Зарисовка лица. Как нарисовать лицо девушки

  • 04.05.2019

Здравствуйте! Свами Анна!

Напомню, к этому уроку мы приготовили:

  1. Бумага А4;
  2. Карандаши, гелевая ручка, «стирательная» резинка (ластик);
  3. Тонкая калька;
  4. Журнал мод.

Помните, мы говорили о старых школах Китая, и лиса Ялисс рассказывала нам о первом этапе обучения, где художник учится по образцам?

Для начала приведу примеры портретов.

Рассмотрите их внимательно. Мы к ним еще вернемся.

Худ. Татьяна Чувашева. Детский портрет:

Пьеро Ратари. Женская головка:

Посмотрели? Итак, пробуем рисовать.

Возьмем бумагу и отточенный карандаш. Нарисуем круг. Постарайтесь нарисовать его от руки. Если сложно, то можно взять маленький стаканчик и очертить его.

Проведем в круге две перекрещивающиеся линии, делящие круг на 4 равные части (горизонтальную и вертикальную). Можете воспользоваться линейкой.

Точка перекрестья - центр круга.

Продолжим вертикальную линию ниже круга.

Внизу дорисуем при помощи двух линий треугольник (не большой и не маленький). Он должен получиться почти равносторонний:

Круг и треугольник составляют лицевую часть черепа. Нижний треугольник - это будущая челюсть.

Обведем ее двумя полукруглыми линиями так, чтобы получилось такое яйцо, как бы, слегка заостренное книзу:

Теперь вернемся к кругу.

Линия, делящая круг пополам, это линия, на которой будут располагаться наши брови.

Проведем еще одну параллельную ей линию, чуть ниже. Это линия, где будут располагаться глаза:

И теперь сделаем такое не простое деление линии, на которой мы будем рисовать наши глаза.

Но перед тем как понять, какое это будет деление, подойдите на минуточку к зеркалу и посмотрите на свое лицо.

Все лица разные, но художники придумали «каноны», такие образцы, для удобства обучения рисованию и для удобства сравнения. Вспоминаем, ведь, чтобы научиться рисовать, надо много наблюдать. Быть просто внимательным мало, надо научиться сравнивать.

Для облегчения сравнения художники выбрали образцы. Сейчас мы с вами и работаем по такому образцу.

Поняв и научившись рисовать образец, мы легко можем сравнивать его с другими лицами.

Как понять, какой нос назвать длинным, а какой коротким?

Для того чтобы это определить, нужно для сравнения иметь средний нос, т.е. нос среднего размера. Образцы для обучения все имеют средние размеры. По образцу легко можно научиться рисовать «образцовое» лицо.

Сейчас мы посмотрим, как по этому образцу рисовать глаза.

По правилу образца, между глазами должен помещаться «один глаз», т.е. расстояние между глазами должно соответствовать размеру одного глаза.

Принято выделять у глаза внутренний край, тот, что ближе к носу, (где находится «слезнячок», место, где скапливаются наши слезы, если мы плачем) и внешний край, тот, который ближе к уху. Расстояние между «слезнячками» и составляет размер одного глаза.

А расстояние от внешнего края каждого глаза до виска составляет по половинке глаза.

Посмотрите на свои глаза или на мамины. У всех людей между глазами будет расстояние примерно в один глаз. Но у кого-то оно больше, у кого-то меньше. У кого-то глаза поставлены близко, у кого-то широко.

Но мы, сейчас изучаем образец, который берем за основу. С ним мы будем сравнивать все другие лица, не для того, чтобы посчитать их несовершенными, а чтобы иметь точку отсчета, то, с чем можно сравнивать. Образец помогает замечать больше.

Посмотрите на рисунок, где показано это деление:

В итоге, мы должны отметить на нашей нижней горизонтальной линии тонкими штрихами размеры трех глаз и их две половинки с боков. Обещаю, что это самое сложное место в рисовании человека анфас. Больше такого не будет.

Еще раз посмотрите на рисунок. И попробуйте сделать такое деление, сравнивая свой рисунок с тем, что вы видите.

Теперь сотрем вспомогательные линии между глаз и с боков глаз, чтобы осталась только наметка наших будущих реальных глаз. Не делайте их очень черными. Пока только определилось место наших глаз.

Теперь отрезок линии от точки из цента круга до конца подбородка делим пополам. Эта точка деления будет самым нижним краем нашего носа. Это точка называется «корень» носа. Место, где нос переходит в верхнюю губу.

Когда у людей болит голова, они часто массируют именно эту точку и это помогает боли уйти. Вы можете попробовать это сделать сами. Довольно болезненное место, но от давления на него, в голове как будто проясняется. Такая вот «волшебная» точка.

Проводим через нее на нашем рисунке тонкую горизонтальную линию:

А теперь делим отрезок линии от точки корня носа до конца подбородка тоже пополам. Проводим горизонтальную линию. Это будет край нижний губы.

И проводим еще одну горизонтальную линию чуть выше этой линии. Как показано на рисунке. Это есть основная линия губ. Запомните ее:

Что ж, мы наметили основные точки.

Теперь можно приступать к деталям.

