Зоологический музей история создания. Знакомство с мамонтом в музее на большой никитской

  • 29.06.2019

Функционирующий при МГУ зоологический музей считается старейшим и самым крупным в столице. Здесь можно познакомиться с огромным разнообразием всех современных животных, обитающих на нашей планете.

История создания

Сегодня существующий при МГУ зоологический музей является не только самым крупным по занимаемой им территории, но и самым богатым по объему фондов после аналогичного заведения подобного профиля, функционирующего при РАН. Здесь собраны поистине уникальные экземпляры и богатейшие научные коллекции. Зоологический музей МГУ на Большой Никитской улице входит в десятку самых крупных в мире.

В 1755 году, согласно указу Елизаветы Петровны, был основан Московский императорский университет. Сегодня он известен как МГУ. Зоологический музей был открыт спустя тридцать шесть лет. Однако это не мешает считать его одним из старейших российских естественнонаучных центров.

История его берет начало с 1791 года. Именно в это время был основан кабинет натуральной истории при МГУ. Зоологический музей был открыт позже на его базе. Первоначально коллекция пополнялась путем частных пожертвований. Самым значимым было собрание из Семятического кабинета и музея П. Демидова. Здесь были собраны весьма редкие экземпляры животных и растений, минералов, монет и т. д. К сожалению, практически все музейные экспонаты Императорского университета были уничтожены во время пожара 1812 года.

Чудом сохранились только несколько редких раковин моллюсков и кораллов.

Отделение

В двадцатые годы из частично восстановленного кабинета было отделено зоологическое собрание. Оно и составило базовую основу одноименного музея. Последний был размещен в бывшем доме Пашкова, который был реконструирован под аудиторный корпус МГУ. Зоологический музей организовали по систематическому принципу. Это, по мнению организаторов, давало возможность максимально объемно иллюстрировать всю естественную эволюцию животных.

Руководители

С 1804 по 1832 год организацию возглавлял Г. И. Фишер. Это был выдающийся зоолог, ученик самого К. Линнея, перу которого принадлежат самые первые научные труды о российской фауне. В 1832 году первый директор зоологического музея МГУ разработал проект, по которому предлагал организовать вверенное ему заведение по образцу классических французских, английских и немецких аналогов. Однако его предложение не было принято.

С 1837 по 1858 гг. зоологическим музеем руководил К. Ф. Рулье. Будучи основателем российской экологической школы, он основное внимание уделял отечественной фауне - ее изучению. Рулье придавал огромное значение не только сбору серийных материалов по современным животным, но и ископаемым. Благодаря такой концепции уже к концу пятидесятых годов девятнадцатого века музей накопил более шестидесяти пяти тысяч экспонатов.

Неоценимую роль в развитии этого заведения сыграл профессор А. П. Богданов, который руководил им с 1863 по 1896 год. Именно им были разделены имеющиеся фонды, отделены экспозиционные, научные и учебные, систематизирована учетная работа. В 1866 г. экспозиция зоологического музея МГУ была открыта для просмотра, и к концу девятнадцатого столетия, по статистике, ее ежегодно посещало до восьми тысяч человек.

Переезд в новое здание

В начале двадцатого века специально для музея, который в те годы возглавлял профессор А. Тихомиров, построили новое здание. Проект был сделан академиком Быховским. Новое здание располагалось на углу Долгоруковского (бывшего Никитского) переулка и Большой Никитской улицы. Оно и по сей день сохранилось в прежнем виде, без каких-либо конструкционных изменений.

В 1911 году в верхнем зале для посещения открыли новую систематическую экспозицию. В двадцатых годах прошлого столетия в здании на Большой Никитской находились также помещения для работы сотрудников научно-исследовательского института зоологии, а с 1930 г. - некоторые подразделения биологического факультета МГУ. Зоологический музей тоже был введен в его структуру.

Военные годы

В июле 1941 года зоологический музей МГУ на Большой Никитской по понятной причине закрыли. Часть его научных коллекций эвакуировали в Ашхабад, а остальные разместили в нижнем зале. С марта 1942 года для посещения снова открыли два зала на втором этаже, а после окончания войны и нижний уровень. Эвакуированные фонды возвратились в родные пенаты в 1943 году. Пятидесятые годы прошлого столетия ознаменовались освобождением музейного здания от биологического факультета.

