Древняя русь в эпоху политической раздробленности. Древняя Русь в IX-XI веках

  • 22.09.2019

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичной системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любе-че принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. Однако наследники Ярослава - Изяслав, Святослав, Всеволод - не смогли сохранить единства Руси. Междоусобицы братьев привели к ослаблению Киевской Руси, чем воспользовался новый грозный враг, объявившийся на южных границах государства, - половцы. Это были кочевники, вытеснившие живших здесь ранее печенегов. В 1068 г. объединенные войска братьев Ярославичей были разбиты половцами, что привело к восстанию в Киеве. Новое восстание в Киеве, вспыхнувшее после смерти киевского князя Святополка Изяславича в 1113 г., вынудило киевскую знать призвать на княжение Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, властного и авторитетного князя. Владимир был вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 гг. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время был вынужден законодательным путем несколько смягчить положение низов. Так возник устав Владимира Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился несколько облегчить положение крестьян, попавших в долговую кабалу. Тем же духом проникнуто и «Поучение» Владимира Мономаха, где он выступал за установление мира между феодалами и крестьянами. Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей властью значительные территории древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. Однако после его смерти феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз,чем и воспользовались монгольские завоеватели, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII-XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

Наиболее крупными государственными образованиями были:

Киевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

Владимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);

Черниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

Галицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);

Полоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).

На протяжении нескольких столетий Русь пережила взлеты и падения, но в конце концов стала царством со столицей в Москве.

Краткая периодизация

История Руси началась в 862 году, когда в Новгород прибыл викинг Рюрик, провозглашенный в этом городе князем. При его приемнике политический центр переместился в Киев. С наступлением раздробленности на Руси сразу несколько городов начали спорить друг с другом за право стать главным на восточнославянских землях.

Этот феодальный период был прерван вторжением монгольских орд и установившимся игом. В крайне тяжелых условиях разрухи и постоянных войн главным русским городом стала Москва, которая окончательно объединила Русь и сделала ее независимой. В XV - XVI веках это название отошло в прошлое. Его заменило слово «Россия», принятое на византийский манер.

В современной историографии существует несколько точек зрения на вопрос о том, когда ушла в прошлое феодальная Русь. Чаще всего исследователи считают, что это произошло в 1547 году, когда князь Иван Васильевич принял титул царя.

Появление Руси

Древняя объединенная Русь, история которой началась в IX веке, появилась после того, когда в 882 году новгородский захватил Киев и сделал этот город своей столицей. В эту эпоху восточнославянские племена были разделены на несколько племенных союзов (поляне, дреговичи, кривичи и т. д.). Некоторые из них враждовали друг с другом. Жители степей также платили дань враждебным иноплеменникам хазарам.

Объединение Руси

Северо-восточная или великая Русь стала центром борьбы против монголов. Это противостояние возглавили князья небольшой Москвы. Сначала они смогли получить право собирать налоги со всех русских земель. Таким образом, часть денег оседала в московской казне. Когда набралось достаточно сил, Дмитрий Донской оказался в открытой конфронтации с золотоордынскими ханами. В 1380 году его армия победила Мамая.

Но даже несмотря на этот успех, еще целое столетие московские правители периодически платили дань. Только после в 1480 году иго было окончательно сброшено. Тогда же, при Иване III, вокруг Москвы были объединены почти все русские земли, в том числе и Новгород. В 1547 году его внук Иван Грозный принял титул царя, что стало концом истории княжеской Руси и началом новой царской России.

История Древней Руси

Становление Древнерусского государства принято датировать 862-ым годом. По крайней мере, такого мнения придерживаются сторонники норманнской теории образования государственности.

Именно в 862-ом году на земли Руси были приглашены три брата, являющихся норманнскими князьями. Хотя, сейчас и это утверждение подвергается сомнению. Так как в те времена усиление централизованной власти в Скандинавии выгоняло всех несогласных с территории. Этими несогласными могли быть как небольшие ярлы, владельцы единичных фьордов, так и военные вожди небольших дружин. Называть братьев Рюрика, Синеуса и Трувора – князьями, по меньшей мере, необоснованно.

Как бы то ни было, именно приход викингов, или как их называли славяне – варягов (предположительно образовано от слова «ворог»), стал завершающим толчком формирования Древнерусского государства.
Приверженцы норманнской теории утверждают, что сами принципы государственности в разрозненные и дикие племена народов населяющих территорию будущей Руси принесли викинги. Но исторические факты гласят обратное. Все предпосылки для создания государства на тот момент уже были, как экономические избытки, так и классовое деление. То есть, для полноценного завершения процесса не хватало лишь сильного военного аппарата, которым и стала дружина Рюрика.