Начнем с глаз. Глаза у людей бывают разные и не только по цвету, а еще и по форме. Бывают большие, маленькие глаза, выпуклые или впалые, с большими или маленькими веками.

Но сейчас нас интересует только, так называемая, «линия глаз».

Если мы сравним глаза двух человек, то увидим, что они разняться в первую очередь «линией глаз». Что это за линия такая?

Это мысленно проведенная линия от внутреннего края глаза («слезнячка») до внешнего его края. Она у всех людей находиться под разным углом. Или бывает прямая, когда «слезнячок» и внешний угол глаза находится на одной линии:

Сравните эту «линию глаз» на рисунке. Глаза бывают сильно раскосые, где внешний край глаза идет резко вверх. Бываю слегка раскосые или наоборот, внешний край глаза может быть опущен, по сравнению с внутренним. Такие грустные глаза.

Мы нарисуем наши глаза слегка раскосыми. Совсем чуточку, какие они бывают у большинства людей.

Для этого из внешнего края намеченных нами полосок для глаз, проводим слегка опущенную вниз линию (на рисунке она красного цвета).

Стираем прежние полоски. И рисуем вот такой глаз. Рисуем «слезнячок» и верхнее веко. На верхней намеченной ранее горизонтальной линии намечаем брови:

Чтобы нарисовать нос, нужно определить место крыльев носа.

Для этого из точек глаз обозначающих внутренний их край («слезнячок»), опускаем вниз две вертикальные линии. А из точки, которая обозначает корень носа, наоборот, проводим две линии чуть вверх.

Рисуем такую «птичку»:

Посмотрите, как корень носа в профиле соответствует точке, обозначающей его же анфас:

Рисуем нос очень просто. Чуть выше корня носа рисуем ноздри, такими темными треугольничками, слегка раскосыми. Крылья носа тоже слегка подправляем, направляя линию глубже внутрь, чтобы нос был не таким широким.

Мягкой линией в центе носа намечаем самую выступающую вперед часть носа - «пипочку». На «пипочку» маленькие дети любят показывать пальцем или трогать ее друг у друга, как будто они звонят в кнопку звонка: «Дзинь-ь-дзинь!!»

У кого-то эта «пипочка» находится очень высоко, и смотрит вверх - это курносый нос. У кого-то она находиться строго между ноздрями. Если смотреть в анфас. У кого-то она находится низко - висячий нос.

К старости эта самая высокая, самая выпуклая точка на лице слегка опускается. Потому что в ней нет костей, которые держали бы форму. И поэтому носы у старых людей слегка обвисают, по сравнению с молодыми носами.

Мы рисуем средний нос (не курносый и не висячий):

Сотрем вспомогательные линии. И перейдем к губам.

Рот делится на верхнюю губу, нижнюю. Самая главная линия рта - это средняя линия губ. Она образуется, когда губы сомкнуты. Она тоже, как нос и глаза у людей, бывает разной.

Крайние точки, края губ могут быть на одной линии с ее серединой. Но, если края губ опускаются, то получается грустное лицо или плачущее. Если края губ подняты, тогда лицо выглядит улыбающимся и жизнерадостным. Это зависит и от возраста и от настроения, и от природного строения лица.

Сравните:

Теперь рисуем наши губы.

Нам надо их наметить. Вспомогательную, горизонтальную линию средины рта мы уже нашли раньше. Наметим на середине этой линии овал верхней губы. Отметим этот овал темнее.

Теперь намечаем края губ. Края нашего рта. Рот тоже бывает разный. Большой, маленький, средний. Мы нарисуем рот среднего размера.

Определим его размер так: от внутреннего уголка глаз, надо немного отступить по направлению к внешнему уголку глаз.

Теперь найдем точку, делающую глаз примерно на 3 части. Опустим линии вниз из этой точки. В месте, где они пересекутся с центральной линией наших губ и будут края губ.

От середины линии губ, от нашего овала, рисуем линию губ, уголками чуть верх. И ставим на краях уголков, жирные точки (такие треугольнички, как на рисунке). Нижняя линия губы уже у нас найдена. Намечаем ее тверже.

Намечаем верхнюю губу небольшим овалом. Губы готовы:

Теперь стираем все вспомогательные линии.

Рисуем волосы. И рисуем их много и выше нашего круга-черепа, в зависимости от пышности прически.

Рассмотрите и обратите еще раз внимание на портреты, которые представлены были в начале нашего урока.

Когда художники рисовали лицо человека, они ярко, глубоким тоном (чернотой или насыщенностью краски), выделяли на лице не все подряд, а только самые важные места. Самое важное в портрете - это глаза и еще несколько линий и точек. Остальное рисовали очень мягко и тонко. Просто «растворяли».

На самом деле, на портрете самыми главными, самыми яркими и самыми-самыми тёмными, должны стать зрачки глаз .

Художники выделяли глаза на портрете всегда, во все времена. Это самый главный секрет портретиста.

Попробуйте очень хорошо, выделить на вашем рисунке зрачки глаз и вы увидите, как ваши глаза сразу станут смотреть, как живые.

Кроме зрачков глаз нужно выделить еще немного: по сути, это только три линии и три точки.

