобы вы понимали рабочий процесс и следили за большой картиной, а также уделяя особое внимание деталям.

Физическая организация
Физическая организация включает не просто аккуратный стол, но и расположение комнат, этажей и целых зданий.И это выходит далеко за рамки аккуратного внешнего вида. Плохо организованное пространство приводит к физическому дискомфорту, потерянному времени, потерянным объектам или даже потерянным людям. Космические люди, которые работают, имеют много общего с тем, как и как хорошо они работают. Кто-то должен проектировать эти пространства, а затем все остальные должны поддерживать порядок.

Планирование
Без плана цель - это только желание. Для любого проекта планирование означает прогнозирование того, какие ресурсы будут необходимы и как долго будет выполняться проект, затем сбор этих ресурсов и блокирование необходимого времени - и, при необходимости, изменение плана на основе доступности ресурсов и временных ограничений.

План может быть таким же простым, как решить, какой конец зала для очистки сначала, или он может наметить корпоративную стратегию на следующие десять лет. Маломасштабное планирование может быть проще и быстрее, но это не менее важно.

Командная работа
В хорошо организованной команде каждый член имеет другую роль, и задания назначаются соответственно. Создание организационной структуры новой команды - это квалифицированное достижение, но это дает и принимает соответствующую делегацию, следуя указаниям и четко информируя людей с нужными людьми. Хорошо организованные люди понимают и поддерживают структуры команд, частью которых они являются.

Организационные навыки
Вот список организационных навыков для резюме, сопроводительных писем, заявок на работу и собеседований. A - G

  • Административный
  • Анализ
  • Анализ проблем
  • Оценка
  • Внимание к деталям
  • Внимательное прослушивание
  • Бюджетирование
  • Бизнес-аналитика
  • Сотрудничество
  • Связь
  • Конфликт
  • Уверенность
  • Координация
  • Координация
  • Объявление
  • Творческое мышление
  • Данные
  • Тенденции данных
  • Сроки
  • Принятие решений
  • Делегирование > Дизайн
  • Разработка
  • Разностное разрешение
  • Управление другими
  • Документация
  • Эффективность
  • Оценка
  • Облегчение
  • Прогнозирование
  • Настройка цели
  • Лидерство групп

Обработка сведений

  • Идентификация проблем
  • Идентификация ресурсов
  • Реализация
  • Реализация решений
  • Сбор информации
  • Инструкция
  • Лидерство
  • Управление
  • Управление встречами
  • Управление конфликтами
  • Сроки проведения совещаний
  • Цели встречи
  • Показатели
  • Microsoft Office
  • Мотивационная
  • Многозадачность
  • N - S

Переговоры

  • Устные сообщения
  • Развитие организации
  • Убеждение
  • Разработка плана
  • Планирование
  • Обеспечение соблюдения политики
  • Предсказание
  • Презентация
  • Приоритезация
  • Решение проблем
  • Производительность
  • Управление программами
  • Управление проектами
  • Обеспечение обратной связи
  • Публичное обсуждение
  • Исследование
  • Ответственность
  • Обзор
  • Планирование
  • Ситуационная оценка
  • Стратегическое планирование
  • Разработка стратегии
  • Структурная Планирование
  • Планирование преемственности
  • Выполнение оплаты

Анализ задач

  • Оценка задачи
  • Разрешение задачи
  • Обучение
  • Командное строительство
  • Командная работа
  • Управление временем
  • Обучение
  • Тренды
  • Анализ рабочего процесса
  • Управление рабочим процессом
  • Анализ рабочей силы
  • Работа с другими
  • Написание

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

    психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

    практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

    психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

    энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

    требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

    способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

    широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

    чувством понимания ситуации;

    творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

    нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

    готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

    стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

    эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

    ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

    способностью работать в коллективе и с коллективом;

    умением предвидеть результат;

    внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

    способностью и умением рисковать;

    способностью действовать самостоятельно;

    ответственностью за деятельность и за принятые решения;

    способностью увидеть, выделить существенное;

    искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

    умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

    способность устанавливать и контролировать дисциплину;

    стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

    осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

    развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

    отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

    регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

    стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

    системный подход к анализу работы;

    квалифицированное делегирование полномочий;

    избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

    создание эффективной обратной связи;

    защита персонала организации от внешних угроз;

    поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

    установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

    как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

    как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Встречаясь в жизни с разными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность выполнения деятельности. Иначе говоря, способности - это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.