Справедливо будет отметить, что культура разных народов на территории Руси, полян, древлян, кривичей – была сама по себе богаче и шире, чем культурные особенности норманнов. Викинги обладали лишь воинскими обычаями и традициями. Обогатить культуру славян, как утверждают согласные с норманнской теорией, викинги просто бы не смогли. Напротив, это они быстро переняли местные культурные элементы, постепенно растворяясь в народности.

Фактическое же появление Древнерусского государства датируется 882-ым годом. Именно в этот период Олег, ближайших соратник Рюрика после смерти вождя захватывает Киев и становится первым Киевским Великим Князем. Далее, династия Рюриковичей сформировала множество ветвей, породила сотни правителей, как Великих Князей, так и управленцев местного масштаба. И прекратилась лишь со смертью царя Федора Иоанновича в 1598 году.

Классы Древней Руси

Классовое деление в Древней Руси было весьма строгим. Конечно, до категоричности индийских каст подобной градации было далеко, однако переход между классами был очень сложен. Теоретическая возможность сохранялась, но на практике такого почти не случалось.

Главой государство, однако, без действительно самодержавной власти был Великий Киевский Князь. Он считался «первым среди равных», то есть не мог отдавать прямых приказов другим князьям. Правда, его можно считать главным звеном привилегированного сословия, которое состояло из:

  1. Князей, зачастую управляющих отдельными городами и прилежащими территориями;
  2. Старшей дружины князя, то есть ближайшими военными соратники, имеющими серьезный вес;
  3. Бояр, часть из которых могла в определенное время быть и дружинниками. Вообще, бояре являлись землевладельцами. Любой доверенный дружинник князя, получивший землю за службу или купившей ее, мог сменить свой класс;
  4. Младшей дружины, обычный состав дружины, отроки, которые только собирались стать полноценными войнами.

Стоит отметить, что дружинники князя имели множество обязанностей и полномочий помимо непосредственного военного ремесла. Они вершили суд в отсутствие князя или в мелких вопросах, занимались управлением на территориях, осуществляли переговоры, то есть, выступали в качестве послов.

Средний класс:

  1. Богатые и крупные, а так же мелкие купцы. На них находилась вся полнота торгового аппарата в Древней Руси;
  2. Ремесленники, земледельцы. Зачастую их еще называли черными людьми, так как они занимались низшей, черновой работой;
  3. Вольные люди. Это особый класс, который, по сути, не имел никаких обязанностей, но был защищен законом. Отроки, которые еще не определились с будущей профессии и живущие под покровительством своей семьи, к примеру. И любые другие члены общества, которые не относились к выше описанным группам и не несли повинностей.

Низший класс:

  1. Челядники и холопы. Это фактически бесправное население, а учитывая тот факт, что чуть позже появилась возможность продавать и покупать их, то класс стоит именовать рабами. Попасть в эту категорию, обычно можно было за долги, которые человек был не в состоянии выплатить. А также путем личной продажи своей персоны;
  2. Военнопленные. Разницы с обычными закупами никакой нет, та же лишенная прав прослойка, выполняющая любые обязанности своих хозяев. Только в рабство они попадали в результате военных конфликтов.

Довольно проблематично посчитать точный количественный фактор населения Древнерусского государства. Но приблизительная статистика останавливается на цифре в 7.5 миллионов человек. Примечательно, что лишь седьмая часть их них проживала в крупных и мелких городах. То есть, количество небольших населенных пунктов, деревень, сел было просто огромным. Это неудивительно, учитывая значения сельского хозяйства для той эпохи.

Нетрудно догадаться, что привилегированное сословие составляло ничтожно малый процент от всего населения. Большая часть жителей – это крестьяне, на втором месте ремесленники. Возделывали землю многие, но опять же, больше половины из них были смердами. Это свободное население страны, которое при этом было ограничено в правах специальным княжеским законом. Они не могли свободно прекращать работу и покидать свои наделы. Уплачивая определенный налог в пользу князя, от которого были зависимы.

Князья Древней Руси

Следует сразу разделять понятие Великого Князя и уездных князей. Первый – являлся главной всего государства, вторые – лишь управленцами на некоторых территориях.

Хотя, династия Рюриковичей намекает самим названием о первом князе, отсчет династии ведется не от самого Рюрика. Его начинает Олег, который был прозван в результате своих мудрых решений – Вещим. Династия Киевских князей довольно длинная, с множеством ответвлений. Стоит отметить лишь самых значимых князей, которые заступали на престол:

  1. Святослав Игоревич. Великий Князь, который сумел разгромить непобедимый до той поры Хазарский каганат, наладил первые торговые отношения с Византией;
  2. Владимир Красное Солнышко. Наиболее известный князь за всю эпоху. Он являлся инициатором крещения Руси, сплотив тем самым Византию и Русь;
  3. Владимир Мономах. Гениальный управленец, сумевший усилить государство, стабилизировать экономику и военную мощь. Автор «Поучения»;
  4. Юрий Долгорукий. Гениальный полководец и военный стратег;
  5. Александр Невский. Владимирский князь, считавшийся правителем Руси на тот момент. Так как правитель Владимира получал ярлык на правление от монгольского хана. Государство находилось под дланью татаро-монголов. Известен грандиозной битвой на Чудском озере, где разбил немецких рыцарей.