Залы зоологического музея МГУ

Сегодня посетителям представлено более десяти тысяч экспонатов, иллюстрирующих огромное многообразие животного мира нашей планеты. В просторных залах музея экспозиции построены систематично, согласно эволюционным критериям и международной зоологической классификации. Это дает возможность посетителям легко ориентироваться в разделах богатой коллекции. Миниатюрные жизненные формы, к примеру одноклеточные организмы, в музее представлены муляжами.

Зал первого этажа содержит большую часть экспонатов — начиная от насекомых и раковин и заканчивая высшими существами. Представленные в виде оригинальных диорам, экспозиции дают возможность посетителям увидеть представителей животного мира - рептилий, земноводных, млекопитающих, птиц и т. д. в естественной их среде обитания. В одном из помещений представлены глубоководные формы жизни, а также экосистемы океанского дна.

Верхний этаж

Зоологический музей МГУ имени М. В. Ломоносова - это трехэтажное здание. Его залы находятся на первых двух. На втором этаже находится «Костный зал». Такое название ему дали по причине того, что в нем собраны скелеты многих животных, относящихся к различным зоологическим отрядам. Верхний зал сегодня полностью отведен под рассказывающую об огромном разнообразии млекопитающих и птиц экспозицию. Почти все объекты этой выставки — это чучела, которые выполнены лучшими российскими таксидермистами, работающими в конце девятнадцатого и в течение двадцатого столетия. В обоих залах экспонаты в основном размещены в точном соответствии со своими систематическими положениями.

Символ зоологического музея МГУ - небольшой зверек выхухоль. Именно он изображен на эмблеме. В музее так много интересного, что увидеть все за один день невозможно. Одной из самых последних экспозиций является сообщество гидротермальных источников. На фоне остальных разделов музея оно смотрится весьма необычно. Основным объектом этой экспозиции является не конкретная систематическая группа, а разные животные, вместе составляющие общую экосистему, которая «погружена» в океан. Это единственная в своем роде земная система, которая своим существованием непосредственно обязана планетарного масштаба процессам, происходящим в недрах земли.

Экспонаты

Вдоль центральной линии верхнего зала смонтировано небольшое количество чучел. Там же тематические витрины, посвященные птицам, — «Охота с ловчими птицами», «Птичий базар», «Птицы Подмосковья».

Зоологический музей МГУ осуществляет серьезную работу, изучая и систематизируя знания о животных. Из имеющихся десяти миллионов экспонатов выставлено только восемьдесят процентов. Среди них есть и уникальные представители фауны, к примеру, самый тяжелый жук-голиаф и т. д.

Самые крупные и интересные экспонаты музея из-за солидных размеров представлены в вестибюле. Одним из них является чучело слонихи, которая в послевоенные годы обитала в Московском зоопарке. Второй экспонат — это скелет редкого шерстистого мамонта - последнего вида, жившего на планете. У него есть интересная особенность - след серьезного перелома кости черепа. Помимо биологических экспонатов, зоологический музей МГУ располагает неплохим собранием картин художников-анималистов.

Дополнительная информация

В учреждении проводится активная научная работа. С музеем сотрудничают многие известные ученые, в том числе и зарубежные. У него неплохая библиотека, в которой хранится более двухсот тысяч томов литературы и исследований, касающихся биологической тематики. В музее организуются не только экскурсии для посетителей разных возрастов, но и интерактивные занятия для ребят от четырех до пятнадцати лет. Уроки проводятся по типу активного общения. В музее постоянно проводятся тематические детские праздники: «День птицы», «Русская выхухоль» и т. д. Кстати, последнее животное - это, как уже упоминалось, символ зоологического музея МГУ.

По выходным здесь функционирует научный террариум. В музее собраны многочисленные живые рептилии. Посетителям разрешено кормить хамелеонов, держать в руках агаму, а сотрудники террариума увлекательно расскажут о привычках своих подопечных. Стоимость билета для посещения музея взрослым - двести, а школьникам, студентам и пенсионерам нужно платить пятьдесят рублей.

Зоологический музей МГУ - один из самых старых музеев столицы. Он был основан в 1791 году как университетское собрание пособий по естественным наукам. К началу ХХ века коллекция экспонатов настолько увеличилась, что для её размещения было выстроено отдельное здание на Большой Никитской улице. В настоящее время музей является одним из самых крупных и представительных учреждений подобного профиля в мире и вторым по размеру в России (после Санкт-Петербургского).