Организаторские способности - это способности человека к организаторской деятельности. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.

Лидер - это человек, который управляет людьми, организует их. Лидер ведёт за собой до тех пор, пока он находится в данной социальной роли.

Лидер и организатор схожи в выполнении своих ролей, однако лидер отличается от организатора тем, что он имеет больший авторитет. Например, лидер молодёжной партии, лидер молодёжного движения.

Лидерство - реализуемая способность человека вести за собой других может рассматриваться в разных аспектах: политическом, экономическом, юридическом, социально-психологическом и т.д.

Педагогический аспект лидера - его субъект-объективные воспитательные возможности. В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных:

а) со своеобразием развития ребёнка на той или иной возрастной ступени;

б) с учением как преобладающим видом деятельности школьника;

в) с ситуацией лидерства - школьной или внешкольной;

г) характером сообщества - формального или неформального, постоянного или временного, одно или разновозрастного;

д) с заданностью отношений с педагогами - учителями, вожатыми, социальными работниками, родителями .

Этим определяется сложность, многомерность, неоднозначность реальной позиции лидера в детском коллективе.

Организаторские способности (способности к организаторской деятельности) включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий.

Организаторские способности играют большую роль в профессиональном росте человека. Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как внимательность, сообразительность, целеустремленность, работоспособность и т. д. Эти качества важны во всех видах деятельности. Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относятся зрительная память, понимание людей, чувствительность рук. Коммуникационные и организаторские способности также можно отнести к специальным способностям .

В педагогической литературе понятие «организаторские способности» объясняется как, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

От уровня развития этих способностей зависит успешность работы педагога и учащегося, легкость установления контактов преподавателя с учеником и другими преподавателями, а также функцию эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждение к совместной деятельности.

Рассматривая организаторские способности школьников, исследователи чаще всего говорят об организаторских умениях и особенностях их формирования в ученическом коллективе. Рассмотрим данные особенности подробнее.

Формирование организаторских умений заключается в обучении школьников целеполаганию, планированию, самоконтролю, самокоррекции и самоанализу (рефлексии).

Эффективный процесс обучения предполагает уменьшение функции передачи знаний учителем и рост доли самостоятельности учеников. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они могут самостоятельно выбирать для решения познавательные проблемы, формулировать цели по их разрешению, находить адекватные способы их реализации, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности. Исходя из этого, можно заключить, что высшим достижением в развитии организаторских умений является формирование умений, связанных с самообразованием .

Под самообразованием понимают самостоятельную учебную деятельность, при которой учебная задача и объём овладения дополнительными знаниями, умениями по школьным дисциплинам, источники познания, время и формы работы определяются по инициативе самого ученика .

Такое понимание учебно-познавательной деятельности определяет приоритетное значение учебно-управленческих (организаторских) умений, направленных на формирование учебно-познавательной цели, разработку проекта её достижения, и заставляет рассматривать учебно-информационные и учебно-логические умения как средство достижения данной цели.

Хорошо развитые организационные умения не только увеличивают интенсивность познания, сокращают затрачиваемое время, но и определяют возможность включения учащихся в процесс самообразования, поскольку оно (самообразование) и есть в первую очередь организация человеком своего образования. Но на практике организационные умения учащихся почти не формируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Школьники же привыкают к жёсткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной её организации.

Для формирования организаторских умений необходимо включать в процесс обучения специальные приёмы, способствующие осознанию учащимися значимости организаторских умений, создавать условия для проявления активной позиции учащихся, которая будет обусловливать необходимость организации своей образовательной деятельности .

Одно из важнейших организаторских умений -- умение чётко сформулировать образовательную задачу, решению которой и должна быть подчинена вся познавательная деятельность. К сожалению, учитель на уроке зачастую лишь знакомит учащихся с названием учебной темы, не указывая образовательную задачу урока и, что ещё важнее, приёмы, способы её решения. Однако для учащегося должны быть ясны причины обращения к различным видам упражнений при закреплении знаний. Он должен понимать и важность практических работ для более глубокого осознания материала. Необходимо обсуждать с учащимися все структурные элементы решения отдельных образовательных задач. При этом школьники будут учиться организовывать работу по усвоению учебного материала, целенаправленно наблюдать, подбирать целесообразные упражнения.

