Джузеппе Верди: биография, интересные факты, творчество. Верди – певец своей эпохи

  • 22.04.2019

Сочинения Джузеппе Верди по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  1. «Оберто, граф Бонифачо» («Oberto, conte di san Bonifacio»), либретто А. Пьяцца и Т. Солера. Первая постановка 17 ноября 1839 г. в Милане, в театре La Scala.
  2. «Король на час» («Un giorno di regno») или «Мнимый Станислав» («Il finto Stanislao»), либретто Ф. Романи. Первая постановка 5 сентября 1840 г. в Милане, в театре La Scala.
  3. «Набукко» («Nabucco») или «Навуходоносор», либретто Т. Солера. Первая постановка 9 марта 1842, г. в Милане, в театре La Scala.
  4. «Ломбардцы в первом крестовом походе» («I Lombardi alla prima crociata»), либретто Т. Солера. Первая постановка 11 февраля 1843г. в Милане, в театре La Scala. Позднее опера переработана для Парижа под названием «Иерусалим» («Ierusalem»). Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка 26 ноября 1847 г. в Париже, в театре Grand Op?ra.
  5. «Эрнани» («Ernani»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 9 марта 1844г. в Венеции, в театре La Fenice.
  6. «Двое Фоскари» («I due Foscari»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 3 ноября 1844 г. в Риме, в театре Argentina.
  7. «Джованна д’Арко» («Giovanna d’Arco»), либретто Т. Солера. Первая постановка 15 февраля 1845 г. в Милане, в театре La Scala.
  8. «Альзира» («Alzira»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 12 августа 1845 г. в Неаполе, в театре San Carlo.
  9. «Аттила» («Attila»), либретто Т. Солера и Ф. М. Пиаве. Первая постановка 17 марта 1846 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  10. «Макбет» («Macbeth»), либретто Ф. М. Пиаве и А. Маффеи. Первая постановка 14 марта 1847 г. в Флоренции, в театре La Pergola. Позднее опера переработана для Парижа. Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка в Париже 21 апреля 1865 г. в Theatre Lyrique.
  11. «Разбойники» («I Masnadieri»), либретто А. Маффеи. Первая постановка 22 июля 1847 г. в Лондоне, в Королевском театре.
  12. «Корсар» («Il Corsaro»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 25 октября 1848 г. в Триесте.
  13. «Битва при Леньяно» («La Battaglia di Legnano»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 27 января 1849 г. в Риме, в театре Argentina. Позднее, в 1861 г., опера шла с переработанным либретто под названием «Осада Гарлема» («Assiedo di Harlem»).
  14. «Луиза Миллер» («Luisa Miller»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 8 декабря 1849 г. в Неаполе, в театре San Carlo.
  15. «Стиффелио» («Stiffelio»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 16 ноября 1850 г. в Триесте. Позднее опера переработана под названием «Арольдо» («Aroldo»). Первая постановка 16 августа 1857 г. в Римини.
  16. «Риголетто» («Rigoletto»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 11 марта 1851 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  17. «Трубадур» («Il Trovatore»), либретто С. Каммарано и Л. Бардаре. Первая постановка 19 января 1853 г. в Риме, в театре Apollo. Для постановки оперы в Париже написана балетная музыка и переработан финал.
  18. «Травиата» («La Traviata»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 6 марта 1853 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  19. «Сицилийская вечерня» («I vespri siciliani»), («Les v?pres siciliennes»), либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье. Первая постановка 13 июня 1855 г. в Париже, в театре Grand Op?ra.
  20. «Симон Бокканегра» («Simon Boccanegra»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 12 марта 1857 г. в Венеции, в театре La Fenice. Позднее опера переработана (либретто А. Бойто). Первая постановка 24 марта 1881 г. в Милане, в театре La Scala.
  21. «Бал-маскарад» («Un ballo in maschera»), либретто А.Сомма. Первая постановка 17 февраля 1859 г. в Риме, в театре Apollo.
  22. «Сила судьбы» («La Forza del destino»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 10 ноября 1862 г. в Петербурге, в Мариинском театре. Опера позднее переработана. Первая постановка в Милане 20 февраля 1869 г., в театре La Scala.
  23. «Дон Карлос» («Don Carlo»), либретто Ж.Мери и К. дю Локля. Первая постановка 11 марта 1867 г. в Париже, в театре Grand Opera. Позднее опера переработана. Первая постановка в Милане 10 января 1881 г. в театре La Scala.
  24. «Аида» («Aida»), либретто А. Гисланцони. Первая постановка 24 декабря 1871 г. в Каире. К опере написана увертюра (неизданная), исполнявшаяся при постановке «Аиды» в Милане (La Scala) 8 февраля 1872 г.
  25. «Отелло» («Otello»), либретто А. Бойто. Первая постановка 5 февраля 1887 г. в Милане, в театре La Scala (для постановки в Париже в 1894 г. написана балетная музыка: «Арабская песня», «Греческая песня», «Гимн Магомету», «Танец воинов»).
  26. «Фальстаф» («Falstaff»), либретто А. Бойто. Первая постановка 9 февраля 1893 г. в Милане, в театре La Scala.