Города Древней Руси

Количество городов в Древнерусском государстве было сравнительно небольшим. Да и в подобного рода населенных пунктах просто не было серьезной необходимости. Однако, ситуация резко меняется в связи с появлением свободного доступа к новому торговому пути, который именуется замысловато «из варяг в греки». Укрепление торговых отношений увеличило экономическую мощь государства и значение городов. Поэтому, с XI века начинается активное строительство городских поселений, количество которых практически удваивается за небольшой промежуток времени.

Наиболее известными городами считаются:

  • Киев;
  • Новгород;
  • Ростов;
  • Муром;
  • Полоцк;
  • Чернигов;
  • Псков;
  • Смоленск;
  • Углич;
  • Изборск.

Помимо них существовала масса городов меньше размером, не таких известных, но все же имеющих все признаки городского населенного пункта.

Большая часть населения в городах, как ни странно, имела свои собственные земельные участки для сельского хозяйства. То есть, люди выращивали овощи и злаки прямо рядом со своим домом, на заднем дворе. Постоянная нехватка ресурсов пропитания создала причудливую связь между городом и сельским хозяйством.

Главным образом города заселялись ремесленниками всех мастей, кузницами, ткачами, каменщиками, гончарами, ювелирами, оружейниками.

Культура Древней Руси

В 988-ом году в Древней Руси произошел культурный переворот. До этих времен, на территории превалировало язычество, сильных культурных достижений не существовало. Грамота, правда, была, берестяные записи, сохранившиеся впоследствии, датировались IX веком. Однако, с крещением Руси князем Владимиром произошел коренной разворот. Общество насильно приобщалась к Византийским настроениям, массовое навязывание христианства несло в себе и множество положительных аспектов. Византия была прямым наследником культурных достижений античности, сохраняла и передавала древние знания. Которые в итоге активно распространялись и на Руси. Достижения философов, математиков, богословов стали расходиться с поражающей скоростью. В какой-то мере, именно тогда зародились культурные особенности, которые впоследствии стали основной для развития во времена Романовской династии.

Но некоторые достижения в искусстве все же значительно отличилась от того, что можно было увидеть в Константинополе. Это объясняется тем, что территория Руси была слишком велика, и насаждение ценностей не могло затронуть все население. Поэтому, чем дальше от Киева находился тот или иной населенный пункт, тем более традиционные нотки культуры там преобладали.

Искусство Древней Руси

Византийские настроения отразились в первую очередь на литературе. Книги стали массово популяризироваться, и через некоторое время появилась масса русских авторов, достойных занесения в анналы истории.

В большинстве своем литература была религиозного или поучительного характера, однако бывали и исключения. Развлекательные же книги не признавалась серьезными, и не писались. Да и ярмарочные скоморохи, которые в теории могли писать в подобном жанре, зачастую были неграмотны.

Широкой популярностью пользуется произведение монаха Нестора «Повесть временных лет», которое является в своем роде учебником по истории. Хотя, все же он доносил не сухие факты, а личное мнение, обучал морали и ценностям, ратовал за объедение народов. Владимир Мономах тоже внес свою лепту в «Поучении», описывая то, как должен вести себя действительно достойный управленец. Это произведение до сих пор может считаться примером руководства для правителя.

В живописи особое внимание уделялось иконописи. Это было практически единственное действительно официальное направление. Также после X века актуальность приобрели такие жанры как мозаика и фреска. С помощью них появлялись настоящие шедевры, которые можно найти в исторических памятниках до сих пор.

Архитектура Древней Руси

До принятия христианства на Руси в принципе не использовался камень в архитектуре. Все постройке были деревянными. Но в связи с этим, мастера зодческого искусства достигли в этом огромных успехов. Огромные деревянные сооружения, как княжеские палаты – впечатляющие строения даже по меркам современности.

После 988-ого года под влиянием приехавших византийских мастеров зодчество быстро переходит на каменные рельсы. Учитывая, серьезный опыт русских умельцев, они легко перестроились на этот уровень. Первые постройки были опять же религиозного характера. Строительство соборов, храмов, церквей. Стоит сказать, что в пластичности форм этих архитектурных сооружений четко можно проследить мотивы Византийской архитектуры. Даже на сегодняшний день памятники истории схожи.