Первые две линии, которые мы черним сильнее (но не сильнее зрачков глаз) - это две линии верхней части глаза, над зрачками , там, где ресницы. Но, обратите внимание, не всю линию верхнего века , а строго в середине глаза .

Потом черним так же хорошо срединную линию губ.

Вычерняем точки ноздрей и точки краев губ. Это все.

Но в процессе следим, чтобы наши зрачки глаз оставались все равно темнее всего. Если надо мы снова добавим в них черноты .

Напоследок, утемняем немного внутренние края бровей, но слега. Наш портрет-образец готов:

Мы можем сделать из нашего образца и мальчика.

Для этого поменяем прическу. Но в этом случае сначала еще нарисуем уши, потому что у мальчиков причёски часто не скрыты волосами.

Конечно, уши можно спрятать под прическу, но нам же, надо научиться их рисовать.

Размер уха соответствует размеру от брови до корня носа. Рисуем в этой области сбоку ухо, вот такими тремя линиями. Сам овал уха две линии внутри.

Делаем прическу, так же рисуя их выше нашего круга-черепа.

Теперь наметим шею.

Делим наш глаз пополам и опускаем от этой точки линии вниз. Это и будет размер шеи:

Мы можем смягчить все линии ластиком, и сделать темными, только то, что нам необходимо для портрета. Повторю. Самое темное - это сам зрачок, верхняя линия глаза, линия губ, ноздри и крайние точки губ.

Можем немного растушевать, очень мягко, боковой частью карандаша, выделить губы и румянец на щеках. Наш мальчик готов:

Круг, который мы рисовали в начале (основой нашего черепа), мы намечаем всегда, когда начинаем рисовать голову человека в анфас или профиль.

Круг есть круг. Но треугольник нижней скулы может быть разный. Может быть большой, острый или совсем маленький, в зависимости от формы лица и возраста, худобы или полноты.

Посмотрите два примера. Чем меньше треугольник внизу, тем лицо становится либо детским, либо более полным:

Чем острее и длиннее наш треугольник скулы, тем худее или старше будет лицо человека:

Теперь мы перейдем к работе с калькой.

Возьмем наш журнал мод, листок кальки, карандаш.

Не надо брать большой лист кальки. Достаточно такого, на котором поместится только лицо.

Выберем из журнала любое лицо анфас. Журнал мод хорош для изучения рисования головы человека тем, что в нем почти нет фотографий с глубокими тенями, которые скрывают форму. А нам нужно сейчас очень хорошо научиться видеть форму лица, чтобы его изучить.

Выберем лицо в анфас, достаточно большое лицо на странице, чтобы черты его были хорошо видны и кладем сверху кальку.

Внимание! Рисуем не бездумно! Помните про умное срисовывание.

Обводим так, чтобы выявить основные важные места в лице человека. Утемним их хорошо. Мы их запомнили.

Первое: самое темное, прямо черное – зрачки.

Второе: верхняя линия глаз.

Третье: точки ноздрей и уголков губ.

Четвертое: срединная линия губ.

Старайтесь, рисуя, помнить о форме головы и лица. В каждой из них есть круг и треугольник. Обращайте внимание на соотношение их размеров друг к другу.

Не рисуйте пока лишних теней и ничего нового, кроме того, что мы изучили.

Просто сейчас немножко разные будут носы, глаза и губы. На разной высоте будут самые выпуклые части носов - «пипочки».

Нарисуйте через кальку несколько разных лиц и сравните их друг с другом. Представьте, по возможности, как выглядело бы то, или иное лицо в профиль.

Если у вас есть возможность найти фотографию портрета или фото старика, старушки или ребенка анфас, то обрисуйте их под калькой тоже по тому же принципу.

В детстве каждый брал в руки карандаш и пытался нарисовать себя, своих близких и всё свое окружение. С годами желание рисовать проходит, только некоторые продолжают заниматься рисованием, приобретают навыки, познают разные техники изобразительного искусства и становятся художниками. Страсть порисовать иногда возникает и у тех, кто забросил детское увлечение. Они задаются вопросом: "Как нарисовать лицо человека?" Сделав несколько безуспешных попыток, бросают это занятие, а зря. На самом деле, большинство людей может научиться рисовать. Легче всего начать самообучение с пейзажа, всегда можно сказать окружающим, что я так увидел это поле (горы, лес, речку, море и т.д.). К портретной живописи отношение более строгое, любая ошибка в изображении лица сразу бросается в глаза.

С чего начать

Каждое лицо индивидуально, но есть основные принципы, пользуясь которыми можно его нарисовать на бумаге. Общий контур может быть округлым, овальным, треугольным, прямоугольным. На первом этапе нужно определиться с типом лица. Затем следует обратить внимание на пропорции: высота и ширина. Сделав наметку верха и низа, а также правого и левого края, рисуем лицо человека, изображая овал. Теперь нужны пропорции расположения других частей лица. Глаза, брови, нос, рот, подбородок индивидуальны, и их расположение следует максимально точно срисовать с оригинала.