Осмысливая порядок своей работы на уроке, учащийся, естественно, сталкивается с необходимостью её рационализации, более экономного использования времени. Как правило, школьники с одобрением встречают предложение учителя совместно проанализировать учебную деятельность и регламентировать её по времени и объёму. Это, в свою очередь, актуализирует для школьников значимость организаторских умений. Целесообразно варьировать способы регламентации. Для активизации роли учащихся в планировании учебной работы учитель может выносить на обсуждение как содержание, так и объём домашних заданий, обращая при этом особое внимание на мотивировку учащимися предлагаемого им варианта домашней работы .

Таким образом, на начальном этапе работа по формированию организаторских умений должна быть нацелена на осознание их значимости, зависимости выбора средств от познавательной задачи.

Развитию организаторских умений способствуют практически все методы и приёмы групповой работы. В их числе:

Самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовалось сотрудничество между учащимися, например головоломки);

Лабораторные и практические работы в парах и группах (в ходе их выполнения важно предусмотреть самостоятельное групповое планирование в начале работы и групповую самооценку в конце);

Групповые мини-проекты (выполняемые на уроке);

Групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время) .

Для усложнения организационной стороны деятельности учащихся необходимо широко использовать домашние познавательные задания. Наиболее благоприятные условия для развития самостоятельности создаёт отсутствие жёсткой регламентации в домашних учебных заданиях.

Таким образом, работа по формированию организаторских умений строится поэтапно и начинается с осознания школьниками значимости организаторских умений. Комплексному развитию общеучебных навыков способствует участие их в проектной и исследовательской деятельности.

Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что структура классного ученического коллектива и организаторские способности (умения) школьников тесно взаимосвязаны. Во второй главе курсовой работы рассмотрим теоретические и практические аспекты влияния классного коллектива на формирование организаторских способностей.

В жизни часто приходится слышать: "У этого человека есть организаторские способности. Это хорошо, далеко пойдет". А вот второй совсем не способен руководить даже маленьким коллективом, хоть и хороший исполнитель, но и только. Становится интересно, что же мы понимаем под этим емким определением? Другими словами, какими качествами должен обладать человек, чтобы у него развились эти самые способности? Можно ли тренировать их или они даны от природы? Итак, мы сегодня рассматриваем организаторские способности. Это довольно емкая, но очень интересная тема.

Попробуем дать определение

На первый взгляд все и так понятно: глянул на человека, и даже в поведении у него сквозит, сможет повести за собой людей или нет. Но если нужно сформулировать определение, то возникают проблемы. Итак, организаторские способности - это некий набор качеств, которые помогут человеку грамотно и эффективно организовать работу, причем как свою, так и коллег. Стало ненамного понятней. Что это за качества, как их измерить и почему у одного их много, а у другого нет совсем?

Раскрываем изнутри

Раз не получилось дать более точное определение, попробуем разбить его на компоненты. Организаторские способности - это набор качеств, сейчас мы с вами и соберем «копилочку», которая необходимо для формирования общего понятия:

  • Авторитетность - это первое качество, которым должен обладать человек. Сложно не согласиться. Если вашему слову не доверяют безоговорочно, то действовать в соответствии с распоряжениями будут только из-за угрозы наказания, да и то без желания. Авторитетность тоже можно раскрывать глубже. Это профессионализм, харизма и многое другое.
  • Справедливость и строгость. Истинный руководитель должен уметь абстрагироваться от собственных чувств и действовать в соответствии с логикой и ситуацией. Именно так рождается справедливость, которую чувствуют все окружающие. Даже повышенная строгость такого шефа не будет коробить, а наоборот, прибавит ему авторитетности.
  • Коммуникативные и организаторские способности - это умение грамотно разрешать конфликты. В коллективе они неизбежны, а значит, нужно уметь выслушать обе стороны, сохранить нейтралитет и вынести решение, которое принесет мир.
  • Делегирование полномочий и контроль. Это высший пилотаж, по которому можно судить, насколько развиты организаторские способности человека. Наверняка вы все видели людей, которые не могут спланировать даже свое время. У них куча задач, они хватаются за одно, второе, третье, на столе ничего не найти, в голове хаос. Что же будет, если дать ему в подчинение людей? То же самое, они будут завалены ненужными делами, не успевая сделать главное. И совсем другое дело, когда вы видите, что с утра у человека составлен план работы, собрана планерка, распределены задачи, за которые завтра с каждого спросят. Все заняты своими делами, никто не спешит.