Памятники Древней Руси

Эпоха оставила современникам множество замечательных исторических памятников Древней Руси. Большая их часть относится к зодческому искусству, которое получив мощный толчок от Византии, развивалось семимильными шагами. Как уже было отмечено, основные шедевры архитектуры относились к религиозным постройкам. За сравнительно небольшой промежуток были возведены сотни конструкций такого типа. Особо известными и примечательными из них считаются:

  1. Спасо-Преображенский собор. Этот один из наиболее старейших, но значимых памятников истории. Построенный при Константине Всеволодовиче в Ярославле он связан с громкими именами истории. Одни из них – Царь Иоанн IV и Пожарский;
  2. Собор Рождества Богородицы. Построенный в городе Пскове, этот памятник истории выделился своим содержанием. На его стенах изображены фрески, которые сочетают в себе стили, как Византии, так и исконно русские. Стоит отметить, что до нынешних времен эта архитектурная постройка дошла практически в первозданном виде. Учитывая тот факт, что заложен собор был 1310-ом году, Вы можете оценить мастерство зодчих, которые его построили;
  3. Киевский Софийский собор. Пожалуй, главной памятник, пришедший к нам сквозь эпоху. Это огромный калейдоскоп творчества ушедших веков, иконы, фрески, мозаика, все направления христианского творчества нашли свое отражение внутри этого величественного строения.

МИНОБРНАУКИ РФ

Вологодский государственный технический университет

Кафедра социально-гуманитарных наук

ИСТОРИЯ

Методические указания по курсу

Для студентов дневного отделения технических направлений подготовки

Вологда – 2012

История: методические указания по курсу для студентов дневного отделения технических направлений подготовки. - Вологда: ВоГТУ, 2012. - 40 с.

Методические указания по курсу истории предназначено для студентов дневного отделения технических направлений подготовки. В основу указаний положен проблемно-хронологический принцип изучения истории. В него входят содержание учебного курса, основная литература, общие методические рекомендации, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, примерный список вопросов к зачету/экзамену. В темы семинарских занятий включены методические рекомендации по изучению всех вопросов, рекомендуемая дополнительная литература, термины и понятия.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.

Составители:

§ Воротникова Н.С., ст. преподаватель;

§ Лебединская Т.А., канд. ист. наук, доцент ;

§ Головков В.М., канд. ист. наук.

Ответственный редактор: Воротникова Н.С.

Рецензент: Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент,

зав. кафедрой социально-культурного сервиса и туризма


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

"История" и другие дисциплины социально-гуманитарного цикла выполняют задачу всесторонней гуманитарной подготовки научно-технических кадров.

В "Требованиях к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" сформулированы основные цели и задачи курса "История". Студенты, изучившие дисциплину и сдавшие экзамены по курсу, должны:

· понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания, иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

· владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

· знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, вклад народов мира и России в достижения мировой цивилизации;

· уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

· стремиться к развитию интеллигентной личности (способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей общей эрудиции, способность понять и объективно оценить достижения культуры, умение использовать диалог как способ отношения к культуре и обществу и др.).

Таким образом, цель курса истории - знание каждым специалистом с высшим образованием истории, выработка навыков анализа исторического опыта, извлечения исторических уроков, самостоятельного анализа вопросов и проблем современного общества. Изучение вузовского курса истории требует от студентов систематической и серьезной работы, как аудиторной, так и самостоятельной.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, охватывает период с IX по XXI вв. В лекциях на современном уровне исторической науки излагаются актуальные проблемы истории. Рекомендуем записывать основные элементы лекций: план, проблемы темы, различные точки зрения на них, основные события, даты, выводы, методические советы по самостоятельной работе, в том числе и для подготовки к семинарским занятиям. Грамотно записанные лекции облегчают подготовку к семинарским занятиям, экзаменам.

На семинарах студенты на основе лекционного материала, самостоятельно изученной учебной и научной монографической литературы под руководством преподавателя обсуждают наиболее важные проблемы курса, анализируют и обобщают фактический исторический материал, делают выводы и обобщения.

Подготовку к конкретному занятию следует начинать с работы над конспектами учебных лекций и учебников. Затем обратитесь к Содержанию учебного курса (раздел данных методических указаний), это поможет вам составить представление о сущности темы и обсуждаемых вопросов.

Следующим важнейшим шагом является изучение научной монографической исторической литературы по теме. Рекомендуемую для изучения научную литературу вы найдете в планах семинарских занятий. Повторяющаяся по ряду тем литература указывается один раз (первый). Публикации, именуемые в науке первоисточниками (тексты законов, летописей, программных документов, работы государственных и политических деятелей, мемуары, статистические сборники и др.), следует подбирать по каждой теме самостоятельно или по совету преподавателя. Вы также можете выбрать научную литературу по своему усмотрению, в том числе и в электронном формате. В списке основной литературы вы найдете адреса некоторых рекомендуемых научных сайтов.