В просторных залах музея посетители могут увидеть более 10 тысяч экспонатов, которые иллюстрируют многообразие живого мира планеты. Экспозиции построены в соответствии с эволюционными критериями и международной зоологической классификацией, это дает возможность легко ориентироваться в любом разделе коллекции. Миниатюрные формы жизни - например, одноклеточные организмы, представлены в виде муляжей.

В зале первого этажа находится большая часть музейных экспонатов - от раковин и насекомых до высших форм жизни. Оригинальные диорамы дают возможность увидеть земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих в естественной среде обитания. В одном из помещений размещается необычная экспозиция, которая представляет глубоководные формы жизни и экологические системы океанского дна.

На втором этаже располагается «Костный зал», где собраны скелеты животных различных зоологических отрядов. «Верхний зал» полностью отведен под экспозицию, рассказывающую о разнообразии птиц и млекопитающих. Объекты этой коллекции - чучела, выполненные лучшими отечественными таксидермистами в конце XIX и на протяжении XX века. Большинство экспонатов размещаются в соответствии с биологической систематикой. Некоторое количество чучел смонтировано в составе биогрупп, которые располагаются вдоль центральной линии зала. Часть экспозиции, посвященная птицам, включает несколько тематических витрин - «Птичий базар», «Охота с ловчими птицами», «Птицы Подмосковья». Разделы о птицах и млекопитающих иллюстрируются информационными витринами.

Два самых крупных и интересных экспоната музея, в силу своих солидных размеров, поселились в вестибюле. Один из них - чучело индийской слонихи Молли, которая жила в Московском зоопарке в послевоенные годы. Это первая в мире слониха, от которой были получены детеныши, рожденные в неволе. Второй экспонат - скелет самца редкого шерстистого мамонта - последнего вида мамонтов, живших на планете. Он имеет интересную особенность - следы серьёзного перелома костей лицевой части черепа. Заметно, что травма привела к нарушению нормального роста одного из бивней. Вероятно, животное получило ранение в драке, но позже кости срослись, и мамонт благополучно дожил до преклонного возраста.

Кроме биологических экспонатов, в музее представлено большое собрание картин известных художников-анималистов.

Зоологический музей знаменит своей библиотекой, в которой хранятся более 200 тысяч томов научной литературы и исследований по биологической тематике. В учреждении ведётся научная работа, с ним сотрудничают известные отечественные и зарубежные ученые.

В музее проходят экскурсии, рассчитанные на посетителей разного возраста, и интерактивные занятия для детей от 4 до 15 лет. Уроки проходят в форме активного общения - ребята самостоятельно выполняют задания и обсуждают проблемные вопросы. Семинары сопровождаются компьютерными презентациями и работой с натуральными объектами. Для лучшего восприятия информации используется постоянная экспозиция и учебная коллекция музея. При музее работает кружок юных натуралистов, в котором ребята не только получают теоретические знания по зоологии, но и регулярно выезжают на полевые практики. Лекторий музея проводит факультативные занятия для школьников, в нем читают уникальные научно-популярные лекции, рассчитанные на широкую аудиторию.

По выходным дням работает научный террариум - в стенах музея собрана большая коллекция живых рептилий. Посетители могут подержать в руках живую агаму или покормить хамелеона. Сотрудники террариума расскажут о жизни и привычках его обитателей.

Стоимость визита в музей: для взрослых - 300 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров - 150 рублей, посещение биологического лектория -100 рублей. Для детей до 7 лет, сотрудников и студентов МГУ вход бесплатный.

В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.

Зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова - старейший и самый крупный университетский музей в России. Основан в 1791 году, как Кабинет натуральной истории при Московском Императорском Университете. К концу 19 века число экспонатов в его коллекциях было столь велико, что для их размещения по проекту академика архитектуры К.М. Быковского было построено специальное здание на Большой Никитской улице, поражающее своей красотой даже самого искушённого зрителя.


Посетителей музея ожидает обширная экспозиция из примерно 10 000 экспонатов, иллюстрирующая всё многообразие живого мира планеты: это представители всех групп животных, от одноклеточных организмов до птиц и млекопитающих. Животные расставлены в систематическом порядке, тип за типом, отряд за отрядом, в соответствие с представлениями о степени их родства и о ходе эволюции. Сохранён традиционный порядок расстановки экспонатов в соответствие с естественной системой, что даёт возможность легко ориентироваться в любом разделе коллекции.