Глаза как зеркало души

Круглые, узкие, раскосые, близко посаженные, широко расставленные, удивленные, радостные, удрученные, восхищающиеся, разочарованные - это всё глаза. Они остаются прежними для своего владельца и в то же время меняются в зависимости от настроения и ситуации. Как нарисовать лицо человека и выразительные глаза? Сама их посадка на лице придает портрету узнаваемость. Важно уметь их расположить. Выбрав пропорции, определяются центры, где будут находиться зрачки. Вокруг будут нарисованы веки. Они тоже разные, у молодых людей и детей отсутствуют какие-либо складки, у человека с длинным жизненным путем морщинки разбегаются в разных направлениях. Они тоже - неотъемлемая часть облика. Рисуя глаза, можно нарисовать лицо человека, которое будет узнано. Все остальные части лица важны, но и без них портрет приобретает схожесть с прототипом.

Рисуем нос

Нос "картошкой" или орлиный профиль, прямой или с небольшой горбинкой, с широкими или узкими крыльями, греческий или римский профиль - все эти понятия относятся к форме носа. Любая ошибка в пропорции может стоить многого. Пусть нос и будет соответствовать модели, но, изобразив его больше и меньше, художник не добьется схожести. Некоторые портретисты особенно отмечают размеры и пропорции носа, когда отвечают на вопрос: «Как нарисовать лицо человека?» Нарисовав размерную сетку, можно добиться идеального соответствия настоящего и нарисованного носа.

Как рисовать рот

Многие утверждают, что характер отражается в глазах, но они ошибаются. Умелые артисты могут придать глазам любое выражение, сделав из ограниченного человека мудреца. Но рот выдает человеческую сущность. Маленький плотно сжатый рот с тонкими губами или широкий слегка приоткрытый с толстыми губами дадут совершенно разные сведения об обладателе. Улыбка или горестная ухмылка позволят судить о настроении. Губы и рот - это внешнее проявление сущности каждого человека. Даже близнецы при полной схожести часто отличаются видом рта. Лидер имеет более ярко выраженные черты, второй близнец является только отражением первого, и его рот укажет на то, что он ведомый в этой паре. Рисуя рот, следует сначала наносить только тонкие штрихи. Позже рука художника, минуя сложные размышления, сама придаст необходимые подробности. Главное, начать отрисовку, а дальше сработает ментальный обмен между моделью и художником.

Общие контуры лица

Как нарисовать лицо человека, показав его отношение к реальности? Контуры лица с резкими или легкими тенями придадут нужный статус, отразят характер прототипа. Они и в жизни заметно разнятся. Есть женщины с мужественными лицами, а есть и мужчины, обладатели усов и бород, сохранившие много женственного в своем облике. Общие контуры лица отвечают за жизненную позицию, рисуемую на портрете. На фотографии черты лица человека не так выразительны, только художник может передать фактическое видение им того, кого он рисует.

Чтобы самому себе ответить на вопрос: «Как нарисовать лицо человека?» - нужно, однажды приступив к рисованию, продолжить это увлечение. Все люди видят одно и то же, но только художнику дана возможность показать всем остальным, как все это видит он. Живопись и отличается от фотографии тем, что художник пишет мир, который он подсмотрел своими глазами и передал его в виде произведения искусства.

Для начала купите большой лист акварельной бумаги. От ваших манипуляций бумага явно пострадает, поэтому необходима плотная акварельная бумага, которая минимально подвержена деформации. Переверните лист обратной стороной – она более гладкая. Если вы рисуете портрет, то сторона с более гладким рельефом имеет идеальную структуру для имитации человеческой кожи.

Помимо бумаги, вам понадобятся самые дешевые механические карандаши, их можно купить в любом магазине за углом (такие как на фото ниже).

Я использую стержни толщиной 0,7 мм, а также карандаши 4H, HB (№2) и клячку для удаления частиц графита. Эти инструменты обеспечивают полный контроль над процессом рисования.

Фотореализм возник из поп-арта в 1960-е как реакция на засилье фотографии в СМИ и абстрактного экспрессионизма в живописи. Мне нравились и реалистичные и абстрактные вещи, не вижу смысла их сравнивать. На определенном уровне мастерства все может быть крутым. Однако реализм особенно хорош в одном своем аспекте – он достигает широкой аудитории с одним ясным посланием: естественность прекрасна. В фотографии даже самый трагический сюжет может быть до умопомрачения прекрасен. Иногда и в живописном фотореализме удается достичь подобного эффекта, но при помощи дополнительных усилий со стороны автора. Помня об этом, всегда стремитесь к напряжению и раскрытию конфликта. В жизни не стоит распускать сопли, но в искусстве – флаг вам в руки, вываливайте все, что накопилось! В итоге, можно запечатлеть что-то неуловимое или превзойти самого себя.

Давайте-ка начнем.