Сочинения для хора

  • «Звучи, труба» («Suona la tromba») на слова гимна Г. Мамели, для мужского хора и оркестра. Соч. 1848 г.
  • «Гимн наций» («Inno delle nazioni»), кантата для высокого голоса, хора и оркестра, на слова А. Бойто. Соч. для Лондонской всемирной выставки. Первое исполнение 24 мая 1862 г.

Церковная музыка

  • «Реквием» («Messa di Requiem»), для четырех солистов, хора и оркестра. Первое исполнение 22 мая 1874 г. в Милане, в церкви San Marco.
  • «Pater Noster» (текст Данте), для пятиголосного хора. Первое исполнение 18 апреля 1880 г. в Милане.
  • «Ave Maria» (текст Данте), для сопрано и струнного оркестра. Первое исполнение 18 апреля 1880 г. в Милане.
  • «Четыре духовные пьесы» («Quattro pezzi sacri»): 1. «Ave Maria», для четырех голосов (соч. ок. 1889); 2. «Stabat Mater», для четырехголосного смешанного хора с оркестром (соч. ок. 1897); 3. «Le laudi alla vergine Maria» (текст из «Рая» Данте), для четырехголосного женского хора без сопровождения (конец 80-х годов); 4. «Те Deum», для двойного четырехголосного хора и оркестра (1895-1897). Первое исполнение 7 апреля 1898 г. в Париже.

Камерная инструментальная музыка

  • Струнный квартет e-moll. Первое исполнение 1 апреля 1873 г. в Неаполе.

Камерная вокальная музыка

  • Шесть романсов для голоса с ф-п. на слова Дж. Витторелли, Т. Бьянки, К. Анджолини и Гете. Соч. в 1838 г.
  • «Изгнанник» («L’Esule»), баллада для баса с ф-п. на слова Т. Солера. Соч. в 1839 г.
  • «Обольщение» («La Seduzione»), баллада для баса с ф-п. на слова Л. Балестра. Соч. в 1839 г.
  • «Ноктюрн» («Notturno»), для сопрано, тенора и баса с сопровождением флейты obligato. Соч. в 1839 г.
  • Альбом - шесть романсов для голоса с ф-п. на слова А. Маффеи, М. Маджони и Ф. Романи. Соч. в 1845 г.
  • «Нищий» («Il Poveretto»), романс для голоса с ф-п. Соч. в 1847 г.
  • «Покинутая» («L’Abbandonata»), для сопрано с ф-п. Соч. в 1849 г.
  • «Цветочек» («Fiorellin»), романс на слова Ф. Пиаве. Соч. в 1850 г.
  • «Молитва поэта» («La preghiera del poeta»), на слова Н. Соле. Соч. в 1858 г.
  • «Сторнель» («Il Stornello»), для голоса с ф-п. Соч. в 1869 г. для альбома в пользу Ф. М. Пиаве.

Юношеские сочинения

  • Несколько оркестровых увертюр, среди них увертюра к «Севильскому цирюльнику» Россини. Марши и танцы для городского оркестра Буссето. Концертные пьесы для фортепиано и для солирующих духовых инструментов. Арии и вокальные ансамбли (дуэты, трио). Мессы, мотеты, laudi и другие церковные сочинения.
  • «Плач Иеремии» (по библии, в переводе на итальянский язык).
  • «Безумие Саула», для голоса с оркестром, на слова В. Альфьери. Соч. до 1832 г.
  • Кантата для голоса соло и оркестра в честь бракосочетания Р. Борромео. Соч. в 1834 г.
  • Хоры к трагедиям А. Мандзоии и «Ода на смерть Наполеона» - «5 мая», слова А. Мандзони, для голоса с оркестром. Соч. в период 1835 - 1838 гг.

Один из цветов флага Итальянской Республики – зеленый, verde, verdi… Удивительное провидение выбрало человека с созвучным именем, Джузеппе Верди, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем.

Краткая биография

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в небогатой семье трактирщика и пряхи, живших в деревне Ронколе возле городка Бусетто (ныне это регион Эмилья-Романья). С пяти лет мальчик начинает учиться нотной грамоте и игре на органе в местной церкви. Уже в 1823 году юное дарование замечает состоятельный коммерсант, а заодно и член «Филармонического общества» Бусетто, Антонио Барецци, который до самой своей смерти будет поддерживать композитора. Благодаря его помощи Джузеппе переезжает в Бусетто для учебы в гимназии, а двумя годами позже начинает брать уроки контрапункта. Пятнадцатилетний Верди уже – автор симфонии. Окончив в 1830 году гимназию, юноша поселился в доме своего благодетеля, где дает уроки вокала и фортепиано Маргерите, дочери Барецци. В 1836 году девушка становится его женой.