Встречают гостей два наиболее крупных экспоната, располагающиеся в холле музея. Возле лестницы, ведущей к залам второго этажа, смонтирован скелет шерстистого мамонта, один из немногих экспонатов Зоологического музея, который формально нельзя отнести к современной фауне. Скелет этот подлинный, один из наиболее полных скелетов мамонта, хранящихся в естественнонаучных музеях России. Справа от вестибюля по пути к Нижнему залу музея располагается чучело индийской слонихи Молли, любимицы посетителей Московского зоопарка в прошлом столетии.

Основное разнообразие животных, от одноклеточных до рептилий, сосредоточено в Нижнем зале, на первом этаже музея. Здесь расположены экспозиции насекомых, низших хордовых животных, рыб, земноводных и пресмыкающихся, беспозвоночных животных, а также витрины с самой новой частью постоянной музейной выставки - экспозицией «Сообщества гидротермальных источников».

Над ним находится Верхний зал, он целиком отведён под экспозицию, рассказывающую о разнообразии птиц и млекопитающих. Большинство экспонатов расположено в соответствии с систематическим положением, но есть и отдельные биогруппы, где животные и птицы представлены в естественной для них среде обитания.

Также на втором этаже помещается Зал сравнительной анатомии (так называемый Костный зал), экспозиция которого посвящена вопросам эволюционной морфологии позвоночных животных, т.е. изменениям в их строении в ходе исторического развития.

В коридоре второго этажа расположена экспозиция «Зоологический музей в истории Московского университета: коллекции и люди», посвящённая истории музея от момента его основания в 1791 г. до наших дней.

Фойе и залы музея украшают более сотни картин и панно известных художников-анималистов, художественные произведения которых дополняют и иллюстрируют группы натурных объектов в естественной среде обитания.

Зоологический музей Московского университета имеет статус научного и учебного учреждения. В нём проводится интенсивная научная работа, ведущие специалисты изучают различные аспекты разнообразие современных животных. Опытные экскурсоводы проводят экскурсии и интерактивные занятия, рассчитанные на посетителей разного возраста. В музее работает лекторий, где для наших юных гостей и их родителей приготовлена и подана в популярной форме важная биологическая информация, а также проходят уникальные научно-популярные лекции, рассчитанные на самую широкую аудиторию. При музее работает кружок юных натуралистов в котором ребята получают не только теоретические знания по зоологии, но и регулярно выезжают на полевые практики. Еще по выходным дням работает Научный террариум с обширной коллекцией живых рептилий, где можно подержать в руках живую агаму или покормить хамелеона, а лекторы террариума подробно рассказывают о представленных животных.

Адрес : ул. Большая Никитская, д. 6

Режим работы:

Музей открыт для посещения с 10.00 до 18.00 (касса работает до 17:00)

Выходной день - понедельник

Санитарный день - последний вторник каждого месяца

Стоимость билетов:

для школьников, студентов и пенсионеров - 50 руб.

для взрослых - 200 руб.











Государственный Зоологический музей МГУ на Большой Никитской является самым большим выставочным центром в столице.

В нем есть возможность оценить, насколько разнообразен мир животных — даже на барельефах,что на фасаде изображения животных, да и логотип музея — зверек выхухоль. Это удивительное здание, полное самых удивительных образцов представителей фауны нашей планеты. Каково оказаться в подобно месте — даже не описать… Лучше увидеть собственными глазами.

Здание расположено в центре города. С официальной информацией можно ознакомиться на сайте музея .

Вконтакте

История возникновения

Его основали в 1791 г. Сначала при столичном университете был небольшой кабинет, где изучалась натуральная история. Фактически небольшую выставку здесь образовали еще треть века спустя, и она носила название «кабинет минералогии».

Но, когда среди выставочных экземпляров представили биологические, то из них создали кабинет натуральной истории. Заведующим кафедрой был Иван Андреевич Сибирский.

Важно знать : большую лепту в формирование экспонатов внес П.Г. Демидов, который в начале 19 века передал центру великолепные экспонаты и библиотеку.

Первая опись уже нового имущества датируется 1806-1807 гг. Но, пожар в 1812 г. нанес комплексу большой вред, его имущество было почти уничтожено.