При работе с литературой делайте записи, аннотации (краткую характеристику статьи, раздела книги), подробный план или тезисы выступления. Не забудьте грамотно указывать автора, название и выходные данные используемой вами литературы. Для литературы, найденной в Интернете, также обязательно указывать автора, название работы и адрес сайта.

При подготовке к семинарам, зачету, экзамену рекомендуем обратить особое внимание на научные и исторические термины и понятия, приведенные в каждой теме. Вы должны хорошо представлять, что стоит за каждым из них, так как это – своеобразный "ключ" к изучаемым проблемам. Для работы с терминами используйте энциклопедические словари и справочники, некоторые из которых вы также найдете в данном пособии. Советуем составлять словарь терминов и понятий, а также использовать такие формы подготовки к занятиям, как таблицы, схемы, тесты.

В данные указания также включены вопросы для самоконтроля в виде тестов, они полезны для закрепления и обобщения полученных знаний, а также примерный список вопросов к экзамену.

Тема 1. Славянские земли, Древняя Русь в эпоху европейского раннего средневековья VI - XIII вв.

Проблема этногенеза восточных славян. Происхождение и расселение славян (IV – VIII вв.). Формирование их восточной ветви. Восточные славяне и их соседи.

Образование Древнерусского государства. Причины образования государства. Основные этапы становления восточнославянской государственности: I. Создание славянских племенных союзов, городовых областей и княжений (VI – IX вв.); II. Объединение племенных союзов под властью Киева (IX – XI вв.). Летописное призвание варягов. Правление первых русских князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира (980-1015 гг.). Крещение Руси и его значение.

Проблема происхождения российской государственности . Сущность и история норманнского вопроса. Норманисты и антинорманисты. Современная норманнская проблема. Развитие славяно-скандинавских связей. Освоение великих речных путей: Волжского и Днепровского. Споры в исторической науке о происхождении правящей княжеской династии и названия «Русь». Славяно-варяжский синтез.

Киевская Русь в IX – XI вв. Развитие экономических отношений. Структура и характер экономики: сельское хозяйство, поземельные отношения, роль городов, ремесло, внешняя и внутренняя торговля, налоги и денежное обращение. Особенности экономического развития.

Социальное развитие Древнерусского государства. Социальные слои: свободные (князья, дружина, свободное городское и сельское население), зависимые и полузависимые. Социальные институты: дружина, община – вервь, семья. Характер социально-экономических отношений Древней Руси.

Политическое развитие Древнерусского государства. Политические институты Древней Руси. Княжеские органы власти: великий князь, дружина, наместники, волостели – функции и полномочия. Земские (вечевые и общинные) власти и их роль в управлении. “Русская Правда” (1054 г.). Великие князья Киевской Руси. Характер государственного строя Древней Руси.

Раздел I. Русь Древняя и средневековая

Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси.

Вопрос 1. Русь изначальная.

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь.

Вопрос 3. Киевская Русь в Х-ХI вв.

Тема: Русские земли в XII-XIV вв.

Вопрос 4. Феодальная раздробленность. Русь удельная.

Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X-XIII вв.).

Тема: Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.

Вопрос 6. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию.

Вопрос 7. Борьба Руси против вторжений с Запада в ХШ в.

Тема: Образование единого Российского государства .

Вопрос 8. Предпосылки объединения русских земель.

в единое государство.

Вопрос 9. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость.

Вопрос 10. Борьба с Ордой за национальную независимость. Куликовская битва.

Вопрос 11. Московская Русь в конце XIV-XV в. Образование единого государства России.

Тема: Эпоха царя Ивана Грозного. Россия в XVI - начале XVII в.

Вопрос 12. Российское государство в начале XVI в.

Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Вопрос 14. Опричнина.

Вопрос 15. Культурная и духовная жизнь России в ХIV-XVI вв.

Вопрос 16. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время.
Раздел II. Россия в новое время (XVII в. - до конца XIX в.).

Тема: Исторические судьбы России в XVII в.

Вопрос 17. Россия в начале Нового времени. Социально-экономическое развитие России в середине и во второй половине XVII в.

Вопрос 18. Политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 19. Церковный раскол.

Вопрос 20. «Бунташный» век. Народные движения во второй половине XVII в.

Вопрос 21. Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в.

Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.

Тема: Эпоха Петра I . Рождение империи .

Вопрос 23. Петр I и политическая борьба 80-х годов XVII в.

Вопрос 24. Начало правления Петра I. Причины и истоки реформ.

Вопрос 25. Социально-экономические преобразования Петра I.

Вопрос 26. Государственные и административные реформы Петра I.

Вопрос 27. Реформы и российское общество в эпоху Петра I.

Вопрос 28. Северная война 1700-1721 гг.