Человеческое лицо – один из самых сложных объектов для точного воспроизведения. Требуются годы практики для развития навыков, необходимых для точной передачи пропорций и тонких черт, которые говорят о сходстве рисунка с объектом. Даже если вы не специализируетесь на портретах, вы все равно можете использовать эти техники для изображения других объектов. Элемент механизма или ствол дерева, натюрморт, что угодно может стать объектом воспроизведения и восхищения. Если вы чувствуете, что обладаете художественным талантом, вам может понравиться это незамысловатое упражнение для включения правого полушария мозга. Сделайте фотоснимок и переверните его. Теперь попробуйте нарисовать. Вы можете ошалеть от того, как круто у вас получается! Но художник не обязательно должен быть «правополушарным». И левшой тоже, сам я правша

В идеале, вам необходимо взять за основу детализированную фотографию очень высокого разрешения с четкими контрастами. Если у вас установлен графический редактор, например, Adobe PhotoShop, специально увеличьте показатели контрастности так, чтобы все детали были видны. Используйте функцию приближения для увеличения самых мелких деталей. Способность рассмотреть какую-либо деталь лица увеличивает ваши шансы на ее реалистичное изображение.

Первый этап самый сложный. Необходимо поместить трехмерный объект в двухмерное пространство. Мой пример еще сложнее, ведь голова повернута на три четверти, поэтому рассмотрите объект с максимальным вниманием.

Карандашом HB (№2) набросайте несколько линий, создающих иллюзию объема. Рисуйте, стирайте, снова рисуйте и снова стирайте. Акварельная бумага стерпит многое. Важно позволить себе совершить много ошибок, чтобы со временем заметить прогресс. Если вы посмотрите на наброски мастеров Эпохи Возрождения, то увидите множество линий, говорящих о великой борьбе при развитии рисунка.

Помните, это не академический рисунок! Вам придется пренебречь всеми художественными понятиями о творческом методе. Вместо органичного построения композиции, фотореализм потребует от вас механической проработки. Но пока первая стадия рисунка максимально приблизит вас к гармоничной методике живописи. Поначалу, ваша манера будет похожа на жестовый набросок – множество легких движений до появления форм из хаотичных линий. Используйте этот этап для выплеска эмоций.

После завершения формирования контура лица, сам портрет закончен. Поставьте его в рамку и пригласите друзей оценить замысел и линейность композиции. Ваше творение не будет смотреться белой вороной в музее, например, среди работ швейцарского графика Альберта Джакометти. Насладитесь своим творением вдоволь, рассмотрите линии, часть из которых может показаться совершенно случайными.

Эй, ребятки, вообще-то это урок по фотореализму! Самое время всмотреться в приближенное изображение правого глаза (см. ниже).

Как я уже говорил, искусство – это дисциплина внимания. Самым важным делом до конца работы над рисунком будет наблюдение. Чтоб еще проще – смотрите, смотрите, наблюдайте, отмечайте интересные формы. Чем интереснее они кажутся, тем больше вы захотите передать их так, чтобы и другие увидели. Глупо звучит, наверное, но наивысшая радость от живописи может выражаться во влюбленность в форму. Формы возникают из положительных и отрицательных пространств. Мелкие детали, как спрятанные сокровища, которые ты ищешь и находишь, вырисовывая вокруг круги, будто в паутине буквенных пазлов. На рисунке видно, что я начал с редкой находки – прямоугольника и пары линий в радужной оболочке глаза. И еще я начал использовать механический карандаш для более темных линий.

Делаем несколько перекрестных штрихов для создания брови (см. ниже). Я направил яркую лампу на рисунок, чтобы вы могли увидеть направление линий, блики от нее.

Старайтесь работать графитом только в одной области листа, медленно перебираясь к другим, не сотрите ваши предыдущие старания рукой или запястьем.

А теперь все слушаем внимательно! Сейчас будет магия. Берем карандаш твердостью 4H и проводим несколько линий с сильным давлением. Надо на полном серьезе проделать грифелем углубления в бумаге. Они помогут создать более светлые области, в которые не сможет проникнуть графит из механического стержня. Эффект похож на отрицательное пространство в отпечатках пальцев.

Переходим к технике, которую вы будете использовать больше всего в ходе работы над этим рисунком. Слегка затертым грифелем механического карандаша (используйте черновик), а точнее его самой стертой стороной, начинайте штриховку в форме крошечных овалов. Овалы должны накладываться друг на друга постепенно так, чтобы затемнение шло от светлого к темному, как будто вы проявляете фотографию в темной комнате. Медленно-медленно, запаситесь терпением. Используйте бумажное волокно для имитации текстуры кожи. Смотрите сами, когда добьетесь нужной техники и максимального использования рельефа бумаги при штриховке.


В ходе затемнения века, вы заметите, что углубления, созданные нами ранее при помощи твердого карандаша, начинают выделяться (см. ниже). Это всего лишь начало морщин, которые мы смягчим и детализируем на следующих этапах. Кожа вокруг глаз необычайно мягкая и тонкая. Если человек на рисунке молод, мимические морщины вокруг глаз не делают его старым. Большинство людей нормально воспринимают такие морщины и не будут задавать лишних вопросов, почему вы их нарисовали.

Вернемся к поиску форм. Я еще приблизил глаз и отыскал кое-что интересное – отражение света и объектов. Они и помогут мне заштриховать глаз, прямо как в раскрасках, когда нужно заполнить цветами ранее очерченные блоки. Кто еще говорит, что вам надо повзрослеть?!

Таак.. добавляем ресницы осторожными штрихами механическим карандашом. Вам, конечно, захочется надавить на карандаш, но будьте осторожны, он может нечаянно съехать, цвет-то вы уберете, но клячка не справится со следами на бумаге.