Попытка поступить в миланскую консерваторию не увенчалась успехом. Но Джузеппе не может вернуться в Бусетто, преклонив голову. Задержавшись в Милане, он берет частные уроки у одного из лучших педагогов и главы оркестра театра Ла Скала Винченцо Лавиньи. Благодаря удачному стечению обстоятельств, он получает заказ от Ла Скала на свою первую оперу. В последующие годы у композитора рождаются дети. Однако счастье обманчиво. Не прожив и полутора лет, умирает дочка. Верди вместе с семьей переезжает в Милан. Этому городу было суждено стать свидетелем и громкой славы маэстро, и самых горьких его потерь. В 1839 году скоропостижно умирает маленький сын, а менее чем через год скончалась и Маргерита. Так, к двадцати шести годам Верди потерял всю семью.

Почти два года Верди едва сводил концы с концами и хотел бросить музыку. Но опять вмешался случай, благодаря чему на свет появился «Набукко», после премьеры которого в 1842 году к нему пришел оглушительный успех и всеевропейское признание. 40-50 годы стали самыми продуктивными в плане творчества: Верди написал 20 из 26 своих опер. С 1847 года фактической женой композитора становится Джузеппина Стреппони, певица, исполнившая партию Абигайль на премьере «Набукко». Верди нежно называл ее Пеппиной, но женился на ней только 12 лет спустя. Джузеппина имела сомнительное с точки зрения морали той эпохи прошлое и трех детей от разных мужчин. Совместных детей у пары не было, и в 1867 году они взяли на воспитание маленькую племянницу. С 1851 года Верди живет в Сант-Агате – собственном поместье возле Бусетто, занимаясь сельским хозяйством и коневодством. Композитор активно участвовал в политической жизни своей страны: в 1860 он стал депутатом первого итальянского парламента, а в 1874 – сенатором в Риме. В 1899 году в Милане открыт построенный на его средства пансион для престарелых музыкантов. В крипте этого учреждения и был похоронен Верди, скончавшийся в Милане 27 января 1901 года. Он пережил свою Пеппину на целых 13 лет… Его похороны переросли в большую процессию, проводить композитора в последний путь пришло более 200 000 человек.


Интересные факты

  • Главный оперный оппонент Дж. Верди – Рихард Вагнер - родился с ним в один год, но скончался на 18 лет раньше. Примечательно то, что за эти годы Верди написал всего две оперы – «Отелло » и «Фальстаф ». Композиторы никогда не встречались, но в их судьбах много пересечений. Одно из них – Венеция. В этом городе были премьеры «Травиаты » и «Риголетто », а Вагнер умер в Палаццо Вендрамин Калерджи. Гипотетической встрече двух великих современников посвящена книга Ф.Верфеля «Верди. Роман оперы».
  • Родная деревня композитора сейчас официально называется Ронколе Верди, его именем также названа миланская консерватория, в которую музыкант так и не смог поступить.
  • Пятая опера композитора, «Эрнани», принесла Верди рекордный для него гонорар, позволивший ему задуматься о покупке собственного поместья.
  • Британская королева Виктория, посетив премьеру «Разбойников», записала в своем дневнике, что музыка была «шумной и банальной».
  • Маэстро справедливо назвал «Риголетто» оперой дуэтов, почти полностью лишенной арий и традиционных хоровых финалов.
  • Считается, что не каждый оперный театр может себе позволить поставить «Трубадура » или «Бал-маскарад », поскольку для обоих требуются сразу четыре великолепных голоса – сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон.
  • Статистика говорит о том, что Верди – самый исполняемый оперный композитор, а «Травиата» - самая исполняемая опера на планете.
  • «Viva VERDI» - это и чествование композитора, и акроним сторонников объединения Италии, где VERDI означало: Vittorio Emanuele Re D’Italia (Виктор Эммануил – король Италии).
  • Существуют два «Дона Карлоса » - французский и итальянский. Они отличаются не только языком либретто, по сути это – две разных версии оперы. Так какую же принято считать «подлинным» «Доном Карлосом»? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку различия есть даже между версией, представленной на парижской премьере, и той, что была исполнена на втором спектакле двумя днями позже. Итальянских версий не одна, а как минимум три: первая, созданная для постановки в Неаполе в 1872, четырехактная версия 1884 года для Ла Скала, пятиактная версия без балета 1886 года для спектакля в Модене. Самыми известными, исполняемыми и издаваемыми на дисках сегодня являются классическая французская версия и «миланская» итальянская.
  • С 1913 года в древнеримском амфитеатре Вероны проводится ежегодный оперный фестиваль «Арена ди Верона». Первой постановкой стала «Аида » в честь столетия Верди. В 2013 году «Аида» также была центром программы юбилейного фестиваля.