Вопрос 29. Преобразования в области культуры и быта при Петре I.

Тема: Российская империя в XVIII столетии .

Вопрос 30. Эпоха дворцовых переворотов.

Вопрос 31. «Просвещенный абсолютизм» в России.

Вопрос 32. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XVIII в.

Вопрос 33. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Вопрос 34 . Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Вопрос 35. Россия в конце XVIII в. Павел I.

Вопрос 36. Развитие культуры и общественной мысли в России во второй половине XVIII в.

Тема: Российская империя в первой половине XIX в.

Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.

Вопрос 38. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1812 гг. Реформы М. Сперанского.

Вопрос 39. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии.

Вопрос 40. Внутренняя политика России в 1812-1825 гг. Движение декабристов.

Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825-1855).

Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае I (1825 - 50-е годы).

Вопрос 43. Внешняя политика Николая I.

Вопрос 44. Культура России в первой половине XIX в.

Тема: Россия во второй половине XIX в.

Вопрос 45. Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х годов XIX в.

Вопрос 46. Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время.

Вопрос 47. Общественное движение в 60 - начале 80-х годов XIX в. Народничество.

Вопрос 48. Внешняя политика России в 60-70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Вопрос 49. Внутренняя и внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Контрреформы Александра III. Русское общество в конце XIX в.

Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России.

Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в. Раздел III. Россия, СССР в новейшее время (XX век).

Дорогие выпускники!
Предлагаем вам стратегию сдачи экзамена.
Спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте «зубрежку». Психологи говорят, что тогда в памяти остается лишь материал, отработанный утром. Не опаздывайте на экзамен, не одевайтесь вызывающе. Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо подготовлены по нему, просить экзаменационную комиссию заменить билет. Помните, что вторая попытка оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопроса. За время, отведенное на подготовку (а это 20-25 минут), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово, а лучше постарайтесь составить подробный план, запишите важные даты, факты, имена. Отшлифуйте и зафиксируйте начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что справочники, находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена, - ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советуем начать с произнесения плана. В этом случае преподаватель с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать в билете, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ. Потренируйтесь - и у вас обязательно получится! Выглядит очень эффектно!

Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений и закономерностей. Держитесь уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом. При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос составит не более 5-7 минут. Более того, не исключено, что произведенное впечатление будет настолько сильным, что у преподавателей исчезнет необходимость в дополнительных вопросах. Подумав над ними, вы легко найдете ответ в тексте вопроса. Но знайте, что дополнительные вопросы, которые может задать преподаватель, не должны выходить за рамки экзаменационного билета, а нарушение порядка проведения экзамена - основание для апелляции. Помните, что только лист с вашим конспектом является основанием для просьбы к администрации школы и председателю экзаменационной комиссии пересмотреть оценку.

Надеемся, что наши советы помогут вам хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их на «5».
Больших вам успехов, дорогие выпускники!
Ни пуха ни пера!

Раздел I. Русь древняя и средневековая


Тема: Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Вопрос 1. Русь изначальная
ПЛАН ОТВЕТА:

А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения.

В. Религия восточных славян.


А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства.

1. Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность - почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV- III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка - от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты - предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе - германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями - западноиранские племена - скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1-11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье - пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки - венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке - праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне - поляки, чехи, словаки;

> южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь - восточные славяне - это русские, украинцы, белорусы.

Б. Племенные союзы восточных славян в VIII-IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII-IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне - на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) - по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи - между реками Припять и Березина;

> вятичи - в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи - в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане - по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне - в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи - на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы - на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы - на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты - в предгорьях Карпат.

3. Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4-5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством - сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.


В. Религия восточных славян

1. Эпохе первобытнообщинного строя у восточных славян соответствовала языческая религия. Славянское язычество - это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир наделенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.

2. Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества.

На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» - злые духи - это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи - «берегыны».

Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, - зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род - это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы - богини плодородия.

Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» - Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» - торжества, посвященные нимфам полей и вод.

Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) - покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.

В VIII-IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место.

Сварог - властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей.

Сварожич, сын Сварога, - бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог - сын (по другой версии - дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу.

Хоре - божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с востока на запад.

Стрибог - бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) - покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли.

Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства.

Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун - повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов.

3. В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек.

4. Из древности до нашего времени дошло много языческих Праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы.

Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие выводы о жизни восточных славян можно сделать, исходя из их верований?

2. Как повлияло на жизнь славян их соседство с кочевыми племенами?

3. Почему большинство восточнославянских племен селилось около рек?

Вопрос 2. Образование восточнославянского государства. Киевская Русь
ПЛАН ОТВЕТА:

А. Летопись о начале Русского государства.

Б. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства.

В. Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси.