Используя механический карандаш для темных областей и HB для светлых, заштрихуйте оставшуюся область глаза (см. ниже).

Подготовьте нижнее веко, немного «подкапывая» карандашом HB. Эффект будет такой же как с отпечатками пальцев, когда цвет не проникает в углубления на бумаге. Да и складок на нижнем веке поменьше, чем на верхнем.

Затемните нижнее веко механическим карандашом (поверх углублений от карандаша НВ). Продолжайте затемнять глаза. Очень осторожно, чтобы не размазать рисунок, заштрихуйте лоб такими же крошечными овалами.

Усиливайте затемнение при приближении к боковой стороне лица (см. ниже).

Затемните область лба над левым глазом, совместив штриховку карандашом 4H (легкое нажатие) с овальной техникой механическим карандашом.

Девушка носит шляпу, которая создает дополнительную тень на лбу. Не торопясь, сделайте плавный переход от темного к светлому путем штриховки. Я правша и буду делать штрихи по направлению из левого верхнего в правый нижний угол. Левши выполняют штриховку из верхнего правого в левый нижний угол.

Лампа располагается слева от меня, таким образом, моя рука не создает тени на области, с которой я работаю. На этой фотографии свет другой, но только для съемки.

И хотя штриховка лба завершена (см. ниже), я еще вернусь к нему позже, сравняю пятнистые области клячкой или заштрихую еще, если уберу клячкой слишком много. Я заштриховал уже достаточно, и готов нарисовать левую бровь механическим карандашом твердыми, уверенными штрихами. Не вырисовывайте волоски на белом фоне, сначала заштрихуйте саму бровь. Не торопитесь и осторожно прорисовывайте каждый волосок.

И снова мы будем «бороздить» бумагу карандашом 4H (см. ниже). Это поможет создать поры и морщинки после того, как мы пройдемся поверх этой штриховки механическим карандашом.

Эта область лица отражает свет, поэтому надо постараться передать комплексный эффект, блик на порах кожи с небольшими морщинками. Опять воспользуемся рельефом бумаги, графитовым стержнем и клячкой (в тандеме) для передачи всего этого, пока вы не будете довольны результатом.


Вы вполне можете провести тонкие линии вокруг пор карандашом 4H для усиления контраста.

Хорошо проработайте веко карандашом 4H для последующей штриховки.

Заштрихуйте веко и нарисуйте ресницы механическим карандашом, затем затемняйте радужку и зрачок. Обратите внимание на сложность и разнообразие форм внутри глаза. Даже думать не смейте, что какие-то элементы располагаются симметрично! Наблюдайте за естественностью, изучайте симфонию узоров.

И снова я использовал карандаш 4H для создания бороздок в бумаге перед штриховкой механическим карандашом. После штриховки добавляем ресницы. Кажущиеся белыми области глаза не белые, а слегка затемненные (карандашом 4H).

Начните затемнять нос мягкими графитовыми овалами. Отметьте для себя тень на носу по правой стороне лица (справа от нее). А меня простите за отблески лампы над ее левым глазом.

Сильно нажимайте на карандаш 4Н для создания длинных волос со световыми бликами. И хотя у девушки явно темные волосы, эти блики будут выглядеть естественно, а не как седина. Надо создать борозды на бумаге, а потом пройтись поверх более темным мягким грифелем механического карандаша. Такая техника отлично работает и для блондинок, чьи светлые волосы на переднем плане разлетаются на более темном фоне остальных.

Для создания волос проведите длинные линии, нажимая на механический карандаш. Вы заметите, как появляются светлые волосы там, куда не проникает графит карандаша.

Продолжайте использовать технику штриховки овалами для создания кожи и темные линии для волос. Аккуратно затемните ухо, обращая внимание на тонкие переходы теней, которых так много на поверхности ушей. Представляйте хрящ, жировую ткань и кожу, которые образуют контуры и отражают свет.

Хотя бумага и блестит из-за света, вы можете понять общую концепцию изображения волос, используя карандаш HB и механический карандаш. Отметьте для себя блик на носу и общее направление движения в рисунке – из левого верхнего в правый нижний угол. Это поможет не размазать рисунок.

Ниже вы видите, какой эффект получается при прохождении мягким грифелем по бороздам от карандаша HB. Продолжаем затемнение.

Я создал блик на щеке очень легким переходом при растушевке в более темную область при помощи механического карандаша.

Смотрим на рот в крупном плане. Я усилил контрастность, чтобы вы лучше видели линии и светотени. В природе нет прямых линий. Всеконтуры гармоничны. Представьте себе эти контуры, как острова на горизонте. Закройте глаза и вы увидите архипелаг в Тихом океане.

Сильным нажатием карандаша 4Н создайте складки.

Теперь затемните мягким грифелем механического карандаша. Продолжайте открывать интересные формы и узоры. Обратите внимание, что часть губы похожа на полоску ЭКГ. А мелкие засечки около уголков губ, и как контрастно в них играет свет. Зубы вовсе не белые, а в тени нижней губы.

Затемняем нижнюю губу (см. ниже).