Активным восстановлением занялся Г.И.Фишер, он привлек большое количество коллекционеров и естествоиспытателей, и спустя некоторое время фонд насчитывал шесть тысяч экспонатов. А через шесть лет имущество центра увеличилось вдвое.

К началу 30-х гг. 19 века коллекционный объем состоял из 25 тысяч предметов. Здание на улице Большая Никитская построили в начале 20-го века. Проект для него разработал К.М. Быковский. А к 30-м гг. прошлого века заведение перевели в состав Биологического факультета МГУ.

Экспозиции

Выставка в данном случае представляет без малого десять тысяч экземпляров. Ее начинают одноклеточные организмы, показанные посредством искусственного моделирования, и завершают большие рептилии и зубры.

Главная выставка дает возможность ознакомиться с животными со всего мира и выстраивается по классовому способу (начинается от простейших, и постепенно переходит к отряду позвоночных животных).

В нижнем зале, расположенном на 1-м этаже, представлено большое разнообразие мира животных. Посетители могут здесь увидеть и одноклеточный организм, и большую рептилию.

Количество экспонатов такое огромное, что можно несколько дней потратить на изучение. 2-ой этаж занят верхним залом, который полностью «заселили» птицы и млекопитающие. Есть здесь и Костный зал. Выставка в данном случае предоставляет устройство животных изнутри. Посетители здесь могут увидеть:

  • скелет мамонта;
  • муляж носорога;
  • муляж слона;
  • муляж бегемота;
  • чучело крокодила и удава.

Для посетителей, желающих больше узнать о животных, сотрудниками заведения организованы лекции. Их проводят, принимая во внимание детские возрастные особенности.

По выходным увлекательные лекции для детей и родителей читает «Биолекторий». В вестибюле и выставочных помещениях размещены картины известных мастеров-анималистов. Здесь есть работы:

  • В.А. Ватагина;
  • Н.Н. Кондакова и др.

Что интересного следует знать о зоомузее:

  • Символом музея является русская выхухоль, занесенная в Красную Книгу России. Она изображена на эмблеме;
  • В отделе энтомологии собрана коллекция из 4 миллионов экземпляров насекомых;

  • Кроме лекционных бесед, сотрудники заведения проводят интерактивные занятия для деток разных возрастных групп и организовывают детские праздники по случаю дня рождения;
  • Каждую субботу и воскресенье «Биолекторий» проводит лекции для родителей с детками от пяти лет. Особенности и секреты биологии здесь преподносят в легкой, непринужденной форме;
  • В музее работает «Научный террариум», который знакомит посетителей с особенностями жизни рептилий. Режим работы «Научного террариума» — с 11.00 до 17.00 часов по выходным дням. На его посещение понадобится отдельный билет. В стоимость такого билета включено не только захватывающее повествование, но и возможность взять в руки редких животных;

Интересный факт : в конце прошлого столетия за заведением закрепили название Научно-исследовательский зоологический музей МГУ имени Ломоносова. После многочисленных смен статуса, это название действует и сейчас.

  • Для учащихся в старших классах и студентам организовали кружек юннатов, он работает по авторской разработке научного сотрудника Е. Дунаева.

Адрес

Выставочный комплекс расположен по адресу: г. Москва, улица Большая Никитская, дом 6. Найти его несложно. Он размещен непосредственно в центре столицы.

Трудно ли добраться на общественном транспорте? Совсем нет — доехав на метро до «Библиотеки им. Ленина» или «Охотного ряда», нужно направиться к дому №6 на улице Большая Никитская (это бывшая ул. Герцена). Искомое место располагается недалеко, к нему добираются меньше, чем за десять минут.

Режим работы

Начиная с 10 часов утра и до 17 часов вечера — открыт для посетителей. Только по понедельникам - выходные дни. Также нерабочим является последний вторник месяца.

Стоимость билетов

Для взрослых посетителей цена билета составляет 200 руб. Для детей школьного возраста, студентов и пенсионеров действует льготная цена, это 50 рублей.

Детки до семилетнего возраста имеют возможность посещать экспозиции без билетов. Также эта разрешено лицам, принадлежащим к льготным категориям.

Если приехать всей семьёй или группой, то можно заказать экскурсию. На группу из 7-ми человек это будет стоить 1500 рублей.

Если вы приедете без группы, но хотите попросить сопровождение экскурсовода, то достаточно приобрести билет за 250 руб. для взрослого и 100 руб. для ребенка и присоединиться к любой большой экскурсионной группе.