Г. Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика.
А. Летопись о начале Русского государства

1. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет». В ней под 862 г . рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. «Земля наша велика и обильна, но порядка (наряда) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика, Аскольд, отправившись на юг «в греки», захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и объединил под своей властью Киев и Новгород. Таков летописный рассказ о начале русской государственности.


Б. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства

1. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. так называемой «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX-Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Наконец, были и такие русские ученые, которые вообще отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых.

2. Современный взгляд на вопрос о возникновении государственности у восточных славян сводится к следующему:

> большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем;

> но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена - Олег, Игорь, Ольга).

Некоторые историки считают, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в первоначальный текст «Повести временных лет» при переработке его по указанию киевского великого князя Владимира Мономаха;

> дискутируется также вопрос о том, кто такие сами варяги. Норманнисты настаивают на том, что они были скандинавами. Российские историки на основании летописей утверждают, что варяги - это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племен). Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с местной знатью. Но русские цари вплоть до Федора Ивановича(1584-1598) называли себя Рюриковичами.

3. Как уже было сказано выше, в 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство - Киевскую Русь. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

> первый этап - вторая половина IX-Х вв. - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

> второй этап - конец Х - XI вв. - расцвет Киевской Руси;

> третий этап - конец XI - первая половина XII в. - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная раздробленность).
В. Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси

1. Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье, которая вела собственное хозяйство. Происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов, патриархальных семей.

В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании - вече, там же избирались предводители племенного войска - воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.

Прибавочный продукт, получаемый племенем, позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Однако немаловажную роль играла и военная добыча. Военно-дружинная знать выдвигается на передний план как в племенах, так и в союзах племен. В ее состав в Х в. окончательно вливается и родоплеменная знать, туда же в IX-Х вв. начинают входить представители других слоев общества. В руках этих военно-дружинных объединений сосредоточивается вся полнота власти, для упрочения которой они начинают захватывать земли простых общинников. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существовали уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью, которая, правда, до середины Х в. не была еще фиксированной. Таким образом, с начала Х в. у восточных славян начался переход к феодальным отношениям.

2. Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства - землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса - крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы.

Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:

> закупов - разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

> рядовичей - зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

> изгоев - обедневших выходцев из общин;

> холопов - зависимых людей, находившихся на положении

рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

> всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от

вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать - представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники.

3. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:

> экономическое развитие;

> социальные процессы в период военной демократии;

> развитие торговых связей;

> общность языческих верований;

> необходимость защиты от внешних нападений;

> осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен - северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую - поляне, северяне, вятичи.


Г. Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика

1. После смерти Рюрика (879 г.) его родственник князь Олег начал поход на Киев, захватил город кривичей Смоленск, потом Любеч. Он сумел обмануть киевских князей Аскольда и Дира (позднее они были убиты) и утвердился в Киеве: «Да будет Киев матерью городам русским!». В 882 г. Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло Древнерусское государство с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом российской государственности.

2. Князь Олег правил 30 лет, не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью.

3. Во внешней политике в первой половине Х в. Русь ставила несколько целей:

> объединение всех племен восточных славян;

> обеспечение русским купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком;

> овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом.

4. Во время княжения Олега Русь несколько раз ходила на Византию. В 907 г. Олег осадил Константинополь, византийцы вынуждены были подписать мирный договор. В 911 г. впервые в истории Восточной Европы был заключен письменный договор между Русью и Византией. В 13 статьях соглашения стороны договаривались по экономическим, юридическим, военным и другим вопросам. Это был выгодный для Руси договор, обеспечивавший ей мирную торговлю с Византией и укреплявший силу ее оружия. После смерти Олега его дело продолжил Игорь (сын Рюрика, прозванный Старым). После смерти Олега от Киева отделился племенной союз древлян. Князь Игорь силой вновь присоединил непокорных к Киеву и обложил их большой данью.

5. В 941 г. Игорь совершил поход на Византию, окончившийся неудачно. В 944 г. он снова пошел на Византию, и на сей раз ему удалось заставить византийцев подписать договор, текст которого сохранился в «Повести временных лет».

Были подтверждены многие статьи договора 911 г., но беспошлинная торговля отменялась. Была достигнута также договоренность о совместной борьбе против хазар. При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тивирцев.

6. Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами - вирами. Размеры дани не были фиксированы, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян воины Игоря творили насилие, а сам князь вторично попытался собрать дань. Но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит.

7. В Киеве осталась жена Игоря Ольга с малолетним сыном Святославом. Ольга проявила себя как умная, решительная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания. Она установила фиксированный размер дани - «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси.

Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх.