Затемняем оставшуюся часть лица. Наблюдаем за отражением света от челюсти (см. ниже).

(Примечание: фото немного искажено)

Ниже представлен очень крупный план, чтобы вы могли лучше разглядеть технику штриховки овалами.

После довольно продолжительного затемнения волос и обработки лица клячкой, кожа по-прежнему выглядит немного пятнистой (см. ниже). Это тот самый пограничный момент между фотореализмом и гиперреализмом, и только вам решать, перешагивать туда или нет. Если вы спросите меня, то я отвечу, что рисунок все-таки должен выглядеть как рисунок. Я оставлю намек на плечо в виде одиночной линии и заштрихую шляпу простыми диагональными линиями. Что же касается пятнистой кожи, я могу выравнивать тон днями и ночами в погоне за идеалом, но человек стоит того, чтобы быть неидеальным.

Сколько времени у меня ушло на это лицо? Если сложить все часы, то около суток.

В сегодняшнем уроке мы будем учиться рисовать лицо человека. Разберем все важные элементы лица, такие как глаза, нос, рот, освещение и передачу психологического состояния человека через рисунок.

Этот урок как раз подойдет тем, кто хочет научиться рисовать крутые портреты.

Как поэтапно нарисовать лицо

Для начала обобщенно разберем рисование человека, а затем более подробно пробежимся по пунктам.

1 этап
Изображать голову мы будем в пол-оборота, поэтому рисуем овал с уже намеченным ухом. Делим его по вертикали мысленно пополам, представляя где будет центр головы. Также, горизонтальными линиями обозначаем места где будет линия роста волос, глаз, носа и рта.

Это вспомогательные линии, поэтому сильно нажимать на карандаш не стоит.

2 этап
Второй шаг очень важен для нас, на нем мы изобразим все черты лица легким нажатием на карандаш. Так как этот урок для продвинутых художников, останавливаться на каждом элементе мы не будем.

3 этап
Так как наш рисунок будет со светотенью, то пора начать с ней работать.

Очень важный совет, о котором многие не знают:
Чтобы проще было изображать светотень, вам необходимо поделить лицо на плоскости. Таким образом, вы сами будете лучше понимать где должна быть тень, а где её не должно быть.

Этот способ чуть лучше, чем мазня карандашом по ровному лицу.

4 этап
Теперь пришло время накладывать тени.

Лайфхак по рисованию теней:
Чтобы было проще изображать тень, вам нужно прищурить глаза, чтобы вы могли различать лишь два тона, темный и светлый. После того как обозначите общую тень, необходимо детализировать её на более темные и более светлые участки. Делать это нужно уже с хорошо открытыми глазами.

5 этап
На пятом шаге продолжаем работать карандашом над светотенью. Обозначаем темные места темнее, а светлые места светлее. Делаем более частые штрихи, чем на предыдущем шаге.

6 этап
В любом случае, в рисунке невозможно передать все черты лица и тона тени человека, поэтому не нужно переусердствовать с этим. Дорабатываем светотень и наш портрет готов!

Теперь пришло время более подробно пройтись по элементам портрета.

1. Свет

В идеале, если вы работаете с натурой, свет должен быть не слишком ярким и падать на голову человека немного сверху. Из-за этого свет будет падать так, что вам будет проще изобразить основные черты человека.

Если источник света будет слишком ярким, то нашей натуре придется морщить глаза и неестественно напрягать некоторые мышцы, этого нам не надо, поэтому следите за источником света.

2. Голова

Рисование происходит от общего к частному. То есть, мы намечаем основу, а затем детализируем её.

Внимательно изучите характерные формы человека, которого вы рисуете. Даже если вы рисуете с картинки, вы всё равно должны внимательно её изучить.

Даже если вы сделаете красивый нос. глаза или рот, но общие формы головы не будут соответствовать действительности, то работу можно будет считать неудачной.

Как только вы проанализировали общие черты лица, пришло время анализировать мелкие элементы: глаза, уши, нос и рот.

3. Глаза

Глаза — это очень важный элемент. Они передают характер, эмоции, физическое и психологическое состояние в целом. Постарайтесь нарисовать их нужных размером и в нужном месте.

Также важно, чтобы зрачку смотрели точно в одном направлении, иначе вы не сможете передать свойства, описанные выше.

Не стоит забывать и про брови. Они очень хорошо показывают, когда кто-то сердится или грустит. У женщин обычно длинные ресницы, но тонкие брови. У мужчин же бывает по-разному.

При рисовании пожилых людей стоит обратить особое внимание на морщины вокруг глаз.

4. Уши

Уши рисуются практически одинаково. Это не самая важная часть, но тем не менее…
Изображаются они обычно на одной прямой с носом.

Пара важных моментов:
У ребенка необходимо изображать достаточно большие уши.
А у пожилых людей необходимо рисовать уделенные уши.

5. Нос

Нарисовать его не так просто как кажется, это достаточно сложная в изображении часть лица. Сложность также состоит в том, что у людей разные носы. Научившись мастерски рисовать один тип, вы, возможно, не сможете также мастерски нарисовать другой тип.

Сложность состоит еще и в том, что от носа падает большая тень, которую нужно как-то изобразить. Рисуется он обычно в виде пирамидки.