Музыка Верди в кино

Перечислять фильмы, где звучит музыка Верди, можно бесконечно, их более тысячи, наиболее новые и популярные:

  • Ла-Ла Ленд (2016)
  • 007: СПЕКТР (2015)
  • Я - начало (2014)
  • Джанго освобожденный (2012)
  • Мадагаскар 3 (2012)
  • Сумерки (2008)

Остановимся на нескольких интересных экранизациях опер Верди:

  • Софи Лорен сыграла Аиду в одноименном фильме 1953 года, пела за нее Рената Тебальди.
  • В 1982 году вышла поразительная картина Франко Дзеффирелли «Травиата» с Терезой Стратас и Пласидо Доминго – красивая, стильная, с невероятно достоверными, лишенными оперной вычурности персонажами.
  • Творческий союз Доминго и Дзеффирелли нашел продолжение в работе четырьмя годами позже над экранизацией «Отелло».
  • Любопытна трансформация Доминго в баритональной партии Риголетто в фильме 2010 года «Риголетто в Мантуе», снятом в исторических интерьерах.

Биографических фильмов о жизни великого итальянца, напротив, не так много. Самый известный из них – итальянский мини-сериал 1982 года «Верди», в котором заглавную роль сыграл британский актер Рональд Пикап, а Джузеппину Стреппони – известная балерина Карла Фраччи. Эта картина дает широкий взгляд на личность Верди и исторические события того времени, неразрывно связанные не только с жизнью композитора, но и с судьбой всей Европы. Ренато Кастеллани создал объемный кинопортрет Верди, в фильме звучат подлинные слова маэстро из его писем и воспоминаний современников. Рональд Пикап точно передал взрывной, часто пасмурный, но простой и искренний характер неистового гения.

Верди Джузеппе (1813- 1901), итальянский композитор.

Родился 10 октября 1813 г. в Ронколе (провинция Парма) в семье деревенского трактирщика. Первые уроки музыки брал у органиста местной церкви. Затем занимался в музыкальной школе в Буссето у Ф. Провези. В Миланскую консерваторию принят не был, но остался в Милане и частным образом занимался с профессором консерватории В. Лавиньи.

Как композитора Верди более всего привлекала опера. Им создано 26 произведений в этом жанре. Известность и славу принесла автору опера «Навуходоносор» (1841 г.): написанная на библейский сюжет, она проникнута идеями, связанными с борьбой Италии за независимость. Та же тема героико-освободительного движения звучит в операх «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842 г.), «Жанна д’Арк» (1845 г.), «Аттила» (1846 г.), «Битва при Леньяно» (1849 г.). Верди стал в Италии национальным героем. В поисках новых сюжетов он обратился к творчеству великих драматургов: по пьесе В. Гюго написал оперу «Эрнани» (1844 г.), по трагедии У. Шекспира - «Макбет» (1847 г.), по драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера - «Луизу Миллер» (1849 г.).

Композитора привлекали сильные человеческие эмоции и характеры, нашедшие столь полное соответствие его музыке. Не менее велик Вердилирик. Этот дар проявился в операх «Риголетто» (по драме Гюго «Король забавляется», 1851 г.) и «Травиата» (по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями», 1853 г.).

В 1861 г. по заказу Мариинского театра в Петербурге Верди написал оперу «Сила судьбы». В связи с её постановкой композитор дважды посещал Россию, встречая горячий приём. Для Парижской оперы Верди сочинил оперу «Дон Карлос» (1867 г.), а специально по заказу египетского правительства на открытие Суэцкого канала - оперу «Аида» (1870 г.).

Пожалуй, вершиной оперного творчества Верди стала опера «Отелло» (1886 г.). А в 1892 г. он обратился к жанру комической оперы и написал свой последний шедевр - «Фальстаф», опять на сюжет Шекспира.


Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А.Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.

В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В.Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена.

Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора.

За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д"Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились.

На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго Король забавляется демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств.

Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Балом-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе).

Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.

Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А.Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873).

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Верди Джузеппе

ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (полн. Джузеппе Фортунато Франческо) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство - 27 января 1901, Милан), итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

Детство
Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. До 10 лет он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Потрясение тридцатых годов
Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я... принял решение никогда больше не сочинять».

Выход из кризиса. Первый триумф
Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.
Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора - выдающегося реформатора оперы.
В 1847 Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

«Тризвездие». «Дон Карлос»
В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Он стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.
В операх 1850-60-х гг. Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

Новый взлет
В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» - великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).
В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение - «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.
В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки. С 1961 в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».