8. В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги - Святослав. Он продолжил завоевание соседних племен и подчинил себе вятичей, плативших еще дань хазарам. После тщательной подготовки он начал свои знаменитые походы на восток. В 964 г. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, с севера напал на Хазарский каганат и разгромил его (образовался в VII в. н. э.), взяв города Итиль и Саркел. После разгрома Хазарского каганата Святослав присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964-967 гг. Святослав захватил огромную территорию - от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага - печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. Война носила тяжелый, затяжной характер и шла с переменным успехом. В 971 г. Святослав вынужден был попросить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на нее, а за это греки обещали помочь русским уйти в Киев. Но по дороге домой в бою с печенегами князь погиб. Правление Святослава было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

9. Итак, в первой половине IX в. в землях восточных славян возникло государство, получившее название «Русь». По имени его столицы - Киева ученые стали называть его Киевской Русью, хотя само оно себя так не называло.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Согласны ли Вы с норманнской теорией, происхождения государства у восточных славян? Почему?

2. О чем говорит факт активной внешней политики Киевской Руси в отношениях с Византией в Х веке?

3. Какую роль сыграла замена «полюдья» системой обложения налогами?
Вопрос 3. Киевская Русь в Х-Х I вв.
ПЛАН ОТВЕТА:

А. Владимир I - государственный деятель, реформатор, полководец.

Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение.

В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность.

Г. «Русская Правда»-первый письменный свод законов Древней Руси.

Д. Княжение Владимира Мономаха.


А. Владимир I - государственный деятель, реформатор, полководец

1. В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич, который продолжил политику своих предшественников - вторично покорил радимичей и вятичей. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (а у него их было 12 от нескольких браков) он посадил наместниками в главные города Руси - Новгород, Ростов, Муром. Но при этом был обойден старший сын Святополк, впавший в немилость отца.

2. При Владимире приобретает значение западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками. Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др., я также земли ятвягов (древнее литовское племя). Все это привело к дальнейшему расширению территории Руси.

3. Однако главной заботой Владимира была борьба с печенегами, которые грабили русские города, а население уводили в рабство. Борьба с кочевниками становилась общегосударственным делом. Для защиты от их набегов Владимир строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород. В течение часа киевский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен.


Б. Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение

1. При Владимире произошло великое событие в русской истории - Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны - громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.

2. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм - из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак - византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

3. Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства:

> во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

> во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

> в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений - господства и подчинения;

> в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

> в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

4. Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», - говорили современники. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники - Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200- 300 лет христианство было принято всем народом.

5. Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:

> во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

> во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;

> в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

> в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;

> в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;

> в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей - отцу.


В. Киевская Русь при Ярославе Мудром, его государственная и военная деятельность

1. Великий киевский князь Ярослав (1019-1054), прозванный Мудрым, в отличие от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком.

2. Правление Ярослава Мудрого - время расцвета Руси. На западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву. Был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией. Дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели жестокое поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили новые кочевники - половцы. В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь поистине стала европейской державой, с ней считались Германия, Византия, Швеция, Польша и др. государства.

3. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. на общем собрании русских епископов священник Илларион, вопреки Константинопольскому патриарху, был избран митрополитом Руси. Таким образом, русская церковь освобождалась от влияния Византии. В Киеве к концу правления Ярослава было построено уже около 400 храмов.


Г. «Русская Правда» - первый письменный свод законов Древней Руси

1. Сложившаяся структура древнерусского общества нашла свое отражение в старейшем своде законов - «Русской Правде». Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями.

2. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой. Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин.

3. В Законе уже были видны черты социального неравенства, он отражал начавшийся процесс сословного деления. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты - 12 гривен, а смерда или холопа - 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству - старший в роду становился великим князем.

4. «Русская Правда» регулировала отношения между людьми в обществе с помощью законов, что приводило в порядок государственную и общественную жизнь.
Д. Княжение Владимира Мономаха

1. В конце XI в. начинается процесс распада Руси. Основными причинами его являются следующие:

> утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

> рост крупных городов - Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

2. В 1097 г. впервые в истории Руси крупные князья съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха - Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение договора грозило наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» - наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

3. На время остановить распад Руси удалось великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Прежде всего он дал Руси новую «Русскую Правду» - «Устав Владимира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113-1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод. 4. Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения - единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы:

> ешьте и пейте скромно;

> при стариках молчите;

> мудрых слушайте;

> будьте скромными;

> равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г., 72 лет от роду. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем Вы видите заслуги князя Владимира Святого перед Отечеством?

2. На какие сферы жизни русского общества повлияло принятие христианства?

3. Какую роль играли династические браки при Ярославе Мудром? Как они могли повлиять на дальнейшее развитие Руси?

4. В чем, по Вашему мнению, выражалось социальное неравенство в обществе, по свидетельству «Русской Правды»?

ч. 1 ч. 2 ... ч. 11 ч. 12