6. Рот

Губы или рот тоже очень выразительная часть, не смотря на то, что рисуются они практически одинаково. В зависимости от пола и рассы, губы могут быть тонкими или более толстыми.

Верхняя и нижняя губа может быть примерно одинаковых размеров. Также, возможно, что нижняя губа будет больше верхней и наоборот.

Важное заключение

Если вы хотите научиться рисовать красивые лицо человека и у вас не получается рисование какой-то одной части, то не стоит зацикливаться на постоянном рисовании одной и той же части.

Не нужно тратить сотни листов на одни губы. Старайтесь почаще рисовать лицо в целом и постепенно вы научитесь рисовать губы и, при этом, улучшите навык рисования в целом.

Настоящий урок посвящен тому, как нарисовать лицо девушки без ярко выраженных эмоций с мягкими чертами лица.

В этом уроке нам понадобятся:

  • альбом для рисования;
  • карандаш НВ;
  • ластик-клячка;
  • линейка.

Я знаю, что в этом уроке много времени уделяется измерению. На мой взгляд, на начальном этапе это необходимо, особенно, если вы новичок. Когда вы освоите пропорции и набъете руку на рисовании женских лиц, вы сможете повторить этот урок, не тратя время на метрики. Готовы попрактиковаться? Тогда начнем!

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 1: Форма лица.

Нарисуйте круг и начертите небольшую горизонтальную линию внизу, на расстоянии половины диаметра круга. Важно соблюсти это правило, так как круг был нарисован от руки.

У женщин подбородок меньше, чем у мужчин. Увеличение подбородка придаст мужественности женскому лицу.

После этого нарисуйте скулы, соединив подбородок с кругом. Формы женских лиц крайне разнообразны. В качестве примера я буду использовать изображение мягких скул.

Затем проведите вертикальную линию ровно посередине будущего лица.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 2: Намечаем пропорции.

Измерьте длину лица и разделите на восемь равных частей. Обозначьте каждую часть порядковым номером или буквой, как показано на рисунке. Затем, с помощью линейки, проведите прямые горизонтальные линии через точки, помеченные как Сenter line, 2,3, A и C.

Если вы выполнили этот урок несколько раз и хотите попробовать нарисовать лицо без помощи линейки, нарисуйте линии в таком порядке: Сenter line, 2, 3, B, A, C, разбивая линии каждый раз посередине снова и снова.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 3: Глаза.

Разделите центральную линию внутри лица на пять равных частей. Помните, что у женщин глаза шире и более открыты, чем у мужчин.


Как нарисовать лицо девушки. Шаг 4: Нос.

Чтобы нарисовать нос, проведите две вертикальные линии вниз от внутреннего края глаза до линии 3. Эти линии ограничат нос по ширине. Затем начертите небольшой круг чуть выше линии 2. Мой нос будет коротким и узким, с узкой переносицей.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 5: Брови.

На рисунке слева я начертила надбровную дугу, чтобы показать органичное положение самой брови по отношению к дуге. На рисунке справа мы видим, что бровь располагается под линией C. Чтобы изобразить удивленное выражение лица, бровь нужно будет еще больше приблизить к линии C.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 6: Губы.

Для обозначения границ губ от середины каждого зрачка нужно будет провести перпендикулярную линию вниз до линии 3. Затем начертите треугольник, начало которого будет идти от кончика носа. Основание треугольника должно находиться внутри квадрата. Вершина треугольника должна располагаться строго на кончике носа. Как было упомянуто раньше, данный пример характерен для лица, не выражающего ярких эмоций. Если Вы хотите изобразить ухмылку на лице, как будто девушка блефует в процессе классической версии известной всем карточной игры, расположите нижнюю губу чуть ниже. Обозначьте зубы, проведя несколько перпендикулярных линий.

После того, как вы нарисовали губы, вам, возможно, захочется удлинить подбородок. Или наоборот, сделать его короче, чтобы пропорции выглядели натуральнее. Это вполне нормально. Я постоянно корректирую данные пропорции.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 7: Уши.

Пограничными линиями для ушей являются центральная линия и линия 2. Чтобы попрактиковаться в изображении реалистичных ушей, рекомендуем обратиться к данному уроку (пока еще не переведен).

Центральная линия и линия 2 ограничивают уши сверху и снизу.

Как нарисовать лицо девушки. Шаг 8: Волосы.

Когда рисуете женские волосы, помните, что женский лоб обычно меньше и уже, чем мужской. На моем примере линия волос начинается ниже линии A. Также я рисую волосы с обеих сторон от висков, но слежу за тем, чтобы волосы не располагались слишком близко у бровей. Не забудьте придать волосам объема, оставив небольшое пространство между волосами и головой. За более детальной инструкцией по изображению реалистичных волос, рекомендую обратиться к одному из .

Перед тем, как стереть все вспомогательные линии, еще раз проверьте, насколько гармоничны пропорции лица. Если после проверки вы остались довольны результатом — можете смело стирать их.

Ну а после того, как вы освоили урок по изображению женского лица, настало время поэкспериментировать и выполнить несколько упражнений уже без линейки.

Статья переведена с сайта rapidfireart . com