Врожденные или приобретенные

Как видите, понятие получилось довольно емкое. Давайте смотреть дальше, какие организаторские способности даются от природы, а какие вырабатываются в течение жизни? Мы все можем обладать всем тем, что перечислено выше. Однако просто так они не падают. Нужно получить профессию, пройти сложный путь до мастера своего дела. Каким бы вы ни были талантливым, а быть абсолютным новичком и при этом блестяще руководить коллективом не получится. Задумайтесь, выиграл бы Сталин войну, если бы не был гениальным стратегом и технически подкованным человеком. Ведь ему приходилось принимать решение о целесообразности введения в производство того или иного вида вооружения, расстановке сил и тому подобного. Более того, при полном отсутствии опыта даже свою работу спланировать сложно. Поэтому проявите терпение и начните с самообразования, все остальное придет.

Развитие организаторских способностей

Чем выше вам тем больше уверенность в себе. Но порой грамотный сотрудник, который продуцирует блестящие идеи, совершенно не способен их красиво подать. Особенно творческим людям и техническим специалистам бывает сложно из-за отсутствия коммуникативных навыков. Здесь играют роль и собственные ограничения, психологические барьеры, стеснение и замкнутость, боязнь осуждения, неуверенность в себе. В этом случае нужно обязательно обратиться к психологу или психотерапевту. Он поможет отработать внутренние проблемы и выйти на новый уровень развития.

Работа над собой

Снятие внутренних ограничений - это лишь один из видов работы. Без непосредственного общения в коллективе вы никогда не повысите коммуникативный уровень. А какие организаторские способности, если человек краснеет и бледнеет, не может позвонить коллеге или спросить с него результат выполнения задания?

Поэтому развивайте свою речь, репетируйте дома, с родными и друзьями. Еще лучше будет, если вы запишитесь на тренинги, посвященные уверенности в себе и развитию коммуникативных навыков. Здесь тренер будет поочередно давать задания, все увеличивая уровень их сложности. А для отработки их формируются микрогруппы. Общайтесь профессионально и на работе. Сначала с самыми ближайшими коллегами, а потом постепенно расширяйте коммуникативный круг.

Подсказки для каждого из вас

Организаторские способности руководителя формируются небыстро. Молодой специалист может взлететь по карьерной лестнице благодаря личной харизме, яркости, то есть качеств врожденных, данных от природы. Однако не стоит унывать, если вы немного иной. Для собственного развития воспользуйтесь следующими подсказками:

  • Начните развивать организацию с самого себя, собственного быта и трудовой деятельности.
  • Планируйте и тщательно обдумывайте все предстоящие мероприятия.
  • Доведите собственный рабочий процесс до совершенства. Его требуется организовать так, чтобы он стал максимально эффективным при минимуме вложенных усилий.
  • Теперь постепенно переходите дальше. Осмотритесь по сторонам: как можно организовать работу отдела, чтобы его деятельность была более эффективной?

Эти несложные приемы помогут за некоторое время вырасти из рядового сотрудника до руководителя крупного подразделения, которое будет отличаться показательными результатами. Ведь если делать, то обязательно хорошо.

Простая диагностика

Для выявления способностей созданы целые батареи тестов, однако, большинство из них слишком громоздкие, чтобы их регулярно можно было использовать. Поэтому высокие организаторские способности можно оценить буквально за несколько минут, самостоятельно и совершенно бесплатно. Лидеры всегда придерживаются общего комплекса ценностей, в которые входят справедливость и равенство, беспристрастность, целостность, честность и доверие. А оценить свою способность к лидерству можно с помощью следующих критериев:

  • Непрерывное самосовершенствование. Если вы не делаете этого сами, то не сможете побудить других.
  • Ориентация на служение другим. В любой ситуации вы должны спросить себя, что нужно другому, помимо того, что нужно лично вам.
  • Излучение положительной энергии и доброжелательности и уклонение от восприятия отрицательной.
  • Вера в других. Лидер должен видеть их потенциал, ценность и хорошие качества.
  • Рациональное распределение сил и времени.
  • Внутренняя уверенность и оптимизм.
  • Самокритичность, терпимость и признание заслуг других.

Не так много, но большинство из нас признаются, что живут исключительно собственными интересами, не обращая внимания на других. Не удивляйтесь, мир отвечает тем же.

Вместо заключения

Простое и честное оценивание себя позволит понять, обладаете ли вы лидерскими или организаторскими качествами. Но даже если это не самая сильная ваша сторона, ничего страшного в этом нет. Не так много нужно в мире ярких лидеров, которые могут словом зажечь толпу. Начните с себя, со своего рабочего места, со своих коммуникативных способностей. Станьте настоящим научитесь ценить время и ресурсы, и ваши организаторские способности обязательно проявятся.